Как оформить парту в школе

Обновлено: 02.07.2024

Мы привыкли к тому, что школьный кабинет — это безрадостное пространство, из которого хочется скорее вырваться на волю. Вспомните, как выглядел ваш класс. Пыльные книги и ветхие парты, салатовые стены и затёртая меловая доска, кружевные занавески и чахлые растения в горшках.

Думаете, что-то изменилось с тех пор? Совсем не так кардинально, как нам хотелось бы. Предлагаем несколько способов омолодить школьный класс.

1. Поменяйте информационные стенды

В каждом школьном кабинете есть место, где учитель размещает важную информацию. Там могут висеть детские рисунки и поделки, расписание уроков и график уборки, афиши мероприятий и чек-листы по подготовке к экзаменам. Но, как правило, школьные стенды выглядят так, что на них невозможно ничего разобрать. Информация слипается в единый ком. Например, вот так.


В наших силах взять ситуацию под контроль! Одно из самых простых и бюджетных решений — канцелярские прищепки. Натягиваем проволоку или верёвку вдоль стены и подвешиваем любые информационные материалы на прищепки. Функциональное и эстетичное место для школьной коммуникации готово.


Другой несложный вариант — канцелярский планшет и клипборды. Планшеты отлично подойдут для часто меняющейся информации, а их средняя стоимость всего 100 рублей.


2. Обустройте классный уголок

В каждом школьном кабинете есть четыре обязательные зоны.

  • Учебная зона.
  • Зона хранения и отдыха.
  • Зона учителя.
  • Санитарная зона.

Предлагаем обратить внимание на зону отдыха, то есть на то свободное пространство, где ученики могут проводить время между уроками. Да, они могут оставаться в классе, а не убегать в коридор, а многие учителя даже предпочитают такой формат перемены — не надо следить за бегунами в коридоре.

Попробуйте выделить место классного уголка, где вы сможете делиться победами и достижениями своих учеников. Одно из наших любимых решений — пробковые подставки под горячее. Закрепляем нужное количество на стену (порядок зависит от вашей фантазии!) и получаем суперуголок для фотографий на полароид, мотивационных стикеров и наград.


3. Организуйте зону отдыха

Ящики для хранения (например, вот такая тумба) — это ваш главный друг и помощник с высокой мобильностью и функциональностью.


Раз — и тумба превращается в место хранения рабочих тетрадей по географии, клея и ножниц для уроков рисования, линеек и транспортиров для геометрии. Два — и при помощи нескольких подушек вы получаете зону отдыха для детей. Находчивость, смекалка и экономия — три кита, на которых стоит бюджетный школьный ремонт.

4. Правильно храните гору папок и бумаг

Уверены, у каждого учителя найдётся огромное количество невероятно важных и ценных бумаг! Проверочные работы и контрольные, табели посещаемости и методички, дидактические материалы и расписание выездных мероприятий.

Оборудуйте специальный уголок для документов, чтобы они всегда оставались в целости и сохранности. Например, прикрепите к боковым стенам книжных шкафов коробки для документов (такие можно найти во многих магазинах), используя двусторонний скотч. Всё важное всегда будет у вас на виду, а дополнительным бонусом вы получите экономию пространства и усилий.

5. Не бойтесь ярких цветов

Цветовая гамма в классе влияет на работоспособность и концентрацию учеников. Хотите, чтобы дети занимали первые места на всех городских олимпиадах? Предлагаем хитрый путь. Попробуйте отойти от стандартного окрашивания стен в два блока и расставьте разные акценты. Например, выделите одну стену более ярким цветом — оранжевым или жёлтым.


6. Поменяйте меловую доску на грифельную стену

Традиционная меловая доска кажется незыблемой частью школьного кабинета. Пора это менять! Покрасьте часть стены грифельной краской — не обязательно чёрной, можно даже красной или зелёной (всё зависит от вашей смелости и полёта фантазии). Грифельную доску (или стену) можно даже превратить в магнитную, если покрыть её дополнительным слоем специальной краски.


8 действенных способов наладить дисциплину в классе

Легко представить, насколько новое пространство разнообразит ваши уроки: устраивайте граффити-баттлы, развешивайте фотографии со школьных экскурсий, выписывайте длиннющие формулы во всю стену или рисуйте контурные карты всем классом.

7. Используйте светлую мебель

Долой надоевшие коричневые шкафы и зелёные парты! Используйте в оформлении кабинета светлую мебель: она визуально расширяет пространство и добавляет воздуха. А если бюджет ограничен, то просто перекрасьте старые предметы интерьера.


8. Не забывайте про важные детали

Школьный класс — не место для хранения сувениров. Но мы всё же рекомендуем обращать внимание на детали в интерьере. Правильно подобранные аксессуары добавят жизни пространству и помогут учебному процессу.

Начнём с цветов и занавесок. Предлагаем поменять застарелую коричневую глину на белые кашпо (помним про волшебное свойство белого сочетаться с чем угодно), а уставшее кружево — на технологичные бумажные жалюзи.


А что насчёт оформления стен? Портреты учёных, писателей или некрасивые таблицы с формулами так приелись, что на них уже не обращаешь внимания. Как правило, они ещё и висят так высоко, что прочитать, что на них написано, попросту невозможно. Попробуйте повесить в кабинете самодельные плакаты или яркие таблицы, которые легко найти в интернете.



Необычные карты для уроков географии, красочные ассоциативные карты для английского, эстетичные гербарии для биологии или карточки для уроков русского и литературы. Вы ограничены только вашей фантазией.






Блоги

Без бумаг, но с интерактивом. Плюсы онлайна — в личном опыте педагога


Блоги

Как воспитать самостоятельного ребенка: 5 советов многодетной мамы


Блоги

Чему детей научат роботы — в процессе создания


Дошкольники

Кто решает, сколько воспитателей должно быть в детском саду?

Все началось два года назад, когда в школу пришёл работать учителем географии мой муж. Ему дали кабинет, и он решил кардинально его изменить. Директор нас поддержал, и за 46 600 рублей нам удалось сделать комфортное образовательное пространство. Прошлым летом я с командой Geek Teachers сделала уже второй ремонт кабинета.⠀


Главными фишками моего кабинета стали:

⁃ место для чтения и отдыха, где дети могут с комфортом и пользой провести время.
⁃ Дверь, на которой можно писать (меловая наклейка).
⁃ Стеллажи с играми, журналами и книгами, которые в любое время можно взять.
⁃ банки для голосования жвачками (про этот метод, который помогает навсегда избавиться от жвачек под партами, у меня есть отдельный пост).
⁃ подвесные контейнеры с карандашами, ручками.

Зонирование кабинета



1. Учебная зона. 2. Зона хранения и отдыха. 3. Зона учителя. 4. Санитарная зона. Изображение взято из руководства по оформлению школ студии Артемия Лебедева


Учебная зона

В учебной зоне находятся рабочие места учеников. Здесь располагаются парты и стулья, а также информационные материалы для уроков.

Планировка учебной зоны кабинета зависит от количества учеников в классе, общего планировочного решения пространства, места вывода воды и размера парт (индивидуальные или двухместные).

Ученические парты расставляются в соответствии с нормативными документами, в которых указаны минимальные расстояния от столов до стен, шкафов, доски и между ними.

Зона хранения и отдыха

В зависимости от возможностей̆ пространства и пожеланий преподавателя, родителей и учеников зона совмещает в себе один или несколько модулей: зону хранения (различные стеллажи и шкафы для учебных материалов), мягкую зону (пуфы, лавки), зону свободного творчества (маркерные, меловые или магнитные поверхности), уголок настольных игр и рисования (отдельные столы со стульями) и выставочную зону (приспособления для демонстрации детских поделок).

При планировании зоны нужно учесть несколько моментов.

Во-первых, мебель должна примыкать к полу. Шкафы на ножках затрудняют процесс уборки кабинета.

Во-вторых, желательно, чтобы шкафы были закрытыми. Если это стеллаж, то для хранения стоит использовать непрозрачные контейнеры, чтобы не было визуального шума и кабинет смотрелся опрятно.

В-третьих, цвет мебели будет зависеть от цветового решения стен. Поэтому закупайте мебель уже после того как определитесь с цветовыми решениями для конкретного кабинета.

Зона учителя

Главными элементами являются удобный стул, просторный стол, закрывающий ноги. Желательно, чтобы техника стояла не на столе и имелось дополнительное место хранения рядом со столом.

Санитарная зона

Она есть преимущественно в кабинетах начальной школы и имеет следующие требования:

  • подвесная тумба
  • раковина со скруглёнными краями
  • жидкое мыло с дозатором
  • полотенца и мусорка

Стоит обратить внимание на плитку. Узористая, крупная плитка часто может испортить весь вид. Поэтому в этой зоне рекомендуется использовать мелкую квадратную плитку без узоров.

Цветовые решения

1. Классический: все стены кабинета окрашиваются в один цвет.

2. С акцентом. Одна из стен выделяется более ярким оттенком. Это помогает привлечь внимание к расположенному на этой стене объекту, например доске, и делает интерьер кабинета более необычным.


Еесть мнение, что стены, служащие фоном при демонстрации учебных пособий, должны быть согласованы по цвету с преобладающим цветом учебных средств и с цветом классной доски. В большей степени это относится к согласованию цветов стены и доски.

Цвет классной доски пo яркости не должен особенно отличаться от окраски стены, иначе из-за непрерывной адаптации глаз быстро наступит усталость.

По умолчанию двери, окна и потолки окрашиваются в белый цвет.

Если существующие помещения невозможно перекрасить, нужно придерживаться следующего правила: светлые пространства, оформленные в одном цвете, наполняются цветной мебелью; пространства, оформленные в разных оттенках, наполняются однотонной мебелью.

Нестандартные помещения лучше оформлять в светлых тонах — такое решение всегда хорошо смотрится. При невозможности приобрести мебель предложенного цвета лучше выбирать светлое дерево.

Выставочное пространство

Это важный элемент, который служит местом притяжения в любом кабинете. Существуют следующие варианты оформления выставочного пространства.

Стенд

Стенды могут быть фетровые и пробковые. Предпочтительней пробковый, так как в него легко втыкать кнопки, он смотрится эстетично. Но если предполагается крепить что-то на липучки, то фетровый стенд тоже подойдет. Альтернативой стендам служат пробковые подставки под горячее ХИТ из ИКЕА. Комплект из 3-х штук стоит всего 129 рублей.



Рейки

Плюсы этого способа в том, что
— рейки выглядят минималистично и сами по себе уже украшают пространство;
— пространства, куда можно прикрепить работу, действительно много;
— размещать листы можно где угодно и как угодно, постоянно меняя композицию.

Крепятся работы на кнопки.


Планшеты и клипборды

Самый обыкновенный канцелярский планшет может послужить отличным решением для создания необычного выставочного пространства.

Огромный плюс в том, что снимать и размещать новые работы очень легко и быстро.


Средняя цена одного планшета 100 рублей.

Прищепки

Еще один простой вариант — это прищепки.

Вам нужно натянуть вдоль стены проволоку, веревку или сетку. С помощью канцелярских прищепок подвесить работы.

Есть еще один похожий вариант, где работы крепятся не на прищепки, а на собачки (бегунки для штор), а собачки крепятся на рейлинг.

Варианты декоративного оформления пространства

Стены могут содержать интересную информацию в не менее интересной форме.
Это могут быть:
— измерители роста, где можно соотнести свой рост с ростом животных или известных литературных персонажей;
— геометрические фигуры с разверсткой;
— молекулярная сетка;
— иллюстрация о распространении звука в воздушной среде;
— наклейка, демонстрирующая закон отражения света.


Также можно использовать пол кабинета. С его помощью можно разобраться с дробями и наглядно изучить измерение углов.



Изображение с сайта Pinterest.

Как правильно устроить рабочее место школьника

Дни становятся короче, ночи - длиннее и холоднее. А у родителей вчерашних выпускников детского сада появляется все больше проблем. Одна из самых важных - переоборудование детской комнаты. И если раньше комната вашего наследника или наследницы была преимущественно игровой зоной, то теперь, с началом учебы, ей предстоит стать еще и рабочим кабинетом, одной из самых важных частей которого является письменный стол или парта, и стул, на котором будет сидеть юный ученик.

” При оформлении рабочего места родителям следует помнить о том, что с первых же дней в школе позвоночник и глаза ребенка будут испытывать колоссальные нагрузки, поэтому неверный выбор мебели и ее расположение в комнате может привести к серьезным нарушениям здоровья ребенка.

Огромный выбор мебели, представленный сегодня в магазинах, зачастую не только не облегчает жизнь родителей, но лишь прибавляет проблем. На самом же деле оформить рабочее место будущего первоклассника не так уж сложно, если держать в голове несколько простых правил.

Для начала родителям нужно решить, куда поставить письменный стол и стул

Рабочее место первоклассника

Расположение письменного стола или парты в комнате – один из самых важных моментов при планировке рабочего места, и подойти к этому следует со всей серьезностью, продумав все до мелочей.

” Довольно часто родители делают типичную ошибку - располагают стол непосредственно напротив окна. Этого не стоит делать по нескольким причинам.

Во-первых, лучи солнца будут отражаться от его поверхности, что создает избыточную нагрузку на глаза малыша. И во-вторых, при таком расположении стола у ребенка постоянно будет возникать желание посмотреть, что происходит за окном, и он будет часто отвлекаться от выполнения домашнего задания.

” Если ваш ребенок – правша, лучше всего поставить стол так, чтобы свет падал слева; если же малыш - левша, то наоборот.

Разобравшись с местом, нужно подумать о размере стола и стула

Как подобрать мебель для первоклассника

Нередко приходится видеть, что при выполнении домашнего задания ребенок сидит за письменным столом, рассчитанным на взрослого, и на взрослом стуле. Столешница при этом находится на уровне подбородка, плечи – выше ушей, при этом в поясничном отделе формируется кифоз.

” Чтобы понять, подходит ли по размеру стул, посадите ребенка так, чтобы ступни его ног ровно стояли на полу. Если угол между бедром и голенью прямой, вы можете быть спокойны – стул выбран верно.

Если угол острый, подумайте о стуле побольше, а если угол тупой, стул должен быть меньше. Важно, чтобы конец крышки стула не упирался в подколенную чашечку.

” Перейдем к столу. Чтобы понять, подходит ли ребенку стол, посадите ребенка на стул возле него. Если локоть опущенной к полу руки ниже крышки стола на 5-6 сантиметров, вы сделали правильный выбор.

Выбор рабочего стола для школьника

Также полезно знать простые правила определения высоты стула и стола, держа в голове следующее соотношение:

” Оптимальный размер крышки стола - не менее 60 на 60 сантиметров, иначе при выполнении домашнего задания малышу постоянно придется искать место для своих принадлежностей.

Теперь подумайте о том, где будут размещаться все школьные принадлежности

Для учебы школьнику понадобится немало самых разных предметов, и все это должно располагаться в комнате так, чтобы ребенок не испытывал проблем, собираясь в школу или делая уроки. Все должно лежать компактно, удобно и в одном месте. Одним из вариантов организации школьных принадлежностей является приобретение стола с ящиками. При этом важно, чтобы ящики не были слишком объемными и глубокими, иначе ребенок будет тратить немало времени на то, чтобы "выловить" из них нужный предмет.

полки для комнаты школьника

” Выбор зависит от вас и вашего ребенка, однако, помните о том, что открытые полки в некотором смысле обязывают ребенка поддерживать их в порядке, ведь беспорядок на открытой полке будет заметен каждому.

Есть мнение, что такой вариант полок формирует более "открытый характер". Если же вы знаете, что ваш малыш по натуре более закрытый и ценит личное пространство, вам можно подумать о выборе закрытых полок, либо скомбинировать оба варианта.

Количество полок для книг должно соответствовать возрасту ребенка. Первокласснику достаточно и одной полки, а потом, по мере взросления ребенка, вы сможете добавлять дополнительные.

Хорошо продумайте освещение в детской

Ребенок не всегда будет заниматься при дневном свете, поэтому важно до мелочей продумать расположение верхнего и настольного освещения. Для того чтобы избежать перепада света, лучше всего использовать эти два вида освещения одновременно, особенно если ребенок делает уроки вечером. Снова помните о том, что источник света должен быть слева для правшей и справа для левшей.

” Галогеновые лампочки в детской комнате недопустимы из-за их высокой яркости. Перед покупкой лампы обязательно прочтите удостоверение гигиенической регистрации, где указана область ее применения.

Очень важно подумать о том, куда поставить компьютер и нужен ли он вообще

компьютерный стол для школьника

Представить себе современную жизнь и учебу без компьютера невозможно. Многие дети к началу учебы в школе уже прекрасно умеют им пользоваться. Но все родители понимают, что в первом классе он будет нужен нечасто. Стоит ли ставить компьютер в комнату начинающего школьника уже сейчас - решать вам, но и в этом вопросе важно помнить о его безопасном и удобном расположении.

” Обычный письменный стол для компьютера не подходит, так как расстояние между монитором и глазами не должно быть меньше 50-70 см, а размер столешницы такого стола не позволяет этого добиться.

Поставить в одной комнате два стола, на одном из которых будет размещаться компьютер, едва ли возможно, поэтому стоит подумать о приобретении популярного сегодня углового стола. В этом случае монитор будет располагаться на нужном расстоянии от глаз, и на столе останется достаточно места для того, чтобы выполнять домашние задания или рисовать.

Подумайте и о мелочах, облегчающих жизнь школьника

Решив самые важные проблемы, обязательно подумайте и о мелочах. Не забудьте купить специальную подставку для учебника, так ребенку будет гораздо удобнее заниматься.

Подумайте о цвете стола, стула и другой рабочей мебели. Конечно, важно, чтобы цветовая гамма списывалась в интерьер, но не менее важны и личные предпочтения ребенка, ведь за столом он будет проводить немало времени.

Оформляя первое рабочее место малыша, руководствуйтесь не только собственными предпочтениями и соображениями. Советуйтесь с ребенком, спрашивайте его мнение, попросите ребенка описать или даже нарисовать рабочее место своей мечты, а затем отправляйтесь в магазин вместе. И тогда учеба будет доставлять малышу только радость.


о детях от 7 до 10 лет Другие статьи автора



Принцип организации классного пространства влияет на то, как ведут себя дети, какова атмосфера царит на уроке и, главное, правильная расстановка парт помогает в достижении целей урока. Есть три классические схемы расстановки парт: рядами, П-образная и кластерная. Рассмотрим все три схемы, выделим особенности, плюсы и минусы.

Конечно, расстановка парт зависит от размера кабинета и размера и количества парт и детей на уроках, но даже не в самых больших кабинетах можно сделать перестановку, чтобы добиться максимально продуктивного обучения.

Классическая расстановка парт

Начнем, пожалуй, с классической расстановки парт рядами: каждый из нас привык, что именно так должны быть установлены столы, если мы пришли учиться. В России есть два варианта: ряды образуют двуместные или одноместные парты, стоящие друг за другом. Все парты лицом к педагогу, который стоит около доски в начале кабинета. Вариации: досок может быть несколько по разным стенам.

Коммуникации и взаимодействие

Расстановка парт рядами способствует цели — внимание учеников должно быть на учителе: учитель говорит, дети слушают, при необходимости поднимают руку.

Групповую работу на таком уроке организовать не так просто:

  • практически всегда партнером становится сосед по парте, что не отвечает обучающим целям урока, когда нужно контактировать каждый урок или во время урока с разными людьми;
  • совместная работа между учениками на партах, стоящих друг за другом, не удобна — приходится разворачиваться перетягиваться через проход, та же проблема — если парты одноместные;
  • кабинеты, как правило, небольшие и в них нет свободного места, чтобы ученики могли перемещаться по кабинету быстро, не снижая темпа урока, выполнять задания.

Атмосфера урока

Расположение парт рядами не способствует коммуникациям, и ученики понимают это.

Поведение учеников

С одной стороны, все ученики как на ладони, с другой — за спинами одних скрываются другие — рисующие в тетрадях, играющие на смартфонах и просто спящие.

Если в классе есть ученики с плохим поведением, то учитель старается посадить их поближе вперед, чтобы контролировать их, но, с другой стороны, слишком плотная посадка нарушителей дисциплины может привести просто к взрыву на уроке. Рекомендуется вперед пересаживать только самых нуждающихся в контроле, а остальных рассаживать по классу рядом с прилежными ребятами.


Ряды учеников не позволяют учителю видеть всех ребят

Плюсы


Проблемы с организацией групповой работы при традиционной расстановке парт

Минусы

П-образная расстановка парт

Пример такой расстановки можно было бы увидеть в кабинетах информатики, если убрать центральные парты. Учитель и доска находятся в передней части кабинета, а столы или стулья располагаются кругом или по периметру от него, при этом в центре — пустое пространство.

Трудность организации такой расстановки парт — пространство, которого должно быть достаточно много, чтобы оставить пустую центральную часть. Как выход из сложившейся ситуации: когда нужно провести отдельное занятие с такой расстановкой, можно вынести парты за пределы кабинета и сложить в коридоре или поставить парты друг на друга в задней части кабинета. Эту работу с удовольствием сделают сами ученики на перемене. (Разумеется, чтобы это было безопасно для детей в классе и коридоре).

Таким образом получится освободить пространство кабинета. Зачем оно нужно?

Коммуникации и взаимодействие

В отличие от традиционной рассадки, здесь педагог видит каждого ученика, и сами ученики имеют зрительный контакт как с педагогом, так и с каждым учеником, то есть подсознательно класс воспринимается уже не как армейские ряды и шеренги, что-то нечто целое, общее, убираются барьеры между людьми.


Круговое расположение стульев

Способствует ощущению общности какой-то предмет, который ученики могут передавать друг другу при ответах на вопросы, а также мячик, который можно кидать от ученика к ученику или от преподавателя к ученикам. Все это: зрительный контакт, дополнение игрушкой или мячом, дополнительно стимулирует внимание детей к происходящему, повышает их включенность и активность.

Такая форма организации учебного кабинета позволяет также проводить выступление в центре, эксперименты, разыгрывание сценок, соревнования роботов в робототехнике, презентации и т.д.

Атмосфера урока

Сама по себе такая рассадка в классе уже снимает барьеры разобщенности, существовавшие при классической расстановке парт. Ученикам легко увидеть друг друга, легко выйти в центр и выступить, легко отвечать с места, когда тебя все видят и слышат.

Поведение учеников

С одной стороны, П-образная рассадка в кабинете позволяет учителю лучше контролировать учеников, поэтому часть поведенческих проблем снимается: если из-за спины можно было что-то выкрикивать или издавать надоедающие звуки, то под пристальным взглядом педагога и других участников группы не каждый нарушитель отважится на открытые провокации. Более того, ученики-нарушители оказываются в центре учебного процесса, следят за ним и им попросту некогда отвлекаться. Поэтому такая организация класса поможет решить ряд поведенческих проблем.

С другой стороны, дети лет до 12, не имеющие самодисциплины и развитого чувства ответственности при такой рассадке могут начать обезьянничать еще больше.

Как использовать

Такая рассадка хорошо подходит как для учебного процесса, так и для воспитательного — способствует сплочению коллектива, созданию доверительных отношений при обсуждении сложных классных проблем.

Усилить эффект сплоченности и равноправия поможет то, что педагог тоже сядет с детьми в ряд, а не будет стоять над ними.

Плюсы

  • Легко держать всех детей под контролем.
  • Сами ученики видят всех других участников группы и преподавателя, поддерживают с ним контакт.
  • Освобождается пространство в центре, которое можно использовать для презентаций и выступлений
  • Обстановка вынуждает детей вести себя хорошо и вовлекает их в учебный процесс.
  • Класс воспринимает себя как единое целое и единое целое с педагогом, если он сидит. Это способствует доверительным отношениям, раскрепощенности.
  • Позволяет использовать формы работы с мячом или другими предметами, передающимися от ученика к ученику.

Минусы

  • Невозможно или трудно применять для классов с маленькими детьми, с классами, где много детей со сложным поведением.
  • Стеснительным и неуверенным в себе ученикам некомфортно быть на виду, потому что скрыться не за кем (возможно, таких учеников стоит сажать около стола, цветка или другого предмета, который искусственно ставится в классе для создания благоприятной обстановки для таких учеников).
  • Сама по себе расстановка парт или кресел не поможет, если ученики не хотят говорить. Они так и останутся молчаливыми смотрящими друг на друга и находящими поддержку других молчунами.
  • Невозможно или трудно организовать такую форму обучения для очень большого числа детей.

Расстановка парт кластерами

Кластеры — это сгруппированные парты, вернее, группы детей за партами в кабинете. Дети могут быть рассажены парами или группами из нескольких человек.


Групповая работа на составленных вместе партах

Групповое обучение применяется тогда, когда важно показать, что эффект групповой работы выше, чем работы каждого ученика в отдельности, когда важно научить детей работать в группах и в других случаях. Читайте подробнее о групповом обучении в нашей статье.

Если парты уже расставлены группами в начале урока и дети не достают все вещи сразу, то в течение урока можно организовывать несколько пересадок для формирования каждый раз новой группы детей.

Учителю легко перемещаться между столами (если позволяет пространство), а не обходить весь класс как при расстановке рядами.

С другой стороны, педагог не может одновременно находиться рядом с каждым столом, поэтому целесообразно выделить одного или несколько учеников-кураторов, которые будут подходить к столам и помогать ребятам. С одной стороны, это усилит продуктивность группового обучения, с другой стороны — даст возможность отдельным ученикам (гиперактивным или особо одаренным) проявить свои способности.

Коммуникации и взаимодействие

Работа в кластерах схожа как с работой в классическом классе, так и в П-образном: с одной стороны, дети сидят за партами и занимаются, с другой — они находятся в рамках мини-группы. Для застенчивых детей и тех, кто пока не готов работать в П-классе здесь есть возможность сначала презентовать свои мысли или успехи для мини-группы, а затем уже и для всего класса.

Атмосфера урока

С одной стороны, все дети занимаются вместе, но с другой — больше ответственны за свою мини-группу, и общность ощущают и с классом в целом, и за группу в частности.

При этом дети чувствуют себя более свободными в мини-группе, могут допускать ошибки, советоваться с другими ребятами и получать от них помощь до того, как презентовать результаты для всех учеников.

Поведение учеников

Поведение отдельных ребят может стать проблемой, если они будут находиться вдалеке от учителя, поэтому рекомендуется всех потенциальных нарушителей дисциплины размещать в центре помещения — там, где учитель бывает чаще всего.

Помочь в решении поведенческих проблем может:

  • сама группа или ее сильный лидер, особенно если назначить руководителя/лидера группы, который будет иметь власть;
  • создание разнополых групп (в младшем возрасте);
  • работать в паре с другим педагогом (воспитателем, стажером, студентом, родителем и т.д.).

Плюсы

  • Сплочение коллектива в рамках мини-группы, формирование личных отношений с отдельными учениками за счет индивидуальной работы с ними, вынужденного сближения.
  • Ученики могут смелее высказывать свои мысли и делать предположения в мини-группе, недели при других формах расстановки парт.
  • Форма обучения позволяет организовать работу учеников-ассистентов, выбрав, например, самых одаренных или успевающих, быстро схватывающих все на лету.
  • Развивает коммуникативные навыки, навыки работы в группе, лидерские качества.
  • Позволяет организовать взаимообучение детей. Читайте, например, Обратная методика Ривина, Парная работа на уроке, Взаимоконтроль и взаимопроверка.

Минусы

  • Отдельные ученики могут просто отсиживаться и не принимать участие в работе группы, когда все функции берут на себя самые активные и успевающие дети, а остальные пассивны. Эту проблему может решить грамотная подготовка к такому занятию, активная позиция педагога на уроке, грамотный подбор детей в группу и, конечно, целенаправленное обучение детей групповой работе на системе уроков.
  • Сама по себе рассадка детей кластерами не предполагает того, что это будет именно групповая работа детей, они могут быть независимыми учениками, просто сидящими вместе. Этот момент должен продумать и исключить педагог.
  • Трудно оценить действия каждого конкретного ученика в группе.






Смотрите также полезные сайты:

Высылайте ваши фотографии расстановки парт в кабинете на info@pedsovet.su для публикации в этой статье

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

0 Спам

6 Комментарии • 06:02, 20.05.2019

СанПин и правила противопожарной безопасности тоже не дураки составляли. Размеры проходов, расстояние до доски и т.д. необходимо учитывать. Все эти групповые формы и взаимные контроли от лукавого ( читай от Сороса). И помни мудреца Соломона:"Всё пройдёт!"

1

5 natvlad9623 • 06:21, 14.10.2018

А у нас в школе администрация с легкой руки инспекторов из Управления образован. заявляет: "Если у вас в кабинете парты стоят рядами, не объединены парами, значит не работаете группами, не работаете по ФГОС". Вот так визуально могут определить профессиональную компетентность учителя наши чиновники!

1 Спам

3 gbahmeteva • 06:30, 05.10.2018

Расстановка парт нормируется в СанПиН для общеобразовательных школ. Рекомендуется рядная расстановка с обязательным левосторонним естественным освещением через окна. При П-образной расстановке одним учащимся свет в спину, другим - в лицо. Как же у нас любят любое иностранное слово непременно воткнуть куда надо и не надо. Лесопромышленные кластер, логистический классер, и вот - теперь в школе. При определенных видах деятельности можно использовать и вариант № 2 и № 3, при условии, сто не будет никаких работ. Трудно себе представить, как будет проходить урок математики или русского языка при такой расстановке ученических парт, на которых школьникам надо много писать. А как обеспечить при этом каждого учащегося (пару учащихся) партой (столом и стулом) по высоте соответствующих росту ребенку, если заботиться об осанке учащегося? Это возможно только при рядной расстановке парт. Вывод: учитель старается сделать так, чтобы ему, учителю, было удобно. Заботы об удобствах для учащихся, о его здоровье не просматривается. При этом в минусах при всех видах расстановки парт отмечается, что все равно часть учащихся не увлекается, мягко говоря, учебных процессом. Одна дама из управленческой структуры очень гордилась тем, что у нас в каждом классе экспериментальная площадка. А может хватит уже экспериментировать и выпендриваться с нововведениями/креативами от каждого учителя? Может пора начать просто учить?

0

4 Екатерина_Пашкова • 11:31, 05.10.2018

Все верно пишете!

Вы знаете, в этой статье нигде не говорится, что так нужно делать каждый день на каждом уроке. Вспоминаем СанПин, прокуроров - это я понимаю все, что у нас в стране все запрещено и делать ничего нельзя, и все незаконно.

Но провести один урок в полугодие, в четверть, провести занятие после уроков с отдельными ребятами - почему нет? Уйти в актовый зал? Уйти в самый большой кабинет в школе? Оборудовать специально один кабинет для таких занятий и давать его учителям по очереди? Оборудовать рекреацию для таких занятий?

Учитель волен выбирать формы и методы работы. Разумеется, он выбирает то, что удобно ему, что ему подходит. Если он считает, что какие-то методы помогут ему достигнуть цели обучения, урока, он их использует. Если педагог считает, что какой-то метод ему не подходит, пусть не использует. Наш сайт не навязывает методику, он дает выбор, рассказывая о разных методах, фишках, приемах, идеях, стратегиях, а дальше каждый педагог, учитывая свои классы, свою предметную область, свое оснащение кабинета, выбирает то, что ему подходит и внедряет. Каждый решает сам.

Читайте также: