Что вам известно о гипотезе вечности жизни кратко

Обновлено: 05.07.2024

Согласно теории Панспермии, предложенной в 1865 году немецким ученым Г. Рихтером и окончательно сформулированной шведским ученым Аррениусом в 1895 году, жизнь могла быть занесена на Землю из космоса. Наиболее вероятно попадание живых организмов внеземного происхождения с метеоритами и космической пылью. Это предположение основывается на данных о высокой устойчивости некоторых организмов и их спор к радиации, глубокому вакууму, низким температурам и другим воздействиям. Однако до сих пор нет достоверных фактов, подтверждающих внеземное происхождение микроорганизмов, найденных в метеоритах. Но если бы даже они попали на Землю и дали начало жизни на нашей планете, вопрос об изначальном возникновении жизни оставался бы без ответа.

Против возражения о том, что теория панспермии (в том числе управляемой) не решает вопрос о зарождении жизни, они выдвинули следующий аргумент: на планетах другого неизвестного нам типа вероятность зарождения жизни изначально может быть намного выше, чем на Земле, например, из-за наличия особенных минералов с высокой каталитической активностью.

На основе всех этих теорий я сделала своё собственное заключение, которое наиболее приемлемо и понятно для меня.

Дарвинская теория макроэволюции намеревалась доказать следующее:

1. В определенный момент вещество стало живой материей

2. Биологическая эволюция привела в результате мутаций к появлению новых видов

3. Эволюционный процесс был успешным и прогрессивным

4. Животные - высшая форма жизни, а человек - высшая форма животной жизни

Иными словами, дарвинизм - это теория исключительно физического существования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Теория вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. 11 класс..docx

Урок биологии_

Тема урока Теория вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.

Тип урока урок - лекция.

Цель урока: расширить и обобщить знания учащихся о различных взглядах на возникновение жизни на Земле.

Задачи урока.

Образовательные: сформировать представление о теории вечности жизни, материалистических представлениях о возникновении жизни на Земле;

Развивающие: способствовать формированию научного мировоззрения, научить находить биологические закономерности, анализировать единичные факты в определенной логической последовательности.

Воспитательные: пробудить у учащихся интерес и позитивное отношение к биологической науке и поиску всеобъемлющей теории по проблеме возникновению жизни на Земле.

I . Орг. момент

II . Проверка д/з:

1. Отличия живого от неживого и определение понятия “жизнь” (краткая беседа).

2. Самозарождение жизни.

3.Опыты итальянского врача Франческа Реди.

4. Эксперимент Пастера

5. Перечислите основные гипотезы возникновения жизни на Земле.

III . Изучение н/м:

Проблема возникновения жизни на Земле во все времена привлекала внимание к себе человека. С глубокой древности и до нашего времени было высказано множество гипотез о происхождении жизни на Земле. Однако все их многообразие сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения: абиогенеза и биогенеза. Сторонники биогенеза полагали, что все живое происходит только от живого. Их противники защищали теорию абиогенеза; они считали возможным происхождение живого от неживого, т.е. в той или иной мере допускали самозарождение жизни.

В наше время в окружающей нас природе мы не встречаем случаев самозарождения. Все живые существа — как высокоорганизованные, так и самые простые — всегда появляются только путём рождения от себе подобных. Но для того чтобы появиться на свете, необходимо иметь родителей. Рождение возможно только от живых существ. Откуда же на нашей планете появились самые первые живые организмы? Не могли же они прилететь к нам на Землю откуда-то извне, подобно тому как зародыши бактерий заносятся в сосуды с питательными жидкостями из воздуха. Это кажется совершенно невероятным.

Гипотеза стационарного состояния или вечности жизни.

Гипотеза стационарного состояния или гипотеза вечности жизни, утверждает, что жизнь на Земле никто не создавал, поскольку она существует вечно. Происхождение неживого из живого. Раскаленные массы земного шара – живые организмы со своим обменом веществ. По мере остывания Земли эти массы распадались на части и выпадали из жизненного круговорота, которые составляли неорганическую природу. Виды тоже никогда не возникали, они были и есть, а эволюции не существует. Может происходить лишь изменение численности видов или их вымирание.

Гипотеза вечности жизни была выдвинута немецким ученым В. Прейером в 1880 г., который предполагал, что даже раскаленные области внутри земного шара могут являться скоплением живых организмов со своим обменом веществ.

После опытов Пастера многие его современники стали считать, что живые существа вообще никогда и ни при каких условиях не могут возникать иначе, как путём рождения. Отсюда следует, что жизнь существует вечно, что она только меняет свою форму, переходя от одного живого существа к другому, но никогда безжизненная материя не может перейти в живую иначе, как через посредство живого организма.

Согласно гипотезе стационарного состояния или вечности жизни Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды также существовали всегда.

Гипотезу стационарного состояния иногда называют гипотезой этернизма (от лат. еternus – вечный).

Это представление соответствует концепции вечной несотворенной Вселенной, характерной для восточных религий, таких как индуизм и буддизм. В контексте современных астрономических знаний эта гипотеза не рассматривается как научная.

По Прейеру, проблемы происхождения жизни вообще нет. Он рассматривает жизнь как существующую вечно. Более того, он ставит вопрос о происхождении неживого из живого, ему предшествовавшего во времени. Соответственно этому ученый рассматривал раскаленные массы формировавшегося земного шара как гигантские живые организмы со своим особым обменом веществ. По мере остывания Земли эти массы распадались на части, которые не могли вновь слиться и поэтому выпадали из жизненного круговорота. Они-то и составляли неорганическую природу.

2. Материалистические теории происхождения жизни.

Проблема происхождения жизни для теорий вечности жизни не существует по той простой причине, что эти теории стирают различия, существующие между живым и неживым. Поскольку эти теории исходят из единства комплекса живое — неживое, для них не существует и вопроса о происхождении одного от другого. Совсем иначе обстоит дело, если принять наличие специфических различий между живой и неживой материей — в этом случае сам собой возникает вопрос о возникновении этих различий. Разрешение настоящего вопроса, естественно, неразрывно связано с теми представлениями, которые существуют о природе различий между неживой материей и живыми организмами.

Правильная постановка этого вопроса стала возможной лишь после исследований Л. Пастера и в связи с расширением и углублением самого понятия живого. Особенное значение в истории проблемы имела теория немецкого ученого Э. Пфлюгера (1875).

В данной теории Пфлюгера важным является материалистический подход к проблеме возникновения жизни и выделение белка как важнейшей составной части протоплазмы.

Многие современные ученые поддерживают гипотезу появления жизни из аминокислот и других органических и неорганических соединений в первичном океане.

IV . Закрепление:

1. С какими теориями возникновения жизни вы сегодня познакомились?

2. В чем смысл теории вечности жизни?

3. Перечислите материалистические теории происхождения жизни

V . Д/З: стр. 11-12, параграф 2 страница 17- 18,

Творческое задание на выбор:

ответить на вопрос: Возможно ли возникновение жизни на Земле небиологическим путем в наше время?

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

История представлений о возникновении жизни


Креационизм (лат. creatio — создание, сотворение) — концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их Богом.

Рассматривая природу с позиций креационизма, многие учёные XVIII — XIX веков считали, что все живые существа являются материальным воплощением идей Творца, они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени.

Наличие в земной коре многочисленных ископаемых окаменелых останков он объяснял тем, что в течение истории Земли происходили обширные катастрофы, или катаклизмы. По его теории катастроф каждый геологический период имел свою фауну и флору и заканчивался громадным переворотом, катастрофой, при которой гибло на Земле всё живое и новый органический мир возникал путём нового божественного творческого акта.

Идеи самопроизвольного зарождения жизни были распространены в Древнем Китае, Вавилоне и Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым они сосуществовали.

С распространением христианства теория спонтанного зарождения жизни оказалась не в чести: её признали лишь те, кто верил в колдовство и поклонялся нечистой силе, но эта идея все продолжала существовать где-то на заднем плане в течение ещё многих веков.

Ван Гельмонт, весьма знаменитый и удачливый учёный, описал эксперимент, в котором он за три недели якобы создал мышей. Для этого нужны были грязная рубашка, тёмный шкаф и горсть пшеницы. Активным началом в процессе зарождения мыши Гельмонт считал человеческий пот.

Идеи самопроизвольного зарождения, основывающиеся на концепции абиогенеза — живое из неживого, не вызывали возражений и у таких выдающихся мыслителей, как В. Гарвей, Р. Декарт, Г. Галилей, Ж. Б. Ламарк, Г. Гегель.

В конце XIX в. гипотезы абиогенеза фактически утратили свое влияние в науке и обществе. На смену им пришли гипотезы биогенеза. При этом одни ученые выдвигали идею о том, что жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена на нее из космоса, где жизнь существует вечно.

Теории вечности жизни в современном виде возникли почти одновременно с появлением работ Л. Пастера и на первый взгляд являются логическим выводом из последних.

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень незначительно. Согласно этой версии, виды также никогда не возникали, они существовали всегда, и у каждого вида есть лишь две возможности — либо изменение численности, либо вымирание.

По современным оценкам, основанным на учёте скоростей радиоактивного распада, возраст Земли исчисляется 4,6 млрд лет. Более совершенные методы датирования дают всё более высокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонникам теории стационарного состояния полагать, что Земля существовала всегда.


Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определённых ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистепёрых рыб — латимерию (целаканта) . Считалось, что кистепёрая рыба (целакант) представляет собой переходную форму от рыб к земноводным и вымерла 60 — 90 млн лет назад (в конце мелового периода). Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в 1939 году у побережья Мадагаскара был выловлен первый живой целакант, а затем и другие экземпляры. Таким образом, целакант не является переходной формой.


Были найдены и многие другие считавшиеся вымершими животные, например гаттерия (туатара) — живое ископаемое пресмыкающееся. За миллионы лет она не претерпела практически никаких эволюционных изменений.

Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что, изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми останками, можно только сделать вывод о вымирании, а не об изменении видов. Так, например, внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определённом пласте они объясняют увеличением численности его популяции или его перемещением в места, благоприятные для сохранения остатков.

Большая часть доводов в пользу этой теории связана с такими неясными аспектами эволюции, как значение разрывов в палеонтологической летописи.

Идею стационарного состояния жизни поддерживал академик Владимир Иванович Вернадский, автор учения о биосфере. Вернадский считал, что жизнь — такая же вечная основа Космоса, которыми являются материя и энергия.

Гипотеза панспермии -->

Гипотеза панспермии была выдвинута в 1895 году шведским физиком С. Аррениусом. Так же как и гипотеза стационарного состояния, гипотеза панспермии не предлагает никакого объяснения первичного происхождения жизни. Она утверждает, что жизнь была занесена на Землю из космоса с других планет.

Наиболее вероятно попадание живых организмов внеземного происхождения с метеоритами и космической пылью. Это предположение основывается на данных о высокой устойчивости некоторых организмов и их спор к радиации, глубокому вакууму, низким температурам и другим воздействиям.

Вопросы о происхождении жизни на Земле и о возникновении самой Земли всегда волновали человечество. Являясь вечными и глобальными, эти проблемы и сегодня ещё далеки от решения. Мы располагаем доказательствами эволюции органического мира, но как происходило возникновение жизни на Земле, мы можем только предполагать. За всю свою историю человечество создало множество теорий и выдвинуло гипотезы, которые пытались объяснить, когда и как появилась жизнь на нашей планете.

Креационизм. Согласно концепции креационизма, жизнь возникла в прошлом в результате уникального акта творения. В идею сотворения мира можно верить, но её нельзя доказать. Так как процесс божественного сотворения мира произошёл, по мнению её сторонников, лишь однажды и, следовательно, его невозможно наблюдать, повторить или смоделировать, то наука не может изучать это происхождение жизни как явление. Поэтому концепция креационизма вряд ли когда-либо будет доказана или опровергнута.

Серьёзный удар по концепции абиогенеза нанесли эксперименты итальянского врача Франческо Реди. В 1688 г. Реди установил, что маленькие белые червеобразные личинки мух появляются не из гнилого мяса, а из яиц, отложенных мухами. В сосудах с гнилым мясом, закрытых марлей, личинки не появлялись, а в открытых сосудах, куда свободно залетали мухи, через несколько дней Реди обнаружил множество личинок. Результаты этих экспериментов подтвердили концепцию биогенеза, согласно которой жизнь может возникнуть только из уже существующей жизни.

Гипотеза стационарного состояния, или вечности жизни. Сторонники идеи вечности жизни считают, что жизнь на Земле никто никогда не создавал, потому что она существует вечно. Виды тоже никогда не возникали, они были и есть, и эволюционировать они не могут. Единственное, что им может грозить, это изменение численности или вымирание, если условия станут не подходящими для их существования.


Рис. 48. Опыт Л. Пастера

Современные лабораторные исследования доказывают высокую устойчивость некоторых живых организмов к неблагоприятным воздействиям. Споры и семена растений после длительного выдерживания их в жидком кислороде и азоте сохраняют всхожесть. Не теряют способности к оплодотворению сперматозоиды, находившиеся десятки лет в замороженном состоянии в жидком азоте. Споры бактерий сохраняют жизнеспособность в течение тысяч лет и выдерживают колебания температуры от -243 до 140 °С.

Однако гипотеза панспермии не решает проблему возникновения жизни. Она просто переносит её в иную часть нашей Галактики или Вселенной.

Одним из первых проблему возникновения жизни с научной точки зрения попытался решить российский академик Александр Иванович Опарин, выдвинувший гипотезу о возникновении жизни из веществ неорганической природы (теория биохимической эволюции). Эта гипотеза легла в основу большинства современных представлений о происхождении жизни на Земле.

Вопросы для повторения и задания

1. Какие условия необходимы для возникновения живых организмов по мнению древнегреческих философов?

2. В чём заключается смысл опытов Ф. Реди?

3. Опишите опыты Л. Пастера, доказывающие невозможность самозарождения жизни в обычных условиях.

4. Что вам известно о гипотезе вечности жизни?

5. Какие вы знаете материалистические теории возникновения жизни?

Подумайте! Выполните!

1. Объясните, чем опыты Л. Пастера принципиально отличались от опытов Л. Спалланцани и М. М. Тереховского.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

VI. Возникновение жизни на Земле

VI. Возникновение жизни на Земле Из опытов Спалланцани и Пастера мы уже знаем, что при высокой температуре жизнь прекращается. Большинство организмов погибает уже при 70–80 градусах тепла. Значит, для их жизни требуются определенные условия температуры. Требуются для

IV. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

IV. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Откуда взялись на земле первые организмы, когда впервые началась на ней органическая жизнь, появилось ли на ней вдруг все современное разнообразие растительного и животного мира, было ли между этим и прошлым миром полное

БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Человеку свойственно задумываться над будущим, он всегда хочет его предугадать, предвидеть. Вся деятельность людей связана с планами, расчетами. В истории человечества все большую роль играет далекое предвидение в любых отраслях его

Глава 7. Первая ступень эволюции жизни на Земле: от химического к биотическому круговороту

Глава 7. Первая ступень эволюции жизни на Земле: от химического к биотическому круговороту Пожалуй, самое удивительное в эволюции жизни на Земле, это то, как быстро она происходила. Р. Е. Дикерсон

Главные ступени развития жизни на земле

Главные ступени развития жизни на земле Развитие жизни на земле от её первого начала до нашего времени продолжается миллиарды лет. За это долгое время жизнь на земле прошла через ряд ступеней от более простого к более сложному и совершенному. Вот главные такие

4. РАЗВИТИЕ ОБЩИННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МУРАВЬЕВ

4. РАЗВИТИЕ ОБЩИННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МУРАВЬЕВ Что вообще подразумевается под прогрессивным развитием той пли иной группы животных? Изучая этот вопрос, выдающийся советский биолог А.Н.Северцов сформировал два основных критерия биологического прогресса: рост общей

Об органических существах с особым образом жизни и строением, об их происхождении и переходах между ними.

Об органических существах с особым образом жизни и строением, об их происхождении и переходах между ними. Противники тех взглядов, которых я держусь, спрашивают, каким образом, например, из сухопутного хищного животного могло образоваться водное, ибо как могло

Что такое фотосинтез и какое значение он имеет для жизни на Земле?

Что такое фотосинтез и какое значение он имеет для жизни на Земле? Фотосинтезом называют образование высшими растениями, водорослями, фотосинтезирующими бактериями сложных органических веществ, необходимых для жизнедеятельности как самих растений, так и всех других

4.1. Палеонтологические и физико-химические данные о времени появления на Земле клеточных форм жизни

4.1. Палеонтологические и физико-химические данные о времени появления на Земле клеточных форм жизни Возраст самых древних минералов на Земле 3800–3900 миллионов лет. К ним относятся уже образовавшиеся к тому времени в морях и океанах осадочные породы, а также более древние

16. Развитие жизни на Земле

16. Развитие жизни на Земле Вспомните!Что изучает наука палеонтология?Какие эры и периоды в истории Земли вам известны?Около 3,5 млрд лет назад на Земле наступила эпоха биологической эволюции, которая продолжается и сейчас. Менялся облик Земли: разрывая единые массивы

2.2. Гипотезы возникновения жизни на Земле

2.2. Гипотезы возникновения жизни на Земле Над этими вопросами на протяжении столетий задумывались многие мыслители: религиозные деятели, представители искусства, философы и ученые. Не имея глубоких научных данных, они вынуждены были строить самые фантастические

Глава 3 Механизмы зарождения жизни на Земле

Глава 3 Механизмы зарождения жизни на Земле 3.1. Аминокислоты Сформировавшиеся физико-химические условия на первобытной планете можно отождествить с установкой С. Миллера, в которой он синтезировал аминокислоты из газов, существовавших в тот период. Единственная разница

Глава 3. Нестыковки жизни и наших представлений о ней

Читайте также: