Пособие исследовательская деятельность в школе

Обновлено: 06.07.2024

Слова Л. Н. Толстого подтверждают и современные ученые, утверждая, что 70% интеллекта закладывается в первые годы обучения. Ребенок до 13 лет легко принимает все новое и неизвестное. И если в детстве человек не научился творить – создавать что-то свое, он всю жизнь будет копировать и повторять других, даже не замечая этого.

Перед вами практическое пособие по организации исследовательской деятельности. Работа может быть полезна как взрослым, готовым к самосовершенствованию, так и школьникам. Молодые учителя познакомятся с теорией и практикой организации учебно-исследовательской деятельности, как одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности школьников. Опытные учителя по новому посмотрят на исследовательскую деятельность, как один из основных факторов в развитии творческой личности учащихся. Практическую помощь найдут педагоги – научные руководители проектов и исследовательских работ. Администрация школы, может быть, захочет пересмотреть вопрос по организации исследовательской деятельности или задумается о создании условий учителю для творчества. Родители – с другой стороны увидят своего ребенка и помогут ему стать творческой личностью. А учащиеся попробуют себя в новом виде деятельности.

Ответы на эти и другие вопросы попыталась дать в пособии, построенном в трех направлениях. Первый раздел раскрывает исследовательскую деятельность как требование времени и необходимости создания условий для учащихся и учителя, который является движущей силой, первой скрипкой в организации исследовательской деятельности в школе.

Второй раздел вооружает учителя теоретическими знаниями, методологией исследовательской деятельности. Описанная последовательность работы, с приведенными примерами из своего опыта, поможет как начинающему, так и опытному учителю.

Третий раздел из личного опыта работы учителем начальных классов, педагогом дополнительного образования и научным руководителем двадцати исследовательских работ. Все работы стали победителями на разных уровнях, в каждой из которых видна своя особенность, своя индивидуальность. И поэтому нельзя брать чужую индивидуальность за образец, но можно ориентироваться на ее уровень при самооценке. А честная самооценка – это шаг к развитию. Желаю успехов!

От автора

Исследовательской деятельностью с учащимися начала заниматься в 2005 году. Подготовили с ребятами 14 работ, ставшие призерами на разных уровнях: школьных, муниципальных, республиканских (г. Сыктывкар) и российских (г. Москва).

На сегодняшний день помогла ребятам подготовить двадцать исследовательских работ.

Моя работа в исследовательской деятельности подразделяется на три этапа.

I этап: 2005—2009 гг. – педагог МОУ ГИЯ (Гимназия иностранных языков), г. Ухта, Республика Коми.

Помогала и помогаю сегодня не только детям, но и учителям:

В результате, за три года работы в ЦЮТ получила Благодарственные письма от:

• Центра международных программ в образовании за подготовку призеров, 2011 и 2012 гг., г. Москва;

• Окружного методического центра за подготовку призеров, 2012 г., г. Москва;

• Республиканской учебно-исследовательской конференции за подготовку дипломантов, 2010 г., 2011 г., 2012 г., г. Сыктывкар;

• Кировского физико-математического лицея за подготовку призеров, 2011 г., г. Киров;

С 2013 г. в Москве подготовили с внуками 6 исследовательских работ, ставшие все призерами конкурсов школ и округа.

В 2018 г. – эксперт Окружного конкурса проектно-исследовательских работ в г. Москва.

Многолетняя работа с учащимися и учителями позволила увидеть их трудности и проблемы в организации проектно-исследовательской деятельности:

• Учащиеся практически не включаются в поисковую деятельность из-за нехватки свободного времени и их загруженности;

• Низкий уровень умений работать с учебником и другой научной литературой;

• Основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, которые не становятся по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму исследовательских задач;

• Снижение мотивации к изучению предмета;

• Учителя же в большинстве случаев не владеют методологией учебной исследовательской деятельности.

Все это стало причиной написания практического пособия по организации исследовательской деятельности в школе и желанием поделиться личным опытом.

1. Исследовательская деятельность в образовании

1.1.Учебно-исследовательская деятельность – требование времени

Изменения в современной образовательной политике государства кардинально изменили требования и цели в системе образования.

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют от современных специалистов принятия самостоятельных, быстрых и творческих решений. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности.

Постоянный объем информации приводит к тому, что учащиеся не могут сосредоточиться на усвоении различных знаний, с трудом отслеживают научные достижения и не всегда осознают их смысл.

Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание всесторонне развитой самостоятельной, целеустремленной личности, обладающей прочными знаниями и хорошей эрудицией; человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, поэтому тема организации исследовательской работы с учащимися была и будет актуальной.

Следовательно, исследовательская деятельность, будучи органично включенной в учебный процесс, может обогатить учащихся, научить азам организации процесса самостоятельного познания. При выполнении такой работы обучающиеся самообразованием получают большой объем знаний, а также приобретают навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления, методами научных исследований. Занятие данной деятельностью позволяет познать собственные психологические особенности (сильные и слабые стороны своего восприятия, памяти, мышления, чувств и воли, учит объективно оценивать свою работоспособность, свои познавательные возможности).

Сколько лет работаю, столько говорим об одном, суть которого сводится к – всестороннему развитию личности.

Современная школа работает над требованиями к подготовке учащегося, над моделью выпускника.

Психологические особенности:

• Высокий уровень развития психических процессов

• Способности (творческие, интеллектуальные)

• Рефлексия, и т. д.

Личностные качества:

• Стремление к самоутверждению, и т. д.

Умения и навыки:

Современный выпускник – это развитая, творческая личность, способная видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути ее решения. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, которую необходимо ввести и активизировать в учебном процессе и внеурочной деятельности. Для этого учебное заведение должно создать определенные условия.

1.2. Условия для организации исследовательской деятельности в школе

1. Одним из главных условий организации исследовательской деятельности – создание администрацией мобильного творческого педагогического коллектива, который будет работать как единый организм. Наличие структуры взаимодействия субъектов образовательного процесса в управлении интеллектуально-творческим развитием личности на основе исследовательской деятельности педагогов и обучающихся.


• ответственность за исследовательскую деятельность несет зам. директора по НМР;

• методист по ИД, который связан с педагогом – психологом, педагогом – организатором, библиотекарем и программистом. Под его руководством работает непосредственно методический совет;

• методический совет работает с методическими объединениями и творческими группами, в состав которых входят руководители исследовательских работ.

Условием успешной организации проектно-исследовательской деятельности в школе также является:

• Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации.

• Признание руководством и коллективом школы, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений в работе школы.

2. Интерес учащихся и педагогов зависит также от условий, созданных в учебном заведении.

Методические:

• тесты для определения отношения учителей и учащихся к исследовательской деятельности;

• ознакомление педагогов с технологией учебно-исследовательской деятельности;

• консультации по руководству исследовательской деятельностью учащихся;

• создание методической копилки материалов.

Психологические:

• диагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к исследовательской деятельности;

• проведение тренингов со школьниками, которые занимаются исследовательской работой;

• консультации для школьников, родителей и учителей.

Информационные:

• каталог литературы по организации исследовательской деятельности;

• база данных одарённых детей и, занимающихся исследовательской деятельностью;

• база существующих исследовательских работ учащихся;

• ознакомление с датами конкурсов исследовательских работ на разных уровнях.

Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников – одна из основных форм творческой работы. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

3. Организация научного общества учащихся (НОУ) с целью:

• выявления учащихся, способных к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;

• привлечения учащихся к научной и исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей;

• формирования аналитического и критического мышления учащихся в процессе исследования;

• содействия в профессиональной ориентации учащихся;

• самовоспитания у учащихся целеустремленности и системности в учебной деятельности;

• самоутверждения учащихся благодаря достижению и публикации полученных результатов.

Деятельность научного общества учащихся даст ощутимый результат:

• развитие творческого мышления;

• совершенствование речевых навыков, навыков критического оценивания работ своих соперников, совершенствование публичной речи;

• приобретение навыков конкурсной борьбы;

• опыт отстаивания своей точки зрения;

• опыт ведения дискуссии.

Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

Потребность в научно-теоретическом обосновании модели организации исследовательской деятельности учащихся в современной школе, выявление педагогических условий ее реализации так же говорят об актуальности исследования.


Пособие посвящено внедрению исследовательской деятельности в школе. Предложены и охарактеризованы пути ее организации, показаны конкретные приемы работы, которые позволят достичь необходимых результатов. Большое место занимает методология исследовательской деятельности, основанная на личном опыте работы учителя. Пособие направлено на повышение уровня компетентности педагогов по вопросам проектно-исследовательской деятельности. Предназначено для учителей, родителей и учащихся.

Оглавление

  • Предисловие
  • От автора
  • 1. Исследовательская деятельность в образовании
  • 2. Технология исследовательской деятельности

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация исследовательской деятельности в школе. Практическое руководство для учителей и родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Исследовательская деятельность в образовании

1.1.Учебно-исследовательская деятельность — требование времени

Изменения в современной образовательной политике государства кардинально изменили требования и цели в системе образования.

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют от современных специалистов принятия самостоятельных, быстрых и творческих решений. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности.

Постоянный объем информации приводит к тому, что учащиеся не могут сосредоточиться на усвоении различных знаний, с трудом отслеживают научные достижения и не всегда осознают их смысл.

Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу — воспитание всесторонне развитой самостоятельной, целеустремленной личности, обладающей прочными знаниями и хорошей эрудицией; человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, поэтому тема организации исследовательской работы с учащимися была и будет актуальной.

Следовательно, исследовательская деятельность, будучи органично включенной в учебный процесс, может обогатить учащихся, научить азам организации процесса самостоятельного познания. При выполнении такой работы обучающиеся самообразованием получают большой объем знаний, а также приобретают навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления, методами научных исследований. Занятие данной деятельностью позволяет познать собственные психологические особенности (сильные и слабые стороны своего восприятия, памяти, мышления, чувств и воли, учит объективно оценивать свою работоспособность, свои познавательные возможности).

Сколько лет работаю, столько говорим об одном, суть которого сводится к — всестороннему развитию личности.

Современная школа работает над требованиями к подготовке учащегося, над моделью выпускника.

Психологические особенности:

• Высокий уровень развития психических процессов

• Способности (творческие, интеллектуальные)

• Рефлексия, и т. д.

Личностные качества:

• Стремление к самоутверждению, и т. д.

Умения и навыки:

Современный выпускник — это развитая, творческая личность, способная видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути ее решения. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, которую необходимо ввести и активизировать в учебном процессе и внеурочной деятельности. Для этого учебное заведение должно создать определенные условия.

1.2. Условия для организации исследовательской деятельности в школе

1. Одним из главных условий организации исследовательской деятельности — создание администрацией мобильного творческого педагогического коллектива, который будет работать как единый организм. Наличие структуры взаимодействия субъектов образовательного процесса в управлении интеллектуально-творческим развитием личности на основе исследовательской деятельности педагогов и обучающихся.


• ответственность за исследовательскую деятельность несет зам. директора по НМР;

• методист по ИД, который связан с педагогом — психологом, педагогом — организатором, библиотекарем и программистом. Под его руководством работает непосредственно методический совет;

• методический совет работает с методическими объединениями и творческими группами, в состав которых входят руководители исследовательских работ.

Условием успешной организации проектно-исследовательской деятельности в школе также является:

• Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации.

• Признание руководством и коллективом школы, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений в работе школы.

2. Интерес учащихся и педагогов зависит также от условий, созданных в учебном заведении.

Методические:

• тесты для определения отношения учителей и учащихся к исследовательской деятельности;

• ознакомление педагогов с технологией учебно-исследовательской деятельности;

• консультации по руководству исследовательской деятельностью учащихся;

• создание методической копилки материалов.

Психологические:

• диагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к исследовательской деятельности;

• проведение тренингов со школьниками, которые занимаются исследовательской работой;

• консультации для школьников, родителей и учителей.

Информационные:

• каталог литературы по организации исследовательской деятельности;

• база данных одарённых детей и, занимающихся исследовательской деятельностью;

• база существующих исследовательских работ учащихся;

• ознакомление с датами конкурсов исследовательских работ на разных уровнях.

Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников — одна из основных форм творческой работы. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

3. Организация научного общества учащихся (НОУ) с целью:

• выявления учащихся, способных к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;

• привлечения учащихся к научной и исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей;

• формирования аналитического и критического мышления учащихся в процессе исследования;

• содействия в профессиональной ориентации учащихся;

• самовоспитания у учащихся целеустремленности и системности в учебной деятельности;

• самоутверждения учащихся благодаря достижению и публикации полученных результатов.

Деятельность научного общества учащихся даст ощутимый результат:

• развитие творческого мышления;

• совершенствование речевых навыков, навыков критического оценивания работ своих соперников, совершенствование публичной речи;

• приобретение навыков конкурсной борьбы;

• опыт отстаивания своей точки зрения;

• опыт ведения дискуссии.

Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

Потребность в научно-теоретическом обосновании модели организации исследовательской деятельности учащихся в современной школе, выявление педагогических условий ее реализации так же говорят об актуальности исследования.

1.3. Творческий учитель — ведущая скрипка в исследовательской деятельности

Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется не просто учителю, а творческому учителю.

Практика показала, что только тот учитель способен организовать детское исследование, который сам умеет исследовать. Путь овладения учителем основами руководства учебного исследования лежит через прохождение им самим исследовательской школы. Невозможно учить творчеству, при этом самому не стать более творческим человеком с определенным творческим мышлением: гибкость, скорость, системность, творческая фантазия, ассоциативность, многомерность, разработанность мышления и управляемое воображение.

Творческий учитель ставит великую достойную цель, преодолевая путь по Лестнице Творческого Восхождения (ЛТВ). На первой ступени постоянно испытывает потребность к новому, к решению проблем. На второй уже умеет решать личные проблемы и проблемы, которые он раньше не решал. Только теперь может переходить к решению чужих актуальных задач. Затем предполагает решение не существующей проблемы — открытие, инновация; хочет решать ранее неизвестные проблемы.

Для этого он обладает определенными творческими умениями: ставить цель, планировать деятельность, оценивать себя и других, держать удар и сотрудничать. Следовательно, у творческого учителя есть необходимые ресурсы, знания, умения и большие потребности.

Взаимодействие учителя с ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, не быть директивным. Учитель должен верить в собственную компетентность и возможность решать проблемы, быть готовым нести ответственность за принимаемые им решения. Учитель должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно заниматься самообразованием и саморазвитием. Только такой учитель сможет научить ребенка:

2. Уметь сформировать свою потребность.

3. Планировать свою деятельность.

4. Представлять конечный результат.

5. Реализовать себя (в профессии).

6. Организовать свой досуг.

7. Оценивать свою деятельность.

Практика показывает, что для организации ИД современному учителю необходимо:

• изменить педагогическое сознание в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании;

• пройти научно-методическую подготовку по овладению технологией проектирования и исследовательским методом.

При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Ученые отмечают, что научная ценность исследовательской работы учителей школ относительно невелика. По данным Лицман, только 9,2% российских учителей находятся на высоком теоретико-методологическом уровне исследования; 20,8% — на методическом; 41,7% — на технологическом.

И здесь не обойтись без помощи учителя, вооруженного теорией организации исследовательской деятельности и умением научить этому учащегося.

Читайте также: