Как оформить исследовательскую работу в доу

Обновлено: 05.07.2024

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение…………………………………………………………………….2
2. Основная часть:
2.1 Теоретическая часть………………………………………………..……4
2.2. Практическое исследование……………………………………….……6
3. Заключение………………………………………………………………….9
4. Список литературы……………………………..…………………………10
* * *
1. Введение.
Горит, как хвост павлиний,
Каких цветов в нём нет!
Лиловый, красный, синий,
Зелёный, жёлтый цвет!

Огнями на просторе
Играет лёгкий шар.
То в нём синеет море,
То в нём горит пожар…

В нём столько красок было,
Была такая спесь,
А он — воды и мыла
Раздувшаяся смесь.
С.Я. Маршак.

Актуальность темы:
Летом мама купила мне мыльные пузыри. Мы с братом и сестрой с удовольствием выдували пузыри. Мы делали это и на бегу, и с высоты, и дули в разных направлениях и с разной силой. Было весело, но недолго. Раствор быстро кончился. Мы изготовили новый раствор. Но такие пузыри, как были, у нас не получились. Мне стало очень интересно – что же нужно добавить в раствор, чтобы пузыри были яркими, крупными и крепкими. Я попросила маму помочь мне изучить историю возникновения мыльных пузырей и секрет раствора.

Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по изучаемой теме.
2. Провести изучение эффективности жидкостей для надувания мыльных пузырей.
3. Исследовать свойства мыльных пузырей, полученных из разных растворов, а так же с использованием разных моющих средств.
4. Сделать выводы.
Объект исследования: растворы для мыльных пузырей.

Предмет исследования: получение больших пузырей из разных растворов.

Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по данному исследованию.
2. Наблюдение за мыльными пузырями из различных растворов.
3. Эксперимент.
Гипотеза:
1. Предположим, что мыльные пузыри образуются из мыльного раствора.
2. Размеры и устойчивость мыльных пузырей зависит от состава жидкости для мыльных пузырей.

2.2 Практическое исследование.
После изучения теории и сбора информации я рассказала об этом детям в группе. Ребята очень заинтересовались, им было так интересно, они обо всем меня постоянно спрашивали. И тогда воспитатель Екатерина Александровна предложила нам провести эксперимент в детском саду. И мы все вместе приступили к практической части моего исследования.
Существует очень много рецептов для приготовления мыльных пузырей. Некоторый состав пузырей держится в строжайшей тайне, потому что позволяют выдувать по-настоящему гигантские мыльные пузыри, которые даже заносят в книгу рекордов Гиннеса. Другие можно найти в книгах или интернете. Для своей работы я выбрала несколько рецептов.
Рецепт №1.
Это самый простой способ чтобы сделать мыльные пузыри дома. Берем 100 мл. средства для мытья посуды и добавляем 50 мл глицерина и 300 мл воды все тщательно размешиваем и готово! Глицерин именно то средство которое делает стенки мыльного пузыря прочнее, а сам пузырь, соответственно долго живущим.
Рецепт №2.
Он тоже совсем не сложный. В емкость с 60 мл воды добавляем 50 мл прозрачного детского мыла для душа. Высыпаем пол чайной ложки сахара. Все перемешиваем и используем.
Рецепт № 3.
Этот рецепт сделать намного сложнее зато получаются не лопающиеся пузыри. Вода - 600 мл. (горячая) добавляем глицерин - 300 мл , капаем – 20 капель нашатыря, и насыпаем моющий порошок - 50 гр. Весь состав тщательно перемешивается, настаивается около трех суток, фильтруется и ставится в холодильник часов примерно на двенадцать.
Рецепт№ 4.
Берем мыльную стружку – 4 ст. ложки добавляем 400 мл горячей воды.
Оставить на одну неделю, а затем добавить сахар + желатин – 2 ч. ложки. Все раствор готов можно пробовать.
Рецепт № 5
Нужно взять 40 мл детского шампуня без слез добавить 60 мл воды, 2 чайных ложки сахара и 1 каплю пищевого красителя.

Этап 1
Подготовительный.
Для данного эксперимента нам понадобились следующие вещества:
- дистилированная вода
-жидкость для мытья посуды
-глицерин
-детское прозрачное мыло для душа
- сахар
- нашатырь
- моющий порошок
-мыло
- детский шампунь
-пищевой краситель
- желатин.
- чайник (кипяток).
А так же стаканчики, мерные емкости, трубочки для выдувания, весы.

Этап 2
Приготовление мыльных пузырей.
Составы всех мыльных растворов были соблюдены. Во время надувания мыльных пузырей из разных растворов мы вели наблюдения производили замеры и данные занесли в таблицу.
Таблица тестирования составов мыльных пузырей.
№ состава

Тест . 1 . 2 . 3 . 4 . 5
Время жизни мыльного пузыря . 5 сек . 10 сек . 2 сек . 4 сек . 8 сек
Средний размер . 3 см . 7 см . 3 см . 5 см . 8 см
Максимальный размер . 8 см . 10 см . 5 см . 5 см . 10 см
Из десяти получилось . 7/10 . 10/10 . 6/10 . 3/10 . 8/10
Из них маленьких . 4 . 3 . 5 . 3 . 5
Из них больших . 3 . 7 . 1 . - . 3

Согласно, экспериментам, победа присуждается мыльному раствору № 2, а также практически делит с ним первое место раствор № 1 и 5.
Все остальные составы показали не самые лучшие результаты.

3. Заключение.
Гипотеза образования мыльных пузырей из мыльного раствора оказалась верной: в состав мыльных пузырей действительно входит мыло и моющие средства. Но в дополнение к этим главным веществам нужно еще добавить несколько составляющих, главными из которых являются вода, глицерин, немного сахара, пищевого красителя, желатина.
Вода для раствора должна быть мягкая или дистиллированная. На собственном опыте убедились, что лучшее, что может быть — это хозяйственное и детское мыло. Для пузырей ¬ долгожителей рекомендуется добавление в получившийся раствор чистый глицерин. Вообще-то, для пузырей подойдёт любая моющая жидкость, но самый лучший результат будет получен с использованием описанных ингредиентов.
Получение мыльного раствора для пускания мыльных пузырей в домашних условиях – вполне осуществимое и интереснейшее занятие.
Выдувая мыльные пузыри, поднимается настроение, забываются все проблемы и, действительно, хорошо разрабатываются лёгкие. Всё это благотворно влияет на здоровье.

Интерес к наблюдению и экспериментированию, самостоятельному поиску новых сведений об окружающем мире — важнейшие черты естественного детского поведения. Каждый здоровый ребенок — уже с рождения исследователь. К концу 6-го начало 7-го года жизни интенсивно формируются все стороны жизни ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоциональная, действенно-практическая. Информация, полученная в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее той, что получена от взрослого в ходе общения. Однако, желание ребенка исследовать окружающий мир носит бессистемный характер, и его нелегко использовать при решении педагогических задач в группе детей. Почему бы не попытаться взрослому помочь ребенку оформить его идеи в исследовательский проект?

Задачами исследовательской деятельности являются:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проект состоит из : замысла (проблемы, средств его реализации (решения проблемы) и получаемых в процессе реализации результатов.

Исследование дошкольника, как и любого взрослого, включает следую-щие основные этапы:

• выбор темы исследования

• выделение и постановку проблемы

• поиск и предложение возможных вариантов решения

• обобщение полученных данных

• подготовку материалов исследования к защите

• защита проекта.

Прежде чем, дети смогут создавать собственные исследовательские проекты, им нужно многому научиться и накопить необходимый опыт, развить так называемые исследовательские навыки и умения. Основой для этого является экспериментальная деятельность. В старших и подготовительных группах нашего ДОУ созданы центры науки и экспериментирования, где старшие дошкольники под руководством педагогов и самостоятельно могут проводить несложные опыты. Наблюдение за живыми и неживыми объектами, знакомство со свойствами предметов и явлениями природы, встреча с парадоксами ( например: о корабле — металл тонет в воде, а корабль, сделанный из металла — нет, все это помогает ребенку развивать мыслительную деятельность.

Педагоги нашего детского сада большое внимание уделяют организации театрализованной деятельности, которая помогает детям научиться выступать перед публикой. Это очень важно, потому что защиту исследовательского проекта старшие дошкольники проводят самостоятельно. Тренировкой публичного выступления для дошкольника является и его рассказ о процессе изготовления работ продуктивной деятельности. Например, ребенок рассказывает о том, как он работал над изготовлением поздравительной открытки для мамы или папы. Хорошо бы педагогу систематизировать такую работу с детьми, создать благоприятную почву для публичного выступления каждого ребенка. Выделяют несколько этапов исследовательского проекта.

Исследовательский проект с детьми дошкольного возраста осуществляется поэтапно - 5 этапов.

На I этапе выбирается тема проекта. Для этого необходимо придержи-ваться следующих правил:

1. Тема должна быть интересна детям.

2. Тема должна быть актуальна и полезна участникам исследования.

3. Тема должна быть оригинальна (элемент неожиданности, необычно-сти).

4. Работа по этой теме могла бы быть выполнена относительно быстро.

5. Должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Далее педагог помогает ребенку обозначить проблему, которую необходимо будет решить в процессе работы над проектом. Необходимо учесть наличие необходимых для ее решения средств и материалов, возможность проведения исследование ребенком или группой детей с помощью взрослого и получение результата.

На II этапе необходимо выдвинуть гипотезу, которую нужно будет подтвердить или опровергнуть в ходе исследования. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Выдвижение гипотезы (предположения) дает возможность каждому ребенку высказать свое мнение, быть уверенным в том, что его высказывание примут для обсуждения.

Гипотеза (предположения) могут начинаться со слов:

На III этапе дети занимаются поиском и сбором информации. В этом им помогают, конечно же, взрослые - педагоги и родители, другие члены семьи.

Следует отметить, что в ходе организации проектной исследовательской деятельности детей большое значение имеет тесное взаимодействие с родителями. Они наряду с воспитателем, помогают своему ребенку определиться с темой исследования и выдвинуть гипотезу, сопровождать его на каждом этапе реализации исследовательского проекта. Педагоги заранее посвящают родителей в предстоящую работу и рассказывают об ожидаемых результатах.

В детском саду или дома ребенок под руководством взрослого проводит опытно-экспериментальную работу по подтверждению или опровержению одной из гипотез. В приемной группы оформляется стенд с кармашками, в которые родители помещают информацию по теме исследовательского проекта.

Весь наработанный материал собирается и оформляется в папку. Отдельные файлы наполняются информацией из различных источников.

Результатами исследования могут быть рецепты, продукты деятельности детей, памятки, имеющие практическую значимость. Это может быть рассказ ребенка, детский рисунок. Вместе с взрослым ребенок может изготовить макет, сделать фото, приготовить из овощей и фруктов какое – либо блюдо, пригласив друзей и родителей на чаепитие.

На IV этапе работы над исследовательским проектом необходимо подготовить полученные материалы исследования к защите. Родители при помощи и поддержке воспитателя помогают детям подготовить речь для защиты проекта, создают презентацию, оформляют информационную папку. Дети готовятся к выступлению. Форма его может быть самой разнообразной: рассказ ребенка или группы детей о проведенной работе, электронная презентация с комментариями детей, стихотворное сопровождение действий, театрализованное представление и т. п.

Защита проекта — заключительный – V этап работы над исследовательским проектом. В ходе защиты проводится конференция, на которой присутствуют дети и взрослые.

В конце защиты проекта ребенок делает выводы по результатам работы в ходе исследования, подчеркнув, нашла ли гипотеза свое подтверждение. По окончании своего выступления ребенок должен поблагодарит всех, кто помогал ему в исследовании.

Участие детей в создании исследовательских проектов и их защите навсегда откроет дверь в мир безграничного познания и вечных вопросов, на которые юный исследователь легко сможет сам находить ответы.

Метод исследовательских проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в процессе школьного обучения.

Огород на подоконнике в детском саду (проект)

Огород на подоконнике в детском саду (проект) У ворот шумит народ Где тут зимний огород? Говорят, что там растет Огуречная рассада, Укропчик и лучок. Смотрят все на огород.

Исследовательская работа дошкольников имеет значительные отличия и особенности. Дети дошкольного возраста чаще всего не умеют читать или только овладевают этим навыком, для них характерно конкретное наглядно-образное мышление, нет навыка работы с литературой, не всегда дошкольники могут связать процесс с его результатом. Для того, чтобы ребенок захотел заниматься должен быть значимый мотив, направленный на разрешение стоящей перед ним проблемы. Задача педагога незаметно подвести дошкольника к необходимости действовать в нужном направлении. Учебные исследования могут разворачиваться как в деятельности вне занятий, так и являться их частью. Исследования могут проводить дети индивидуально, парами или подгруппами. Длительность исследований зависит от стойкости интереса ребенка к предмету исследования: может варьироваться от получаса до нескольких дней или недель.

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы (Цель этапа: изучить круг интересов ребенка, выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Выбор темы исследования. (Цель этапа: обозначить границы исследования).

3.Цель исследования (Цель этапа: определить, какой результат предполагается получить).

4. Определение сферы исследования (задачи) (Цель этапа: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

5. Выработка гипотезы. (Цель этапа: разработать возможные подходы к решению проблемы. Могут быть высказаны как реалистичные, так и нереальные – провокационные идеи).

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации. (Цель этапа: зафиксировать полученные знания).

10. Презентация. (Цель этапа: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Структура исследовательской работы

Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна отражать суть исследования, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат.

В исследовании важно выделить гипотезу. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными, экспериментом или логическими соображениями.

Примечание: выдвижение гипотезы предполагает развитие основ теоретического мышления (в старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление)

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования.

В работе желателен литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, из каких источников получена информация. Выдвинутая вами проблема должна быть новой, а не решенной до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности.

Можно отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые (если таковые есть).

И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза (предположение) оказывается несостоятельной.

Оформление титульного листа исследовательской работы дошкольника

Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________

Учреждение образования _______________________________________

Регион, город/район ____________________________________________

Название работы _______________________________________________

Работа выполнена индивидуально, коллективно (отметить)

Руководитель работы ___________________________________________

Подпись руководителя работы _____________ ____ __________201 г.

Структура оформления исследовательской работы

ребенка старшего дошкольного возраста

(работа оформляется взрослым)

Исследовательская работа дошкольника должна содержать:

  • титульный лист
  • оглавление
  • введение (обоснование выбора темы, постановка цели и задачи исследования)
  • обзор литературы по вопросу исследования
  • описание методики работы
  • полученные результаты
  • анализ результатов и выводы
  • приложения

СТРУКТУРА описания исследования

Выбор темы (обоснование, актуальность)

Постановка цели: изучить, определить, выявить, классифицировать, узнать в процессе исследования.

Постановка задач (связаны со структурой исследования)

2. ОСНОВНАЯ часть

Литературный обзор по вопросу исследования

Описание методики работы (последовательность проведения исследования: выбор методов исследования; поэтапный сбор и обработка материала; анализ и обобщение полученных результатов исследования)

Примечание: в основной части могут быть ссылки на приложения

3. АНАЛИЗ результатов и выводы (подведение итогов работы, перспектива: если возникла; презентация (выступление, доклад; участие в мероприятиях и т.д.)

4. ПРИЛОЖЕНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ к оформлению исследовательской работы

ребенка старшего дошкольного возраста

(работа оформляется взрослым)

Объем исследовательской работы дошкольников (без приложений) не должен превышать 2-х страниц печатного текста (формат – MSWord 2003/2007, шрифт – TimesNewRoman, размер 14, междустрочный интервал - полуторный, поля: слева – 30 мм, сверху и снизу – 20 мм, справа – 10 мм). Объем приложений – до 5 страниц.

Текст печатается на одной стороне страницы. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы. На титульном листе номер страницы не ставится.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Примерная структура текста выступления (рассказа) ребёнка старшего дошкольного возраста

Моя работа называется___________________________________________________________

Меня удивило ______________________________________________

Я предположил _____________________________________________

Мы решили проверить_________________________________________

Информацию для ответа на возникшие вопросы я искал (где?) __________________________________________________________________________________________________________________________

опрос (кого и о чем опрашивал?) _______________________________

наблюдение (за кем (чем) наблюдал?)___________________________

другие методы (какие именно)_________________________________

- Что получилось лучше всего (хуже)?

Что было в этой работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?

Я узнал много нового? Я научился? (ответы на задачи исследования)_________________________________________________

Я пришел к следующим выводам ________________________________

Что осталось невыясненным? __________________________________

Мне хотелось бы рассказать о своих успехах?

При таком подходе у детей формируется не только интерес к исследованию окружающего мира, но и ряд полезных мыслительных навыков, необходимых для самостоятельной работы с возникающими проблемами.


В этом разделе предложены исследовательские работы в ДОУ, выполненные воспитанниками старшей, средней и подготовительной группы детского сада совместно с педагогами, а также исследования и проекты воспитателей на познавательные и экологические темы, научно исследовательскую деятельность в дошкольном образовательном учреждении.

Опубликованные долгосрочные и краткосрочные исследовательские проекты в ДОУ направлены на развитие у детей младшей, средней, старшей и подготовительной группы детского сада познавательных интересов, содействуют формированию интереса и увлеченности проектной деятельностью, выполняются с родителями и воспитателями дошкольной образовательной организации.

Читайте также: