Как не бояться выступать перед публикой в школе

Обновлено: 07.07.2024

Боязнь публичных выступлений – та проблема, которая становится актуальной для родителей именно с началом школьного периода в жизни ребенка. С каждым учебным годом количество подобных выступлений только возрастает. И если многих из них еще можно избежать, то отвечать у доски так или иначе придется всем.

Необходимость выступления перед другими людьми, т. е. момент предъявления себя миру, является ситуацией, наполненной очень интенсивными переживаниями. Такое состояние сильного психического напряжения, вызванного взаимодействием между человеком и окружающим миром, носит название психологического стресса.

Что может быть причиной страха

Случается, что тревога сопровождается страхом – эмоциональной реакцией на реальные события. Страх всегда конкретен. Ребенок может бояться физического или эмоционального насилия со стороны сверстников или взрослых, насмешек, которые последуют за выступлением.

Если же состояние достаточно выраженного дискомфорта повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, в общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности как индивидуальной особенности, проявляющейся в склонности к частым и интенсивным переживаниям тревоги. Тревожность как устойчивое состояние негативно влияет на процессы получения и усвоения новых знаний, общения, творческого самовыражения, создает трудности при знакомстве с новыми людьми. Повышенная тревожность вызывает переутомление, т. к. организм тратит всю энергию на подавление тревоги, почти ничего не оставляя на другие сферы деятельности, в том числе и на учебу. А это уже может привести к серьезным проблемам со здоровьем. При этом для формирования тревожности достаточно того, чтобы ребенок часто сталкивался со стрессовыми ситуациями, не сумев выработать успешный способ их преодоления, а это значит, что боязнь публичных выступлений совсем не безобидная проблема и требует особого внимания со стороны взрослых.

Почему же так происходит, что одни дети с легкостью справляются с выступлением на публике или испытывают незначительный дискомфорт, а для других эта ситуация становится настоящим испытанием? Дело в том, что на способность приспосабливаться к различным стрессовым ситуациям, в том числе и к существованию в обществе, влияет множество факторов. Их условно можно разделить на природные (первичные) и социально-психологические (вторичные). Природные предпосылки – свойства нервной и эндокринной систем – являются основой для развития последующих индивидуальных особенностей. Здесь в зоне риска находятся дети со слабым типом нервной системы. Взрослым стоит обратить внимание на детей, которые быстро утомляются, сложно переключаются с одного вида деятельности на другой, имеют трудности с усвоением учебного материала, детей с соматическими заболеваниями. Важно также отметить, что речевые, когнитивные и поведенческие трудности, обусловленные особенностями протекания нервных процессов, могут влиять на отношение к публичным выступлениям как прямо, так и опосредованно. Испытывая неуспешность в одном виде деятельности, дети с легкостью примеряют ее и на остальные.

К социально-психологическим факторам относят самооценку, уровень социальной поддержки (ощущение значимости среди окружающих), способность разрешать конфликты, опыт общения (его разнообразие и положительная окраска), стремление соответствовать нормам и требованиям общества и т. д.

Как помочь ребенку

Как же помочь ребенку, если, имея вроде бы конкретную проблему, мы сталкиваемся с большим количеством влияющих на нее переменных? Для этого мы можем предложить несколько рекомендаций, учитывающих основные значимые факторы, пользуясь которыми родители могут помочь ребенку справится с такой непростой ситуацией. Тем самым способствуя сохранению его психологического и соматического здоровья.

Следующим моментом является работа над самооценкой. Ребенок младшего школьного возраста смотрит на себя глазами значимых взрослых. Помогите ребенку видеть его сильные стороны и не упускать из виду даже самые маленькие победы и достижения. Чаще обсуждайте с ним, как можно использовать свои умения в различных ситуациях. Это будет хорошей опорой ребенку в будущем, научит его использовать свои внутренние ресурсы.

Эти основные моменты необходимо учитывать родителям, чтобы помочь своему ребенку преодолеть боязнь выступления на публике. Но важно также понимать, что в ее основе могут лежать другие, более глубокие проблемы. Если вы видите, что вашей поддержки недостаточно, если проявления тревоги носят слишком выраженный характер и выходят далеко за определение легкого волнения, если вы можете предположить, что существуют природные предпосылки для развития тревожности у вашего ребенка, это повод обратиться к специалистам. Для помощи вашему ребенку могут понадобиться консультации не только детского, но и семейного психолога (помним о том, что любые стрессовые ситуации в семье ребенок переживает сильнее остальных, и о грамотной организации помощи такому ребенку со стороны всех ее членов), а также невролога (при сильных вегетативных проявлениях волнения: дрожи, затрудненном дыхании, учащении пульса, потливости, слабости и т. д.) и нейропсихолога (например, при трудностях в сферах внимания, памяти, мышления, речи).

Метод

Директорская -

-->

В течение учебного года детям приходится много отвечать в классе, выступать у доски с презентациями и докладами. Что делать, если каждое такое публичное выступление становится для ребенка настоящей битвой — с собой и своим страхом? Читайте инструкцию от портала Littleone .

Страх публичного выступления — явление распространенное, и если легкое волнение вписывается в рамки нормы, то леденящий душу, сковывающий разум и тело страх — уже за гранью. Как помочь ребенку? За советами мы обратились к психотерапевту Наталье Лобановой и тренеру по публичным выступлениям Ирине Шнейдер.

Как и когда возникает страх?

Наталья Лобанова: «Страх отвечать у доски или на экзамене возникает не внезапно, но именно в школе он обнажается и заостряется, ведь здесь трудно избежать выступления, ребенок стоит под огнем оценивающих взглядов соучеников и педагога.

Испытывающих страх детей я бы разделила на две группы:

1. Дети, получившие разовый негативный опыт выступления. Для коррекции этот вариант наиболее простой — достаточно обсудить с ребенком и помочь ему пережить случившееся;

2. Застенчивые дети, которые в принципе смущаются и робеют перед ответом на публику. Такое поведение могло возникнуть на фоне семейной системы — например, никто из близких не любит публичных выступлений, а может стать результатом высоких ожиданий от ребенка, когда родители так и видят, что их сын или дочь будут блистать на публике. Как следствие, ребенок боится разочаровать, смущается, у него возникает страх быть непринятым родителями, и он попадает в психологическую ловушку: ты не имеешь права ударить в грязь лицом, ты обязан встать и ответить.

Что делать, когда тревога зашкаливает?

Все перечисленные пункты действуют, когда беспокойство перед будущим выступлением находится в границах нормы. Но что делать, когда тревога начинает захватывать все мысли, поддержка не работает, позитив стирается — вплоть до отказа от выступления или ухода в болезнь?

1. Оцените, получает ли ребенок поддержку, действительно ли он может опереться на нас, родителей?

Стараясь поддержать, проверьте, ту ли поддержку вы оказываете ребенку, которую он ждет. В моей практике был случай, когда родители приходили поддерживать сына на соревнования с дудками и плакатами, а он мечтал, чтобы они тихонько дождались его за дверью.

2. Иногда, когда тревоги очень много, ее удается снять с помощью ритуалов.

3. Задача родителя — помочь наладить внутренний монолог по схеме:

Я готовился, я читал и знаю, у меня есть опыт успешных выступлений, если я выступлю неудачно, то трагедии не случится, даже в случае провала ЕГЭ, я смогу его пересдать через год, ни моя жизнь, ни жизнь моих близких от этого не закончится, в случае неудачи я не один, со мной рядом мама (папа, бабушка и любой поддерживающий близкий). Этот внутренний поддерживающий голос формируется, если есть внешняя поддержка, исходящая от родителя, друга, учителя.

4. Поддерживая ребенка, помогите ему вспомнить уже приобретенный опыт выступлений.

5. Еще одна из форм поддержки — показать ребенку, что кто-то из его окружения будет его поддерживать, а кто-то — нет.

Очень неплохо переговорить с учителем, чтобы этим разрушающим фактором — вольно или невольно — не стал именно учитель. Объясните ребенку, что те, кто его не поддерживают, необязательно хотят идти на конфронтацию, возможно, у них просто иное мнение. Тем самым смещается точка зрения, и возможный оппонент ребенка уже перестает выглядеть врагом.

С чем еще могут столкнуться родители?

Есть ли какие-то технологии, помогающие выступать успешно?

Ирина Шнейдер: «Если ваш ребенок панически боится выступать, то это повод для работы с психологом.

Если же речь идет о волнении, то главное — понимать, что это нормально и направлять усилия не на борьбу с волнением, а на то, чтобы выступить как можно лучше.

Я бы назвала это не технологиями, а приемами.

Что нельзя делать ?

Что делать нужно?

1. Прежде всего, нужно, чтобы ребенку был интересен материал, с которым он выступает.

Например, предстоит ответ по истории. Чем может помочь родитель? Найти что-то интересное по теме, увлекательно пересказать материал ребенку, обсудить. Как только тема захватывает ребенка, акцент смещается, беспокойства становится меньше. Вместо страха ученика захватывает другое чувство, и ему уже становится важнее предъявить результат труда — смотрите, я нарисовал, я нашел, я узнал.

2. Расскажите ребенку, что страх, который он испытывает — это очень полезное чувство, и оно нам необходимо.

Поэтому бояться того, что ты боишься — не надо. Если ты совсем не боишься, значит с тобой что-то не так. Страх — одно из базовых чувств, оно помогает нам действовать в экстремальных ситуациях. Не надо бороться со страхом, его надо переключать с себя и уходить в материал, то есть начать рассказывать, погружаться в конкретную работу.

3. Хорошее публичное выступление базируется на трех китах: подготовка, подготовка и подготовка.

5. Обязательно надо обсудить вариант неудачного выступления и сказать, что даже в этом случае ничего страшного не произойдет.

Важно рассказать, что неудачи обязательно будут встречаться, они нам даже нужны, потому что они нас обучают и помогают будущим успешным выступлениям.

6. В отдельных случаях поможет записаться в актерскую студию, на курсы риторики для малышей.

7. В качестве приема можно посоветовать юному спикеру смотреть хотя бы иногда на своих слушателей, на учителя — общаться с аудиторией.

Публичное выступление — это, прежде всего, диалог, а не донесение информации.

8. Главное — помнить, что на формирование любого навыка нужно время.

Больше интересных статей, мнений, интервью о родителях и детях - на портале Littleone

Рассказываем, как не волноваться, выступая перед большой аудиторией и на экзамене.

Как преодолеть волнение перед выступлением

Поймите, чего боитесь

Не жалейте времени на подготовку

Уменьшить страх перед выступлением или устным экзаменом поможет хорошая подготовка. Речь идёт не только о знании предмета или темы доклада, готовиться надо к самому ответу.

Порядок подготовки к выступлению:

Не будьте слишком требовательны к себе

Помните: большинство людей чувствует себя неуверенно, выступая на публике. Многие начинающие ораторы думают, что аудитория всегда настроена критично и будет придираться к каждому слову. Но это не так! Слушатели редко замечают мелкие запинки, паузы или ошибки словоупотребления, а если и замечают, легко их прощают. Это касается и экзаменаторов — обычно они настроены нейтрально или доброжелательно и спокойно реагируют на мелкие недочёты в речи, если в целом ваш ответ верный. Единственное исключение — экзамен по русскому языку, во время которого оценивается связность речи и количество речевых ошибок.

Разрешая себе допустить недочёт, вы убираете как минимум одну причину для волнения и тревоги. Опытные ораторы пользуются следующим приёмом — специально делают что-то не так: например, роняют папку с докладом или выводят не тот слайд презентации, тут же обращают на это внимание и с улыбкой исправляют оплошность. Это помогает расслабиться и установить контакт с аудиторией.

Учитесь справляться с тревогой

Психика и физиология человека тесно взаимосвязаны. Если мы испытываем страх, у нас учащается дыхание, напрягаются мышцы. Верно и обратное: если установить контроль над дыханием и телом, стабилизируется эмоциональное состояние. Правильное дыхание не только успокаивает, но и влияет на темп речи, делает голос более глубоким.

Волнение обычно сопровождается выбросом гормонов стресса. Чтобы избавиться от излишка адреналина, нужно в течение нескольких минут активно двигаться: ходить, приседать, выполнять махи руками или отжимания.

Упражнение на расслабление

Медленно поднять и опустить плечи. Опустить голову сначала к одному, потом к другому плечу. Поднять руки и резким движением опустить их вниз, как будто стряхивая воду. Потрясти ладонями, расслабляя кисти и пальцы. Каждый элемент повторить 2–3 раза.

Дыхательные упражнения

Вдох — пауза — продолжение вдоха — пауза — продолжение вдоха. Продолжать до тех пор, пока не возникнет ощущение, что легкие полностью наполнились воздухом. После этого также медленно выдохнуть, делая небольшие паузы.

Двойной вдох: вдох-вдох — выдох-выдох, и так несколько раз.

Ритмичное дыхание. Медленно вдыхать, считая до 8, задержать дыхание, досчитать ещё до 8, после чего медленно выдохнуть на те же 8 счётов. Ритм дыхания может быть и другим — например, на 4 или 6 счётов. Главное, чтобы вам было комфортно.

Попробуйте изменить осанку — встаньте прямо, расправьте плечи, поднимите подбородок. Если ощутили прилив уверенности, запомните это ощущение и следите за осанкой во время выступления.

Вернуть себе уверенность помогают приятные воспоминания. Вспомните, при каких обстоятельствах вы в последний раз ощущали себя сильным и спокойным. Мысленно воссоздайте эту ситуацию в мельчайших деталях, и вы почувствуете, как возвращаетесь в нужное эмоциональное состояние, становитесь более расслабленным и уравновешенным.

Выступайте

Самый лучший способ навсегда избавиться от страха публичных выступлений — постоянная практика. Выходите к аудитории при любом удобном случае или создавайте их сами: участвуйте в школьной самодеятельности, готовьте доклады и презентации на уроках, рассказывайте истории в компании друзей. Это поможет привыкнуть к вниманию со стороны, снимет напряжение и страх неудачи. Благодаря этому в решающий момент вы сможете успешно сдать экзамен, защитить курсовую, представить доклад или презентацию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter


Сегодня мы поговорим о том, что делать, если ребёнок боится отвечать на уроках, молчит, когда его спрашивает учитель и стесняется выступать перед публикой.

Содержание:

Почему дети боятся отвечать на уроках?


Сама ситуация, когда ребёнка вызывают к доске, достаточно нервная и напряжённая. Ученик оказывается под пристальным вниманием не только учителя, но и одноклассников. Мало того, ему ещё нужно продемонстрировать свои знания, рассказать выученную тему или решить задачу.

У одних детей вызов к доске вызывает лёгкое волнение и беспокойство, другие словно впадают в ступор: молчат или что-то бормочут про себя, кто-то может даже заплакать.

Почему так происходит? Причин может быть несколько:

Страх неудачи

Ребёнок боится, что его ответ окажется неправильным или учитель задаст ему слишком сложный вопрос.

Часто такие опасения связаны с завышенными требованиями родителей, которые хотят от ребёнка только отличной успеваемости.

Боязнь конкретного учителя

как сделать чтобы не вызвали к доске

Как правило, дети боятся авторитарных, грубых и острых на язык педагогов, которые строго следят за дисциплиной и не прочь высказать своё мнение о ребёнке в присутствии его одноклассников.

Личностные особенности ребёнка: повышенная тревожность, робость, боязливость, стеснительность

Такие дети боятся любых публичных выступлений, долго привыкают к новой обстановке и тяжело переживают любую неудачу.

Недостаточное знание предмета

ребенок боится отвечать у доски

Речевые недостатки (заикание, картавость, шепелявость и др.)

Любой устный ответ причиняет такому ребёнку неудобство. Он стесняется своей речи и старается как можно меньше говорить.

Боязнь насмешек и издёвок одноклассников

ребенок боится выходить к доске

Как мы видим, боязнь отвечать на уроке может быть вызвана самыми разными причинами. И если родители не вмешаются в ситуацию и не помогут ребёнку, это может иметь для него негативные последствия.

О страхе публичных выступлений

ребенок боится отвечать на уроках что делать

Страх перед выступлениями мешает жить полноценной жизнью и сильно ограничивает людей в социальном взаимодействии. Человек начинает избегать ситуаций, где ему предстояло бы выступить перед публикой (сказать тост на торжестве, высказать свое мнение на собрании и т.д.).

Глоссофобия сопровождается такими неприятными ощущениями, как:

  • учащённое сердцебиение;
  • повышенная потливость;
  • дрожь в руках и ногах;
  • сухость во рту, ощущение кома в горле;
  • тошнота;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • чувство озноба или жара;
  • дискомфортные ощущения в желудке;
  • напряжение во всем теле.

Боязнь произносить речь перед аудиторией может проявляться:

До выступления


Как только человек узнает, что ему предстоит выступить с докладом или презентацией перед большим количеством людей, у него нарушается привычный образ жизни, в голове постоянно крутятся мысли о возможной неудаче, он плохо ест и спит.

Чем ближе день Х, тем тяжелее чувствует себя выступающий. Он старается всевозможными способами отложить это мероприятие или вообще отказаться от него.

Кто-то может даже заболеть перед выступлением, поскольку психика не выдерживает такой нагрузки и включает свои защитные механизмы, одним из которых является уход в болезнь.

Во время выступления


Человек оказывается на сцене, и тут же в его голове включается хор мыслей: а вдруг слушателям не понравится то, что я скажу? А вдруг кто-то засмеётся? А если все поймут, что я волнуюсь?

Докладчика может вывести из строя любая мелочь: покашливание кого-то из зрителей, духота, посторонний шум, и вот он уже теряет нить повествования, начинает заикаться и паниковать.

После выступления

ребенок у доски

Даже после того, как всё завершилось, человека со страхом публичных выступлений долго терзают сомнения: хорошо ли он выступил, понравилось ли аудитории, ничего ли он не упустил в своём докладе и т.д.

Учёные говорят, что в основе глоссофобии лежит один из базовых инстинктов человека – инстинкт доминирования. Под его воздействием человек стремится занять более высокую иерархическую ступень на общественной лестнице. Страх выступления на публике является защитным механизмом, который уберегает людей от возможности быть неуспешными в глазах окружающих.

Поэтому от страха выступлений на публике не нужно избавляться. Необходимо трансформировать его в положительный настрой и уверенность в себе. Признать, что страх существует, но он не помешает вам выступить перед людьми и рассказать им всё, что вы хотели.

О том, как помочь ребёнку подружиться со своим страхом, мы поговорим далее.

Как помочь ребёнку стать увереннее и не бояться выходить к доске?

ребенок боится отвечать на уроках

Руководство действий для родителей, которые хотят помочь своему ребёнку не бояться тянуть руку на уроках, отвечать и успешно выступать перед всем классом.

Разбираемся с причиной

Как мы уже знаем, страх ребёнка отвечать у доски всегда связан с определённой причиной. Решать проблему нужно именно исходя из корня проблемы.

Боязнь учителя


Узнайте у ребёнка, что именно в поведении педагога его пугает.

Если учитель груб, авторитарен и может задеть вашего сына или дочь неосторожным словом – это повод для личного разговора с ним:

  1. Спокойным тоном, без оскорблений и упрёков, обсудите с педагогом сложившуюся ситуацию.
  2. Расскажите об особенностях ребёнка и об его страхе отвечать у доски.
  3. Попросите по возможности не повышать голос на ребёнка и какое-то время не вызывать его к доске.

Если учитель не идёт с вами на контакт и отказывается помочь, попробуйте обратиться к школьному психологу или в администрацию школы.

Трудности с устными ответами

Если у школьника хорошая зрительная память, это сможет выручить его в ситуации устного ответа на уроке.

Психологи советуют такой приём: выходя к доске, ребёнок должен вспомнить, на какой странице учебника или тетради написан ответ на вопрос учителя, и как будто прочитать его по листу.

Страх неудачи


Чтобы ребёнок перестал бояться получить плохую оценку, родители должны пересмотреть свои ожидания касаемо учёбы сына или дочери. Пятёрки в дневнике – это, конечно, хорошо, но гораздо важнее самочувствие ребёнка и здоровая психика.

Непонимание предмета

Если ребёнок плохо усваивает тот или иной предмет и из-за этого боится выходить к доске или молчит на уроке, значит, надо восполнить существующие пробелы. Для этой цели подойдут дополнительные занятия с учителем или репетитором, онлайн-уроки, интересные видео на YouTube и других ресурсах, а также интерактивные экскурсии. Выбирайте, что вам и вашему ребёнку больше нравится.

Чем больше школьник узнает нового и интересного о предмете, тем вероятнее ему захочется поделиться этим с учителем и одноклассниками. Вместо страха он начнёт испытывать гордость за то, что теперь так много знает.

Речевые нарушения

В случае нарушений речи у ребёнка родителям необходимо посетить вместе с ним логопеда или невролога. Ведь правильная речь важна не только для учёбы в школе, но и для дальнейшей жизни вашего сына или дочери.

Буллинг и насмешки


Если ребёнок стал жертвой буллинга и издевательств со стороны одноклассников, не пускайте ситуацию на самотёк! Расспросите сына или дочь о происходящем, обязательно поставьте в известность классного руководителя и, если потребуется, администрацию школы. Также ребёнку будет необходима помощь психолога.

Вместе с психологами мы подробно разобрали острую и важную тему школьного буллинга. Вот несколько материалов, которые помогут вам победить травлю:

Советы психологов мамам и папам


Наше тело и эмоции тесно связаны друг с другом. Организм человека всегда чутко реагирует на изменение эмоционального состояния. Поэтому важно научить ребёнка техникам мышечной релаксации (расслабления) перед тем, как выходить к доске. Это поможет ему чувствовать себя увереннее и спокойнее.

Можно использовать следующие упражнения:

Чаще обращайте внимание на успехи ребёнка, хвалите его даже за маленькие победы. А вот сравнивать с другими детьми не нужно. Ребёнок должен знать, что родители любят его и принимают таким, какой он есть.

Школьник должен уметь себя правильно настраивать на выступление или ответ у доски. Можно использовать следующие фразы:

Что НЕ рекомендуется делать:

Готовимся к устным ответам правильно!


Когда предстоит выступление перед большой аудиторией или просто ответ у доски, важна правильная подготовка.

Ребёнку необходимо отрепетировать свою речь перед слушателями, в качестве которых могут выступить родители или бабушки с дедушками.

Шаг 1. Выходим к доске

Обращаем внимание на уверенный шаг и позу. Плечи должны быть расправлены, голова поднята, дыхание ровное, глубокое.

Шаг 2. Оцениваем обстановку

Шаг 3. Начинаем отвечать

Обращаем внимание на голос. Он должен звучать уверенно, не слишком громко, но и не тихо. Темп размеренный, без долгих пауз. Чем увереннее будет говорить ученик, тем увереннее он будет себя чувствовать.

Шаг 4. Следуем плану

Любой доклад должен иметь вступление, основную часть и заключение. Лучше заранее составить план ответа и стараться не отклоняться от него.

Шаг 5. Не боимся вопросов

Если учитель задаст вопрос по теме выступления, нужно быть готовым на него ответить. Поэтому родителям необходимо подготовить список примерных вопросов, которые могут встретиться ребёнку на уроке, и задать их в спокойной, домашней обстановке.

Одной репетиции будет вполне достаточно для того, чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее и спокойнее, когда ему предстоит отвечать у доски или выступать с докладом.

Взгляд на проблему глазами учителя: кого чаще всего вызывают к доске?

учитель вызывает к доске

Педагоги тоже заинтересованы в том, чтобы ученики не боялись отвечать у доски. По их мнению, устные выступления способствуют:

  • развитию речевых способностей детей;
  • формированию умения грамотно излагать свои мысли;
  • развитию памяти и критического мышления.

Опытный педагог никогда не будет случайно вызывать учеников к доске.

По каким критериям учителя выбирают того, кто сегодня будет отвечать материал? Их несколько:

Вызов к доске не должен быть наказанием за несделанное задание или плохое поведение ученика на уроке.


Также у педагогов есть свои секреты относительно того, кто пойдёт к доске:

Когда ребёнок боится отвечать у доски, учитель обязан помочь ему и поддержать.

Педагоги практикуют следующие формы работы с такими учениками:

Таким образом, учителя тоже заинтересованы в том, что дети не боялись отвечать на уроках и смогли проявить себя и свои способности.

Дорогие мамы и папы, помните, что умение выражать свои мысли перед аудиторией и демонстрировать свои знания – это качество, которое пригодится ребёнку не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Поэтому со страхом отвечать у доски не нужно бороться, его нужно превращать в уверенность в себе и в собственных силах!

Но вся эта боязнь публичных выступлений есть только у нас в голове, поэтому от неё можно легко избавиться, предварительно разъяснив для себя как она возникает и какие способы преодоления существуют.

Почему мы боимся публичных выступлений

Возможно, самая первая и недооцененная причина, провоцирующая страх публичных выступлений, зарождается еще в детстве. Когда маленький ребенок впервые громко заговорит в публичном месте, то родитель заставит его замолчать. В последующем это и будет объяснением того, почему у человека возникает фобия громко излагать мысли перед аудиторией.

Когда голос зажимается, то это приводит к волнению, и в итоге к страху. Добавить масло в огонь, конечно же, не забудут и школьные учителя, принижающие способности, и одноклассники, которые могут задеть чувства не подумав о последствиях. Эти моменты – причины социальных фобий, в том числе провоцирующих страх публичных выступлений.

Страх перед выступлением

Вторая причина, из-за которой бесстрашная публичная речь обходит нас стороной, относится к психологической составляющей страха. Раньше страх был синонимом слова опасность. Почувствовал холод – попытался быстрее согреться, подошел к краю пропасти – испугался высоты и отошел. Под действием каждодневных стрессов: работы, учебы, экономических и политических изменений в обществе, инстинкт самосохранения претерпел изменений. Вследствие чего волноваться мы начинаем в неоправданных ситуациях, в том числе и перед выступлением на сцене. Причины, пробуждающие в нас этот страх следующие:

  • Боязнь людей как таковых из-за низкой социальной активности.
  • Боязнь сказать глупость или оговориться.
  • Постоянное накручивание себе той мысли, что слушатели негативно настроены по отношению к вам, и будут пристально оценивать выступление.

Еще одна причина не владение информацией необходимой для выступления. И последняя – агорафобия или боязнь толпы. В отличие от боязни людей, о которой написано выше, этот страх глубже, и люди даже не осознают, что боятся именно большого скопления людей и страдают таким видом фобии.

Почему не стоит бояться выступать на сцене

Разобравшись в источниках формирования фобии к сценическим выступлениям, нужно в первую очередь убедить самого себя в том, что этого страха нет, что мы зря начинаем волноваться.

Главный момент на пути преодоления страха, который нужно осознать и прочувствовать – публичное выступление – это возможность проявить себя с лучшей стороны и оценить свои навыки работы с аудиторией. Это важно, поскольку каждый день, на работе или учебе мы общаемся с людьми, и когда нам приносит это дискомфорт, у нас падает производительность, ухудшается настроение и т. д.

Бесстрашная публичная речь — ключ к вашей уверенности в себе. Тренируя навыки с помощью изложения информации перед другими людьми, вы доводите действия до автоматического выполнения, и со временем перестанете чувствовать дискомфорт при общении с людьми. Резюмируем полезные аспекты, которые можно получить от выступлений на сцене:

  • Опыт общения с большой аудиторией, который поможет развить коммуникативные навыки.
  • В процессе подготовки, вы углубите свои знания, связанные с темой выступления.
  • На рабочих конференциях или студенческих саммитах вашу речь заметят влиятельные деятели, что может оказать вам услугу в будущем.
  • При правильной подготовке к докладам, в скором времени ваша речь станет более грамотной.

Как побороть страх сцены

Страх

Вы можете убедить себя в том, что публичные выступления полезны, и ваша фобия частично отступит, но страх никуда не денется. Не нужно с ним бороться, он должен быть, чтобы публика получила от вас отдачу. Другой вопрос, что страх нужно контролировать и знать верные пути его преодоления. Ведь если вы будете сильно нервничать, то это испортит доклад. Рассмотрим советы, которые помогут вам управлять своей боязнью к выступлениям:

Как успокоиться и держаться уверенным во время выступления

Если применять вышеперечисленные советы слишком поздно – выступление уже на носу, а фобия не дает вам покоя, и вы не можете от неё избавиться, то воспользуйтесь следующими приемами:

Читайте также: