Как называли первых воспитательниц в детских садах

Обновлено: 30.06.2024

Всем привет, друзья. В календаре 21 апреля, год 2015-й – и знаете ли вы, что сегодня день главной няни русской литературы и человека, который придумал. детский сад?

Но все-таки возвращаясь к человеку, который придумал детский сад. Точно не знаю, предполагал ли Фридрих Фребель, что в его милейшем заведении вместо тихого часа будут драться подушками, а за завтраком кидаться манной кашей, но вот Арине Родионовне такое точно даже не снилось. В один день с создателем детского сада родилась наша главная няня Арина Родионовна. Хотя, она про Фребеля вряд ли что-нибудь знала, а вот про Кулибина, тоже рожденного в этот день - наверняка. Да и как не знать этого величайшего человека, который сконструировал лифт, теплоход, фонарь-прожектор, "механические ноги" — по-нашему протезы, оптический телеграф, сеялку и еще много оригинальных механизмов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выступление воспитателя: Садрисламовой Ю.С.

Свое выступление я хочу начать с одной японской мудрости:

Если человек загадывает на год

Если человек загадывает на десятилетие

Он сажает деревья.

Если человек загадывает на века

Он воспитывает детей.(Слайд№1)

А кто же раньше воспитывал детей и как появились первые воспитатели? Я вам сейчас об этом расскажу.

А что же было дальше?

А дальше есть такие сведения, что в древней Руси, во времена Петра 1 ( в 1737г) в богатых семьях появляются первые гувернеры и гувернантки.

А кто же это такие?

Оказывается, в переводе с французского гувернер - означает воспитатель детей, приглашенный в буржуазные семьи.

Так как в то время было неравноправие среди мужчин и женщин, то иностранных гувернеров мужчин было значительно больше. Все гувернеры были знатного происхождения, с хорошим образованием, со знанием нескольких иностранных языков и имели аттестат Академии. Но кроме всего этого все гувернеры должны были быть пожилыми и женатыми.

Вскоре, во всех институтах благородных девиц появляется педагогическая социализация, и многие семьи могли нанять уже русских воспитательниц с дипломом о знании языков и различных наук. К гувернанткам также кроме хорошего образования предъявлялись такие требования: чтобы была либо немолодая, либо некрасивая.(Слайд №4,5,6,7)

Так, долгое время воспитанием детей занимались гувернеры и гувернантки,

пока в 1837 году в городе Блакенбурге в голову одного 60-летнего немецкого педагога не пришла мысль о создании сада для маленьких детей. А звали его - Фридрих Фребель. Он считал, что дети - это Божие растения и уход за ними должен быть тщательным как за растениями в саду, отсюда и пошло название – детский сад.

Воспитателями-садовницами первых детских садов тогда были сами русские ученые. А уже в 1871 году открываются курсы по подготовке женщин – воспитательниц.(Слайд№15,16)

Позднее, в 1918 году по инициативе профессора Корнеева открывают второй Московский государственный университет с педагогическим факультетом, с дошкольным отделением, куда также старались принимать благородных девиц с добрым сердцем и любящих детей.(Слайд№17,18)

В России первые детские сады не приживались, они то открывались, то закрывались.

Но только благодаря русским ученым и их стремлениям к 1932 году детских садов насчитывалось уже 15 тысяч, а к началу 70-х годов в СССР – уже 50 тысяч и Советский союз становится самой садоводческой страной мира.(Слайд№19,20,21)

В России первый детский сад открылся в Гельсигфорсе (нынешний Хельсинки, столица Финляндии) в 1859 году. Его открыла и возглавила супруга петербургского профессора филологии Карла Люгебиля, Софья Андреевна Люгебиль. Будучи сторонницей учения Фрёбеля, Софья Люгебиль не во всём следовала ему на практике и подходила к процессу воспитания творчески. Использовались, в частности, лекции и статьи о воспитании Константина Ушинского, Льва Толстого. Несмотря на то, что в пребывание в первых детских садах в России было платным, в течение 10 лет десятки такие заведения появились в Санкт-Петербурге, Москве, Тифлисе, Иркутске и некоторых других городах.

Выращивание цветов жизни

Дети, по мнению Фребеля, являются божьими растениями, цветами и основная задача учителя, как работника сада, выращивать их с особой любовью.

Спустя некоторое время опыт Фребеля дошел и до России: у нас первый детский сад был открыт в 1863 году в Петербурге женой профессора Карла Люгебиля. В то время это было платное учреждение, которое могли позволить для своих детей только очень обеспеченные родители. Туда принимали детей от трех до восьми лет, которых педагоги готовили к школе и чьи способности развивали.

Категорически раскритиковали фребелевские сады и врачи — по их мнению, детские сады служили рассадниками болезней, которые дети мгновенно передавали друг другу в процессе игр.

Приводились и другие доводы: работа с мелкими деталями во время обучающих игр якобы причиняла вред детскому зрению, а громкое пение — голосу.

Также детские сады обвинялись в чрезмерном внимании к умственному развитию воспитанников — врачи вынесли вердикт, что от этого дети становятся нервными.

С 1866 по 1870 год частными лицами было открыто еще несколько платных детских садов в Москве, Петербурге, Воронеже, Иркутске, Смоленске и Тбилиси.

Мальчик из чулана под лестницей

Первый бесплатный детский сад открылся в России в 1866 году — он был организован при благотворительном Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Детей старшего дошкольного возраста там обучали священному писанию, молитвам, а также развивали мелкую моторику — дошкольники занимались плетением, рисованием и аппликацией.

Тогда же открылся детский сад, в котором наряду с выходцами из интеллигентных семей могли заниматься дети из беднейших слоев. Он был организован Обществом попечения о бедных и больных детях и назывался народным. Те, кто не мог позволить себе плату за сад, имели возможность отдать своих детей туда абсолютно бесплатно. Для всех остальных была введена минимальная плата — 10 копеек в месяц. Под присмотром двух воспитательниц в народном детском садике занимались 50 детей.

«Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой.

Два народных детских сада в первые же годы работы за зимний сезон обучали около 120 детей. В течение лета юных посетителей становилось в разы больше — в детские сады ежедневно приходили свыше 1000 детей.

Кроме того, существовали и домашние детские сады — к 1908 году в Петербурге было 16 таких учреждений. Отличительной чертой таких детских садов было активное участие родителей в жизни детей — они выступали в качестве работников, а не сторонних наблюдателей. Таким образом условия детского сада напоминали ребенку семейную обстановку. К тому же в таком случае сокращались расходы на аренду помещения — занятия проводились по очереди на дому у каждого ребенка. Также домашние детские сады имели доступ к библиотекам, музеям и учебным пособиям – им даже предоставлялась скидка.

Также детям часто задавали разглядывать и изучать птиц, которых они видят на улице или же отслеживать часы восхода и заката.

К октябрю 1917 года в России было уже около 280 детсадов, включая народные, частные домашние детские сады, а также сады при учебных заведениях, которые сразу готовили к поступлению в школу. Среди них было много платных дошкольных учреждений для интеллигенции и бесплатных детских садов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.

Главными задачами, которые ставились перед педагогами, стало формирование эмоций и поведения детей в соответствии с принципами коммунистической морали, а также привитие трудовых навыков. Помимо этого, немаловажным считалось укрепление здоровья детей и усвоение ими элементарных знаний. Со временем детский сад все больше приближался к школе, жестко регламентируя деятельность детей и педагогов.

Именно поэтому в 1937 году широкое распространение получили ведомственные детские сады, рассчитанные на детей работников определенного предприятия. Это позволяло женщинам спокойно трудиться на благо родины и не переживать за свое чадо, которое находилось в непосредственной близости и под присмотром.

В те же годы появляется еще один новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад.

По желанию родителей туда могли принять детей уже начиная с двух месяцев. Отличительной чертой того времени для детских садов стала скидка в 50% на содержание детей для одиноких матерей, которую определил указ Президиума Верховного Совета СССР. Такое нововведение было связано с большими потерями мужского населения, ушедшего на войну.

Сад в бомбоубежище

Великая Отечественная война оказала большое влияние на развитие системы детских садов — в военные годы их количество резко возросло: если в 1941 году их было около 14,3 тысяч, то в 1945 — уже более 25 тысяч. Происходило это в основном из-за того, что стране срочно требовались рабочие руки. Еще одной веской причиной было большое число эвакуированных детей из разных областей, с которым уже существующие сады просто не справлялись.

Так, зимой 1941 многие неэвакуированные детские сады Москвы пришлось перевести в бомбоубежища. По воспоминаниям воспитательниц, в темных закрытых помещениях детям было очень страшно, детский плач не стихал. Ситуацию спасла пожилая нянечка сада №12, Прасковья Федорова, которая на все свои деньги купила свечи, укрепила их по стенам и следила днем и ночью, чтобы они не погасли. Еще одной ее идеей было показывать детям теневой театр.

Читайте также: