Как называется фобия когда боишься школы

Обновлено: 02.07.2024

аблютофобия (аблутофобия) — боязнь умывания, купания, стирки или чистки
авиафобия, авиофобия[1] — боязнь полётов в воздушных транспортных средствах[2]
агирофобия (дромофобия) — боязнь улиц, пересекать улицу
агорафобия — боязнь пространства, открытых мест, площадей, толп людей, рынков
аграфобия (контрелтофобия) — боязнь сексуальных домогательств, секса
аибофобия — боязнь палиндромов
айлурофобия (галеофобия, гатофобия, фелинофобия[3]) — боязнь кошек
айхмофобия — боязнь острых предметов
акарофобия — боязнь клещей
аквафобия — боязнь воды, утопления, см. гидрофобия
аккультурафобия — боязнь ассимиляции
аклиофобия — боязнь глухоты
акнефобия — боязнь появления угрей (акне)[1]
акротомофобия — боязнь ампутации
акрофобия — боязнь высоты
акусапунгерефобия — боязнь акупунктуры
акустикофобия (лигирофобия, фонофобия) — боязнь громких звуков
алгофобия — боязнь боли
амаксофобия[en] — боязнь транспорта и вождения[4][5]
аматофобия — боязнь пыли или загрязнения пылью[1]
ангинофобия — боязнь приступа стенокардии[1]
андрофобия — боязнь мужчин
анемофобия — боязнь бури (сильного ветра)[1]
антофобия — боязнь цветов
антропофобия — боязнь людей или компании людей, форма социальной фобии
апейрофобия — боязнь бесконечности[6]
апифобия — боязнь пчёл, ос[6]; частный случай зоофобии
апопатофобия — боязнь заходить в туалеты[6]
апоплексифобия — боязнь возникновения инсульта[1]
арахнофобия — боязнь пауков; частный случай зоофобии
аритмофобия, арифмофобия — боязнь перед каким-либо индивидуально значимым числом[6]
астрофобия — боязнь звёзд и звёздного пространства[1]
атаксиофобия — боязнь нарушения координации движений[6]
атихифобия — боязнь совершить ошибку, потерпеть неудачу
аурофобия — боязнь золота[7]
аутомизофобия — боязнь загрязнить своё тело[6]
аутофобия (ануптафобия[8], эремофобия[9], изолофобия[6]) — боязнь одиночества
афефобия — см. гаптофобия
ахлуофобия — боязнь темноты, см. никтофобия
ацерофобия — боязнь кислых продуктов и напитков[10]
аэрофобия — боязнь полётов на летательных аппаратах[11][12]; также боязнь сквозняков[6]
аэроэмфиземофобия — боязнь кессонной болезни

базофобия — боязнь ходьбы[6]
бактериофобия (бациллофобия) — боязнь заразиться бактериями[6]
баллистофобия — боязнь поражения пулей, бомбой или снарядом[1]
барофобия — боязнь подъёма тяжести[6]
батеофобия — см. акрофобия
белонофобия — см. айхмофобия
блаптофобия — боязнь нанести кому-либо повреждение[6]
бромгидрофобия (бромидрозифобия[1], бромидрофобия[1]) — боязнь, что окружающие могут заметить неприятный запах тела или потливость больного данной фобий[6]
бронтофобия — боязнь грома[1]

вакцинофобия — боязнь прививок и связанных с ними неврологических осложнений[1]
венерофобия (кипридофобия) — боязнь заразиться венерической болезнью[6]
вербофобия — страх отдельных слов[13]
верминофобия — боязнь бактерий, микробов, червей, заразиться
вертигофобия (динофобия) — боязнь головокружения[6]
винофобия — боязнь употребления вина[6][1]
вомитофобия — см. эметофобия

галеофобия — боязнь акул[14]
галитофобия (англ.) — боязнь неприятного запаха изо рта
гамофобия — боязнь вступления в брак[1]
гаптофобия (афефобия, гафефобия, гафофобия, гапнофобия, гаптефобия, тиксофобия) — боязнь прикосновения окружающих людей
гарпаксофобия — см. харпаксофобия
гедонофобия — боязнь удовольствия, наслаждения[6]
гексакосиойгексеконтагексафобия — страх числа 666
гелиофобия (англ.) (гелеофобия) — боязнь солнца, солнечного света, страх пребывания на солнце[6]
гелотофобия — страх оказаться объектом юмора, насмешек
гемофобия (гематофобия, гемафобия) — боязнь крови
генофобия (англ.), коитофобия, коитуфобия[1], миксеофобия[6], миксофобия[1] — страх секса, сексуальных контактов
геронтофобия (гераскофобия) — страх общения с пожилыми людьми или собственного старения
гермофобия — см. мизофобия
герпетофобия — боязнь рептилий, пресмыкающихся, змей; частный случай зоофобии
гетерофобия — боязнь противоположного пола
гефирофобия — боязнь мостов
гидрозофобия — боязнь вспотеть
гидрофобия (аквафобия) — боязнь воды, сырости, жидкостей
гиерофобия — боязнь предметов религиозного культа[1]
гилофобия (ксилофобия, никтогилофобия, хилофобия) — боязнь леса, заблудиться в лесу
гимнофобия (англ.) — боязнь наготы
гинекофобия (англ.) (гинефобия, гинофобия) — боязнь женщин
гипенгиофобия (хипенгиофобия) — боязнь взять на себя ответственность[6]
гипнофобия — боязнь заснуть[6]
глоссофобия — см. логофобия
гнозиофобия (эпистемофобия) — боязнь знания/познания
гоплофобия (хоплофобия) — боязнь оружия
гравидофобия — боязнь встречи с беременной, беременности
графофобия — боязнь писа́ть или брать в руки письменные принадлежности[6]

декстрофобия — боязнь вещей, расположенных справа[6]
демонофобия (cатанофобия[1]) — боязнь Дьявола, демонов и другой нечистой силы[6]
демофобия (охлофобия) — боязнь скопления людей, толпы
дентофобия (одонтофобия) — боязнь стоматологов, лечения зубов
дерматопатофобия (дерматофобия[1], дерматосиофобия[1]) — боязнь заболеть кожной болезнью[6]
децидофобия — боязнь принимать решения
динофобия — см. вертигофобия
дисморфофобия — боязнь физических недостатков в собственной внешности
дорофобия — боязнь получать или делать подарки[6]
дромофобия — см. агирофобия

зоофобия — боязнь животных
земмифобия — боязнь кротов[15]

иатрофобия — см. ятрофобия
инсектофобия (энтомофобия[16]) — боязнь насекомых; частный случай зоофобии
иерофобия — боязнь предметов религиозного культа[6]; см. также агиофобия
иофобия — боязнь ядов[6]

какоррафиофобия — см. атихифобия
канцерофобия (канкрофобия[1], карциномофобия[1], карцинофобия, кацерофобия) — боязнь заболеть раком, злокачественной опухолью
кардиопатофобия (кардиофобия[1]) — боязнь сердечного заболевания[1]
катагелофобия — боязнь насмешки[17]
кейрофобия — боязнь при бритье порезать клиента (у парикмахеров)[6]
кенофобия — боязнь больших незаполненных пространств (например, пустого зала театра)[6]
кераунофобия — боязнь молний
кинофобия (канинофобия) — боязнь собак
кипридофобия — см. венерофобия
клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства
клептофобия — боязнь украсть, либо страх быть обокраденным
климакофобия (климактофобия) — боязнь ходьбы по лестнице, лестниц
коинофобия — боязнь заходить в помещение, где находится много людей[6]
коитофобия — см. генофобия
компьютерофобия — боязнь компьютеров[1]
контрелтофобия — см. аграфобия
копофобия — боязнь переутомиться[6]
копрофобия — боязнь фекалий
коулрофобия (англ.) — боязнь клоунов
ксенофобия — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному
кремнофобия — боязнь смотреть в бездну, пропасть[1]
кристаллофобия — боязнь прикосновения к стеклянным предметам[6]
ксилофобия — см. гилофобия

лалофобия — боязнь говорить из-за опасения возможного заикания[6]
латерофобия — боязнь лежать на боку, чаще — на левом (когда присутствует кардиофобия)[6]
лепрофобия — боязнь заразиться лепрой[6]
лигирофобия — см. акустикофобия
лисофобия — боязнь заболеть бешенством[1]
логофобия (глоссофобия) — страх говорить
люофобия (сифилофобия) — боязнь заразиться сифилисом[6]

маниофобия — боязнь психически заболеть[6]
мегалофобия — боязнь больших предметов или объектов[18]
менофобия — боязнь менструаций и связанных с ними неприятных ощущений[6]
металлофобия — боязнь металлических предметов и металлов[6]
мизофобия (гермофобия) — боязнь заразиться инфекционным заболеванием, грязи, прикосновения к окружающим предметам
миксеофобия — см. генофобия
мирмекофобия — боязнь муравьёв; частный случай зоофобии
морфинофобия — боязнь стать морфинистом[6]
мусофобия (сурифобия[1]) — боязнь мышей и крыс[19]

некрофобия — боязнь трупов и похоронных принадлежностей
неофобия (англ.) — боязнь нового, перемен
никтогилофобия — см. гилофобия
никтофобия (англ.) (ахлуофобия, скотофобия, эклуофобия) — боязнь темноты, ночи
номофобия — боязнь остаться без мобильного телефона, без связи
нозофобия (англ.) — боязнь заболеть
нозокомефобия (англ.) — боязнь больниц

одонтофобия — см. дентофобия
ойкофобия (англ.) — боязнь дома, возвращения домой
омброфобия — боязнь попасть под дождь[6]
онанофобия — боязнь вредных последствий онанизма[6]
осмофобия (англ.) — боязнь телесных запахов
орнитофобия — боязнь птиц и их перьев; частный случай зоофобии
офидиофобия (англ.), или офиофобия — боязнь змей; частный случай герпетофобии
охлофобия — боязнь толпы, см. демофобия

панофобия (панфобия, пантофобия) — боязнь всего или постоянный страх по неизвестной причине
паразитофобия — боязнь насекомых-паразитов[6]
паралипофобия — боязнь, что собственные ошибочные действия причинят вред близким родственникам[6]
параскаведекатриафобия — боязнь пятницы, 13-го дня месяца[20]
патройофобия — боязнь наследственности, в особенности наследственных заболеваний[6]
парурез — боязнь мочеиспускания на людях
педиофобия — боязнь предметов, имитирующих человеческий облик (кукол, восковых фигур)
педофобия — навязчивый страх детей или имитирующих их изделий (кукол)[6]
пейрафобия — боязнь публичного выступления
пеладофобия — боязнь облысения[6]
петтофобия — боязнь неудержания газов в присутствии посторонних людей[6]
пирофобия — боязнь огня, пожаров, гибели от огня
психрофобия — боязнь холода[6]

рабдофобия — боязнь наказания[6]
радиофобия — боязнь радиации
ранидофобия — боязнь лягушек[21]
ректофобия — боязнь не иметь стула[6]
рипофобия — боязнь грязи, нечистот[6]

cатанофобия — см. демонофобия
селахофобия — боязнь акул[22]
сидеродромофобия — боязнь езды в железнодорожном транспорте[6]
ситофобия — боязнь приёма пищи[6]
скабиофобия — боязнь заболеть чесоткой[6]
сколецифобия — боязнь червей, заразных насекомых; частный случай зоофобии
скопофобия (англ.) (скоптофобия) — боязнь пристального разглядывания другими
скотофобия — см. никтофобия
сомнифобия — боязнь спать
социофобия — боязнь общества, контактов, неловкого поведения в обществе, оценки окружающими
спектрофобия (англ.) — 1) боязнь призраков
спектрофобия — 2) то же, что эйсоптрофобия
спермофобия — боязнь микробов[23]
спидофобия — боязнь заразиться СПИДом[прим. 1][6]
cтазобазофобия — боязнь стояния и ходьбы[6]
сурифобия — см. мусофобия

табофобия — боязнь заболеть спинной сухоткой[6]
талассофобия — боязнь моря (в том числе купания и морских путешествий)[6]
танатофобия (англ.) — боязнь смерти
тафофобия (тафефобия) — боязнь быть погребенным заживо, похорон
телефонофобия (англ.) — боязнь телефона, ожидания телефонного звонка
терророфобия — боязнь терроризма[24]
тениофобия — боязнь заразиться глистами[6]
теофобия — боязнь бога, его вмешательства в судьбу или кары[6]
термофобия — боязнь жары и натопленных помещений[6]
тетрафобия — боязнь числа 4
тиксофобия — см. гаптофобия
токофобия (малевзиофобия) — страх перед родами
токсикофобия — боязнь отравления[6]
топофобия — боязнь остаться одному в помещении[6]
травматофобия (англ.) — боязнь травмы
трансфобия — боязнь и, как следствие, неприятие и негативная реакция на проявления трансгендерности
тремофобия — боязнь дрожания[6]
трипанофобия (англ.) — боязнь игл и уколов
трипофобия — страх перед кластерными отверстиями (не признана в Диагностической Американской Психиатрической Ассоциации).
трискаидекафобия (трискайдекафобия[1], тредекафобия[6], тердекафобия) — боязнь числа 13
трихофобия (англ.) — боязнь попадания волос в пищу, на одежду, на поверхность тела
туберкулёзофобия (фтизиофобия) — боязнь заболеть туберкулёзом
туннелефобия — боязнь прохождения через туннель[6]

уранофобия — боязнь смотреть в небо[6]

фагофобия (англ.) — боязнь глотания, подавиться пищей
фазмофобия — боязнь призраков и духов[6]
фармакофобия — боязнь принимать лекарства
филофобия (англ.) — боязнь влюбиться
фобофобия (фобиофобия) — боязнь фобий (страхов), появления симптомов страха, боязнь испытать испуг
фонофобия — см. акустикофобия
фтириофобия — боязнь вшивости.
фриггатрискаидекафобия — см. параскаведекатриафобия

хайрофобия — боязнь появления чувства веселья в неподобающей обстановке[6]
харпаксофобия (гарпаксофобия[1]) — боязнь разбойников, быть ограбленным[6]
хемофобия — боязнь химии
хилофобия — см. гилофобия
хироптофобия — боязнь летучих мышей; частный случай зоофобии[25][26]
хоплофобия (гоплофобия) — боязнь оружия
хрематофобия — боязнь прикосновения к деньгам[6]
хроматофобия (хромофобия) — боязнь какого-либо цвета и окрашенных в него предметов[6]
хронофобия — боязнь времени

эйсоптрофобия (спектрофобия) — боязнь собственного отражения в зеркале
эйхофобия — боязнь произносить или выслушивать добрые пожелания[6]
эквинофобия (англ.)[27] (гиппофобия[28]) — боязнь лошадей; частный случай зоофобии
эклуофобия — см. никтофобия
эметофобия (вомитофобия) — боязнь появления рвоты
эпистаксофобия (эпистаксиофобия[1]) — боязнь носового кровотечения[6]
эргазиофобия (англ.) — боязнь оперировать (у врачей-хирургов)
эргофобия (англ.) — боязнь работать, совершать какие-либо действия
эритрофобия (англ.) (эрейтофобия[6]) — боязнь покраснения лица (боязнь покраснеть на людях)
эротофобия — боязнь секса или вопросов о сексе
эфебифобия — боязнь подростков

ятрофобия — боязнь врачей

Этот список регулярно пополняется в связи с появлением обстоятельств в социальном и природном окружении.

Выбор метода лечения боязни школы ребенком (школьной фобии)

При школьной фобии применяется как амбулаторная, так и стационарная терапия. Если есть возможность, используются, конечно, и другие варианты, например лечение в дневном стационаре. Чтобы решить, достаточно ли будет амбулаторной терапии или потребуется стационар, нужно учитывать ряд обстоятельств, которые рассмотрены ниже.

1. Возраст ребенка. Чем младше ребенок, тем благоприятнее в целом терапевтический прогноз и тем лучше шансы на успех амбулаторного лечения. Напротив, при стационарной терапии побочные эффекты у детей младшего возраста более выражены, чем у подростков. Поэтому стационарное лечение скорее рекомендуется подросткам, чем детям. Следует отметить, что школьная фобия и в подростковом возрасте наблюдается не столь редко и может быть особенно стойкой. Чаще всего речь идет о тех подростках, у которых уже на более ранних этапах отмечался страх разлуки.

2. Степень тяжести школьной фобии. При установлении показаний большее значение, чем возраст, имеет степень тяжести психического расстройства. Чем дольше проявляется симптоматика школьной фобии, тем менее благоприятен терапевтический прогноз, в особенности при амбулаторном лечении. При хронически протекающих школьных фобиях часто не удается избежать стационарной терапии, особенно в тех случаях, когда уже были сделаны одна или несколько предварительных попыток амбулаторного лечения.
Для оценки тяжести школьной фобии, помимо уклонения от посещения школы, используются и другие критерии, например выраженность психосоматической симптоматики, депрессивных настроений, страхов, а также объем контактов со сверстниками (степень социальной изоляции).

3. Степень тяжести и выраженность семейной отягощенности. Тяжесть школьной фобии определяется многими аспектами семейной жизни. Следует принимать во внимание всю полноту различных отягощающих факторов, в частности:
• плохие материальные условия жизни, недостаточная интеграция семьи в обществе или ближайшем окружении;
• физическое или психическое нездоровье родителей;
• возможные супружеские и семейные конфликты;
• отклонения в подходах к воспитанию ребенка.

Цели терапии школьной фобии

Наряду с выяснением общей семейной отягощенности необходимо специально ответить на вопрос, каким образом и насколько сильно симптоматика связана с семейной жизнью. Проблемы школьной фобии, как правило, касаются не только пациента — они отражают также характер взаимодействий, в которые включаются родители. В некоторых случаях трудности отделения в первую очередь возникают у родителей.

Но если этого и нет, симптоматика усиливается в результате гиперпротективного или тревожного поведения обоих родителей или одного из них. К утяжелению симптоматики часто приводят и трудности противостояния родителей своему ребенку. Трудности родителей в предъявлении четких требований к детям и в реализации этих требований отчасти связаны с чувством вины и амбивалентными установками в отношении ребенка.

О степени включенности школьной фобии в жизнь семьи можно судить по тому, каким было до этого отношение родителей к симптоматике. Чем сильнее выражена общая семейная отягощенность, тем больше симптомы школьной фобии связаны с семейной жизнью, и чем больше они усиливаются в результате поведения родителей, тем меньше шансов на успех при амбулаторном лечении и тем больше показано лечение в стационаре.

4. Возможности сотрудничества. Наконец, условия терапии и шансы на ее успех в решающей степени определяются возможностями сотрудничества с семьей. Здесь можно выделить по меньшей мере три аспекта:
а) Объективные условия лечения, например принципиальный ответ на вопрос, возможно ли вообще амбулаторное лечение. Имеют значение, например, следующие моменты: как часто семья может являться на амбулаторные сеансы терапии? Кто из членов семьи может принимать регулярное участие в амбулаторном лечении? Будет ли в нем участвовать член семьи, который может контролировать процесс учебы ребенка?
б) Способность к сотрудничеству, например уровень интеллекта и способность к интроспекции у родителей и пациента.
в) Готовность к сотрудничеству, определяемая тем, в какой мере члены семьи страдают в связи с расстройством у ребенка.
При этом имеет значение не только интенсивность страдания, но и его конкретные проявления; поэтому при совместной терапевтической работе должна учитываться оценка проблемы членами семьи. При этом можно выделить более благоприятные и менее благоприятные предпосылки для терапии.

Оценка проблемы школьной фобии родителями

От интенсивности и содержательной стороны жалоб, связанных с расстройством, будет зависеть установка семьи в отношении предлагаемой терапии.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021


Иногда родители начинают наблюдать такую картину – ребёнок все выходные бодр и весел, а в понедельник не может встать с кровати, ссылается на головные боли, насморк и другие болезненные симптомы. А бывает, что каждый четверг утром он падает в обморок и пропускает учёбу. Что это? Банальная лень и желание прогулять или серьёзная психологическая проблема? Давайте разбираться вместе.

Содержание:

Школофобия – миф или реальность?

страх перед школой

Наша психика старается защитить нас любым путём. Один из способов уйти от неприятностей – заболеть. Это явление называется психосоматика. Такие реакции могут быть как у взрослых, так и у детей. Школа является местом, где ребёнок получает не только знания, но и опыт общения. К сожалению, проблемы могут возникнуть как с освоением школьной программы, так и в отношениях с другими людьми. Нам всегда проще обвинить ребёнка, который лежит на диване и смотрит в потолок в праздности, чем постараться понять, что лежит в основе его поведения.

Маленькие дети любят учиться и познавать мир – это заложено в нашей природе. Поэтому снижение познавательной активности должно насторожить родителей.

Впервые о расстройстве психики, связанным с тревогой и страхом перед школой, заговорил британский психолог Сирил Бёрт в 1925 году. Он обратил внимание, что ученики, пережившие Первую мировую войну и прятавшиеся на территории школы, попадая в школу в мирное время продолжали испытывать приступы паники.

Говоря о школофобии, следует понимать, что речь не идёт о простых разовых прогулах. Школофобия – это серьёзные психосоматические нарушения, когда ребёнка, например, тошнит или лихорадит от одной мысли, что ему предстоит поход в школу.

По мнению американских и французских учёных, с крайним проявлением школьной фобии сталкивается 1-2% школьников. Она заключается в иррациональном страхе посещать школу. Ребёнок в момент приступа страдает по-настоящему. Вот лишь несколько симптомов, которые могут быть у школьника:

  1. Диарея.
  2. Тахикардия.
  3. Головные боли.
  4. Боли в животе.
  5. Тошнота или рвота.
  6. Потеря сознания и др.

Школьная фобия – это не расстройство поведения, а тревожное расстройство. Иными словами, ребёнок не идёт в школу не потому, что он лентяй и прогульщик, а потому, что он испытывает реальный страх. Часто причиной становится не столько страх перед самой школой, сколько страх ухода из дома, разлуки с родителями.

Симуляция или фобия? Как понять, что ребёнок действительно боится школы

как преодолеть страх школы

Регулярность симптомов

Если ребёнок стабильно в один и тот же день начинает демонстрировать болевые симптомы и отказываться от посещения школы – это главный тревожный сигнал.

Если речь идёт о конкретном предмете, то это будет любой день недели, когда в расписании есть этот предмет. Если фобия связана со школьной обстановкой, то каждый понедельник или вечер воскресенья ребёнок будет начинать болеть и полностью излечиваться к вечеру пятницы или к началу каникул. При этом симптомы реальны. Температура поднимается по-настоящему, а не от чашки с чаем, тошнота и рвота реальны, обмороки не поддельны. Ребёнок действительно страдает. И симптомы не исчезают сразу после того, как дверь за родителями закрылась.

Негативное отношение к школе

ребенок боится школы

Ребёнок старается избегать темы школы или её конкретных аспектов (учителя, предметы, одноклассники). При упоминании школы он впадает в уныние, закрывается, демонстрирует симптомы болезни.

Кошмары

Ночные кошмары также могут свидетельствовать о проблемах со школьной жизнью. Если ребёнок постоянно мучается от ночных кошмаров, следует обратить на это пристальное внимание.

Паническая атака – это серьёзное испытание для любого человека, поэтому не стоит с пренебрежением относиться к детским переживаниям.

Причины боязни школы


За нежеланием идти в школу может прятаться множество различных причин. К сожалению, детям порой самим сложно определить, что является пусковым моментом их фобии. Более того, то, что беспокоит одного ребёнка, может совершенно не пугать другого. Поэтому рассмотрим основные причины школофобии:

Проблемы в семье, страх разлуки

школофобия

Детские страхи могут проявляться в разных ситуациях по-разному. Если в семье неспокойно, то оставлять дом ради школы неразумно. И страх с семейных проблем смещается на школу. Дети не могут этого контролировать, они переживают это на уровне эмоций и тела.

Такие ученики, как правило, не имеют проблем с успеваемостью или с одноклассниками, но они настолько привязаны к одному из членов семьи, что просто не желают уходить из дома.

Проблемы с обучением, страх быть неуспешным

фобия школы

Школа и родители предъявляют к детям серьёзные требования по успеваемости. Далеко не все школьники могут выдержать эту нагрузку и спокойно учиться.

К сожалению, есть дети, которым просто сложно осваивать программу в силу особенностей их психофизического развития. Так, например, дети с дислексией имеют сложности с чтением и пониманием прочитанного, соответственно им труднее обучаться и быть успешными в школе.

Буллинг

боязнь школы фобия

Серьёзным испытанием может стать буллинг со стороны одноклассников. Ребёнок, который изо дня в день подвергается эмоциональному и физическому насилию начинает бояться идти в школу, поскольку там его не ждёт ничего хорошего.

Конфликт с учителем

страх идти в школу

Иногда у детей случается конфликты не только со сверстниками, но и с учителями. Если учитель не смог наладить контакт и установить хорошие отношения с учеником, то с каждым разом школьнику будет всё сложнее справляться со стрессом. Как правило, если проблема связана с конкретным учителем и конкретным предметом, то ребёнок будет проявлять симптомы в определённые дни недели.

Перфекционизм


Физические или психологические особенности


Дети могут иметь или могут думать, что имеют физические или психологические отклонения от нормы. Например, косоглазие или дефект речи может стать причиной заниженной самооценки и страха, что одноклассники не примут с такими особенностями. Слишком чувствительные дети могут отреагировать даже на обычную шутку, что уж говорить о серьёзных ежедневных издевательствах.

Что делать родителям?


Итак, ребёнок утром жалуется на боль и просит родителей оставить его дома. Что делать родителям?

  1. Внимательно отнеситесь к словам ребёнка. Желание пропустить школу редко возникает просто так. Даже если это не фобия в клиническом проявлении, за отказом прячется какая-то причина, и лучше её выяснить и попытаться устранить мирным путем (об этом мы недавно подробно писали статью).
  2. Если ребёнок жалуется на боль – постарайтесь понять степень её выраженности, при необходимости вызывайте врача.
  3. Если вы заметили закономерность в нежелании ребёнка идти в школу, если любое упоминание школы вызывает у ребёнка тяжёлую реакцию – обратитесь к психологу.

Исследования показывают, что на успех лечения школофобии напрямую влияет длительность течения болезни. Чем дольше ребёнок пропускает школу и находится в страхе, тем сильнее будет проявляться фобия. В некоторых случаях боязнь перед школой может остаться навсегда.


Не ограничивайтесь только соматическим лечением, закормив ребёнка таблетками от кашля – так вы не решите проблему с психическим здоровьем.

Если вы пошли на психотерапию с ребёнком – доведите дело до конца. На ранних этапах коррекции родители видят улучшение и часто прекращают лечение. Причин тому много: цена услуг, необходимость тратить время, видимый успех. Однако, для достижения устойчивого результата, необходимо продолжать терапию. Иначе первые победы быстро пройдут, а дальше состояние вернётся обратно, а может станет ещё хуже.

Если ничего не помогает и ребёнок категорически не хочет и боится идти в школу, подумайте о семейном обучении, параллельно с психотерапией. Тогда появится шанс через какое-то время вернуться в школу с наименьшими психическими и физиологическими проблемами.

Советы психолога

как преодолеть страх перед школой

Самый лучший способ избавиться от школофобии – профилактика её возникновения. Поскольку самая главная причина фобии – это чрезмерная связь с родителем, постарайтесь постепенно ослаблять её, поддерживайте самостоятельность и активность ребёнка, верьте в его силы, говорите ему об этом.

Вместе с тем не стоит делать школу самым важным местом в жизни. Это всего лишь один этап длинного пути, по которому предстоит пройти вашему ребёнку. Учёба – это приключение, новые знания и открытия. Да, кое-где придётся потрудиться, но вкус побед придаёт уверенности, а небольшие поражения не смертельны.

Помогите ребёнку выстроить хорошие отношения с одноклассниками, найти друзей. Часто дети не хотят идти в школу, потому что их там никто не ждёт. А в хорошей компании учёба дается легче.

Помните, что дети, которые страдают школофобией не прогульщики и не лентяи, у них есть причины для страха, и только своевременная помощь с вашей стороны позволит им вернутся к полноценной жизни.

Интеллектуальные и физические перегрузки, конфликты с одноклассниками или учителями, сложности в усвоении программы – эти и другие проявления школьной дизадаптации являются причинами боязни ходить в школу. Как называется фобия, что это такое, как проявляется, и как с ней бороться, расскажет психология.

Что такое дидаскалейнофобия


Что такое дидаскалейнофобия? Так называется боязнь школы. Этот вид страха присущ исключительно школьникам. Многие дети капризничают и говорят, что не хотят идти в школу. Но в некоторых случаях это может быть вызвано не ленью и желанием поспать подольше, а паническим страхом. Перед чем? Перед учителями или одноклассниками, перед школьной программой, перед отдельным предметом, перед критикой родителей за плохие отметки и т.д.

Причины дидаскалейнофобии

Боязнь школы редко развивается из-за одной психотравмы. Чаще влияние оказывает хронический стресс, систематическое воздействие одного или нескольких негативных факторов.

Что относится к негативным факторам (предпосылки боязни идти в школу):

  • издевательства одноклассников (буллинг);
  • конфликты с учителями;
  • частые конфликты с одноклассниками;
  • позиция изгоя;
  • повышенные физические и интеллектуальные нагрузки;
  • строгость и давление учителей;
  • строгость и наказания со стороны родителей (из-за проблем в школе);
  • другой дискомфорт в стенах школы или по дороге к ней (холод, плохое питание, участок дороги со злыми собаками и прочее).

К нестандартным причинам относится страх за близких, чаще встречается в неблагополучных семьях. Ребенок переживает, что пока он находится в школе, дома случится что-то плохое с членами семьи или с домашними животными.

Это важно! За дидаскалейнофобией могут скрываться другие школьные страхи, например, страх оценки или страх публичного выступления. Или страх общения, социального взаимодействия. Иногда школьнику передаются страхи родителей перед школой.

Проявление боязни школы

Можно заметить психосоматические проявления фобии:

  • чувство удушья;
  • проблемы с дыханием;
  • тахикардия и аритмия;
  • повышенная потливость;
  • дрожь;
  • головокружение и головная боль;
  • слабость в ногах;
  • боль и напряжение в мышцах;
  • боль в груди;
  • обморок;
  • диспепсия;
  • оцепенение или гиперактивность (в момент приступа);
  • синдром рассеянного внимания и другие когнитивные ухудшения;
  • неадекватные реакции (плач или крики, агрессия);
  • нервозность, хаотичные движения руками или нервная ходьба из стороны в сторону, покачивания.

Основной психологический симптом – страх перед повторением приступа. Чем старше ребенок и чем чаще случаются приступы, тем выше страх сойти с ума, опозориться, оказаться высмеянным.

Как избавиться, перестать бояться школы

Дети не всегда могут назвать точную причину своего страха. Чем младше ребенок, тем сложнее ему выражать свои чувства. Потому для диагностики и выписки лечения рекомендуется обратиться к психологу.

Помощь психолога

В ходе бесед психолог выясняет причины страха, составляет план коррекции, помогает ребенку изменить отношения к проблемам и выработать новую стратегию поведения. В лечении детей используется арт-терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия и помощь родителей.

Арт-терапия

Арт-терапия помогает как выяснить причину фобии, так и избавиться от страха. Проведение диагностики лучше доверить психологу. Только специалист сможет правильно истолковать свободный рисунок школьника. А вот лечение страха можно провести самостоятельно. Для этого нужно предложить ученику изобразить его страх перед школой. После этого предложите высмеять страх. Можно добавить ярких красок, забавных элементов. Или можно нарисовать героев (самого ребенка), который побеждает страх перед школой.

Это важно! Методы арт-терапии (рисование, лепка, пение, танцы, театр) рекомендуется использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. При работе с подростками лучше использовать беседу и когнитивно-поведенческую психотерапию.

Когнитивно-поведенческая терапия

Конитивно-поведенческая психотерапия помогает найти негативные установки и изменить отношение к ним. Психолог задает школьнику ряд вопросов:

  1. Что произойдет, если ты пойдешь в школу?
  2. Почему ты боишься одноклассников?
  3. Что будет, если ты плохо подготовишься к урокам?
  4. Что будет, если ты получишь плохую оценку?
  5. Кто сказал тебе, или с чего ты решил, что школа – опасное место?
  6. Почему ты беспокоишься за родителей, пока находишься в школе?

Когнитивно-поведенческая психотерапия предполагает индивидуальные сеансы (беседы) с психологом и выполнение домашних заданий, которые потом тоже обсуждаются на сеансах.

Примеры домашних заданий:

  • познакомиться на неделе с двумя сверстниками;
  • самостоятельно подготовиться к урокам и получить пять баллов;
  • сделать что-либо, чтобы заслужить уважение одноклассников;
  • поучаствовать в школьном мероприятии;
  • придумать вместе с родителями позитивный утренний ритуал.

Задания не должны быть в тягость, школьник должен воспринимать их как игру. Нельзя принуждать юного клиента, нужно заинтересовывать его.

Помощь родителей

В спокойном тоне без принуждения постарайтесь выяснить, что именно пугает и тревожит ребенка. Поинтересуйтесь отношениями ребенка со сверстниками и учителями. Нельзя высмеивать страхи ребенка, нужно принять их со всей серьезностью, вместе с ребенком обсудить это.

Что еще должны сделать родители:

  1. Расскажите ребенку о преимуществах школы, о важности образования. Вспомните свои школьные годы, расскажите о том, как вы весело проводили время со сверстниками, какой предмет вам нравился. Но не забудьте рассказать и о трудностях, о своем опыте их преодоления. Скажите, что вы всегда готовы помочь.
  2. Ежедневно интересуйтесь успехами ребенка. Притом говорите не только об успеваемости, но и об отношениях в стенах школы.
  3. Отвечайте на все вопросы ребенка, всегда уделяйте ему внимание.

К чему приводит фобия

Если ребенка не отвезти к психологу, то течения фобии осложнится. Появятся вторичные психические расстройства, панические атаки, депрессия. Школьная дезадаптация и десоциализация будет усиливаться, ребенок начнет сбегать с уроков или из дома. Проблемы с учебой приведут к трудностям в дальнейшем самоопределении, выборе профессии. А также к последствиям фобии относится снижение самооценки, неуверенность, пассивность, замкнутость, неготовность к самостоятельной жизни.

Профилактика страха перед школой

Начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте. Перед тем как отдать ребенка в школу нужно убедиться, что он готов к обучению. Существует такое понятие как психологическая готовность ребенка к школе. Она состоит из морфофизиологической, предметной и психологической готовности. Психологическая готовность предполагает интеллектуальную и личностную готовностью, произвольную регуляцию поведения и деятельности. В личностную готовность входит эмоциональная, мотивационная и коммуникативная готовность, а также учитывается сформированность Я-концепции и самооценки. Все это диагностируется психологом, существуют специальные тесты и методики на определение готовности ребенка к школе.

Второй важный элемент профилактики – благоприятный психологический климат в семье. Важно, чтобы родители поддерживали ребенка. Недопустимо чтобы в семье были конфликты, скандалы, ссоры. Старайтесь войти в положение ребенка, прислушивайтесь к его мнению, не кричите на него и не критикуйте.

Это важно! От психологической готовности ребенка к школе зависит школьная адаптация и социализация. Неподготовленный ребенок страдает от дезадаптации и нередко болеет дидаскалейнофобией.

Фобии называются” эволюционным страхом". Итак, что произойдет, если один из этих страхов не проходит и начинает доминировать в вашей жизни? Школьная фобия - большая проблема, поскольку образование является неотделимой частью детства и подросткового возраста.

Что такое школьная фобия?

Школьная фобия-это иррациональное и чрезмерное состояние страха перед вещами, связанными со школой. Это состояние, которое мешает детям ходить в школу или оставаться в ней.

Школьная фобия может быть вызвана следующими причинами:

  • Страх не быть принятым одноклассниками или учителями .
  • Проблемы академической успеваемости.
  • Частая смена школ.
  • Домашние проблемы.
  • Некоторые заболевания и их симптомы.

Все эти состояния могут привести к приступам тревоги ; двигательным, физиологическим и когнитивным нарушениям.

Когнитивные симптомы

Одним из основных симптомов школьной фобии являются негативные мысли, которые развиваются в отношении школы . Ребенок впадает в негативные ожидания без причины (например, ругает своего учителя).

Кроме того, он фокусируется на страхе испытывать физические симптомы, такие как рвота и обморок, перед одноклассниками.

Основным двигательным симптомом является бегство. Проще говоря, ребенок со школьной фобией начинает бороться, когда приходит время идти школу (устно или физически).

Ребенок не встает с постели, не одевается или не завтракает, говоря, что у него боль или он чувствует себя больным. Таким образом, он делает всё, чтобы не готовиться к школе. Он может плакать, кричать или пытаться держаться за своих родителей, чтобы не выходить из дома, даже если он идет в школу.

Физиологические симптомы

Некоторые из наиболее распространенных физиологических симптомов могут включать потливость, мышечное напряжение, боль в желудке, диарею и головокружение.

Если вы считаете, что у вашего ребенка школьная фобия, вы должны отличить между беспокойством о разделении с вами и этой фобией.

Тревога разлуки вызвана страхом ребенка отделиться от людей с сильной эмоциональной связью, часто от своих родителей.

Поэтому вам нужно выяснить, почему именно ваш ребенок не хочет ходить в школу . Если в корне страха лежит тревога разделения, это, вероятно, означает отсутствие школьной фобии.

Как победить школьную фобию

Есть некоторые методы, которые помогут ребенку победить эту фобию. Согласно многим исследованиям, мы можем найти наиболее эффективный метод в когнитивно-поведенческой психологии. Эта область психологии фокусируется на идее, что изменение мыслей изменит поведение, а изменение поведения также изменит мысли.

Наиболее распространенными методами являются:

  • Систематическая десенсибилизация. Было доказано, что это работает, особенно когда ребенок сопротивляется тому, чтобы пойти в школу. Эта техника направлена на постепенное снижение тревоги, подвергая ребенка элементу страха. Подвергаясь воздействию таким образом, ребенок сам испытывает, что с ним не случится ничего плохого.
  • Обучение социальным навыкам. Страх ребёнка может быть связан с тем, что его не принимают одноклассники. Если это так, это поможет дать вашему ребенку социальные навыки, которые позволят ему лучше относиться к другим детям в школе.
  • Когнитивная реструктуризация. Перестройка направлена на изменение иррациональных или преувеличенных убеждений ребенка. Таким образом, он становится позитивным и реалистичным, изменяя негативные взгляды на школу.
  • Упражнения для релаксации. Если ребенок учится использовать методы релаксации, он может контролировать физиологические симптомы, вызванные беспокойством.

Использование лекарств при школьной фобии

Наша главная цель в лечении школьной фобии-заставить ребенка перестать чувствовать беспокойство, страх и негативные эмоции. Хотя врачи могут рекомендовать медикаментозное (в основном антидепрессантное) лечение в некоторых случаях, вы должны взвесить плюсы и минусы, прежде чем идти по этому пути.

Некоторые исследования говорят, что использование таких препаратов не может быть узаконено из-за их побочных эффектов; вместо этого терапия обычно является лучшим , наиболее эффективным и, безусловно, самым высоким методом, который может дать длительные результаты в долгосрочной перспективе.

Читайте также: