Как навести порядок в группе детского сада

Обновлено: 02.07.2024

Думаю, каждому хочется получать от своей работы удовольствие. Часто причиной дискомфорта для педагогов дошкольного образования является проблема дисциплины воспитанников. Постоянные нарушения дисциплины детьми заставляют педагога тратить на работе чрезмерное количество душевной энергии. Ситуативно это ведет к переутомлению, а в перспективе к профессиональному выгоранию. Особенно остро проблема дисциплины стоит для тех педагогов, которые не приемлют наказаний, не готовы запугивать ребенка и причинять ему дискомфорт. Но как наладить дисциплину в группе детского сада по-хорошему? Вот рецепт из 8 пунктов.

Оценить 5290 0

Автор: Портянников Евгений Николаевич

Место работы: МБДОУ детский сад №11

Должность: педагог-психолог

8 шагов к дисциплине в группе детского сада.

Думаю, каждому хочется получать от своей работы удовольствие. Часто причиной дискомфорта для педагогов дошкольного образования является проблема дисциплины воспитанников. Постоянные нарушения дисциплины детьми заставляют педагога тратить на работе чрезмерное количество душевной энергии. Ситуативно это ведет к переутомлению, а в перспективе к профессиональному выгоранию. Особенно остро проблема дисциплины стоит для тех педагогов, которые не приемлют наказаний, не готовы запугивать ребенка и причинять ему дискомфорт. Но как наладить дисциплину в группе детского сада по-хорошему? Вот рецепт из 8 пунктов.

Расставьте приоритеты и четко сформулируйте основные правила поведения.

Набор основных правил может быть разным для разных ситуаций (режимных моментов). Например, в групповом помещении кричать и бегать нельзя, а на прогулке можно.

Для меня как для психолога возникает проблема дисциплины в двух ситуациях: при проведении групповых занятий, при переходах из группового помещения в кабинет психолога. Для занятия у меня существует 6 основных правил, обратите внимание, эти правила сформулированы и в негативном варианте – запрета (чего нельзя делать) и в позитивном варианте – предложения альтернативы (что нужно делать вместо этого):

не ссориться (куда входит не драться, не толкаться, не обзываться и т.п.)

все проблемы решать мирным путем

не шуметь, не мешать другому говорить

чтобы высказаться нужно, поднять руку и дождаться когда педагог даст слово

бережно относиться к вещам

не трогать чужие вещи без разрешения

спрашивать разрешение у владельца вещи

не покидать рабочее место без разрешения

спрашивать разрешения покинуть место у педагога

не разбрасывать вещи

оставлять после себя порядок

Для поддержания дисциплины при проходе по коридорам детского сада из группы в кабинет психолога мне достаточно всего трех правил: идти тихо (не шуметь), идти спокойно (нельзя бежать, прыгать, идти задом наперед и т.д.), не ссориться (все проблемы решать мирным путем).

Обратите также внимание, что запрет накладывается не на эмоции и желания детей, а на форму их выражения. Т.е. злиться можно, но нельзя ударить или обзывать другого. При этом гнев – сигнал о том, что существует какая-то проблема в отношениях с другим человеком и надо уделить внимание и время ее решению мирным путем.

Доведите основные правила до сведения детей.

Перед наступлением режимного момента расскажите об основных правилах. Лучшим вариантом будет подобрать картинки, иллюстрирующие основные правила и показать на соответствующую картинку при объяснении правила. Затем кратко обсудите с детьми, почему эти правила важно соблюдать, какие могут быть последствия нарушения этих правил. Проверьте, насколько прочно дети запомнили правила. Для этого попросите их повторить правила.

Лучше, чтобы картинки – пиктограммы правил висели на видном месте. При нарушении правила спросите, ребенка какое именно он правило нарушил. Пусть он укажет на соответствующую картинку.

Доведите правило до сознания детей.

Продумайте заранее санкции - логические последствия.

Используйте алгоритм установления ограничений в момент нарушения правила.

Алгоритм установления ограничений:

Установите физическую границу так, чтобы действие было не совершенно или начатое остановлено: блокировать удар, стать между, установить визуальный контакт, привлечь внимание возгласом, (хватать ребенка нельзя!).

Признайте (вербализуйте) желания и чувства ребенка.

Сообщите об ограничениях.

Укажите приемлемую альтернативу выражения чувств и желаний ребенка - приемлемые для вас варианты удовлетворения потребности, побуждающей ребенка нарушать правила. Т.о. реализуется принцип: запрещая - разрешай.

Если ребенок продолжает нарушать правило даже после нескольких повторений, нужно объяснить ребенку, что ему предоставляется последняя возможность выбора: либо он принимает правило, либо получает неприятные последствия.

Смысл применения алгоритма не в том, чтобы наказать ребенка – причинив ему дискомфорт, а в том, чтобы дать ребенку возможность выбора: выражать свои чувства и удовлетворять свои желания социально-приемлемым способом или антисоциально. В случае антисоциального выбора наступают санкции. При применении санкций подчеркивается момент выбора: ребенок сам сделал такой выбор, когда решил продолжать противоправное поведение. Назначение санкций сделать антисоциальный выбор менее привлекательным для ребенка. При этом важно чтобы используемые в п.5 последствия наступали для ребенка неотвратимо (а не были бы пустыми обещаниями).

В крайнем случае используйте лишение чего-то хорошего.

Для того чтобы лишить чего-то хорошего, надо сначала дать детям что-то хорошее. Возможно, вы ежедневно будите играть на прогулке или во второй половине дня в групповые игры, которые очень интересны детям. Однако права участвовать в них лишаются все нарушители. Возможно, вы даете наклейку за хорошее поведение два раза в день: перед тихим часом и в конце дня. Однако нарушители лишаются наклейки. Для того, чтобы метод сработал привилегия, которой лишают ребенка, должна быть важной для ребенка.

Обратите внимание детей на естественные последствия нарушения правил.

Организуйте положительные последствия для просоциального выбора.

Смысл данного подхода к воспитанию ребенка заключается в том, чтобы предоставить ребенку выбор и при этом сделать социально приемлемый выбор более привлекательным, чем антисоциальный. Поэтому при установлении правил не стоит полагаться только на санкции. Гораздо важнее, сделать так, чтобы соблюдать правила было более приятно, интересно и радостно для детей, чем их нарушать. Т.о. нужно организовать положительные последствия (естественные или логические) для тех, кто выбирает соблюдать правила. Например, участвовать в занятии, должно быть более интересно, чем не участвовать в нем. Тогда ребенок, который выбирает отказаться от занятия, сам себя лишает удовольствия. Тот, кто был дружелюбным с другими, детьми получает больше рисуночков-благодарностей. К игре с хрупкими, но привлекательными вещами допускаются только те дети, которые могут играть спокойно, осторожно, не ломают игрушки и другие вещи. Тогда ломать вещи ребенку становится невыгодно. К участию в подвижной игре, где есть вероятность нечаянно толкнуть или ударить другого ребенка, допускается только те, кто могут контролировать себя и кто не проявлял агрессии в адрес других.

Вышеописанный подход к установлению правил требует на начальном этапе вложений сил и времени, однако дает более устойчивые результаты: дети начинают соблюдать правила по собственной инициативе, добровольно, и воспитатель может работать в спокойной уютной обстановке.

Дисциплина - это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.

Дисциплина в детском саду — это основа спокойствия и порядка в группе.

Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды — причин может быть масса.

Дисциплина на занятии проявляется в умении педагога привлечь к себе и удерживать внимание детей, в том числе и за счет организации их собственной деятельности

Наличие дисциплины в группе детского сада способствует :

профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;

формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;

развитию ребенка как личности — формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.

Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становится легче.

В младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. д.) Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно.

Детям среднего дошкольного возраста тоже следует неоднократно напоминать новое правило, так как у них слабо развит самоконтроль. Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований.

Условия формирования и поддержания дисциплины в группе :

Культура общения воспитателя и родителей. Умение воспитателя использовать

Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования для труда, соответствующих возрасту детей, их интересам и содержанию накопленных знаний, умений и представлений об окружающем, удобная расстановка мебели, продуманный порядок размещения игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив — все это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им играть, трудиться, находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении. Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь, положительно отражается на формировании у них дисциплины.

Четкое осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха. Находясь в уравновешенном состоянии, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы, а порой и замечания педагога, исправляют допущенные ошибки, легко переносят обиду, быстрее успокаиваются, т. е. четкое проведение режимных моментов, в т. ч. систематическая и последовательная организация НОД, дисциплинирует ребенка. Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Дети постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных отрезков, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время, а также следующий режимный момент. Так, между занятиями организуют подвижные игры, а после дневного сна – продолжительные творческие коллективные игры, труд.

Наличие правил жизни группы, сформулированных доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов. Правила отражают аспекты поведения:

организационные (по лестнице идем друг за другом);

коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается);

коммуникативно - организационные (если я тут играю, не убирайте).

Единство педагогических требований;

Формирование самоконтроля, как свойства личности.

Требования к правилам группы :

Эффективность — правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и воспитатели также его придерживаются.

Количество — одновременно в группе действует не более 3–5 правил.

Согласованность — правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми.

Тон обращения — требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном.

Альтернатива — к запрету предлагаются альтернативные способы поведения.

Повторяемость — введенные правила необходимо периодически повторять.

Наглядность — для усвоения правил используются плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убирать.

Не вступают в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении.

Воспитывая дисциплинированность, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.

Технология ведения и соблюдения правил:

правила вводятся постепенно, поэтапно;

предпочтительно их введение в начале учебного года;

правила вводятся в специально отведенное для этого время;

правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;

правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);

правила периодически повторяются;

для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми; если правила выполняются, плакаты убираются.

Главные принципы общения с ребенком — принять, понять, поддержать.

Психологами доказано, что потребность в признании, внимании – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен, если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации. Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.

Принятие – безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка – значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что, он есть!

Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд

Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы)

Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, нравоучительные интонации, окрик

Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие

Улыбка Жесткая мимика

Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи

Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание

Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки

Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки.

Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания.

Просьба Команды, приказы

Понимание. Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанного на понимании. У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.

Поддержка. В поддержке ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается. Поддержка – это процесс, в котором:

• взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,

• помогает ребенку поверить в себя и свои способности,

• помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Хотелось бы отметить методы эффективного общения с ребенком:

2. Метод отражения чувств ребенка - проговаривание чувства, которое испытывает ребенок.

Эффект метода: мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше бояться негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают.

3. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.

Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему.

Здесь следует придерживаться следующего правила:

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.

И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

-на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков

Тем не менее в повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушение дисциплины, неподчинение правилам. Причины этого различны. Одной из основных является:

1. несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него. Так, если кто- либо из родителей часто прибегает к угрозам, окрикам в случае непослушания ребенка или непоследователен в требованиях к нему (например, сегодня надо обязательно самому убрать постель, а завтра это делает бабушка и т. д, то воспитателю довольно сложно добиться положительного результата. Тут необходима неукоснительная требовательность, сочетаемая с поощрением ребенка, постоянный контроль за его поведением;

2. нарушение дисциплины может происходить с целью привлечения к себе внимания;

4)дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой;

Во всех этих случаях можно использовать следующие приемы поддержания дисциплины :

• Минимизировать внимание (возможно игнорирование)

• Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом

• Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)

• Обращение на примеры хорошего поведения

• Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон

• Подчеркивать достижения, даже незначительные

• Исключение из работы

• Удаление от зрителей

• Откладывание или лишение чем – то заниматься

• Беседа с родителями

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Из опыта работы по планированию и организации деятельности в казачьей группе детского сада Слайд 1. Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Слайд 2. Стержнем всего гражданского.

Мастер-класс по организации литературно-театрального уголка в фойе детского сада

Мастер-класс по организации литературно-театрального уголка в фойе детского сада Доброго всем здравия в Новом 2018 году! Совсем недавно отзвучали веселые песни и стихи, связанные с новогодними праздниками, а педколлектив.

Особенности организации труда детей во второй младшей группе детского сада Основными формами организации труда детей в детском саду являются: - поручения; - дежурства; - коллективный труд. Во второй младшей группе.

Психологические особенности детского возраста в восприятии опасности дорожного движения Дети дошкольного возраста, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей.

Снежные фигуры на участке детского сада в зимний период для организации игр с детьми

Снежные фигуры на участке детского сада в зимний период для организации игр с детьми Зима – замечательное время года. Её с нетерпением ждут и дети, и взрослые. Это лучшее время для детских развлечений: игр в снежки, катания.

занятия в детском саду

Дисциплина в детском саду — это основа спокойствия и порядка в группе. Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды — причин может быть масса. Воспитателю необходимо держать все время ситуацию под контролем.

Cуществует несколько игр, которые помогут восстановить дисциплину в группе. Вот некоторые рекомендации.

Воспитатель должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Говорить следует четко и серьезно. Обращаясь к группе детей, рекомендуется говорить погромче, однако не переходить на повышенные тона.

Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, игрушечного барабана.

Вообще, золотое правило порядка в группе — чем интереснее занятие, тем спокойнее дети. Важна мотивация. И, как говорят психологи, это не детям неинтересно, а взрослые не умеют их заинтересовать.

Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения.


Доброго здоровья, физического и психического, друзья! Сухих Татьяна на связи. Мне поступил очень интересный вопрос от читательницы о том, как наладить дисциплину в группе детского сада. С проблемой непослушания и откровенного игнорирования общепринятых норм поведения детками каждый педагог сталкивается в своей жизни не раз и не два. Ситуация обостряется отсутствием взаимодействия с родителями в вопросе дисциплины. Разберемся?

Как и почему дети могут сделать жизнь педагога невыносимой?

Ситуация понятна, проходили через это многие из нас. Видимо, насколько я могу судить, моя коллега изначально не хотела быть строгой и ставить рамки дозволенного в группе для воспитанников. А рамки и правила нужны детям для полноценного развития. Чем раньше устанавливаются ограничения, тем проще будет воспитателям, родителям и самим детям в дальнейшем.

правила поведения

Привыкнув ухом не вести на слова педагога, в стенах учебного заведения они заработают клеймо неуправляемых и нежелательных учеников.

Психологи выделяют несколько причин плохой дисциплины среди дошкольников:

  • Потребность во внимании;
  • Борьба лидеров;
  • Защита от неудач, неодобрения;
  • Месть за нанесенные обиды;
  • Банальная скука.

Методы, позволяющие наладить дисциплину

Для начала стоит поработать над собой, выстроив такую линию поведения, чтобы установить авторитет. Стиль общения с детками предполагает строгость в принципиальных вопросах, ласку в любых ситуациях и добросердечность, юмор, но без сарказма, тактичность, но откровенность, отзывчивость. Главное – искренний интерес к личности каждого ребенка. Плохих деток нет, есть несчастные…

делегировать полномочия

В вашей ситуации, коллега, нужно лидеров организовать и возглавить. Такие ребята очень ждут признания их лидерских качеств, поэтому делегируйте полномочия лидерам, поручайте им дежурство по дисциплине. Думаю, стоит провести беседу с группой на тему, что такое плохо и хорошо, вместе определите и напишите правила, оформив специальный стенд, где также есть фото детей и ежедневные отметки по поведению в виде звезд трех цветов.

Красный – плохо, желтый – нормально, зеленый – отлично. Каждый день не забывайте выставлять оценки совместно с детьми, пусть сами определяют, какую они заслужили звездочку. Не забывайте о поощрении и авансах. Если ребенок слишком глубоко обижается на заслуженные красные звезды, поощрите его желтой или даже зеленой, но объясните свое решение всем детям. Не допускайте несправедливости!

А для привлечения внимания и искоренения вспышек непослушания во время занятий, есть такой прием: колокольчик, бубен, свисток, дудочка. Объявите, что будете проверять, кто самый внимательный и по сигналу свистка или бубна умолкнет и будет смотреть на воспитателя. Тренируйте постоянно, пока не выработается рефлекс.

Можно усложнить, задачу: как только прозвучит сигнал, все останавливаются и повторяют за воспитателем движения пальчиковой гимнастики или просто упражнения. Звонок: все смотрят и повторяют, кто молодец, заслужил похвалу или звезду. И так ежедневно, пока не достигнете автоматизма. Предупредите детей, что будете подавать сигнал неожиданно.

Другие приемы остановки негативных проявлений

В принципе, этих методик и приемов должно хватить, в завершение статьи хочу поделиться наводкам на хорошие методические пособия:

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:


Консультация для родителей: сюжетно-ролевые игры детей

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Очень важный момент — это работа с родителями. Как правило, плохо ведут себя те дети, на воспитание которых в семье не уделяют времени.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Дисциплина в группе во время занятий — в чем проблема?

Сложно не согласиться с этими словами. Но иногда настолько опускаются руки, что просто хочется убежать из группы. Ведь задача дисциплины в том, чтобы педагог смог привлечь внимание к изучаемому предмету и удерживать его на протяжении всего занятия. При этом, это должно достигаться и посредством правильной организации их собственной деятельности. А как этого достичь? Попробуем разобраться в нашей статье.

Очень важный момент — это работа с родителями. Как правило, плохо ведут себя те дети, на воспитание которых в семье не уделяют времени. Многие считают, что беседовать с родителями в сложившейся ситуации бесполезно, и в этом есть доля правды. Но попробовать все же стоит! Постарайтесь спокойно и доходчиво объяснить родителям, что подобное поведение ребенка в коллективе недопустимо. Расскажите, какие правила нарушает их чадо, попросите провести беседу дома.

занятие

Если мы обратимся к психологии, то она призывает принимать во внимание тот факт, что для ребенка характерно непроизвольное внимание. Другими словами, он обращает внимание на то, что ему интересно. В этом ему помогают как природное любопытство детей, так и игровая деятельность на занятии. И это нужно учитывать педагогу. Другими словами, планировать занятия таким образом, чтобы они были именно интересными, а не монотонными и включали игры. Не просто игра ради игры, а обучающие игры, которые помогают закрепить материал. Благо, сейчас их достаточно, как готовых дидактических, так и подвижных и других видов.

Несколько советов на вооружение

Предлагаю вашему вниманию несколько лайфхаков, которые помогут поддерживать дисциплину в группе. Нужно пробовать их последовательно, смотреть что больше подходит для вашего детского коллектива и затем внедрить в ежедневную практику.

Важно отметить, что дошкольники могут соотносить свои действия с теми последствиями, к которым они могут привести. Поэтому важно детей хвалить и всячески поощрять за хорошее поведение, например, выставлять оценки разными цветами. Если вы не будите замечать хорошее поведение, а акцентировать свое внимание только на плохом, то вы ничего не добьетесь. Дети любят обращать на себя внимание. И если вы не похвалите их за хорошее поведение, то будьте уверены, они найдут способ привлечь ваше внимание плохим.

Поскольку все дети разные, то к ним нужен индивидуальный подход. Конечно, это сложно сделать в группе, в которой 25 и более воспитанников. В связи с этим для борьбы с детским непослушанием и упрямством необходимо выработать свою линию поведения, которая должна проявляться строгостью и доброжелательностью. Дети очень хорошо чувствуют взрослых, поэтому если вы будете относиться к ним негативно, они сразу это почувствуют и будут капризничать.

физкультминутка

Будьте всегда последовательны. Если вы говорите воспитанникам, что вы их накажите за плохое поведение во время занятий, значит обязательно исполняйте свои слова. Ребенок мешает заниматься другим — посадите его за стул рядом со столом педагога. Балуется и отказывается слушаться — лишите его совместной игры на закрепление материала. Пусть сидит отдельно от других детей. Возможно, это очень строго, жестоко и не совсем педагогично. Но поверьте, в качестве последнего возможного способа восстановить дисциплину вполне подходит, если больше ничего не помогает.

Бич настоящего времени — это гиперактивность. Если у вас в группе много таких воспитанников, то обязательно поручайте им разные задания. Пусть помогают вам, и тогда с ними будет меньше проблем. Не забывайте постоянно вести с детьми беседы об их поведении.

Каким должно быть занятие в детсадовской группе?

  1. Начиная занятие, проведите беседу о правилах поведения на нем. Заканчивая, также обсудите поведение, похвалите тех детей, кто вел себя хорошо. Разберите ошибки тех, кто не последовал вашим просьбам.
  2. Занятие должно быть хорошо спланированным, должно следовать определенному сюжету, возможно, нужно взять какие-то мягкие игрушки себе в помощь или сказочных героев. Ведущая деятельность во время занятия — игровая.
  3. Если у вас непосредственно занятие-игра, то ничего плохого не будет в том, если по его итогам будут победители и проигравшие. Ребенок с одной стороны повышает свою самооценку, а с другой — учится проигрывать, спокойно, без истерик.
  4. Во время проведения занятия педагогу следует быть спокойным, но при этом строгим и требовательным в разумных пределах.
  5. При построении занятия обратите внимание на то, чтобы оно начиналось с настроя. Это может быть небольшая песенка, речевка, мультфильм, раздаточный материал. В середине важно встраивать игры на снятие психологического и мышечного напряжения.
  6. Если ребята перестают контролировать свое поведение, то можно включить внеплановые психологические игры. Возможно, даже оставить детей выполнять письменные задания, а с гиперактивными и агрессивными отвлечься на непродолжительную игру.

Практические советы для молодых воспитателей

Свисток, колокольчик и бубен

Важно, чтобы дети собирались на занятие по звонку. Конечно, в детском саду нельзя звонить так, как в школе, но колокольчик использовать вполне. Это сигнал о том, что пора задуматься о дисциплине и быть готовым слушать педагога. Возможно, понадобится какое-то время на то, чтобы ребята привыкли к этому условному сигналу. Значит, сигнал колокольчика — это нужно сесть на стул. Бубенчики бубна — встать у шкафчиков. Ну а свисток может выступать в качестве предупредительно сигнала. Т.е. сначала — свисток, а затем колокольчик или бубен.

Управление тишиной

Во время занятия для усвоения материала желательно поддерживать тишину. Порой это самое сложное, что приходится делать педагогу. Здесь бесполезно призывать к тишине. Но можно разыграть интересный спектакль, в который включить детей. Вы можете объявить себя Феей громкости. Объясните, что вы управляете звуком при помощи ладони. Когда ладонь раскрыта, из нее исходит громкий звук. Когда кончики пальцев соединяются друг с другом, то звук стихает, а когда ладонь переходит в кулак, то звук заканчивается. Попробуйте произнести с детьми какой-то звук. А если они начнут шуметь во время занятия, то управляйте звуком при помощи ладони.

Разминка на занятии

Не секрет, что сидеть на одном месте сложно. Это порой сложно делать даже взрослым, не говоря уже о детях. Сначала приходит усталость, потом снижается внимание, а после этого из-за скуки дети начинают шуметь и придумывать всякие вредности. И случается это не из-за вредности или гиперактивности, а из-за усталости. В данном случае можно и нужно провести физкультминутку. А можно предложить ребятам минутку разрядки. Вы даете какую-то команду, а дети могут в этом время поговорить друг с другом, крикнуть, встать. Можно произнести какую-то рифмовку, вспомнив предыдущий совет, дирижировать громкость звука при помощи ладони.

друг за другом

Волшебные движения

Возвращаясь к предыдущему приему, можно его немного дополнить. Дети могут выполнять движения не просто на месте, а двигаясь в определенной последовательности. Двигаться можно начинать тогда, когда педагог даст сигнал при помощи бубна. По сигналу дети двигаются разными движениями друг за другом, а когда бубен смолкает, то они замирают на месте. Можно ходить не по кругу, а идти до воспитателя, который стоит на удалении, а затем идти в обратном направлении к своим местам. Это идеальный прием для снятия напряжения во время занятия. И педагог может управлять поведением детей.

В качестве заключения

Заканчиваю эту статью, хочу отметить еще несколько важных моментов, которые нужно учитывать при формировании правил в группе. Так, правила должны быть четкими, без упоминания того, чего делать нельзя. Лучше говорить, что нужно делать. Количество правил не должно превышать пяти. Дети должны понимать, что педагог от них хочет. При этом тон воспитатель должен носить дружественный характер. Правила нужно время от времени напоминать. И обязательно хвалить всех за их соблюдение. Если вы делаете замечания, то постарайтесь сохранять спокойствие и оценивать не самого ребенка, а именно его поведение.

Читайте также: