Почему ребенок не пишет в школе

Обновлено: 05.07.2024

Если вам кажется, что ваш ребенок отстает в скорости чтения и письма, это не повод бить тревогу. Во-первых, скорость — далеко не самое важное, обращать внимание нужно также на количество ошибок и понимание текста. Во-вторых, наверстать упущенное можно, не прибегая к помощи специалистов.

Ольга Азова, практикующий логопед

Как понять, отстает ли мой ребенок

Чтение и письмо — не такие простые механические процессы, какими могут показаться нам, взрослым. Это слаженная работа сразу нескольких высших психических функций. И обращать внимание важно не только на скорость, но и на такие факторы, как способ чтения, наличие ошибок, понимание того, что читаешь или пишешь.

При желании можно научиться читать со скоростью больше 1000 слов в минуту — но зачем это школьнику?

Когда логопед оценивает ребенка на предмет задержек, он смотрит, каким способом тот читает: по слогам, слог+слово, бегло или просто последовательно называет буквы в слове (Б, А, Б, А). Последний способ называется бухштабированием, и на самом деле его даже нельзя назвать чтением, это говорит о том, что обучение проходило неправильно.

Затем логопед фиксирует ошибки — логопедические и грамматические, оценивает уровень понимания текста. Ведь ребенок читает, чтобы получать информацию, и на это мы обращаем особое внимание.

Нормативы по скорости чтения

  • В конце первого класса – 30-40 слов (не менее 20-25 слов) в минуту
  • В конце второго класса от 60 слов (не менее 40-50 слов) в минуту
  • В конце третьего класса от 75 слов (не менее 60-70 слов) в минуту
  • В конце четвертого класса – 95-100 слов (не менее 75-80 слов) в минуту

Нормативы по скорости письма

  • В конце первого класса – 7-15 букв в минуту
  • В конце второго класса – 25-35 букв в минуту
  • В конце третьего класса – 45-55 букв в минуту
  • В конце четвертого класса – 60-80 букв в минуту

Почему возникают сложности

У отставания в скорости чтения и письма может быть несколько причин: физиологические, неврологические, психологические и социальные.

Физиологические связаны с врожденными нарушениями — дисграфией и дислексией. Чаще всего они идут рука об руку, и работать с этим необходимо вместе с неврологом.

Неврологические причины — это головные боли, утомляемость, сонливость, носовые кровотечения, боли в спине и в ногах, нарушение осанки.

Бывает, что чтению и письму мешают психологические трудности: эмоциональная нестабильность (излишняя эмоциональность или раздражительность), трудности с концентрацией внимания, неуверенность в себе, высокий уровень тревожности и страх ошибки.

Наконец, иногда родители не учитывают банальные вещи: проблемы со зрением, неправильная посадка за партой, неудобная ручка и т.д.

Признаки дислексии/дисграфии

1. Неправильное называние/написание некоторых букв.

2. Замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В), замены букв на письме, соответствующих фонематически близким звукам: по глухости-звонкости (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш), по твердости-мягкости (б-бь, в-вь), шипящие-свистящие (ч-щ, ц-с), сонорные (р-л-й).

3. Побуквенное чтение (Р, А, М, А).

4. Искажение звуко-слоговой структуры слова:

5. Чтение и письмо отдельных слов или даже всей строки в направлении справа налево.

6. Нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении.

Не удивляйтесь, если специалист предложит вам странные на первый взгляд решения. Например, невролог может сказать, что в первую очередь надо сосредоточиться на проблеме запоров и головных болей.

Да, эти вещи напрямую не связаны с чтением или письмом, но без их решения бессмысленно двигаться дальше.

Я советую заранее определить, сколько ребенок должен выполнить упражнений, и заканчивать занятие до того, как он устал и хочет еще немного позаниматься.

Что касается количества раз и частоты занятий, Кумон предлагает следующее: заниматься каждый день по 20-30 минут, но если не получается (например, у родителя нет времени, и занятие превращается в стресс), то лучше не заниматься совсем и сделать это тогда, когда у обоих будет время и позитивный настрой. Так, утверждают японцы, пользы будет гораздо больше.

Как заниматься дома

Если вы понимаете, что у ребенка есть трудности с чтением и письмом, то заниматься этим желательно каждый день, особенно пока навык еще только формируется (то есть примерно до конца второго класса).

Вот еще несколько рекомендаций:

1. Практикуйте порционное чтение — читайте несколько раз понемногу в течение дня.

2. Поощряйте ребенка за чтение, но именно тем, что он любит.

3. Читайте книги, которые выбрал сам ребенок.

4. Практикуйте чтение по очереди.

Например, ребенок может читать более простые по структуре предложения, а родитель — рассуждения, описание природы и т.п.

5. Не игнорируйте семейное чтение. Важно выбрать книгу для чтения, которая будет интересна всем членам семьи. Если в ней есть диалоги, можно читать по ролям.

6. Читайте на ночь, чтобы это было последним событием дня. Продолжайте читать вслух даже взрослым детям.

7.Читайте тексты к диафильмам (он короткий и емкий, содержит иллюстрацию, при переключении кадра ребенок получает кратковременный отдых).

8. Читайте тексты на открытках. Можно использовать наборы открыток (стихи, сказки, мультфильмы), которые продавались раньше, а можно выполнить их самим.

9. Пусть читает все вокруг: вывески, заголовки в книгах, газетах.

10. Если ребенок любит рисовать, можно зарисовывать прочитанное.

12. Условные обозначения помогут читать с выражением, с правильной интонацией. Взрослые заранее делают пометки в тексте карандашом.

13. Во время чтения останавливайтесь на кульминации сюжета (на начальном этапе), побуждая вернуться к содержанию вновь.

14. Читайте больше сами. Подражание — лучший инструмент, чтобы заинтересовать детей чем-либо.

Что делать, если чтение и письмо вызывают резкий протест

Нужно разбираться с проблемой комплексно: возможно, проблемы накапливались годами и тянулись еще из раннего детства.

Например, были сложности с речью, особенности слухового восприятия, моторные трудности.

Общие рекомендации следующие:

1. Нам понадобятся подкрепления — в первую очередь зрительные (рисунки, схемы, пометки на полях).

2. Необходимо повторять инструкцию (задания к упражнению по письму) самим и просить повторить ребенка.

3. Важная составляющая — организация рабочего места. Оно должно быть максимально тихим и комфортным.

4. У ребенка должны быть как время для отдыха, так и для поручений по дому, других обязанностей.

5. Придерживайтесь четкого расписания дня, с соблюдением временных рамок. Можно первое время подключать таймеры, чтобы научить школьника чередовать интервалы отдыха и занятий.

Здравствуйте, уже не знаю, что делать. Моему ребёнку 12 лет, не пишет классную работу. И это не первый год. В начальной школе хоть что-то писал, но не всё, а сейчас вообще перестал. Обращались к психологу, порекомендовали строгий режим, игнорировать его, общаться с ним только по делу. Дома он идеальный ребёнок, но в школе всё меняется. Что делать, подскажите пожалуйста. Спасибо.

Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребёнок не работает на уроках

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам


Здравствуйте, Мария! давайте разберем, что происходит:

это продолжается уже не первый год и за это время ребёнок уже привык к сложившейся ситуации - стоит разобраться - когда началось это поведение? были ли проблемы в классе? с учителями? дома? мотивы поведения ребёнка могут быть разными - привлечение внимание, месть, показать свою власть, или обратить внимание на свою беспомощность. Нужно взглянуть на происходящее глазами самого ребёнка, чтобы понять, что послужило точлком к развитию именно такой реакции. Что Вы предпринимали, чтобы скорректировать поведение ребёнка? как мотивировали на учебу? как поощряете? наказываете? постепенно поведение обрастает и новыми личностными образованиями - так, например, сейчас ребёнок стал подростком и именно сейчас эта проблема стала для Вас наиболее острой, скорее всего потому, что сейчас он постепенно ускользает от Вашего контроля и Вы чувствуете свою беспомощность - когда он был меньше, Вы могли ещё чувствовать себя выше него, сейчас же все меняется.

Обращались к психологу, порекомендовали строгий режим, игнорировать его, общаться с ним только по делу. Дома он идеальный ребёнок, но в школе всё меняется.

что изменилось в отношения между Вами и сыном? похоже, что он научился подстраиваться - дома он дает ТО поведение, которое Вы от него ждете, НО - что происходит внутри него? сам источник и корень проблемы остается неизменным, что-то им движет - возможно и он сам не осознает этого, поэтому и не может донести до Вас. В этой ситуации нужно проанализировать Ваши отношения с сыном - (даже если проблемы в школе, с детьми, ТО дома есть родители, которые МОГУТ УСЛЫШАТЬ - но открывается ли он ВАМ) именно этот доверительный контакт и нужно восстановить. Для более младших детей -режим и последовательность родителей - это выход и средство для коррекции поведения ребёнка, НО с подростком уже сложнее - нужно научиться слышать его, уважать его чувства, понимать и принимать, а также сталкивать его с последствиями его действий! Стоит также исследовать оценочные уствноки в семье (дома он "Идеальный" - какой тогда ОН в школе? он чувствует и Ваше отвержение и Ваше бессилие).

Мария, если Вы действительно решитесь разобраться в том, что происходит - можете смело обращаться ко мне - звоните - буду рада Вам помочь!

Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам


Проблемы с обучением ребенка в школе могут иметь самую разнообразную причину! Речь может идти о физиологических или нейро-психических трудностях, не позволяющих справляться с задачами, доступными сверстникам. Об отсутствии мотивации, о пробелемах в общении со сверстниками, которые, в свою очередь, отражаются на учебе, а также о многом другом.

Именно поэтому, для того, чтобы решить те трудности, которые вы описали, очень важно сперва понять их причины. А для этого необходима диагностика и самого ребенка и системы ваших семейных отношений.

Несмотря на то, что ребенок не записывает именно классную работу, это может иметь прямое отношение к тому, что происходит в семье. Ребенок вообще формируется именно в семье: в семье закладывается мотивация, основы большинства необходимых в школе навыков, личностные особенности. И зачастую даже те проблемы, которые выходят за рамки семьи (например, проблемы с обучением), корнями уходят именно в семейные отношения.

Для примера, на моей практике было огромное количество детей, для которых плохая успеваемость или плохое поведение в школе были всего лишь способом обратить на себя внимание. Именно поэтому, я не верю в то, что игнорирование ребенка приведет к нужному вам результату, Мария. Более того, при определенных обстоятельствах такое решние может только усугубить проблему.

Я рекомендую вам попробовать обратиться к альтернативному специалисту, Мария, который не просто даст рекомендацию "что делать", но сможет объяснить почему с ребенком происходит то, что выописываете. Безусловно, для этого специалист должен будет провести необходимую диагностику. А по ее результатам, вы как минимум будете иметь альтернативное мнение и возможно иной путь для решения возникшей у вас проблемы.

Очень часто бывает, что ребенок, испробовав все прелести школьной жизни, напрочь отказывается писать. При этом с данной проблемой сталкиваются не только родители первоклассников, но и родители детей постарше. Ученики могут с боем выполнять письменные работы, домашние задания выполняются со слезами, а родители не перестают пить успокоительные. При этом родители и учителя уверены, что у таких детей двойки только из-за невнимательности и лени.

Но хочу вас обрадовать или огорчить, проблема кроется в другом, и поможет ее решить нейропсихолог!

Так почему же ребенок не хочет писать?

На самом деле первая причина у таких детей, это ситуация "не успеха", потому что чаще всего такие дети пишут неграмотно! И именно из этого вытекает весь комплекс проблем.

Оказывается ребенок с хорошим зрением и прекрасным слухом может писать неграмотно. Связано это с незрелостью некоторых отделов мозга, а так же с уровнем развития межполушарного взаимодействия.

Всем известно, что мозг состоит из двух больших полушарий. Правое полушарие отвечает за целостный образ слова, Например, слышим слово "стол", и благодаря правому полушарию набор букв "с" "т" "о" "л" превращается в целое слово, а левое полушарие помогает нам его правильно назвать и записать в соответствии с изученными правилами орфографии.

Часто бывает так, что у ребенка преобладает правое полушарие, и поэтому у него богатый словарный запас, но пишет такой ребенок безграмотно.

Следующая проблема, с которой сталкивается школьник, при обучении письму, это отсутствие понимания важности письма как речевой функции. В век гаджетов, трудно объяснить ребенку, зачем часами писать в тетрадях, формируя каллиграфический почерк.

И вот, зная все эти проблемы, можно определить пути помощи ребенку:

2. Вступите в переписку с вашим чадом. Каждый день оставляйте ребенку записки, пусть он вам на них отвечает. Делитесь письменно эмоциями и впечатлениями.

3. Играйте с ребенком в рифмы. Сочиняйте стихи, смешные и абсурдные, серьезные и грустные. Обсуждайте с ребенком ваши совместные труды.

4. Предложите ребенку завести дневник, пусть он туда записывает наиболее значимые события. Это поможет не только привить любовь к письму, но и решить некоторые эмоциональные проблемы.

5. Спорт. Если у ребенка нет прямых противопоказаний, то спорт в жизни ребенка должен быть 5 дней в неделю. Если же есть противопоказания, то можно активный спорт заменить на прогулки на свежем воздухе.

6. И последнее, но не менее важное - чтение. Помните о том, что у чтения, практически такие же механизмы, как и у письма, поэтому одного без другого быть не может.

7. Получите консультацию нейропсихолога, он подберет вам коррекционно-развивающий маршрут, который поможет преодолеть уже сформированные трудности.

Ребенок не любит писать: что делать?

Обучение письму – это непростая задача. Если у вашего ребенка есть проблемы с преобразованием мыслей в слова или с их написанием, процесс освоения письма может восприниматься им, как тягостный и неприятный. Необходимость изучения правил или просто незаинтересованность мешают ребенку открыть для себя волшебство и уникальность письменного слова. Все же письмо – это один из важнейших навыков, и, как бы там ни было, мы должны помогать детям осваивать его, чтобы предотвратить негативные последствия, связанные с неграмотностью.

Конечно, родители хотели бы видеть, как их дети растут и учатся писать уверенно, грамотно и к тому же получают удовольствие от использования письменной речи. В этом нет ничего невозможного! У детей все происходит динамично, и часто их незаинтересованность сменяется подлинным энтузиазмом. Хотя письмо – это непросто, оно является чудесным способом делиться историями и секретами, остротами и шутками, излагать тревожные подростковые мысли, играть, убеждать людей и придумывать все что угодно. Все это открывает ребенку возможность полюбить этот удивительный процесс.

Вот несколько способов, используя которые, родители могут помочь своему ребенку преодолеть свое нежелание писать.

Позвольте ребенку упорно потрудиться

Дети иногда считают, что они должны делать только то, что у них получается легко и непринужденно. Если вы хвалите детей за результат, то подкрепляете их мысль о том, что тяжелая работа свидетельствует о неумении человека сделать что-то хорошо. Освоение письма – трудная работа, для некоторых детей даже более трудная, чем для других, и это абсолютно нормально. Невозможно все делать хорошо и быстро. Мы можем помочь детям научиться писать более уверенно, если будем признавать их усилия, упорную работу и, даже более того, ожидать и поощрять ее.

Письмо должно иметь для детей смысл и значение

Если мы просим детей делать что-то сложное, это, по крайней мере, должно иметь для них осмысленное значение и стоить затраченных усилий. Умение писать поздравительные открытки, тайные записки, вести дневник, написать письмо Дедушке Морозу, подписывать фотографии или письменно излагать убедительные доводы о причинах получения определенного подарка на день рождения имеет для ребенка гораздо большее значение, чем школьная тетрадь. Обеспечьте детей хорошими письменными принадлежностями. Почаще просите излагать свои мысли на бумаге. Помогите им найти и обрести для себя смысл и ценность выполнения домашних заданий.

Вначале нас посещают мысли, поэтому они должны быть в приоритете

Многие дети испытывают психологический барьер перед написанием чего-либо, потому что боятся сделать ошибки. Орфография и пунктуация важны, но только для того, чтобы помочь нам выразить свои мысли. Сосредоточьтесь на самом процессе, а знание правил оставьте на потом. Изобретательность, свободно примененная в письменном изложении своих мыслей, позволяет детям использовать весь свой словарный запас. Если дети беспокоятся о правописании, поощряйте их сначала записывать свои мысли так, как они считают нужным, и лишь потом проверять орфографию. Также и вы, когда читаете детские записи, в первую очередь интересуйтесь содержащимися в них мыслями, а уж потом технической стороной процесса.

Хорошо писать вовсе не значит делать это правильно с первого раза. Любимая книга вашего ребенка тоже претерпела множество редакционных изменений, прежде чем стала интересной и захватывающей. Приучайте детей пересматривать и проверять выполненную работу, воспринимая этот процесс больше как усовершенствование, чем коррекцию и исправление. Когда вы сами занимаетесь исправлением детских ошибок, в первую очередь обращайте внимание на причины неправильного написания. Помогайте детям придумывать другие возможные варианты. Учите их искать грамотное написание сложного слова, знакомьте с перечнями слов в их нормативном написании, т. е. со существующими словарями (в том числе электронными). Детям необходимо научиться самим искать ответы на вопросы правописания, тогда они будут лучше запоминать новую для себя информацию.

Способы обучения бывают разными, уважайте особенности вашего ребенка

Разным детям подходят разные способы обучения. Чтобы рассчитывать на хорошие результаты, нужно помочь ребенку понять и определиться с тем, какой способ обучения подходит ему лучше всего. Некоторые дети учатся более эффективно, когда говорят или прыгают. У других лучше развита зрительная память. Некоторым нужна тишина, а кому-то – фоновый шум. Некоторые дети делают записи сумбурно и схематично. Другие же подходят к этому процессу системно и логически. Все способы хороши, нужно использовать тот, который больше всего подходит вашему ребенку.

Игры в слова

Процесс обучения эффективен тогда, когда дети получают от него удовольствие. Наш язык очень богат и интересен. Игры в слова и просто игры с использованием речи – отличный способ интересного обучения письму. Придумывайте каламбуры. Подбирайте омонимы. Вспоминайте антонимы. Разгадывайте анаграммы. Давайте аллитерационные прозвища. Сочиняйте забавные стишки. Играйте в настольные игры со словами. При всем при этом уделяйте больше внимания скорости и удовольствию, нежели правильности и точности – это поможет детям с большей охотой и рвением учиться писать слова.

Слова прочитанные и сказанные

Уважайте процесс обучения вашего ребенка

Читайте также: