Как написать образовательную программу школы

Обновлено: 02.07.2024

Обучение в любом образовательном заведении проходит согласно определенной траектории, которая представлена в виде всевозможных планов, стандартов, схем, объединенных в один полноценный механизм – образовательную программу. Специалисты Дисхелп готовы раскрыть сущность этого понятия и рассказать, как происходит разработка столь важного компонента общего и профессионального становления.

Обучение в любом образовательном заведении проходит согласно определенной траектории, которая представлена в виде всевозможных планов, стандартов, схем, объединенных в один полноценный механизм – образовательную программу. Специалисты Дисхелп готовы раскрыть сущность этого понятия и рассказать, как происходит разработка столь важного компонента общего и профессионального становления.

Образовательная программа ФГОС – это…

  • Что будет изучено? Здесь будет представлен список дисциплин, научных областей и пр.
  • Как это будет происходить? Выделение формата обучения, видов задействованных занятий, методов работы, устные и письменные работы
  • В каком порядке и объеме? Количество академических часов по каждой дисциплине;
  • Какие навыки будут освоены? Обоснование утвержденной концепции, ее роль в становлении личности или специалиста.

Образовательная программа – это единое направление подготовки, конкретизируемое двумя видами планов: примерный (основной) и рабочий.

Из чего состоит образовательная программа ФГОС?

Из чего состоит образовательная программа ФГОС?

Основной план обучения школьников и студентов представляет собой общее описание образовательного процесса с конкретизацией периода обучения. Этот документ разрабатывается с учетом материально-технической базы учебного заведения, особенностей развития учащихся (учет всевозможных факторов: состояние здоровья, группа риска, общее и физическое развитие и пр.), компетентности педагога и пр. Он разрабатывается учебным центром и преподавателем совместно. Главное – чтобы он не противоречил правовым нормам в сфере образования и соответствовал общим положениям ФГОС: содержал обязательные и основные дисциплины, прививал подопечным конкретные знания и навыки и пр.

Основной план обучения реализуется в отношении заведения в целом или конкретной группы слушателей (класс, группа студентов и пр.), обобщённых одним характером подготовки – уклон класса, специальность, факультет и пр.

Реализация основной образовательной программы происходит посредством конкретизации погружения в каждый предмет с использованием урочной и внеурочной деятельности. В данном случае каждый педагог прорабатывает детали в рамках принадлежащей к нему дисциплины: что и в каком объеме будет изучено, план занятий и пр. Все это находит отражение в рабочей программе ФГОС.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Таким образом, образовательная программа ФГОС носит методический характер, регулируя учебный процесс на каждом этапе развития и становления личности или специалиста. В рамках этой траектории будут содержаться обязательные элементы, подлежащие безоговорочному изучению, а также дополнительная часть – внеурочная и научно-исследовательская деятельность, творческая и пр., призванная развить дополнительные навыки с учетом желания и возможностей учащегося.

Структура и содержание образовательной программы по ФГОС

Разработка учебных планов и траектории становления индивидов соприкасается с правовыми аспектами (строгой регламентацией учебного процесса, рекомендациями Минобрнауки) и творческим потенциалом педагога, материально-технической базой и возможностями образовательного заведения.

Проработка деталей программ (основной и рабочей) по ФГОС занимаются педагоги (в рамках преподаваемой дисциплины), а также методическая служба школы/ссуза или вуза.

Основные разделы образовательной программы ФГОС

Основные разделы образовательной программы ФГОС

В структуре основного плана обучения по ФГОС будут присутствовать следующие разделы:

  • Титульный лист, призванный отразить существенные моменты: наименование образовательного заведения, конкретное направление подготовки или предмет, данные об авторе, дата формирования и пр.;
  • Содержание – перечень основных разделов;
  • Целевой раздел, призванный конкретизировать миссию обучения: цель (что должны постичь слушатели, какие знания и навыки обрести, для чего (сфера применения)), задачи и пр. Все это находит отражение в пояснительной записке, которая должна подчеркнуть важность и необходимость программы обучения (роль дисциплины или модуля и пр.), описать основные моменты учебной деятельности и пр.
  • Содержательный раздел: здесь приводится предметный или тематический перечень с конкретизацией основных моментов и разделов: терминология, виды учебной деятельности, планирование учебного процесса по времени (сколько часов и на что будет затрачено), последовательной учебного процесса (что и за чем будет изучено, формы проверки знаний и навыков (контрольная/самостоятельная работа, диктант, лабораторная работа, НИР, зачет/экзамен и т.д.), возможности корректировки учебной программы и пр.);
  • Организационный раздел. Его миссия уточнить: что потребуется учащимся для погружения в профиль или предмет, список основной и дополнительной литературы, материально-техническая база подготовки (оборудование, инструменты гаджеты или ПК, книги и пр.), определение учебной нагрузки (на день/неделю), особенности целевой аудитории (возраст, базовая подготовка, особенности развития и пр.), способы взаимодействия (очный, дистанционный и т.д.);
  • Список методических материалов: перечень основных актов, норм и иных документов, которые легли в основу разработанного примерного или рабочего плана.

Образовательная программа образовательного заведения, а также все виды основных и рабочих планов, детализирующих учебный процесс, должны быть оформлены в виде отдельного документа в текстово-графической или текстово-табличной форме. Все страницы подлежат нумерации (за исключением титульной, которая входит в общий состав и учитывается при нумерации).

Любая программа или план обучения должен учитывать следующие моменты:

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Таким образом образовательная программа ФГОС представляет собой четкий ориентир, траекторию обучения, очерчивающую основные аспекты подготовки учащихся, но при этом она не является обязательной к исполнению в изначальном виде. Каждый педагог, прорабатывая детали погружения в предметную область, учитывает общие правила (отраженные в образовательной программе ДОУ/МОУ, ссуза или вуза) и конкретизирует их с учетом собственных и иных возможностей.

Образовательную программу ФГОС можно представить в виде целого комплекса документов, которые прямо или косвенно будут воздействовать на процесс становления личности ил специалиста, прививая ему определенный теоретический и практический багаж.

Схема разработки образовательной программы, основного и рабочего планов обучения

Обязанность по планированию учебной деятельности ложится на административный аппарат и непосредственно преподавательский состав. Администрация образовательного заведения должна проработать четкий механизм, очерчивающий существенные и обязательные моменты подготовки слушателей:

  • Направление деятельности и область подготовки: важно определить, какие направления развития учащихся будут задействованы: общая базовая, принадлежность к конкретной научной или практической области (сфере деятельности);
  • Правовые и иные требования, предъявляемые к учебному процессу (общие и узкий акцент с учетом осваиваемого профиля ил дисциплины);
  • Включение в план обучения обязательных предметов, а также возможностью дополнительного обучения (по выбору учащегося);
  • Утверждение четкой последовательности обучения: погружение в предмет или профиль, перечень дисциплин и осваиваемых тем и пр.
  • Разработка плана аудиторной и самостоятельной работы, аттестации и заданий к ним;
  • Утверждение критериев оценки учащихся и возможностей по корректировке текущей рабочей программы.

В общем виде разработка образовательной программы и конкретизирующих ее планов (основного и рабочего) можно свести к следующему алгоритму:

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Образовательная программа ФГОС и примерный план обучения задают лишь общий ориентир в рамках обучения: основные предметы, навыки, формат подготовки и проверки учащихся, а рабочий план призван детализировать учебный процесс от А до Я, но при этом допускаются отклонения от заданных траекторий в случае необходимости. В любом случае, каждый учащийся или студент в обязательном порядке изучит прямо предусмотренные рекомендациями Минобрнауки дисциплины и навыки. Образовательное заведение и педагог лишь углубляют погружение в определенную область с учетом собственного видения, возможностей.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Disshelp и разработка образовательных программ ФГОС, примерных и рабочих планов обучения

Специалисты Дисхелп готовы помочь в разработке образовательной программы ФГОС, а также ее конкретизации в виде основной (примерной) и рабочей программ с учетом всех факторов и требований заказчика.

Высокое качество услуг гарантировано. У нас трудятся только надежные, квалифицированные и опытные авторы, преподаватели сильнейших учебных центров страны, имеющие не только представления, но и личный опыт в подготовке вышеописанных документов и правил.

Мы учтем: законодательные требования, специфику и характер учебного центра, уровень подготовки и пожелания педагога, особенности целевой аудитории. Благодаря комплексному подходу разработанные нами образовательные программы и планы обучения соответствуют реалиям и учитывают инновации, все изменения в образовательной и профессиональной среде, требования работодателей и пр.

Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте и в одном из наших офисов.

Образовательная программа – основной нормативный документ, определяющий порядок, методы, цели процесса обучения, а также временные затраты (в часах) на прохождение тем и итоговые задания по ним. Существует государственная образовательная программа, по образцу которой каждый учитель пишет образовательную программу по своему предмету в соответствии со спецификой своих учеников, личными целями и др.

Как написать образовательную программу

  • Как написать образовательную программу
  • Как написать программу обучения
  • Как написать воспитательную программу

Прочитайте образец образовательной программы. Вы можете попросить его у своего непосредственного начальника – завуча. Образовательная программа по каждому предмету наличествуют в каждой школе.

Проанализируйте категориальный аппарат программы по введению. Сравните его со своими целями и задачами. Напишите собственное введение по образцу.

Проанализируйте количество часов и уровень сложности заданий. Сравните со своими возможностями и напишите основную часть по образцу.

Согласуйте программу с непосредственным начальником. Составьте календарно-тематический, поурочный планы и другие документы в соответствии с программой и строго следуйте ему в течение учебного года.

• П. 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

• П. 14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

Программа дополнительного образования разрабатывается педагогом, обсуждается на педагогическом совете учреждения и утверждается руководителем.

Структура программы :

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы

1. На титульном листе указываются:

-где, когда и кем утверждена программа;

- название программы, можно указать и направление;

-возраст детей, на которых рассчитана программа;

-срок реализации программы;

-Ф. И. О. полностью, должность автора (авторов) программы;

-название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;

-год разработки программы.

2. В Пояснительной записке (1-2 листа, следует раскрыть без заголовков, сплошным текстом:

Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения — краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы. Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят.

Направленность программы

Дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности: 1. Художественно-эстетическая; 2. Военно-патриотическая; 3. Научно-техническая; 4. Физкультурно-спортивная; 5. Эколого-биологическая; 6. Естественнонаучная; 7. Социально-педагогическая; 8. Культурологическая; 9. Спортивно-техническая; 10. Туристско-краеведческая.

Новизна дополнительной образовательной программы предполагает : — новое решение проблем дополнительного образования; — новые методики преподавания; — новые педагогические технологии в проведении занятий; — нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т. д.

Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться: — на анализе социальных проблем; — на материалах научных исследований; — на анализе педагогического опыта; — на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги; — на современных требованиях модернизации системы образования; — на потенциале образовательного учреждения; — на социальном заказе муниципального образования и других факторах. Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

В создании условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям, профилактика асоциального поведения, создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественных культур, укрепление психического и физического здоровья детей, взаимодействия педагога с семьей)

Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. (С. И. Ожегов Словарь русского языка.) Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени. Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня и особенностей детей, особенностей региона, окружающей среды и др.

Цель и задачи программы (триединые) Целями и задачами дополнительных программ в первую очередь, является обеспечение обучения, развития и воспитания. Цель необходимо ставить конкретную, выполнимую, а не глобальную, которая должна уточниться и раскрыться в задачах.

Формирование (обучение…., развитие, воспитание….

Задачи являются разбивкой цели на этапы. В задачах, как и цели нельзя употреблять глаголы обучить, развить и воспитать, так как эти процессы длительные и порой длятся всю жизнь, правильным будет написание глаголов обучение, развитие, воспитание.

Задача — это то, что требует выполнения, разрешения. (С. И. Ожегов Словарь русского языка.) Задачи кружка, объединения — это пути, способы поэтапного достижения цели, т. е. тактика педагогических действий. - образовательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится воспитанник, освоив программу; — развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т. д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; — воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся. Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы: Глаголы Существительные способствовать помощь развивать развитие приобщать приобщение воспитывать воспитание обучить обучение сформировать формирование обеспечить обеспечение поддержать поддержка расширить расширение 7 углубить углубление познакомить знакомство предоставить возможность и т. д. предоставление возможности и т. д.

Цель программы : формирование опыта владения технологиями изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей, воспитание патриотизма, нравственности.

- знакомство с историей возникновения и развития разных видов ремесел;

-изучение основ цветоведения и композиции;

-изучение основ конструирования из различных материалов.

-развитие образного мышления;

-развитие индивидуальности при решении творческих задач;

-воспитание уважительного и бережного отношения к народному творчеству;

-воспитание волевых и трудовых качеств личности;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Отличительные особенности данной программы

Здесь прописываются такие особенности как индивидуализация или дифференциация обучения, интеграция с общим образованием, свои принципы и особенные или современные методы преподавания или технологии. Возможно, программа является социальным заказом родителей или учреждения. Возможно, она написана на основе типовых программ или авторских разработок, но переработана, модифицирована или адаптирована, и т. д.

№ 1 Отличительные особенности программы в том что, что она написана на основе типовой программы по народным промыслам, но в нее введены новые разделы по бисероплетению и фриволите, а также большое место отводится изучению цветоведения и композиции.

№ 2 Отличительной особенностью данной программы, является то, что ребенок имеет право изучать, на свой выбор, предложенные в программе ремесла, в соответствии со своими интересами и потребностями. Обязательными разделами программы остаются - композиция, цветоведение, история декоративно-прикладного творчества.

Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок ее реализации

В программе участвуют дети от 4 до 7 лет.

Срок реализации программы 3 года.

Формы и режим занятий

1 год обучения- 2 раза в неделю по 2 часа

2 год обучения- 3 раза в неделю по 2 часа

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Чтобы написать этот раздел необходимо вернуться к задачам, проанализировать. Знания и умения это результат решения задач.

Цель программы : обучение технологиям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

-знакомство с историей возникновения и развития разных видов ремесел;

-изучение основ цветоведения и композиции;

-изучение основ конструирования из различных материалов.

В результате реализации программы учащиеся первого года обучения

-основы техники безопасности и противопожарной безопасности;

-правила организации рабочего места;

-краткую историю декоративно-прикладного творчества;

-теоретические сведения об изученных технологиях.

-использовать в работе знания по технике безопасности;

-применять основы цветоведения на практике;

-выполнять не сложные изделия в изученных видах декоративно-прикладного творчества по образцу

И далее по годам. Знания и умения должны полностью перекликаться с целью и задачами

В результате реализации программы воспитанники первого года работы

Результативность обучения будет проверятся….(например, опросом, тестами и т. д. то есть ваша диагностика)

Формами подведения итогов станут (например, праздники, выставки, конкурсы, соревнования, и т. д.)

№ Перечень разделов, тем Теория

итого итого итого

В учебно-тематическом плане не должно содержаться конкретных работ, только технологии и направления. Это связано с тем что программы работают в течение нескольких лет, за этот период может появиться множество других песен, образцов, у ребят сменится интерес и они не захотят петь именно эту песню, или шить именно эту игрушку.

Содержание программы

Здесь каждая тема расписывается на теорию и практику (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.

В содержании программы необходимо указать :

- название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);

- телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

- указывают основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность воспитанников на занятии;

- при включении в ДОП экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.

Важно, чтобы здесь не указывались конкретные работы или произведения, т. к. у детей должен быть выбор.

Методическое обеспечение программы

Здесь прописывается ваша база (иллюстрации, разработки игр, бесед, образцы, методички, диагностические тесты и т. д.) а также, отдельным списком, материалы и оборудование.

Литература записывается в алфавитном порядке со всеми выходными данными.

Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет: — по общей педагогике; — по методике данного вида деятельности; — по методике воспитания; 14 — по общей и возрастной психологии; — по теории и истории выбранного вида деятельности; — опубликованные учебные, методические и дидактические пособия. Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области.

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. —М. : Просвещение, 1991.—207 с.

Приложения к образовательной программе

К программе могут быть добавлены приложения различного характера:

• иллюстративный материал по тематике занятий;

• словарь специальных терминов с пояснениями;

• контрольные вопросы и задания;

• конспекты, описание занятий;

• готовые изделия, образцы;

• условия набора детей в коллектив;

• памятки для родителей;

• методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;



В конце 2015 года были изменены требования к структуре рабочей программы по ФГОС. Если раньше она состояла из 8 пунктов и выливалась сотнями страниц текста (в которые после утверждения обычно никто и не заглядывал) то сейчас обязательными при составлении рабочей программы остались только 3 пункта. Как составить рабочую программу по ФГОС для основной школы?

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе Требования к структуре

  • Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ради чего учить детей? Чего мы хотим добиться? Ответ на этот вопрос заключается в первом пункте плана рабочей программы. В нем отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Планируемые результаты подразделяются на:

  • предметные;
  • метапредметные;
  • личностные.

В метапредметных результатах отмечается, какие универсальные учебные действия должен усвоить выпускник (с делением на познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД), формирование ИКТ-компетентности учащихся, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

Содержание учебного предмета

Здесь же указываются планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Если есть резерв времени, то показывается, как он будет использоваться. Вопросы регионального компонента по предмету тоже включаются в этот пункт.

Содержание учебного курса составляется на уровень обучения (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения. Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым. Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель.

Тематическое планирование

Оно продолжает логику предыдущего пункта и включает в себя названия тем (разделов), количество часов на их изучение, количество контрольных работ по каждой теме. Также сюда включаются планируемые предметные результаты обучения на каждый блок темы. Можно конкретизировать виды деятельности учеников по темам, формы уроков и др.

Некоторые учителя включают сюда и универсальные учебные действия по темам, но это представляется излишним, так как формирование УУД должно прослеживаться на каждом уроке и расписывать их лучше конкретно в технологической карте урока, а не в рабочей программе.

Тематическое планирование удобнее составлять в виде таблицы с разбивкой по классам.

Читайте также: