Как найти подход к детям в школе

Обновлено: 02.07.2024

В каждой второй школе есть класс, от которого устают все учителя. В основном, это классы с детьми переходного возраста и старше. Успеваемость большинства учеников такого класса очень слабая. Поведение оставляет желать лучшего. Создаётся впечатление, что дети этого класса ходят в школу только для того, чтобы вывести учителя из равновесия и сделать образовательный процесс пыткой для всех его участников. К сожалению, на практике большинство педагогов отказываются от таких классов и не интересуются их дальнейшим обучением. Однако даже с самыми сложными детьми можно найти общий язык. И если учитель настроен серьёзно, то есть все шансы на успех.

Самый действенный способ подружиться со сложными детьми - понять их. Только поняв их внутренний мир, можно установить хороший эмоциональный климат и проводить продуктивные уроки. Единственное, это не очень просто и может занять определённое количество времени. И всё же результат того стоит.

Важно помнить, что каждый ученик, как бы он себя не вёл - это ребёнок, который нуждается в поддержке взрослого. Особенно это касается как раз детей с непростым поведением. В большинстве случаев в семье этих ребят прохладная и отчужденная от ребёнка обстановка. Это неблагополучные и неполные семьи, в которых не уделяется достаточного внимания ребёнку. Поэтому в социуме они стараются выделяться чаще всего негативными эмоциями и плохим поведением. И когда они видят в глазах других взрослых, в нашем случае учителей, то же равнодушие и холод, что и дома, то они считают свою позицию единственно правильной. Как говорится: “Не жди, когда тебя ударят. Бей первым!”

Если в начале урока большинство учеников класса шумят и стараются его сорвать, не стоит переходить на крик. Лучше дать детям выпустить пар, чтобы они немного устали и поутихли. Вот пример из жизни: один молодой учитель-мужчина разрешал ученикам в начале урока выглянуть в окно и прокричать несколько минут без остановки. Разумеется, коллеги не одобрили такой метод, однако через несколько дней, они отметили, что на уроках молодого человека появилась дисциплина и повысилось внимание к предмету.

Чтобы дети осмелились раскрыться учителю, они должны почувствовать открытость и внимание со стороны педагога. Можно рассказать какую-нибудь интересную и непростую историю из своего детства, ведь все учителя тоже когда-то сами ходили в школу. Лучше, если воспоминания будут из того времени, когда педагог был в возрасте слушателей. Дети - очень внимательные слушатели. Поведав сокровенную историю из своей жизни, ученики поймут, что педагог открыт к откровенному общению, и со временем сами будут делиться своими переживаниями с ним. Для более близкого общения можно уделить отдельное время на общение со сложным учеником тет-а-тет. Особое внимание обязательно будет оценено, и ребёнок уже не захочет срывать урок.

Главное - индивидуальный подход и постоянное общение с учениками. Особое внимание к классу со стороны учителя настраивает детей на положительный лад и продуктивную работу на уроках.

На такую непростую тему снято много интересных кинокартин. Например, фильм “Зачётный препод“ демонстрирует, как даже с самым сложным классом можно найти общий язык и добиться успеха.


Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

1 Сначала отношения, а задачи потом

Также большую роль играет атмосфера в классе. Когда между учениками формируются теплые дружеские отношения, то на уроки они ходят, как на праздник. Поэтому, прежде чем пытаться повлиять на ребенка, взрослым нужно найти общий язык с ним.

Чтобы это произошло быстрее родителям и учителям нужно придерживаться 3 компетенций:

  • Построение взаимоотношений с ребенком изнутри

Нужно постоянно внушать доверие своему воспитаннику, тогда малыш не будет ничего умалчивать, и с ним легче будет договориться.

Перестаньте мнить себя эталоном мудрости и решать все за своего малыша. Примите и осознайте, что ваши результаты и достижения в жизни могут отличаться от тех, которых хочет достигнуть ребенок. Но для этого ему требуется собственный жизненный опыт.

  • Иметь силу предложить взять на себя обязательства и ответственность

Родители могут порекомендовать малышу, как поступить, но решение ему необходимо принять самому. Он проживает свою жизнь, а они свою.

Иван Сорокин, создатель сети ча.

Выполнять технику нужно в том порядке, который будет приведен ниже. Последовательность важна, как при приготовлении какого-нибудь блюда. Представьте, что вам нужно сварить борщ. Если будете строго следовать рецепту, все получится. Но если вы нарушите этапы, то приготовите не борщ, а овощное рагу. Так и в случае общения с ребенком. Переходите по очереди от одного этапа к другому, и у вас обязательно получится наладить с ним отношения.

Установление контакта

Первое, что должен сделать родитель или учитель — вызвать у ребенка доверие, чтобы он не был зажат. Интересно, что эта схема работает и в бизнесе. Не зря большинство переговоров проходят в ресторанах, где партнеры 85% времени посвящают обсуждению личных вопросов и только 15% — непосредственно делам.

Как должен действовать взрослый, будучи на месте переговорщика? Представьте, что ребенок возвращается из школы. Любой маме будет интересно, как у него прошел день, не случилось ли чего-нибудь. Но задавать вопрос с порога будет неверным шагом.

Иван Сорокин, создатель сети ча.

Взрослые люди часто игнорируют этот этап, думая что проще дать правильное решение, исходя из своего опыта. Но это не так. Первостепенная задача родителя — построение взаимоотношений, демонстрация того, что они максимально открыты. Их поведение должно вызывать доверие у детей. Чтобы установить контакт можно поговорить с ребенком на отвлеченные темы, поиграть и/или погулять вместе с собакой.

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Учитель тоже должен действовать подобным образом. Хороший педагог с первых дней постарается установить контакт с учениками и создать безопасную атмосферу для всех участников учебного процесса. Возможно, на это уйдет несколько недель, но потом работать будет намного эффективнее. Если вы смогли расположить детей к разговору, получили бонус в качестве доверия, переходите ко второму этапу.

Разведка

Иван Сорокин, создатель сети ча.

Главная цель этого этапа — в ходе доверительной дружеской беседы получить информацию о желаниях, целях, стремлениях, а порой и неудачах ребенка. Не нужно сразу комментировать и оценивать его поступки: ваш отпрыск или ученик просто закроется и ни о чем не захочет рассказывать. Без разведки в отношениях с детьми никуда. Можно привести аналогию с медициной. Если вы приходите к врачу, и он сразу выписывает лекарство, не выслушав жалобы, не сделав осмотр и не поставив диагноз, скорее всего, вы просто выбросите выданный им рецепт. Так и в случае с ребенком: нужно на этапе разведки собрать полную информацию о случившемся, а не давать советы.

Как стоит поступить маме в такой ситуации

— Не набрасываться с руганью, а спокойно пригласить к столу, рассказать, как у нее прошел день, отвлекая школьника от насущной проблемы.

— Дальше можно попросить рассказать, какие поступки, по его мнению, привели к двойке. Здесь может выясниться, что ребенок защитил в школе реферат, получил пятерку, от радости запрыгнул на стол и столкнул цветок, поэтому и получил двойку за поведение.

Ругая ребенка, не вникнув в суть проблемы, мы сильно обижаем его.

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Если учителю нужно добиться взаимопонимания с детьми, он может задать несколько вопросов, чтобы выяснить потребности и задачи каждого ребенка. Вопросы могут быть примерно следующие:

Полученная информация поможет педагогу преподнести предметные знания через призму увлечений школьников. Например, одному из них интересен футбол, тогда с помощью уравнений он сможет считать очки во время матча. Главное — показать детям, где в жизни они могут применить полученные знания, и какие преимущества это им дает. Но, чтобы ребенок воспринял информацию, сначала нужно выстроить отношения.

Переходить к третьему этапу можно лишь в том случае, когда получен бонус в виде информации.

Презентация

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Есть 3 правила, которые запрещены:

Человек в любом возрасте не любит, когда его оценивают, интерпретируют события или дают рекомендации, поэтому задавайте ребенку вопросы, чтобы он сам принял решение.

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

В этом случае родитель не советует, а с помощью вопросов подталкивает ребенка к определенному решению. Пусть ребенок сам сделает выбор. Тогда в будущем он не будет перекладывать ответственность за свои поступки на учителей и окружающих.

Возражения

Иван Сорокин, создатель сети ча.

На этом шаге важно осознать, что если ребенок возражает, то он не против вас: дело в попытках разобраться, что ему предлагается. Если школьник продолжает спорить, значит, он просто не видит выгоду в вашем решении и продолжает поиск.

Что нужно делать в этом случае

Родителю нужно помочь ребенку, будучи максимально лояльным, открытым. Не спорить, не давить, не указывать, а дать понять, почему поступить нужно именно таким образом. Важно снова деликатно поговорить, не показывая недовольства и сопротивления. Возможно, у малыша появятся вопросы и уточнения. Стоит разобрать каждое возражение, чтобы исчезли сомнения в правильности ваших советов.

Можно согласиться с мнением ребенка и вместе поразмышлять, действительно ли учитель отнесся к нему предвзято. Узнайте у малыша, каким он видит себе разрешение конфликта, постепенно переходите в дискуссию. Если вы правильно построили разговор, и в нем не было критических ошибок, ребенок придет к правильному решению.

Сделка

Иван Сорокин, создатель сети ча.

Главная задача родителей и учителей — повести разговор так, чтобы ребенок сам пришел к нужному выводу, а не навязывать ему решение. Тогда это будет его ответственность, его осознанный выбор. Мы, как родители, должны понимать: какое бы решение ни было принято, мы должны с ним согласиться. Необходимо рассказать малышу о возможных последствиях, но самим ничего нельзя предпринимать.

В раннем возрасте нужно давать детям возможность ошибаться. Если он примет неправильное решение, следствие будет не таким опасным, важным и категоричным. Ошибаясь, малыш получает новый опыт. У него в голове формируется причинно-следственная связь: за каждым действием идет следствие — позитивное или негативное. Родитель должен как модератор направлять и сопровождать ребенка, давая ему возможность получать личный опыт и учиться на своих ошибках.


Дело в том, что очень часто слышу от коллег не очень лесные отзывы в сторону и детей и родителей. И даже послушав суть проблемы, и даже будучи согласной, что дети или родители не правы, а претензии не обоснованы, где то в глубине души понимаю, что именно учитель ДОЛЖЕН пойти на встречу. Почему?

Дети очень разные: есть одаренные, которые схватывают все налету и которым нужно все больше и больше новой информации, за которыми учителя еле успевают; есть практически необучаемые, для которых запомнить и удержать в памяти несколько слов целая проблема; есть послушные и тихие, которых подчас мы можем даже не замечать, но которым тоже нужно внимание; а есть активные, неудержимые, с явными проблемами нервной системы, которые могут выказывать неуважение ко всему, что касается норм и правил.

Они все такие разные и все они вместе. Так как же найти к ним подход ко всем и сразу.

Если нас как родителей устраивает ответ и ребенку нравиться учитель, то этот учитель понравиться и родителям. А это поможет в будущем построить деловые отношения между учителем, учеником и родителями, отношения в которых все будут действовать сообща.

Так вот, в заключении, хотелось бы сказать, что путь к сердцу ребенка лежит только через доброту и понимание. А путь к пониманию с родителями лежит через хорошие взаимоотношения с их детьми.



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Что такое темперамент и зачем нужно его определять

Темперамент 一 не абстрактное понятие вроде дизайна человека или знака зодиака. Это биологическая характеристика, которая определяет тип нервной системы ребенка.

Темперамент отвечает за скорость процессов возбуждения и торможения. Например, от него зависит способность быстро или медленно включаться в работу, переключаться между задачами, доводить дело до конца и длительно концентрироваться на одной задаче. Темперамент отвечает и за то, в каком темпе работают высшие психические функции ребенка: мышление, речь, счет, память, произвольные движения и процессы восприятия. Способность погрузиться в процесс с головой, работать в ситуациях естественных жизненных ограничений и сопротивляться стрессу 一 все это зависит от темперамента.

Получается, что внимательное отношению к типу темперамента ребенка поможет поддержать его слабые стороны и укрепить сильные, чтобы в итоге каждый ученик имел возможность учиться успешно и в удовольствие.

Какие типы темперамента бывают

Существует несколько типологий детского и в целом человеческого темперамента. Фактически в них речь идет о тех же понятиях, различны лишь формулировки. Например, многим знакомо учение Гиппократа, который выделяет четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Активный тип

Ведущая потребность в лидерстве. Дети активного темперамента могут быстро переключаться с одной задачи на другую. Они хотят быть лидерами, главными и активно воздействовать на окружающий мир. Они менее восприимчивы к чувствам других. Эмпатия у них развита меньше.

Реактивный тип

Ведущая потребность 一 во впечатлениях. Реактивным детям очень сложно удерживать внимание на одном длительном процессе. Особенно если один процесс вытекает из другого и нужно удерживать внимание на причинно-следственных связях. Им тяжело дается учеба, хотя они очень заинтересованы в познании мира. Такие дети обычно являются самыми активными и общительными в классе, пытаются изучить все, везде и сразу.

Восприимчивый тип

Ведущая потребность в безопасности. Такие дети очень медленно включаются в задачу и медленно из нее выходят. Долго загружаются и долго разгружаются. Они хотят быть уверенными, что у них есть достаточно времени на все процессы. Ценят безопасность, постоянство и ритуалы. Мир вокруг них должен быть четким и предсказуемым.

Сенситивный тип

Ведущая потребность 一 быть услышанным. В том числе, чтобы другие люди слышали чувства этих детей. Они сами очень чувствительные и будут очень остро реагировать на попытки доминации. Будут плакать, расклеиваться. Им бывает сложно сконцентрироваться на задаче и выдержать накал чувств. Такие дети плохо переносят экзамены и контрольные, особенно если учитель предварительно нагнетает ситуацию.

Конечной целью воспитания Джон Грей видит свободных, счастливых и самостоятельных личностей. Его типология позволяет двигаться в направлении к этой цели родителям и учителям, находя свой подход к детям всех четырех типов темперамента.

Как работать с разными типами учеников

Темперамент ребенка напрямую влияет и на его способности обучаться и воспринимать информацию. Но нет темперамента, который усваивает знания лучше или хуже, у каждого 一 свои особенности. Если учитель проявит изобретательность и найдет подход к ученикам каждого типа 一 их ждет успех в учебе и удовольствие от процесса обучения.

С активным типом

Учителю важно стать более сильным лидером для такого ученика. Взрослый человек рядом с активным ребенком должен уметь четко и ясно выстраивать границы и правила поведения. Конечно, без жестокости, агрессии, но твердо и уверенно. Это как берега для бурной горной реки. Если правила сформулированы так, что ребенок может не только сам их выполнять, но еще и научить других 一 то в лице ученика активного темперамента любой учитель найдет лучшего помощника по установке дисциплины в классе. На самом деле дети активного типа очень любят правила и любят быть теми, кто эти правила устанавливает. Но вот если учитель не установил четкие границы и не объяснил, зачем их нужно соблюдать, дело может выйти из-под контроля. Ребенок сам установит свои правила да еще и подговорит весь класс.

Например, педагог говорит о том, что получится закончить урок на пять минут раньше, если ученики решат вот эти шесть примеров. Ваню Петрова с активным темпераментом он просит разделить класс на команды и распределить задачи между ними. Таким образом учитель передает ему часть ответственности и вручает ему главную роль. Активный ребенок понимает, зачем ему это делать 一 есть четкая мотивация закончить занятия пораньше. Он радуется, что его наделили властью. В итоге он сам заинтересован в изучении этих примеров.

С реактивным типом

Педагогу стоит помогать реактивным детям задерживать внимание на предмете изучения. Нужно дробить объемные задания и пласты информации на короткие, мелкие задачи, которые могут усложняться по мере изучения материала. Тогда ребенок сможет выдержать процесс обучения, почувствует себя успешным и сможет двигаться дальше.

С восприимчивым типом

Таким детям особенно важно, чтобы учитель не поторапливал и не высмеивал при всем классе их невысокую скорость восприятия информации. Они могут спрашивать в середине урока о том, что было в начале. Не потому, что были невнимательны. Просто они дольше других осмысливают полученную информацию, могут не успевать записывать за всеми и просить повторить. Восприимчивые дети, напротив, очень и очень внимательные.

Примечательно, что восприимчивые дети могут быть отменными лидерами, если в лице взрослого в своем классе они нашли безопасного лидера. Здесь действуют те же правила, что и с активными детьми. Должны быть четкие, внятные правила поведения, которые не унижают достоинства учеников, а помогают им ориентироваться в происходящем.

С сенситивным типом

Не стоит пытаться навязчиво развеселить или растормошить такого ребенка, это может привести к тому, что он вовсе закроется и углубится в свои переживания.

Читайте также: