Как найти подход к детям в школе
Обновлено: 02.07.2024
В каждой второй школе есть класс, от которого устают все учителя. В основном, это классы с детьми переходного возраста и старше. Успеваемость большинства учеников такого класса очень слабая. Поведение оставляет желать лучшего. Создаётся впечатление, что дети этого класса ходят в школу только для того, чтобы вывести учителя из равновесия и сделать образовательный процесс пыткой для всех его участников. К сожалению, на практике большинство педагогов отказываются от таких классов и не интересуются их дальнейшим обучением. Однако даже с самыми сложными детьми можно найти общий язык. И если учитель настроен серьёзно, то есть все шансы на успех.
Самый действенный способ подружиться со сложными детьми - понять их. Только поняв их внутренний мир, можно установить хороший эмоциональный климат и проводить продуктивные уроки. Единственное, это не очень просто и может занять определённое количество времени. И всё же результат того стоит.
Важно помнить, что каждый ученик, как бы он себя не вёл - это ребёнок, который нуждается в поддержке взрослого. Особенно это касается как раз детей с непростым поведением. В большинстве случаев в семье этих ребят прохладная и отчужденная от ребёнка обстановка. Это неблагополучные и неполные семьи, в которых не уделяется достаточного внимания ребёнку. Поэтому в социуме они стараются выделяться чаще всего негативными эмоциями и плохим поведением. И когда они видят в глазах других взрослых, в нашем случае учителей, то же равнодушие и холод, что и дома, то они считают свою позицию единственно правильной. Как говорится: “Не жди, когда тебя ударят. Бей первым!”
Если в начале урока большинство учеников класса шумят и стараются его сорвать, не стоит переходить на крик. Лучше дать детям выпустить пар, чтобы они немного устали и поутихли. Вот пример из жизни: один молодой учитель-мужчина разрешал ученикам в начале урока выглянуть в окно и прокричать несколько минут без остановки. Разумеется, коллеги не одобрили такой метод, однако через несколько дней, они отметили, что на уроках молодого человека появилась дисциплина и повысилось внимание к предмету.
Чтобы дети осмелились раскрыться учителю, они должны почувствовать открытость и внимание со стороны педагога. Можно рассказать какую-нибудь интересную и непростую историю из своего детства, ведь все учителя тоже когда-то сами ходили в школу. Лучше, если воспоминания будут из того времени, когда педагог был в возрасте слушателей. Дети - очень внимательные слушатели. Поведав сокровенную историю из своей жизни, ученики поймут, что педагог открыт к откровенному общению, и со временем сами будут делиться своими переживаниями с ним. Для более близкого общения можно уделить отдельное время на общение со сложным учеником тет-а-тет. Особое внимание обязательно будет оценено, и ребёнок уже не захочет срывать урок.
Главное - индивидуальный подход и постоянное общение с учениками. Особое внимание к классу со стороны учителя настраивает детей на положительный лад и продуктивную работу на уроках.
На такую непростую тему снято много интересных кинокартин. Например, фильм “Зачётный препод“ демонстрирует, как даже с самым сложным классом можно найти общий язык и добиться успеха.
1 Сначала отношения, а задачи потом
Также большую роль играет атмосфера в классе. Когда между учениками формируются теплые дружеские отношения, то на уроки они ходят, как на праздник. Поэтому, прежде чем пытаться повлиять на ребенка, взрослым нужно найти общий язык с ним.
Чтобы это произошло быстрее родителям и учителям нужно придерживаться 3 компетенций:
- Построение взаимоотношений с ребенком изнутри
Нужно постоянно внушать доверие своему воспитаннику, тогда малыш не будет ничего умалчивать, и с ним легче будет договориться.
Перестаньте мнить себя эталоном мудрости и решать все за своего малыша. Примите и осознайте, что ваши результаты и достижения в жизни могут отличаться от тех, которых хочет достигнуть ребенок. Но для этого ему требуется собственный жизненный опыт.
- Иметь силу предложить взять на себя обязательства и ответственность
Родители могут порекомендовать малышу, как поступить, но решение ему необходимо принять самому. Он проживает свою жизнь, а они свою.
Выполнять технику нужно в том порядке, который будет приведен ниже. Последовательность важна, как при приготовлении какого-нибудь блюда. Представьте, что вам нужно сварить борщ. Если будете строго следовать рецепту, все получится. Но если вы нарушите этапы, то приготовите не борщ, а овощное рагу. Так и в случае общения с ребенком. Переходите по очереди от одного этапа к другому, и у вас обязательно получится наладить с ним отношения.
Установление контакта
Первое, что должен сделать родитель или учитель — вызвать у ребенка доверие, чтобы он не был зажат. Интересно, что эта схема работает и в бизнесе. Не зря большинство переговоров проходят в ресторанах, где партнеры 85% времени посвящают обсуждению личных вопросов и только 15% — непосредственно делам.
Как должен действовать взрослый, будучи на месте переговорщика? Представьте, что ребенок возвращается из школы. Любой маме будет интересно, как у него прошел день, не случилось ли чего-нибудь. Но задавать вопрос с порога будет неверным шагом.
Взрослые люди часто игнорируют этот этап, думая что проще дать правильное решение, исходя из своего опыта. Но это не так. Первостепенная задача родителя — построение взаимоотношений, демонстрация того, что они максимально открыты. Их поведение должно вызывать доверие у детей. Чтобы установить контакт можно поговорить с ребенком на отвлеченные темы, поиграть и/или погулять вместе с собакой.
Учитель тоже должен действовать подобным образом. Хороший педагог с первых дней постарается установить контакт с учениками и создать безопасную атмосферу для всех участников учебного процесса. Возможно, на это уйдет несколько недель, но потом работать будет намного эффективнее. Если вы смогли расположить детей к разговору, получили бонус в качестве доверия, переходите ко второму этапу.
Разведка
Главная цель этого этапа — в ходе доверительной дружеской беседы получить информацию о желаниях, целях, стремлениях, а порой и неудачах ребенка. Не нужно сразу комментировать и оценивать его поступки: ваш отпрыск или ученик просто закроется и ни о чем не захочет рассказывать. Без разведки в отношениях с детьми никуда. Можно привести аналогию с медициной. Если вы приходите к врачу, и он сразу выписывает лекарство, не выслушав жалобы, не сделав осмотр и не поставив диагноз, скорее всего, вы просто выбросите выданный им рецепт. Так и в случае с ребенком: нужно на этапе разведки собрать полную информацию о случившемся, а не давать советы.
Как стоит поступить маме в такой ситуации
— Не набрасываться с руганью, а спокойно пригласить к столу, рассказать, как у нее прошел день, отвлекая школьника от насущной проблемы.
— Дальше можно попросить рассказать, какие поступки, по его мнению, привели к двойке. Здесь может выясниться, что ребенок защитил в школе реферат, получил пятерку, от радости запрыгнул на стол и столкнул цветок, поэтому и получил двойку за поведение.
Ругая ребенка, не вникнув в суть проблемы, мы сильно обижаем его.
Если учителю нужно добиться взаимопонимания с детьми, он может задать несколько вопросов, чтобы выяснить потребности и задачи каждого ребенка. Вопросы могут быть примерно следующие:
Полученная информация поможет педагогу преподнести предметные знания через призму увлечений школьников. Например, одному из них интересен футбол, тогда с помощью уравнений он сможет считать очки во время матча. Главное — показать детям, где в жизни они могут применить полученные знания, и какие преимущества это им дает. Но, чтобы ребенок воспринял информацию, сначала нужно выстроить отношения.
Переходить к третьему этапу можно лишь в том случае, когда получен бонус в виде информации.
Презентация
Есть 3 правила, которые запрещены:
Человек в любом возрасте не любит, когда его оценивают, интерпретируют события или дают рекомендации, поэтому задавайте ребенку вопросы, чтобы он сам принял решение.
В этом случае родитель не советует, а с помощью вопросов подталкивает ребенка к определенному решению. Пусть ребенок сам сделает выбор. Тогда в будущем он не будет перекладывать ответственность за свои поступки на учителей и окружающих.
Возражения
На этом шаге важно осознать, что если ребенок возражает, то он не против вас: дело в попытках разобраться, что ему предлагается. Если школьник продолжает спорить, значит, он просто не видит выгоду в вашем решении и продолжает поиск.
Что нужно делать в этом случае
Родителю нужно помочь ребенку, будучи максимально лояльным, открытым. Не спорить, не давить, не указывать, а дать понять, почему поступить нужно именно таким образом. Важно снова деликатно поговорить, не показывая недовольства и сопротивления. Возможно, у малыша появятся вопросы и уточнения. Стоит разобрать каждое возражение, чтобы исчезли сомнения в правильности ваших советов.
Можно согласиться с мнением ребенка и вместе поразмышлять, действительно ли учитель отнесся к нему предвзято. Узнайте у малыша, каким он видит себе разрешение конфликта, постепенно переходите в дискуссию. Если вы правильно построили разговор, и в нем не было критических ошибок, ребенок придет к правильному решению.
Сделка
Главная задача родителей и учителей — повести разговор так, чтобы ребенок сам пришел к нужному выводу, а не навязывать ему решение. Тогда это будет его ответственность, его осознанный выбор. Мы, как родители, должны понимать: какое бы решение ни было принято, мы должны с ним согласиться. Необходимо рассказать малышу о возможных последствиях, но самим ничего нельзя предпринимать.
В раннем возрасте нужно давать детям возможность ошибаться. Если он примет неправильное решение, следствие будет не таким опасным, важным и категоричным. Ошибаясь, малыш получает новый опыт. У него в голове формируется причинно-следственная связь: за каждым действием идет следствие — позитивное или негативное. Родитель должен как модератор направлять и сопровождать ребенка, давая ему возможность получать личный опыт и учиться на своих ошибках.
Дело в том, что очень часто слышу от коллег не очень лесные отзывы в сторону и детей и родителей. И даже послушав суть проблемы, и даже будучи согласной, что дети или родители не правы, а претензии не обоснованы, где то в глубине души понимаю, что именно учитель ДОЛЖЕН пойти на встречу. Почему?
Дети очень разные: есть одаренные, которые схватывают все налету и которым нужно все больше и больше новой информации, за которыми учителя еле успевают; есть практически необучаемые, для которых запомнить и удержать в памяти несколько слов целая проблема; есть послушные и тихие, которых подчас мы можем даже не замечать, но которым тоже нужно внимание; а есть активные, неудержимые, с явными проблемами нервной системы, которые могут выказывать неуважение ко всему, что касается норм и правил.
Они все такие разные и все они вместе. Так как же найти к ним подход ко всем и сразу.
Если нас как родителей устраивает ответ и ребенку нравиться учитель, то этот учитель понравиться и родителям. А это поможет в будущем построить деловые отношения между учителем, учеником и родителями, отношения в которых все будут действовать сообща.
Так вот, в заключении, хотелось бы сказать, что путь к сердцу ребенка лежит только через доброту и понимание. А путь к пониманию с родителями лежит через хорошие взаимоотношения с их детьми.
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Что такое темперамент и зачем нужно его определять
Темперамент 一 не абстрактное понятие вроде дизайна человека или знака зодиака. Это биологическая характеристика, которая определяет тип нервной системы ребенка.
Темперамент отвечает за скорость процессов возбуждения и торможения. Например, от него зависит способность быстро или медленно включаться в работу, переключаться между задачами, доводить дело до конца и длительно концентрироваться на одной задаче. Темперамент отвечает и за то, в каком темпе работают высшие психические функции ребенка: мышление, речь, счет, память, произвольные движения и процессы восприятия. Способность погрузиться в процесс с головой, работать в ситуациях естественных жизненных ограничений и сопротивляться стрессу 一 все это зависит от темперамента.
Получается, что внимательное отношению к типу темперамента ребенка поможет поддержать его слабые стороны и укрепить сильные, чтобы в итоге каждый ученик имел возможность учиться успешно и в удовольствие.
Какие типы темперамента бывают
Существует несколько типологий детского и в целом человеческого темперамента. Фактически в них речь идет о тех же понятиях, различны лишь формулировки. Например, многим знакомо учение Гиппократа, который выделяет четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Активный тип
Ведущая потребность в лидерстве. Дети активного темперамента могут быстро переключаться с одной задачи на другую. Они хотят быть лидерами, главными и активно воздействовать на окружающий мир. Они менее восприимчивы к чувствам других. Эмпатия у них развита меньше.
Реактивный тип
Ведущая потребность 一 во впечатлениях. Реактивным детям очень сложно удерживать внимание на одном длительном процессе. Особенно если один процесс вытекает из другого и нужно удерживать внимание на причинно-следственных связях. Им тяжело дается учеба, хотя они очень заинтересованы в познании мира. Такие дети обычно являются самыми активными и общительными в классе, пытаются изучить все, везде и сразу.
Восприимчивый тип
Ведущая потребность в безопасности. Такие дети очень медленно включаются в задачу и медленно из нее выходят. Долго загружаются и долго разгружаются. Они хотят быть уверенными, что у них есть достаточно времени на все процессы. Ценят безопасность, постоянство и ритуалы. Мир вокруг них должен быть четким и предсказуемым.
Сенситивный тип
Ведущая потребность 一 быть услышанным. В том числе, чтобы другие люди слышали чувства этих детей. Они сами очень чувствительные и будут очень остро реагировать на попытки доминации. Будут плакать, расклеиваться. Им бывает сложно сконцентрироваться на задаче и выдержать накал чувств. Такие дети плохо переносят экзамены и контрольные, особенно если учитель предварительно нагнетает ситуацию.
Конечной целью воспитания Джон Грей видит свободных, счастливых и самостоятельных личностей. Его типология позволяет двигаться в направлении к этой цели родителям и учителям, находя свой подход к детям всех четырех типов темперамента.
Как работать с разными типами учеников
Темперамент ребенка напрямую влияет и на его способности обучаться и воспринимать информацию. Но нет темперамента, который усваивает знания лучше или хуже, у каждого 一 свои особенности. Если учитель проявит изобретательность и найдет подход к ученикам каждого типа 一 их ждет успех в учебе и удовольствие от процесса обучения.
С активным типом
Учителю важно стать более сильным лидером для такого ученика. Взрослый человек рядом с активным ребенком должен уметь четко и ясно выстраивать границы и правила поведения. Конечно, без жестокости, агрессии, но твердо и уверенно. Это как берега для бурной горной реки. Если правила сформулированы так, что ребенок может не только сам их выполнять, но еще и научить других 一 то в лице ученика активного темперамента любой учитель найдет лучшего помощника по установке дисциплины в классе. На самом деле дети активного типа очень любят правила и любят быть теми, кто эти правила устанавливает. Но вот если учитель не установил четкие границы и не объяснил, зачем их нужно соблюдать, дело может выйти из-под контроля. Ребенок сам установит свои правила да еще и подговорит весь класс.
Например, педагог говорит о том, что получится закончить урок на пять минут раньше, если ученики решат вот эти шесть примеров. Ваню Петрова с активным темпераментом он просит разделить класс на команды и распределить задачи между ними. Таким образом учитель передает ему часть ответственности и вручает ему главную роль. Активный ребенок понимает, зачем ему это делать 一 есть четкая мотивация закончить занятия пораньше. Он радуется, что его наделили властью. В итоге он сам заинтересован в изучении этих примеров.
С реактивным типом
Педагогу стоит помогать реактивным детям задерживать внимание на предмете изучения. Нужно дробить объемные задания и пласты информации на короткие, мелкие задачи, которые могут усложняться по мере изучения материала. Тогда ребенок сможет выдержать процесс обучения, почувствует себя успешным и сможет двигаться дальше.
С восприимчивым типом
Таким детям особенно важно, чтобы учитель не поторапливал и не высмеивал при всем классе их невысокую скорость восприятия информации. Они могут спрашивать в середине урока о том, что было в начале. Не потому, что были невнимательны. Просто они дольше других осмысливают полученную информацию, могут не успевать записывать за всеми и просить повторить. Восприимчивые дети, напротив, очень и очень внимательные.
Примечательно, что восприимчивые дети могут быть отменными лидерами, если в лице взрослого в своем классе они нашли безопасного лидера. Здесь действуют те же правила, что и с активными детьми. Должны быть четкие, внятные правила поведения, которые не унижают достоинства учеников, а помогают им ориентироваться в происходящем.
С сенситивным типом
Не стоит пытаться навязчиво развеселить или растормошить такого ребенка, это может привести к тому, что он вовсе закроется и углубится в свои переживания.
Читайте также:
- План урока зарождение демократии в афинах 5 класс фгос
- Что такое воздушная масса география 7 класс определение кратко
- Как в тексте манифеста решаются проблемы личного освобождения крестьян и наделения их землей кратко
- В каких случаях используют метод моделирования биология 9 класс кратко
- Верно ли следующее суждение начальная школа является агентом первичной социализации