Как начать работать в онлайн школе

Обновлено: 07.07.2024

Как создать онлайн-школу с нуля: выбор ниши, анализ рынка, создание и упаковка продукта, монетизация, реклама и продвижение, стратегия развития и иные нюансы.

Сегодня стало популярным обучение в онлайн-школах. Люди изучают иностранные языки, рисование, психологию, проходят образовательные, кулинарные тренинги и даже курсы по уборке дома и укладыванию детей спать в удобном режиме, получая знания и общаясь с преподавателем через интернет. Технические возможности для организации таких школ доступны каждому, и многие преподаватели стремятся монетизировать свои знания и передать их как можно большему числу учеников. Для предпринимателей эта ниша также интересна, поскольку онлайн-школа и для бизнеса имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с другими формами обучения.

Что такое онлайн-школа

Онлайн-курсы подразумевают передачу знаний от преподавателя к ученику посредством сети интернет. Для организации обучения онлайн могут использоваться разные платформы:

За подробностями приходите на бесплатный мастер-класс от владельца крупной онлайн школы.

Такой бизнес при грамотной организации рентабелен и требует минимальных вложений для старта. Бизнесмен может заработать на онлайн-курсах больше, чем в офлайн-школе, поскольку накладные расходы снижаются:

  • уходят затраты на аренду помещения и его эксплуатацию,
  • нет необходимости платить зарплату штатным педагогам (по курсу, подготовленному один раз, могут заниматься тысячи человек с минимальным участием преподавателя или вовсе без него).

Кроме того, онлайн-школа открыта для учеников со всего мира, что существенно расширяет базу потенциальных клиентов. Зарабатывать можно как на продаже собственных знаний, так и на знаниях приглашённых экспертов. Можно продавать мастер-классы, вебинары и курсы из нескольких занятий с обратной связью, а можно общаться с клиентом один на один и каждый раз решать его конкретные задачи (например, готовить к ЕГЭ или учить китайский язык).

Онлайн-курсы сегодня пользуются огромной популярностью, а статистические институты сообщают, что рынок онлайн-образования в целом растёт огромными темпами.

Люди за столом

В онлайн-школе можно научиться даже создавать онлайн-школы

Подготовка к созданию онлайн-школы с нуля

Чтобы оценить потенциальные затраты на старт проекта, прежде всего необходимо определить нишу для школы и формат работы.

Если вы выбрали нишу, в которой сами прекрасно разбираетесь, и хотите преподавать и разрабатывать учебные материалы лично, ваши стартовые расходы будут ниже, чем у того, кто с самого начала захочет пригласить экспертов и преподавателей.

Разные форматы работы также требуют и разных финансовых вложений. Например, наименее затратным является рассылка серии статей по подписке. Статьи для рассылки нужно составить только один раз, а продавать их можно бесконечно, пока будут желающие купить. Но такой формат подходит не для всех направлений, более универсальными являются видеоуроки. Затраты на производство видеоконтента будут зависеть от его типа. Например, для съёмки кулинарных мастер-классов, помимо собственно оборудования для съёмки, нужны также красивая кухня, преподаватель в фирменной одежде, продукты, кухонная техника и аксессуары и так далее. Для курсов по работе в компьютерных программах удобным окажется формат скринкастов, когда в готовой видеозаписи пользователь увидит все действия преподавателя в программе и услышит его комментарии за кадром. Затраты на эти два типа видеозаписей просто несопоставимы.

Подобным образом можно пройти по всем этапам создания онлайн-школы и понять, что однозначного ответа на вопрос о стартовом бюджете не существует. Кому-то для старта будет достаточно собственной головы и аккаунта в Instagram, другой же человек потратит несколько миллионов, и оба будут правы.

Как открыть онлайн-школу с нуля

При открытии онлайн-школы необходимо пройти ряд этапов:

  • выбрать нишу;
  • сформулировать цель и миссию проекта;
  • описать свою целевую аудиторию;
  • разработать и описать продукт (чему и как можно будет научиться в вашей школе, в каком формате будут идти занятия);
  • упаковать продукт для продажи (выбрать платформу для онлайн-занятий и/или сделать собственный сайт);
  • организовать рекламу и продвижение;
  • собрать статистику и проанализировать её.

Расходы и время, потраченное на каждый из этапов, будут зависеть от масштабов вашей деятельности, от выбранной ниши и ваших возможностей. Кто-то начнёт, потратив несколько тысяч рублей на рекламу, кому-то придётся серьёзно вложиться на каждом из этапов.

Видео: 7 шагов создания онлайн-школы

Начальный этап

На начальном этапе необходимо чётко оформить картинку будущего бизнеса сначала в своей голове, а затем на бумаге. Сперва необходимо выбрать нишу. Чем шире ниша, тем больше у вас конкурентов, тем сложнее занять место на рынке. Чтобы отстроиться от соперников, рекомендуется сузить нишу до разумных пределов. Примером широкой ниши могут быть кулинарные курсы, более узкие ниши — курсы для дошкольников, курсы для тортоделов или курсы полезного питания.

Начинающие бизнесмены часто пренебрегают формулированием цели и миссии проекта, считая это занятие глупостью и развлечением для больших корпораций. Однако понимание цели и миссии необходимы как самому предпринимателю для разработки стратегии развития, так и его потенциальным клиентам для принятия решения о покупке.

Когда вы поняли, каким хотите видеть свой бизнес, необходимо максимально подробно описать своих клиентов.

Чем точнее вы опишете свою аудиторию, тем тоньше будут настройки рекламы и тем быстрее эта аудитория сможет вас отыскать среди предложений конкурентов. Учитывайте возраст, географию проживания, пол, семейный статус, наличие или отсутствие детей и/или домашних животных, уровень образования, место работы, интересы, доход в цифрах, преследуемые цели и любые другие критерии, релевантные для вашего образовательного проекта.

Эти же курсы фотографии могут ориентироваться на целевую аудиторию, описанную следующим образом: студенты старших курсов, проживающие в регионах, заинтересованные в приобретении профессии для подработки без отрыва от учёбы, не делают спонтанных покупок, любят скидки, не готовы тратить большие суммы на дополнительное образование.

Разработка продукта

Необходимый элемент вашего продукта — план обучения. На этапе анализа потребностей целевой аудитории вы выделяете цели, для достижения которых люди пойдут учиться в вашу школу. План обучения отражает путь клиента к достижению этих целей.

Например, если человек хочет подготовиться к сдаче ЕГЭ по математике, в курс необходимо включить учебные блоки по темам школьного курса математики, блок психологической подготовки, предусмотреть проведение пробных экзаменов в рамках курса.

Когда каркас курса готов, можно наполнять каждый из блоков релевантным контентом: теорией, задачами и тестами разного уровня сложности.

Выбор формата занятий в онлайн-школе во многом зависит от выбранной ниши. Если основы контент-маркетинга можно освоить по статьям из рассылки, то одних текстовых материалов едва ли хватит, чтобы научиться ремонтировать автомобиль. Кроме формы представления учебного материала (рассылка, видеоуроки, живое общение через мессенджеры и так далее), необходимо продумать и другие моменты:

  • расписание;
  • частота и продолжительность уроков;
  • наличие домашних заданий и способ их проверки;
  • сопроводительная литература или онлайн-ресурсы, которые вы будете рекомендовать своим ученикам;
  • выпускной экзамен;
  • документ об окончании курса.

Разрабатывая продукт, важно не погрязнуть в перфекционизме. Допиливать любую программу до совершенства можно бесконечно, но совершенный, с вашей точки зрения, продукт может оказаться ненужным вашей аудитории. Кроме того, каждый день вокруг стартуют сотни похожих друг на друга проектов. Чтобы избежать напрасной работы и быть уверенным, что ваша школа будет востребованной, продукт необходимо начинать тестировать уже в процессе разработки. Собирайте лояльную аудиторию и на льготных условиях (бесплатно, в обмен на обратную связь) предлагайте учёбу в вашей школе или отдельные уроки. Полученный фидбек поможет скорректировать направление работы.

Упаковка продукта

Когда учебный контент готов, а целевая аудитория описана, пора оформлять контент для конечного потребителя. Необходимо принять решение, нужен ли вашей школе отдельный сайт или вы готовы обойтись лендингом (специальная рекламная страница с описанием услуги и формой для сбора контактных данных) либо аккаунтом в социальной сети.

Сайт онлайн-школы вязания Маргариты Тереховой

Онлайн-школы могут функционировать и на мобильных платформах

Если же вы планируете использовать свой сайт как платформу для онлайн-обучения, к его разработке придётся привлекать программистов, однако подавляющая часть онлайн-курсов сегодня функционирует на готовых специализированных платформах. Базовый функционал таких платформ позволяет создавать каждому студенту личный кабинет, в котором можно просматривать учебные материалы, отслеживать учебный прогресс, общаться с преподавателем и другими студентами. Платформы бывают платными и бесплатными и отличаются удобством использования и наличием дополнительных фишек, например, возмоожностью внедрить геймификацию. К числу наиболее популярных в России относятся:

  • Moodle — бесплатная система с открытым кодом; громоздкий интерфейс и сложность в управлении для пользователей, не знакомых с программированием;
  • Stepik — российская разработка (сайт и мобильные приложения), позволяет создавать бесплатные открытые и платные приватные онлайн-курсы, общаться со слушателями, собирать оплату, анализировать статистику, выдавать электронные сертификаты;
  • iSpring — платный продукт с бесплатным тестовым периодом в 2 недели, безлимитное хранилище для учебных материалов, возможность использовать разные форматы материалов, собирать статистику, допускает геймификацию и позволяет брендировать страницу онлайн-курса под ваш стиль;
  • Teachbase — платная отечественная программа с 14-ти дневным тестовым периодом и с оплатой за активных слушателей, если слушателей не больше 5 человек, можно использовать бесплатно;
  • GetCourse — многофункциональная система, позволяет делать вебинары, рассылки, лендинги, принимает платежи, обладает функционалом CRM, можно даже внедрить собственную партнёрскую программу для привлечения клиентов.

Образовательные платформы часто позволяют принимать оплату за курс, поэтому не всегда целесообразно устанавливать систему оплаты на собственном сайте. Если же вы хотите самостоятельно собирать оплату за занятия, можно использовать Яндекс.Деньги, Web Money, Qiwi, Pay Pal или сервис Робокасса.

Видео: обзор платформ для создания онлайн-курсов

Продвижение продукта и привлечение целевой аудитории

Для заработка недостаточно просто создать сайт и залить образовательный контент на учебную платформу. Необходимо позаботиться о постоянном потоке клиентов, то есть о рекламе. Доступны следующие базовые онлайн-каналы:

  • реклама в социальных сетях (таргетированная или реклама у блогеров);
  • контекстная реклама в поисковиках (Яндекс, Google);
  • бесплатные вебинары.

Выбирать социальные сети для рекламы нужно исходя из особенностей вашей целевой аудитории. В Instagram легко найти фотографов и молодых мамочек, во ВКонтакте встречаются представители разных целевых групп, Facebook традиционно является площадкой для поиска бизнес-аудитории. Для контекстной рекламы в соцсетях необязательно иметь в этих соцсетях аккаунты, а с рекламных объявлений можно переводить пользователей напрямую на свой сайт. Для рекламы у блогеров удобнее иметь свой аккаунт в соцсети.

Контекстная реклама в поисковиках может приводить потенциальных клиентов на сайт, учебную платформу или аккаунт в соцсети. Чтобы реклама была максимально эффективной, то есть приносила максимум клиентов при минимальной стоимости, при настройке необходимо учитывать портрет целевой аудитории максимально точно.

Видео: как продвигать онлайн-школу

Статистика

Для успеха в глобальной перспективе необходимо анализировать показатели статистики. Помимо стандартной для любого бизнеса оценки эффективности рекламных кампаний полезно отслеживать и статистику по работе студентов над учебными материалами. Если учебная платформа, с которой вы работаете, не предоставляет такие данные, их можно собрать вручную, раздав фокус-группе анкеты. Вы поймёте, не перегружен ли курс, понятно ли изложены сведения, всё ли работает так, как вы задумали, удобно ли это людям и так далее. Эти сведения помогут выявить ошибки и улучшить курс.

Видео: как организовать продажи в онлайн-школе

Итоговая оценка финансовых и временных вложений

К расходам на запуск онлайн-школы стоит добавить также и расходы на официальную регистрацию бизнеса (ИП или ООО) и бухгалтерские услуги. Как успешно стартовать, так и завалить бизнес можно и на 30 000 рублей, и на полмиллиона. Чем меньше денег вы готовы вложить, тем больше придётся потратить своего времени и усилий, но если вы планируете онлайн-курс, где преподавать будете только вы, подготовить его можно даже за месяц. Более масштабные проекты могут готовиться от трёх до шести месяцев в зависимости от типа учебного контента, структуры школы и прочих моментов.

Более подробно о том, как запустить онлайн школу и заработать более 20 млн рублей, вы узнаете на бесплатном мастер-классе.

Идеи для создания онлайн-школ и курсов

Онлайн-курсы можно создавать на разные темы и на разных площадках. Для монокурсов одного преподавателя достаточно закрытой группы в соцсети, более масштабные проекты (например, школа рисования Вероники Калачёвой) используют только профильные платформы.

Сайт онлайн-школы рисования Вероники Калачёвой

Создатели онлайн-школы рисования для взрослых утверждают, что рисовать может каждый

Популярной нишей для онлайн-курсов является изучение иностранных языков. Успех крупнейшей в России школы дистанционного образования SkyEng заставляет приходить на рынок всё новые амбициозные образовательные стартапы. Успешными могут оказаться даже небольшие проекты. Выехать можно не только на удачно подобранной нише, но даже на личной харизме преподавателя. Вот здесь можно скачать бизнес план языковых курсов.

Мои знакомые открыли небольшую онлайн-школу испанского языка, занятия проходят в закрытом сообществе ВКонтакте. Ребята имеют филологическое образование и преподают самостоятельно. Когда группа учеников сформирована, преподаватель выкладывает небольшие учебные ролики и выдаёт домашние задания. Проверку домашних работ берёт на себя ассистент. Продвигаются посредством таргетированной рекламы в этой же соцсети. Во ВКонтакте обитают представители самых разных слоёв и социальных групп, поэтому правильно настроенная реклама помогает набрать учеников быстро и недорого.

Российские онлайн-курсы по разным видам рукоделия привлекают учеников со всего света. Школы вязания, вышивки, шитья, бисероплетения и изготовления украшений очень востребованы. Появляются даже мобильные приложения для обучения (например, такое приложение есть у Школы вязания Маргариты Тереховой).

Дизайнеры и иллюстраторы со склонностью к преподаванию тоже получили возможность монетизировать свои умения. Школы рисования для детей и взрослых открывают свои виртуальные двери всем желающим. Можно проходить как комплексные академические курсы живописи, так и осваивать конкретные техники.

Моя любимая школа рисования — Lil School. Проект позиционируется как детский, однако многие родители с удовольствием подключаются к творчеству. У ребят есть сайт, своё мобильное приложение и аккаунт в Instagram. Видеозаписи уроков предоставляются за определённую плату, доступ к ним даётся на целый год.

Видео: урок в онлайн-школе Lil School

Кулинарное искусство также можно осваивать в онлайн-режиме. Виртуальную школу поваров могут посещать дети и взрослые, любители и профессионалы.

Кстати, русскоговорящие жители западных стран часто учатся в российских онлайн-школах ещё и для экономии бюджета. В пересчёте на евро и доллары отечественные проекты предлагают более чем доступные цены на учёбу.

Отзывы о создании онлайн-школ

Число онлайн-школ во всём мире растёт, и многие создатели таких школ охотно делятся в сети своим опытом. Полезно обращать внимание не только на отзывы соотечественников, но и на опыт зарубежных коллег, ведь в Россию многие онлайн-тренды до сих пор приходят из западных стран.

Видео: интервью с создателем онлайн-школы рисования

Открытие своей онлайн-школы для многих специалистов стало возможностью уйти с наёмной работы в собственный бизнес. Безусловно, одного преподавательского таланта недостаточно для достижения успеха, но вопросы, в которых вы недостаточно компетентны, всегда можно делегировать специалистам. Если вы мечтаете об открытии своей школы, сейчас самый подходящий момент для старта. Создавайте качественный продукт, совершенствуйте его, используйте грамотно каналы продвижения, учитесь управлять своим бизнесом и успех обязательно придёт.

Писатель, копирайтер и редактор. Пишу о бизнесе, инвестициях и криптовалютах

Пока учителя сидят на маленьких зарплатах и боятся очередных сокращений, в гору идет онлайн-образование: средний чек россиян за курсы, тренинги и мастер-классы в интернете год от года увеличивался более чем на 20%, а оборот рынка онлайн-образования — более чем на 60%.

Какие выходы есть на этот рынок?

Репетитор в онлайн-школе

Каждая четвертая российская семья пользуется услугами репетитора. И чем старше ребенок, тем больше потребность. Так что самый очевидный вариант для учителя – пойти работать репетитором. С бумом онлайн-образования растет количество онлайн-школ, которые открывают удаленные вакансии для репетиторов.

Как устроиться в онлайн-школу?

Работа начинается с регистрации на сайте, затем все кандидаты проходят многоступенчатый отбор: тестирование по предмету, собеседование, вводный проверочный урок.

Как работает онлайн-репетитор?

Уроки проходят на сайте онлайн-школы при помощи виртуальной классной комнаты и скайпа. Преподавателям разрешают использовать свои методики и простраивать урок. Все уроки записываются, поэтому в случае возникновения претензий или вопросов у ученика или родителей администрация все анализирует, дает экспертную оценку и рекомендации.

Репетитор должен быть пунктуальным, опоздания или неявки на уроки без уважительной причины имеют свои последствия, вплоть до блокировки в каталоге. Загрузку обеспечивает школа, но репетитор сам решает, сколько часов в день, в неделю или в месяц он готов работать с учениками.

Александр Пашков: «Мы стремимся учитывать интересы и возможности не только ученика, но и преподавателя. Репетитор самостоятельно формирует свое расписание. Оплата зависит от загрузки. Кто-то принимает решение работать два раза в неделю по 2-3 часа, а кто-то занимается с учениками ежедневно. Есть педагоги, для которых преподавание в TutorOnline является основным видом деятельности, их доходы, конечно, выше.

Как репетитору повысить рейтинг?

При составлении рейтинга школа учитывает отзывы учеников и родителей. Играет роль также процент возвращаемости учеников после бесплатного вводного урока, процент долгосрочного обучения (когда один ученик долгое время – дольше 3 месяцев – занимается с одним репетитором). На рейтинг могут повлиять дисциплинарные моменты – опоздания, неявки, конфликтные ситуации.

Кейс: Андрей Найденов, учитель математики

«Я обучаю математике и физике по школьной программе уже 25 лет. Сейчас я работаю в техникуме, преподаю программу за 10 и 11 класс. Мне не составляет труда давать этот же материал онлайн.

Репетиторством я занялся в 2009 году, в онлайн перешел в 2017-м. Онлайн-репетиторство дает возможность взять больше учеников, что приносит больший доход. Я живу в маленьком городке, здесь всего пять школ. Хороших преподавателей, желающих подзаработать репетиторством, столько же, сколько и учеников, желающих заниматься с репетитором. Поэтому конкуренция высокая.

Я начинал с того, что разместил свою анкету на нескольких крупных сайтах для репетиторов, поработал в двух онлайн-школах. Сейчас остановился на TutorOnline. Для этой площадки я веду онлайн-занятия, а также пишу статьи с разборами примеров и задач по математике и физике. Задачи я беру из открытых источников, чаще всего это пособия по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, и даю для них развернутое решение. Надеюсь, что мои объяснения помогают ребятам лучше подготовиться к экзаменам.

Первый год моей работы я занимался одновременно с 5-6 учениками. А в общей сложности за год у меня было около 30 учеников. Загрузка была небольшая, два-три занятия в день, потому что я плотно работал в техникуме. При этом доходы были порядка 3 000 рублей в неделю, то есть 12 000 в месяц. При желании можно было взять по 7-8 занятий.

Работать на онлайн-школу или на себя – личный выбор каждого. Если репетитор хочет полной самостоятельности, то ему дорога в свободное плавание. При этом он несет все риски: ученик может не прийти на урок в назначенное время, не оплатить занятие.

Если репетитор хочет стабильности, нужно идти в онлайн-школу, где команда специалистов следит за своевременной оплатой, посещением, записью учеников, решает организационные вопросы. Час работы на онлайн-площадке стоит несколько меньше, чем у свободного репетитора. Но это компенсируется большей стабильностью и возможностью взять больше учеников.

Новые онлайн-школы появляются чуть ли не каждую неделю. Рынок просто огромен, поэтому найти работу репетитору в интернете несложно. Достаточно забить в поисковике запрос “требуются преподаватели онлайн”. Еще три года назад, когда я делал первые шаги, такого количества предложений не было.

Советы начинающим: не беритесь за работу, которую не сможете сделать. Например, я школьный учитель, учу в техникуме ребят по программе 10-11 класса. Поэтому и на репетиторство я беру именно школьников с 5 класса. Если ко мне обращаются студенты с просьбой помочь с подготовкой, максимум, что я им могу обещать, это повторение школьной программы.

Сосредоточьтесь на своем предмете. Вначале, когда меня спрашивали, смогу ли я позаниматься по школьной информатике или вузовскому термеху, я охотно соглашался. Но я не специалист в этих дисциплинах. И особо ученикам здесь не мог помочь. Зачем же их вводить в заблуждение? Мне хватит учеников, если я буду заниматься только математикой или только физикой. Эти предметы очень близки, я преподаю их уже много лет. Если вы не знаете смежный предмет, не беритесь. Получите отрицательный отзыв, который повлияет на ваш общий рейтинг.

Ставьте адекватный тариф на свои услуги. Если вы уже опытный, состоявшийся преподаватель, не стоит ставить низкий тариф, который подойдет вчерашнему выпускнику или студенту старших курсов. И наоборот, не стоит ставить завышенную цену, которая уместна, например, для профессора. Ошибочно также ориентироваться на цены по Москве. Там тариф завышенный, поскольку так сложился рынок. Но недаром многие москвичи ищут репетитора в интернете из провинции, который возьмет в два раза меньше, а научит, возможно, в два раза большему.

Личный инфопродукт

Образованием сейчас занимаются практикующие специалисты, руководители бизнеса и даже блогеры. Чем вы хуже? Ведь вы обучены специально для того, чтобы учить.

В интернете появляются платформы, которые позволяют запустить собственный онлайн-курс быстро и без программистов. Нужно только подготовить материал, загрузить его и платить абонентскую плату, как за хостинг того же сайта. Одна из самых популярных и многофункциональных площадок — Getcourse. Но можно создать и отдельный сайт — например, на хостинге Bluehost. Тариф Website Builder позволяет быстро сделать сайт на WordPress и дает домен на год в подарок.

Кейс: Сергей Подковальников, репетитор по биологии

«У меня медицинское образование: три этапа специалитета, ординатура и аспирантура. Чуть позже я прошел переквалификацию и получил еще две специальности: педагог-психолог и учитель биологии и химии.

Я занимаюсь преподаванием с 2007 года. В школе никогда не работал, с самого начала и до сих пор занимаюсь репетиторством офлайн. Параллельно около шести лет я проводил занятия на курсах подготовки школьников к ЕГЭ и ОГЭ.

С появлением скайпа я перевел часть учеников в онлайн-формат, так удобнее: не нужно ехать на другой конец города. Я понял, что онлайн-обучение набирает обороты, и решился открыть собственный курс. Мне хотелось выйти за рамки офлайн-обучения, создать что-то свое, интересное и зарабатывать дополнительно.

В поиске формата я полагался на опыт других подобных продуктов, в основном вдохновлялся Coursera, добавлял что-то свое, дорабатывал материал и подход. В итоге я пришел к форматам годового курса по биологии и специализированных мини-курсов по ботанике, зоологии, эволюции, экологии, генетике, цитологии и задачам для ЕГЭ и ОГЭ.

На подготовку годового онлайн-курса у меня ушел месяц. Курс решает запрос ученика подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ на высокий балл. Он состоит из видеоуроков, вебинаров, текстовых документов, домашних заданий. Каждому разделу биологии посвящается от 5 до 11 уроков по 45-90 минут. Этот курс я полностью провожу Вконтакте и через вебинарную платформу Clickmeeting. Всех учеников сопровождаю индивидуально и отвечаю на вопросы 24/7 от старта до самого экзамена.

Мои короткие спецкурсы состоят из 5-12 предзаписанных видео и домашних заданий. По этим курсам я также даю ученикам обратную связь вплоть до экзамена. Эти продукты я разместил на Геткурсе.

Над проектами я работаю с небольшой командой в 3-5 человек. Контент я делаю сам, а дизайн, продвижение, рекламу отдаю на аутсорс. При запуске продуктов работа занимала у меня по 6-8 часов, иногда не спал ночами, а сейчас – 20-70 мин в день.

Стоимость курса я рассчитывал, исходя из затраченного на него времени, затрат на дизайнера, оплату Геткурса, вебинарной платформы, подключения Яндекс.Кассы. На старте я зарабатывал на них около 30-40 тысяч, сейчас около 120-150 тысяч, плюс-минус зависит от времени года, летом идёт небольшой простой.

На старте было около 20 учеников, в этом году учится более 70 человек, думаю к концу года еще придут ребята. Это не потолок, я планирую увеличить количество учеников к следующему году.

Как создать свой инфопродукт?

  1. Составить программу: скелет уроков и сопутствующих материалов. Темы я подбираю под программу подготовки к экзаменам.
  2. Записать видеоуроки.
  3. Подготовить рабочие тетради, домашние задания.
  4. Сделать дизайн всех раздаточных материалов. Я стараюсь уделять много внимания дизайну, добавить больше картинок и схем, чтобы подача материала была эффективнее.
  5. Загрузить курс на платформу.
  6. Запустить блог или сайт.
  7. Отрекламировать курс.

Пара слов о рекламе и личном бренде. Без развития своих соцсетей сделать успешный продукт очень тяжело. В моем блоге biologylike в Instagram больше 68 тысяч человек, я не размещаю в нем стороннюю рекламу, только продвигаю свои курсы.

Для развития блога нужно в первую очередь делать актуальный, качественный контент для своей аудитории. Быть открытым, отвечать на все вопросы, проводить регулярно прямые эфиры, делать коллаборации с другими блогерами и партнерами, устраивать конкурсы. Также хорошо работает реклама у блогеров, таргет. В общем, нужно постоянно активничать.

Новичкам я советую готовиться к усердной работе, не бояться сложностей при освоении Геткурса или других платформ, проработке дизайна и продвижения продукта. Также нужно приобретать новые навыки и компетенции: работа с онлайн-площадками, координация работы помощников и в будущем своей команды, умение доходчиво излагать информацию.

Собственная онлайн-школа

Когда объем знаний достигает критической массы и опыт позволяет работать в диджитале, приходит время масштабных проектов. Анна Дудник запатентовала авторскую систему изучения иностранной лексики Lingwiser, написала два учебника для самостоятельного изучения языка. Заручившись поддержкой партнеров, она создала языковую онлайн-школу Lingportal.

Кейс: Анна Дудник и онлайн-школа Lingportal

«Толчком к созданию своих собственных учебных программ была моя беседа с министром образования Ирландии и ее слова “английский начинается с учителей!”. Я стремилась создать легкие для восприятия учебные программы. Когда я сделала и протестировала на студентах несколько своих курсов, поняла, что готова к открытию своей школы. Концепцию мы разработали вместе с партнерами из ирландских языковых колледжей.

Советы по запуску собственной онлайн-школы от Анны

«Оцените свои профессиональные навыки. Проверьте свои знания, для этого много возможностей пройти тест на уровень квалификации. Когда вы работаете в школе, вы знаете, с какой примерно базой к вам придут пятиклассники или старшеклассники. На онлайн-курс к вам придут люди разного уровня и возраста, которые хотят учиться и готовы за это платить. Чтобы всегда давать ученикам что-то полезное и новое, нужно свободно владеть предметом, быть немного впереди. Вам предстоит постоянная работа над собой: конференции, тренинги, вебинары, сертификация.

Задайте себе вопрос: чему вы можете научить и как? Практикующий преподаватель из университета имеет базу учебных материалов. Но эти знания нужно освежить, посмотреть, что сейчас актуально, какой у аудитории запрос. Затем следует придумать, как все это подать интересно. Когда вы знаете, что и как, – вы готовы.

Дописывайте курс до конца. Любой курс – это как история, он должен быть увлекательным, но последовательным с точки зрения информации. Некоторые рекомендуют начать выкладывать контент, когда курс полностью еще не готов. Я против такого подхода: мне нужно протестировать свой курс, прежде чем выдать студентам. Вы как создатель курса должны видеть его в целом.

Предсказывайте реакцию. В онлайн-образовании сложно получить мгновенную обратную связь, нет живого общения: что поняли, что не поняли, что повторить. Нужно учесть и предвидеть возможные проблемные места, обойти и обыграть их в сценарии. Этот вопрос я решаю просмотром уроков с фокус-группой студентов, с которыми работаю давно и которым доверяю.

Актерское мастерство. Нельзя быть скучным. Преподаватель должен быть актером. Своей мимикой, жестами, экспрессивностью нужно доносить тему так, чтобы ученики схватывали на лету. Вы не просто ретранслируете учебник, вы рассказываете историю. Студенты должны сами дойти до предмета, только так они что-то запомнят и получат результат.

Что еще важно учитывать при открытии онлайн-школы

Чаще всего онлайн-школа предполагает наличие не одного преподавателя, а целой команды: программисты, методологи, монтажеры, копирайтеры, а если направлений несколько — то еще и другие преподаватели.

Их можно нанимать как собственных сотрудников на долгий срок, тогда нужно оформлять трудовой договор и платить отчисления в фонды и налоги. Если сотрудничество попроектное и вам не нужно присутствие всей команды онлайн с 9 до 18, можно заключить рамочный (долгосрочный) или разовый договор на оказание услуг.

То же самое с экспертами: для их участия в одном курсе заключайте разовый договор, для работы над разными курсами или над одним, но на несколько потоков — рамочный. Подробнее о юридических аспектах работы с командой в онлайн-школе читайте в посте телеграм-канала EdmarketClub.

Для контроля команды используйте инструменты групповой работы:

  • Trello для постановки задач,
  • Slack для общения,
  • Toggl для отслеживания затраченного времени,
  • Zoom — для видеозвонков, его же можно настроить для проведения вебинаров в школе.

Эти инструменты помогут навести порядок в делах и не упустить важных деталей при разработке и проведении курсов.

Подготовьте и себя к работе в команде: изучите организацию бизнеса, особенности дистанционного обучения, следите за трендами e-learning и общайтесь с коллегами по цеху. Список полезных для старта ресурсов здесь, а пообщаться с экспертами онлайн-обучения можно и нужно в чате Edmarket club.

Создание онлайн-школы — это, как правило, определенный этап развития эксперта, открывать ее с нуля тяжело. Если хотите попробовать себя в онлайн-обучении, начните с репетиторства, потом запустите для теста один курс и соберите обратную связь со своих студентов.

Параллельно развивайте соцсети, наращивайте базу лояльных и доверяющих вам подписчиков, погружайтесь в маркетинг. Как только в рамках одного-двух-трех курсов станет тесно, можно задуматься о партнерстве с другими преподавателями, наборе команды и открытии своей онлайн-школы.

Предыстория


На обучение в EdMarket я пришла с уже существующим проектом. Мы запустили онлайн-школу, посвященную здоровью — методикам массажа и самомассажа, сбалансированному питанию, очищению организма.

Школа работала и приносила деньги, но не хватало комплексного подхода. Хотелось разобраться в том, как устроен рынок онлайн-образования, как работать на нем системно. И ответы на эти вопросы я получила во время обучения.

С читателями я хочу поделиться советами, как открыть свою онлайн-школу и на что обратить внимание во время запуска.

1) Изучайте аудиторию, для которой создаете образовательный продукт

Прежде чем записывать онлайн-курс или проводить серию вебинаров, как можно больше узнайте о целевой аудитории, для которой вы выпускаете образовательный продукт.

Например, в нашей онлайн-школе мы запускаем курсы для 2 целевых аудиторий. Первая — это профессионалы: тренеры, физиотерапевты, массажисты. Они хотят освоить методики, чтобы затем оказывать услуги клиентам. Вторая — слушатели, которые приходят учиться ради собственного оздоровления. Они хотят избавиться от хронических болей, лишнего веса.

Очевидно, что это очень разные аудитории. Практически невозможно создать курс, который удовлетворит одновременно запрос первых и вторых. Куда лучше создавать разные продукты, нацеленные на разную ЦА. И чем точнее вы понимаете запрос аудитории, чем лучше вы ее знаете, тем востребованнее получится образовательный продукт.

2) Сначала снимаете, потом продаете? Не надо так

При таком подходе вы вкладываетесь в продукт, не убедившись в его ценности для покупателей. Вы тратите деньги и время, не проверив, будет ли ваш курс востребован.

Чтобы не уйти в минус (и финансовый и эмоциональный), выпустив на рынок онлайн-курс, который не востребован, лучше сделать как можно больше небольших тестов. Можно провести серию платных вебинаров по теме с небольшим чеком (заодно посмотрите как реагируют люди на эксперта), устроить несколько глубинных интервью с вашей ЦА (узнать, что для них действительно важно и нужно), сделать предпродажу, ранние списки с хорошей скидкой. Когда вы увидите, что спрос есть, можно приступать к созданию продукта.

3) Всегда думайте о конечном результате

Очень важно понимать, в какую точку вы хотите привести слушателей будущего курса. Понимая запрос аудитории, вы сможете сформулировать результат обучения.

Очень важно обсудить его с преподавателями. Часто они стараются включить в курс как можно больше контента, так что слушатели тонут в обилии фактов и сведений. Фокус на результате позволяет избежать этой ошибки.


Успех онлайн-курса во многом зависит от преподавателя: от того, как он работает с аудиторией, как подает материал, насколько хорошо держится перед камерой.

Для вас как руководителя онлайн-школы важны и личностные особенности: нужно оценить, насколько комфортно вам будет взаимодействовать.

5) Учитесь работать в условиях ограниченных финансов

Не стоит откладывать запуск онлайн-курса до момента, когда у вас будет достаточно денег. Учитесь действовать в ситуации ограниченных ресурсов — это развивает бизнес-мышление.

Если бюджет ограничен, вы не будете вкладывать его в создание дорогостоящего продукта или глобальной рекламной кампании. Зато сможете проверить бизнес-идею с небольшими затратами и быстрее выйти в плюс.

6) Не забывайте про бизнес-цели

Помните, что ваша задача — не дать как можно больше информации по любимой теме, а продать платный продукт. Не стесняйтесь говорить о нем не только в конце вебинара (когда часть аудитории уже ушла), но и на протяжении всего выступления.

И помните: продавать качественный продукт не стыдно. Я не так давно поняла, что чем лучше мы научимся доносить ценность наших программ, тем большему количеству людей мы сможем помочь сделать жизнь качественно лучше. Помните, что люди которые уже пришли на ваш эфир, потенциально заинтересованы в теме.

7) Сомневаетесь? Спросите у людей


Чем лучше вы понимаете потребности людей, для которых создаете онлайн-курсы, тем быстрее будут расти продажи. Проводите исследования аудитории, интервью, опросы, спрашивайте, какие темы для них актуальны, какой формат обучения комфортен.

Оставайтесь открытым и не забывайте проверять ваши гипотезы реальностью.

8) Вы уже задумывались о своей миссии? Сейчас самое время!

Думаю, что, выходя на этот рынок, важно понимать свою миссию. Какую пользу вы хотите принести людям? Почему для вас это важно?

9) Занимайтесь аналитикой

Наш проект только в начале этого пути — во время запуска многими процессами занимались вручную, и на настройку аналитики не хватало времени.

После обучения в EdMarket я поняла, насколько это важно — анализировать то, что происходит, следить за процессами, прогнозировать результаты. Это делает бизнес более управляемым.

Надеюсь, мои советы помогут вам перейти от раздумий о собственном проекте к конкретным действиям. Удачного старта!

Один дома: как открыть онлайн-школу для детей

Ажиотажный спрос на онлайн-обучение в период пандемии и прогнозы по трехкратному росту рынка к 2023 году, подсказывают, что в наступающем году онлайн-школы будут одной из популярнейших бизнес-ниш.

Уходящий 2020-ый год ознаменовался настоящим бумом на онлайн-образование вообще, и на детское обучение в частности. В первую очередь на всплеск интереса к курсам в сети повлияла конечно же пандемия - все большее количество родителей стараются сократить посещение детьми занятий в “оффлайне”, а на обучение через Skype и Zoom переходят даже те представители детских образовательных школ, которые ранее не делали ставки на такой формат обучения.

Тем не менее, тренд на переход образовательных стартапов в интернет наметился даже задолго до глобального распространения COVID-19. Неумолимая статистика гласит, что еще по итогу 2019-го года в России было открыто столько же онлайн-школ, сколько появилось в стране за последние 10(!) лет.

То есть все в любом случае шло к тому, чтобы перевести детские курсы и обучающие программы в сеть, а пандемия лишь ускорила этот процесс.

Тем не менее, есть где развернуться и предпринимателям с куда меньшими возможностями инвестиций - многие представители малого и среднего бизнеса на рубеже 2022 года имеют отличную возможность запустить свой проект и успешно раскрутить его на волне растущего спроса. Итак, что нужно для того, чтобы открыть свою детскую онлайн-школу и как пошагово можно выстроить бизнес-процессы?

В какую нишу податься

Для начала потребуется выбрать направление, в котором вы планируете развивать обучение в сети. Среди наиболее востребованных ниш в EdTech - курсы иностранных языков и обучение школьников программированию. В последнее время набирает популярность также подготовка старшеклассников к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы.

Интересно, что даже в таком довольно консервативном изначально сегменте как образование, некоторые предприниматели придумывают нестандартные инструменты, которые позволяют привлечь к проекту внимание детей и их родителей. Среди весьма действенных примеров - геймификация процесса обучения, например использование популярных среди школьников игр наподобие Minecraft.

При этом многие аналитики предсказывают, что наибольшим успехом в ближайшие годы станут пользоваться те представители онлайн-школ, которые смогут разработать четкую систему грейдов (уровней), рассчитанную на долгие годы (и даже десятилетия) обучения. Идеальный вариант - формирование экосистемы, которая позволит поступить в цифровую школу ребенку младшего школьного возраста, и обучить его вплоть до высококлассного специалиста в определенной области в будущем. То есть, все большее количество онлайн-школ по сути будет конкурировать не только с коммерческими проектами, но и “играть на поле” государственных образовательных учреждений.

При открытии детской онлайн-школы потребуется официально зарегистрировать бизнес. Многие начинают образовательные интернет-проекты в качестве ИП, на старте это оптимальный формат, если вы сами будете непосредственно участвовать в ведении учебного процесса. При этом самый частый вопрос, который стоит у начинающего предпринимателя - какой код ОКВЭД нужно указать при регистрации своей онлайн-школы?

Важно понимать, что юридически для государства по большому счету не имеет значения, оказываете ли вы образовательные услуги онлайн, либо делаете это офлайн (по крайней мере пока что). Поэтому при регистрации онлайн-школы вполне подойдет следующий код согласно классификатору: 85.41.9 — образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки. Сюда входят следующие общеобразовательные направления:

образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы

дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста

лагеря и школы, предоставляющие обучение в областях спорта группам и индивидуально, обучение искусствам, драме или музыке или другое обучение или специальное обучение

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Однако если для образовательного процесса обучения будут привлечены сторонние преподаватели, то тут без лицензирования деятельности, увы, никак не обойтись. При этом не имеет значения, работаете вы как ИП, либо через ООО - соответствующее разрешение получать придется в любом случае.

Впрочем, все это “работает” зачастую только лишь на бумаге - многие онлайн-школы пытаются использовать лазейку в законодательстве и заключают с учащимися договоры на информационные услуги и консалтинг. Формально такая деятельность не попадает под определение образования, а значит в теории не требует лицензирования. Однако мы настоятельно рекомендуем работать “в белую” - такой подход позволит избежать возможных судебных разбирательств и даст возможность спокойно масштабировать бизнес с течением времени.

Получение лицензии для детской онлайн-школы: пошаговая инструкция

Полный список региональных органов, в которых можно оформить лицензию на обучение, есть на официальном сайте Рособрнадзора, а процедура подачи заявления довольно проста и логична (для оформления заявки можно воспользоваться Госуслугами). Однако придется соответствовать некоторым требованиям, которые предъявляются к онлайн-школам при прохождении процедуры лицензирования:

Наличие помещения. До недавнего времени законодательство отставало от текущих реалий и свое помещение под образовательную деятельность было обязательным даже для тех, кто работал только в сети. Однако с 1 января 2021 года вступает в силу новое постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 "О лицензировании образовательной деятельности", согласно которому онлайн-школы наконец освободят от необходимости предоставлять заключение о соответствии помещений и оборудования санитарным нормам.

Это существенно облегчит процедуру получения лицензии новым предпринимателям, поскольку не только избавит от необходимых ранее трат на аренду помещения, но и сократит время сбора документов.

Однако с нового года добавляется и новое условие для бизнеса из “онлайна” - теперь предприниматель должен будет доказать, что у его организации для построения качественного обучения есть вся необходимая электронная информационно-образовательная среда.

Наличие профессионального педагогического образования у наемных преподавателей и стажа работы по специальности.

Потребуется предоставить на согласование собственную образовательную программу, которая должна соответствовать текущим требования Министерства образования РФ.

Пакет документов. Ну и наконец нужно будет собрать полный пакет документов. Кто-то из предпринимателей готовит его самостоятельно, а некоторые предпочитают обратиться за помощью в специализированные консалтинговые агентства. Обязательны правильно составленное заявление на получение лицензии, справки, копии Устава в случае с ООО и свидетельства о регистрации, а также подтверждение оплаты государственной пошлины.

При этом полученная лицензия не будет иметь сроков действия и пролонгируется автоматически каждый год.

Персонал онлайн-школы

Маркетинг и продажи

Основной упор в привлечении потенциальных клиентов детские онлайн-школы делают на контекстную рекламу в сети. Чтобы не “слить” впустую большой бюджет на старте по неопытности, лучше нанять директолога - специалиста, который возьмется за настройку и ведение рекламных кампаний.

Хорошие результаты показывает активное использование соцсетей - наличие собственного аккаунта в “Инстаграм” и “ВКонтакте” стало практически обязательным для любой онлайн-школы.

В качестве альтернативных вариантов привлечения клиентов можно использовать партнерские программы со школами и ВУЗами, через которые поступает до четверти лидов детских онлайн-школ.

Оцифровка бизнеса

Многие онлайн-школы используют собственный сайт как визитную карточку бизнеса - на страничке компании можно ознакомиться с действующими тарифами на обучение, узнать подробнее про расписание курсов и ознакомиться с преподавательским составом. При этом адаптировать сайт под платформу для обучения - удовольствие довольно затратное как по времени, так и по финансовым ресурсам. Если использовать его только как информационную составляющую, вполне реально уложиться в бюджет до 10 000 рублей, либо и вовсе самостоятельно воспользоваться готовыми шаблонами web-page.

Разработка обучающей платформы на базе сайта существенно дороже - тарифы разработчиков стартуют с отметки 50 000 рублей и выше, поэтому мы рекомендуем на старте воспользоваться готовыми специализированными платформами для онлайн-обучения. Благо выбор на просторах Рунета сейчас довольно большой. Перечислим наиболее популярные площадки:

Stepik – продукт российских разработчиков, который позволяет не только проводить онлайн-конференции, но и собирать аналитику по пользователям, получать оплату за курсы и использовать мобильное приложение.

Teachbase - тот случай, когда есть возможность попробовать в деле саму платформу (есть бесплатный двухнедельный тестовый период) чтобы решить, насколько она подходит под ваши потребности.

GetCourse - платформа с обширным функционалом, который предполагает даже наличие CRM и возможность запуска партнерской программы для привлечения новых пользователей.

iSpring - подойдет тем, кому необходимо будет хранить большие объемы обучающих материалов в “облаке” и дает возможность геймификации учебного процесса, что крайне актуально для детских курсов и обычно стоит немалых денег в случае с “допиливанием” собственного продукта силами сторонних IT-разработчиков.

Большинство готовых площадок для проведения онлайн-курсов дают возможность сэкономить на установке собственной системы оплаты. В любом случае, не стоит забывать 54 Федеральный закон, который обязывает предпринимателя иметь онлайн-кассу, предоставлять чеки клиентам и подавать соответствующие данные о продажах в налоговую инспекцию. Затраты на покупку онлайн-кассы составят от 20 000 рублей.

Финансовые показатели

Среди преимуществ бизнеса в сфере детского онлайн-образования - возможность запуска проекта с небольшими инвестициями. Конечно, среди крупных проектов нередки случаи, когда в открытие онлайн-школы вкладывались шестизначные суммы, однако большинство предпринимателей на старте все же предпочтет запуститься, ограничившись малыми вложениями.

Наибольшие затраты придется понести в сфере маркетинга и оцифровки бизнеса.

Запуск первичной контекстной рекламной компании в сети: 50 000 рублей (далее бюджет на продвижение можно уменьшить, поскольку начнет работать так называемое “сарафанное радио” - ученики и их родители станут рекомендовать вашу онлайн-школу своим друзьям и знакомым, что уменьшит затраты на формирование новых групп).

Разработка сайта: 10 000 рублей

Предоплата за использование готовой площадки для онлайн-обучения: 10 000 руб.

Настройка и продвижение аккаунта в соцсетях: 20 000 рублей, включая услуги интернет-маркетолога

Затраты на открытие бизнеса (800 рублей госпошлина за лицензию, плюс госпошлина за открытие ИП или ООО, а также услуги консалтинговой компании по желанию): до 5000 руб.

Итого при открытии детской онлайн-школы на начальном этапе можно уложиться до 100 000 рублей.

Доходы онлайн-школы

Теперь что касается выручки. Аналитика российского онлайн-образования свидетельствует, что средний размер трат на детские курсы в стране пока меньше, чем на образование взрослого населения. Если за курсы совершеннолетних пользователей в 2020 году в среднем клиенты отдавали от 30 000 до 50 000 рублей, то по детским обучающим программам средний чек меньше - порядка 15 000 рублей (в среднем около 5 тысяч рублей в месяц).

Размер вознаграждения преподавателя варьируется и в среднем составляет порядка 40 процентов от выручки. Таким образом, сформировав минимум 5 группы из 5-6 человек с ежемесячной выручкой в 30 000 рублей каждая, предприниматель получит ежемесячно порядка 150 000 рублей.

Ежемесячные траты включают в себя следующие пункты:

Выплата сдельной заработной платы преподавателям - 60 000 руб.;

Затраты на онлайн-маркетинг - 20 000 руб.;

Налог: 9000 руб. (при работе ИП На УСН по системе 6 процентов от дохода). Кстати, в качестве альтернативы по оптимизации налоговой базы некоторые сейчас стали переходить на патентную систему - это 20 000 – 30 000 рублей в год в зависимости от региона.

Таким образом, чистая прибыль предпринимателя при указанном объеме учащихся составит 61 000 рублей. С одной стороны немного, однако не стоит забывать о некоторых положительных моментах:

Сумму вложений мы рассматривали минимальную, поэтому срок окупаемости онлайн-школы не превысит 2 месяцев.

Как любой другой проект в сфере услуг, онлайн-школа со временем начнет обрастать новыми клиентами по рекомендациям. Свой рост показывают с течением времени аккаунты в соцсетях.

Отложенный спрос, что особенно актуально в случае сезонности обучения (например, подготовка к ЕГЭ или поступлению в ВУЗы).

Если учесть ажиотажный спрос на онлайн-обучение в период пандемии, весьма велика вероятность того, что с течением времени прибыль от бизнеса будет расти. Закладывают существенное увеличение оборотов в сфере онлайн-обучения и эксперты ВШЭ (Высшей школы экономики). По их подсчетам, рынок обучения в сети в России по итогу 2020 года составит 40 миллиардов рублей, а уже через 3 года, в 2023-ем, вырастет до 60-ти. Поэтому в списке ниш для развития бизнеса в наступающем двадцать первом мы, безусловно, отдаем онлайн-школам одну из лидирующих позиций в топе.

Читайте также: