Как начать общение в школе

Обновлено: 30.06.2024

Знакомство с классом — важный этап как для школьников, так и для учителей. И первым, и вторым, как правило, хочется, чтобы атмосфера в новом коллективе была дружеская и безопасная. Что для этого может сделать педагог? Школьный психолог, куратор класса и методист лагерных смен Марина Быкова предлагает провести тематический классный час или даже пикник.

Как и о чем говорить с детьми

Классный руководитель — новый значимый человек в жизни школьника любого возраста. Естественно, ученикам в первые дни интересно узнать буквально всё о жизни учителя. Заранее подумайте, что вы готовы рассказать детям. Ребята быстро найдут все ваши соцсети, поэтому важно решить заранее, что из написанного и опубликованного там вы можете показать детям, а что лучше не стоит. Это совсем не значит, что весь ваш контент теперь должен быть ориентирован только на детей. Но если есть сомнения — проще создать закрытый аккаунт, чем потом объяснять (в том числе и родителям) каждое свое слово и действие.

Стоит отметить, что младшие и старшие школьники по-разному воспринимают новую информацию, особенно ту, которая их напрямую не касается. Первоклассник может через неделю забыть, что у вас, скажем, есть домашнее животное. И искренне удивиться, снова услышав об этом. Ученики средней школы и особенно старшеклассники, напротив, ничего не забывают. А при случае могут и уцепиться за какие-то факты. Так что не стоит при детях вдаваться в вопросы вероисповедания, политики, обсуждать другие спорные или слишком личные темы.


Важно дать понять детям (да и себе в том числе), что учитель — обычный человек, которого можно встретить на улице уставшим, который тоже ходит в магазин (и даже может покупать алкоголь или нижнее белье), который может себя плохо чувствовать. Так же, как и родители ваших учеников. На работе можно быть строгим начальством, но дома все иногда ходят в халате.

Как расставить границы

Главное правило — не пытаться обороняться от детей сразу, по умолчанию (они едва ли просто так решат посягнуть на вашу территорию), а самому вести себя в границах.

Рассказывать о своих хобби, интересах, делиться событиями из личной жизни учителю можно и нужно. Но в рамках профессиональной этики. При этом важно понимать: учитель — не друг. И рассказывать детям о себе слишком много и подробно тоже не стоит. Главные в классе все-таки дети, и важнее концентрироваться на их интересах, а не постоянно говорить о себе и своей жизни.

Не стоит также подробно расспрашивать детей про семью и особенно про её состав, достаток и так далее.

Вам должен быть важен сам ребенок, его интересы, а не его родители

Уделите время объяснению своих функций. В идеале классный руководитель — проводник между учениками, родителями и другими учителями. Объясните, как вам будет комфортно общаться с учениками: для чего нужны общие чаты, в какое время в них лучше писать, по каким вопросам можно обращаться даже поздно вечером или в выходные.

Расскажите, чего вы ожидаете от нового учебного года: какие планируете мероприятия и классные часы, на что стоит делать упор в учебе и чем вы можете помочь в разных ситуациях.

Как провести урок-знакомство

По времени личное предисловие и рассказ о правилах жизни в классе не должен занимать больше четверти от всего первого урока. Иначе дети потеряют интерес и перестанут вас слушать. Дальше еще примерно половину времени урока можно уделить игровым практикам (это работает не только с учениками начальной школы!).

При выборе игр обращайте внимание на те, что направлены на знакомство. Важно, чтобы в них участвовали всех ученики, но при этом не требовалось слишком личного контакта (как физического, так и, скажем, каких-то откровенных вопросов).

Помните, что младшие и средние школьники любят активность и творчество, а старшим больше подходят задания со сложными правилами и общением. Кроме того, учитель должен быть готов сам принимать участие во всех заданиях, иногда как судья, а иногда и как игрок. Не ждите, особенно от старшеклассников, что они заинтересуются игрой, если видят безучастного взрослого.


После этого еще четверть классного времени стоит потратить на рефлексию: что мы делали и зачем, чем это поможет в нашей школьной жизни, хотим ли мы периодически повторять такие встречи. Если хотя бы половина учеников из класса принимала в этом активное участие и осталась довольна — задача выполнена.

Игры и задания для первого классного часа

1. Найди пару

Всем участникам раздают карточки, для каждой из которых есть только одна парная (можно использовать картинки из игр вроде мемо или просто разноцветные бумажки). Задача — как можно быстрее найти своего напарника и узнать его имя. Для более старшего возраста усложнение — нарисовать на карточках фигуры (или животных) и искать напарника без слов, с помощью пантомимы.

2. Найди лягушку (кошку, охотника, преступника…)

Игра, которая с первого взгляда не имеет никакого смысла, на самом деле направлена на установление позитивной атмосферы и расслабление. Участники стоят в кругу, ведущий стоит в центре. Другой ведущий (первый не знает, кто он) подает условный сигнал стоящим в кругу — подмигивает или показывает язык. Увидевший сигнал игрок выходит из круга или садится на корточки. Задача ведущего — найти того, кто подает сигналы. Для старшеклассников — обязательное участие классного руководителя.

3. Посчитай до

4. Чем мы похожи

5. Наши правила

Ваш ребенок с нежеланием идет в школу, не рассказывает о школьной жизни и одноклассниках, не общается с ними? Вполне возможно, он одинок.

Если уже сейчас вы заметили, что ваш ребенок с нежеланием идет на уроки, ничего не рассказывает о школьной жизни и одноклассниках, никогда не обращается за помощью к ним, вполне возможно, он одинок. Подтвердить ваши опасения поможет классный руководитель ребенка.

Работая много лет в школе, часто сталкиваюсь с тем, что даже в больших классах некоторые дети остаются одинокими до самого выпускного вечера. Спустя годы они с неохотой вспоминают о школьной поре.

Что же делать, когда проблема уже очевидна? Бежать в школу и разбираться с недружелюбными одноклассниками? Давить на ребенка? А может перевести его в другой класс или школу? Давайте вместе искать выход в сложившейся ситуации.


Почему ребенок одинок

Для начала необходимо разобраться, по какой причине ребенок попал в список отверженных.

Чаще причинами школьного одиночества выделяют:

  • неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость;
  • неопрятная или нестандартная внешность;
  • агрессивность или авторитарный стиль поведения;
  • иной социальный статус в сравнении с остальными ребятами (малообеспеченные и дети из семей с высоким доходом);
  • отсутствие навыков общения;
  • неблагополучная семья;
  • чувство превосходства над другими одноклассниками.

Список можно продолжать и более частными случаями, но проблема отвергнутости может усугубляться еще и тем, что сам ребенок и его родители винят в случившемся всех, но только не себя. Но мы, мудрые и любящие родители, не пойдем таким простым путем, а попытаемся помочь своему чаду стать популярным в классном коллективе.

Как обрести друзей

Правило 1: полюби себя сам

Правило 2: хочешь иметь друзей, будь другом сам

По закону бумеранга мы относимся к людям так, как относятся к нам они. Посоветуйте ребенку самому проявлять инициативу в построении дружбы.

Особенно это важно, когда школьник попадает в новый коллектив. Если месяц-два присматриваться к одноклассникам и ждать, когда тобой кто-то заинтересуется и полюбит как друга, можно потерять время и так и не дождаться.

Действовать лучше по следующему алгоритму:

  • день-два наблюдаем за коллективом и примечаем в классе несколько групп по интересам,
  • выбираем ту группу ребят, с которой бы хотелось общаться дальше,
  • в выбранной группе выделяем того, кто при разговоре смотрит в глаза, часто улыбается и смеется, общается не только с членами группы, но и с остальными,
  • обращаемся к такому ребенку с какой-то просьбой или предложением, делимся знаниями по общим интересам,
  • далее действуем по обстоятельствам, развивая приятельские отношения с выбранным одноклассником и остальными.

Особой популярностью в классах обладают добрые, отзывчивые ребята, готовые прийти на помощь. Посоветуйте ребенку предлагать свою поддержку по случаю и не стараться быть конкурентом для остальных.

Правило 3: вырабатываем дружелюбную манеру держаться

Согласитесь, что улыбчивые, приветливые люди не остаются одинокими. Научите ребенка правильной дружелюбной манере: прямая осанка, руки и ноги не скрещены, ладони на виду, на лице улыбка и приятное выражение лица, взгляд в глаза. Это будет первым шагом к общению.


Правило 4: развиваем навыки ведения беседы

Ваш воспитанник должен уметь правильно начать разговор, развить тему для общения, выразить одобрение или отрицание, задать вопросы. Беседуйте с ним на разные темы, обсуждайте просмотренный фильм, прочитанную сказку. Психологи даже советуют записывать такие беседы на видео, вместе с ребенком просматривать их, анализировать и меняться ролями в таком диалоге. Видеозапись дает возможность ребенку со стороны увидеть свои ошибки в построении беседы.

Правило 5: учимся управлять своими эмоциями

Нападкам со стороны сверстников подвергаются те дети, которые не могут совладать c эмоциями. Иными словами, дразня таких детей, обидчики словно черпают у них энергию и наслаждаются их слабостью.

Что делать в таких случаях

Правило 6: развиваем лидерские навыки

Не все рождены быть вожаками, большая часть людей являются ведомыми и чувствуют себя при этом самодостаточно. Тем не менее, ряд лидерских навыков никогда не помешает в жизни.

Первый навык - уметь первым выдвигать новые идеи и затеи. Часто застенчивые дети имеют даже лучшие задумки, чем признанные в коллективе лидеры, но они просто не решаются высказать их. Задача родителей – предоставлять ребенку дома самому делать выбор и строить какие-то планы. Это умение позволит самоутвердиться среди сверстников.

И напоследок несколько простых советов. Содействуйте общению ребенка со сверстниками, приглашайте их в гости, позволяйте ему задержаться на репетициях, школьных секциях и т.д. Помогите ребенку найти друзей по интересам на различных кружках, в центрах развития и т.д. Будьте сами примером настоящего друга.

Соавтор(ы): Eddy Baller. Эдди Боллер — коуч по знакомствам из Ванкувера, Британская Колумбия, Канада. Занимается коучингом с 2011 года, специализируется на формировании уверенности, продвинутых социальных навыках и отношениях. Владеет собственной консультационной и коучинговой службой в сфере знакомств под названием Conquer and Win, единственной коучинговой компанией в этой области в Ванкувере, аккредитованной Бюро лучшего бизнеса (BBB). Conquer and Win помогает мужчинам по всему миру вести любовную жизнь, которой они заслуживают. О работе Эдди писали The Art of Manliness, LifeHack, POF и другие сайты.

Количество источников, использованных в этой статье: 8. Вы найдете их список внизу страницы.

Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:

  • ребёнок неохотно ходит в школу и возвращается оттуда грустным;
  • в разговорах не упоминает одноклассников;
  • отказывается звонить или писать ребятам, если нужно узнать домашнее задание;
  • никто не приглашает ребёнка в гости, и сам он никого не зовёт.

Почему возникают проблемы с общением

Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.

И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.

Причина 1. Застенчивость

Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.

Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.

Причина 2: Отношение в семье

Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.


Причина 3. Отсутствие навыков общения

Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.

Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:

  • не обижай других;
  • ничего не бери без разрешения и не выпрашивай;
  • если хочешь присоединиться к игре — попросись, но если отказали — не навязывайся;
  • делись тем, что тебе нравится;
  • если тебе доверили секрет — храни его;
  • не ставь себя выше других;
  • учитывай чужие интересы;
  • если друг попал в беду — помоги чем можешь;
  • если друг затеял плохое — останови его;
  • если сам поступил плохо — признайся и больше так не делай;
  • принимай помощь и советы от других ребят.

Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.

Причина 4. Неудачный опыт

Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми.

Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.

Причина 5. Неумение постоять за себя

Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.

Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.

Как познакомиться с парнем в школе?

Школьные годы насыщены различными событиями, эмоциями и впечатлениями. Незабываемой и трогательной является юношеская влюбленность. У девочек это чувство сопровождают робость, застенчивость, неуверенность в себе. Как заговорить, как начать общение с объектом своей симпатии? В нашей статье будет рассказано о том, как познакомиться с парнем в школе.

Первые шаги

На мальчика, который очень понравился, конечно же, хочется произвести хорошее впечатление. Девочки начинают мучить себя вопросом о том, как же лучше к нему подойти и начать общение. Часто ситуация осложняется еще и тем, что молодой человек из другого класса и он старше, скажем на 2 или на целых 3 года. Встречи в таком случае происходят лишь в шумных коридорах. Да и встречами это назвать нельзя, ведь зачастую вы просто проходите мимо друг друга. Завязать ненавязчивый и естественный разговор под многочисленными взглядами других подростков просто не получится. А подходящей ситуации, которая могла бы вас сблизить, можно ждать очень и очень долго.

Что ж, в любом случае свою робость нужно побороть и начать делать шаги к знакомству и сближению, иначе дело не сдвинется с места, и ты так и останешься тайной воздыхательницей. Но и рубить сплеча, настойчиво навязывая свое общество, конечно же, не стоит.


Чтобы начать общение с незнакомым мальчиком в школе, придерживайся следующей тактики.

  • Разузнай о нем как можно больше подробностей. Для завязывания дружбы и дальнейших отношений тебе пригодится информация о его интересах, круге общения, хобби, склонностях. В этом случае ты уже будешь в курсе того, на какие темы можно будет завести разговор. Если он ходит в какие-либо секции или посещает школьные факультативы, можно попробовать туда записаться и сблизиться на фоне общих занятий.
  • Хорошей платформой для знакомства является общий процесс обучения. Правда, его можно использовать в качестве предлога лишь в том случае, если вы учитесь в одной параллели. К примеру, в ситуации, когда контрольная по какому-либо предмету была проведена в его классе, ты можешь подойти и поинтересоваться тем, какие задания тебе ожидать на грядущей проверочной работе.
  • Очень хорошо, если в классе, в котором учится понравившийся тебе парень, у тебя есть знакомые. Ты можешь заходить поболтать с ними на переменах. А в процессе таких дружеских визитов можно найти и точки соприкосновения с объектом своей симпатии.
  • Если ты доверяешь своим друзьям-одноклассникам понравившегося парня, можешь попросить их пригласить его на какое-либо совместное мероприятие или прогулку. К примеру, общей компанией посетить кафе или сходить на концерт. В неформальной обстановке завязать дружбу гораздо проще, даже если он старше тебя на 2-3 года.
  • Узнай, какие мероприятия он посещает вне школы и как бы случайно окажись там в поле его зрения. Очень вероятно, что увидев знакомое лицо из своей школы, он сам захочет поздороваться и первым начнет разговор.
  • Грамотно используй имеющуюся у тебя информацию о привлекшем мальчике. К примеру, если ты точно знаешь, что он увлекается компьютерными играми, подойди и спроси у него диск с игрой или задай какие-либо вопросы по особенностям ее прохождения.



Как и о чем поговорить?

Теперь несколько советов о том, как вести беседу, чтобы она была интересна и располагала к дальнейшему общению с тобой. Понятное дело, что болтовня ни о чем быстро наскучит и утомит собеседника, и он может в итоге потерять к тебе интерес.

Держать вымышленный образ постоянно невозможно, а если ты рассчитываешь на отношения с этим молодым человеком, начинать с обмана тем более не стоит.

Читайте также: