Как н в чем н бывало в школу

Обновлено: 05.07.2024

Когда мне было лет 5-6 и я ходила в детский садик, меня все время спрашивали, хочу ли я в школу? И я всегда отвечала, что, конечно же, нет! По старым советским фильмам школа представлялась мне чем-то вроде тюрьмы: все сидят по струночке, выйти нельзя, разговаривать и играть – тоже, ну что это за жизнь??

Мне исполнилось 7 лет, и вот наступил этот страшный день – 1 сентября. С утра мама заплела мне косу с огромным бантом, нарядила в школьную форму с белым фартуком, и попыталась покормить завтраком – но я так волновалась, что не смогла проглотить

ни ложки. В руки мне вручили букет красных гладиолусов, и мы с мамой пошли на мою первую в жизни первую торжественную линейку.

Хоть мне и было немного страшно, но еще сильнее было любопытно посмотреть, что же это все-таки такое – школа? Вокруг здания толпилось множество народа, все были нарядные и с цветами, и мы еле-еле нашли нашу учительницу. Она была молодая и очень красивая, мне она сразу понравилась.

А после торжественной части, где маленькая первоклашка звонила в наш первый звонок с плеча высокого десятиклассника (чтобы было видно и слышно всем!), мы построились парами и пошли за учительницей в класс.

Галина Григорьевна объяснила нам, чему мы научимся в школе, как нам все это пригодится в жизни, и что школа – наша дорога в жизнь. Она много улыбалась и была вовсе не строгая, все нам объясняла и разрешала задавать любые вопросы. Потом мы знакомились, разглядывали прописи, и немного порисовали.

Время пролетело очень быстро, я и сама не заметила, что уже пора идти домой…

День, когда я впервые пошла в школу, на всю жизнь запомнился мне своими яркими эмоциями. В этот первый школьный день я поняла, что именно сегодня я сделала свой первый крошечный шаг на длинном пути во взрослую жизнь.

После последнего звонка нам с вами нечасто приходится бывать в стенах школы. Только если это не ваша работа. Поговорили с красноярской учительницей о прелестях и ужасах рабочих будней, современных детях и их беспокойных родителях. Подробнее обо всем — в нашем тексте.

После последнего звонка нам с вами нечасто приходится бывать в стенах школы. Только если это не ваша работа. Поговорили с красноярской учительницей о прелестях и ужасах рабочих будней, современных детях и их беспокойных родителях. Подробнее обо всем — в нашем тексте.


Учителем я хотела быть с детства. Сколько себя помню, всегда играла в школу: з аставляла брата и сестру быть моими учениками, но они редко соглашались. В 11 классе пришла пора определяться с профессией, и как раз нам в поселок приехал педуниверситет с агитационной командой. Я сходила на встречу и на семейном совете было решено подавать документы в КГПУ им. Астафьева, на факультет нач альных классов.

Я поступила, но у читься было интересно только на последних курсах — т ам началась методика преподавания русского языка, литературы и математики (д о этого расписание состояло из предметов школьной программы ) . Мы читали классическую литературу русских и зарубежных писателей, писали дневники, менялись книгами. Потом была практик а в школ ах , мы примеряли на себя роли учителей. Мне все это очень нравилось — в итоге в ышла из университета с дипломом учителя начальных классов с дополнительной спец иализацией — учитель русского языка и литературы.

В школу пошла работать сразу. Страшно было, очень б оялась, что ничему не смогу научить детей. После первого класса поняла — вроде справилась, и мне это даже нравится. Учились все вместе — и дети, и я вместе с ними.

О крещении школой

Во-вторых, это ответственность. Учителя в ответе за все, что происходит с ребенком в стенах школы . Были случаи, когда первоклассники самостоятельно уходили домой, а попадало тебе. В первом классе мы вообще не можем отпускать их одних без сопровождения. И это хорошо, если ребенок благополучно добрался до дома.

В первое время в школе вообще было много трудностей. Всё, чему нас учили в универе, в школе практически не пригодилось. Например, набрала я класс, веду уроки — тут прибегает завуч и ругается, что я не заполнила личные данные. А мне никто и не сказал об этом! Или узнаешь, что если ребенка в школе нет, а родители не предупредили об этом — должна его сама искать.

О работе в удовольствие

Мне нравится работать в школе . Большинство детей и родителей всегда открыты для беседы, адекватны и благодарны. Например , четыре года назад я уходила в декрет, так на собрании с родителями мы даже плакали, долго прощались. Сейчас, если встречаемся, обязательно болтаем.

Несколько месяцев назад по семейным обстоятельствам мне пришлось сменить город и оставить любимую школу — н а собрании снова плакали. А как иначе? В школу нужно идти работать с большим сердцем и уж точно не ради денег.

О пропавшем компасе и хамящих детях

Вообще н еадекватные родители есть в каждом классе и каждой школе, но ч ем круче школа, тем больше неадеквата.

30 тысяч за две смены

Помню, как решила заработать. Нужны были деньги — взяла еще один класс, то есть стала работать в две смены. Посчитала — думаю, тысяч 40 точно буду получать. Ага, конечно. всего 30 тыс. рублей! А работай с 8:00 до 20:00! И чтоб все сделано было — и поучаствуй везде, и праздник проведи, и отчёт сделай, и страницу класса веди, и электронный журнал заполняй, чтобы родители не возмущались. И не жалуйся, это же твои проблемы!

Фоторепортаж из самой большой школы Красноярска

В итоге однажды мой ребенок заболел, ушла на больничный. Неделю дома сидела, а на работе все недовольны, мол, две смены взяла и на больничный ушла. Про взаимовыручку между учителями вообще молчу. Выручить может только кто-то один, с кем более-менее хорошо общаешься.

Директор? Какой директор?

В больших городских школах общение с директором всегда идет через замов. Директор выступает только на педсоветах. Я директора-то видела только когда собеседование проходила, дальше больше не встречались.

Если взять маленькую поселковую школу, то тут все под жестким контролем директора. В моей прошлой школе такого никогда не было, чтобы директор звонила учителям, а в поселковой школе, где я сейчас работаю, это в порядке вещей. Директор может позвонить раз пять за день. Тут как-то проще с этим — за нас держатся, заботятся, часы дают, чтобы зарплата была повыше, чтобы не сбежали. В городе такого не было — рад бы, да нельзя. Если решил уволиться — иди, никто тебя держать не будет. Не ты первая, не ты последняя. Завуч хоть и уговаривает остаться, но денег больше все равно не предлагают.

О соцсетях и гаджетах

Общаться в соцсетях и мессенджерах с родителями — это очень удобно, поэтому ничего против не имею. Сам же учитель делает группу для общения в сетях. Через соц сети, элжур (электронный журнал, прим. ред. ) проще собрать информацию, которая срочно понадобилась администрации (а такое бывает очень часто), почти все родители мобильны и сразу реагируют на просьбу. Да и сама администрация школы с нами общается через эти же сети.

Что касается учеников, то они прекрасно знают, что камеры, смартфоны и прочие гаджеты в школе запрещены, как и любая фото- или видеосъёмка. У меня не было с этим проблем.

Об обоснованном выборе

Много случаев, когда молодые люди учатся на учителей, а работать потом не идут. Говорят, н е их это, п родавцами, консультантами работают. А бывает, что в школу идут и бегут из нее через год. Тяжело здесь. Любая жалоба родителей — с тебя сразу спрос, всегда д умать надо, что говоришь.

Но мне в школе работать интересно. Всегда как на пороховой бочке. Я вот нашла себя — нравится возня с детьми, уроки, праздники, результатам потом радуешься. Люблю свою работу.

Школа — это история не на один день и даже не на один год. Ребенок попадает в совершенно новый для него мир, с новыми другими правилами, требованиями и устоями. Как помочь ему пережить адаптацию к школе и найти новых друзей, — мы поговорили с психологом Натальей Ничипоровой.


Перегружать его букварем и счетом накануне 1 сентября — плохая идея.

— Школа — новый этап в жизни ребёнка. Нужно ли готовиться к нему заранее?

Н.Н.: Психологическую подготовку к первому классу, как и педагогическую, нужно начинать как минимум за год до поступления в школу. Важно максимально понятно объяснить ребенку, что его ждет, как проходят уроки и перемены, что еще есть в школе. Старшие братья и сестры могут поделиться опытом, хорошим и не только.

Очень важно по возможности избегать серьезных стрессов и изменений в жизни семьи в период поступления в первый класс: развод, переезд, рождение еще одного малыша могут перегрузить психику первоклассника, особенно в первом учебном полугодии.

В последние недели лета перед первым классом ребенку важно создать правильный режим дня и дать максимальный отдых. Перегружать его букварем и счетом накануне 1 сентября — плохая идея. Тем более, что учитель все равно начнет с самых азов, и после полноценного отдыха знания лягут лучше.

— Как быть с теми детьми, которые не посещали сад?

Н.Н.: Таким детям бывает особенно трудно адаптироваться к жизни в организованном коллективе, со строгим временным режимом и дисциплиной.

Если у ребенка совсем нет такого опыта, и вы его прямо сейчас отдаете в первый класс, не отчаивайтесь, но настройтесь, что вам придется посвящать ему много времени этой осенью. Нужно будет постоянно поддерживать, выслушивать, объяснять, возможно, как-то особенно развлекать своего первоклассника после уроков. А дальше нужно смотреть по состоянию ребенка. Возможно, придется отказаться или сократить внешкольные занятия, чтобы он быстрее привык к школьным нагрузкам.

— Как помочь ребёнку снизить учебный стресс?

Очень хорошо помогают бороться со школьными перегрузками старые добрые объятия, мамин массаж и детская сказка перед сном.

Очень хорошо помогают бороться со школьными перегрузками старые добрые объятия, мамин массаж и детская сказка перед сном. Особенно это актуально для младших школьников, которые на самом-то деле, еще совсем дети.

К сожалению, взрослые не всегда серьезно относятся к усталости ребенка. А дети отвечают на это уже серьёзными нарушениями поведения или, еще хуже, соматизацией. Начинаются бесконечные и разнообразные болезни. Это происходит не только с первоклассниками, но и с детьми старшего возраста, вплоть до выпускного класса. Первое, что нужно уставшему от учебы ребенку — это отдых (еда, сон, тишина). Второе — физическая активность. Третье —человек рядом, которому можно рассказать о своих проблемах.

— Нужно ли бороться с синдромом отличника прямо с первого класса?

Найдите вместе с ребенком несколько причин для того, чтобы завтра всё-таки пойти в школу.

Н.Н.: Тут у меня как у психолога возникает много вопросов. Какой это ребенок? Какая школа? Почему не пойду? Что случилось накануне? Каким тоном сделано это заявление?

Это не самая обычная ситуация. Очевидно, что есть веские причины. Проблемы могут быть как в школе, испуг, конфликт, слишком трудная программа, так и в ощущениях самого ребенка, его настроении, самочувствии, усталости. Тут родитель должен поступить как взрослый, не впадать в истерику, а начать разбираться в ситуации.

Если эти слова прозвучали в самом начале первого класса, скорее всего это трудности адаптации. Стоит обнять и утешить маленького ученика, пожалеть. Он просто устал от новых впечатлений и умственных нагрузок. А после того, как утешили, найдите вместе с ребенком несколько причин для того, чтобы завтра всё-таки пойти в школу. Может, стоит наметить что-то интересное и приятное на ближайшие выходные? Это поможет школьнику продержаться до конца недели.

Если происходит что-то нездоровое, ребенок молчит, а учитель не в курсе, — вы все равно это заметите по поведению ребёнка.

— Как же выяснить у ребенка, что там в школе. Дети нынче не очень разговорчивые пошли.

Н.Н.: Лучше всего, конечно, когда ребёнок рассказывает сам. И не обязательно всё — только самое важное. Для этого уже должно быть доверие и взаимное уважение в семье. И даже в самых открытых и доверительных отношениях должно быть место для маленьких секретов. Почему нет? Об оценках вы можете узнать в дневнике, об обстановке в классе и ближайших мероприятиях — у учителя.

Если происходит что-то нездоровое, ребенок молчит, а учитель не в курсе, — вы все равно это заметите по поведению ребёнка: резкие перемены настроения, замкнутость, плохой сон и аппетит. Тогда стоит аккуратно спросить, что случилось. Возможно, ему очень стыдно или страшно из-за какой-то ситуации, поэтому будьте ненавязчивы и деликатны в расспросах.

Часто дети замыкаются в себе, если столкнулись с чем-то непривычным и не знают, как реагировать. Помогите начать разговор, поделитесь своими воспоминаниями о младшей школе, расскажите о какой-нибудь неловкой ситуации из вашего детства.

Бесполезно читать нотации или указывать ребенку, с кем надо дружить, а с кем не надо. Лучше дать возможность детям лучше узнать друг друга.

— Нужно ли родителям вмешиваться в школьные отношения ребёнка с другими детьми?

Н.Н.: И да, и нет. Да — если ребенок имеет явные трудности в общении или сам просит вас о помощи. Совсем нет друзей, или серьезные конфликты, травля, насилие между детьми. Нет — если все в порядке, и дети справляются с возникающими проблемами сами.

Бесполезно читать нотации или указывать ребенку, с кем надо дружить, а с кем не надо. Лучше дать возможность детям лучше узнать друг друга. Разрешать конфликты через учителя и родителей другого ребенка. Помогать ребенку разбираться со своими чувствами, приводить примеры, делиться своими историями школьной дружбы и вражды, когда это уместно.

5 советов психолога родителям, как помочь ребёнку адаптироваться к школе.

Контакт с учителем. Конечно, здорово, если вы знаете, к какому учителю привели ребёнка, и выбирали его сознательно. В любом случае, очень важно, чтобы родители нашли общий язык с педагогом, а педагог — с ребенком. Иногда эту совместимость можно просчитать. Робкому ребенку подойдет мягкий, сдержанный учитель, и наоборот, темпераментному, волевому — более строгий. Но иногда это чистая химия.

Выработка привычки. От физиологии никуда не деться. Чем быстрее организм привыкнет к заданному ритму жизни, тем легче психике ребенка адаптироваться к школе. Просыпаться и ложиться спать вовремя, есть и делать уроки всегда в одно и то же время, чередовать нагрузки и отдых в течение дня — все это прекрасно работает для учащихся любого возраста.

Контакт с одноклассниками. Особенно это важно при первом поступлении в школу или переходе в новую. Живое общение, игры и прогулки на переменах и после уроков, совместные выезды и праздники помогают детям быстрее найти друзей или сгладить возникающие конфликты. Замечаете трудности в этой сфере? Помогите: расспросите ребёнка об одноклассниках, кто ему нравится, с кем интересно, кого бы он хотел позвать на прогулку или к себе в гости?

Поддержка 24/7. Чем младше ребенок, тем чаще он нуждается в вашей физической помощи и моральной поддержке. Не нужно ежедневно расспрашивать обо всех делах и событиях в школе. Ребенок быстро устанет отчитываться. Но интересоваться школьной жизнью можно и нужно. Поддержка заключается в том, чтобы уметь слушать, быть готовым отвечать на возникающие вопросы и приходить на помощь, когда ребенок об этом просит. Иногда достаточно вместе помолчать и посмотреть мультик, сидя на диване в обнимку. Будьте рядом, это главное.



Современные учителя в школах каждый день нарушают запреты, установленные законом. Однако почему-то на это никто не обращает внимания и, более того, многие ученики и родители считают эти действия нормой.


Опоздание на урок

Опоздание учителя на урок - это серьезное нарушение трудового распорядка, как и для любого другого работника, но почему-то на это редко кто обращает внимание, полагая, что преподаватель может позволить себе подобное поведение. Не может. Об этом прямо говорится в ст. 21 Трудового кодекса.

Кстати, преподаватель должен соблюдать не только это требование Трудового кодекса, но и все остальные. К ним относится и контроль за собственным внешним видом, за речью и так далее. Кроме всего прочего, любой учитель должен исполнять обязанности, возложенные на него, а не просто присутствовать на уроке, как это позволяют себе сделать некоторые современные педагоги.

Оценивание поведения

"Вова, ставлю тебе двойку за поведение", - слыхали такую фразу от преподавателя? На самом деле она не может звучать на уроке, так как учитель не имеет права оценивать поведение ученика - он должен ставить оценки только за знания. Об этом прямо говорится в рекомендации ЮНЕСКО "О положении учителей" (п.65).


Домашнее задание на каникулы

Учителя не имеют права задавать тонны домашней работы на каникулы, так как это время выделено для отдыха детей, а не для учебы. Исключением является чтение художественной литературы - преподаватель действительно может предоставить список книг, рекомендуемых к прочтению в летний период.

Если ваш педагог любит нагрузить детей домашней работой под видом того, что весь необходимый материал не был своевременно усвоен в период, отведенный для учебы, он нарушает ст. 31 Конвенции о правах ребенка.


Психическое и физическое воздействие

Ни один учитель не имеет права оказывать на учащегося меры физического либо психического воздействия. Под эти действия можно отнести любые виды оскорблений школьника, назначение ученику наказания в виде пребывания в углу и другие подобные действия.


Хлопать, шлепать или толкать ученика ни один учитель также не имеет прав (ярким примером нарушения может стать затрещина от учителя физкультуры или грубое подталкивание к доске). Что касается оскорблений, то под таковыми могут подразумеваться фразы вроде "Петя, у тебя разве ума не хватает, чтобы правильно решить такую простую задачу?" или "Кто из тебя вырастет!".


О таком запрете прямо говорится в Законе "Об образовании" (ст.15, п.6), а также в Типовом положении об образовательном учреждении (п.57).

Изменение продолжительности урока

"Звонок для учителя" - любимое правило почти всех преподавателей в российских школах. Почему-то они уверены в том, что имеют право каким-либо образом изменять продолжительность занятий, задерживая учеников или позволяя себе прийти позже назначенного времени. Исключением может стать случай, когда преподаватель спросил мнение класса на этот счет, и дети дали свое согласие.

Изъятие личных вещей

Ни один учитель не наделен законным правом отбирать у учащегося его личные вещи. С появлением гаджетов многие преподаватели стали злоупотреблять своим положением и отбирать телефоны, наушники, игрушки у учащихся со словами "Мать в школу придет - отдам ей" или "После урока заберешь". Люди не имеют права брать чужие вещи без разрешения, учитель не исключение.


Лишение ученика возможности присутствовать на занятии

Ни один учитель не имеет права отказывать в допуске учащегося к занятию и тем более выгонять его. Даже по причине неудовлетворительного поведения учащегося или его ненадлежащего внешнего вида.


Учитель, который выгоняет ученика с урока или не допускает его, нарушает ст. 43 Конституции РФ, в которой говорится о законном праве человека на получение образования. Стоит отметить, что таким своим действием он нарушает ст.13 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст.26 Всеобщей декларации прав человека. Кстати, именно в последних двух документах отмечается, что право на образование включает в себя возможность получения конкретной суммы знаний, профессиональной ориентации и навыков, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности в условиях общества.


Привлечение к выполнению хозяйственных работ

В обязанности ребенка не входят такие действия, как мытье доски, проведение уборки в помещениях, перенос вещей и так далее. Посещая школу, ребенок должен посещать занятия, получать знания и делать домашние задания - больше он никому ничего не обязан, а все посторонние требования учителя являются необязательными к исполнению.

Стоит отметить, что некоторые запреты, указанные выше, не являются строгими, но учитель должен согласовывать их обход с родителями учеников. Например, он может договориться с родителями ребенка о его привлечении к действиям, связанным с поддержанием порядка в классе или уведомить о том, что школьник злоупотребляет использованием гаджетов на уроке - только с разрешения матери или отца он имеет право принимать меры по изъятию объектов развлечений, мешающих образовательному процессу.

Читайте также: