Как можно улучшить здравоохранение в россии кратко

Обновлено: 30.06.2024

В 2019 году мировой рынок экспорта медицинских услуг оценивался в 44,8 млрд долларов, при этом совокупный среднегодовой темп роста ‒ в 21,1 %. Еще пять лет назад в тот же Сингапур приехали на лечение около 1 млн пациентов, страна заработала на этом более 1 млрд долларов. Россия же рассчитывает получить такую сумму только к 2024 году.

Сингапур имеет одну из самых успешных систем здравоохранения в мире не только для иностранцев: ее эффективность демонстрирует и здоровье населения жителей страны. По состоянию на 2019 год у них была зафиксирована самая высокая продолжительность жизни в мире ‒ 84,4 года (в России ‒ 73,3 года). При том, что эта система была создана в кратчайшие сроки и практически с нуля! А прогрессивные методы властей в области существенных налоговых льгот и поощрений привели к тому, что в стране сейчас работают ведущие ученые из Европы, Японии, США и России, а глобальные фармацевтические компании, такие как Bayer, Novartis, Pfizer и другие, перенесли туда свои производства.

Что необходимо для того, чтобы создать в нашей стране лучший рынок медицинских услуг? По мнению Дмитрия Давыдова, очень важно в кратчайшие сроки привлечь в Россию крупных инвесторов и лучших врачей. Для этого он предлагает ввести сроком на 20 лет налоговые льготы.

Налоговые ставки, практически равные нулю, предлагается установить на все виды налогов для тех медицинских заведений, которые будут соответствовать основным требованиям. Также следует сделать нулевые ставки на зарплату и доход врачей.

По мнению Дмитрия Давыдова, такой финансовый порог нужен для того, чтобы сохранить в России уже существующий рынок медицинских услуг и чтобы действующие медицинские предприятия не переставали платить привычные налоги. Рассчитывать на льготную систему налогообложения смогут только те единицы, кто действительно будет в силах преодолеть этот барьер, а для остальных участников рынка это будет стимулом к росту.

При этом государство получит прогрессивное переформатирование медицинских учреждений и приток квалифицированного персонала. Лучшие мировые клиники будут заинтересованы работать в России или открывать свои филиалы. А за счет других сфер бизнеса, которые активизируются благодаря появлению новых медицинских направлений, появятся дополнительные налоговые поступления в государственную казну.

Компания с огромным потенциалом и большими планами, документально подтвердившая свои намерения еще до начала запуска работы, получит не только налоговые льготы сама: на период строительства и запуска полностью освобожден от налогов будет весь цикл процессов от подрядных и снабжающих организаций. Также на этот период предлагается отменить все таможенные платежи и сборы на поставляемое оборудование.

Предполагается, что одной из основных целей создаваемых медицинских учреждений будет массовое привлечение состоятельных иностранных пациентов. Это как раз и позволит развить в России медицинский туризм. Россия ‒ страна с огромной территорией, и в дальнейшем, чтобы приезжать было удобно из любой точки планеты, современные медицинские центры мирового уровня можно будет сосредоточить в трех регионах: в западной, восточной и юго-восточной частях страны.

По оценке Дмитрия Давыдова, обслуживание иностранных пациентов может занимать до 50 % времени работы таких медицинских центров. Все остальное время будет предназначено для приема россиян. А с учетом того, что, благодаря льготному налогообложению и высококачественному оборудованию, цены в таких центрах будут самыми конкурентными в мире, а качество ‒ высоким, все меньше и меньше наших сограждан будет стремиться уезжать на лечение за границу.

Первое, что изменится при реализации этой идеи, это качество существующих медицинских услуг, полагает Дмитрий Давыдов. Персоналу любого уровня придется оперативно реагировать на все инновации в медицинской сфере.

Кроме того, крупным медицинским компаниям, чтобы избежать нехватки профессиональных кадровых ресурсов, придется каким-либо образом участвовать в строительстве профильных учебных заведений. При этом такое строительство будет вестись в непосредственной близости от медицинских центров, чтобы будущие врачи могли там стажироваться и впоследствии устраиваться на работу. В дальнейшем, как считает Дмитрий Давыдов, крупные компании начнут переносить на территорию России свои научно-исследовательские центры.

Очень важным будет являться вопрос контроля качества оказываемых медицинских услуг. Предприниматель предлагает воспользоваться новейшими технологиями и опытом современных лидеров.

Дмитрий Давыдов подчеркивает, что государству не придется вкладывать средства в реализацию этой идеи. Создавать медицинские центры в трех регионах будут крупные медицинские компании, привлеченные льготной системой налогообложения. А предприниматели будут сами развивать всю сопутствующую инфраструктуру, начиная от строительства аэропортов и отелей для иностранных пациентов и заканчивая школами и детскими садами для детей сотрудников центров и медицинского персонала.

Дмитрий Давыдов уверен, что создание передовой медицинской базы в России не только повысит физическое здоровье нации, но и обеспечит госбюджету гарантированный источник доходов на многие годы. Он надеется, что его идеи и предложения привлекут внимание и заинтересуют государственные органы, ведь их реализация поможет стране вырваться в мировые лидеры за весьма короткое время.

Директор по спецпроектам: Наталия Ставрогина, менеджер по спецпроектам: Анастасия Геворгян, руководитель направления по работе с рекламными агентствами: Юлия Чижикова, дизайнер: Иван Крылов

Нацпроект "Здравоохранение" - один из самых капиталоемких. Его общий бюджет на 2019-2024 годы превышает 1,7 триллиона рублей.

Он является и самым актуальным для россиян. По данным опроса НАФИ, почти треть жителей страны надеется, что нацпроект поможет повысить качество медицинских услуг, 25 процентов - что в результате увеличится доступность медицинской помощи.

При этом, как заявил президент России Владимир Путин на заседании президиума Госсовета 31 октября 2019 года, сейчас более шестидесяти процентов граждан оценивают качество здравоохранения невысоко. Улучшится ли ситуация, что сделано в рамках нацпроекта, какие подходы необходимо изменить - в комментариях экспертов.

Светлана Домахина, директор Новосибирского медицинского колледжа:

- В Новосибирской области с исполнением национального проекта "Здравоохранение" все очень серьезно, работа ведется огромная. В первую очередь - по обновлению материально-технической базы учреждений. За это направление каждый руководитель несет персональную ответственность. Затем - закупка оборудования, ведь любому медучреждению очень важно приобрести именно то, что необходимо в работе. Самое передовое и современное. И, наконец, это то, что касается организационных мероприятий в рамках проекта "Бережливое производство". Там огромное количество нюансов, от которых напрямую зависит качество оказываемых услуг. Зайдите в "бережливую" поликлинику, и в регистратуре вы увидите не глухие окошки, а открытые стойки, электронные терминалы. Оптимизация всех процессов по "бережливым" технологиям и сертификация по стандартам менеджмента качества позволяют сэкономить очень серьезные деньги.

Но даже не это главное. Суть национального проекта - не только в том, чтобы укрепить материально-техническую базу и обеспечить медицинские организации высококвалифицированными кадрами, но и в том, чтобы изменить психологию сотрудников.

Уважение, сочувствие, эмпатия, дружелюбие - эти качества должны быть главными и у медицинских работников, и у пациентов. Кроме того, каждый сотрудник должен чувствовать, что для организации он очень ценен, что от его качества взаимодействия с коллегами и пациентами зависит оценка деятельности медицинской организации.

Дмитрий Маркелов, главный врач Омского клинического онкологического диспансера:

Фото: iStock

- Благодаря нацпроекту нашему диспансеру была выделена беспрецедентная сумма на приобретение нового высокотехнологического оборудования - более 471 миллиона рублей. Мы закупили компьютерные томографы, операционные столы, УЗИ-аппараты, электроножи, диагностическое и эндоскопическое оборудование и другую современную технику. Это аппаратура экспертного уровня. Без федеральной поддержки мы бы никогда не смогли себе позволить такие покупки - последний раз диспансер переоснащался в 2012 году. Это важный шаг в совершенствовании онкологической службы региона.

Роман Ерженин, кандидат экономических наук, г. Иркутск:

- Невозможно выстроить эффективную систему управления, если нет обратной связи. Что сейчас происходит: чиновники регулярно рапортуют о "победах и достижениях", а пациенты продолжают жаловаться - на очереди в поликлиниках, на невозможность попасть к нужному врачу, на отсутствие лекарств. Жалуются и врачи - на зарплаты в тридцать тысяч при работе на две ставки, на некондиционное оборудование и расходники, на репрессии со стороны начальства. В чем проблема? Чиновники забыли, что система здравоохранения существует для пациентов. И видят в нацпроекте возможность выгодного освоения средств и продвижения по карьерной лестнице. Чем больше освоил средств и громче об этом отчитался, тем больше молодец. И вот отовсюду несутся оптимистичные доклады: тут построили ФАП, там - приобретены машины скорой помощи. Но ни слова - о том, как эти деньги связаны с изменением количества врачей на душу населения, с их зарплатами, с обеспечением лекарствами и вообще с качеством и доступностью медицинской помощи. Возможно, если бы система управления в здравоохранения не была настолько глуха к интересам пациентов и врачей, ситуация развивалась бы иначе.

Предприниматель Дмитрий Давыдов разработал концепцию по улучшению жизни в России, основанную на 20 уникальных идеях. Он взял за базу лучший зарубежный опыт, который перенес в российские реалии. Одна из главных предложений – развитие рынка медицинских услуг.

Дмитрий Давыдов взял за основу своей концепции развития России передовой опят ведущих мировых держав. Он внимательно изучил лучшие зарубежные практики, чтобы в дальнейшем внедрить их в нашей стране. Естественно, предприниматель учел важнейшие российские особенности и подчеркивает, что наше государство обладает богатым потенциалом для повышения качества жизни граждан во многих областях.

ПО ТЕМЕ

20 идей Дмитрия Давыдова: как платные госуслуги помогут в развитии России

20 идей Дмитрия Давыдова: как повысить общественную безопасность в России

Важно подчеркнуть, что общественник сделал огромную работу из самых благородных мотивов. Здесь и речи не идет о политических амбициях – Давыдов просто хочет улучшить жизнь в России за счет увеличения экономических показателей. Именно экономические показатели ведущих стран мира и легли в основу его концепции. Практическим итогом каждой идеи становится привлечение крупных инвестиций в Россию, а это очень важно как для граждан, так и для государства.

На самом деле Дмитрий Давыдов разработал свои идеи еще в 2016 году, но с каждым годом их актуальность растет. Эта концепция актуальна прямо сейчас, что легко подтверждается глобальными процессами, происходящими во всем мире, но об этом мы расскажем чуть позже.

Итак, основа концепции – повышения благосостояния граждан за счет улучшения экономических показателей государства. Давыдов предложил конкретные шаги для разных сфер жизни. Он справедливо полагает, что крупные иностранные инвестиции можно привлечь практически в каждую сферу, нужно лишь провести некоторые изменения.

У предпринимателя есть предложения в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, общественной безопасности, спорта, госслужбы, экологии, строительства. Очень важно, что все идеи основаны на конкретном опыте мировых лидеров. А теперь вернемся к глобальным процессам.

Почему мы считаем идеи Давыдова актуальными прямо сейчас? В 2019 году в мире появился COVID-19. Сегодня мы живем в эпоху пандемии коронавируса, то есть фактически в эпоху глобального кризиса, который ударил по экономике всех стран и пошатнул международный рынок. Наша страна тоже оказалась неготовой к стремительному развитию кризиса, что привело к большим бюджетным расходам.

Ведущие эксперты со всего мира до сих пор спорят, как можно спасти ситуацию. Один из вариантов – внедрение идей Давыдова, которые позволят в разных сферах жизни повысить экономические показатели, пополнить государственную казну, создать новые рабочие места и привлечь инвестиции. Мы хотели более подробно остановиться на предложениях в сфере здравоохранения.

"Я верю в возможность создания в России современного рынка лучших медицинских услуг. По аналогии с Сингапуром, где в кратчайшие сроки практически с нуля создана одна из ведущих систем здравоохранения в мире, рост которой вызван существенными налоговыми льготами и поощрениями", – отмечает Давыдов.

Заметим, что передовой опыт Сингапура сегодня позволяет этой стране содержать одну из лучших мире систем здравоохранения, где работают ведущие специалисты из Японии, Европы, России и США. Крупнейшие фармацевтические компании перенесли туда спои производства.

Давыдов подчеркивает, что аналогичная система может действовать и в России. Он предлагает ввести на 20 лет налоговые льготы, чтобы в кратчайшие сроки привлечь в нашу страну крупнейших инвесторов, а также лучших докторов. Для этого, по мнению автора, нужны практически нулевые налоговые ставки для деятельности медицинских учреждений.

Важно также ввести нулевой НДФЛ для специалистов в области здравоохранения. Основным критерия для освобождения от налогов общественный деятель предлагает считать денежный оборот медучреждений от их посещения иностранными гражданами.

Это значит, что льготное налогообложение сохранят только те клиники, чей годовой оборот от обслуживания иностранцев превышает установленный порог, например, в два миллиона долларов. Аналогичная практика может действовать и для врачей, ведущих частную практику.

"Данный финансовый порог необходим для того, чтобы сохранить рынок уже существующих медицинских услуг и чтобы существующие предприятия не переставали платить привычные для них налоги" – подчеркивает Давыдов.

Очевидно, что для всех медучреждений это станет важным стимулом к росту, а государство получит переформатированные больниц, приток квалифицированного персонала, перенос лучших мировых клиник в Россию или открытие их современных филиалов и дополнительные налоговые поступления от других сфер бизнеса, активизировавших свою деятельность, благодаря появлению нового медицинского направления.

После внедрения предложений Давыдова российские медицинские услуги могут оказаться значительно дешевле, но при этом качественнее мировых. Именно тогда состоятельные иностранцы начнут приезжать к нам на лечение, что приведет к мощному развитию рынка медицинского туризма.

Давыдов предлагает организовать медицинские кластеры в трех регионах: в западной, восточной и юго-восточной частях России. Он уверен. что государству не придется вкладывать собственные средства в становление бизнеса в этих регионах. Очевидно, что предприниматели сами будут развивать все сопутствующие формы бизнеса.

В итоге может произойти естественный рост предпринимательской активности, начиная от строительства аэропортов и отелей для медицинских туристов и заканчивая школами и детскими садами для детей сотрудников медцентров. Существенное развитие в медицинских кластерах получит и малый бизнес: кафе, магазины, такси и т.д.

"Крупные компании, предвидя скорую нехватку профессиональных кадровых ресурсов, в скором будущем начнут прямо либо косвенно участвовать в процессе строительства профильных учебных заведений, которые будут строиться в непосредственной близости к месту стажировки и последующего трудоустройства будущих медицинских работников", – полагает Давыдов.

Конечно, основа эффективного функционирования любой сферы – это профессиональный контроль. Например, в Сингапуре весь процесс оказания медицинских услуг фиксируется на камеру. Медик произносит вслух всю важную информацию – это тоже фиксируется, что очень полезно при смене лечащего врача. Эти материалы также могут служить при необходимости доказательством в суде.

Давыдов не сомневается, что, создавая сегодня передовую медицинскую базу в России, мы обеспечиваем не только будущее физическое здоровье нации, но и гарантированный источник доходов для государственной казны на многие годы вперед.

Практический результат

Улучшит контроль и управляемость в медицинских учреждениях страны. Снизит коррупционную составляющую при при расходовании бюджетных средств выделенных государством на здравоохранение. Прекратит поборы с населения под видом оказания платных медицинских услуг в государственных медицинских учреждениях. Повысит ответственность, профессиональные навыки и знания медицинских работников. Материально заинтересует медицинских работников качественно лечить граждан. Защитит права и интересы граждан страны при обращении за медицинской помощью.

Решение

© 2012-2022 Российская общественная инициатива





К моменту начала эпидемии COVID-19 российское здравоохранение оказалось в критическом состоянии из-за неудачных реформ последних лет, считает руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением, д.м.н. MBA Гарвардского университета Гузель Улумбекова. В материале, подготовленном для Информационно-аналитической системы Фонда Росконгресс, она поделилась своим мнением о том, как преодолеть накопившиеся проблемы.

Пандемия COVID-19 обнажила проблемы здравоохранения РФ и большинства развитых стран: дефицит стационарных коек, медицинского персонала и средств индивидуальной защиты; дезинтеграция управления между центром и регионами; неповоротливость систем финансирования медицинской помощи.

Но российскому здравоохранению было несоизмеримо тяжелее, поскольку к моменту начала эпидемии оно и так находилось в критическом состоянии из-за неудачных реформ последних лет (пресловутая оптимизация), хронического недофинансирования и бесправного положения медицинских работников.

И несмотря на все это, абсолютное большинство медицинских работников, а также всех рядовых работников здравоохранения, самоотверженно, героически продолжает выполнять свой долг и нести дополнительное бремя борьбы с эпидемией. 190 из них это стоило жизни[1]. После всех этих испытаний руководство страны и общество не имеют никакого права продолжать политику прежних лет.

Предложения по реформированию здравоохранения РФ на 2020–2022 гг.:

1) Исправление положения медицинских работников

Для всех медицинских работников установить единые базовые оклады по основным квалификационным группам: для врачей — не менее четырех федеральных МРОТ, для средних медицинских работников — двух МРОТ, младшего медицинского персонала — полутора МРОТ (МРОТ в 2019 г. = 12,13 тыс. руб.). Тогда начинающий врач после шести лет обучения в вузе будет получать 40–50 тыс. руб. — столько же, сколько выпускник военного училища (лейтенант) после четырех лет обучения. При этом установить законодательно обоснованные нормы трудовой нагрузки на медицинских работников, по основной должности продолжительность рабочей недели в мирное время не должна превышать 40 ч (совместительство не более 1,2 ставки). Приравнять льготы медицинским работникам аналогично льготам военнослужащих. Это привлечет дополнительные кадры в отрасль и обеспечит ликвидацию их дефицита.

2) Создание единой вертикали управления

Централизовать управление региональными органами управления здравоохранения под руководством Минздрава России для обеспечения неукоснительного исполнения единых требований и подчинить ему службу санитарно-эпидемиологического надзора для обеспечения скоординированной деятельности и значительно усилить ее.

3) Увеличение государственных расходов на здравоохранение и изменение порядка оплаты медицинской помощи

Увеличить государственные расходы на здравоохранение с 3,8 трлн руб. (3,5% ВВП 2019 г.) до 6,5 трлн руб. к 2022 г. (в ценах 2019 г.), поэтапно увеличивая на 1 трлн руб. ежегодно. Это к 2022 г. будет соответствовать 6% ВВП (при условии, что к 2022 г. ВВП вернется к уровню 2019 г.). Это самый минимум.

Из этих дополнительных средств половина должна пойти на повышение оплаты труда медицинских работников, четверть — на обеспечение широких слоев населения бесплатными лекарствами в амбулаторных условиях (система всеобщего лекарственного обеспечения), оставшаяся часть — на повышение квалификации медицинских работников, на подготовку к кризисным ситуациям и обеспечение работы медицинских организаций в условиях повышенной инфекционной безопасности.

Перевести все финансирование системы здравоохранения преимущественно на бюджетное (то есть объединить средства ОМС, федерального и региональных бюджетов). Устранить частные страховые медицинские организации, передав их функции государственным организациям, а территориальные отделения ФОМС сделать финансовыми подразделениями региональных органов управления здравоохранением. Медицинские организации необходимо перевести на оплату по смете с элементами поощрения за качество и объем услуг. Это необходимо для обеспечения бесперебойного финансирования медицинской помощи и оптимального планирования потоков пациентов.

4) Повышение доступности и качества медицинской помощи

Реализовать систему всеобщего лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях, когда лекарства по рецепту врача доступны всем гражданам, как это сделано во всех развитых странах, а не только ограниченному кругу лиц, имеющих льготы, как сегодня в РФ. Установить, что заявления о нарушениях в оказании медицинской помощи рассматриваются правоохранительными органами только после проведения профессиональной экспертизы или ведомственного органа, или профессионального объединения врачей, по аналогии рассмотрения налоговых нарушений.

Установить, что строительство новых государственных медицинских организаций для оказания помощи должно происходить только после оценки возможности ее предоставления в частных организациях.

5) Повышение качества медицинского образования и развитие медицинской науки

Обеспечить оплату труда профессорско-преподавательского состава медицинских вузов и колледжей, чтобы их базовые оклады были в два раза выше, чем соответственно у практикующих врачей и медицинских сестер, как это было в советское время, создать условия для повышения их квалификации. Это позволит значительно поднять качество подготовки медицинских кадров в вузах и колледжах.

Восстановить интернатуру для всех медицинских специальностей и увеличить число бесплатных мест в ординатуре. Создать условия для НМО (непрерывного медицинского образования), для чего предусмотреть специальное время (не менее одного рабочего дня в два месяца) и выделенные финансовые средства.

6) Обеспечение постоянной готовности к эпидемиям и кризисным ситуациям

· Управление: потребуется создать в Министерстве здравоохранения специальный центр по борьбе с эпидемиями с расширенными полномочиями и отдельным бюджетом. Разработать Государственную программу действий при чрезвычайных ситуациях, в том числе протоколы управления внутри системы здравоохранения и координации с другими ведомствами. Для покрытия дополнительных расходов, связанных с эпидемией необходимо создать в Министерстве здравоохранения антикризисный фонд.

· Запасы СИЗ: необходимо централизовать управление производством и бесперебойным распределением средств между регионами СИЗ, дезинфицирующих средств, а также других дефицитных лекарств и расходных материалов.

· Резервные мощности: потребуется рассчитать и обеспечить необходимые при чрезвычайных ситуацияхмощности системы здравоохранения: обеспеченность медицинскими кадрами, койками, медицинским оборудованием, реактивами, лекарствами, средствами индивидуальной защиты. Разработать протоколы их мобилизации. В Минздраве потребуется создать центр резерва медицинских кадров и предусмотреть дополнительные средства для подготовки и повышения квалификации вновь привлеченных и действующих медицинских кадров.

· Развитие телемедицины и других дистанционных технологий: необходимо значительно расширить использование телемедицинских технологий, разработать соответствующие инструкции и оплачивать их наравне с личными (очными) визитами. Это потребует долгосрочных федеральных вложений. Разработать систему индивидуальной профилактики заболеваний для граждан с использованием цифровой платформы.

· Обеспечение достаточными кадрами для отслеживания заболевших и их контактов. Если использовать среднее число кадров, которое было необходимо разным странам для формирования службы отслеживания, то для РФ это — 45 тыс. чел (30 чел. на 100 тыс. населения).

· Протоколы приоритезации оказания помощи: необходимо разработать протоколы по отбору и организации помощи пациентам с хроническими заболеваниями, которые нуждаются в приоритетном оказании медицинской помощи, а также по их сортировке при проведении амбулаторных телемедицинских консультаций и в приемных отделениях больниц.

Читайте также: