Как можно представить классификацию целей в социальной работе кратко охарактеризуйте каждую позицию

Обновлено: 04.07.2024

Общеизвестно, цель представляет собой предполагаемый результат деятельности, который возникает в сознании субъекта при сравнении образа встреченного объекта и образа потребности(ценности). Отсюда выявление цели социальной работы выступает продуктом мысленного соотнесения ценностных представлений о долге общества (государства) перед гражданином и отражением ситуации, в которой оказался этот гражданин. Другими словами цель социальной работы проекция гуманитарных эталонов достойного существования индивида (семьи и сообщества) на образ обстоятельств их социального функционирования.

Понятно, что гуманитарные эталоны достойного существования имеют социокультурную обусловленность, где основополагающую роль играет идеология отношений государства и гражданина.

В своей деятельности социальное государство опирается на широкую общественность, которая выступает партнером государства в решении важнейших социальных проблем. Поэтому социальное государство не мыслимо без гражданского общества.

В современном значении гражданское общество обозначает совокупность отношений в различных общественных сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства.

Определение цели социальной работы связано с разрешением нескольких противоречий. Первое противоречиесвязано с особенностями трудных жизненных ситуаций – объективной невозможностью их полного преодоления на существующем уровне развития науки и техники. Полному изменению практически не поддаются инвалидность, сиротство, смертельная болезнь(СПИД, онкологическое заболевание и т.п.). С.И.Ожегов трактует помощь как содействие кому-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-нибудь. Следовательно, вполне можно сформулировать цель социальной работы как частичное улучшение обстоятельств жизни нуждающегося.

Второе противоречиеоформления цели социальной работы – неконгруэнтность индивидуальных и социальных эталонов существования при господстве заявительной системы. Возникает серьезный вопрос о правомерности и мере интервенции в жизненную ситуацию индивида, группы и т.д. Особенно в случае, когда страдания, которые испытывает человек, не приводят его к осознанию необходимости перемен в собственной жизни, более того, он сопротивляется приведению наличных жизненных обстоятельств в соответствие с общественными нормами.

Третье противоречие –дилемма предельности помощи. В социальной работе с рядом категорий населения социальная помощь переходит в медицинский уход, то есть социальная работа переходит в другие виды социальной практики.

Исходя из всего вышесказанного цель социальной работы – достижение объектом состояния, характеризующегося оптимальным использованием личностных и общественных ресурсов в соответствии с социальными эталонами и индивидуальными представлениями о нормах социального функционирования.

Задача не что иное, как локализованная цель, цель, преломленная в условиях той или иной ситуации. Совокупность задач социальной работы может быть использована также для содержательной характеристики социальной работы как особого вида общественной практики. В перечень задач социальной работы могут быть включены следующие формулы.

1. Гуманизация социальных и государственных норм отношений к жизни индивида, семьи и сообщества. Социальная работа призвана решать задачу продвижения в общественном сознании ценностей сострадания категориям населения, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социальные работники должны выступать инициаторами своевременного принятия законов, направленных на социальную защиту, как всего населения страны, так и наиболее уязвимых групп. Решение данной задачи также связано с популяризациией в обществе образцов толерантности, альтруизма, филантропии, взаимпомощи. Гуманность и обеспечение свободы выбора не освобождает от конфликтов интересов и ведет построению конструктивного отношения – учета интересов всех сторон, участвующих во взаимодействии.

2. Развитие потенциалов общественных институтов в сфере помощи нуждающимся вызывает необходимость привлечения негосударственных, неформальных институтов к помощи отдельным лицам и группам, создания и пополнения финансовых и материальных резервов социальных учреждений за счет спонсорской помощи, международного сотрудничества. Эффективность социального обслуживания клиентов социальных служб обусловлена технической вооруженностью учреждений и предприятий, поэтому современную социальную работу трудно представить без широкого использования достижений научно-технического прогресса, инновационной и экспериментальной деятельности. Важнейшими ресурсами помощи является компетентность кадров специалистов по социальной работе, научные и методические разработки оптимальных путей и способов оказания социальной помощи.

3. Соотнесение общественных эталонов существования в обществе с ресурсным потенциалом общества.Реализация этой задачи требует соблюдения принципа справедливости на всех уровнях социальной политики и социальной работы (выработка законодательства, распределение бюджетных средств, непосредственного распределения всех видов помощи). Обеспечение социальной справедливости инициирует внедрение гибкой системы оплаты за социальные услуги, позволяющей оказывать адресную помощь, дифференцированно подходить к поддержке категорий и отдельных лиц.

5. Актуализация внутренних ресурсов объекта социальной работы. Активизация возможностей самих клиентов социальных служб с одной стороны позволяет рационально использовать имеющиеся общественные ресурсы, как в настоящий момент, так и в будущем. С другой стороны, только развитие у лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации самостоятельности и ответственности за обстоятельства собственной жизни обеспечит в наибольшей степени полноценность социального функционирования, ощущение собственной востребованности и полезности. В следствии все этого перед социальными работниками должна формулироваться задача – поддерживать активную жизненную позицию клиента социальной службы, содействовать ему в развитии способностей, социального опыта самопомощи, самообеспечения и организации своей жизни на личностно и социально приемлемом уровне. Актуализация внутренних ресурсов, прежде всего жизненной позиции затрудняется социокультурными традициями отношений человека и государства, фатализмом, апатией, социальным пессимизмом.

6. Облегчение использования (обеспечение доступности) общественных ресурсов для объекта социальной работыобусловлено готовностью к управлению ресурсами обеих сторон помогающего взаимодействия. Со стороны клиента необходимо владеть информацией о том, какие услуги и выплаты, где, когда и при каких обстоятельствах он может получить. Кроме того, социальная поддержка нуждающегося состоит в обучении оптимальным способам взаимодействия с ресурсными источниками.

С помогающей стороны готовность к предоставлению общественных ресурсов начинается от физической доступности зданий, сооружений, транспорта; режима работы учреждений и предприятий и заканчивается эмоциональным настроем конкретных специалистов взаимодействующих с клиентами социальных служб. Важную роль при обеспечении доступности общественных ресурсов играет координация социальных организаций и институтов, так как деятельность каждого из них ограничена ведомственными задачами, стереотипами и заблуждениями.

Цель – предвосхищение не любого результата, а идеально предполагаемого, желаемого, отбор желательных из множества других возможных результатов путем решения на основе предварительных сравнений и оценок. Поскольку выбор цели, ее постановка,– всегда решение, то целеполагание, как и планирование, программирование, проектирование, в отличие от прогнозирования, относится к категории не предвидения, а управления. Выбор цели, как и всякое решение, в отличие от прогноза, не может быть вероятностным, альтернативным, эвентуальным. Вероятность постановки или реализации цели можно определить так же, как рассматривать альтернативные цели и оценивать эвентуальность появления или достижения цели. Решение о выборе, постановке той или иной цели может быть произвольным, спонтанным, импульсивным, волюнтаристским, субъективистским, хотя может и должно базироваться на научной информации аналитического, диагностического и прогностического характера (отсюда вытекает необходимость целевого прогноза). Основополагающим методологическим тезисом любого нормативного прогнозирования является утверждение, что целеполагание – не предсказание, а решение. Без учета этого обстоятельства прогноз с самого начала будет методологически дезориентированным и по сути бесплодным.

Цель как специфическая разновидность решения представляет собой один из элементов механизма социальной активности субъекта. Основные звенья этого механизма таковы:

1) социальные ценности (все социально значимое для людей);

2) потребности (способности и стремление к потреблению ценностей);

3) интересы (осознанные потребности);

4) мотивы (побуждения к деятельности на основе осознанных потребностей);

5) ориентация (на соответствующую деятельность);

6) установка (конкретизация ориентации);

7) цель (решение о том, что надо осуществить, чего надлежит достигнуть в предпринимаемой деятельности);

8) собственно решение начать деятельность;

9) деятельность (действия, направленные на удовлетворение потребности, на достижение цели).

Приведена наиболее распространенная в общественных науках интерпретация механизма социальной активности субъекта. Таким образом, цель не может существовать без ценностей, потребностей, интересов, мотивов, ориентации, установки. Так же как деятельность не существует без цели.

Классификация целей проводится не по одному, а по множеству критериев (материальные и духовные, индивидуальные и групповые, производственные и непроизводственные, глобальные и локальные, минимальные и максимальные, кроме того, они могут быть элементарными и сложными, возвышенными и низменными и т.д.)

Особо важные критерии для классификации целей: перспективность (ближняя и дальняя), финальность (промежуточная и конечная), характер проявления (цель как средство и самоцель), предназначение (функциональное и предметное) и др.

Любая цель есть стремление решить какую‑то проблему, социальная цель – стремление решить соответствующую социальную проблему. Это говорит о диалектическом единстве цели с соответствующей проблемой.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Процесс выработки целевых решений – тот же, что и плановых, пред– и постплановых программных, проектных и текущих управленческих решений, и представляет собой особую разновидность теоретико‑практической деятельности в сфере управления. Этот процесс называется целеполаганием и является однопорядковым, с планированием, пред– и постплановым программированием, проектированием, принятием текущих управленческих решений. Процесс выработки целевых решений в общем виде выглядит следующим образом:

– целевое решение может вырабатываться только при условии целесообразности данного процесса или явления (т.е. только в отношении тех процессов, которые могут иметь в перспективе определенное, относительно завершенное состояние, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели);

– целесообразность есть необходимая, но недостаточная предпосылка целеполагания. Необходима еще целенаправленность деятельности с точки зрения объективных условий ее развития и целеустремленность самого субъекта деятельности;

– процесс целеобразования (выработки целевого решения) осуществляется путем признания и осознания соответствующей потребности, а также целей и путей ее удовлетворения;

– процесс целеобразования завершается собственно целевыми решениями – целепостановкой или целеполаганием. Эти два понятия рассматриваются двояко, в зависимости от того, насколько детально анализируется заключительная стадия процесса целеобразования: 1) одно – как предварительное решение, другое – как окончательное; 2) как синонимы;

– ключевой элемент целеполагания – выбор цели, или целевое решение, которое во многом зависит от свободы выбора. Если выбора нет совсем, то цель может быть только условной (квазицель), т.к. результат заранее предопределен. На практике же речь обычно идет о различных ограничениях выбора; детерминированности прошлым, обусловленности возможностями будущего и особенностями настоящего, требовании логической непротиворечивости различных целей, приоритетности каждой цели в системе целей и т.д.

– необходимость соподчинения целей в целеполагании требует решения вопроса о принципах систематизации. Чтобы свести конгломерат разнохарактерных целей в упорядоченные совокупности – системы, необходима их классификация и типологизация. Применительно к нормативному прогнозу классификация социальных целей предполагает анализ составных частей целого, а типологизация – синтез составных частей в целое. Простейший способ классификации и типологизации социальных целей – аналогия с многокритериальной классификацией и типологизацией социальных проблем. Основание для такого рода аналогии – тесная связь социальных целей с социальными проблемами. Так, по субъекту целеполагания различаются личные, групповые, классовые, национальные и другие общие социальные цели; по объекту целеполагания

– социально‑экологические, социально‑географические, социальные аспекты научно‑технических, собственно социальные, социально‑этнические, социально‑культурные, социально‑правовые, социально‑политические и т.д.; масштабному фактору – глобальные, региональные, локальные; фактору длительности – текущие и перспективные; степени настоятельности – старые и новые; характеру проявления – непосредственные и опосредованные другими целями; степени сложности – простые и сложные; ценностным ориентациям – возвышенные и низменные; и т.д.

Типологизация социальных целей, подобно типологизации социальных проблем, требует выявления целей, характерных для различных социальных групп и институтов, с учетом исторических особенностей, с разделением на общие и частные типы и т.д.

Сами по себе ни идеал, ни оптимум, ни норма к цели не сводятся.

Социальный идеал — это особый специфический способ познания и освоения действительности, особое функциональное состояние общественного сознания, которое концентрированно отражает в образе желательного будущего потребности дальнейшего развития, одна из форм опережающего отражения действительности человеческим сознанием, система представлений о совершенном общественном устройстве, совокупность высших ценностей в той или иной мировоззренческой системе.

Оптимум — совокупность наиболее благоприятных условий, наилучший из возможных вариант решения задачи или путь достижения цели.

Норма (применительно к контексту) – особая разновидность шаблона – стереотипа сознания и поведения, обязательный для всех стандарт, образец, пример, модель, служащий единицей отсчета для сравнения, определения уровня развития или достижения.

Следовательно, все три понятия выходят далеко за рамки понятия цели. Однако все они представляют собой особые разновидности цели и, кроме того, важным аспектом всех трех является именно целевой.

В частности, в нормативном прогнозировании класс идеалов‑целей имеет особо важное значение, т.к. он наиболее тесно связан с ориентацией прогноза на те или иные конечные цели (самоцели). Кроме того, этот класс наиболее тесно связан с таким важным инструментом научного познания, имеющим первостепенное значение для нормативного прогнозирования, как идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих еще в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире, таких, к реализации которых можно и должно стремиться.

Оптимум также представляет собой одну из разновидностей цели, особенно важную в практических предплановых, предпрограммных, предпроектных разработках, при научном обосновании решений.

Кроме того, класс целей‑оптимумов тесно связан с таким инструментом научного познания, как оптимизация – процесс выбора наилучшего варианта из возможных, приведение объекта, системы в наилучшее из возможных (оптимальное) состояние.

Цели управления социально-экономическими системами входят в систему менеджмента, поскольку он отражает управление организациями в рыночных условиях.

Менеджмент реализуется в рамках определенных ограничений. Цели и ограничения по смыслу очень близки друг другу.

В самом общем виде цель – генеральное направление действий, описывающее будущее состояние. В свою очередь, ограничения – это конкурирующее с главной целью из разряда второстепенных, которая противоречит ей и достижение которой нежелательно.

Цели и ограничения выполняют следующие задачи:

  1. Инструмент управления (руководящие требования);
  2. Критерий принятия решений;
  3. Инструмент координации;
  4. Инструмент контроля.

Формулировка целей и ограничений является важной задачей менеджмента. При этом необходимо четко определить:

  • содержание цели;
  • ее размер (максимум, минимум, уровень);
  • временные параметры;
  • пространственные характеристики;
  • персональную привязку;
  • ранг в иерархии целей.

Соблюдение ранее рассмотренных требований к целям управления задает им системных характер, предполагающий определенную классификацию.

Современное понимание категории социального развития в первую очередь исходит из того, что государственная социальная политика должна быть направлена на формирование условий, которые обеспечивают свободное развитие и достойную жизнь человека. Социальная деятельность связана с оказанием помощи людям, а также содействием им в случае трудностей. Содержание категории целесообразно определить как специфическую разновидность профессиональной деятельности, оказание помощи государственного и негосударственного типа человеку, его семье или нескольким лицам, которая направлена на повышение уровня их жизни. В нашей статье речь пойдет об организации и методах исследования в социальной работе. Рассмотрим их классификацию и основные цели.

Общие положения

Вам будет интересно: Геодезическая опорная межевая сеть: понятие, классификация, проектирование

наблюдение как метод исследования в социальной работе

Под профессиональной работой социального сотрудника необходимо понимать реализацию целого ряда функций. Речь идет в первую очередь об исследовательско-аналитической и научно-познавательной. Для их осуществления нужно владеть методологией и методами исследования в социальной работе. В настоящее время известно несколько стадий процесса исследования, который направлен на социальную реальность:

  • Исследование социальных феноменов запускается определением предмета познания, а также его внешних пределов.
  • Вторая стадия — распознавание исходных проблем, иными словами, вопросов, благодаря которым исследовательский коллектив или отдельный человек выявляет наиболее актуальные стороны исследовательского предмета.
  • Нахождение факторов причинно-следственного типа, которые оказали существенное влияние на появление определенной ситуации или проблемы.
  • Формулировка действенных исследовательских гипотез.
  • Осуществление ключевых мероприятий, связанных с исследовательской работой; применение соответствующих методик (методов статистического анализа, методов исследований в социальной работе).
  • Анализ полученных сведений.
  • Разработка рекомендаций, которые направлены на разрешение проблем и улучшение ситуации.

Определение и формы социального метода

Вам будет интересно: Кому не устанавливается испытательный срок: категория граждан, трудовой кодекс и советы специалистов

Под методом исследования в социальной работе следует понимать способ использования теоретических выводов в процессе решения практических задач. Важно отметить, что термин “социальные методики” применяется для того, чтобы обозначить совокупности способов, методов, приемов, а также воздействий, используемых в целях решения проблем социальной природы. В настоящее время принято выделять две формы методов исследования в социальной работе:

  • Программы, которые содержат операции и процедуры. Иными словами, это средства и способы деятельности.
  • Непосредственно деятельность, которая построена согласно программе.

Разнообразие методов

Вам будет интересно: Экономические информационные системы: определение, понятие и структура

эмпирические методы исследования в социальной работе

Многообразие социальной жизни, социального мира детерминировало разнообразие методов исследования в социальной работе. Учебники, в свою очередь, предложили различные их классификации. Стоит отметить, что деление методик может быть реализовано в соответствии с разными основаниями. Оно базируется на дифференциации используемых знаний, объектов, так как к каждому из них применимы конкретные способы воздействия для оптимального развития и функционирования.

Так, целесообразно выделить социальные методы глобального плана, социальные методы применительно к социуму в целом, социальной структуре, разным областям общественной жизни, социальным процессам, институтам и явлениям. Специалисты выделяют такие методы исследований в социальной работе, как поиск управленческой стратегии, прогнозирование, диагностирование, а также социальное моделирования. Кроме того, можно отметить инновационные, обучающие и информационно-внедренческие методы прошлого опыта. В соответствии с типом решаемых задач принято классифицировать методики на частные и универсальные. Целесообразно выделить и методы развития отдельных стран, территорий, регионов в социальном плане.

Содержание методик

По учебникам с методами исследования в социальной работе можно проследить, что все они существенным образом отличаются друг от друга по содержанию. Целесообразно выявить содержание важнейших методик. Это поможет подробнее разобрать их специфику в социальной деятельности. С точки зрения масштабности принято выделять глобальные социальные методы. Связаны они в первую очередь с преодолением общечеловеческих проблем. Сюда относятся такие способы и знания, которые в полной мере способствуют усвоению и дальнейшему решению как внутренних, так и мировых тенденций развития, а также устанавливают связь между природой и обществом. Стоит отметить, что их внедрение в прямом или косвенном смысле касается жизни социума, его жизнедеятельности и, конечно же, социальной защищенности.

Под социальными методами инновационного плана следует понимать такие приемы инновационной работы, которые направлены на реализацию нововведений в обществе, на осуществление инициатив. По-другому их называют качественными методами исследования в социальной работе. Дело в том, что именно они вызывают качественные изменения в различных областях жизни социума, а также приводят к рациональному применению материальных и иных общественных ресурсов.

В отличие от инновационных, методики воздействия на процессы, протекающие в социуме, предусмотрены рутинными действиями. Они отличаются малой степенью наукоемкости, совершенно не стимулируют к изменениям и переменам объектов и социальную систему в целом, отражают вчерашний день общественного воздействия. Региональные социальные методы направлены на изучение и дальнейшее осуществление определенных закономерностей организации жизни общества в территориальном плане, а также планомерных ее изменений. Следует заметить, что одним из видов универсальных методик считается метод глобального моделирования. Речь идет об исследовании и дальнейшем решении вопросов, связанных с сохранением природы, мира, обеспечением населения планеты материальными ресурсами, энергией, продовольствием и так далее.

Вам будет интересно: Бэклог - это. Определение, характеристики, особенности, пример

Беседа как метод исследования в социальной работе является отличным примером информационной методики. Ее содержание заключается в приемах и способах оптимизации информационного процесса, его функционирования и воспроизводства. Интеллектуальные методы направлены на стимулирование и развитие мыслительной деятельности отдельных единиц общества, развитие творческих способностей людей, реализацию их потенциала.

Исторические методы подразумевают осмысление исторических знаний, исторического опыта. Это и есть условие социального, духовного и политического диагностирования. Демографические методы нацелены главным образом на изучение процесса воспроизводства населения, а также выработку способов, направленных на изменения его размещения, численности, состава и так далее.

Современные методики

социологический метод исследования в социальной работе

Помимо представленных выше методов, существуют способы исследования, которые стали применяться в практической деятельности несколько позже:

  • Методики согласия. Речь идет о путях, методах достижения согласия между общественными единицами (людьми, их группами) в решении актуальных проблем и вопросов социальной жизни, их взаимном действии.
  • Методики разрешения конфликтов. В первую очередь это касается социально-этнических споров и разбирательств.
  • Политические методики. Они представляют собой способы преодоления проблем политической природы. В соответствии с этими методами вырабатывается и реализовывается политика, а также осуществляется политическая деятельность.
  • Административно-управленческие методики. Они непосредственно связаны с управленческими процессами. Это способы оперативного прямого влияния на управляемый объект. Стоит отметить, что данная разновидность тесно связана с реализацией задач социальной деятельности, несмотря на задействование управленческого аспекта.
  • Психологические методы исследования в социальной работе. Речь идет о способах воздействия на психологические явления, качества, процессы и отношения. Данные методы оказывают влияние на характер, установки, волю личности, ее реакции, межличностные взаимодействия и так далее.
  • Психофизиологические методики. Прежде всего, они связаны с изменением параметров процессов, которые происходят внутри человека при условии присутствия возмущающих факторов. Стоит заметить, что такие методы широко применяются в целях оказания медико-социальных услуг.

Эмпирические методы исследования в социальной работе

Эти методики целесообразно отнести в отдельную категорию по причине масштабности, широкого применения и важности в практической деятельности. Наблюдение как метод исследования в социальной работе представляет собой способ сбора данных, которые используются почти во всех науках. Речь идет как об общественных, так и о естественных направлениях. Начало любой науки — это наблюдение. Интересно то, что все к нему и возвращается. Так, наблюдение как метод исследования в социальной работе применяется в том числе для подтверждения определенных суждений или выводов.

В данную категорию входит восприятие, констатация и характеристика того или иного явления, протекающего в социуме. Стоит отметить, что нельзя считать любое восприятие и дальнейшее описание наблюдением. Здесь целесообразно вспомнить о методах научных исследований в социальной работе. Дело в том, что научное наблюдение существенно отличается от стандартного. Последнее считается несистематизированным и случайным. Оно дает не совсем упорядоченное общее впечатление. Именно поэтому и не может служить базой для формулировки научных выводов.

Однако научное наблюдение — это совершенно другой эмпирический метод исследования в социальной работе. Он считается планомерно осуществляемым и систематизированным, направленным на полноценное познание явлений. Именно научное наблюдение служит действенным инструментом для достижения исследовательских целей. Его результаты регистрируются так, чтобы их возможно было внедрить в связь с суждениями общего плана.

К эмпирическим методикам также относятся опросы и всевозможные способы документального анализа. Однако они второстепенны. Целесообразно уделить больше внимания категории наблюдения.

Процедура наблюдения

организация и методы исследования в социальной работе

Как выяснилось, под наблюдением следует понимать организованное, научно целенаправленное и определенным способом фиксируемое восприятие объекта исследования. Методика используется на стадии формирования программы. Она является начальным пунктом познания и применяется там, где слаба статистика, где невозможно или запрещено осуществлять эксперименты. Наблюдение уместно при исследовании поведения индивидов, форм общения и так далее. Процедура наблюдения включает в себя следующие вопросы:

  • Что именно наблюдать?
  • Какие технические средства использовать, то есть как наблюдать?
  • Каким образом зафиксировать результаты наблюдения?

Социологические методики

Далее целесообразно рассмотреть социологические методы исследования в социальной работе. Данная категория включает в себя систематизированный свод правил, которые позволяют грамотно осуществлять социальную деятельность, принимать разумные решения. Инструментами в данном случае выступают два типа исследования социологического плана: сплошное, то есть относительно основного массива (по-другому его называют многографическим исследованием), а также выборное. Следует заметить, что для реализации подобных операций могут использоваться разные приемы и методы.

Среди них определяющую роль играют следующие: наблюдение, выявление слабых сторон, анализ документации, всевозможные опросы, контент-анализ. Таким образом, создается некоторая картина, которая характеризует текущее состояние проблемной сферы. На том или ином этапе жизнедеятельности общества можно выделить ключевые вопросы, на преодоление которых направляются усилия социального сотрудника. Помимо этого, целесообразно произвести другие типы исследований, чтобы сформировать полноценную картину ситуации.

Биографическая методика как специфическая категория

Вам будет интересно: Компания "Алиди": отзывы сотрудников и клиентов, адрес, контакты

психологические методы исследования в социальной работе

Факторы, которые способствуют развитию биографической методики:

  • Изменения в социальной науке, другими словами, растущая неудовлетворенность ученых и исследователей поверхностными особенностями массовых опросов.
  • Определенные исторические изменения в общественной жизни. Сюда целесообразно отнести процесс индивидуализации жизни, субъективирования.

История и особенности метода

методы исследования в социальной работе учебник

  • Многонациональный характер.
  • Разные теоретические ориентации.
  • Многообразие тематики.
  • Развернутая методическая и методологическая рефлексия.

Среди основных понятий темы — жизненный путь, биографизирование, биография, автобиография. Все названные категории можно отнести к методикам и объектам представленного метода.

Классификация методов по уровню

В социальной работе также принято классифицировать методики в соответствии с уровнями:

  • Простые методы, которые доступны неспециалистам.
  • Сложные, которые требуют квалификации в разных сферах.
  • Сложные, которые требуют квалификации специалиста в одной области.

Помимо этого, различают методы, используемые в социальной работе:

  • С группами людей, которые по тем или иным причинам оказались за пределами страны (например, русские граждане в государствах СНГ).
  • С проживающими в одной стране людьми.
  • Социальные методы, которые используются как на территории РФ, так и за рубежом. Их немного. Это обусловлено в первую очередь разными условиями жизни, культурными традициями, уровнем развития экономики и иными особенностями.

Заключение

качественные методы исследования в социальной работе

Итак, мы рассмотрели классификацию и цели основных методик исследования в социальной работе. В заключение необходимо отметить весьма тесную связь классификации методов в социальной деятельности с социальными методиками. В некотором плане они состоят не только во взаимосвязи, но и во взаимозависимости. Например, совокупность методов исследования социальной работы с детьми инвалидами формируется исходя из составляющих двух категорий.

Именно диагностика в социальном плане позволяет в полной мере изучить сущность и природу, тенденции, характер социальных процессов и явлений. Под социальной диагностикой следует понимать комплексный процесс, связанный с научным выявлением и последующим изучением причинно-следственных параллелей и взаимоотношений в обществе, которые характеризуют его культурно-правовое, социально-экономическое, медико-биологическое, нравственно-психологическое, а также санитарно-экологическое состояние.

Важно отметить, что социальная диагностика реализуется посредством применения таких методов и приемов научного исследования процессов социального типа, которые предполагают проникновение в их глубину, обнаружение их внутренних взаимосвязей и подлинных причин, обусловивших то или иное действие или состояние общества или социальных групп, входящих в него. Сюда целесообразно также отнести установление последовательности и возможных направлений развития в дальнейшем.

Читайте также: