Как можно определить содержание информационной компетенции краткое

Обновлено: 04.07.2024


Аннотация
Статья посвящена проблеме определения такого широкого распространённого понятия, как информационная компетентность. Автор анализирует различные подходы и пытается обобщить все точки зрения, чтобы понять, что делает информационную компетентность одной из ключевых компетентностей современного образования.

Kamenev Kamenev Konstantin Vladimirovich
Nosov Magnitogorsk State Technical University
graduate student of the Department of Business Informatics and Information Technologies


Abstract
The article deals with the problem of definition of such a wide spread term as information competence. The author analyses different approaches and tries to generalize all the points of view to understand what makes information competence one of the key competences of modern education.

Приход информационной эры ознаменовался внедрением в нашу повседневную жизнь огромного количества информационных технологий. Они делают нашу жизнь легче, они же накладывают на нас определённые ограничения. Повсеместное использование информационно-вычислительных систем и экспоненциальный рост объёмов информации, необходимой человеку для успешного функционирования в информационном обществе, обусловили потребность в новой компетентности – информационной.

- приниматься за дело;

После вступления России в Болонский процесс эта проблема обратила на себя внимание и отечественных исследователей. Учитывая опыт европейских коллег, российские учёные выделили следующие ключевые компетенции:

По мнению А.В. Хуторского введение компетентностного подхода в отечественную систему образования позволит решить характерную для российской системы образования проблему, когда ученики, обладая высоким уровнем теоретических знаний, испытывают затруднения в их реализации на практике при решении конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций [1].

Разработчики Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года всецело разделяют эту точку зрения, относя к числу приоритетных задач обеспечение инновационного характера российского образования, в том числе за счёт компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений.

Сторонники первого подхода (О.Н. Ионова, В.Ф. Бурмакина, М. Зелман, И.Н. Фалина, К.К. Хенер и др.) рассматривают информационную компетентность в узком смысле, делая акцент на умении пользоваться различными техническими средствами обработки информацией и фактически приравнивая информационную компетентность к компьютерной грамотности.

Так, по мнению В.Ф. Бурмакиной информационную компетентность можно считать сформированной лишь в случае уверенного владения учащимися всеми компонентами ИКТ-грамотности при решении вопросов, возникающих в ходе учебной или другой деятельности. При этом особое внимание следует уделять овладению метапредметными навыками: познавательными, этическими, техническими [2].

О.Н. Ионова считает информационную компетентность интегративным качеством личности, представляющим новообразование из знаний, умений и способностей в сфере информационной деятельности, которое позволяет самостоятельно адаптироваться к быстро меняющимся ситуациям в самых разнообразных сферах деятельности с использованием новых информационно-технических средств [3].

Согласно К.К. Хенер информационная компетентность является совокупностью знаний, умений и навыков, которые формируются в ходе обучения информатике и самообразования в области информационных технологий [4].

Второй подход рассматривает информационную компетентность в широком смысле, когда во главу угла ставится собственно информация и умение работать с ней. Приверженцами данной теории являются Д.С. Ермаков, Н.Н. Коровкина, Е.В. Петрова, С.В. Тришина, А.В. Хуторской и др.

Е.В. Петрова рассматривает информационную компетентность как способность осмысления человеком реалий информационного общества и как средство для реализации всех предоставляемых им возможностей. Она считает, что для подготовки специалиста, квалификация которого отвечала бы постоянно изменяющимся требованиям социума, необходимо использовать все образовательные возможности, предоставляемые современными информационно-коммуникативными технологиями [5].

- алфавитным каталогом в библиотеке;

- текстом учебника, книги, энциклопедии;

- электронными источниками информации [7].

Российские исследователи С.В. Тришина и А.В. Хуторской, причисляя информационную компетентность к числу ключевых, рассматривают её как отражение требований, предъявляемых социумом к тому или иному специалисту, в его профессиональной деятельности. Это сложное, многоаспектное качество личности, включающее в себя поиск, анализ, отбор, усвоение и переработку, информации с целью получения знаний для принятия оптимальных решений в различных сферах деятельности [8]. Вопросы развития информационной компетентности школьников и студентов рассмотрены в работах И.Д. Белоусовой 10, И.Н. Мовчан 13, Г.Н. Чусавитиной [15, 16].

Компетенция представляет собой социальный заказ, требование к образовательной подготовке личности, являющееся необходимым условием для качественной и продуктивной деятельности в определённой области.

Компетентность же, рассматривается как уже сформированное личностное качество специалиста, имеющего необходимый опыт работы в заданной сфере [17].

В своей работе мы будем придерживаться второго подхода, понимая под информационной компетентностью умение работать с информацией, т.е. находить, получать, анализировать, обрабатывать и использовать информацию при решении повседневных проблем, учебных ли или бытовых.

Определившись с терминологий, можно переходить к следующему вопросу – что делает информационную компетентность столь значимой.

Правомерность отнесения информационной компетентности к группе ключевых не вызывает никаких сомнений. Умение работать с информацией помимо прочих входит в состав познавательных универсальных учебных действий, формирование которых начинается уже в начальной школе и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов. К концу начального периода обучения ребёнок должен научиться:

- самостоятельно организовывать поиск информации:

- пользуясь учебной литературой (учебниками, словарями, энциклопедиями, справочниками, в том числе электронными) и информационными ресурсами Интернета, находить информацию, необходимую для выполнения учебных заданий;

- критически относиться к получаемой информации, сопоставляя её со своим жизненным опытом и информацией из других источников

- выделять из всего объёма информации лишь существенную и нужную для решения конкретной задачи;

- производить запись выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать интерпретировать и преобразовывать содержащуюся в тексте информацию;

- проводить сравнение, классификацию и генерализацию целого ряда объектов по определённым критериям;

- выявлять несложные причинно-следственные связи;

- объяснять и обосновать свои ответы и утверждения, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Формирование собственно ИКТ-компетентности, которая относится к числу метапредметных результатов, также начинается на начальной ступени общего образования и происходит в результате изучения всех без исключения предметов.

Обучающиеся учатся работать с гипермедийной информацией, объединяющей в себе текст, графику, звук, гиперссылки, флэш-анимацию и многое другое. Они осваивают общие принципы работы с ИКТ, учатся использовать средства ИКТ в своей учебной и познавательной деятельности.

Выпускники начальной школы должны научиться:

- безопасной работе с компьютером и ИКТ;

- находить в Интернете, электронных словаря, справочниках и базах данных требуемую информацию;

- сохранять полученную информацию, создавая на компьютере собственные папки или используя съёмные носители;

- использовать основные возможности тестового редактора;

- создавать средствами ИКТ модели объектов реального мира;

Таким образом, информационная компетентность не без основания причислена к разряду ключевых компетентностей. Обладание ею является одним из обязательных условий для адаптации и возможности самореализации в современном обществе.

Очевидно, что в условиях столь стремительного развития информационного общества нельзя более отождествлять информационную компетентность с элементарной компьютерной грамотностью. Требуется гораздо более глубокий и системный анализ данного явления.

Чтобы понять какое же место отводится информационной компетентности в процессе перестройки системы российского образования и создания личности, способной быстро адаптироваться к требованиям динамично меняющегося мира, необходимо, прежде всего, определить, что же представляет собой информационная компетентность и каковы её структура и функции. Именно этому и будут посвящены наши дальнейшие изыскания.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.


Специалисты, анализируя педагогическую теорию, считают, что информационная компетентность специалиста является ключевой из перечня возможных компетентностей человека и представляется в виде комплекса из знаний, навыков, умений и способностей эффективно работать с любым видом данных. Профориентированность должна основываться на совокупности норм, связанных с созданием информационных ресурсов, выполнении обязанностей на продуктивном и творческом уровнях, понимании своего места в информационной среде.

Технический и технологический аспекты

Развитие информационной компетентности подразумевает компьютерную грамотность, умение применять знания в сфере информационных технологий для решения поставленных задач. Понимание такого рода компетентности зависит от рассматриваемого вида структур: на основе квалифицированных требований к будущему специалисту педагогической деятельности, уровня профессиональной деятельности. Структура компетентности рассматриваемого характера включает следующие компоненты:

  • специальный;
  • социальный;
  • личностный;
  • индивидуальный.

Уровни педагогической компетентности

Выделяют компоненты информационной компетентности:

  • коммуникативный;
  • когнитивный;
  • технико-технологический;
  • мотивационно-ценностный;
  • рефлексивный.

обучение компетентности

Единство компонентов и степень сформированности обуславливаются следующими критериями:

  1. Продуктивное построение процесса общения, адекватное восприятие точки зрения субъекта обучения.
  2. Правильное применение знаний в решении вопросов профессионального плана, выбор соответствующего способа представления информации и методов обучения.
  3. Интерес к обучению новым инновационным технологиям, которые позволят освоить педагогическую и социокультурную информацию.
  4. Умение сочетать практику преподавания и медиатехнологии.
  5. Самооценка своего вклада в развитие проектов, коррекция собственного поведения, осознание возможности повлиять на других.

Раскрытие термина под нужным углом

Проблема формирования информационной компетентности учащихся рассматривается с точки зрения некоторых подходов:

  • системного;
  • деятельностного;
  • культурологического;
  • личностно ориентированного.

Профессиональное образование адаптировано под контекстно-компетентностный подход, который лучше работает с синергетическим (об этом пишем А.А. Вербицкий - зав. кафедрой социальной и педагогической психологии МГГУ, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО). Сама система должна быть открыта, и ей должны быть характерны стохастичность и постоянная изменчивость, а также обязательное наличие подсистем, обменивающихся между собой информацией.

Значимость деятельности

Важность того, что делает человек, определяется полученным результатом. Успех информационной компетентности воплощается в создании, получении и перемещении материальных и идеальных информационных объектов. В данном случае личностно деятельный подход является основой теории и методологии исследования подобной компетентности. Такой путь позволяет:

  • лучше рассмотреть компетентность как целостную систему;
  • выделить образующие ее факторы (цель и результат);
  • раскрыть диалектику моделей их составляющих;
  • проанализировать диалектику взаимосвязей.

Подход позволяет объекту, учитывая характерные особенности, самореализоваться.

Грамотное использование технологий

Мало внимания уделяется информационной профессиональной компетентности и ее правильному формированию как овладению навыками технического и познавательного характера, что необходимо для совершения целевых информативных запросов в процессе образования, находясь на работе или в социальной среде.

обучение в учреждении образования

Широкое понятие

  • Понимания сущности ряда смежных понятий, которые близки к рассматриваемому термину (терминологическая).
  • Определения его структурного и функционального содержания (содержательная).

В работе Кизик О.А. было отмечено, что ИК - это самостоятельный поиск нужных данных для выполнения определенных задач, способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных технологий для решения профессионально направленных вопросов, а также готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, чтобы повысить свой уровень квалификации.

знание компьютера

Терминологический анализ

За многие годы понятийное ядро представлялось в следующих интерпретациях:

  • использование компьютерной техники как средства достижения определенных задач;
  • изучение информатики как предмета;
  • поиск и использование полученной информации для решения профессиональных и образовательных задач;
  • комплекс знаний, навыков и умений по поиску, осознанию и целевому применению информации;
  • мотивация субъектов образовательного пространства и проявление активной социальной позиции.

Разные мнения

Профессиональная информационная компетентность (по мнению О.Г. Смоляниновой) – это универсальные способы поиска получения и передачи информации, обобщения и превращения ее в знание определенного профиля. Другие считают, что это умение критически оценивать и систематизировать полученные данные с позиции решаемой задачи, а после чего делать аргументированные выводы, представлять ее в разных формах и подстраивать под адекватные запросы потребителя.

Л.Г. Осипова, рассуждая на данную тему, относит к информационной компетентности умение ориентироваться в бурно развивающемся и растущем информационном поле, навыки быстрого нахождения необходимых данных и применения их в исследовательских и практических задачах. А Семенов А.Л. видит в ней грамотность, состоящую из умений активной самостоятельной обработки информации человеком и принятия решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств.

самостоятельное обучение

Медиакомпетентность

Родственное понятие было исследовано президентом Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России – А.В. Федоровым. Специалист его характеризует как совокупность мотивов, умений, способностей, которые могут поспособствовать выбору и критическому анализу, передаче медиатекстов в разных формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в обществе. Федоров выделил основы информационной компетентности и медийные показатели для личности:

  1. Мотивационный: стремление к проявлению собственной компетентности в различных сферах жизни, желание искать материалы для научных и исследовательских целей.
  2. Контактный: коммуникация и взаимосвязь с различными видами медиа.
  3. Информационный: знание базовых терминов, теорий, факторов из истории развития медиакультуры, понимание процесса коммуникации, воздействия медиа на реальность.
  4. Перцептивный: соотношение с авторской позицией, что позволяет предугадать ход событий медиатекста.
  5. Интерпретационный (оценочный): критический анализ функционирования медиа в социуме, с учетом факторов, на основе высокоразвитого критического мышления.
  6. Практико-операционный: выбор, создание и распространение медиатекстов, умение самостоятельно обучаться и повышать уровень знаний.
  7. Креативный: творческое начало в различных видах деятельности, смежных с медиа.

Таксономия Б. Блума

Информационная компетентность – это комплекс, сложенный из знаний, понимания, применения, анализа и оценки. Американский психолог разработал виды ИК, характеризующие их элементы:

  1. Запоминание и воспроизведение нового материала, знание принципа обработки данных.
  2. Воспроизведение материала на доске, краткое изложение информации, решение нестандартных задач.
  3. Умение применять знания для решения учебных задач.
  4. Анализ изученных принципов обработки данных при выполнении заданий межпредметного характера, поиск ошибок и несоответствий.
  5. Планирование учебного эксперимента, проектная деятельность.
  6. Креативность в умении самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, нестандартно применять знания и навыки.

Информационная компетентность – это знание методов поиска, обработки, передачи и хранения информации, а также:

  • владение способами ее систематизации и структурирования;
  • критическое к ней отношение;
  • умение ее анализировать и применять в необходимых случаях;
  • самоанализ и самообучение.

профильная компетентность

Поиск и обработка информации

Недостаток данных не может способствовать реализации деятельности, поэтому человеку необходимо обращаться к поиску информации, которая ему необходима. В соответствии с поставленной целью, педагог в сфере образования или другая личность в своей профессиональной деятельности информационную компетентность старается улучшать и повышать. Получив недостающие данные, человек занимается их обработкой, чтобы в дальнейшем продемонстрировать понимание полученной информации, привести аргументы и сделать вывод. Поэтапно данный процесс можно представить таким образом:

  1. Личностная мотивация (познавательно-эстетический уровень).
  2. Направленность на социум и критический анализ (социальный).
  3. Умение сделать вывод (понимание авторской концепции).
  4. Понимание авторской задумки.
  5. Появление собственного мнения и полемический диалог с исходным вариантом концепции (автономный).

Секция информационной грамотности

Здесь за термином закрепилось понимание знаний и умений, которые требуются для правильной идентификации информации, что необходимо для выполнения задания определенного типа или решения проблемы. Также говорилось об эффективном поиске новых знаний, реорганизации и организации информации, ее интерпретации и анализе, а также оценке ее точности и актуальности, включая эстетические нормы и правила. В структуру информационной компетентности были внесены и варианты передачи результатов анализа и интерпретации другим лицам, последующее применение данных и достижение планируемого результата.

Важно, чтобы компетентный гражданин, будь он в статусе рабочего или специалиста, мог адекватно понимать свои потребности в информации, знать, где начать поиск, как из огромного объема данных извлечь нужное, организовать поток знаний и в результате получить от этого пользу, применив на опыте.

Концепция Х. Лау основывается на:

  • поставленном акценте на поиске самой информации, а не источников;
  • помимо извлечения и осмысления данных, упор делается на мыслительном процессе (синтезе и оценке);
  • важно не простое знание информации, а информационный процесс, т. е. выбор нужного и решение с его помощью проблем;
  • процесс получения данных должен быть прописан в методе их оценки.

знания и навыки

Достижение ИК

Постигнуть необходимые уровни информационной компетентности достаточно сложно, этот процесс долгий, поэтапный и, возможно, бесконечный из-за частого обновления потока данных. Чтобы начать этот нелегкий путь, от участников образовательного процесса требуется:

  • включать профильные статьи в исследовательские работы;
  • ориентироваться в печатных и электронных изданиях;
  • уметь пользоваться электронным поиском на компьютере;
  • выработать поисковую стратегию;
  • подбирать нужные слова для поиска;
  • использовать по назначению нормативную терминологию;
  • применять логическую поисковую стратегию;
  • не бояться использовать рецензии других учащихся.

Требования к преподавателям для достижения информационной коммуникативной компетенции:

  • переосмысление роли самого учителя в качестве источника новых знаний;
  • организация условий для самоуправляемого обучения, смежной среды, сочетающей практику и теорию;
  • стимулирование активной позиции обучающегося, побуждение его к обучению.

Требования к методической службе:

  • присутствие специалистов по информационной грамотности;
  • корреляция видов информационной компетентности, формирование фактического уровня компьютерной грамотности благодаря дифференцированному подходу;
  • интеграция ИК в содержание и структуру учебных курсов;
  • взаимодействие всех участников образовательного процесса.

информационные данные

Современный этап развития образования характеризуется внедрением компетентностного подхода, который дает четкую ориентацию на будущее, а также возможности построения каждым гражданином своего пути образования с учетом успешности в профессиональной деятельности. Такой элемент помогает делать правильный выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации. Такой подход ориентирован на следующую позицию: в процессе обучения человек должен приобрести практико-ориентированные знания и развивать их вместе с социально и профессионально важными качествами, благодаря которым он станет успешным в жизни.

Гражданин должен не только обладать необходимым объемом знаний, но и уметь их применять, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, находить информацию и анализировать ее, эффективно организовывать свою деятельность. Процесс достижения ИК может продолжаться долгие годы, только человек может самостоятельно решить, что полученных знаний достаточно для его профессиональной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Информационная компетенция и ее

содержательное наполнение.

Ахтямова Гульнара Муратовна

г. Нефтеюганск, 2015 г.

Информационная компетенция и ее

содержательное наполнение.

Общеобразовательная компетенция моделирует свойства обучающегося и описывает смысловое наполнение образовательной компетентности, которая относится к конкретной личности, существует в определенное время и может трансформироваться.

Общеобразовательная компетентность, относится к личности ученика и формируется индивидуально в процессе выполнения им определенного комплекса действий, поэтому является следствием личностно-ориентированного обучения.

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях. В информационном обществе XXI века, главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать. Основополагающими теоретическими источниками, в которых всесторонне исследована проблема формирования информационных компетенций занимались Н.И.Гендина, М.В.Рыжаков, В.Н.Борздун и др.

Сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетентность не зависимо от авторов и способов классификации всегда выдвигается как одна из наиболее важных гипотез. Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций и включает в себя множество составляющих ее знаний, умений, навыков деятельности по отношению к информации, в том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет).

Информационная компетентность – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами. Одной из самых распространенных информационных систем нашего общества на сегодняшний день является сеть интернет. Интернет приобрел свою популярность благодаря неограниченному потоку информации любого рода, в любое доступное для Вас время, в режиме реального времени. анализ сегодняшних умений учащихся пользоваться ресурсами интернет, для выполнения той или иной работы по предмету и личной необходимости показал, что они часто теряются в излишнем количестве информации, не успевают ее проанализировать и правильно оформить. Таким образом мы выясняем, что информационная компетентность не достаточно развита. Развитие данной компетенции происходит на протяжении всего образовательного процесса. каждый предмет вносит свой вклад.

Исходя из того, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности, нам необходимо выбрать путь по которому мы пойдем. В соответствии с стандартами нового поколения мы с вами используем личностно-ориентированный подход в обучении, который во главу угла ставит личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Для реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса необходимо применение таких педагогических средств, как: использование папок-накопителей; использование программного обеспечения: прикладного программного обеспечения, компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов; система специальных упражнений; организация проектной деятельности; нетрадиционные формы занятий; использование тестовых и автоматизированных систем контроля; оформление учебного портфолио работ; метод рейтинговой оценки.

В свое работе я использую - Критерии мониторинга развития ключевых компетенций обучающихся 1 года обучения:

Ключевые компетенции

Учебно-познавательные компетенции

Теоретические

1. У меет осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера).

2. Умеет выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.).

3. Владеет навыками использования компьютерной техники (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.).

4. Владеет теоретическими знаниями (знает назначение и характеристику всех устройств ПЭВМ).

Практические

1. Умеет работать в офисных программах (умеет создавать, сохранять, закрывать документы, копировать, вырезать, перемещать, форматировать, удалять текстовую информацию, работать с графическими объектами, с таблицами)

2. Умеет работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.).

3. Умеет оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций).

Информационная компетентность

Теоретические

1. Умеет использовать компьютер как устройство по работе с информацией (теоретические навыки).

2. Знает понятия информации, приемы работы с информацией…(получение, обработка, вывод информации)

3. Осваивает материал о поисковых системах, о мультимедийных устройствах, Интернет-ресурсов.

4. Формирует материал о значениях основных устройств информации.

Практические

1. Знает практические навыки по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера).

2 . Владеет способами работы с информацией:

-поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;

-извлечение информации с различных носителей;

-систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы);

-технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.

-преобразование информации (из графической - в текстовую, из аналоговой - в цифровую и т.п.)

3. Владеет навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)

4. Умеет применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Общекультурная компетенция

Теоретические

1. Создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи и др.

Практические

1. Владеет основами технологией создания презентаций, визиток.

Высший уровень – обучающийся осваивает все перечисленные компетенции от 80% - 100 %

Средний уровень – обучающийся осваивает все перечисленные компетенции от 50%-80%

Низкий уровень - обучающийся осваивает перечисленные компетенции от 50% и менее.

Критерии мониторинга развития ключевых компетенций обучающихся 2 года обучения

Ключевые компетенции

Учебно-познавательные компетенции

Теоретические

1. Владеет терминологией компьютерной графики

2. Знает назначение и характеристику всех инструментов программы

3. Знает основы коррекции и ретуширования изображения

4. Осваивает сведения об интерактивной анимация

5. Знает основные понятия верстки текста

Практические

1. Умеет пользоваться инструментами программы

2. Владеет техникой коллажа и фотомонтажа

3. Умело создает интерактивную анимацию

4. Владеет приемами верстки текста

Информационная компетентность

Теоретические

1. Владеет приемами работы с информацией (систематизирует, обрабатывает, делает выборку)

2. Формирует знания о интерактивной анимации, компьютерной графики

3.Осваивает материал о поисковых системах, о мультимедийных устройствах, Интернет-ресурсов.

4. Знает основы верстки текста

Практические

1. Извлечение информации с различных носителей;

2.Владеет навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.).

3. Умеет задавать вопросы в ходе получения необходимой информации.

Общекультурная компетенция

Теоретические

1. Знает элементы художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (теоретические знания по созданию интерактивной анимации, макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков, верстки текста).

Практические

1. Владеет основами технологией создания коллажа, фотомонтажа, интерактивной анимации…

Высший уровень – обучающийся осваивает все перечисленные компетенции от 80% - 100 %

Средний уровень – обучающийся осваивает все перечисленные компетенции от 50%-80%

Низкий уровень - обучающийся осваивает перечисленные компетенции от 50% и менее.

В своей работе я применяю алгоритмы решения задач, информационные карты, а так же различные виды информационных моделей: иерархическая модель, сетевая модель, семантическая модель.

Работа с данными моделями и картами позволяет учащимся увидеть взаимосвязь понятий по изучаемой теме и способствует осознанному восприятию информации. Одним из педагогических условий для развития информационных компетенций учащихся является организация самостоятельной исследовательской деятельности. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности.

Новые принципы компетентностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности требуют новых методов обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который лежит в основе концепции компетентностно-ориентированного образования.

В процессе выполнения учебных проектов у школьника формируются следующие информационные компетенции:

1. Компетенции в сфере первоначального информационного поиска (выделении ключевых слов для информационного поиска; самостоятельное нахождение информации в Интернет).

2. Технологические компетенции (составление плана работы, подбор литературы по теме, перевод информации из одной формы представления в другую и т.п.).

3. Предметно-аналитические компетенции (выделение главного, анализ, систематизация информации, формулировка выводов на основе ее обобщения).

4. Операционно - деятельностные компетенции (разработка и использование различных средств наглядности при защите творческих проектов, оформление информационного продукта в виде компьютерной презентации).

5. Коммуникативные компетенции (представление собственного информационного продукта).

Настоящая статья посвящена анализу подходов к определению сущности и к специфике информационной компетенции студента. Авторы отмечают, что в современных условиях возрастает важность информационной компетенции, что связано с процессами активной информатизации общества. Для качественного формирования у студента педагогического направления информационной компетенции необходимо определить её сущность, выделить содержание и компоненты, учитывая существующие противоречия между формулировкой результата обучения и содержанием внешнего аудита качества обучения. Конкретизация содержания компонентов информационной компетенции позволяет сделать более прозрачным и управляемым процесс ее формирования и диагностики уровня сформированности. Важно также проанализировать специфику информационной деятельности и информационной компетенции студента как субъекта образовательного процесса, определить необходимые шаги для составления программы формирования информационной компетенции.


2. Минькович Т.В. Информационные технологии: понятийно-терминологический аспект // Образовательные технологии и общество. - 2012. - № 2. - С. 371-389.

4. Астахова Л.В. Понятие информационной компетенции специалиста: когнитивный подход // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 10-16.

5. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. . канд. пед. наук; 13.00.08. - Брянск, 2002. - С. 14.

7. Акимов А.М. О подходах к структуре и содержанию информационной компетентности педагога // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 11 (36). – Новосибирск: СибАК, 2014. – С. 66-72.

8. Кондурар М.В. Понятия компетенция и компетентность в образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 1. - С. 189-192.

10. Жигатова М.М. Теоретические основы формирования информационной компетентности у школьников // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 1 (56). - С. 21-24.

11. Овчинникова Н.Н. Формирование информационно-профессиональной компетентности будущих инженеров: автореф. дис. . канд. пед. наук; 13.00.08. - Челябинск, 2009. - 30 с.

14. Рассказов Ф.Д. Педагогика в модулях: учебно-наглядное издание. – Сургут: Сургутский гос. ун-т, 2008. – 89 с.

В современном обществе активно протекает процесс информатизации, который носит очень широкий характер, трудно найти область человеческой деятельности, не затронутую информатизацией. Суть и источник преобразований кроется в изменении роли информации в жизни человека, общества и его структур, в возрастающей роли информационных процессов, и, как следствие, умений этими процессами пользоваться. Следует отметить, что информатизация - процесс непрерывный, связанный с научно-техническим прогрессом, и скорость его прямо коррелирует со скоростью развития технологий. В этой связи завершения информатизации не предвидится, а важность информационной компетенции индивида возрастает, и сама информационная компетенция носит характер ключевой компетенции [1].

Любая компетенция предполагает деятельностную направленность, информационная компетенция исключением в этом смысле не является. Логично предположить, что информационная компетенция формируется и проявляется в деятельности, связанной с информацией и информационными процессами; такую деятельность принято называть информационной.

Рассуждая о понятийно-терминологическом аппарате современных информационных технологий как области знаний, Минькович Т.В. [2] детерминирует информационную деятельность как общий аспект всех видов деятельности, связанный с информационно-технологическими процессами в ходе реализации соответствующего вида деятельности.

А.В. Соколов определяет информационную деятельность как неотъемлемую часть умственного труда, которая заключается в восприятии, хранении, переработке, выдаче социальной информации [3]. По мнению ученого, информационная деятельность является обобщающим понятием для познавательной и коммуникативной деятельности. Л.В. Астахова [4] отмечает, что в процессе познавательной или коммуникативной деятельности субъект занимается и информационной деятельностью; при этом информационная деятельность отдельно от познания или коммуникации места не имеет.

В современной российской педагогике нет общепринятого определения сущности и содержания информационной компетенции, в большинстве своем ученые определяют информационную компетентность в разрезе будущей профессиональной или текущей учебной деятельности обучающихся.

Информационной компетенции ученые уделяют несколько меньше внимания, несмотря на ее первичный характер по отношению к компетентности.

Уточняя, раскрывая понятие информационной компетенции студента, следует отметить ее междисциплинарный характер - информационные процессы (их наличие, классификация и общая характеристика) не зависят от предметной сферы реализации. В то же время информационная компетенция может рассматриваться как интегральная характеристика качества подготовки студента, связанная с его способностью осмысленно применять комплекс знаний, умений и способов деятельности для реализации информационных процессов [8]. В этом смысле некоторые границы информационной компетенции могут быть заданы нормативными документами, например ФГОС ВО по направлению обучения.

Многие ученые и педагоги-практики выделяют и описывают компетентности и компетенции интегрированного характера, такие как информационно-коммуникационная - технологическая (ИКТ); информационно-аналитическая; информационно-технологическая [9]; информационно-функциональная [10]; информационно-профессиональная [11].

Мы согласны с Л.В. Астаховой в определении характеристик информационной компетенции и с А.В. Хуторским - в определении ее сущности. Итак, мы считаем, что информационная компетенция студента педагогического направления - интегративно-функциональное качество личности, предусматривающее знания и навыки, необходимые для эффективной информационной деятельности, т.е. осуществления информационных процессов с коммуникативной или познавательной целью (в том числе для ориентирования в современном информационном пространстве).

В разрезе этой формулировки уточним сущность информационной компетенции студента педагогического направления. Сущность (лат. essentia) есть та сторона индивидуального предмета, которая определяет все другие его стороны, сторону предмета, определяемую сущностью, называют явлением, проявлением или формой проявления сущности [12]. Сам предмет, включающий и сущность, и все формы ее проявления, называют формой существования сущности. Анализ форм проявления сущности позволяет открыть ее, а знание сущности - объяснить формы ее проявления. Таким образом, сущность - факторное качество рассматриваемого объекта (предмета, явления); его присутствие, наличие в объекте необходимо для того, чтобы объект мог быть самим собой; отсутствие этого качества равносильно отсутствию объекта (наличию какого-то другого объекта, с другой сущностью).

2) информационная деятельность - одна из форм проявления информационной компетенции;

3) форма существования информационной компетенции - информационная компетентность, которая может проявить себя в информационной деятельности (сопряженной с познанием или коммуникацией); информационная компетенция - основа информационной компетентности, в том числе созвучных компетентностей интегративного характера;

4) если по какой-либо причине прекратить коммуникацию или познание, тем самым прекратив всякую информационную деятельность (при условии, что личность не разрушена), то информационная компетенция не перестанет существовать, потому что является качеством личности, несмотря на то что проявиться может только в информационной деятельности.

Гносеологический компонент – характеризует знаниевую составляющую информационной компетенции и включает в себя все элементы знания, необходимые и достаточные для ориентирования в современном информационном пространстве.

Праксиологический компонент – очерчивает перечень умений, необходимых для успешной, эффективной информационной деятельности для познания или коммуникации, для ориентирования в современном информационном пространстве.

Аксиологический компонент – детерминирует мотивационно-ценностную составляющую информационной компетенции: это ценности и ценностные ориентации, мотивы информационной деятельности, критическое отношение к восприятию и адекватной оценке истинности информации, готовность к самообразованию, осознание его необходимости.

Следовательно, нужно сформировать такую структуру и так определить содержание компетенции, чтобы студент и преподаватель могли легко адаптироваться и подготовиться к внешним проверкам (при наличии заранее выставленных требований или критериев).

Итак, считаем с этой точки зрения целесообразным включить в гносеологический компонент информационной компетенции следующее:

  • совокупность знаний об объекте, теории и технологиях реализации информационных процессов в объеме, необходимом для решения студентом задач информационной деятельности;
  • знание принципов работы и приемов эффективного изучения современных программных средств информационных технологий;
  • знание математических структур, техники доказательств и рассуждений;
  • знание основных концепций современного естествознания.

Праксиологический компонент включает в себя умения и навыки информационной деятельности студента, позволяющие применять современные технологии реализации информационных процессов в практике учебной, научно-учебной, учебно-профессиональной работы (например, в рамках производственных практик), а именно

  • умение студента выбирать для решения задачи информационную технологию, оптимальную в данных условиях, и эффективно применять ее;
  • умение освоить новую информационную технологию, используя различные формы обучения и самообучения;
  • умение использовать при работе с информационной технологией, в том числе для ориентирования в современном информационном пространстве, естественно-научные и математические знания.

Аксиологический компонент включает в себя:

Итак, выявленная нами сущность, структура и уточнение понятия информационной компетенции студента педагогического направления позволяют наиболее полно оценить и наметить пути формирования информационной компетенции студента педагогического направления, что предполагает разработку соответствующей педагогической технологии для реализации при обучении студентов педагогического направления в вузе.

В процессе обучения студентов педагогического направления информационная компетенция выступает как минимум в трех ролях: как одна из ключевых компетенций личности; как базис, необходимый для формирования других компетенций, общекультурных и профессиональных; как один из инструментов выполнения профессиональных задач, реализации других компетенций.

В связи с возрастающей ролью информационной компетенции в подготовке учителей выделим шаги, необходимые для составления результативной программы её формирования у студентов педагогического направления в вузе [14].

1. Определить сущность, состав и структуру информационной компетенции.

2. Выделить уровни сформированности информационной компетенции и показатели их достижения в соответствии с определенными ранее структурой и составом информационной компетенции. Целесообразно также соотнести семестр обучения с планируемым, желаемым, необходимым или достаточным уровнем сформированности информационной компетенции с учетом логики освоения дисциплин и реализации иных видов работ в рамках обучения (практики, научная работа и т.д.).

3. Определить методику диагностики уровня сформированности информационной компетенции.

4. Осуществить диагностику уровня сформированности информационной компетенции у студентов.

5. Проанализировать результаты диагностики, сопоставить фактический уровень сформированности с моделью динамики формирования информационной компетенции, полученной в результате выполнения шагов 1 и 2 настоящего алгоритма.

6. Определить конкретные педагогические технологии, методики для ликвидации расхождений между фактическим уровнем сформированности информационной компетенции и моделью его формирования.

Необходимо отметить, что модель, о которой идет речь, представляет собой описание желаемого состава, структуры информационной компетенции студента с указанием уровней и показателей ее сформированности. Как и любая модель, она требует проверки адекватности, которую можно реализовать, предлагая студентам задания, вынуждающие их задействовать информационную компетенцию максимальным образом. Оценка адекватности модели в этом случае осуществляется экспертами.

Читайте также: