Как можно охарактеризовать отношения русского государства и казачества в xvi в кратко

Обновлено: 05.07.2024

В развитии взаимоотношений Российского государства и донского казачества выделяют несколько этапов.

Первый этап (сер. XVI в. - 1613 г.) - период автономного существования, отношения равноправного эпизодического сотрудничества.

К середине XVI века завершился процесс формирования общественно-политической организации Войско Донское, объединяющей самоуправляющиеся вольные общины, по форме правления напоминающую военную республику. Войско состояло из территориального ополчения всех мужчин. Каждая община самостоятельно решала свои вопросы, а в случае опасности готова была выделить воинов для главного войска.

В XVI веке столица находилась в городке Раздоры (на острове между рукавом Дона и главным руслом). Там находился аппарат управления края: войсковой атаман с канцелярией и есаулы; собирались народные собрания - круги.

Казаки стремились воплотить в жизнь принципы свободы, равенства и братства. Положение каждого казака определялось лишь мерой его врожденных способностей и действительных заслуг перед станицей и Войском. Никаких монополий в правах, никаких наследственных привилегий.

Казак - вольный человек, равноправный член единой братской казачьей семьи.

Первым признал независимость Дона Иван IV Грозный. Отношения строились как с равным партнером на международной арене имеющих общих врагов. Дела войска рассматривал посольский приказ. Уже с 60-70-х гг. XVI века Московское государство начало проявлять инициативу по фиксированию добрососедских отношений с казачеством. Московское правительство различными способами стремилось подчинить себе казачьи общины, чтобы использовать их как в военных и пограничных целях, так и в дипломатических и торговых сношениях с турецкой империей. За оказание услуг московское правительство предлагало выплачивать жалованье.

Экономическая неразвитость вынуждала казаков идти на союз с московским государством. Имелись и другие причины вынуждавшие дорожить дружбой могучего северного соседа. Это и враждебное окружение, и необходимость пользоваться услугами московского рынка, и возможность ездить на богомолье в православные монастыри, и родственные связи.

Отношения с Москвой оставались неизменными до прихода к власти Бориса Годунова. Будучи еще правителем государства, при слабовольном царе Федоре Ивановиче (сыне Иоанна Грозного), Годунов начал ограничивать права казаков и их свободное передвижение на донском пограничье. Став царем (1598 г.), Борис перестал высылать на Дон обычное жалованье, объявил запрет не только прежней беспошлинной торговле, но и само посещение донскими казаками Московского царства. Эти мероприятия поколебали вошедшие в традицию связи Войска Донского с московскими царями и в значительной мере определили их поведение в годы Великой Смуты.

Территория Войска Донского в 1708 г. была включена в состав Азовской губернии. В апреле 1709 г., когда на Дон прибыл царь, по его приказу были казнены некоторые старшины, замеченные в восстании Булавина. Нового войскового атамана Петра Рамазанова (Емельянова) назначил сам Петр I, без избрания его на войсковом кругу. По указу от 1723 г. войсковые атаманы назначались только верховной властью. С этого времени их стали именовать наказными, потому что они не избирались всем Войском, а управляли им по высочайшему наказу. В 1732 г. войсковой круг лишился полномочий избирать походных атаманов, а позже в 1754 г. - войсковых старшин. Дольше всех оставались выборными гражданские должности (войсковые есаулы, подписные старики, дьяки, писари). Однако, пользуясь своим влиянием, атаман и старшины на войсковом круге проводили на эти должности, как правило, угодных им кандидатов, чаще всего из числа своих же родственников. Наиболее важные дела с 1716 г., преимущественно гражданские, выносились на заседания Сената. Казачьи общины были преобразованы в иррегулярные (нерегулярные) казачьи войска и в 1721 г. перешли в ведение Военной коллегии. Войсковой круг собирался главным образом для выслушивания царских указов, распределения жалованья и решения текущих дел. Сужение компетенции круга приводило к тому, что на круг созывали лишь казаков черкасских городских станиц, а жители дальних станиц часто даже не знали и его созыве.




К реорганизации войсковых органов власти царское правительство смогло приступить только в 1775 г. Инициативу по преобразованиям в иррегулярных войсках взял на себя начальник легкой кавалерии и иррегулярных войск князь Г.А. Потемкин. Преобразования были направлены на подчинение царской власти казачьих органов власти. Формировалась четкая вертикаль власти необходимая для эффективного контроля над Войском и казачеством. Вместе с тем на Дону сохранялись особенности управления: в станицах - традиционное казачье самоуправление, выборная власть в виде сыскных начальств, выборные старшины в войсковой канцелярии. Только в 1775 году на территории Войска стали действовать общероссийские законы.

Система управления

Войском Донским в конце XVIII века

Войсковой атаман

(глава войсковой администрации)

Войсковая канцелярия

Состояло из старшин Черкасска и других станиц

Сыскные начальства

(выборная окружная власть)

Ведала гражданским и военным управлением, финансами, вела поиск беглых и преступников, разбирала судебные тяжбы

Станичные управления

(Станичные сборы - распорядительная власть станиц, выборные станичный атаман и станичное правление были исполнительной властью, ответственной перед сбором.)

Ведало всеми делами станицы

В первой половине XIX века ставилась задача приблизить систему управления войском к губернской. С 1819 г. над проектом преобразований работал Комитет об устройстве Войска Донского, возглавлявшийся сначала войсковым атаманом А.К. Денисовым. Он предложил реформировать систему управления путем восстановления принципов традиционного казачьего самоуправления, что совершенно не соответствовало планам царской власти. С 1821 г. комитет возглавил генерал А. Чернышев - председатель правительства, впоследствии военный министр России, противник легализации помещичьей собственности на Дону.

Войсковой наказной атаман

(глава военной и гражданской администрации)

Войсковое дежурство Войсковое правление

(ведало военными делами и (рассматривало все вопросы

службой казаков, состав его мирной жизни казаков и других

назначался военным сословий, было в основном из министром и атаманом) избираемых лиц)

Окружные дежурства Сыскные начальства

(выборное военное управление в округах) (не изменились с XVIII века)

Станичные управления

(не изменились с XVIII века)

Управление войском состояло из органов военного и гражданского управления, обособленных друг от друга. Структура и функции каждой из ветвей власти детально регламентировались. Военная и гражданская власти объединялись лишь на уровне войскового атамана.

Административно территория Войска была разделена в военном отношении на четыре округа, в гражданском - на семь сыскных начальств. Принцип занятия ряда должностей на основе выборов сохранялся. Донские дворяне каждые три года на своих собраниях избирали старших членов Войскового правления, Войскового уголовного и Гражданского судов, сыскных начальств, четырех окружных генералов и др. Всего в войсковые должности избиралось 150 человек.

Т.о. в 1835 году система управления Войском Донским была максимально приближена к губернской.

В развитии взаимоотношений Российского государства и донского казачества выделяют несколько этапов.

Первый этап (сер. XVI в. - 1613 г.) - период автономного существования, отношения равноправного эпизодического сотрудничества.

К середине XVI века завершился процесс формирования общественно-политической организации Войско Донское, объединяющей самоуправляющиеся вольные общины, по форме правления напоминающую военную республику. Войско состояло из территориального ополчения всех мужчин. Каждая община самостоятельно решала свои вопросы, а в случае опасности готова была выделить воинов для главного войска.

В XVI веке столица находилась в городке Раздоры (на острове между рукавом Дона и главным руслом). Там находился аппарат управления края: войсковой атаман с канцелярией и есаулы; собирались народные собрания - круги.

Казаки стремились воплотить в жизнь принципы свободы, равенства и братства. Положение каждого казака определялось лишь мерой его врожденных способностей и действительных заслуг перед станицей и Войском. Никаких монополий в правах, никаких наследственных привилегий.

Казак - вольный человек, равноправный член единой братской казачьей семьи.

Первым признал независимость Дона Иван IV Грозный. Отношения строились как с равным партнером на международной арене имеющих общих врагов. Дела войска рассматривал посольский приказ. Уже с 60-70-х гг. XVI века Московское государство начало проявлять инициативу по фиксированию добрососедских отношений с казачеством. Московское правительство различными способами стремилось подчинить себе казачьи общины, чтобы использовать их как в военных и пограничных целях, так и в дипломатических и торговых сношениях с турецкой империей. За оказание услуг московское правительство предлагало выплачивать жалованье.

Экономическая неразвитость вынуждала казаков идти на союз с московским государством. Имелись и другие причины вынуждавшие дорожить дружбой могучего северного соседа. Это и враждебное окружение, и необходимость пользоваться услугами московского рынка, и возможность ездить на богомолье в православные монастыри, и родственные связи.

Отношения с Москвой оставались неизменными до прихода к власти Бориса Годунова. Будучи еще правителем государства, при слабовольном царе Федоре Ивановиче (сыне Иоанна Грозного), Годунов начал ограничивать права казаков и их свободное передвижение на донском пограничье. Став царем (1598 г.), Борис перестал высылать на Дон обычное жалованье, объявил запрет не только прежней беспошлинной торговле, но и само посещение донскими казаками Московского царства. Эти мероприятия поколебали вошедшие в традицию связи Войска Донского с московскими царями и в значительной мере определили их поведение в годы Великой Смуты.

Территория Войска Донского в 1708 г. была включена в состав Азовской губернии. В апреле 1709 г., когда на Дон прибыл царь, по его приказу были казнены некоторые старшины, замеченные в восстании Булавина. Нового войскового атамана Петра Рамазанова (Емельянова) назначил сам Петр I, без избрания его на войсковом кругу. По указу от 1723 г. войсковые атаманы назначались только верховной властью. С этого времени их стали именовать наказными, потому что они не избирались всем Войском, а управляли им по высочайшему наказу. В 1732 г. войсковой круг лишился полномочий избирать походных атаманов, а позже в 1754 г. - войсковых старшин. Дольше всех оставались выборными гражданские должности (войсковые есаулы, подписные старики, дьяки, писари). Однако, пользуясь своим влиянием, атаман и старшины на войсковом круге проводили на эти должности, как правило, угодных им кандидатов, чаще всего из числа своих же родственников. Наиболее важные дела с 1716 г., преимущественно гражданские, выносились на заседания Сената. Казачьи общины были преобразованы в иррегулярные (нерегулярные) казачьи войска и в 1721 г. перешли в ведение Военной коллегии. Войсковой круг собирался главным образом для выслушивания царских указов, распределения жалованья и решения текущих дел. Сужение компетенции круга приводило к тому, что на круг созывали лишь казаков черкасских городских станиц, а жители дальних станиц часто даже не знали и его созыве.

К реорганизации войсковых органов власти царское правительство смогло приступить только в 1775 г. Инициативу по преобразованиям в иррегулярных войсках взял на себя начальник легкой кавалерии и иррегулярных войск князь Г.А. Потемкин. Преобразования были направлены на подчинение царской власти казачьих органов власти. Формировалась четкая вертикаль власти необходимая для эффективного контроля над Войском и казачеством. Вместе с тем на Дону сохранялись особенности управления: в станицах - традиционное казачье самоуправление, выборная власть в виде сыскных начальств, выборные старшины в войсковой канцелярии. Только в 1775 году на территории Войска стали действовать общероссийские законы.

Система управления

Войском Донским в конце XVIII века

Войсковой атаман

(глава войсковой администрации)

Войсковая канцелярия

Состояло из старшин Черкасска и других станиц

Сыскные начальства

(выборная окружная власть)

Ведала гражданским и военным управлением, финансами, вела поиск беглых и преступников, разбирала судебные тяжбы

Станичные управления

(Станичные сборы - распорядительная власть станиц, выборные станичный атаман и станичное правление были исполнительной властью, ответственной перед сбором.)

Ведало всеми делами станицы

В первой половине XIX века ставилась задача приблизить систему управления войском к губернской. С 1819 г. над проектом преобразований работал Комитет об устройстве Войска Донского, возглавлявшийся сначала войсковым атаманом А.К. Денисовым. Он предложил реформировать систему управления путем восстановления принципов традиционного казачьего самоуправления, что совершенно не соответствовало планам царской власти. С 1821 г. комитет возглавил генерал А. Чернышев - председатель правительства, впоследствии военный министр России, противник легализации помещичьей собственности на Дону.

Войсковой наказной атаман

(глава военной и гражданской администрации)

Войсковое дежурство Войсковое правление

(ведало военными делами и (рассматривало все вопросы

службой казаков, состав его мирной жизни казаков и других

назначался военным сословий, было в основном из министром и атаманом) избираемых лиц)

Окружные дежурства Сыскные начальства

(выборное военное управление в округах) (не изменились с XVIII века)

Станичные управления

(не изменились с XVIII века)

Управление войском состояло из органов военного и гражданского управления, обособленных друг от друга. Структура и функции каждой из ветвей власти детально регламентировались. Военная и гражданская власти объединялись лишь на уровне войскового атамана.

Административно территория Войска была разделена в военном отношении на четыре округа, в гражданском - на семь сыскных начальств. Принцип занятия ряда должностей на основе выборов сохранялся. Донские дворяне каждые три года на своих собраниях избирали старших членов Войскового правления, Войскового уголовного и Гражданского судов, сыскных начальств, четырех окружных генералов и др. Всего в войсковые должности избиралось 150 человек.

Т.о. в 1835 году система управления Войском Донским была максимально приближена к губернской.


Ключевые слова: казачество, государственная политика, политические отношения, казачьи войска, казачий круг, военно-служилое сословие, Российская империя, казаки, российская армия, государство

Abstract: The subject of this research is the evolution of political relations between the state and Kozakdom in the XVI – the beginning of the XIX centuries, when Russia was turning into a major Eurasian state, as well as the foundations of its Imperial policy were establishing. The goal of this work consists in determination of the characteristic features and specificities of the main stages of the history of these relations, when throughout the three centuries there was a complex process of integration of Kazakdom into the state sociopolitical structure as the “service social class”. The main method of this research lies in the historical approach which suggests the study of the sociopolitical phenomena and events through their origin and evolution. The author makes a conclusion that the history of political relations between the state and Kozakdom going through number of stages, evolved from “free union” to “class service”. As the result, by the beginning of the XIX century, Kazakdom was definitively assigned as the military-service class of the Russian Empire, the inner life and service of which was fully regulated by the authorities.

State, Russian army, Kazaks , Russian Empire, Military-service class, Kazak circle, Kazak army, Political relations, Sate policy, Kazakdom

Данная статья посвящена выявлению и рассмотрению особенностей основных этапов истории политических отношений государства и казачества в обозначенный временной период.

Первые письменные упоминания о казаках восходят, по мнению некоторых авторов [2, с. 3] к XIV в. Наиболее же достоверной датой является 1444 г., когда, согласно Ермолинской и Никоновской летописям, в битве русских дружин на р. Листани с войском крымского царевича Мустафы принимали участие и казаки [3, с. 62] .

С 1614 г. сношения Московского государства и Дона начинают вестись через Посольский приказ. 18 марта 1614 г. впервые жалуется казакам Царское знамя и с этого времени Михаил Федорович Романов уже выплачивает постоянное ежегодное жалование, закреплённое в договорах между казаками и царем. В 1671 г. Войско Донское присягнуло на верность царю Алексею Михайловичу, а в 1676 г. – его сыну Фёдору Алексеевичу, что определило его окончательную ориентацию на Российское государство.

В 1700 г. по царскому Указу реформируется Круг, на который собирается теперь не всё мужское население, а только станичные атаманы со старшиной. Кроме того, в противовес Кругу образуется Правление старшин. Характеризует новую форму отношений казачества с царской властью и тот факт, что традиционный знак атаманской власти – серебряная насека изготавливается теперь в Москве и власть как бы вручается атаману из рук царя. В 1709 г. Петр I впервые своей властью назначает донского атамана пожизненно, тогда же царь жалует казакам и герб.

История политических отношений Запорожской Сечи и русского государства имела свои особенности, связанные с тем, что она находилось на территории Украины, входившей в состав Польши (с Люблинской унии 1569 г. – Речи Посполитой). За всю историю Запорожского казачества существовало 8 сечей, которые располагались в основном в нижнем течении Днепра, за порогами излучины реки, и существовали от 5 до 40 лет каждая, сменяя друг друга (Хортицкая, 1556-1557 гг.; Томаковская, 1564-1593 гг.; Базавлуцкая, 1593-1638 гг.; Никитинская, 1639-1652 гг.; Чёртомлинская, 1652-1709 гг.; Каменская, 1709-1711 гг.; Алёшкинская, 1711-1734 гг.; Новая (Подпольненская), 1734-1775 гг.).

Существовало на территории Польши и т.н. реестровое казачество, начало которому было положено в 1572 г. польским королём Сигизмундом II Августом. В этом году впервые на государственную службу было нанято 300 казаков, а к 1583 г. их численность выросла до 600 человек. Реестровые казаки давали присягу на верность королю и должны были, находясь в полной боевой готовности, отражать вторжения татар на территорию Речи Посполитой, участвовать в подавлении выступлений крестьян, восстававших против панов, и в походах на Москву и Крым. За это король пожаловал казакам городок Трахтемиров в Киевском воеводстве с монастырями и землями, а также клейноды – хоругвь, бунчук, булаву и печать. Оплата за службу производилась деньгами и одеждой. Официально реестровое казачество стало называться Запорожское войско в противовес Запорожской Сечи. Таким образом, в Малороссии к концу XVI в. образовалось два казачьих центра: один в Запорожской Сечи, считавшейся очагом свободного казацкого движения, второй в Трахтемирове, базе реестровых казаков, пошедших на службу к польскому королю. В 1617 г. польский Сейм утвердил численность реестра в 1 тыс. человек, в 1619 г. – 3 тыс., а в 1625 г. – 6 тыс. казаков.

Городовые казачьи команды появляются в конце правления Петра I в процессе реорганизации стрелецких и воинских команд. Сведений о конкретном времени и месте их образования, характере формирования и службы не так много. На казачьи команды были возложены функции, которые прежде выполняли местные служилые люди: охрана внутреннего порядка, доставка почты, борьба с разбоями, поимка контрабандистов, служба на форпостах и т.д. Но это не означало, что городовые казаки привлекались к несению службы только в своём городе или его окрестностях. Их привлекали к участию в военных походах российской армии, конвоированию судов, обеспечению безопасности российских должностных лиц в других землях, недопущению междоусобиц среди кочевых народов (калмыков, казахов и др.), дозорной службе и т.п. Кроме выполнения прямых служебных заданий, городовые казаки могли привлекаться, в том числе, к строительным работам [26] . Служба для городовых казаков была постоянной обязанностью на протяжении всей жизни, а переход в другой род войска не допускался. Освобождение от службы могли получить только те, кто был не в состоянии выполнять служебные обязанности. При этом городовые казаки не имели никакого самоуправления, а организация их службы и жизни приближалась к службе и жизни солдат армейских частей.

С 1740-х гг. в Донском войске был введён постоянный орган управления, подвластный военной коллегии Сената – Войсковая Канцелярия. И хотя в течение последующих десятилетий структура Войсковой Канцелярии изменялась, да и сама Канцелярия периодически реорганизовывалась и принимала различные названия в зависимости от воли царской власти, жёсткое централизованное подчинение Войска правительству сохранялось.

Вместе с тем, на нижнем станичном уровне властные отношения продолжали оставаться прежними. В городках и станицах проводились станичные круги, в которых участвовало всё мужское население и избирался атаман. Данное разграничение жесткой авторитарной центральной власти и местного демократического самоуправления с некоторыми вариациями сохранилось вплоть до начала ХХ в.

В течение всего XVIII в. шёл сложный, в определённой мере стихийный и противоречивый процесс интеграции казачества в систему абсолютистского государства, близкий процессу адаптации входивших в состав России родоплеменных и этнических образований, когда при сохранении некоторого внутреннего единства на представителей местной аристократии распространялись права и преимущества российского дворянства, а основная масса населения сближалась с податными слоями.

В конце XVIII – первой половине XIX вв. происходит окончательное включение казачества в государственную систему Российской империи в качестве военно-служилого сословия.

В результате произошедших изменений Войсковой круг полностью утратил свои функции как властный орган и теперь представлял из себя лишь парад, проводимый в определённые дни. Государственные чиновники вошли в состав Войсковых канцелярий, а казачье дворянство всё более приобретало черты дворянского сословия. Ему дано было право владения пашнями, рыбными, лесными и прочими угодьями, а так же правом ведения торговли, ремесла, владения промышленными заведениями.

Таким образом, эволюцию политических отношений государства и казачества в XVI – начале XIX вв. можно рассматривать с точки зрения нескольких этапов, каждый из которых характеризуется определёнными тенденциями и особенностями.

На протяжении второго этапа (с рубежа XVI-XVII вв. по конец XVII в.) казачьи сообщества (Дона, Запорожья, Яика и Терека) постепенно интегрируются в российскую государственную систему. Освоение и защита новых территорий и границ предполагало постоянное ежегодное жалование, которое закреплялось в договорах между казаками и царем. К концу XVII в. казачество окончательно закрепляется в качестве военной силы, находящейся на государственной службе. При этом всё более утрачивается политическая самостоятельность казачьих войск, хотя формально ещё существует Войсковой круг (Рада).

Карасёв А.А., Попов И.Х. Краткое историческое и статистическое описание Войска Донского // Донские казаки в походе и дома. Ростов-на-Дону: Донское слово, 1991. С. 3-16.

Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 2. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. СПб., 1992. 351 с.

В Московском государстве частная казацкая служба развития не получила. Причина этого в политике центральной власти жестко придерживающейся централизаторских принципов и воспринимающих крупные частные феодальные отряды, как местный сепаратизм. Помимо этого частновладельческое казачество с успехом заменял институт холопства. Отдельные случаи найма казаков частными лицами отмечались. Это было связано или с охраной купеческих караванов, промыслов или необходимостью выполнения государственной разнарядки по пополнению вооруженных сил государства.

Московские власти предпочитали привлекать к службе разовой или постоянной вольное казачество. Первые опыты подобного рода отмечены уже в конце XV –начале XVI в. в правление Ивана III и Василия III. Отдельные казачьи группы и отряды выступали в качестве проводников и охраны Московских посольств в Крымское ханство и Турцию. Они, как правило, были связаны с рязанскими казаками.

С 1551 г. значительные отряды русских казаков участвовали в войне Московского государства с Казанским ханством, завершившейся взятием Казани. Наряду с отрядами служилых казаков в качестве наемников, не заключавших пока договора о службе в русском воинстве находились и вольные казаки с Дона.

Казачьи отряды перекрывали вместе со стрельцами и поместным ополчением перевозы через реки, отрезая Казань от внутренних районов ханства, разоряли сами внутренние улусы. Пешие казаки сыграли большую роль в прорыве русской рати непосредственно к Казани, осаде и штурме самого города. Именно они захватили одно из важнейших укреплений крепости – Даниярову башню из которой велись подкопы под крепостные стены и штурмовали Арские ворота, ворвавшись в Казань в числе первых русских воинов. В Казанском походе проявили себя казачьи атаманы: Северга, Елка.

В походе русских войск на Астрахань принимал участие отряд казаков во главе с Федором Павловым, разгромивший у Переволоки орду Астраханского хана Ягурчея. Казаки даже захватили семью хана.

Затем они составляли городской Астраханский гарнизон до татарского мятежа 1556 г. В новом походе на Астрахань, закончившийся ее окончательным присоединением к Российскому государству принимали участие казачьи отряды Колупаева и Филимонова. Отряд последнего совместно с ногайскими князьями сумел разгромить астраханскую орду в поле, позволив основной русской рати захватить Астрахань без значительного сопротивления. Особенностью перечисленных походов было отсутствие договоров (соглашений о службе) между Московской властью и казачеством.

В 1569 г. отряды запорожцев под предводительством князя Д. Вишневецкого и волжские казаки активно участвовали в отражении турецкого похода на Астрахань.Согласно Донским преданиям часть запорожцев при возвращении на Днепр осела на Дону, основав городок Черкасск - будущую столицу Войска Донского.

Формально эти военные действия, особенно Астраханские события, являлись частной казачьей инициативой и предпринимались ими на свой страх и риск, что особо подчеркивалось московской администрацией в дипломатической переписке с ногайцами, крымским ханством и Турцией. На практике они готовили переход к договорным – наемным отношениям Российского государства и казачества.


1 Маржарет Я. Записки. С. 180—181, 178.
2 См.: Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1982. С. 76—78.
3 Боярские списки. Ч. II. С. 33—93. По подсчетам П. П. Епифанова, в начале XVII в. в городах служило примерно 7500 казаков (см.: Епифанов П. П. Войско и военная организация // Очерки истории русской культуры XVII в. Ч. I. С. 354).
4 Воеводы выстроили острог в устье Яика, но через некоторое время вынуждены были покинуть земли яицких вольных казаков (см.: Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. С. 284).
5 См.: Пронштейн А. П., Мининков Н. А. Крестьянские войны в России XVI—XVIII вв. и донское казачество. Ростов н/Д, 1983. С. 41.
6 ЦГАДА, ф. 89, оп. 1, кн. 2, л. 299; кн. 3, л. 80—80 об.
7 Там же, кн. 3, л. 98.
8 Л. В. Черепнин и В. Т. Пашуто с полным основанием сделали вывод о том, что в отдаленных от центра казачьих областях общественные отношения, будучи отношениями феодального типа, сохраняли в XVI—XVII вв. значительные особенности (см.: Черепнин Л.В., Пашуто В. Т. Образование Русского централизованного государства в сравнительно-историческом аспекте (XVI—XVII вв.) // Вопросы истории. 1978. № 2. С. 42).
9 Наказ Б. Бельскому и С. Альферьеву (1599 г.) // Багалей Д. И. Материалы для истории колонизации и быта степной окраины Московского государства. Харьков, 1889. С. 10.
10 Там же.
11 Челобитная грамота донцов 1632 г. // Карпов А. Б. Уральцы. Уральск, 1911. С. 862.
12 См.: Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. IV. С. 410; Сухорукое В. Д. Историческое описание земли войска Донского. Новочеркасск, 1903. С. 64; Смирнов И. И. Восстание Болотникова. С. 126—127; Пронштейн А. П., Мининков Н. А. Крестьянские войны в России. С. 40.
13 См.: Скляр И. М. О начальном этапе первой Крестьянской войны в России // Вопросы истории. 1960. № 6. С. 91.
14 РИБ. Т. XVIII. СПб., 1898. Стб. 248—249; ПСРЛ. Т. 14. С. 61. Разрядная книга 1550—1636 гг. Т. II. Вып. 1. С. 216, 217.
15 Разрядная книга 1559—1605 гг. М., 1974. С. 349.
16 Маржарет Я. Записки. С. 180.
17 Приказная справка 1620 г. // Миклашевский И. Н. К истории хозяйственного быта Московского государства. Т. I. С. 267; РИБ. Т. XVIII. Стб. 2—24.
18 См.: Станиславский А. Л. Первая Крестьянская война в России и правительственная политика по отношению к вольному казачеству // Проблемы социально-экономической истории феодальной России. М., 1984. С. 236; Ошсание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве министерства юстиции. Кн. 8. Отд. III. С. 316.
19 ЦГАДА, ф. 89, оп. 1, кн. 3, л. 98; Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве министерства юстиции. Кн. -8. С. 444; Пронштейн А. П., Мининков Н. А. Крестьянские войны в России. С. 89; Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х годов XVI в. С. 206; Боярские списки. Ч. I. С. 89, 226.
20 ЦГАДА, ф. 89, оп. 1, кн. 3, л. 338.
21 См. с. 110.
22 Челобитная грамота донцов 1632 г. // Карпов А. Б. Уральцы. С. 862.
23 Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве министерства юстиции. Кн. 8. Отд. III. С. 444.
24 ДАИ. Т. 1. № 70, 80, 107; Акты Московского государства. Т. I. С. 36.
25 См.: Васенко П. Г. Заметки к истории служилого класса в Московском государстве: Атаманы служилые-поместные // Дела и дни. 1920. Кн. 1. С. 38—39; Анпилогов Г. Н. Рязанская писцовая приправочная книга конца XVI в. М., 1982. С. 122, 216—217, 220—224; Писцовые книги Рязанского края. Т. I. Вып. 1. Рязань, 1898. С. 175, 206—207, 229.
26 Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. С. 77; Попов А. Н. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в Хронографы русской редакции. С. 354; Воинские повести Древней Руси. М.; Л., 1949. С. 201; ААЭ. Т. II. С. 174—175.
27 РИБ. Т. XV. СПб., 1894. Стб. 12, 55; ПСРЛ. Т. 14. С. 37.

Читайте также: