Какое количество детей примерно в подвергается буллингу в начальных классах школы

Обновлено: 05.07.2024

В ходе телефонного опроса, результаты которого приводятся на сайте организации, выяснилось, что самым распространенным местом, где молодежь сталкивалась с буллингом, являются образовательные организации. Школы и другие учреждения назвали 80,2% респондентов, сталкивавшихся с проблемой травли, направленной на них лично или их знакомых.

Травля в социальных сетях занимает второе место антирейтинга. С кибербуллингом сталкивались 31,3% участников опроса, с буллингом в общественных местах – 28,8% респондентов. Результаты исследования показывают, что около одной пятой части (18%) опрошенных, сталкивавшихся с травлей, получили этот негативный опыт на работе. 8,8% человек рассказали о случаях травли в семье.

Во время опроса его участников спрашивали, как они поступят, если станут свидетелями травли. Чуть менее половины (44,9%) молодых петербуржцев заявили, что если столкнутся с буллингом в отношении кого-либо, то лично заступятся за того, кого обижают. Впрочем, авторы исследования замечают, что на практике эта доля может быть ниже, так как при ответе на вопрос молодые респонденты ориентировались на социально одобряемый вариант действий.

Треть (32,7%) опрошенных рассказала, что если увидит, как кто-то подвергается нападкам, то обратится к помощи авторитетных лиц или специальных служб. Ничего не делать намерены 4,5%.

По мнению экспертов, доля респондентов, которые собираются бездействовать, достаточна, чтобы вызывать тревогу. Это свидетельствует о страхе лишиться собственной безопасности в случае защиты жертвы буллинга или о безразличии данной части молодежи к агрессии в отношении других, отметили в информационно-аналитическом центре.

С буллингом - травлей в школе - сталкивается каждый третий ребенок. Каждый десятый - молчит о своей проблеме. 36 процентов родителей уверены, что психологическое состояние российской школы за последние 5 лет в целом ухудшилось. Такие данные были представлены на круглом столе ОНФ.

 Фото: iStock

Народный фронт, Совет матерей и АНО "Мама в праве" провели опрос среди родителей о буллинге. В исследовании приняли участие 5,5 тысячи человек.

- Более 30% респондентов сообщили, что подвергались травле в школе. Еще 6% не только подвергались травле, но и сами выступали в роли агрессоров, - рассказал главный советник экспертного управления ОНФ Константин Смирнов, - 4% участников исследования страдали от буллинга и после школы. Общая доля пострадавших респондентов превысила 40%.

- По статистике, с буллингом сталкивается каждый третий ребенок. Каждый десятый - молчит о своей проблеме, - сообщила председатель "Совета Матерей России", эксперт ОНФ Татьяна Буцкая. - Жертвы травли обычно не рассказывают об этом ни учителям, ни родителям, поэтому важная задача школы и семьи - распознать буллинг. Школа должна быть более активным участником в этой связке. В статье 28 "Закона об образовании" за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы несет ответственность образовательная организация. Однако широко известных комплексных программ противостояния травле нет.

Эксперты также напомнили данные международного исследования PISA, согласно которым 37 процентов российских учеников периодически становятся жертвами буллинга, а 12 процентов - подвергаются ему несколько раз в неделю.

Фото: Александр Алпаткин/РГ

По словам Константина Смирнова, более высокий риск того, что их дети подвергнутся травле, имеют родители, которых и самих травили в детстве. Также в этом списке - родители детей с ОВЗ и неполные семьи. Также один из ключевых факторов - материальное положение семьи: чем беднее семья, тем больше риск травли ребенка.

В ходе опроса более 90 процентов респондентов сообщили, что в России нужна комплексная программа по профилактике школьной травли. Более половины ответили, что решать эту проблему нужно всем вместе: родителям, преподавателям, школьным психологам и правоохранительным органам.

- Всего одна статья ФЗ "Об образовании" в ст. 43 отмечает, что по отношению к обучающимся не допускается применение физического или психического насилия. В судебной практике мы встречаем случаи, схожие с буллингом, но, так как понятия "буллинг" в законодательстве нет, то применяются статьи о защите чести и достоинства. Мы хотим выявить основные реперные точки, которые позволят развивать наше законодательство. Нормы закона должны помогать родителям, детям, учителям находить баланс интереса прав, а не выполнять исключительно функцию карательную, - заявила соучредитель АНО "Мама в праве", к.ю.н., эксперт ОНФ Елена Гринь.

Изучением психологического климата в школе занимается и проект ОНФ "Равные возможности детям". По данным опроса проекта, 36 процентов родителей уверены, что психологическое состояние российской школы за последние 5 лет в целом ухудшилось - выросла напряженность и конфликтность. 34 процента детей не чувствуют себя безопасно в школе (по данным опроса "Школьники: ориентиры и ценности"). Половина подростков сказали, что не готовы делиться проблемами с классным руководителем.

- Не все родители произносят слово "травля" - 19% из них говорят об этом прямо, а 26% отмечают, что "ребенок подавлен постоянным пренебрежительным к нему отношением". Травля не всегда выражается в физическом нападении. Это могут быть оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки, распространение слухов и сплетен, бойкот. Активисты проекта ОНФ "Равные возможности - детям" снимают ролики: ребята и известные блогеры рассказывают о своем опыте преодоления травли. Также наши волонтеры проводят тренинги, эксперты создают материалы для родителей и педагогов, - сообщила координатор проекта ОНФ "Равные возможности - детям", депутат Госдумы Любовь Духанина.

Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства Просвещения РФ Лариса Фальковская сообщила, что на 1-й квартал 2021 года запланировано заседание правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, где мы будет рассматриваться этот вопрос.

Фото: Ronny Hartmann / ТАСС

Как считали

Почти 20% учащихся отмечали случаи проявлении агрессии со стороны учителей (19,7%). Чаще всего, по мнению подростков в возрасте от 16 до 18 лет, травля сверстников происходит из-за внешнего вида — одежды или прически — и национальности (43,8 и 33,6% соответственно). Тем не менее 65% опрошенных отметили дружелюбную атмосферу в собственной школе.

Большинство опрошенных в случае столкновения с агрессией рассказали бы об этом:

  • родителям (63,8%),
  • друзьям (29,2%),
  • учителю (19,2%),
  • предпочли бы никому не рассказывать 15,2% опрошенных,
  • лишь 0,5% обратились бы в полицию.

Сами школьники рекомендуют жертвам буллинга рассказать родителям (56,3%), никак не реагировать (24,8%), также обратиться к друзьям (23,6%) или учителям (20,2%) или дать сдачи (17,1%).

Наиболее востребованными школьники считают профессии врача, ИT-специалиста, повара/кондитера, преподавателя, сотрудника правоохранительных органов, а также различные творческие специальности. Чиновниками захотели стать менее одного процента опрошенных.

Семья и половая жизнь

Две трети (66%) молодых людей ответили, что в их окружении есть ровесники, которые уже ведут половую жизнь.

Инстинкт продолжения рода назвали основной причиной вступления в брак 28,4% опрошенных от 16 до 18 лет. 28% подростков считают, что люди женятся, потому что ищут поддержки и уюта. 24,3% опрошенных видят удобство (организация быта и другое) главным фактором для регистрации отношений.

Политики, митинги и отмены концертов

62% опрошенных считают себя патриотами России. Основные причины для гордости за страну:

  • природа (13%),
  • большая территория (11%),
  • человеческие качества российского народа (10%),
  • история (7%),
  • победа в Великой Отечественной войне (6%).

Для 34% важна возможность жить в другой стране по их выбору, если бы у них появилась возможность выбирать.

Президент Владимир Путин нравится 19,5% опрошенных в возрасте от 10 до 13 лет, среди школьников в возрасте 16–18 таких 10,8%. В список политиков, которые набрали более 1% симпатий у школьников, вошли лидер ЛДПР Владимир Жириновский, премьер Дмитрий Медведев и оппозиционер Алексей Навальный.

Две трети респондентов (70%) слышали, что в стране проходили акции протеста. Большинство (64,5%) считают, что ее участники борются с несправедливостью. Но участвовать в акциях протеста с политическими требованиями школьники не хотят: 52% в случае с согласованными и 74,5% в случае с несогласованными митингами. Больше половины опрошенных (66,5%) говорит, что на несогласованный митинг их не пустят родители.


Содержание:

Ежегодно тысячи детей подвергаются травле. Многие случаи приводят к трагедиям и ломают судьбы. О самых ужасных из них становится широко известно, благодаря общественности и СМИ. Однако навряд ли можно сказать, что социальная огласка оказывает помощь в борьбе с буллингом среди детей и подростков.

Каждое такое резонансное событие порождает громкие дискуссии и призывы к внесению изменений в законодательстве. Наказание за травлю в школе просят ужесточить. Однако после того, как СМИ перестают пестрить заголовками об очередном случае травли, общественность затихает. Ровно до следующего вопиющего случая…

Проблема буллинга в обществе: цифры и факты


В мае 2021 года наша команда провела исследование этой темы. В опросе приняло участие более 4 тысяч человек со всех регионов России в возрасте 30-45 лет.

Результаты оказались противоречивыми: ситуация с профилактикой травли меняется со временем в лучшую сторону, но всё же очень и очень медленно.

Урегулировать конфликт среди подростков стараются, прежде всего, родители. Правда, не всегда своевременно и не всегда правильно. При этом, как показало исследование, у взрослых не хватает верной информации и знаний о том, как предупредить, избежать или прекратить издёвки среди подростков.

Если говорить в цифрах, то дети бывших булли в 7 раз чаще повторяют судьбу своих родителей.


Вместе с тем, родители, которые сталкивались с травлей, помогают своим детям решить назревающий конфликт на основе собственного опыта. Согласно опросу, многие активно включаются в борьбу с буллингом: общаются с родителями других детей, работают с психологами, привлекают школу и учителей в попытках разрешить ситуацию.

Однако школа, как отвечали люди в опросе, как правило, старается соблюдать нейтралитет, столкнувшись с буллингом – учителя и администрация предпочитают не замечать очевидное. А порой педагоги сами становятся участниками травли: кто-то в роли агрессора, кто-то в роли жертвы.

Профилактика травли и борьба с буллингом


Для решения данной проблемы необходима постоянная и обширная информационная работа со взрослыми. И направлена она должна быть не на решение уже имеющегося конфликта, а на предотвращение травли. При этом, считают эксперты, работу с родителями нужно проводить, когда их детям 7-8 лет, чтобы к средней школе уже быть во всеоружии и знать о методах борьбы с травлей.

Сейчас российское общество на важном этапе – этапе принятия. Период тотального отрицания мы уже прошли,

О буллинге тогда и сейчас

Ниже приводим самые главные выводы, которые мы получили.


Более 30% респондентов столкнулись с травлей в школьные годы. Треть опрошенных были жертвами, а треть – свидетелями травли других детей. Агрессоров традиционно гораздо меньше. Эти цифры соответствуют аналогичным результатам опросов среди современных школьников по всей России.

Выходит, что каждый третий учащийся сталкивается с травлей в школе. Увы, эта статистика не меняется в лучшую сторону последние десятилетия.

Лишь 25% респондентов ответили, что их собственный ребёнок сталкивался с травлей. Большинство же родителей (40%) уверены, что подобных ситуаций в жизни их детей не было. Это доказывает: взрослые считают, что в травле принимают участие 2 стороны – жертва и агрессор. На практике дело обстоит иначе: свидетели травли такие же участники процесса буллинга, как и первые 2 категории.


Невозможно не столкнуться с травлей, если она есть в школе!

Судя по ответам, большинство родителей уверены, что их дети рассказывают им всё. В реальности лишь 10% детей делятся с родителями происходящим в школе,

Стоит отметить, что всего 2,3% родителей ответили: их ребёнок – агрессор. Для того, чтобы это заметить и тем более признать, необходима большая смелость.


В этой теме наблюдается самая большая динамика. Сегодня школа гораздо больше вовлечена в проблемы буллинга.

Кибербуллинг или интернет-травля


Большинство родителей (60,7%) считают, что их дети с кибербуллингом не сталкивались. И это прекрасно, правда, нужно учитывать, что большинство респондентов – родители детей 7-10 лет. Обычно в этом возрасте взрослым ещё удаётся эффективно контролировать активность ребёнка в интернете. Поэтому школьники в таком возрасте не часто сталкиваются с кибербуллингом.

Чаще всего с травлей в сети встречаются подростки старше 14-15 лет. Именно в этом возрасте контроль и влияние взрослого на жизнь подростка существенно снижаются.

Реакция современных родителей на травлю

За каждой историей про школьный буллинг стоит боль ребёнка и много слёз. Подростку в период травли как никогда необходима поддержка и любовь мамы и папы. Важно с детства выстраивать тёплые отношения в семье, чтобы, уже будучи подростком, ваш ребёнок мог полностью доверять вам и рассказать о том, что происходит в его жизни.


Подавляющее большинство родителей (80%) утверждает, что смогут распознать травлю своего ребёнка в интернете или в школе. При этом 27% респондентов не знают, сталкивался ли их ребёнок с кибербуллингом или нет. Вместе с тем эксперты утверждают: уверенность родителей в том, что они способны распознать травлю их ребёнка слишком преувеличена.


Почти 28% респондентов уверены: прежде всего, необходимо поговорить с ребёнком, заверить, что родители на его стороне и привлечь учителей и директора школы. Если такой метод не принесёт результата, то следующим шагом станет обращение к психологу.

Исследование показало, что так считают именно те родители, кто в детстве получил негативный опыт и сам был жертвами буллинга. Вместе с тем, респонденты, которых миновала травля в школьные годы, считают, что лучше сразу обратиться за помощью со стороны – к психологам, учителям и т.п.

Психологи советуют родителям, в первую очередь, разговаривать с администрацией школы. Если мирные методы не помогают, нужно обращаться в вышестоящие инстанции. Подробнее об этом – в руководстве ниже.



Важно помнить: какое бы насилие не испытал ребёнок в школьные годы – физическое или психическое – это с большей вероятностью оставит в его душе след на всю жизнь. Мы попросили вспомнить о буллинге в школе людей, которые уже сами стали родителями, и, казалось бы, должны забыть события тех далёких дней. Однако этого не произошло, и воспоминания о школе у них остались совсем не радужные.

Шёпот за спиной, постоянный страх сесть мимо стула, потому что его убрали, тупые шуточки, идиотские вопросы, ежеминутное напряжение от того, что нужно всегда быть начеку и быть готовой дать отпор.

Это травля. И я прожила в этом кошмаре 2 четверти. Сейчас я думаю о том, каково же было тем, кто подвергался издевательствам всю школьную жизнь, если меня, спустя 20 лет, до сих пор будоражит.

Всё начинается постепенно: одна шуточка, одна подножка, забрали шапку, покидали её по кругу. Постепенно эти игры начинают затягивать обе стороны, а события напоминают фашистские издевательства. Я долго думала, почему я сразу не сказала маме, почему вообще дети не говорят родителям об издевательствах?

Всё очень просто: жертве внушается, что это она поломанная, а все остальные – нормальные. И если со мной что-то не так, то решиться предпринять какие-то действия не просто. На какое-то время я начала думать, что, действительно, не имею права претендовать на равные условия с одноклассниками.

На мое счастье в каникулы, пока я была у бабушки, мама нашла мои дневники. На следующий же день она забрала документы, сняла квартиру в другом районе и поставила меня перед фактом, что с 1 сентября я учусь в другой школе. Это меня спасло.

В новом коллективе кошмар не повторился, я с удовольствием проучилась последние несколько лет, обзавелась друзьями, стала одной из самых ярких и активных девочек в классе.

Я давно отпустила ситуацию, проработала её. Но тем не менее мне всегда хочется говорить об этом, чтобы как можно больше людей услышали это, и, возможно, уберегли бы своих детей от подобной участи.

Андрей Д., 34 года, папа дочки Ани, предприниматель


В 5 классе родители перевели меня в элитную гимназию. Тут-то и началось. Я был рыжим, пухлым, неуклюжим отличником и носил очки – идеальный объект для издёвок. Травили меня всем классом. Сначала не слишком жестоко, так, по мелочи: одноклассники прятали и даже ломали мои очки, как-то подсунули в мой рюкзак женское нижнее бельё и оно вывалилось при всех на пол, когда я вытаскивал тетради. Доходило даже до того, что мне подсунули дохлую мышь. Но это были цветочки.

Спустя несколько месяцев моя жизнь превратилась в настоящий ад. Ежедневно после уроков одноклассники дожидались, когда я выйду из школы, и прямо на её территории прыгали на меня.

Я лежал на асфальте под грудой диких и озлобленных детей. Меня били, но слёзы катились не от боли, а от обиды и непонимания. Зачинщиками всегда были девочки. Всё это происходило прямо под окнами школы. Ни учителя, ни другие родители не заступались за меня. Меня будто не замечали.

В итоге к концу года я забросил учёбу и сам попросил маму перевести меня в другую школу. Спустя 12 лет я случайно встретил тех девочек в магазине. Сам не ожидал от себя, но будучи уже взрослым парнем, я бежал от них со всех ног, точно также, как в те школьные ужасные годы…

Хочу сказать одно – будьте добрее друг к другу: к умным, глупым, очкарикам или рыжим, к людям с лишним весом и излишне худым. Лишь спустя годы я понял – всё идёт из среды, в которой растут дети.

Оксана П., 31 год, мама двух погодок, юрист


В школе меня любили все, я была душой компании, заводилой и при этом отличницей. Дружила в основном с мальчиками, хотя и с девочками не было конфликтов. Но у нас была учительница, которая в конце концов добилась того, что я ушла в другую школу. Даже сейчас не верится до конца, но видимо она завидовала достатку нашей семьи.

В середине 90-х родители могли позволить себе одевать меня в импортную дорогую одежду, покупать дорогие рюкзаки и пеналы, которые заметно выделялись среди вещей сверстников в маленьком провинциальном городке. Педагог не могла с этим смириться. Доходило до смешного: то она высмеивала мою одежду на уроке при всех, то отчитывала за то, что я выделываюсь и специально бешу остальных своими вещами.

Поначалу я не сильно обращала на неё внимание.

Жаль, что тогда не было телефона с камерой, и я никому ничего не могла доказать…

Не могу сказать, что эта травля сильно испортила мне жизнь. Но за 4 года жёсткого буллинга от взрослого человека я просто выгорела. Я не хотела учиться, появляться в школе, слушать про себя очередные гадости. Всё решилось само собой: в 9 классе я забрала документы и перешла в другую школу, где всё наладилось. И это стало лучшей терапией после дурдома, который устроила мне взрослая, завистливая женщина. Но тем не менее, многолетние издёвки навсегда убили во мне тёплые воспоминания о школе.

Стать жертвой может каждый. Поэтому пора действовать

Эти истории показывают – стать жертвой агрессивных подростков и даже взрослых может любой, независимо от физических способностей или материального положения. При этом психологическую травму получают все участники травли: агрессор, жертва и свидетели буллинга. И очень важно в целях профилактики травли работать на опережение, не доводя до появления конфликта.

Разговаривайте с детьми, выстраивайте доверительные отношения и объясняйте им, что издевательства в школе — не норма. Ваш ребёнок должен быть уверен, что родители в любом случае помогут и будут на его стороне. Также важно с малых лет развивать у ребёнка эмпатию, чтобы он не стал агрессором в подростковом возрасте.

Читайте также: