Как можно моделировать выкройку салфетки кратко

Обновлено: 30.06.2024

Как можно моделировать выкройку салфетки?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 13.03.2018 16:36
  • Другие предметы
  • remove_red_eye 12460
  • thumb_up 45
Ответы и объяснения 1

С помощью линейки и циркуля, а ещё бумага и карандаш нужны. А если ещё лекало есть то салфетка вообще обалденная получится.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Другие предметы.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

В данном разделе публикуются вопросы и ответы на них к непопулярным предметам.

При конструировании одежды выполняются чертежи отдельных ее деталей. В 4 классе вы узнали, что чертеж — это обычно выполненное на бумаге изображение предметов с указанием их размеров. Чертеж швейного изделия — одежды — является разверткой той части фигуры, для которой предназначено конструируемое изделие.

Чертеж швейного изделия, построенный по индивидуальным меркам в натуральную величину, вырезают и получают выкройку, которая может состоять из нескольких частей — деталей.

Любую выкройку можно моделировать, т. е. создавать много разных моделей на основе одной выкройки, изменяя для этого форму отдельных деталей, длину или ширину изделия.

Инструменты и приспособления

Для изготовления выкроек и раскроя вам понадобятся: стол, на котором удобно разместить большой лист бумаги в клетку для построения выкройки швейного изделия в натуральную величину; длинная линейка; простой карандаш; ластик; ножницы; гибкая, но не растягивающаяся сантиметровая лента для снятия мерок, а также для измерения длины и ширины ткани; калька и булавки для копирования готовых выкроек; мелок для обводки выкройки на ткани (рис. 15).


Рис. 15. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки и раскроя: а — сантиметровая лента; б — калька; в — простой карандаш; г — линейка; д — булавки; е — портновские ножницы; ж — портновский мелок; з — ножницы для бумаги

Снятие мерок

Изготовление выкроек начинается с определения размеров фигуры человека и, соответственно, будущего изделия, т. е. со снятия мерок. Для правильного снятия мерок нужно знать расположение конструктивных линий фигуры: линии шеи, линии груди, линии талии, линии бедер (рис. 16).


Рис. 16. Конструктивные линии фигуры

  1. Человек, с которого снимают мерки, должен быть в нижнем белье.
  2. Талию необходимо плотно обвязать шнурком.
  3. Нельзя искусственно изменять фигуру (втягивать живот, прогибаться), так как это повлечет за собой ошибки в определении размера.
  4. Снимать мерки нужно с помощью сантиметровой ленты, не ослабляя и не натягивая ее.

Для построения или выбора выкройки швейного изделия кроме мерок нужно знать рост человека. Для определения роста следует снять обувь, встать спиной к стене. Руки должны быть опущены. На уровне макушки делается метка (не портить при этом стену!), а затем измеряется расстояние от пола до метки (рис. 17, а).


Рис. 17. Снятие мерок: а — рост; б— обхват талии; в — обхват бедер; г, д — длина поясного изделия

Обхват талии (От) — сантиметровая лента должна проходить горизонтально вокруг туловища на уровне талии (рис. 17, б).

Обхват бедер (Об) — сантиметровая лента проходит горизонтально вокруг бедер: сзади — по выступающим точкам ягодиц, спереди — с учетом выступа живота (рис. 17, в).

Длина поясного изделия (Ди) — сантиметровая лента проходит строго вертикально от линии талии до желаемой длины изделия: для фартука — по линии середины переда, для брюк — по линии бока (рис. 17, г), для юбки — по линии середины спины (рис. 17, д).

Изготовление выкройки фартука

Построение чертежа основы фартука (рис. 18). Если в качестве проектного изделия вы выберете фартук, чертеж его выкройки стройте в такой последовательности.


  1. На листе для выкройки через точку 1 проводится вертикальная линия. Это линия середины фартука.
  2. Из точки 1 надо провести горизонтальную линию — линию талии.
  3. Далее требуется рассчитать ширину фартука. На выкройке изображена только половина фартука. Его ширина на чертеже равна мерке Об : 4 + 10 см (например, 80 : 4 + 10 = 20 + + 10 = 30 см).
  4. От точки 1 по линии талии влево отложите ширину фартука (30 см). Получится точка 2. Отрезок 1-2 — это линия талии.
  5. От точки 1 вниз по вертикальной линии следует отложить мерку длины изделия (Ди). Получится точка 3. Отрезок 1-3 — это линия середины фартука, приходящаяся на сгиб ткани; линия середины фартука совпадает с направлением долевой нити.
  6. Из точки 2 проведите вниз вертикальную линию, а из точки 3 влево — горизонтальную линию. Точку их пересечения обозначьте цифрой 4. Отрезок 2-4 — линия бока. Отрезок 3-4 — линия низа. Прямоугольник 1-2-4-3 — полотнище фартука.


Рис. 19. Выкройки фартука

Построение чертежа выкройки пояса-завязки. Для фартука чаще всего применяют простейший пояс-завязку. Вертикальную линию середины фартука надо продлить вверх или вниз. Затем выбрать на линии точку 9 (см. рис. 18) и из нее провести горизонтальную линию.

Как рассчитать длину пояса-завязки на чертеже? Она равна мерке От : 2 + 30 (например, 64 : 2 + 30 = 62 см).

От точки 9 влево по горизонтальной линии откладывается длина пояса-завязки (62 см). Получится точка 10. От точки 9 вверх по вертикальной линии откладывается ширина пояса — 5 см. Получится точка 11.

Отрезок 9-11 — линия середины пояса-завязки (сгиб ткани).

Отрезки 9-10 и 11-12 — продольные срезы пояса (совпадают с направлением долевой нити). Отрезок 10-12 — поперечный срез пояса.

Прямоугольник 9-10-11-12 — пояс-завязка в развернутом виде.

Моделирование фартука. Прямоугольные нижние углы полотнища фартука при желании можно срезать или сделать закрут ленными (рис. 20).


Рис. 20. Моделирование фартука: а — модели; б — выкройки

Изготовление выкройки юбки

Если в качестве проектного изделия вы выбрали юбку, чертеж ее выкройки надо строить в такой последовательности.

Построение чертежа переднего и заднего полотнищ юбки. На большом листе бумаги в клетку построим чертеж переднего и заднего полотнищ юбки в натуральную величину (рис. 21).


Рис. 21. Построение выкройки юбки: а — чертеж выкройки; б — выкройка. Внимание! Технические ограничения не позволяют разместить на чертеже все названия линий, но на вашем чертеже они должны быть обязательно

Для модели юбки на кулиске (кулиска в данном случае — это широкая подгибка по линии талии, в которую вдевается эластичная тесьма, удерживающая юбку на фигуре и образующая сборки) линия талии рассчитывается по формуле: От : 4 + 10 см, где 10 см — припуск на образование сборок, например 64 : 4 + 10 = 26 см.

Моделирование юбки. Если нам нужно сделать на юбке разрезы, уменьшить или увеличить ее длину, необходимо нанести линии фасона на чертеж основы (рис. 22). Например, новая длина юбки откладывается от линии талии вниз по линии середины полотнища и по линии бока. Длина разреза в боковых швах откладывается от линии низа вверх по линии бока.


Рис. 22. Моделирование юбки: а — модели; б— выкройки

Копирование готовой выкройки

Можно сделать выкройку путем копирования. Если учитель предложит использовать готовую выкройку, подходящую вам по размеру, ее потребуется перенести на кальку.

Для копирования готовой выкройки кальку нужно наложить на выкройку и приколоть булавками. Затем все контурные и внутренние линии, метки и надписи следует обвести карандашом. После этого остается удалить булавки и вырезать выкройку по контурным линиям.

Практическая работа № 9
Снятие мерок и изготовление выкроек

Вам потребуются: сантиметровая лента, тесьма для фиксации линии талии, большой лист бумаги в клетку, линейка, карандаш, ластик, ножницы.

Порядок выполнения работы

Задание 1. Снятие мерок.

Снимите мерки, необходимые для изготовления вашего изделия, и запишите их в таблицу в рабочей тетради.

Задание 2. Построение чертежа выкройки фартука в масштабе 1:4. Пользуясь описанием, приведенным в учебнике, постройте чертеж выкройки фартука в рабочей тетради на листе в клетку, считая 1 клетку за 1 см.

  1. Выполните моделирование фартука в рабочей тетради по предложенному эскизу с помощью цветной бумаги.
  2. Выполните моделирование фартука в рабочей тетради по собственному эскизу с помощью цветной бумаги.
  1. Сделайте выкройку изделия, которое вы выбрали в качестве творческого проекта, любым из изученных способов.
  2. Выполните моделирование выкройки.
  3. Надпишите на чертеже названия всех деталей и их количество.
  4. Отметьте направление долевой нити стрелкой.
  5. Укажите на выкройке, где будет находиться сгиб ткани.
  6. Укажите величину припусков на швы и подгибку крупными цифрами возле всех срезов каждой детали.
  7. Вырежите детали выкройки.

Новые понятия

Чертеж, калька, выкройка, моделирование выкройки; Щь снятие мерок, конструктивные линии фигуры: обхват груди, обхват талии, обхват бедер, длина изделия.

Казалось бы, что в рукоделии может быть проще, чем сшить салфетку из ткани? Выкроил себе квадрат из ткани, подшил края – и изделие готово. Но начинающие швеи порой очень расстраиваются, не получив желаемого результата даже в таком простом примере изделия.

Дело в том, что подвернутые по обычной схеме края на углах наступают друг на друга, и салфетка выходит неаккуратной. Поэтому в сегодняшнем мастер-классе мы предлагаем рассмотреть, как аккуратно оформить уголок салфетки, чтобы изделие выглядело идеально.

  • Ткань для салфетки (хлопок, лен или смесовая ткань – полулен, поликоттон)
  • Ножницы
  • Портняжные булавки
  • Игла и нитки для наметывания
  • Швейная машинка
  • Также, как и в любом швейном процессе, нельзя будет обойтись без утюга. Если вы не будете разглаживать изделие на этапах его изготовления, то швы могут получиться кривыми и некрасивыми.

салфетка из ткани своими руками

Салфетка из ткани своими руками - мастер-класс

салфетка из ткани своими руками

Определитесь с размерами вашей салфетки. Пусть это будет, например, 50 на 50 см. Отмерьте эти значения на ткани и прочертите контуры квадрата карандашом.

салфетка из ткани своими руками

Выкроите квадрат из ткани. Подогните один из краев салфетки примерно на 7 мм. Обязательно загладьте сгиб, иначе он не будет держаться.

салфетка из ткани своими руками

Теперь загните на 7 м другую сторону квадрата, смежную с первой стороной. Особое внимание обратите к уголку – проследите, чтобы одна сторона аккуратно легла на другую. Загладьте и этот сгиб. Пройдитесь по всему периметру квадрата и загладьте так все стороны.

салфетка из ткани своими руками

Теперь нужно сделать второй сгиб. Согните одну сторону салфетки (отверните примерно 1 см) и загладьте утюгом.

салфетка из ткани своими руками

Смежную сторону квадрата также заверните, прогладьте. Опять-таки, внимательно следите за ткань в уголке. Повторите это по всему периметру салфетки.

салфетка из ткани своими руками

салфетка из ткани своими руками

Видите – уголок формируют четыре квадрата ткани? Проведите карандашом линию от левого нижнего угла левого нижнего квадрата к правому верхнему углу правого верхнего квадрата. Так же сделайте с тремя другими уголками салфетки.

салфетка из ткани своими руками

салфетка из ткани своими руками

Заверните к центру салфетки те края полотна, которые расположены с двух сторон от срезанного уголка. Затем саму вершину уголка заверните по направлению к центру изделия.

салфетка из ткани своими руками

Сделайте второй сгиб краев салфетки по уже заглаженным линиям. Зафиксируйте сгиб наметочным швом. Повторите эту процедуру по всему периметру изделия.

салфетка из ткани своими руками

салфетка из ткани своими руками

Вот такие аккуратные и плоские уголки получается у салфетки! Теперь вы знаете, как сшить салфетку своими руками! И главное – у вашей салфетки будут аккуратные уголки, благодаря которым изделие будет выглядеть очень красиво!

салфетка из ткани своими руками

Салфетка из ткани своими руками. Фото

салфетка из ткани своими руками

салфетка из ткани своими руками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача: Дать представление об изделии салфетка.

Учебно-познавательная:

- повторить назначение шва вподгибку с закрытым срезом;

- познакомить обучающихся с изделием салфетка;

- учить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению салфетки с помощью краевого шва вподгибку с закрытым срезом;

- отрабатывать умение работать с кроем изделия.

2. Коррекционно-развивающая:

- развитие памяти, логического мышления;

- развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия) через ориентировку в крое изделия;

- развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии при планировании последовательности изготовления салфетки.

3. Воспитательная:

- формирование привычек бережливости и экономии;

- воспитание культурно-гигиенических навыков.

- воспитание чувства вкуса.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Оборудование: образцы стачного и шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, образец коробочки растения хлопчатник, лоскутки различных тканей, линейки, крой салфетки, слова компьютер, презентация к уроку, карточки зеленого и красного цвета для рефлексии.

Актуализация опорных знаний

Основная часть: изучение нового материала:

- История изделия

- Анализ готового изделия (образец для пошива)

-Физкультминутка

- Работа с готовым кроем

- Составление плана пошива изделия

Итоги урока. Рефлексия

Организационный момент

Внешний вид учащихся, готовность к уроку

Организация рабочего места

А сейчас отгадайте загадку:

Белое покрывало на столике лежит,
Покрывалом этим ротик вытираем. (Салфетка)

Актуализация опорных знаний

- Повторим наши знания, которые нам пригодятся для пошива салфетки. Как называется новый шов, который вы выполнили при обработке верхнего среза сумки для хранения работ? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

- Каким швам относится шов вподгибку к соединительным или краевым? (К краевым швам). При пошиве, каких изделий он применяется? Для чего он нужен шов вподгибку с закрытым срезом? Какой может быть ширина шва вподгибку с закрытым срезом?

- Найдите среди швов, шов вподгибку (Работа в группах). Какой еще знакомый шов вы увидели? (Стачной шов).

Основная часть: изучение нового материала

История изделия.

История Салфетки (Рассказ учителя)

- Прежде чем начать изучать салфетку, расскажу Вам интересную историю. Толковый словарь русского языка поясняет, что так называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть. Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину.

Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме. В эпоху средневековья салфетки получили распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью они пользовались в странах, где мужчины носили бороду и усы. В то же время в Англии, где мужчины брились, салфетки были распространены мало.

В настоящее время для сервировки стола используют два вида салфеток — тканевые и бумажные. Тканевыми салфетками, как правило, губы не вытирают: их кладут на колени. В этом случае на стол ставят бумажные салфетки. Иногда на торжественных приемах сервируют только тканевыми салфетками. Тогда их используют и для защиты одежды, и для вытирания губ.


-Также салфетками накрывают хлеб и фрукты, на них ставят посуду, вазы.

Салфетки сегодня

- Сегодня салфетки очень популярны. Салфетки служат также для украшения жилища. Салфетки считались модными всегда.

- Они входят и в комплект столового белья (скатерть и 4-12 салфеток).

Анализ готового изделия (образец для пошива)

Салфетку можно изготовить своими руками. И если сшить несколько салфеток себе, тем более шить вы уже умеете, вы сэкономите деньги. А еще, если вы сошьёте себе салфетки, вы еще лучше научитесь шить и израсходуете ненужные лоскутки, то есть найдёте им применение, и они не будут лежать без дела.

Салфетки изготавливают из льняной ткани (суровой, гладкокрашеной и отбеленной), а также из хлопчатобумажной (гладкокрашеной и с рисунком)

(Рассматривание образцов ткани)

- Для чего нужны салфетки?

- Из скольких деталей состоит салфетка? (Салфетка состоит из одной детали).

- На какую фигуру похожа салфетка? (Салфетка похожа на квадрат).

Какую форму имеет салфетка? (Салфетка имеет квадратную, прямоугольную, круглую, овальную форму).

- Какие еще изделия прямоугольной или квадратной формы вы знаете? (Носовой платок, головной платок, скатерть, полотенце и т.д.)

- Какая ткань подойдет для пошива салфетки? (Хлопчатобумажная и льняная ткань). Правильно, эти ткани лёгкие, хорошо впитывают влагу, быстро сохнут они подойдут нам.

- Почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными? (Потому что волокна, из которых изготавливают ткань получают из растений).

- Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани? (Хлопчатник.)

(Работа с образцами тканей)

- Сейчас я раздам вам образцы хлопчатобумажных тканей. Рассмотрите их и ответьте на вопрос.

- Какие свойства этих тканей знаете?

1. Хорошо пропускают воздух.

2. Хорошо впитывают влагу.

3. Быстро сохнут.

4. Создают ощущение тепла.

5. Мнутся при носке.

-Перечислите достоинства хлопчатобумажных тканей.

-Какие свойства хлопчатобумажных тканей относятся к недостаткам? (Мнутся при носке).

- Как можно отделать салфетку?

(Отделкой салфетки служит: вышивка, кружева и аппликация).

Сделаем вывод. (Раздать образцы салфеток)

Салфетка имеет квадратную, овальную, прямоугольную, круглую форму, служит для гигиенических целей, состоит из одной детали, ткани для пошива – хлопчатобумажные, льняные.

А теперь выберем ткань для пошива нашей салфетки. Какой должна быть ткань для салфетки? (Тонкой, легкой, мягкой). Ткань – ситец – это тонкая хлопчатобумажная ткань. (Выбор ткани из различных лоскутков ткани, предложенных учителем, работа в парах).

Физкультминутка (Выполняют упражнения).

Работа с готовым кроем

- Прежде чем сшить какое либо изделие, нужно приготовить детали. Где мы берем детали изделия? (Выкраиваем из ткани) (Раздаю крой изделия).

- Это крой салфетки или деталь салфетки. Какую форму имеет крой салфетки? Чему равны стороны нашего квадрата? (Измеряют стороны кроя). Из какой ткани я выкроила для вас деталь салфетки? (Из хлопчатобумажной ткани).

Вспомним, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из нитей, переплетённых между собой).

Какие есть в ткани нити? (Долевые и поперечные нити или основы и нити утка).

- Какие свойства у этих нитей? (Нити основы не дают ткани растягиваться, нити утка растягивают ткань).

Какие бывают ткани по окраске? (Белая, гладкоокрашенная, с рисунком). Определите какая ткань у кроя нашей салфетки.

Какие есть стороны у ткани? (Лицевая и изнаночная стороны).

- Как выглядит лицевая сторона? А изнаночная сторона ткани? Определите стороны ткани на крое салфетки.

- Итак, салфетку мы выкроили. Что образуется при разрезании ткани? (Срезы). Какие срезы есть на крое салфетки? (Долевые, поперечные)

- А что нужно делать со срезами? (Срезы нужно обрабатывать) Почему? (Чтобы ткань не осыпалась).

Какие способы обработки срезов вы знаете? (Петельный стежок, косой стежок, шов вподгибку с закрытым срезом).

- А какие способы обработки срезов подходят для обработки срезов салфетки? (Шов вподгибку с закрытым срезом)

- Какой способ обработки срезов салфетки мы выберем? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

Сделаем вывод. Крой салфетки состоит из одной детали, имеет квадратную форму, выкроен из хлопчатобумажной ткани, ткань кроя гладкокрашенная, у кроя есть долевые и поперечные срезы.

Составление плана пошива салфетки

- Прежде чем начать шить какое-нибудь изделие, что нужно составить? (План пошива изделия). С чего начнём пошив салфетки (Пошив салфетки начнем с обработки срезов). Какой способ обработки срезов салфетки выбрали? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

Обработать долевые и поперечные срезы.

Выполнить отделку изделия.

Отутюжить готовое изделие

- Что мы будем делать? (Читают).

Первичное закрепление

Давайте закрепим наши знания и проведем маленький экзамен. В этой коробочке лежат билеты, на которых записаны вопросы.

- Как называется новое изделие?

- Для чего нужна салфетка?

- Из скольких деталей состоит салфетка?

- Какую форму имеет салфетка?

- Из каких тканей лучше шить салфетки?

- Какой шов мы будем использовать для обработки срезов салфетки?

-Проверим ваши ответы.


Дополнительная информация.

Салфетку для торжества или дорогого человека можно украсить вышивкой. Можно вышить имя, смешную мордочку или забавную птицу!

Итоги урока. Рефлексия

Выставление оценок за урок. Рефлексия. На партах у вас лежат карточки красного и зеленого цвета. Если вы считаете, что урок был интересен и полезен, поднимите зелёную карточку, если урок неинтересен и неполезен для вас, покажите красную карточку.

- С каким изделием мы познакомились на уроке?

- Урок окончен. Спасибо за внимание!

Литература и источники информации:

Технология. Швейное дело. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая.

Технология. Швейное дело. 5 класс. Разработки уроков. Для образовательных учреждений VII-VIII вида (Боброва Л.В.).

Читайте также: