Какие опыты можно поставить в школьном кабинете географии

Обновлено: 02.07.2024

Обчисліть протяжність Африки по екватору, якщо географічні координати західної та східної крайніх точок на екваторі дорівнюють відповідно 9*сх. д і 43*сх. д

Определите природную зону по краткому описанию ее природных компонентов: Эта природная зона расположена и в Северном, и в Южном полушариях. Жаркий и влажный в течении всего года климат благоприятен для развития самых разнообразных пород деревьев.

Назовите отрасли сельского хозяйства, по развитию которых Россия входит в первую десятку стран мира. Не менее шести отраслей

Самая низкая температура воздуха зафиксированная на земном шаре составляет - 89,2. Выберите место где это могло быть: 1) Оймякон (Россия) 2) Сев. полюс 3) Антарктида (станция Восток) 4) о. Гренландия

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Авторское представление.

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Принцип наглядности можно рассматривать как стимул в организации активной познавательной деятельности учащихся при опоре на представленные в средствах наглядности образы, модели. Средства наглядности выступают как стимуляторы, побуждающие к познанию, развитию интереса, воображения, создающие эмоциональную сферу обучения. Традиционно используются на уроках такие средства наглядности, как географические карты, картины, таблицы, фотографии и экранные пособия, диапозитивы, кино- и видеофильмы. Некоторую информацию учащиеся воспринимают легко, она им понятна и доступна, а по некоторым вопросам возникает масса "почему?", "как?" и т.п. Вот здесь и необходим эксперимент, позволяющий заглянуть в процессы, происходящие в природе.

Каждый учитель в своей работе применяет разнообразные формы и методы, с целью привлечения интереса к своему предмету. На своих уроках, по мере возможности, я пытаюсь проводить опыты и эксперименты.

Эксперименты могут проводиться на уроке или самостоятельно учащимися дома. Эксперименты безопасны, не требуют специального оборудования и материалов. Они позволяют привить интерес к предмету, более наглядно, доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов на Земле. Информация, полученная учащимися на таких уроках, надолго запоминается, помогает им лучше разобраться в материале, найти ответы на многие вопросы.

Во многих случаях в ходе проведения эксперимента воспроизводятся явления, которые дети могут наблюдать в природе. Сущность явления при этом хорошо выявляется и затем поясняется. Эксперимент и его результаты должны, по моему мнению, привести к формированию у учащихся образов того или иного явления. Также при пояснении большое внимание уделяется единству окружающего мира и выявляются межпредметные связи естественных наук.

Описание практической деятельности.

Стала искать различные материалы с занимательным содержанием в литературе, искать информацию в Интернете. После поиска определила для себя некоторые эксперименты, которые не требуют больших затрат и могут быть использованы на уроках географии. Не претендуя на авторство, я предлагаю фрагменты уроков, с использование этих экспериментов. Данные эксперименты отвечают возрастным требованиям детей 10-12 лет, ведь для этого возраста характерно целостное восприятие окружающего мира.

Урок в 6 классе "Влажность воздуха. Образование облаков"

Учитель: Как вам известно, воздух состоит из смеси различных газов и некоторого количества водяных паров. Даже над пустыней воздух никогда не бывает абсолютно сухим.

Проделаем следующий эксперимент:

Возьмите губку и сожмите ее. Ничего не произошло.

Теперь капните на нее из пипетки и сожмите опять. Результат тот же.

Положите губку в кювету с водой, подождите чуть-чуть и сожмите снова.

- Что вы видите? (из губки капает вода).

Положите губку опять в кювету и переверните ее несколько раз.

- Как вы думаете, что произойдет, если сейчас поднять губку? (Выслушиваются ответы учащихся.) Проверим.

Поднимите губку и посмотрите на дно.

- Почему из нее начала капать вода? Попробуйте объяснить данный эксперимент (Выслушиваются ответы учащихся.)

На этом же уроке проводится эксперимент при демонстрации гигрометра. Данный эксперимент, показывает, как волос может применяться для измерения влажности.

Для проведения эксперимента необходима целлофановая ленточка, волос длиною

12-15 см, тоненькая плоская палочка, фломастер, карандаш, большая стеклянная

банка, клей. Процесс: ленточкой прикрепите волос к центру палочки; один конец палочки покрасьте фломастером. Прикрепите второй кончик волоса к карандашу; положите карандаш на горлышко банки так, чтобы палочка на волоске свисала внутрь банки, не доставая до дна. Если палочка не висит горизонтально, уравновесьте ее, капнув клея на поднявшийся вверх конец; поставьте банку в такое место, чтобы ее никто не трогал; в течение недели наблюдайте, в какую сторону указывает палочка окрашенным концом.

Итоги: направление, указываемое палочкой, постоянно меняется.

Почему? Вы изготовили волосяной гигрометр – инструмент, измеряющий влажность воздуха, иными словами – количество влаги в воздухе. Когда влажность возрастает, волосок вытягивается, а когда становится суше, он укорачивается. Эти движения передаются палочке, в результате чего она поворачивается в разные стороны.

Урок в 6 классе "Гидросфера - водная оболочка Земли"

Учитель : чтобы сформулировать основные свойства воды, я предлагаю каждой группе провести небольшие исследования.

1 группа – занимается исследованием вкуса, цвета, запаха воды; а также превращает лёд в жидкость, а затем в водяной пар (Кусочки льда помещают в пробирки, нагревают над спиртовкой). (Описывают воду, налитую в стакан.

2 группа – исследует плотность пресной и солёной воды ( опыт с куриным яйцом в стакане с пресной и с солёной водой. В один стакан с водой добавляют 100 г соли. В оба стакана с водой опускают яйца. Делают вывод.).

1. Плотность пресной ( питьевой) воды меньше плотности яйца, поэтому яйцо тонет в пресной воде.

2. Плотность солёной воды больше плотности яйца, поэтому яйцо не тонет в солёной воде.

3 группа – исследует свойство воды растворять газы ( опыт с охлаждённой и тёплой бутылками минералки: берется две бутылки воды, одна сильно охлаждена, другая комнатной температуры. Ребята наливают воду в стакан, делают вывод).

Из охлаждённой минеральной воды выделилось много газов, поэтому в охлаждённой воде может быть растворено больше газов, чем в минеральной воде комнатной температуры.

Урок в 6 классе "Человек и гидросфера"

Работа класса в группах.

Что является основным источниками загрязнения

Сколько воды потребуется для изготовления 7 учебников (для учебников всех учеников класса

Проведите опыт, доказывающий опасность некоторых загрязнителей.

"К каким последствиям приводит утечка нефти в прибрежной зоне?

Для ответа на этот вопрос проведите следующий эксперимент.

Добавьте небольшое количество машинного масла (мы использовали растительное масло) в банку с водой. Смешиваются ли эти жидкости? Хорошо потрясите банку, поднесите к свету и рассмотрите. Сделайте вывод.

Исследуйте, какое действие оказывает нефть на перья птиц и на песок. Рассмотрите птичье перо. Обратите внимание на его внешний вид и вес. Покройте перо машинным маслом. Теперь с помощью воды, бензина и щетки постарайтесь очистить перо. Удалось ли вам это? Покройте машинным маслом песок, найдите способ его очистки ."

Урок в 6 классе " Подземные воды"

Работа в группах.

- Как же вода попадает под землю? (Нужны два условия: атмосферные осадки и породы, пропускающие воду).

Чтобы ответить на этот вопрос проведём следующий опыт.

Какой можно сделать вывод?

Используя материал учебника с. 94 , заполните таблицу.

- Что лучше пропускает воду: песок или галька? Почему?

- Какие горные породы называются водопроницаемые, водоупорные (водонепроницаемые) ?

- Объясните, существует ли связь между количеством осадков и подземными водами?

- В чём она проявляется?

Урок в 6 классе: " Атмосфера: строение, значение, изучение"

"Учитель: Можно ли обойтись без атмосферы? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем эксперимент. Приглашаю трех добровольцев.

Опыт 1 . Закройте глаза и зажмите пальцами нос. А мы будем считать. Долго смогли? Нет! Какой вывод можно сделать?

- Кислород необходим всем живым организмам для дыхания.

Опыт 2. Наденьте шапку и скажите, для чего она нужна? Для защиты.

- Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов, большая часть которых сгорает и не долетает до поверхности Земли.

Для нагревания, терморегуляция.

- Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днем и не остывает ночью так сильно, как например, поверхность Меркурия или Луны .

Опыт 3 . Наденьте солнцезащитные очки, для чего вы это делаете?

- Озоновый экран защищает человечество от избыточного ультрафиолетового излучения, большая доза которого губительна для организма.

Горизонтали показывают высоту территории на плоскости. Сделай двухмерную карту с горизонталями, постепенно погружая гору из пластилина в емкость с водой.

1. Тебе понадобится: пластилин, пластиковая прямоугольная миска, вода, линейка и счетная палочка.

2. Вылепи из пластилина гору и помести ее в миску. Приставь линейку вертикально к стенке миски.

3.Налей 2,5 см воды. Отметь ее уровень палочкой. Налей еще столько же воды и отметь ее новый уровень. Продолжай подливать воду до тех пор, пока она не достигнет вершины воды.

4. Вытащи гору из воды. Посмотри сверху, как проходят проведенные тобой линии. Нарисуй карту такую, как на рисунке сверху. Напиши на горизонталях цифры, соответствующие уровню воды. Раскрась поверхность между горизонталями разными оттенками желтого и коричневого цвета.

В этом учебном году нам не представилась возможность провести эту работу на местности. Поэтому я предложила детям выполнить часть работы, включающую описание свойств воды. Для этого ответственные ребята принесли воду, которую им привезли их папы с реки Бира. Для сравнения мы взяли и воду, которую набрали из крана (т. е. вода, которую мы используем в пищу, для бытовых нужд), а также воду, которую нам привезли с Лондоко — завода, т.к в отличии от нашей воды она очень чистая, не имеет осадка. Ребята определяли прозрачность воды, цвет воды, температуру воды, вкус (только бытовой воды), запах, делали выводы.

Урок в 6 классе "Влажность воздуха. Образование облаков"

Хнося пропадает в тумане.

Хнося: Я ничего не вижу! Помогите! Что это?

Ответы детей: Это туман.

Учитель: А как же образуется туман? Когда он образуется?

(Туман мы можем видеть вечером. Образуется при понижении температуры воздуха, конденсации)."

«Вся жизнь – открытая задача.

Это лишь небольшая часть работ, которые можно провести на уроках географии и показать учащимся, что наука – это не только длинный список фактов. Наука – это интересно! Наука помогает находить решение всевозможных задач и дает нам возможность понять, почему все происходит именно так, как оно есть, а не иначе.

В дальнейшем я планирую продолжить работу в данном направлении. Но чтобы осуществлять задуманное, практическую деятельность на уроках географии, необходимо, чтобы было 2 часа. Из школьного компонента на протяжении двух лет один дополнительный час выделялся на изучение географии, в этом учебном году сделали 1 час, которого очень не хватает, чтобы поработать с детьми практически. Но думаю, изучив отзывы детей об уроках, администрация пойдет на встречу. А эти отзывы — главный показатель эффективности уроков географии с практической направленностью. Из 41 шестиклассника 35 (85%) написали положительные отзывы о предмете. 6 человек увидели минусы при проведении уроков, которые я непременно учту в дальнейшей работе.

Используемые материалы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описывается опыт применения опытов и экспериментов во время уроков географии и на отдельных занятиях внеурочной деятельности.

г. Первоуральск, Российская Федерация

Опыт проведения опытов и экспериментов на уроках географии

Современный урок географии немыслим без наглядного обучения. Н.Н. Баранский, говоря об особенностях географии как учебного предмета, отмечал, "Что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география. И это по той простой причине, что все, что изучает география… все это понятия не отвлеченные, а конкретные, доступные нашему непосредственному представлению".

Цель эксперимента: выяснить, как земное вращение влияет на потоки воздуха и воды.

Материалы: плотная бумага, ножницы, карандаш, пипетка.

Процесс: - вырежьте из плотной бумаги круг диаметром 20 см;

- карандашом проткните круг в центре;

- капните одну капельку воды на круг рядом с карандашом;

- возьмите карандаш между ладоней и вращайте круг против часовой стрелки.

Итоги: капля воды будет сдвигаться по бумаге по часовой стрелке.

Почему? Свободно текущая вода стремится вперед, а вращающийся бумажный круг как бы выкручивается из-под нее. Ветры и потоки воды в северном полушарии отклоняются вправо благодаря вращению Земли. Как и крутящийся бумажный круг, вращающаяся Земля как бы выворачивается из-под потоков воздуха и воды, из-за чего их направление меняется. Изменение направления движения тел под влиянием вращения Земля называется эффектом Кориолиса.

Учащиеся выполняя данный опыт, видят реальное проявление силы Кариолиса, запоминают в каком направлении отклоняются ветра в северном и южном полушариях.

Наглядные представления опытов позволяют учащимся лучше разобраться в изучаемых понятиях, побуждают к активной познавательной деятельности как на уроках, так и вне их.

Список использованной литературы:

1. Робсон П. География в занимательных экспериментах. М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 160 с.

Расширить и углубить знания по школьным предметам помогут опыты и эксперименты, которые можно проводить не только в лаборатории, но и в домашних условиях. Опыт расширяет знания, закрепляет учебный материал и развивает мышление.

Опыты по физике 7 класс в домашних условиях

1.Пробивание иголкой монеты

Суть опыта заключается в демонстрации силы на небольшом участке. Для его проведение приготовьте: монету, иголку, пробку от бутылки, плоскогубцы, подставки для монеты.

Иголкой протыкаем пробку. Кончик иголки должен выйти с противоположной стороны на половину миллиметра.


Отрезаем у иголки кончик с ушком, откусив его плоскогубцами. Кончик не должен торчать из пробки, иначе он погнется.


Монету кладем между подставок, на нее — пробку с иголкой. Молотком делаем резкий удар по центру. Таким образом, пробиваем монету насквозь.


Чтобы молоток ударял на всю поверхность пробки, иголку обламывают, в результате пробка пружинит, а монета воспринимает удар через иголку. Площадь опоры иголки на монету маленькая, благодаря этому монету можно пробить.

2. Путешествие воды

Приготовьте: салфетки, краску, стаканы с водой.


  1. В три стаканы налить воду и подкрасить ее разными цветами.
  2. Два стакана оставить пустыми.
  3. Салфетку свернуть, положить в стакан с подкрашенной водой один конец, другой — в пустой стакан.
  4. Стаканы соединить.
  5. Салфетки пропитаются, и пустые стаканы наполнятся водой промежуточного цвета.
  6. Ждем пока все стаканы наполнятся водой.

Вывод: Салфетки пропитываются, и вода по натяжной поверхности поднимается вверх. Пустые стаканы заполняются. Перемещение воды заканчивается когда уровень воды станет одинаковым во всех стаканах. В пяти стаканах жидкость станет однородной и будет находится на одном уровне.

3. Опыт с газетой

Приготовьте: метр, газету, рейку (от 50 до 70 см).


На стол положите рейку, таким образом, чтобы один конец свешивался на 10 сантиметров, сверху плотно к столу и рейке положите газету. Ударяйте резко тыльной стороной руки по концу рейки. Рейка сломается, а газета не порвется. Воздух оказывает давление на газету. Медленное нажатие способствует проникновению воздуха под газету и уравновешивает давление. Если ударять резко , благодаря инерции воздух не успевает быстро проникнуть под газету. Рейка ломается, так как на газету давление воздуха сверху больше.

Занимательные опыты по физике

1.Опыт с мылом и тарелкой




2.Диффузия с жидкостью



3.Яйцо в соленой воде

Приготовьте: два стакана, столовую ложку, воду, соль, два яйца.

Стаканы наполняем водой. В одном стакане растворяем две ст.ложки соли, в каждый стакан опускаем по яйцу. В соленой воде яйцо будет плавать на поверхности, а в обычной утонет. Объяснение этому — с помощью соли плотность воды повышается, поэтому легче плавать в соленой воде.


4.Яйцо в бутылке

Приготовьте: бутылку с узким горлышком, яйцо, сваренное вкрутую, бумагу, спички, масло.

  1. Маслом смажьте горлышко у бутылки.
  2. Подожгите бумагу и опускайте ее в бутылку.
  3. На горлышко бутылки положите яйцо.
  4. После того, как погаснет огонь, яйцо будет в бутылке.

Вывод: В бутылке нагревается воздух и выходит наружу. Когда огонь гаснет, в бутылке воздух охлаждается и начинает сжиматься. В результате внутри бутылки давление становится низким, а снаружи давление в бутылку проталкивает яйцо.


5. Достать монету из воды не намочив руки .

Приготовьте: тарелку небольшого размера, воду, мелкий предмет (пуговицу, ключ, монету), банку или стакан, стаканчик от маленькой свечки, салициловую кислоту (1%), спички.


В тарелку положите монету и налейте воды.


Салициловую кислоту наливайте в стаканчик от маленькой свечи, которая должна находится в воде.


Спирт подожгите спичкой.


Банкой или стаканом (перевернуть вверх дном) накройте стаканчик от свечи. Вы сможете наблюдать, как вода закачивается, как насосом.


Посмотрите, каким образом это происходит.

Вывод — Разряженная воздушная среда создается под банкой, в результате, в банку закачивается вода.

Занимательные опыты по химии

1.Светящийся цветок


Приготовьте: лампу черного света — Вуда (ультрафиолетовая), любой цветной маркер.


Приготовьте маркер, выделяющий текст. Лучше всего под черной лампой светится желтый. Из маркера нужно вытащить волокна с чернилами. В емкость с водой выдавите чернила и поместите цветок туда. Нужно подождать пару часов, чтобы цветок впитал чернила. После этого можно наблюдать, как светятся лепестки под лампой черного света.

Лучше других цветов окрашиваются маргаритки и гвоздики. Выбирайте цветы белого цвета, эффект от окрашивания будет ярче.

2. Кола плюс молоко


Приготовьте бутылку молока и бутылку колы. Одну четверть колы выливаем из бутылки. Заливаем молоко в оставшуюся часть газированного напитка. Через час начнут появляться хлопья, а жидкость станет светлее. Спустя еще какое-то время хлопья опустятся на дно, жидкость станет прозрачной.


Вывод: Ортофосфорная кислота (содержится в коле) вступает в реакцию с молочными белками. В результате мы наблюдаем выпадение осадков в виде хлопьев.


3. Делаем яйцо, похожее на малахит.


Подготовьте: яйцо куриное, стеклянную банку (1 л), сухой медный купорос, пластилин, воду, перчатки.

Сначала избавляемся от внутренней части яйца — прокалываем его с двух сторон иголкой и выдуваем содержимое. Внутрь помещаем пластилин, который будет служить балластом. В банку наливаем теплую воду, половина литра, добавляем медный купорос — одну ложку. Размешиваем, пока медный купорос не растворится. Опускаем яйцо в банку, оно должно опуститься на дно. Если этого не произошло, добавляем пластилина еще немного. Теперь нужно набраться терпения и наблюдать за процессом. Через неделю яйцо приобретет сине-зеленый цвет, а через месяц оно станет малахитовым.

4. Лимонная батарейка

Оказывается, лимон может вырабатывать ток химического характера. Приготовьте: лимон, скрепку или гвоздик, медную проволоку или медную монетку, светодиод, два проводка.

Зачистите контакты и вставьте их в лимон, с расстоянием — три см друг от друга. При этом, медный — плюс, стальной — минус. Если контакты длинные, напряжение будет вырабатываться более высокое. Затем, соедините в лимоне контакты проводками с ножками светодиода. Ножки необходимо делать разной длины, длинная — плюс, короткая — минус. Провод от медного контакта соединяем с длинной ножкой, от стального — с короткой. В случае, если не загорелся контакт, проводки нужно поменять местами.



Результатом реакции уксусной кислоты и пищевой соды является получение ацетата натрия или горячего льда.

Приготовьте: соду (200 гр), соль, уксусную кислоту 70% (200 мл), кипяченую горячую воду, банку и кастрюлю.

В кастрюлю налейте уксус и добавьте соду. Вы увидите реакцию — выделение пузырьков газа. Ждите пока пузырьки исчезнут и ставьте кастрюлю на плиту. Помешивайте постоянно, при этом будет испаряться лишняя влага. На стенках кастрюли должны появиться кристаллы белого цвета, это раствор ацетата натрия. Раствор должен остыть, а на его поверхности появиться корка. Если этого не произошло, продолжите выпаривание. Затем подливайте горячую воду небольшими порциями, корка должна исчезнуть, а раствор станет однородным. Раствор перелейте в банку и уберите в холодильник, чтобы он охладился до комнатной температуры. Достаньте банку из холодильника и добавьте немного соли. Вы увидите, что раствор начнет кристаллизоваться и станет похож на лед.

Домашние опыты по химии

1.Снег из памперса


Подгузник разрежьте и достаньте набивку, она похожа на вату. Как следует измельчите. затем поместите полученные мелкие кусочки в таз и добавляйте холодную воду небольшими порциями. Это очень важно, так как избыток воды превратит смесь в серую и некрасивую массу. Смесь разминайте руками, пока она не станет похожей на настоящий снег, который нужно положить в холодильник.

2.Изготовление бомбочек для ванн своими руками.


Приготовьте: лимонную кислоту (2 ст.л.), соду (4 ст.л.), крупную соль (8 ст.л.), любое растительное масло.



3.Изготовление лизуна


Приготовьте: крахмал, клей ПВА, три стакана, емкость, краситель.


Эксперименты по физической географии

1. Вращение планет вокруг солнца.


2.Почему меридиональный радиус меньше экваториального

Приготовьте: плотную бумагу (длина 40 см), клей, ножницы, карандаш, линейку.


3. Как образуются молодые горы


Домашнии эксперименты по биологии 5 класс

1.Опыты с сельдереем

Приготовьте: сельдерей с листьями, краску пищевую синего и красного цвета, ножницы, 3 стакана


2.Бесцветный лист

Приготовьте: бензин, спирт, лист дерева зеленого цвета, стакан.



3.Опыт с картошкой

Для этого опыта вам потребуется нож и клубень картошки.



Читайте также: