Как можно кратко охарактеризовать методы выбора поставщиков
Обновлено: 04.07.2024
К элементам управления качеством в процессе закупок относят оценку и выбор поставщиков, которые способны обеспечить требуемый уровень качества поставляемой продукции. Во многих отношениях оценка и выбор поставщиков происходит с учетом тех же факторов, что и при любой крупной покупке (например, компьютера или автомобиля). Организация-потребитель принимает во внимание цену, качество, репутацию поставщика, предыдущий опыт работы с ним, послепродажное обслуживание, расположение, готовность и способность поставщика реагировать на изменение спроса.
В процессе оценки и выбора поставщика организация-потребитель должна убедиться в том, что:
- поставщик знаком с основными принципами, которыми руководствуется потребитель, и активно на постоянной основе поддерживает с ним взаимоотношения;
- поставщик располагает стабильной системой управления и пользуется хорошей репутацией у других потребителей;
- поставщик располагает производственными мощностями высокого технического уровня и готов внедрять технические новшества в будущем;
- поставщик способен поставить сырье и детали, отвечающие требованиям потребителя к качеству продукции, и располагает необходимыми технологическими возможностями;
- поставщик способен контролировать объем производства и может вложить средства, обеспечивающие выпуск необходимого количества продукции;
- разглашение конфиденциальной информации со стороны поставщика исключается;
- поставщик устанавливает приемлемую для потребителя стоимость поставляемой продукции и осуществляет поставки в заданный срок;
- взаимоотношения с поставщиком исключают возникновение проблем при транспортировке продукции и предусматривают четко отлаженную связь;
- поставщик будет придерживаться контрактных обязательств и выполнять их.
- оценка соответствующего опыта;
- деятельность поставщиков в сравнении с деятельностью конкурентов;
- анализ качества закупаемой продукции, цены, осуществления поставки и реагирования на проблемы;
- аудит СМК;
- контроль сведений и имеющихся данных поставщика об удовлетворенности потребителей;
- финансовая оценка обеспечения жизнеспособности поставщиков в течение периода сотрудничества;
- реагирование поставщиков на запросы, котировки и участие в тендерах;
- возможности обслуживания, монтажа оборудования и поддержки со стороны поставщиков;
- осведомленность поставщиков;
- возможности материально-технического обеспечения со стороны поставщиков;
- положение и роль поставщиков в сообществе, а также их восприятие обществом.
- оценку отдельных образцов поставляемой продукции;
- оценку на основе опыта аналогичных поставок и опыта других потребителей;
- оценку возможностей поставщика (метод А. Робертсона);
- исследование репутации поставщика;
- аудит СМК;
- комплексный анализ информации, относящейся к процессам деятельности поставщика.
Для оценки отдельных образцов продукции, а также партий изделий могут использоваться различные приемы. Одним из них является методика оценки поставщика путем выделения и классификации дефектов поступающих изделий. Данная методика предусматривает использование штрафных баллов, назначаемых в зависимости от значимости дефекта. Для каждой партии ведется учет, регистрирующий номера деталей, полученное и проверенное количество деталей, общее число штрафных баллов. Этот показатель рассчитывается ежемесячно или ежеквартально в зависимости от характера поставок следующим образом:
- определяется общее число фактически поставленных изделий;
- суммируются штрафные баллы по всей партии;
- число штрафных баллов делится на число фактически проверенных изделий и умножается на 100.
- 100 баллов и менее — отлично;
- 101—300 баллов — хорошо;
- 301—600 баллов — на поставщика нужно обратить внимание;
- свыше 600 — плохо, на поставщика требуется немедленно обратить внимание или исключить его из списка своих поставщиков.
Оценка на основе опыта других потребителей предполагает получение информации о надежности поставщика от его партнеров по договорным обязательствам. Этот метод также может использоваться только в сочетании с другими, особенно в тех случаях, когда в качестве потребителей выступают организации-конкуренты.
Метод оценки возможностей поставщика, предложенный английским специалистом в области управления качеством А. Робертсоном, предполагает учет таких составляющих поставки, как качество, цена, своевременность и предоставляемое поставщиком обслуживание.
Названные выше области оценки распределяются следующим образом:
- качество — 44 балла;
- цена — 30 баллов;
- своевременность поставки — 16 баллов;
- обслуживание — 10 баллов.
Уровень качества = 44 х (Общее число изделий приемлемого качества) / (Общее число проверенных изделий)
Данный показатель рассчитывается как средневзвешенное по результатам нескольких поставок.
Показатель уровня цены =30 х (Цена самой дешевой оферты) / (Цена поставщика)
При оценке своевременности поставки используется шкала, в которой показывается значение данного показателя в зависимости от соблюдения или несоблюдения сроков поставки (табл. 1).
Таблица 1. Шкала определения показателя своевременности поставки по методу А. Робертсона, баллы
Отклонение от согласованного срока, дни | Запаздывание | Опережение |
0—7 | 16 | 16 |
8—14 | 14 | 15 |
15—21 | 12 | 14 |
22—35 | 10 | 13 |
36—42 | 8 | 12 |
43—49 | 6 | 11 |
50—56 | 4 | 10 |
57—63 | 2 | 9 |
свыше 63 | 0 | 8 |
Показатель обслуживания может включать такие составляющие, как транспортировка продукции, монтаж, гарантийное обслуживание и т.п. При наличии любого из видов обслуживания значение показателя принимается равным 10 баллам.
В целом оценка возможностей поставщика осуществляется путем суммирования показателей качества, цены, своевременности поставки и обслуживания. Чем ближе полученное значение к 100 баллам, тем надежнее поставщик. Рассмотренный метод достаточно распространен, хотя значимость показателей оценки, которые в нем используются, может быть различной в зависимости от приоритетов организации-потребителя. Рассмотренный метод не учитывает репутацию поставщика, поскольку предполагается, что перед размещением заказа было установлено, что он в состоянии выполнить минимальные требования потребителя.
Следующий метод базируется на исследовании характеристик, отражающихрепутацию поставщика.
В примерный перечень характеристик, отражающих репутацию поставщика, входит следующее.
- понимания поставщиком роли гарантий качества продукции в своем звене цепочки поставок и принятия на себя ответственности;
- проведения поставщиком эффективных корректирующих действий, запрошенных потребителем в отношении его системы управления или качества продукции;
- получения поставщиком стабильной обратной связи от системы управления потребителя.
Рассмотрим перечень характеристик, отражающих ресурсы поставщика:
- Производственно-технологическая база: знания и опыт освоения технологий; обеспечение инженерных сооружений; возможности технологического оборудования; оснащенность метрологической службы.
- Потенциал менеджеров высшего уровня: лидерство; профессионализм; способность к стратегическому прогнозированию развития; навыки в планировании качества; знания и навыки управления ресурсами; умение укреплять корпоративные связи.
- Финансовая стабильность: платежеспособность, финансовая устойчивость; партнерские отношения с банками; фондовая деятельность; динамика инвестиций; развитие инновационного потенциала.
- Возможности персонала: структура кадрового состава (менеджеры, специалисты, исполнители в основном, подготовительном и обслуживающих производствах); характеристики персонала (образование, квалификация, повышение квалификации, переподготовка, ротации).
Применение любого из перечисленных методов предполагает согласие на его использование со стороны поставщика. Практически каждый метод может быть использован в комплексе с другими.
После выбора поставщика потребитель может заключить с ним соответствующий договор, устанавливающий взаимоотношения между организациями на определенный период. На этом этапе предоставляется возможность лучше узнать поставщика и принять решение о прекращении или продолжении взаимоотношений с ним. Заключение официальных соглашений предусматривает выполнение поставок в течение продолжительного времени. Поставщик должен постоянно ориентироваться в своей деятельности на улучшение качества поставляемой им продукции, снижение ее стоимости и повышение эффективности поставок.
Taтьянa Caлимoва, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой управления качеством Mopдовского государственного университета имени Н. П. Огapeва
Читайте также: