Как мораль связана с религией кратко

Обновлено: 06.07.2024

С самого начала истории западной мысли религия и мораль были тесно взаимосвязаны. Это утверждение справедливо, обратимся ли мы к древнегреческой философии или к христианству и иудаизму. В настоящей статье мы не будем пытаться выйти за эти границы, поскольку есть другие статьи о восточной мысли. Данная статья построена хронологически, и наибольшее место отведено современному периоду. В ней содержится попытка объяснить основные варианты в их исторической перспективе. Суть такого исторического подхода в том, чтобы обосновать утверждение, что мораль и религия были нераздельны вплоть до самого недавнего времени и что словарь наших моральных понятий по-прежнему глубоко насыщен этой историей. Поскольку исторически сложилось очень много различных способов рассмотрения этого соотношения, простой схематичный или типологический подход вряд ли будет удачным. Этические теории отдельных упомянутых в статье философов не будут подробно рассматриваться, поскольку в этой энциклопедии уже содержатся статьи о них. Вместо этого мы сосредоточимся на том, что эти философы сказали о соотношении морали и религии.

В связи с этим встает вопрос о пределах этой области. Десять заповедей даны в контексте завета с народом Израиля, хотя есть намеки на намерение Бога благословить весь мир через этот завет. Смежные законы в Пятикнижии включают предписания и запреты относительно ритуальной чистоты и жертвоприношения, а также относительно использования земли этим конкретным народом в этом конкретном месте. Но завет, который Бог заключает с Ноем после потопа, применим ко всему человеческому роду, и его универсальный охват явлен в книгах Премудрости Соломона, которые устанавливают непрерывную связь между тем, как мы должны жить, и нашим созданием. К примеру, в Притчах 8 Мудрость простирает свой голос на всё человечество и говорит, что она ненавидит зло, которое она вынуждена описывать довольно подробно. Она говорит, что была ремесленником у Бога, когда Бог творил мир и его обитателей.

Тема самопожертвования наиболее очевидна в той части повествования, где идет речь о смерти Иисуса. Это событие по-разному понимается в Новом Завете, но одна главная тема состоит в том, что Иисус умирает за нас, невинный человек умирает во имя виновных. Иисус задает парадигму любви к ближнему как готовность умереть за него. Эта тема связана с нашим отношением к Богу, которое мы нарушаем непослушанием, но которое восстанавливается божественным прощением через искупление. Особенно в Посланиях апостола Павла нам дается троекратное темпоральное указание на соотношение морали и работы Бога во имя нас. Мы прощены за наши прошлые прегрешения через жертву Иисуса (Рим., 3:21–26). Мы примирились с Богом в настоящем, поскольку Бог принял нас во Христе (Рим., 8:14–19). И нам дана надежда на будущий прогресс святости через работу Святого Духа (Рим., 5:3–5). Все эти теологические вопросы требуют более подробного анализа, но здесь нет для этого места.

Существует контраст между двумя описанными традициями, а именно, древнегреческой и иудеохристианской. Идея бога, центральная для греческой традиции, рассмотренной выше, состоит в том, что бог действует на нас подобно магниту, так, что мы хотим стать похожими на него. В рассмотренных выше еврейских и христианских писаниях центральная идея состоит в том, что Бог дает нам заповеди. Так и хочется упростить этот контраст и сказать, что греки предпочитают добро в их отношении морали и религии, а иудеохристианский подход предпочитает право или обязательство. Понятие обязательства кажется наиболее целесообразным на фоне заповедей. Но такая картина слишком проста, ибо в рамках подхода греков есть место для ограничения желания. Так, у сдержанного или отважного человека, согласно Аристотелю, есть желания пищи, секса или безопасности, которые должны быть ограничены любовью к доблести. С другой стороны, иудеохристианский подход присоединяет любовь Бога к понятию Божьего повеления таким образом, что завет, в котором заложены эти повеления, — это завет, которым Бог благословляет нас и дает нам путь к высшему благу, а именно, к единению с Богом.

Европа пережила второй Ренессанс, когда ученые покинули Константинополь после его захвата мусульманами в 1453 и принесли с собой греческие рукописи, которые до того были недоступны. Во Флоренции Марсилио Фичино (1433–1499) провозгласил Платона первейшим античным учителем мудрости и (подобно Бонавентуре) ссылался на Августина, называя его своим проводником в возвышении Платона. Его выбор Платона был связан с гармонией, которая, как он полагал, существует между платоновской мыслью и христианской верой, и он приступил к переводу на латинский язык всех текстов платоновской традиции, поскольку эта мудрость была недоступна его современникам, не знавшим греческий язык. Он был также первым переводчиком на латинский Плотина, неоплатоника.

  • Adams, R. M., 1999, Finite and Infinite Goods, Oxford: Oxford University Press.
  • Anselm, S. Anselmi Cantuariensis Archiepiscopi Opera Omnia, Franciscus Salesius (ed.), Stuttgart-Bad Cannstatt: Friedrich Fromann Verlag, 1968.
  • Aquinas, T., Summa Theologiae, English Dominicans (trans.), London: Burns, Oats, and Washbourne, 1912–36; repr. New York: Christian Classics, 1981.
  • Aristotle, The Complete Works of Aristotle, Jonathan Barnes (ed.), Princeton: Princeton University Press, 1984.
  • –––, Nicomachean Ethics, Roger Crisp (trans.), Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
  • Augustine, The City of God, Robert Dyson (ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
  • –––, Confessions, Henry Chadwick (trans.), Oxford: Oxford University Press, 1991.
  • Austin, J., 1965, How to Do Things With Words, Oxford: Oxford University Press.
  • Ayer, A. J., 1936, Language, Truth and Logic, London: Gollancz.
  • Bourke, V. J., 1968, History of Ethics, Garden City, NY: Doubleday.
  • Calvin, J., Institutes of the Christian Religion, John T. McNeill (ed.), Ford Lewis Battles (trans.), 2 vols., Philadelphia: Westminster Press, 1960.
  • Carson, T. L., 2000, Value and the Good Life, Notre Dame: Notre Dame Press.
  • Coplestone, F., 1985, A History of Philosophy, Garden City, NY: Image Books.
  • Crusius, Christian August, “A Guide to Rational Living,” Moral Philosophy from Montaigne to Kant, Vol. 2, J.B. Schneewind (ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
  • Evans, C. S., 2004, Kierkegaard's Ethics of Love: Divine Command and Moral Obligations, Oxford: Oxford University Press.
  • Diels, H. and Kranz, W., Die Fragmente der Vorsokratiker, Zurich: Weidmann, 1985.
  • Feuerbach, L., The Essence of Christianity, George Eliot (trans.), Buffalo, NY: Prometheus Books, 1989.
  • Finnis, J., 1980, Natural Law and Natural Rights, Oxford: Oxford University Press.
  • Foucault, M., 1988, “Disciplinary Power and Subjection,” Power, Steven Lukes (ed.), New York: New York University Press.
  • –––, 1988, “Truth and Power,” Power, Steven Lukes (ed.), New York: New York University Press.
  • Habermas, J., 2010, An Awareness of What s Missing: Faith and Reason in a Post-Secular Age, trans. Ciaran Cronin, Malden, MA: Polity Press.
  • Hare, J., 2006, God and Morality A Philosophical History, Oxford: Blackwell.
  • –––, 1996, The Moral Gap, Oxford: Clarendon Press.
  • –––, 1985, Plato's Euthyphro, Bryn Mawr Commentaries, Bryn Mawr.
  • Hare, R. M., 1981, Moral Thinking, Oxford: Clarendon Press.
  • –––, 1992, “The Simple Believer,” Essays on Religion and Education, Oxford: Clarendon Press.
  • Hegel, G. W. F., Phenomenology of Spirit, A. V. Miller (trans.), Oxford: Oxford University Press, 1979.
  • –––, The Philosophy of History, C. J. Friedrich (ed.), New York: Dover Publications, 1956.
  • Heidegger, M., Being and Time, John Macquarrie and Edward Robinson (trans.), New York: Harper and Row, 1962.
  • –––, Poetry, Language, Thought, Albert Hofstadter (trans.), New York: Harper & Row, 1971.
  • Hobbes, T., Leviathan, Richard Tuck (ed.), Cambridge: Cambridge University Press, [1991] 1996.
  • Hume, D., Dialogues Concerning Natural Religion, New York: Bobbs-Merrill, 1947.
  • –––, Enquiry Concerning the Principles of Morals, L. A. Selby-Biggie (ed.), Oxford: Clarendon Press, 1975.
  • –––, A Treatise of Human Nature, L. A. Selby-Biggie (ed.), Oxford: Clarendon Press, 1978.
  • Hutcheson, F., Essay on the Nature and Conduct of the Passions with Illustrations on the Moral Sense, A. Garrett (ed.), Indianapolis: Liberty Fund, 1991.
  • –––, Inquiry into the Originial of our Ideas of Beauty and Virtue: In Two Treatises, Wolfgang Leidhold (ed.), Indianapolis: Liberty Fund, 2004.
  • Irwin, T., 2007, The Development of Ethics, vol. 1, Oxford; Oxford University Press.
  • Kant, I., Critique of Practical Reason, Mary Gregor (ed. and trans.), Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
  • –––, Critique of Pure Reason, Paul Guyer and Allen W. Wood (eds. and trans.), Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
  • –––, Groundwork of the Metaphysics of Morals, Mary Gregor (ed. and trans.), Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
  • –––, Prolegomena to any Future Metaphysics, Gary Hatfield (ed. and trans.), Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
  • –––, Religion within the Boundaries of Mere Reason, in Religion and Rational Theology, Allen W. Wood and George di Giovanni (eds.), Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
  • Kierkegaard, S., Samlede Voerker, A. B. Drachmann, J. L. Heiberg and H. O. Lange (eds.), Copenhagen: Gyldendal, 1901–06.
  • Leibniz, G. W., New Essays on Human Understanding, Peter Remnant and Jonathan Bennett (eds. and trans.), Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
  • Levinas, E., 1969, Totality and Infinity, trans. Alphonso Lingis, Pittsburgh: Duquesne University Press.
  • Locke, J., The Reasonableness of Christianity, I. T. Ramsey (ed.), Stanford: Stanford University Press, 1958.
  • –––, Two Treatises on Government and A Letter Concerning Toleration, Ian Shapiro (ed.), New Haven: Yale University Press, 2003.
  • Luther, M., The Bondage of the Will, in Martin Luther: Selections from his Writings, John Dillenberger (ed.), Garden City: Doubleday, 1961.
  • MacIntyre, A., 1988, Whose Justice, Which Rationality, London: Duckworth.
  • Marx, K., “Critique of Hegel's Philosophy of Right,” Early Writings, Rodney Livingstone and Gregor Benton (trans.), London: Penguin Books, [1975] 1992.
  • –––, “Economic and Philosophic Manuscripts,” Early Writings, Rodney Livingstone and Gregor Benton (trans.), London: Penguin Books, [1975] 1992.
  • Mikalson, J., 1991, Honor Thy Gods, Chapel Hill: The University of North Carolina Press.
  • Mill, J. S., Autobiography, Jack Stillinger (ed.), Boston: Houghton Mifflin Co., 1969.
  • –––, 1874, Three Essays on Religion, London: Henry Holt.
  • Moore, G. E., 1903, Principia Ethica, Cambridge: Cambridge University Press.
  • Mouw, R., 1990, The God Who Commands, Notre Dame: Notre Dame Press.
  • Murphy, M., 2002, An Essay on Divine Authority, Ithaca: Cornell University Press.
  • Nietzsche, F., The Gay Science, Walter Kaufman (trans.), New York: Vintage Books, 1974.
  • –––, On the Genealogy of Morals, Walter Kaufman (trans.), New York: Vintage Books, 1967.
  • Paley, W., 1830, The Principles of Moral and Political Philosophy, Cambridge: Hillard and Brown.
  • Plato, Collected Dialogues, Edith Hamilton and Huntington Cairns (eds.), Princeton: Princeton University Press, 1963.
  • –––, Republic, Robin Waterfield (trans.), Oxford: Oxford University Press, 1993.
  • Porter, J., 1999, Natural and Divine Law, Grand Rapids, MI: Eerdmans.
  • –––, 2005, Nature as Reason, Grand Rapids, MI: Eerdmans.
  • Quinn, P., 1978, Divine Commands and Moral Requirements, Oxford: Oxford University Press.
  • Rawls, J., 1993, Political Liberalism, New York: Columbia University Press.
  • –––, 1971, A Theory of Justice, Cambridge, MA: Harvard University Press.
  • Rousseau, J.-J., The Social Contract and other Later Political Writings, Victor Gourevitch (ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
  • Russell, B., 1910, “The Elements of Ethics,” Philosophical Essays, New York: Longmans, Green.
  • Sartre, J.-P., 1957, Existentialism and Human Emotions, Secaucus: Citadel Press.
  • Schneewind, J., 1998, The Invention of Autonomy, Cambridge: Cambridge University Press.
  • Schopenhauer, A., The World as Will and Representation, E. F. J. Payne (trans.), New York: Dover Publications, 1966.
  • Scotus, D., A Treatise on God as First Principle, Allan B. Wolter (ed. and trans.), Chicago: Franciscan Herald Press, 1966.
  • –––, Duns Scotus on the Will and Morality, Allan B. Wolter (ed. and trans.), Washington DC: The Catholic University of America Press, 1986.
  • Sidgwick, H., 1981, Methods of Ethics, 7th edn, Indianapolis: Hackett.
  • Spinoza, B., Ethics, G. H. R. Parkinson (trans.), Oxford: Oxford University Press, 2000.
  • Stevenson, C., [1944] 1962, Ethics and Language, New Haven: Yale University Press.
  • Strauss, D., The Life of Jesus Critically Examined, 4th edn, Marian Evans (trans.), New York: C. Blanchard, 1860.
  • Suarez, Francisco, De Legibus, in Selections from Three Works of Francisco Suarez, S. J., 2 vols., Oxford: Clarendon Press; and London: H. Milford, 1944.
  • Voltaire, Letters of Voltaire and Frederick the Great, Richard Aldington (trans.), New York: Brentano's, 1927.
  • Wainwright, W., 2005, Religion and Morality, Aldershot: Ashgate.
  • Wittgenstein, L., [1953] 1960, Philosophical Investigations, G. E. M. Anscombe (trans.), New York: Macmillan.
  • –––, [1921] 1961, Tractatus Logico-Philosophicus, London: Routledge & Kegan Paul.
  • Wolterstorff, N., “An Engagement with Rorty,” Journal of Religious Ethics 31–1 (2003): 129–140.
  • Wolterstorff, N., 2008, Justice: Rights and Wrongs, Princeton: Princeton University Press.
  • Zagzebski, L., 2004, Divine Motivation Theory, Cambridge: Cambridge University Press.

Перевод М.О. Кедровой

Хэйр, Джон. Религия и мораль // Стэнфордская философская энциклопедия: переводы избранных статей / под ред. Д.Б. Волкова, В.В. Васильева, М.О. Кедровой. URL = .

Оригинал: Hare, John, "Religion and Morality",
The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2014 Edition), Edward N. Zalta
(ed.), URL = .

Поведение человека всегда контролируется определенными социальными нормами. Это могут быть как правовые нормы, традиции и обычаи, так и нормы религии и морали. Рассмотрим особенности последних.

Религия, представляя собой устойчивые формы организации совместной деятельности людей, также является и социальным институтом.

Как социальный институт, религия включает следующие элементы:
Религиозное сознание — специфическая форма общественного сознания, главным признаком которой является вера в наличие сверхъестественных сил, их влияние на судьбу человека и общества и т.д.

Религиозный культ — система символических форм и действий, с помощью которых верующие стремятся выразить свою приверженность той или иной религии или вступить в контакт со сверхъестественными силами.

Религиозным объединением в России признаётся добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками (вероисповедание, совершение богослужений, обучение религии и т.д.).

Запрещаетсядеятельность религиозных объединений , цели и действия которых противоречат закону.


Мировые религии – это группа религий, которая получила наибольшее распространение среди народов разных стран по всему миру (Ислам, Христианство, Буддизм).

Признаки мировых религий:
- Огромное число последователей во всем мире
- Идея равенства всех людей
- Космополитичность (носят меж- и надэтнический характер, выходят за пределы одного государства или нации)

Под стремлением человека и общества связать свою жизнь с Богом и различными сверхъестественными силами скрывается такое социальное явление, как религия.

Религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.

Особенности религии:
- Вера в сверхъестественное
- Организованное поклонение высшим силам (культ)
- Стремление согласовать жизнь с религиозными требованиями
- Эмоциональные переживания человека, проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам)
- Наличие религиозной символики, священных книг и др.

Значимость религии для общества проявляется в ряде важнейших функций, выполняемых ею.

Моральные нормы являются регуляторами деятельности человека, которые не прописаны в документах и законах, но все же являются важнейшими правилами поведения людей в обществе.

Мораль – это форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и норм, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости и обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Существует понятие нравственности, которое часто путают с моралью. В чем же разница?
Отличие морали от нравственности состоит в том, что мораль является общим набором определенных идеалов, ценностей и норм, а нравственность является механизмом их реализации в жизни людей на определенном этапе развития конкретной социальной группы или всего общества.

Особенности морали:
- Рассматривает явления с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости;
- Поддерживается силой общественного мнения, внутренними убеждениями человека;
- Отсутствие четко очерченных границ (регулирование общественных отношений во всех сферах жизни общества и деятельности людей);
- Моральные нормы возникают стихийно, как отражение потребностей общества;
- Содержит такие категории, как долг, совесть и ответственность, а также добро, зло, справедливость и несправедливость.

Компонентами морали , помимо норм и принципов, являются категории морали:
- Долг – категория морали, выражающая необходимость в определенном поведении и предполагающая проблему его выбора.
- Совесть – категория морали; чувство нравственной ответственности перед собой.
- Ответственность – категория морали; сознательная готовность человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.
- Добро – это категория морали, характеризующая положительные нравственные ценности и стремление человека к человечности и гуманизму.
- Зло – это категория морали, выражающая нравственно-негативные стороны в поведении человека, нарушающего моральные нормы и ведущая к деградации его как личности.
- Справедливость – это категория морали; должное положение вещей, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах.
- Несправедливость – это категория морали; положение вещей, не соответствующее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах.


С моралью тесно связан такой социальный регулятор, как право. Как у социальных регуляторов, у них есть ряд как общих, так и отличительных признаков. Выполняя схожие функции, они опираются на различные критерии оценки человеческой деятельности и по-разному регламентируются в обществе.


В данной статье мы кратко рассмотрим взаимосвязь религии и морали.

Этот взгляд — возведение религии к морали — игнорирует собственную природу религии. Мораль укоренена в религии, а не наоборот. Но религия выше морали и свободная от нее.

Мораль не имеет абсолютного значения: она существует для человека в определенных пределах, но человек должен быть способным подняться над отдельными моральными принципами, которые обязательно в чем-то ограничены. Мораль неизбежно приходит в упадок, если приходит в упадок религия, поскольку только в ней она находит свое основание. Это мы можем видеть не только на опыте советского общества, которое прямо разрушало религию, но и на опыте западного, которое разрушало его изнутри, постепенно ограничивая сферу действия религии, в том числе и на основании кантовской (близкой протестантизму) идеи оправдания религии моралью.

Таким образом, вышеназванные принципы характеризует соотношение морали и религии.

Религиозный фанатизм

Конечно, нельзя не заметить того, что часто под религиозными лозунгами происходили грязные и преступные дела. Это связано с явлением религиозного фанатизма (лат. fanaticus — неистовый, безумный), то есть нетерпимого, враждебного отношения к другим вероисповеданиям, к любым мыслям или действиям, которые, как считают фанатики, могут создать угрозу их религии.

Причиной этих явлений является несовершенство человека, присущие ему черты эгоизма и агрессивности, нелояльного отношения ко всему чужому, непонятного. Основой фанатизма может быть жесткая внутренняя организация религиозной общины, превращение ее членов в винтики, которые лишены свободы выбора и могут лишь подчиняться приказам руководителей. Явления могут быть связаны с чрезмерной политизацией религии и церкви, использованием их в политических целях.

Во всяком случае религиозный фанатизм вытекает не из внутренней сущности религии и церкви, а из их внешних проявлений, часто несовершенных или искаженных. Поэтому борьба против него не должна превращаться в борьбу против религии как таковой, иначе это принимает форму фанатизма атеистического, который приводит к таким же ужасным последствиям и также нарушает принцип свободы совести.

Использованная литература:

МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ — мораль представляет собой систему правил, понятий и чувств, регулирующих отношения людей между собой и их отношения к обществу.




Их реализацию в поведении людей именуют нравственностью.

Религия и мораль — близкие, взаимосвязанные сферы культуры. Сходство религии и морали наиболее заметно в их духовных проявлениях.

Однако церковь несравненно сильнее воздействовала на нравственность общества, нежели мораль на религиозный культ и внутрицерковную практику.

В каждой религии, в каждом вероисповедании в большей или меньшей степени присутствует морально-духовное начало.

Религия определяет не только отношения человека с Богом и церковью, но в той или иной мере регламентирует отношения людей между собой как в лоне церкви, так и за ее пределами.

Бог воплощает в себе те нравственные требования, которым обязан следовать его приверженец.

В политеистических верованиях одни божества выступают как воплощение доброты, другие — злобы.

В монотеистических религиях Бог непременно наделен высшими моральными качествами.


Моральное начало особенно ярко выражено в мировых религиях — причем в буддизме до такой степени, что некоторые специалисты считают его не религией, а моральной системой. Вероучение этой религии исходит из идеи о том, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему сущему.

Моральное начало в исламе пронизывает идею единого Бога — Аллаха, Творца и Владыки мира, всесильного и мудрого существа.

Вместе с тем Бог ислама - воплощение добра. Все суры Корана (кроме девятой) начинаются со слов:

Упования на милость и милосердие Бога лежат в основе исламского вероучения.

Это свойственно и шариату — своду мусульманских культовых, правовых и нравственных установлений.

Однако именно в христианстве идея Бога наиболее морально конкретизирована.

Вездесущий, всемогущий, всеведущий Бог одновременно и всеблагой, всемилостивый.

В ипостаси Бога Отца Он выступает в роли заботливого защитника, покровителя, хранителя. В ипостаси Бога Сына Он приемлет на Себя грехи людей и отдает Себя в жертву за них.

Если религия обязательно включает в себя моральное начало, то и в морали многое скрыто в неосознаваемом, в бессознательном и подсознательном.

Здесь вера (доверие) также выступает в качестве важнейшего устоя.

Мир морали подобен своеобразному храму, где благоговейно чтимы нравственные святыни. Многие из них имеют общечеловеческий характер — таковы материнская любовь, супружеская верность, трудолюбие, гостеприимство, уважение к старикам и др.

Как и в религии, эти святыни обычно свободны от рассудочного отношения и расчета. Любовь и дружба, например, требуют, казалось бы, неразумного самоотвержения.

Еще чаще ссылаются на древнейшие тексты священных книг различных религий, насыщенных моральными поучениями, и на то, что сама идея Бога и загробного воздаяния глубоко воздействует на поведение личности и ее нравственные устои.

Однако следует учитывать, что моральные понятия и чувства — это в значительной степени результат воздействия социального окружения на личность и ее образ жизни.

Психологи констатируют, что ребенок, случайно попавший к животным и ими вскормленный, даже оказавшись потом среди людей, так и не обретает человеческих качеств — прямохождения, сознания, членораздельной речи, разумной регуляции поведения. Ему также неведомы моральные представления и переживания.

Идея Бога выводит верующего из рутины повседневности, заставляет подавить в себе низменные побуждения и ведет к идеалу добра и справедливости, ставит перед лицом Всемогущего, от которого не сокрыто ничто потаенное.

Страх загробного наказания за явные и сокрытые прегрешения — важный психологический фактор восприятия мира религиозным человеком.

Моральные поучения в священных книгах являются ценнейшими свидетельствами древнейшей культуры. Так, возраст сложившихся в иудаизме и уже насыщенных моральными поучениями первых разделов Библии составляет более 3000 лет.

Под духовной жизнью общества понимают область бытия внеиндивидуального духовного, в которой в объективированной форме представлены результаты духовной деятельности личности.

Читайте также: