Как могли отреагировать на подобные слова воины как вы оцениваете эту речь петра кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цель урока : создать условия для целостного осмысления учащимися внешней политики России в годы Северной войны (1700 – 1721гг.).

  • Образовательные: создать условия для определения учащимися основных результатов внешней политики Петровской России в нач. XVIIIв.
  • Развивающие : продолжить формирование специальных умений и навыков: анализа первоисточников (исторического документа, исторической карты), осуществления учащимися самостоятельного целеполагания, способствовать активизации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, формирование положительной мотивации к изучению предмета, развитие аналитического мышления, пространственного воображения, грамотной устной речи.
  • Воспитательные : способствовать воспитанию учащихся гражданской позиции в оценке прошлого своей страны.

Формирование ключевых метапредметных компетенций :

Учебных : анализа первоисточников, грамотной устной речи.

Коммуникативных : уметь работать в группах, отстаивать собственную точку зрения, приобретать опыт межличностного общения,

Толерантных : уметь разрешать проблемные ситуации неконфликтными способами,

Социальных: развивать навыки социоконструкции и социализации учащихся.

Тип урока : получение новых знаний

  1. Направления внешней политики России в нач.XVIIIв. , цели, задачи.
  2. Отношения со Швецией в к.XVII-нач.XVIII в.
  3. Итоги внешнеполитической деятельности России.

Учитель : О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Вопрос : Почему поэт характеризует политику России в начале XVIIIв. именно этой строкой?

( уч-ся называют – какие беды, победы, чего было больше)

Вопрос : О чем мы обычно говорим, когда знакомимся с внешней политикой?

союзники, соперники, результаты.)

Учитель : Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, нам нужно вспомнить содержание внешней политики России в 1700-е годы .

Результаты нашей работы фиксируем в таблице. В ней вы ведете записи в течение урока. Вы заполняете пустующие области по мере обсуждения материала, касающегося целей, задач, основных направлений внешней политики.

Работа по карте : - обратите внимание на карту России в конце XVII – нач. XVIIIвв. – какая внешнеполитическая цель стояла перед Петром I?

( возвратить исконно русские земли, получить выход в Балтийское море)

( уч-ся называют и фиксируют в карте задачи: / Борьба за выход в Балтийское море являлась одной из основных внешнеполитических задач, стоявших перед Россией в конце XVII в. Необходимо было вернуть захваченные Швецией в XVII в. российские земли. Балтика манила удобством торговых связей со странами Западной и Северной Европы. Прямые контакты с ними могли помочь техническому прогрессу России./).

Учитель : какие государства были союзниками , противниками России? (Первоначально войну Швеции объявил Северный союз, созданный по инициативе курфюрста Саксонии и короля польского Августа II. В Северный союз вошли также Датско-норвежское королевство, возглавляемое королём Кристианом V, и Россия, возглавляемая Петром I.

В 1700 году после ряда быстрых шведских побед Северный союз распался, Дания вышла из войны в 1700 году, а Саксония — в 1706. После этого до 1709 года, когда Северный союз был восстановлен, Русское царство воевало со шведами в основном самостоятельно. На разных этапах в войне также принимали участие: на стороне России — курфюршество Ганновер, Голландия, Пруссия; на стороне Швеции — Англия (c 1707 года — Великобритания), Османская империя, Гольштейн. Украинское казачество, включая Запорожских казаков, разделилось и частично поддерживало шведов и турок, но большей частью — русские войска. Россия возвратила выход к Балтийскому морю, утраченный по условиям Столбовского мира, и установила контроль над Эстляндией и Лифляндией.).

Учитель: Петр I начинает свою внешнеполитическую деятельность на западном направлении.

Работа с учебником стр. 25-26.

Задание: назовите и зафиксируйте основные события и результаты деятельности России на данном направлении.

Учащиеся называют: Нарвское сражение, Битва у д. Лесная.

Учитель : Россия: Петр I увлекался мореплаванием и судостроением – он был заинтересован в выходе к Балтийскому морю, и оскорбление (холодный прием), полученное им от шведов во время приема в Риге. Кроме того, Московское государство закончило войну с Турцией. В 1700 г. продолжалась как дипломатическая, так и военная подготовка к Северной войне. В дипломатии было достигнуто главное – Россия должна была вступить в войну не в одиночестве, а в союзе с достаточно сильными партнерами: Саксонией, располагавшей сильной регулярной современной армией, и Данией, главным козырем которой был военно-морской флот.

Царь проявил живой интерес к укреплениям противника и количеству гарнизонов в них, в частности к крепостям Нарва и Нотебургу. Для сбора данной информации Петр послал надежного человека В. Д. Корчмина. Одновременно Петр не упускал шансов дезинформации: он известил воевод в Новгороде и в Пскове, о необходимости готовиться к войне.

Швеция: Одни историки считают, что к концу XVII — началу XVIII века Шведская империя была господствующей державой на Балтийском море и одной из ведущих европейских держав. Территория страны включала значительную часть побережья Балтики: всё побережье Финского залива, современную Прибалтику, часть южного побережья Балтийского моря. В 1697 году Швецию возглавил пятнадцатилетний Карл XII, и юный возраст монарха дал повод соседям Швеции — Датско-норвежскому королевству, Саксонии и Московскому государству — рассчитывать на лёгкую победу и реализовать свои территориальные претензии к Швеции. Эти три государства образовали Северный союз, инициатором которого был курфюрст Саксонии и король польский Август II, который хотел подчинить себе входящую в Швецию Ливонию (Лифляндию), что позволило бы ему упрочить свою власть в Речи Посполитой. Ливония оказалась в руках Швеции по Оливскому мирному договору 1660 года.

Положение под Нарвой резко ухудшило международное положение России и создало угрозу вторжения Швеции в русские земли.

После Нарвы у Карла ХII остался выбор: либо идти в глубь России, имея за спиной саксонскую Армию, гораздо более боеспособную, чем Русская, либо идти против Августа П. Шведский король выбрал второе и "увяз"в Польше.

Задание для групп:

1группа – проанализировать результативность развития промышленности в России в нач. 1700-х годов.

2 группа – обратиться к теме урока – чего больше было бед или побед.

3 группа – спрогнозировать по результатам дальнейшее течение внешнеполитических событий.

(уч-ся должны сказать –шведский король продолжал готовиться к новым сражениям. У России не было даже союзников.)

С какими силами продолжать войну?).

Работа с источником : Приказ, отданный Е.В. царем Петром I воинству своему в день полтавского сражения июня 27 дня 1709 года.

Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А О Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.

Учитель : Как могли отреагировать на подобные слова воины? Как вы оцениваете эту речь Петра?

Результаты не замедлили сказаться .Обратимся к фактам.

Задания по группам :

1группа – Каков результат битвы?

2 группа – В чем вы видите причины победы русской армии под Полтавой?

Задание 3-й группе – Можно ли считать, что война завершилась после разгрома Карла XII под Полтавой?

Учитель : в таблицу заносим даты основных сражений в ходе Северной войны, результаты.

Учитель : обратимся к теме нашего урока – чего было больше – бед или побед…

Уч-ся: много было того и другого. ( Потери сторон:

Меншиков, получив к вечеру подкрепление 3-тысячной калмыцкой конницы, преследовал противника до Переволочны на берегу Днепра, где было пленено около 16 тыс. шведов.

В сражении шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными.

Учитель: ясно, что победа в Северной войне вывела Россию на новый уровень исторического развития.

Выход России к Балтийскому морю; возврат ранее принадлежавших России земель; сдерживание Швеции в Балтийском регионе.

Эта война была неизбежной, так как России и в экономическом, и в военном отношении, требовался выход к незамерзающему Балтийскому морю для обеспечения круглогодичной навигации.

2. Почему война началась неудачно для России? Какой опыт из этих неудач извлёк Пётр I?

Российская армия не была регулярной, хорошо подготовленной; большинство офицеров были иностранцы, которые в ходе сражения под Нарвой переходили на сторону противника. Большой проблемой было отсутствие единого командования, слабость артиллерии, отсутствие военной экономики, низкий уровень профессионализма.

3. В чём состояла военная реформа Петра I?

4. Почему русским войскам удалось одержать победу под Полтавой?

Русским войскам удалось одержать победу под Полтавой по следующим причинам:

1. Реформа армии привела к созданию армии, которая составляла 113 тыс. хорошо вооруженных воинов.

2. Разгром шведского армейского корпуса под Лесной и захват обоза, что лишило шведов припасов.

3. Отсутствие поддержки со стороны крымского хана и турецкого султана, а также слабая поддержка со стороны гетмана Украины Мазепы.

4. Шведская армия оказалась зажата между осажденной Полтавой и главным силами русской армии.

6. Какие последствия имел Прутский поход?

Прутский поход оказался неудачным для России. Россия возвращала Турции Азов, соглашалась разрушить крепость Таганрог, не препятствовать возвращению Карла XII в Швецию и не держать своих войск в Речи Посполитой. Эти события затянули ход Северной войны.

7. Каковы итоги Северной войны для России и для остальной Европы?

Северная война закончилась победой России. По итогам Ништадтского мирного договора Россия получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии. Россия была провозглашена империей. Россия стала одной из великих держав Европы. Победа в Северной войне дала не только новые территории, выход к Балтийскому морю, но и подняла авторитет государства, а также заложила основы сотрудничества России с Западом.

Стр. 33

Работаем с картой

1. Какие из стран – участниц Северного союза сохранились до наших дней? Покажите их на современной карте.


Современная Польша включает в себя часть Речи Посполитой.

2. Проследите по карте действия русских и шведских войск накануне Полтавской битвы. Опишите основные этапы битвы, опираясь на карту.

Карта сражения представлена на стр. 28.

Весной 1709 г. шведские войска осадили Полтаву, небольшой гарнизон которой героически сражался на протяжении двух месяцев. Расстановка сил перед Полтавской битвой: русская армия в составе 40 тыс. человек во главе с Б. П. Шереметевым, А. Д. Меншиковым и Н. П. Репниным, общее руководство осуществлял Петр I; шведская армия в составе 30 тыс. человек.

27 июня 1709 г. утром начало сражение. Шведская пехота атаковала редуты, а шведская кавалерия – русскую кавалерию. Шведы сходу взяли два недостроенных редута. После наступила пауза.

Проход линии редутов привел в расстройство шведскую пехоту. Шведский отряд Рооса оторвался от главных сил, что заметил Петр I. После короткого боя отряд был разбит, Роос стал первым пленным генералом.

В 9 часов утра шведская пехота атаковала русскую пехоту. Пока правый фланг шведской пехоты прорывал фронт русской армии, ее левый фланг даже не вступил в соприкосновение с русскими. Русская армия правого фланга генерал-лейтенанта М. М. Голицына атаковала шведскую пехоту и обратила ее в бегство. В итоге левый фланг шведской пехоты был разбит, началось бегство.

Шведская армия начала отступать, Карл XII бежал с Мазепой. Шведская армия капитулировала через несколько дней у Переволочны.

3. Рассмотрите по карте расположение русских и шведских судов во время Гангутского сражения. Кто занимал более выгодную позицию? Выясните, с помощью какой хитрости русские разделили флот противника.

Карта сражения представлена на стр. 31.

4. Покажите на карте и назовите главные сражения Северной войны.


Действия русских войск отмечены зелеными стрелками.

Главные сражения показаны на карте красными крестиками – сражение под Лесной (1708), Полтавская битва (1709), Гангутское сражение (1714), Гренгамское сражение (1720).

5.

По Ништадтскому миру Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии (Ижорской земли).

Территории, отошедшие к России по Ништадтскому миру – закрашены желтым цветом.

Земля, которую называли Ингерманландией – отмечена синей штриховкой.

Стр. 33

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ПЕТРА I К ВОЙСКАМ В ДЕНЬ ПОЛТАВСКОЙ БИТВЫ. 27 ИЮНЯ 1709 г.

1.

Петр I обращается к своим войскам в день Полтавской битвы, 27 июня 1709 г.

2 (1). Как могли отреагировать на подобные слова воины? Как вы оцениваете эту речь Петра?

Воины были бы вдохновлены этой речью. Петр I призывал сражаться за государство, за свой род (то есть за свою семью и предков), за православную веру.

ИЗ УКАЗА ПЕТРА I О НАЧАЛЕ ВОЙНЫ С ШВЕЦИЕЙ (1700)

1.

Речь идет о войне со Швецией.

2 (1). Что, согласно документу, стало поводом к вступлению России в войну?

Главной причиной вступления России в войну, согласно документу, стало оскорбление царя Петра I в 1697 г. в Риге, когда царя и его свиту холодно встретили шведы.

3 (2). Кто нанёс обиду Петру I и его свите в Риге? Как поступил король Швеции с обидчиком?

В Риге Петру I и его свите обиду нанес комендант Риги. Король Швеции никак не наказал коменданта Риги за данную обиду.

Я думаю, что эта речь Петра должна была вдохновить воинов на подвиги. Царь призвал сражаться не за него, а за государство и Родину, веру и церковь. Петр нашел правильные слова, чтобы помочь преодолеть войскам страх и неуверенность.

Род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими

А1 Что такое чужая речь? 1) Это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесённая ранее; то, о чём человек думает, что он пишет. 2) Это любая речь любого лица. 3) Это .

Расположите в хронологической последовательности правителей эпохи дворцовых переворотов: 1. Пётр II 2. Пётр III 3. Иван IV 4. Екатерина I 5. Екатерина II 6. Елизавета Петровна. 2.После смерти Петра I .

Помогите пожалуйста. Надо переделать предложения на английском в косвенную речь. 1. Can I help you? - This phrase dealer said (Вам помочь? - Эту фразу сказал продавец). 2. Does it fit? - This phrase .


1.воины видели, что государь призывает их сражаться не за него, а за само государство, за Россию, за ее благо , за то, чтобы жизнь в стране процветала,а её недруги были повержены, царь также призывал их сражаться за церковь, и, конечно, его слова должны были быть приняты благосклонно, потому что в то время все были верующими и религиозными, а церковь играла большую роль в жизни государства. Он также говорил им, что неприятель их не является непобедимым и воины не раз это доказывали, этим Петр 1 подбадривал солдат, поднимал их боевой дух.

2. Речь Петра 1 поднимала солдат на борьбу за свою Родину, против шведов, победа над этим врагом давала их Родине большие преимущества , усиливала значение России в мире, утверждала их веру и власть церкви. Они верили, что государь живет лишь для славы своего государства, для славы России.Благодаря этой пламенной речи, обращенной к солдатам, во многой степени и была одержана победа над неприятелем, русские были сильны духом и оружием и победили шведов.

Читайте также: