В чем заключается новаторство рок опер в чем опора на традиции в рок опере кратко

Обновлено: 07.07.2024

Камергер Резанов, похоронив жену, решил отдать все свои силы служению России. Его предложения о необходимости попытки наладить торговые отношения с Северной Америкой долго не встречали отклика у властей, но, наконец, ему повелели исполнить желаемое путешествие. Перед отъездом Резанов говорит, что с юных лет его терзает одно обстоятельство, впечатление, которое произвела на него икона Казанской Божьей Матери — с тех пор он относится к Деве Марии скорее как к возлюбленной женщине, нежели как к Матери Божьей. Явившись ему в видении, Богородица говорит ему не ужасаться своему чувству и обещает молиться за него…

Ночью Кончита молится Деве Марии в своей спальне. К ней приходит Резанов со словами любви…

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

III ЧЕТВЕРТЬ

Цели и задачи урока:

- постижение интонационной выразительности музыки, её воздействующей силы;

- расширение жизненного опыта учащихся, обобщение знаний о музыкальном языке, о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей;

- формирование умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

- Традиция – это память культуры – наследие, которое живо сегодня, прошлое, которое важно для современников.

- Какие произведения можно назвать, чтобы ярко высветить понимание традиций и новаторства? Вспомните, назовите знакомые вам из материала 1-го полугодия музыкальные сочинения.

Звучат музыкальные фрагменты:

- Попробуйте напеть главные мелодии-темы прозвучавших музыкальных фрагментов.

- Выявите традиционные и новаторские черты в этих произведениях. Аргументируйте своё мнение.

Ответы учащихся.

- Прослушайте ещё один музыкальный фрагмент. К какой временной категории вы отнесёте эту музыку:

А) музыка, сочинённая в XX веке Б) музыка, сочинённая в XVII веке В) музыка, сочинённая в XX веке в современной обработке Г) музыка, сочинённая в XVII веке в современной обработке

· попробуем понять, как в творчестве композиторов продолжаются художественные открытия их предшественников, какие идеи вдохновляют музыкантов на обновление музыкального языка и в чём состоит новаторство в искусстве;

· прослушаем несколько произведений, которые являются примерами синтеза традиций и новаторства, проследим путь таких музыкальных новаций.

3. Основная часть

1) Работа по теме урока

Напомню, что традиция (от лат. tradition – передача) и новаторство (от лат. novation – обновление и изменение) – это два полюса, между которыми развивается пространство культуры и рождается искусство любой эпохи.

Традиция – это память культуры, присутствие прошлого в настоящем, которое проявляется в преемственности. Любое художественное произведение несёт в себе нечто новое, исключительное, опираясь на известные закономерности. Современное искусство развивается во взаимодействии с художественным наследием, непреходящими ценностями прошлого, имеющими общечеловеческую значимость. Непреходящие ценности прошлого, имеющие общечеловеческую значимость, обретают в современном искусстве новое звучание.

Ответы учащихся.

Да, действительно слушатели имеют возможность, вновь и вновь переживая многие чужие жизни как свою, обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать фактом своей жизни. Именно в этом источник воздействия искусства на личность и его непреходящая ценность.

Б) Работа с учебником

Откройте электронную версию учебника. Внимательно прочитайте абзац на ст. 65, как традиционные основы человеческой жизни используются и показываются в творчестве композиторов:

2) Обобщение темы

Ветви отдельных традиций переплетаются между собой, рождая новые идеи и образы, помогая изобретать новые элементы музыкального языка, и закладывая основу для новых направлений и форм в искусстве.

3) Просмотр видео-, прослушивание аудиофрагментов

4) Музыкальный анализ

- В чём заключается новаторство этих произведений?

- В первую очередь новаторство заключается в новой трактовке самого жанра оперы. Рок-опера соединяет в себе черты классической оперы, мюзикла и рок-музыки.

- Спектакли отличаются зрелищностью, картинностью, эффектностью постановки. Свет, перемены декораций, работа лазеров, подъёмных механизмов, пиротехнические эффекты безукоризненно соотносятся с музыкой, музицированием актёров, их пластическим движением, хореографией.

- В чём же видится опора на традиции?

- Традицией является переплетение в сюжете лирического: любовь главных героев и трагического: рок, судьба; жизнь и смерть.

- Также хор выступает действующим лицом, с его помощью характеризуется окружающая среда – как это было в классических операх.

- В опере А. Рыбникова – трактовка увертюры как краткого конспекта, система лейттем; использование классических жанров (ария, речитатив, хор).

- Какие признаки именно рок-музыки можно выявить в этих произведениях?

4. Рефлексия. Итог

Знакомство с этими произведениями как бы раздвигает рамки нашего опыта, передаёт исторически многообразный опыт человечества, который отобран, обобщён, осмыслен, оценён и художественно организован композиторами. Всё это позволяет вырабатывать собственные установки, формировать ценностные отношения к различным жизненным обстоятельствам.

2) Тренировочные задания

♪ Расположите фамилии русских композиторов в порядке преемственности традиций, начиная с самого раннего периода творчества и заканчивая концом XX века:

А) Г.В. Свиридов Б) С.В. Рахманинов В) М.И. Глинка Г) П.И. Чайковский

♪ Кто из композиторов сочинил эти музыкальные произведения?

1. К.В. Глюк 2. Дж. Гершвин 3. Р.К. Щедрин

А) П.И. Чайковский Б) Л. ван Бетховен В) Г.В. Свиридов Г) Р.К. Щедрин Д) Ж. Бизе

Так утверждается непреходящая ценность таких человеческих качеств, как верность, любовь, преданность. Именно они являются традиционными основами человеческой жизни, которым следовали поколения людей. Мы как бы с дистанции Времени видим давно ушедших из жизни людей, но очень схожих с нами в своих порывах, страстях, суждениях, муках, радостях и горе.

Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

У египтян была священная музыка, домашняя и военная. Для концертов священной музыки употреблялись лира, арфа и флейта, для празднеств - гитара, свирели, кастаньеты; войска в течение службы пользовались трубами, тамбуринами, барабанами.
Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.

Среди проблем сегодняшнего дня, связанных с музыкальным воспитанием юношества и молодежи, педагогов волнует проблема легкой, развлекательной музыки и того места, которое эта музыка занимает в жизни юных поколений. В чем же заключается эта проблема, каковы возможные пути ее решения?

Интерес подростков и молодежи к легкой, развлекательной, особенно танцевальной музыке - явление само по себе столь естественное, что делать из него проблему равносильно тому, чтобы превращать в проблему саму молодость. Трудно представить себе девушку или юношу, не способных веселиться, не любящих потанцевать, не понимающих ни прелести озорной шутки, ни очарования лирической грусти!

Анализ результатов социологического исследования показал, что приобщение молодежи к музыкальной культуре осуществляется стихийно, неуправляемо. Обнаруживая тягу к музыке, молодые люди часто подражают модным стилям западной рок-музыки, зачастую не понимая смысла произведения. Возникает социальная дезорганизация, то есть состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные связи отсутствуют.

Под звуки современной "попсы" коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пространство хаотическими вибрациями. Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз - "музыкальный наркоман". Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на природные раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу. Американские врачи во главе с ученым Р. Ларсеном утверждают, что повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови.

Т.Э. Тютюнникова говорит, что в современном мире существует великое множество разнообразной музыки, у каждой есть свое место и предназначение, есть свои слушатели и исполнители, свои учителя и своя педагогика. Есть высокая музыка, художественная ценность которой общемировая, - ее произведения величественны, как горные вершины, возвышаются над миром людей; есть примитивная, она исчезает раньше, чем ее успеваешь заметить. Есть музыка высокодуховная и одновременно очень простая. Это древнейшая, первичная музыкальная стихия, элементарная по своей природе.

  1. раскрыть позитивные представления о связи музыкального искусства с жизнью человека и общества и всеми доступными художественно-воспитательными средствами развивать у подростков готовность к самостоятельному участию в музыкальной жизни сверстников и взрослых;
  2. вооружить подростков эстетически необходимыми, прочувствованными и актуальными для самообразовательной деятельности музыкальными знаниями и умениями;
  3. сформировать их оценочные суждения о месте, значении и возможностях музыкального искусства в развитии духовной культуры, в проектировании гуманных отношений между людьми;
  4. вызывать у подростков эмоциональный положительный отклик на высокохудожественные образцы музыки, развивать их стремление к эстетическому анализу музыкальных произведений, вдумчивому, эмоциональному, насыщенному, многократному и разностороннему их воспитанию;
  5. пробудить их стремление к музыкальному самообразованию.

К традициям мы можем отнести трактовку роли увертюры оперного спектакля как краткого конспекта, использование классических жанров (ария, речитатив, хор), деление оперы на музыкальные сцены (сцена молитвы, сцена бала), система лейттем (Лейттема судьбы, любви, Пречистой девы), полифонический способ развития - финал.

Новаторство заключено в трактовке жанра оперы - рок-опера, которая соединяет в себе черты классической оперы, мюзикла и рок-музыки.

Что же в рок-опере от мюзикла? .

1. Обращение к литературным первоисточникам (А.Вознесенский), спасающее сюжет от Банальности.
2. Переплетение "вечных тем" со злободневными проблемами.
3. Переплетение романтического (любовь графа Резанова и Кончитты) и трагического (рок, судьба).
4. Соединение современной и классической музыки (русская духовная музыка).
5. Музыка - активное действующее лицо.
6. Упрощение музыкальных жанров до песни, баллады ("Баллада о белом шиповнике").
7. Хор - как характеристика окружающей среды, как действующее лицо - "танцующий хор" - вследствие чего хоровая партия значительно облегчена.
8. Манера пения, близкая к бытовому исполнению, как бы "между прочим" (ритмическая неточность, мелодическая неточность - "невыпевание мелодии", хрип, крик).
9. Зрелищность, картинность, эффектность постановки.

Что же вносит в оперу рок-музыка?

Теперь проанализируем образный строй оперы.

Развитие образов судьбы главных героев продолжается в "Романсе морских офицеров" (стихотворение А.Вознесенского "Сага"). Рефреном романса звучат две фразы: "Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу". Стоит обратить внимание на видоизменение эти фраз в романсе:

Ты меня никогда не забудешь
Ты меня никогда не увидишь (Кончитта)

Я тебя никогда не забуду
Я тебя никогда не увижу (Резанов)

Возвращаться плохая примета.
Я тебя никогда не увижу (Резанов)

Я тебя никогда не забуду
Я тебя никогда не увижу (Кончитта)

3 и 4 куплеты - смысловая кульминация - смерть помешает графу увидеться со своей возлюбленной, она же будет ждать графа 35 лет, после чего даст обет молчания и уйдет в монастырь. В сцене прощания эта мысль звучит определенно, так как рефрен разделяется:

Граф: Я тебя никогда не увижу.

Кончитта: Я тебя никогда не забуду.

Но в судьбе Н.П.Резанова есть одно таинственное предчувствие, котopoe вселил в него "взгляд Казанской божьей матери". В сцене молитвы есть такие слова:

Меня по свету гонит страшный бред.
Душой я болен с отроческих лет,
Когда на мне остановился взгляд
Казанской божьей матери!
Увидел в ней не Вседержительницу Деву,
А женщину с вишневыми глазами.
Хотелось защитить ее, спасти!

Тема судьбы: увертюра, романс морских офицеров, сцена прощания.

Многогранность оперы будит ассоциации с другими произведениями искусства.

Все мои мысли и усилия направлены на то, чтобы вырастить творчески мыслящих любителей музыки, чтобы именно музыка стала важнейшей духовной потребностью, чтобы современный молодой человек стал творцом, мыслителем, активным созидателем новой жизни.

Литература:

патетический - приводящий в волнение, восторг, сильно воздействующий на чувства.

патетический фильм; патетическая цитата.

аппассионата - музыкальное произведение, исполняемое страстно, с большим чувством (аппассионато).

патетический - страстный, взволнованый, исполненный, пафоса

аппассионата - песня, музыка битховена

Еще Аристотель утверждал, что с музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

Среди проблем сегодняшнего дня, связанных с музыкальным воспитанием юношества и молодежи, педагогов волнует проблема легкой, развлекательной музыки и того места, которое эта музыка занимает в жизни юных поколений. В чем же заключается эта проблема, каковы возможные пути ее решения?

Интерес подростков и молодежи к легкой, развлекательной, особенно танцевальной музыке - явление само по себе столь естественное, что делать из него проблему равносильно тому, чтобы превращать в проблему саму молодость. Трудно представить себе девушку или юношу, не веселиться, не любящих потанцевать, не понимающих ни прелести озорной шутки, ни очарования лирической грусти!

Читайте также: