Как мишка кошевой казнил петра мелехова кратко

Обновлено: 05.07.2024

До начала повествования Мишка и Григорий Мелехов, которого принято называть центральным персонажем, являются друзьями. М.А. Шолохов показывает, как Гражданская война заставляет друзей становится друг против друга.

За то, что Кошевой убил деда Гришаку, желавший отомстить Митька Коршунов в составе карательного отряда убил семью Кошевого. Теперь у него осталась лишь Дуняшка.

Он начал ухаживать за ней еще до начала Гражданской войны. Уже после всех жестоких событий герой понимал, что семья Мелеховых не примет его, однако любовь к Дуняшке была сильнее. Он пришел домой к Мелеховым, и вскоре Кошевой и Дуняшка заключили брак. Причем ради Дуняшки Мишка согласился на венчание.

Герой стал жить в доме Мелеховых, помогать по хозяйству. Он отличался упорством и трудолюбием. Но после смерти Ильиничны пыл Кошевого угас, он стал лениться и проводить время в одиночестве, постоянно о чем-то думая.

Женившись на Дуняшке, Кошевой понимает, что рано оставил свое дело. Он становится председателем революционного комитета. Мишка ужесточает положение в хуторе и начинает преследование тех, кто выступал против советской власти.

После окончания братоубийственной войны Михаил продолжает служить и защищать установившуюся власть. В финале произведения указывается, что Мишка уже два месяца не был дома, Дуняшка, заботившаяся о детях брата Григория, находилась одна.

Мишка Кошевой – друг Григория Мелехова, вместе с ним призванный на службу и попавший на фронт. В начале романа Мишка – простоватый добродушный молодой парень.

Описание героя

Мишка безоговорочно поддерживает установление советской власти, а во время восстания казаков пытается вместе с Валетом сбежать из хутора. Беглецов ловят. Валета убивают, а Мишке сохраняют жизнь. Благодаря мольбам матери Кошевого вместо фронта отправляют работать атарщиком.


Кадр из х/ф “Тихий Дон”. 1958. Михаил – актер Г. Карякин

Кошевой и Дуняша


Кадр из т/с “Тихий Дон”. 2015. Михаил – актер А. Яценко

Роль героя в произведении

Образ Мишки Кошевого олицетворяет собой ту часть казачества, которая полностью приняла большевистскую идеологию. Мишка – антипод Митьки Коршунова, однако между непримиримыми классовыми врагами есть и общая черта – склонность к жестоким решительным действиям.

Важно отметить, что Кошевой, в отличие от Коршунова, изначально добрый человек. Жестоким и непреклонным борцом за идеалы революции он становится во время Гражданской войны (особенно после убийства Штокмана и Котлярова).

Читатель видит события глазами Петра Мелехова, чувствуя его страх, встрепенувшееся желание жить, отчаяние и понимание неотвратимости скорой смерти.

Да, они выполняют свой долг, но им противно от самих себя, ведь этот долг вынуждает бессердечно убивать близких людей, с которыми они прожили всю жизнь бок о бок. Кошевой как будто боялся, что не сможет убить Петра, и своим криком не столько поторапливал Мелехова, сколько подгонял себя.

И всё же казнь состоялась. В конце эпизода Шолохов описывает смерть казака, наступившую почти мгновенно.

Этот эпизод схож с эпизодом убийства Дарьей Мелеховой кума Ивана Алексеевича тем, что в них обоих описано убийство ближнего. Однако сильно отличается общее настроение.

Да, Иван Алексеевич тоже понимал, что сейчас встретит свою смерть, однако если в первом эпизоде чувствуются сожаления убийц, то во втором толпа жаждала расправы над предателями.

Противопоставляются в двух эпизодах смерти приговоренных: быстрая и легкая для Петра, и мучительная для Ивана Алексеевича. Жизнь долго не покидала его тела. Шолохов наказывает своего персонажа предсмертными муками за предательство ближних.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Кошевой против хутора в

Рассмотрим взаимоотношения Кошевого с однохуторянами в хронологическом порядке. Имеет смысл выде­лить 6 основных событий: 4 (четыре) действия советской власти и 2 (два) противодействия ее противников.

Предварительно же рассмотрим характер взаимоотно­шений людей, живущих в одном хуторе.

Живя в большом городе, можно годами не встречать зна­комых из своего собственного дома, тем более - из близле­жащих. Подчас встречаешь школьных друзей, которых не видел по несколько лет. И оба удивляемся - как же это, живя рядом и никуда не уезжая, умудряемся не видеть друг друга.

Так вот, вышеупомянутый знакомый посчитал, что да­же столь малая вероятность встреч его и его сына с родст­венниками погибшего мальчика ему ни к чему.

Совсем другого рода жизнь в подмосковном поселке, где жила моя бабушка (ныне живет дядя). На улице почти все друг друга знают, видятся постоянно и, отсюда, взаи­мозависимость соседей значительно выше, нежели в городе.

Рассмотрим форму взаимоотношений в русской дерев­не в конце XIX - начале XX в. Люди живут, работают и от­дыхают вместе. Каждая семья - большая по составу. С дру­гими семьями повязаны многочисленными родственны­ми связями.

Если какой-нибудь член общества оказывается пови­нен в гибели, скажем, двух односельчан, то тем самым он наживает такое количество врагов, что никакой возмож­ности в дальнейшем проживать в данной деревне (ни ему, ни его семье) уже нет. Казачий хутор отличается от рус­ской деревни только одним - разрешение подобного ро­да конфликтных ситуаций происходит значительно быст­рее. Все - люди военные, умеют обращаться с оружием, имеют его и крови, в общем-то, не боятся.

После данного события повествование могло разви­ваться только в одном направлении.

1)Кошевой и Котляров становятся изгоями. Никакой возможности в дальнейшем жить в хуторе у них нет. Все время, пока они еще там остаются, им нужно ходить и ог­лядываться. Такое состояние наблюдалось бы даже в том случае, если бы был год 1925-1927, т. е. установившаяся советская власть и полностью сданное оружие. Либо полу­чаешь пулю из-за угла, либо тебя встречают где-нибудь по дороге в соседний хутор или станицу.

2) Все последующие взаимоотношения Кошевого с Ду­няшкой немыслимы уже после этого 1-го действия. Во-первых, ни одна девица с хутора (и из близлежащих, кста­ти, тоже) за Кошевого не пойдет. И это по одной простой причине: он - не жилец. Какой смысл выходить замуж со стопроцентной гарантией в лучшем случае - просто стать вдовой, а в худшем - пострадать при этом еще и са­мой. Вторая причина - см. ниже п. 4.

3) Родня Кошевого и Котлярова должна покинуть ху­тор в спешном порядке. Причем, имеется в виду не пере­езд куда-нибудь поблизости. По уму, надо покидать терри­торию Войска Донского и уезжать куда-нибудь в Россию, желательно, подальше.

4) Никаких взаимоотношений с Мелеховыми уже не предвидится. Убийство М.Г. Коршунова - отца Натальи, тестя Григория и свата для остальных, - не прощается ни­когда. Кстати, никаких возмущений в кн. 3 и 4 по поводу Мирона Григорьевича нет. Раз был хуторским атаманом и имел наемных рабочих, то кроме смерти других вариан­тов и не было. Автор показывает, что подобного рода до­воды убедительны для казаков (в целом) и Мелеховых (в частности).

После того, как Пантелей Прокофьевич оправился от тифа, его арестовывают и отправляют в Вешки. Григория везде ищут.

Когда сообщили о расстреле семерых хуторян, показа­на некоторая растерянность Котлярова. Но Штокман очень быстро приводит его в чувство, а затем и на сходе объясняет всем правильность содеянного.

На этот раз уже никакой неопределенности нет и в по­мине. Пантелей Прокофьевич посылается не в тюрьму, а на расстрел и только лишь за то, что был послан хуторяна­ми на Войсковой Круг. Спасло его лишь то, что началось Верхне-Донское восстание.

После этого (2-го) действия братья Мелеховы должны начать планомерную охоту на Кошевого с единственной целью - уничтожить этого гада.

Обстоятельства смерти Петра можно трактовать как одну из вершин несуразности, порожденную воспален­ным воображением автора.

Автор показывает другое:

«- Эй, вы! Вылазьте! Все равно побьем! - закричали сверху.

Снег падал в яр гуще, белой молочной струей. Кто-то, видимо, близко подошел к яру.

Другой голос так же уверенно проговорил:

- Сюда они прыгали, вот следы. Да я ведь сам видел!

- Петро Мелехов! Вылазь!

- Говорит Кошевой Михаил. Предлагаем сдаться доб­ром. Все равно не уйдете!

Петро вытер мокрый лоб, на ладони остались полосы розового кровяного пота.

Какое-то странное чувство равнодушия, граничаще­го с забытьём, подкралось к нему.

И диким показался крик Бодовскова:

- Вылезем, коли посулитесь отпустить нас. А нет - будем отстреливаться! Берите!

- Отпустим. - помолчав, ответили сверху. Петро страшным усилием стряхнул с себя сонную

Мишка подошел к Петру в упор, тихо, не поднимая с земли глаз спросил:

- Навоевался? - Подождав ответа и все так же глядя Петру под ноги, спросил: - Ты командовал ими?

Петро проворно скинул полушубок, бережно свернул и положил его на снег; снял папаху, пояс, защитную рубаш­ку и, присев на полу полушубка, стал стаскивать сапоги, с каждой секундой все больше и больше бледнея. Иван Алексеевич спешился, подошел сбоку и, глядя на Петра, стиснул зубы, боясь разрыдаться.

- Белье не сымай, - прошептал Мишка и, вздрогнув, вдруг пронзительно крикнул: -Живей, ты.

Петро засуетился, скомкал снятые с ног шерстяные чулки, сунул их в голенища, выпрямившись. Ступил с по­лушубка на снег босыми, на снегу шафранно-желтыми ногами.

Ну, предположим, хочется тебе собственными руками убить своих хуторян. Так хоть сделай это - по уму. Петр с подчиненными барахтается в снегу. Можно спокойненько сверху их всех перестрелять. При этом в дальнейшем в ху­торе можно было бы сказать: это был бой, у них было ору­жие, мы стреляли в них, они стреляли в нас. Ведь убил в бою и расстрелял пленного, - разные вещи.

Хуторян берут в плен (!) с обещанием даже не помило­вать, а - отпустить (!!). После этого осуществляется унич­тожение пленных без суда и следствия.

Петр - родной брат невесты расстреливается собст­венноручно, причем, с элементами мародерства (Разде­вайся!), а остальные 10 хуторян даже не расстреливаются, а рубятся шашками (. ).

Полагаю, что после подобного номера (случись такое) Кошевой снискал бы славу одного из основных донских из­вергов. О нем бы говорили не только как о палаче и подонке, но и как о человеке, ненавидящем собственную семью. Хутор на тот момент был в руках белых и первым же последствием этой расправы должно было быть немедленное уничтожение его семьи. Отсрочка если и была бы, то очень короткою, только чтобы мать Кошевого успела проклясть своего подон­ка-сына (понятно, что на это не требуется много времени).

Дарья убивает Ивана Алексеевича.

Котляров так же, как и Кошевой, вне закона. Мнение ху­тора может быть только одно - если ты встретил кого-ли­бо из них и не убил, то должен очень убедительно дока­зать, что у тебя не было к этому возможностей.

Во-первых, удивительно, что Котляров дошел до дома Мелеховых, его должны были прибить значительно раньше.

На этом фоне порыв Григория, желающего спасти Ко­шевого и Котлярова, можно рассматривать в качестве дур­ного анекдота:

В фильме показано: гнев Григория столь велик, что он е сдерживает сильное желание зарубить Дарью.

Помнится, как один довольно-таки образованный мо­лодой человек как-то признался мне, что очень любит ин­дийские фильмы.

- Как? - спросил я. - Андрюша, ты? С твоим-то интел­лектом?

Никакого смысла сцена уничтожения семьи Кошевого не имеет потому, что они либо сбежали задолго до этого, либо были бы уничтожены опять же задолго до этого. Так :е несуразно выглядит возмущение Пантелея Прокофьеича действиями Митьки Коршунова.

Все последующие сцены, в которых описываются Ко­шевой с Дуняшкой, обсуждать нет никакого смысла. А из наиболее бредовых ситуаций, демонстрирующих приятие казаками советской морали, можно выделить две: части:

Вторая . Возвращается Григорий и, при первой встрече, хочет обнять (. ) Мишку:

Кстати, о пионерских отрядах (см. предыдущую главу). Полагаю, что помимо отрядов, носивших имена Подтел-кова и Кривошлыкова, на Дону в большом числе были и отряды имени Михаила Кошевого. Если проецироваться на общероссийский масштаб, то это можно сравнивать с отрядами имени Павлика Морозова.

Читайте также: