Что такое секвенция в сольфеджио кратко

Обновлено: 06.07.2024

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику "СОЛЬФЕДЖИО". Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет "Элементарная теория музыки" в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

Содержание

Критерии систематики

Пример гармонической секвенции (трехзвенной, точной, хроматической, нисходящей, квартовой):



Это секвенции

Schusterfleck2.jpg


Исторический очерк

Unahora.jpg


Примеры секвенций встречаются в раннем и развитом многоголосии Средних веков и Возрождении: в органумах школы Нотр-Дам, в итальянской (и реже во французской) музыке Ars nova, в мотетах и мессах композиторов нидерландской школы (у Бюнуа, Обрехта, Жоскена и др.):



С развитием (начиная с XVI в.) инструментальной музыки и внедрением генерал-баса значение секвенции постепенно нарастало. Апогей популярности секвенции пришёлся на эпоху барокко, когда она стала излюбленным приёмом развития музыкальной композиции, особенно у Вивальди и Генделя. Секвенции встречаются у венских классиков, у романтиков (особенно ярко у Р. Вагнера и П. Чайковского). Композиторы-новаторы (в т.ч. авангардисты) XX века, выступавшие против банальности романтической музыки, намеренно избегали секвенцирования (например, С. Прокофьев).

Примечания

Литература

  • Способин И.В. Лекции по курсу гармонии. Москва, 1969;
  • Берков В.О. Формообразующие средства гармонии. Москва, 1971;
  • Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. Москва, 1988.
  • Духовная музыка
  • Церковная музыка
  • Музыкальные термины
  • Теория музыки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Секвенция (музыка)" в других словарях:

Секвенция (жанр) — У этого термина существуют и другие значения, см. Секвенция. Секвенция (позднелат. sequentia последование, от sequens следующий), текстомузыкальная форма и жанр в богослужебном обиходе католической церкви (см. Григорианский хорал).… … Википедия

Секвенция — (позднелат. sequentia, букв. то, что идёт вслед; следование, от лат. sequor следую). 1) Жанр ср. век. монодии, песнопение, исполнявшееся в мессе после Alleluia перед чтением Евангелия. Происхождение термина С. связано с обычаем… … Музыкальная энциклопедия

Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная… … Википедия

Французская музыка — Истоки Ф. м. восходят к фольклору кельтских, галльских и франкских племён, обитавших в древние времена на территории нынешней Франции. Нар. песенное иск во, а также галло римская культура стали фундаментом развития Ф. м. Древние лит. и… … Музыкальная энциклопедия

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА — (лат. musica ecclesiastica, sacra, divina; нем. Kirchenmusik; итал. musica da chiesa; франц. musique d église; англ. Church music, Cathedral music). Ц. м. почти также стара, как и сама церковь. Древнейшая ц. м. состояла исключительно из пения;… … Музыкальный словарь Римана

Музыкальная форма — (лат. forma вид, облик, образ, наружность, красота) композиции, определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима … Википедия

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера

Каспаров, Юрий Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Каспаров. Юрий Сергеевич Каспаров … Википедия

Секвенция — это последовательность, основанная на восходящем или нисходящем перемещении мелодического или гармонического оборота.
Секвенции бывают точными (все звенья одинаковы по своей интервальной и аккордовой структуре) и неточными (есть существенные различия, например, одно звено в миноре, а другое в мажоре).

Секвенции делятся на диатонические (все звенья в одной тональности; также называются однотональными) и хроматические (каждое звено в своей тональности; также называются модулирующими). Диатонические секвенции всегда неточные, хроматические могут быть как точными (по тонам, по медиантам), так и неточными (по родственным тональностям).
Звено, не содержащее никаких альтераций и хроматизмов, может быть продолжено и как диатоническая, и как хроматическая секвенция. Звено, содержащее альтерации или хроматизмы, может быть продолжено только как хроматическая секвенция.

Тема предыдущего занятия отлично рифмуется с темой сегодняшнего - "СЕКВЕНЦИЯ" - не правда ли? В переводе - со многих языков - это слово означает "последовательность" или "цепочка". Так что устройство, с помощью которого мы можем слышать запись MIDI-команд, можно смело называть "последовательщиком", раз американцы именуют его секвенсором, верно? Мы уже не раз наталкивались на неожиданные совпадения терминов в теории музыки и в физике-технике, помните? Вот Вам и еще один случай!

Секвенцией в нашем случае принято называть последовательность неких мелодических или гармонических оборотов или фрагментов, "сцепленных" между собой наподобие цепочки за счет какого- нибудь сходства. Для мелодии это обычно имеет вид небольших мотивов, совершенно или почти идентичных, но расположенных на изменяющейся высоте. Сообразно с этой высотой, секвенция может быть восходящей либо нисходящей. Например, послушайте кусочек мелодии из репертуара Поля Мориа (пример). Вот это восхождение, сопровождающееся ростом напряженности - и есть секвенция. Как видите, это явление совсем нетрудно обнаружить на слух. В нотах той же мелодии это тоже хорошо видно графически:

Секвенция построена, как видите, на повторении мотивчика из трех нот. Еще пример - наивная мелодия одного малоизвестного автора, кажется, из Германии (Имя его - то ли "Вольфрам", то ли "Фарадей". нет, это, кажется, физик. ) (пример). Здесь в качестве звеньев секвенции выступают целые предложения по две фразы в каждом, зато количество звеньев - всего два.

Трудно назвать "цепью" всего два соединенных кольца, и тем не менее, данный пример можно считать именно секвенцией, потому что здесь налицо ЭМОЦИЯ, присущая всем секвенциям в мире: это устремление вперед, развивающее начало, некая "раскрутка" или "накачка" - ну, Вы понимате, что я имею в виду. Собственно, это развитие - и есть главная цель секвенций, главная причина, по которой их следует использовать. Ничто так не нагнетает напряжение и не вызывает в слушателе нетерпеливое томление, ожидание кульминации, как секвенции.

Еще один пример секвенции, на этот раз нисходящей, демонстрирует, наоборот, крошечные, абсолютно одинаковые звенья, так что все содержание мелодии сводится только к одной этой секвенции - это небезызвестная русская плясовая "камаринская" (пример). Тут у нас секвенция не обещает каких-то кульминаций, наоборот, звучит довольно спокойно и ровно. Во-первых, это из-за того, что она нисходящая, и естественно, напряженность, энергетика звука - "диминуэндо". А во-вторых, это из-за мотива, который секвенцируется: три нотки, расположенные не гаммой, а как бы опеванием центрального звука, отчего возникает "вращательный" эффект, как бы топтание на месте. Ну, если помните, это ведь танец пьяного мужика из села Камаринского - ноги у него заплетаются, а веселье изнутри прет - вот он и топчется неуклюже на месте. Не правда ли, здесь подобная секвенция весьма к месту и здорово рисует образ. А ведь на это рисование и направлены все средства и законы в музыке.

Секвенция - и в мелодии, и в гармонии - отнюдь не подразумевает поступенного подъема или спуска. Другой немецкий композитор великолепно использовал ее для стремительного взлета - как эмоционального, так и высотного - секвенцируя подобное же опевание одной ноты НЕ по ступеням гаммы, а по тонам трезвучия (пример). Немножко анализа: в первой секвенции, посмотрите

опеваются ноты "фа", "си-бемоль" и "ре" - то есть, все звуки тонического трезвучия. А во второй - "фа", "ля" и "до" - тоны доминантового трезвучия. Кстати, данная секвенция примечательна еще и тем, что имеет синкопированный ритм: при размере 3/4 длина ее звеньев составляет только 2/4! Это тоже создает "вращательный" эффект, и вообще - остроумно!

Заодно запишите себе в актив, что любая мелодия, даже самая вдохновенная, состоит из болтиков и винтиков, и Вы всегда можете скрутить ее из деталей, если Бог не посылает Вам сегодня наития, а написать все-таки надо. Надо только знать, какой болтик применять, какие кнопки нажимать, чтобы вызвать нужный отклик в сердце слушателя! Вот, простым опеванием нот трезвучия Штраус создал и блеск, и бешеное вращение, и эта мелодия благополучно переживет не один век и не одну моду, ничуть не потеряв своей прелести.

Другое предназначение секвенций - оттягивание финала. Имеется в виду то состояние, когда все события уже позади, когда музыка потихоньку начинает "делать нам ручкой" и посылать воздушные поцелуи, а нам хочется еще немного продлить магическое колебание воздуха, еще раз услышать напоследок хотя бы кусочек той мелодии, с которой вместе столько пережил за последние, скажем, полчаса. Прониклись состоянием? Вспомните, к примеру, песню из к/ф "Вам и не снилось", там именно это состояние в завершающих тактах - "друг мой, прощай, друг мой, прощай, друг мой. ". Когда так не хочется прощаться. В современной эстраде такое состояние поддерживают многократным повторением последней строки припева. Ну, копируют кусок фонограммы несколько раз - и песня становится на полминуты длиннее. А это - дополнительные денежки. хм. Ну, а у тех, кто музыку создавал своим трудом, магнитофонов еще не было, и вдобавок, им было скучно просто повторять музыку, они варьировали эти повторения. Вот секвенция - в заключительных частях произведения - и является этим повторением, только каждый раз на новой высоте.

Таким образом, явление секвенции распространено довольно широко и может применяться для очень разных целей: создание целой мелодии из одного кусочка, или нагнетание напряженности, навязывание доведение до исступления, или наоборот, успокоение, эхо былых страстей. А стало быть, секвенция может оказаться и в середине произведения, и в конце его, и в начале.

Все это были примеры секвенций - то есть повторности мотивов - в МЕЛОДИИ, и этим сведениям, возможно, место скорее в уроках теории. Мы же изучаем, как-никак, гармонию! Явление же секвенции столь же часто встречается и здесь. Обнаружить это Вы можете по тем же признакам: некий гармонический оборот, сочетание аккордов, должно повториться два и более раз, меняя высоту. Сразу посмотрим на примере. Берем сочетание тоники и доминанты (а Вы можете испытать что угодно еще), и будем секвенцировать эту пару аккордов. То есть, строить их каждый раз на новых ступенях лада. Заметьте, это не простое транспонирование, нам надо оставаться в одной тональности. А если строить аккорды от разных ступеней одной тональности, то - Вы уже это знаете - получаться будут разные трезвучия, мажорные, минорные, уменьшенные. Это не должно нас смущать. Просто берем тонику и доминанту (то есть два трезвучия, безразлично, какой структуры они окажутся) и отмечаем про себя, что эти аккорды имеют квартовое соотношение (см.рис.) Выбираем шаг секвенции - то есть, в каком направлении и какими интервалами она будет двигаться. Это выбирается по вкусу, как уж Вам покажется красивее. Я предлагаю двигать секвенцию вниз - это направление по-моему приятнее, оно настраивает на расслабление и наслаждение. Вниз - значит, от большего напряжения к большему покою. Интервал будет, допустим, терцией. И поехали: было трезвучие от "до" - стало от "ля". Было от "соль" - стало от "ми". Квартовое соотношение аккордов, естественно, должно сохраниться. Заметьте опять: во втором звене оба трезвучия оказались минорными! С этим не надо бороться. Секвенция сама предлагает Вам новые краски - пусть так и будет. Ну, и продолжаем в том же духе: IV-я ступень - I-я, II-я - VI-я. Пусть будет четыре звена. И давайте заменим в последнем звене VI-ю ступень на V-ю. Небольшая коррекция, которая позволит логично соединить конец последнего звена с началом первого (V-I) (пример). И теперь эту секвенцию можно крутить по кругу сколько угодно. Вы можете применять и обращения трезвучий, и их септаккордовые аналоги и множество других модификаций, которых мы еще не проходили, чтобы разукрасить это дело поярче, или чтобы голоса не "уползали" все в одну сторону - да мало ли, для чего понадобится. Например, гаммообразное снижение мелодии в моем примере Вы можете поместить в басовую партию, а для мелодии подобрать такие нотки (размеется, из состава звучащих аккордов), чтобы общее ее движение получилось восходящим. И Ваша секвенция начнет "разъезжаться" вширь, захватывая все новые регистры - чем не художественный прием! Главное - сохранить общий контур секвенции, общую закономерность. Наложите на эту гармонию мелодию, досочините для этой мелодии вариации - и готова пьеса! (пример). и так далее, до бесконечности. Эта - именно эта - секвенция, то есть, спускающаяся терцовыми шагами, известна давно, и применяли ее уже очень многие. Наверняка ее звучание напомнило Вам ту или иную слышанную ранее музыку. Да и я в мелодии этого примера кой-чего цитировал - почему бы и нет.

Продолжим-с. В качестве исходного звена могут быть применены абсолютно любые аккордовые сочетания и обороты. И направление, и величина секвенционного шага - тоже величины произвольные, диктуемые исключительно Вашим вкусом. Хотелось бы только предостеречь Вас от штампов, которые есть во всех музыкальных приемах. Существует одна секвенция, я бы сказал, "царица секвенций". Ее принято называть "золотой секвенцией", поскольку она, подобно золотому правилу механики, применима везде, и ее трудно обойти стороной, когда что-нибудь сочиняешь. Собственно, если специально за собой не следить, ее наличие в сочинении почти неизбежно. Она потому и стала "золотой", что оккупировала всю музыкальную культуру Европы сразу, как только была впервые обнаружена. А когда появился эстрадный жанр, то эта секвенция была с благодарностью перенята певцами и композиторами как простой рецепт, алгоритм, готовое решение. Она настолько привычна нашему слуху, что "просится" во все, что Вы ни затеете сочинять. В результате, 80 процентов эстрадных песен - поверьте, я сам подсчитывал! - если не состоят сплошь из одной золотой секвенции, то содержат ее хоть частично, хоть намеком. И я для себя зачислил ее в разряд "ленивых" приемов, по которым легко отличить композиторов-дилетантов и композиторов-дармоедов. Вот, к какой плачевной роли - роли стереотипа - привела золотую секвенцию ее блистательная история. Так что, советую, чтобы не выглядеть кустарями и не отучать свою голову от способности создать что-то свое, неповторимое - не пишите золотых секвенций!

Чтобы знать, чего следует избегать, рассмотрим, что это такое. По структуре золотая секвенция является кварто-квинтовой, именно эти интервалы образуются между основными тонами двух любых соседних аккордов. Все аккорды ее соотносятся между собой, как доминанта и тоника. Например, Вы начинаете песню в ля-миноре. Пишем вторым аккордом трезвучие четвертой ступени - ре-минорное трезвучие. Эффект такой, будто доминанта "ля" разрешилась в тонику "ре". Следите за мыслью? Дальше поступаем с ре-минорным трезвучием, как с доминантой и разрешаем его опять - получается "соль". Дальше, тем же путем получаем "до", затем "фа", и так далее. Как секвенции и положено, продолжать ее можно сколь угодно долго. Так вот, эти основные тоны и выстравиваются в цепочку кварт и квинт - смотря по тому, вверх, или вниз происходят скачки - "ля"-"ре"-"соль"-"до"-"фа". Не правда ли, это похоже на тот порядок, в котором появляются при ключе бемоли? Вот звучит эта последовательность в чистом виде: (пример).

И вот этой-то секвенцией гармонизована такая тьма песен, что жуть берет! Вспомните несколько примеров: (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж). Но если для Вивальди это было открытием - он чуть ли не сам эту секвенцию выдумал! - и если последующие два века музыканты находили все новые, все более сложные и тонкие приемы, то современные "развлекатели" вцепились мертвой хваткой в прием семнадцатого века и эксплуатируют его с чистой совестью! Не надо писать золотых секвенций - это мгновенно лишит Вас способности искать и возможности стать непохожим на окружающих. Не довольствуйтесь "готовеньким", не пишите золотых севенций!

Но и это еще не все о секвенциях. Существует некоторая классификация секвенций, несколько, скажем, параметров, которые вряд ли стоит пытаться показать здесь за один прием. Из них упомяну сегодня только об одном: об отношении секвенций к главной тональности пьесы. По этому признаку секвенции принято разделять на диатонические и хроматические.

К первому типу относят секвенции, гармонии которых строятся, пусть на разных ступенях лада, но в пределах его диатоники, то есть, с учетом его знаков при ключе. Уж если имеет ля-мажор в ключе три диеза - то диатоническая секвенция должна использовать только доступные при таких знаках ноты. Вот тогда-то и получается, что разные звенья секвенции звучат то мажорами, то минорами, то еще как-нибудь. Что диатоника диктует, то и звучит.

Хроматическая же (иначе ее еще называют "модулирующая") секвенция каждое свое новое звено дает в новой же тональности, с новыми знаками, поэтому звенья такой цепочки могут иметь совсем идентичное строение и звучание, но основная тональность покидается и забывается напрочь.

Любая созданная Вами секвенция может быть написана как в условиях диатоники, так и хроматически, в зависимости от Ваших целей и вкуса, от жанра пьесы, например. Та же золотая секвенция может состоять из трезвучий I-IV-VII-III-VI-II-V-I ступеней, и, естественно, будет стремиться закончиться в тот момент, когда приходит к I-й ступени,к тонике (пример). И та же золотая секвенция может представлять собой бесконечную цепочку доминант и их рарешений все в новые тональности - и тогда такая цепочка может пройти по всем двенадцати возможным тоникам (пример). И она не будет испытывать нужды в остановке, потому что в каждом звене будут появляться все новые знаки и новые тяготения, понимаете?

И еще. Практически любые секвенции - подобно математическим формулам - обратимы. То есть, практически любую из них Вы можете пустить вспять - и получить столь же логичую последовательность. Например, попробуем такую идею: модулировать в шестую ступень. Тема модуляций нам еще предстоит, но предвосхитим немного события. Модуляцией называется переход, "переселение" в новую тональность. Смена тоники. Под словами "модулировать в шестую ступень" я подразумеваю, что мы будем получать новую тонику, которая является шестой ступенью в звукоряде исходной тональности. То есть, "ля", если начинать от "до". Переход делаем простейший: берем сначала тонический аккорд до-мажора, держим "в уме" ля-минор. Берем его доминанту ("ми") и разрешаем ее. Вот, получили ля-минор. Опять держим в уме будущую тонику (шестая ступень в ля-миноре - "фа"). Берем ее доминанту ("до") и опять разрешаем. Все доминанты, для гладкости голосоведения в басу, я использую в обращении терцквартаккорда. Провязав цепочку несколько раз, получаем потенциально бесконечный цикл (пример). Чувствуете, что секвенция модулирует все время в новую тональность и никак не может закончиться?

Попробуем ее теперь обратить задом наперед. У нас в любом звене происходит модуляция в шестую ступень, то есть тоника оказывается все время терцией ниже предыдущей, верно? Значит, теперь нужно, наоборот, подниматься на терцию в каждом звене, то есть, модулировать в третью ступень. Поспеваете за мной? Итак, берется исходная тоника - какой хотите тональности - держим в уме новую тонику (терцией выше), берем ее доминанту и разрешаем. Получили новую тональность. Опять держим в уме. ну и так далее (пример). Получили столь же бесконечную последовательность, не желающую оканчиваться.

1) Секвенция - это последовательность музыкальных оборотов произвольной длины и строения, образующая цепочку за счет сходства звеньев. Каждое следующее звено должно быть на новой высоте, отсюда различают восходящие и нисходящие секвенции. Шаг секвенции - интервал между звеньями по высоте.
2) Секвенция может иметь место как в мелодии, так и в гармонизации, независимо друг от друга.
3) Секвенции могут служить для нагнетания эмоциональной напряженности перед кульминацией, расширения частей музыкальной формы, продления каденций. Любые изменения образа, как активизация, так и успокоение, с помощью секвенции могут растягиваться во времени и сильнее воздействовать на слушателя.
4) Секвенции - как в мелодии, так и в гармонии - могут быть диатоническими, то есть, подчиняться на всем протяжении исходному звукоряду лада, либо хроматическими (модулирующими), то есть, показывать в каждом звене новую тональность. Соответственно, шаг диатонической секвенции зависит от строения звукоряда данной тональности, а шаг секвенции модулирующей постоянен на всем ее протяжении.
5) Секвенция - явление обратимое.

В качестве тренировки попробуйте брать произвольные фрагменты мелодий или гармонических последовательностей и секвенцировать их на произвольные интервалы вверх и вниз, диатонически и хроматически. Если Вам достанет терпения перепробовать несколько десятков вариантов, то Вы непременно найдете и запомните для будущих сочинений десяток действительно красивых секвенций и возьмете на заметку два десятка некрасивых. А мы на следующем занятии применим эти опыты на практике, попробуем гармонизовать секвенцией новый кусок той задачки, которую уже терзали на прошлых уроках.

Читайте также: