Как менялось отношение к готическому искусству в течение столетий кратко 6

Обновлено: 03.07.2024

Готическая архитектура – это период в развитии европейской архитектуры, начавшийся в зрелом средневековье и продолжавшийся до позднего средневековья (конец XII – начало XVI вв.).

Следует отметить, что готическая архитектура пришла на смену романской архитектуре и в свою очередь уступила место архитектуре эпохи Возрождения.

Рисунок 1. Готическая архитектура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Принято считать, что готический стиль зародился во Франции и впоследствии распространился по всей Западной и Центральной Европе. Характерными чертами для готики являются:

  • изящность форм;
  • богатый внутренний и внешний декор;
  • устремленность ввысь.

Влияние наследия на последующие поколения

Проходили века, менялись времена, а величественные готические памятники продолжали оставаться символом целой эпохи. Вообще, средневековое искусство во все времена производило сильное эмоциональное впечатление. Оно оказало существенное влияние на творчество голландских художников XVII века, способствовало понятию красоты оформления внутреннего пространства зданий, ценности света, который придавал жизни строгим каменным формам. Соотношение архитектуры и человека, продиктованное готическим творчеством, позволило художникам и скульпторам в конце XIX века проникнуть в тайны переменного освещения. Также готическая архитектура дала новые импульсы искусству XX века.

Готовые работы на аналогичную тему

Достижения зодчих средневековья обогащали художественную и архитектурную практику последующих столетий, поскольку служили живым творческим примером. В современности готическая архитектура стала частью европейского фонда культуры и является источником новоевропейского искусства. В этой связи можно сказать, что она встала в один ряд с античным и византийским зодчеством.

Как один из истоков вдохновения готическая архитектура стоит у начала зодчества Возрождения. Готика – это один из источников художественного творчества великих архитекторов Брунеллески и Донателло, основоположников архитектуры Возрождения.

За пределами Италии путь к совершенной архитектуре эпохи Возрождения был гораздо более тяжелым и долгим, поскольку практически не существовало оппозиции прежнему архитектурному опыту. На протяжении многих столетий готика здесь являлась естественным направлением творчества, она отличалась глубоким демократизмом, а вовсе не принадлежностью к позднефеодальному быту (как, например, в Италии).

Примечательно, что готика не только просуществовала дальше, но и стала весьма влиятельным архитектурным стилем по отношению к дальнейшим путям развития европейской архитектуры.

Рисунок 2. Готический стиль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готика с присущими ей сложными контрастами и ритмами пропорциональных соотношений дала определение творческим импульсам барокко. В Центральной части Европы, где готика просуществовала до XVII века, многие позднеготические элементы конструкций вплетались в самобытный вариант архитектуры барокко.

Несмотря на сильные изменения в понимании окружающего мира в определенных глухих уголках Европы вплоть до XVIII века продолжала развиваться практика готического строительства. К этому времени уже окончательно вырождаются традиции средневековых строительных лож и цехов. Внешние формы такой архитектуры воспринимаются религиозно-нравственными обществами (например, институт масонства).

В XIX веке европейскими архитекторами были предприняты попытки возврата к формам организации пространства и методам работы средневековых мастеров. Такое эклектическое искусство появилось благодаря попыткам художников назарейской школы имитировать средневековую артель, которая была бы окрашена идеалами немецкой романтической философии. Еще одна попытка была связана с именем Уильяма Морриса и его реформой художественной промышленности. Она была основана на обращении к средневековым архитектурным формам ремесленного производства.

Черты готики в русской архитектуре

Интерес к наследию готических времен появился в России к середине XVIII века. Работающие в эту эпоху российские архитекторы и художники обращались к готическим образам. К концу XVIII века готические мотивы приобрели особенную популярность.

Интерес России к такой архитектуре объяснялся политическими, социальными и экономическими тенденциями, которые были связаны с реформами Петра I. До этого периода подлинной готики на Руси не было. Главная причина заключалась в значительном влиянии религии на искусство в России. Православные русские зодчие отвергали европейскую католическую храмовую архитектуру, а поэтому не могли заимствовать формы культовой архитектуры и стилистические особенности гражданских объектов в Европе.

Архитекторы, работавшие в России в конце XVIII века, проявляли большой интерес к европейскому зодчеству. Одной из самых привлекательных исторических эпох в этом плане стал период Средневековья. Помимо Петра I данное архитектурное направление поощряли Екатерина II и император Николай II. Интересно, что изначально обращение к готическим формам носило характер забавы и маскарада. Впоследствии готическая архитектура стала наиболее популярным мотивом, развивающимся в рамках классицизма.

Готическое искусство Это был стиль средневекового искусства, который развивался на севере Франции в 12 веке, во главе с развитием готической архитектуры. Кроме того, это было характеризовано как искусство, которое развилось от романского и продолжалось до конца шестнадцатого столетия в некоторых областях Европы.

Архитектура и второстепенные искусства, такие как живопись и готическая скульптура, сумели распространиться и процветать в Западной и Центральной Европе в средние века.


Подобно романскому искусству, готическое искусство характеризовалось как глубоко христианское и марианское религиозное искусство по преимуществу; быть в состоянии наблюдать в скульптурах, картинах и даже в символической сути готического витража соборов.

  • 1 Происхождение и история
    • 1.1 Кризис средневековья
    • 1.2 Первые разработки готического искусства
    • 2.1 Христианская тема
    • 2.2 Сходства и различия романского искусства
    • 2.3 Значение света для готического искусства
    • 3.1 Ранняя готическая архитектура
    • 3.2 Архитектура Альто Готико
    • 3.3 Suger
    • 3.4 Королевское аббатство Сен-Дени
    • 4.1 Общая характеристика готической живописи
    • 4.2 Дуччио
    • 4.3 Maestà
    • 5.1 Общая характеристика готической скульптуры
    • 5.2 Фейт Стосс
    • 5.3 Алтарь базилики Санта-Мария

    Происхождение и история

    Кризис средневековья

    Когда Римская империя рухнула в 475 году нашей эры С, германские племена или готы поглотили то, что осталось от старой империи. Однако эти племена не характеризовались их объединением; в противном случае они боролись друг с другом.

    Страх вызвал прекращение торговли, распространение культуры и уменьшение культурного прогресса, который дал начало темному веку. Растущий страх заставил общество застаиваться и перестать путешествовать, что привело к появлению средневекового и феодального общества..

    Во время этой стадии Средневековья рабочие отвечали за обработку земли, в то время как лорды предоставляли им защиту взамен, поскольку области рабочих часто были небезопасны..

    Средневековое мракобесие характеризовалось как период отсталости с сильным интеллектуальным застоем. По этой причине началось строительство больших замков, которые в конечном итоге породили готическую архитектуру, так называемые варварские племена.

    Первые разработки готического искусства

    Готическое искусство появилось во Франции, в начале 12-го века, с церковью аббатства Сен-Дени, построенной французским церковным Шугером. Стиль распространился по всей Европе от архитектуры, монументальной и личной скульптуры до текстильного искусства, живописи, витражей и рукописей с подсветкой..

    Считается, что монашеские ордена (особенно цистерцианцы и картезианцы) были важными строителями, которые распространяли стиль и разрабатывали варианты по всей Европе..

    Большая часть готического искусства в тот период была религиозного типа, по приказу церкви или мирян. Этот вид искусства характеризовался отражением верований событий Ветхого и Нового Заветов. По этой причине говорят, что готика была эволюцией романского искусства в Европе..

    черты

    Христианская тема

    Готическое искусство было исключительно религиозным стилем. Римская церковь имела большое значение в развитии этого художественного стиля. Он не только вдохновил общественность и ее светских лидеров, но и установил связь между религией и искусством.

    Готический период совпал с великим появлением преданности Деве Марии, где изобразительное искусство играло фундаментальную роль.

    Образы Девы Марии были разработаны из византийского искусства, через Коронацию Девы, но с гораздо более человеческими и реальными характеристиками. Такие предметы, как циклы жизни девственницы, были очень популярны в готическом искусстве.

    Выставка сцен Христа и его страданий была очень популярна; были организованы выставки картин и скульптур Иисуса Христа, в которых, как правило, изображены раны его страсти как синоним искупления человека, а также святые и ангелы, появившиеся в готическом искусстве церквей..

    Сходства и различия романского искусства

    Романское искусство было предшественником художественного стиля готического искусства, также характеризуемого как глубоко религиозный, представленный соборами, расположенными по всей длине и ширине европейского континента..

    Готика, с другой стороны, воссоздала символические соборы, полные света, с большой высотой, как основные и различные характеристики романского искусства..

    С другой стороны, в малых искусствах, таких как живопись и скульптура, они были почти полностью отделены от романской архитектуры; не только из-за различий в стиле, но и из-за его особой эволюции.

    Это также обеспечивает преемственность определенных элементов: монастырь оставался ведущим учреждением, которое менялось лишь в определенных деталях и адаптировалось к новым идеям искусства..

    Завод церквей готики продолжал иметь латинский крест, как романский с апсидой, ориентированной на восток. Разница заключается во включении трансепта; дополнительный короткий центральный неф в латинском поперечном плане, а также неф, часовни и машины скорой помощи.

    Значение света для готического искусства

    Готическое искусство подчеркивало цель освобождения человека от тьмы и греха, чтобы приблизить его к свету. Новые христианские здания хотели пригласить человека исполнить религиозные ценности того времени.

    По этой причине техники готического строительства характеризовались включением света внутри церквей. Для общества того времени Бог был синонимом света и художественного просвещения..

    В этом смысле свет был физическим и не так сильно сформирован картинами; это была симуляция божественного света, который пришел с небес, чтобы осветить лица верующих.

    Благодаря созданию витражей, розеток и игре ярких красок, оно превратилось в нереальное и символическое пространство.

    архитектура

    Ранняя готическая архитектура

    Королевское аббатство Сен-Дени, расположенное во Франции, было гостеприимством готической архитектуры, характеризующейся ее венцами часовен и витражами, которые строители хотели подражать на протяжении столетия..

    На этом этапе мы хотели продолжить с моделью старых романских церквей, но с некоторыми изменениями, такими как элегантные пристройки, цепочка часовен и популярные светящиеся окна готической архитектуры..


    Высокая готическая архитектура

    Спустя полвека после образования готической архитектуры, в 1194 году большой пожар уничтожил город Шартр во Франции и его собор..

    Единственной частью собора, которая сумела спасти себя, была склеп, западные башни и Королевский портал. Оттуда они подумали о его реконструкции, заметив, что одежда девственницы в склепе осталась нетронутой..


    Новый Шартрский собор считается первым сооружением высокой готики. Отличительной чертой высокого готического стиля является использование высоких опор и устранение романских стен.

    С другой стороны, на новом фасаде трехстороннего нефа в готическом стиле были аркада, трифориум и большие окна. Благодаря этому результату ему удалось ввести гораздо больше света, чем в ранних готических постройках..

    Suger

    Сугер был аббатом, государственным деятелем и французским историком, который родился в 1081 году, известен тем, что был первым покровителем готической архитектуры и которому приписывают популяризацию стиля..

    Согласно некоторым источникам, Сугер был доверенным лицом французских королей Луиса VI и Луиса VII, поэтому они решили поручить ему около 1137 года реконструкцию великой церкви Сен-Дени; похоронная церковь для французских монархов.

    Сугер начал с реконструкции фасада в Каролингах и спроектировал еще один, похожий на римскую арку Константина, разделив ее на три части, в дополнение к большим порталам для уменьшения заторов..

    С другой стороны, он спроектировал хор, в котором он поместил витражи с намерением внести свет в интерьер. Кроме того, он разработал остроконечную арку и ребристый свод.

    Королевское аббатство Сен-Дени

    Королевское аббатство Сен-Дени - средневековая церковь, расположенная в северном пригороде Парижа. Церковь имеет историческое и архитектурное значение; его хор, завершенный в 1144 году, демонстрирует первое использование элементов готической архитектуры.

    Он известен как первый храм, построенный в готическом стиле рукой известного Шугера, а также как место захоронения французской монархии..


    Благодаря этому храму витражи были введены в готическое искусство, что позволило получить доступ к естественному свету, вызывая визуальные эффекты при прохождении сквозь яркие цвета стекла.

    картина

    Общая характеристика готической живописи

    Готическая живопись отличалась жесткими, простыми и в некоторых случаях естественными формами. Его начали использовать для украшения алтаря (декоративного панно за алтарем), в основном сценами и рисунками из Нового Завета, страстью Христа и Девы Марии..

    В качестве фона картин использовался золотой цвет с изысканным декором с дотошными деталями. Позже картины меняли свою тему на менее религиозную и более рыцарскую с историческими событиями.


    Кроме того, религиозные и светские темы были представлены в освещенных рукописях с типичными для готики стилями..

    Использование стекла имело место в Европе из-за художественных работ, сделанных с этим материалом, в дополнение к этому они использовались в больших расширениях, таких как розовые окна и окна. Для покраски стёкол использовались чёрные краски, яркие цвета и, позже, использование жёлтых увеличилось.

    Дуччо

    Дуччо Буонунсенья был одним из величайших итальянских художников средневековья и основателем сиенской школы. Искусство Дуччо было основано на итало-византийской традиции, преобразованной в классическую эволюцию, с новой духовностью в готическом стиле.

    Самая большая из всех его работ - алтарь собора в Сиене, известный как "Maestà". Стиль Дуччо был похож на стиль византийского искусства с золотым фоном и знакомыми религиозными сценами. Итальянский готический художник сумел покорить среду благодаря своей точности и деликатности.

    Maestà

    Maestà - это алтарь, состоящий из серии отдельных картин, заказанных городом Сиена итальянскому художнику Дуччо в период с 1308 по 1311 год в итальянском соборе Сиены..


    Лицевые панели составляют великую Богородицу с ребенком в окружении святых и ангелов, а также сцену из детства Христа с пророками.

    скульптура

    Общая характеристика готической скульптуры

    Готическая скульптура была тесно связана с архитектурой для ее использования для украшения экстерьеров соборов. Первыми готическими скульптурами были каменные фигуры святых из храма Святого Семейства, которые использовались для украшения дверей соборов..

    В течение 12-го века и в начале 13-го века, скульптуры стали более расслабленными и натуралистичными в их обработке, по сравнению с романской скульптурой.

    Хотя скульптура сохранила монументальность романской эпохи, они имеют индивидуализированные лица и фигуры, а также естественные жесты, которые показывают классический баланс, что предполагает осведомленность о древнеримских моделях..

    В четырнадцатом веке готическая скульптура стала более изысканной, элегантной и нежной. Он распространился по всей Европе и был известен как "международный готический стиль".

    Вейт Стосс

    Фейт Стосс был одним из крупнейших и наиболее известных скульпторов и резчиков Германии шестнадцатого века и характерным для поздней готики.

    Его стиль подчеркивал пафос и эмоции благодаря виртуозной работе волновых штор. Стосс известен тем, что сделал алтарь в базилике Святой Марии в Кракове, Польша; величественный алтарь, вырезанный из дерева и расписанный между 1477 и 1489 годами.

    Скульптура поздней готики, или международной готики, демонстрирует большую умеренность. Его композиционная ясность выходила за рамки монументальности, хотя Стоссу удалось сделать большие скульптуры из окрашенного дерева..

    Алтарь базилики Санта-Мария

    Базилика Пресвятой Девы Марии в Кракове, Польша, в готическом стиле в основном известна расписной деревянной алтарной частью, сделанной немецким Фейтом Штоссом в конце 15-го века..

    Скульптура состояла из триптиха, вырезанного из дерева и известного как один из крупнейших алтарей в мире. Это примерно 13 метров в высоту и 11 метров в ширину, когда панели триптиха полностью открыты.

    Скульптурные реалистичные фигуры имеют высоту около 2,7 метра, и каждая из них была вырезана из ствола липы. Когда панели закрыты, показаны двенадцать сцен жизни Иисуса и Марии.

    Соборы готической эпохи - www.Arhitekto.ru

    Восприятие искусства готических мастеров в Новое время не было однородным. Изучение этого вопроса раскрывает сложную и противоречивую картину борьбы мнений, изменений вкусов и взглядов, в которых как в капле воды отразились движения общественной, философской и эстетической мысли разных эпох. Ни один из художественных стилей прошлого не вызывал столь горячих споров и таких резких перемен в суждении о нем, как готическое искусство. Подобное неравнодушие к художественному стилю прошедшей эпохи связано с тем обстоятельством, что готика пустила глубокие корни в европейской художественной культуре. Она постоянно напоминала и продолжает напоминать о себе людям самим своим присутствием — многочисленными памятниками готического искусства и архитектуры, рассеянными по всей территории Западной и Центральной Европы. Отголоски средневековой эпохи доносятся и до наших дней. О ней заставляют вспоминать торжественные службы в средневековых соборах, старинные обычаи и обряды, доживающие век в отдаленных от центров глухих уголках, монастыри, строй жизни которых сохраняет уклад средних веков и диктуется принятыми тогда уставами.

    Феномен готики, рассматриваемый и изучаемый в последующие века, оценивался по-разному. Главная причина пристрастного отношения к готике, свойственного Новому времени, заключалась в том, что она воспринималась последующими эпохами как символ средневековья, и отрицательное отношение к готическому искусству не переставало давать себя знать до тех пор, пока в Европе не было покончено со средневековыми пережитками, то есть вплоть до XIX столетия. Готика ассоциировалась с средневековьем и воспринималась как символ всего самого темного, отсталого, феодального, это долго не давало возможности непредвзято рассматривать готическое искусство и заслоняло подлинное своеобразие и художественную ценность готического стиля.

    В эпоху Возрождения, в эпоху гуманизма искусство средних веков воспринималось как невежественное, так как казалось оторванным от природы.

    В XV-XVII вв. было множество примеров неодобрительного отношения к искусству средневековья, хотя одновременно высказывались и похвалы не только готической живописи, завоевавшей широкую популярность и в Италии, но и прямое одобрение готических построек.

    Несмотря на сильное влияние схемы развития искусства, выдвинутой в эпоху Возрождения в Италии, в северных странах сохраняется и уважение и безусловный интерес к памятникам средневековья как национальному прошлому.

    Первые более объективные суждения о произведениях готичеcкого искусства мы находим в описаниях городов и местностей, появляющихся в Европе с XVI века. Однако творческое наследие готических мастеров никогда окончательно не исключалось из процесса развития европейской культуры.


    Содержание

    Происхождение термина

    Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

    Архитектура


    Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

    В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний.

    С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.

    Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

    Система аркбутанов и контрфорсов


    В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

    Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.

    Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.

    Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.

    Возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами.

    Наиболее известные архитектурные памятники






    Франция

      в Шартре, XII—XIV вв. в Реймсе, 1211—1330 гг., где короновались французские короли. в Амьене, 1218—1268 гг. , 1163 г. — XIV в.
    • Собор в Бурже, 1194 г.

    Германия

    Англия

      XII—XIV вв., главный храм английского королевства
    • Собор Вестминстерского аббатстваXII—XIV вв. в Лондоне
    • Собор в Солсбери1220—1266 гг.
    • Собор в Эксетере1050 г. к. XI в.
    • Собор в ГлостереXI—XIV вв.

    Чехия

    Италия

    В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии.

      , (Palazzo Ducale). Венеция. Был заложен ещё в IX в. как оборонительное сооружение, но несколько раз подвергался пожарам, вследствие чего, много раз перестраивался. Первоначальный квадратный план здания с большим внутренним двором остался почти без изменений, а нынешние фасады приобрели свой декор, напоминающий орнаменты мусульманских сооружений, к началу XV в. Первый сквозной этаж образуется лёгкой аркадой, на втором этаже подхватываемой ажурными колоннами с удвоенным шагом, на которых покоится огромный блок третьего этажа. На протяжении веков только это здание Венеции именовалось палаццо, все остальные дворцы, носили скромное название Ca’ (сокращенный вариант от Casa, то есть просто дом). Здесь размещалась не только резиденция дожа, но также совет Республики, суд и даже тюрьма. , 1386—XIX в. Изначально был задуман такого огромного размера (в нём помещается 40 тысяч человек), что с большими трудностями был частично завершён только к концу XVI в. Строительство началось в 1386 г., а в 1390 г. было объявлено о сборе средств и посильной помощи среди миланцев для ускорения строительства собора. Первоначальный замысел предполагал кирпичную кладку, что можно увидеть и сейчас в северной сакристии собора, но в 1387 г. герцог Висконти, желавший видеть собор великим символом своей власти, пригласил ломбардских, немецких и французских архитекторов и настоял на использовании мрамора. В 1418 г. собор был освящён папой Мартином V, но оставался незаконченным до XIX в., пока при Наполеоне был не завершён фасад. Более пяти веков строился этот собор и, в результате, соединил многие черты архитектурных стилей, от барокко до неоготики. (итал.Ca' d’Oro — Золотой дом ) в Венеции. Расположенный на Большом Канале этот дворец претерпел множество изменений, а в интерьере осталось очень мало от готического дворца XV века.

    См.также

    Изобразительное искусство



    Скульптура

    Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.

    Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

    Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Примерно в 1400 г. Клаус Слутер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, такие как Мадонна фасада церкви погребения Филиппа, Kartause в Champmol около Дижона, стены Figurationen 1385 или фигуры фонтана Мозе (1395—1404). В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера (Tilman Riemenschneider), Вайта Штоса (Veit Stoß) и Адама Крафта (Adam Kraft).

    Живопись

    Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии — в 1220-х гг., а в Италии позднее всего — около 1300 г.


    Неизвестный художник. Иоанн Добрый (1359). Один из первых готических портретов, дошедших до наших дней

    Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

    Развивается жанр портрета — вместо условно-отвлечённого изображения модели художник создаёт образ, наделённый индивидуальными, присущими конкретному человеку чертами [1] .

    Завершается почти тысячелетнее господство византийских канонов в изобразительном искусстве. Джотто в цикле фресок Капеллы Скровеньи изображает людей в профиль, помещает на первом плане фигуры спиной к зрителю, нарушая табу византийской живописи на любой ракурс кроме фронтального. Он заставляет своих героев жестикулировать, создаёт пространство, в котором движется человек. Новаторство Джотто проявляется и в его обращении к человеческим эмоциям.

    С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса.

    Декоративно-прикладное искусство


    Неоготика


    Иногда элементы неоготики самым причудливым образом переплетались с новейшими для того времени технологиями, например устои Бруклинского моста в Нью-Йорке имели арки в форме готических окон. Самый выдающийся образец неоготики — здание Британского парламента в Лондоне. В США следует отметить неоготический собор Святого Патрика в Нью-Йорке.

    Готика в России


    В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна. Правда, определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля. Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).


    Одним из типичных образцов неоготики в Москве можно считать Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в 1901—1911 годах.

    Ряд культовых сооружений, построенных в стиле неоготики имеется и в восточной части России. В частности, в этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (1906), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (1881—1884) и др.

    Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Замки Калининградской области) и большое количество церквей, но большинство из них — в разрушенном состоянии. В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви). Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в старом городе, но самое главное — единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. К сожалению, неоготический кафедральный собор не сохранился до наших дней. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Несмотря на неоднократные обращения правительства Финляндии с предложением помощи в постройке собора заново, по старым чертежам, они так и остаются без ответа. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры — здание лютеранской церкви (конец XIX в.).

    Читайте также: