Чем искусство связано с моралью кратко

Обновлено: 04.07.2024

Иными словами, значительную часть содержания И. составляют моральные проблемы. Эти же проблемы делает предметом своего рассмотрения нормативная этика. В И. эти проблемы выступают в художественной форме, в виде чувственно-конкретных образов, путем раскрытия определенных жизненных ситуаций и конфликтов, столкновения противоположных начал, исход борьбы между к-рыми далеко не всегда предопределен их нравственными достоинствами. И в этом отношении И. воспроизводило и осмысляло моральные проблемы человека гораздо богаче, многостороннее и диалектичнее, чем любая абстрактная теория или нравоучение.

Это, конечно, не означает, что моральная проблематика исчерпывает содержание И. или что оно может заменить теорию М. Соотношение М. и и. выступает в более сложной форме. Художник, отражая к.-л. стороны действительности, всегда, намеренно или ненамеренно, изображает ее тенденциозно, самим способом ее освещения склоняет читателя, зрителя, слушателя к той или иной ее нравственной оценке. Его эстетическая позиция, т. обр., включает в себя определенную нравственную позицию. Морально совершенное выступает в И. как эстетически прекрасное.

Свою воспитательную роль социалистическое И. выполняет тем успешнее, чем более многосторонне, глубоко и художественно оно отображает законы жизни, тенденции исторического развития, проблемы и противоречия действительности, чувства и мысли, стремления и поиски человека, созидающего новое об-во. Требование органического единства идейности и жизненной правды в И. социалистического реализма обусловлено сочетанием в марксистском мировоззрении строгой научности и партийности, исторического оптимизма и критического отношения к действительности.

Словарь по этике. — М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Полезное

Смотреть что такое "МОРАЛЬ И ИСКУССТВО" в других словарях:

ИСКУССТВО — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Особенность творческого процесса в И. в нерасчлененности его … Философская энциклопедия

"ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА" — эстетич. концепция, отрицающая связь художеств. творчества с обществ. жизнью, с трудовой и обществ. историч. практикой людей, противопоставляющая иск во действительности как некую абсолютную, замкнутую в себе ценность, как самоцель. В истории иск … Философская энциклопедия

МОРАЛЬ В ПОЛИТИКЕ — воплощение в политике и ее мотивации моральных норм и ценностей: добра, справедливости, долга и т.д. По вопросу о возможности нравственной политики в мировой общественно политической мыс ли существуют различные точки зрения: 1) сторонник… … Политология: словарь-справочник

ИСКУССТВО — вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. В отличие от др. сфер общественного сознания и… … Эстетика: Словарь

МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА — два способа регуляции поведения, две формы обоснования его в общественном сознании. Будучи относительно самостоятельными факторами общественной жизни, хотя и определяемыми в конечном счете развитием способа производства, М. и п. не могут быть… … Словарь по этике

ИСКУССТВО И МОРАЛЬ — две формы общественного сознания и духовно практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. В основе их взаимодействия лежит единство эстетического и этического в явлениях общественной жизни. В историко… … Эстетика: Словарь

Телевизионное искусство — совокупность видов художественной деятельности, связанных с появлением телевидения (См. Телевидение). Делая массовым зрелищем самые разнообразные явления, телевидение репродуцирует (транслирует) события действительной жизни, а также… … Большая советская энциклопедия

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — в 60 е гг. молодежное движение протеста, возникшее в США и затем распространившееся на Европу. С самого начала движение это имело преимущественно культурный характер; полит, его часть в основном сводилась к выступлениям против… … Энциклопедия культурологии

Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… … Литературная энциклопедия

МЕРЛО-ПОНТИ — (Merleau Ponty) Морис (1908 1961) франц. философ, крупнейший представитель феноменолог. концепции культуры, сложившейся в результате осмысления идеи “жизненного мира” Гуссерля и ее последующей экзистенциалистской интерпретации в учениях… … Энциклопедия культурологии

искусство учит нас видеть прекрасное, литература (один из видов искусства) воспитывает нас. Автор с помощью текста влияет на человека и помогает ему понять ту или иную вещь.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Существует ли художественная мораль, совпадает ли она с общественной? Цитируем, что думали и писали об этом сами художники.

Искусство и мораль

Тулуз Лотрек. В постели. Поцелуй. 1892

В действительности, искусство как язык образов морально безразлично. Эстетическое не тождественно этическому.

Брюллов

Карл Брюллов. Последний день Помпеи.

А если художник или режиссер делает главным героем своего произведения проститутку – нравственно это или безнравственно?

Когда в искусстве начинает преобладать моральная тенденциозность, когда произведение становится проводником тех или иных идей, лежащих вне художественного поиска, принято говорить об умалении художественности. Назидательность и морализаторство – никогда не является главной целью искусства. Как бы ни пытались церковь, власть или общество отождествлять искусство и мораль.


Папа Римский, прибитый к ковровой дорожке метеоритом. Инсталляция итальянского художника-провокатора Маурицио Кателлана. 1999.

Все это величайшие произведения мировой культуры, общепризнанные эстетические ценности, к которым применимо также и оценка – прекрасные.

Истинная красота искусства присутствует там, где мы находим прекрасное воспроизведение, а не воспроизведение прекрасного.


Художник-трикстер Влад Мамышев Монро, известный своими перевоплощениями. Трагически погиб на Бали.

Но если в случае святого можно говорить о святости послушания, то в случае художника о святости дерзновения. Святой знает от чего необходимо отказаться, какой образ жизни принять, в том время как художник никогда не знает как надо, в творческом поиске он находится всю свою жизнь.

Стереотипом художника в ХХ веке становится персонаж чудаковатый и эпатажный, бросающий вызов обществу, противопоставляя себя конформизму, карьеризму и всяческим правилам. Фрейдовский портрет художника наиболее типичен для XX в., когда резко возросла напряженность, конфликтность социального бытия, налицо оттеснение художника с ведущих ролей в обществе, превращение невроза в одно из самых распространенных заболеваний.

Позиция психоанализа предполагает, что художник наиболее свободен от внешних ограничений, именно поэтому он подобен ребенку. Фрейд в борьбе за человека в эпоху тоталитаризма и опустошения отводит художнику серьезную роль.

Инсталляция братьев Чепменов “Конец веселью” (2012) в Эрмитаже стала настоящим ударом по консервативной политике музея. В девяти выставочных боксах, формирующих в форме свастику, были расставлены несколько тысяч мини фигурок нацистов, осуществлявших сцены жестокости и насилия.

Инсталляция братьев Чепменов “Конец веселью” (2012) поставила для консервативной публике Эрмитажа серьезный вопрос — что есть искусство и мораль. В девяти выставочных боксах, формирующих в форме свастику, были расставлены несколько тысяч мини фигурок нацистов, осуществлявших сцены жестокости и насилия.

Мы, обыватели, должны быть благодарны художнику за его жертву. Художник имеет право делать то, что не может обычный человек. Он получает индульгенцию на время карнавала, за то, что указывает обществу на его болезни и платит за это своими страданиями.

Читайте также: