Союз земли и воды рубенс анализ кратко
Обновлено: 06.07.2024
Автор
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – фламандский живописец из Антверпена, славная карьера которого базируется на даровании, трудолюбии и ответственности – мальчик из многодетной семьи, обретя мечту, упорно учился. В результате он не только выдающийся художник, но и признанный педагог и искусный дипломат – европейские державы ценили его таланты, наградив рыцарством и дворянством.
Замысел
Нередко произведения Рубенса выступали как художественное воплощение чаяний и озабоченностей, в том числе политических и народных. Так, родился замысел создать произведение, символизирующее свободный выход к морю как основополагающий путь развития Антверпена и страны, когда голландцы блокировали устье судоходной Шельды, реки, впадающей в Северное море.
Описание картины
Главные герои полотна – аллегория реки и города на её берегу. Если брать за основу древнегреческую мифологию, это бог морской стихии Посейдон, олицетворяющий Воду, и богиня плодородия, владычица гор, лесов и животных Кибела – Земля. Фигуры их обнажены.
Кибела представлена в образе пышнотелой красавицы, каштановые локоны которой уложены в виде короны, украшенной жемчугом. Она стоит лицом к зрителю в свободной позе, опираясь левой рукой на большой керамический кувшин, из которого непрерывным потоком течёт вода (символ реки, впадающей в море).
Спиной к зрителю изображён Посейдон. На картине это мощный седобородый мужчина в зрелых годах, присевший на большой камень рядом с молодой очаровательницей. Его левая рука тоже на кувшине – с нетерпением обхватил он кисть девушки, тогда как правая крепко держит трезубец, символ власти. Вокруг бёдер Посейдона – шёлковый покров, перетекающий подобно воде через сплетённые руки к ногам девушки.
Взгляды богов встретились – её, снисходительно-скучающий, и его, напряжённо-вопрошающий. Над головой героини склонилась богиня победы Ника, готовая увенчать причёску Кибелы венком в знак признания мудрости. Сопровождающий их тигр, пригнувшийся у рога изобилия, внимательно следит за всей сценой. Снизу, из пучин морских, наполовину показался Тритон, трубящий в морскую раковину. Рядом в волнах плещутся младенцы, путти.
Встреча богов происходит на кромке, где сходятся две стихии – Вода и Земля. Посейдон и его сопровождение пришли со стороны Воды, Кибела со спутницей и зверем – с берега пышной и щедрой на дары Земли.
Картина – идеал визуального равновесия
Вся композиция выглядит удивительно органично по цветовым решениям и форме. Образец гармонии.
Картина – экспонат Эрмитажа
Второй вариант
Такой комментарий можно прочитать в Интернете. (По поводу золотой короны: на картине нет короны, есть венок. Возможно, было еще одно полотно, на котором была-таки золотая корона.)
Казалось бы, что нужно зрителю? Этого объяснения вполне достаточно, чтобы он согласно кивнул — и пошел дальше рассматривать полотна.
Что нарисовал художник? Цветущая девушка опирается на глиняный кувшин, из которого льется вода. Ее волосы уложены косами в виде короны, в которую вплетена нить жемчуга. В ушах — жемчужные сережки. Над ней витает крылатая богиня Виктория с венком в руке.
Мощный старец стоит к зрителю спиной. Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. На нем тоже венок победителя. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение. О чем он ее спрашивает? Это не мольба, это именно вопрос. И даже с какой-то угрозой.
У ног мужчины — тритон гудит в раковину. Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. А рядом с ним плещутся путти (путти — декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос).
И еще один персонаж — тигр. Почему именно тигр? Почему не лев? Или буйвол? Или бегемот?
Рассмотрим эту версию. Если это союз города с рекой — то где город, а где река? Кто изображает реку — женская фигура или мужская? Если женская — то какая связь между плодами и рекой? Если мужская — то почему такая мощная фигура? Если наоборот — те же вопросы! И опять же — зачем тигр?
Попробуем подойти с другой стороны. Прежде всего: Антверпен был во Фландрии. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью. В начале XVII века она была под властью испанской ветви Габсбургов (Габсбурги были императорами Священной Римской Империи, которая в свое время разделилась на две ветви: немецкую и испанскую).
Обе ветви Габсбургов (немецкая и испанская) воевали между собой — никак не могли поделить наследство. Войны истощали всех и вся. В конце концов стороны договорились и в 1617 году заключили между собой мирное соглашение — договор Оньяте. Для нас не суть важно, кто и что получил — установился мир, началась нормальная жизнь.
Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны — жемчуг в косах и в ушах), а мужчина — испанских Габсбургов, то картина — аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно, и возможность процветания. Мало того, безразличное выражение ее лица свидетельствует о том, что ей все равно, с кем будет мирный договор — лишь бы не воевать. Вопрос на лице мужчины — не праздный: Фландрия может быть и немецкой. Это зависит и от нее. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки.
Похоже, что все фигуры на картине связались некоторой логикой. Остался только тигр. Что бы это значило? Может ли тигр быть символом какого-либо государства? Вряд ли: в гербах есть львы, тигров нет.
Возможно, что тигр — символ чумы и распрей. Распри между гражданами Фландрии, которые по-разному оценивали достигнутый мир. Кто-то хотел быть в немецкой ветке Габсбургов, кто-то в испанской, кто-то хотел полной независимости, кто-то беспокоился о первенстве Амстердама, которому противостоял Антверпен. Что касается чумы — ее эпидемия прокатилась по Европе в XVI веке. Казалось, что спустя 100 лет это бедствие осталось в прошлом. Но вспышки заболевания наблюдались еще несколько десятилетий. Историки упоминают о такой вспышке в 1628 году.
Возможно, что в тигре соединились два этих фактора. Один из них — распри — изображен как левая лапа зверя, она подобралась к плодам изобилия очень близко. Второй фактор — чума — изображена как правая лапа тигра, она пониже и не так угрожающе выглядит.
Послесловие.
Войны в 1617 году не закончились. И для Антверпена через некоторое время началась черная полоса: в 1648 году ему отрезали выход в море, он потерял свое торговое значение. Возрождение города началось только в 1863 году, с открытием устья Шельды.
1. Может быть, путти — это дети Рубенса: Клара Серена (родилась в 1611 году) и Альберт (родился в 1614 году). В момент написания картины Кларе было 7 лет, а Альберту — 4.
2. Посмотрите на эскиз к картине, его размер 35×30,5 см. Какая гигантская разница между эскизом и законченным полотном!
Перед нами пышнотелая, рыжеволосая красавица Гера, богиня брака и плодородия, олицетворяющая Землю, с рогом изобилия в руке и бог морей Посейдон, олицетворяющий Воду. Цветущая Гера, в образе молодой девушки, прекрасная в своей наготе и ничуть её не смущаясь, с локонами волос, завитыми в виде короны и вплетёнными в них жемчужными нитями, опирается на изливающий воду кувшин.
Античный бог Посейдон, изображенный художником внушительным, седобородым стариком, полусидит на камне в неудобной позе, правой рукой опираясь на трезубец – символ морской власти, левой держит молодую красавицу за руку и с нетерпением и даже некоторым напряжением, ждёт от богини ответа. Скучающий взгляд молодой девушки красноречиво говорит о её безразличии к собеседнику, здесь она, будучи королевой положения, заставляет так долго ждать своего решения. Согласно античной мифологии, богиня Гера и бог Посейдон не заключали никаких союзов, хотя и были братом и сестрой, но всё же изображены на картине вместе и под лавровым венцом в руках крылатой Ники – богини триумфа и победы, под их ногами, в воде, мирно резвятся дети, трубит в раковину спутник Посейдона, Тритон.
На полотне Рубенса речь идёт совсем о другом. Ведь несомненно, что молодая красавица Гера – это родной город мастера, Антверпен, а мифический Посейдон, никто иной, как тот, кто в 17-ом веке властвовал на всех морях – монархическое королевство Испания, управляемая родом Габсбургов. То, чего так долго ждал Антверпен – выход в море, а значит и грядущее процветание города, свершилось!
Остаётся загадкой лишь притаившийся тигр в левом нижнем углу картины, в хищном оскале взирающий на рог изобилия и вцепившийся в него своими когтистыми лапами, словно напоминание современникам художника о пережитых городом эпидемиях и болезнях. Но, возможно, что великий Рубенс оставил нам некую непостижимую тайну, известную ему одному.
Творческое наследие Рубенса насчитывает около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с учениками и коллегами, крупнейшим из которых был Антонис ван Дейк (1599-1641). По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте, Рубенс получил титул сеньора.
Творчество Рубенса - органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. В технике масляной живописи Рубенс был одним из последних художников, использовавших деревянные панели для станковых работ, даже очень больших по размеру.
Картина "Союз Земли и Воды" Питер Пауль Рубенс написал около 1618 года. Монументальное полотно представляет собой одно из аллегорических произведений, раскрывающих гражданские и творческие убеждения художника. Первое название картины - "Шельда и Антверпен". Композиция представляет собой аллегорию реки Шельды и расположенного на ней города Антверпен. Две обнажённые фигуры, мужская и женская, изображают бога морей Нептуна, вооружённого трезубцем, и богиню плодородия Кибелу, которую готова увенчать Виктория, богиня победы.
Аллегория воспринимается более широко и в XVII веке и в наше время - как единение стихий Земли и Воды, женского и мужского начала. В теме союза двух стихий воплотилась мечта фламандцев о снятии голландской блокады с устья Шельды, выходе к морю, а также связанные с этим событием надежды на возрождение страны. Кибела (в иной интерпретации Флора) предстаёт пышнотелой фламандкой с рогом изобилия в правой руке. Внизу трубит в раковину поднявшийся из морских глубин Тритон. В струях низвергающейся воды плещутся путти (два младенца). Картину отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм. История и аллегория, жизнь и легенда, человек и природа предстают в картине в нерасторжимом единстве.
Как и во многих других картинах, например "Возчики камней" или "Снятие с креста", художник решил аллегорическую композицию, мастерски использовав принцип симметрии "леонардовского треугольника" в сочетании с инверсией - поворотом фигур вокруг оси (одна фигура показана лицом, другая со спины), связующую роль которой подчеркивает урна с льющейся водой.
Питер Пауль Рубенс - Возчики камней
Питер Пауль Рубенс - Снятие с креста
Зрительное движение вдоль "диагонали" (из левого нижнего угла картины в правый верхний) усилено приемом "скоса угла" (по линии резвящихся путти и тритона). В результате возникает эффект поворотной симметрии. Сюжетный союз выражен союзом пластическим, что подчеркивается и цветовым решением: светлая фигура Кибелы и смуглая Нептуна.
Читайте также: