Как концепции разных типов школ в германии отличаются друг от друга

Обновлено: 06.07.2024

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ образовательной системы Германии. Рассмотрена историческая ретроспектива становления современного учебного процесса. Выявлены социально-экономические предпосылки возникновения педагогических концепций на современном этапе и особенности обучения.

ABSTRACT

The article presents an analysis of the educational system of Germany. The historical retrospective of the formation of the modern educational process is considered. The socio-economic prerequisites for the emergence of pedagogical concepts at the present stage and the features of training are identified.

Ключевые слова: педагогические концепции, образование, школа, учебное заведение, реформа.

Keywords: pedagogical concepts, education, school, educational institution, reform.

Германия на сегодняшний день имеет достаточно богатый педагогический опыт, который насчитывает более двух столетий, и, соответственно, определенные сложившиеся традиции в образовании. Данный опыт, после тщательного анализа и проработки ключевых пунктов может использоваться и в России, так как сейчас встает необходимость в поиске новых методов обучения, которые позволят выпускникам школ не только самоопределиться в социуме, но и успешно интегрироваться Российской Федерации в глобальную общеобразовательную среду.

Можно отметить, что на определенном историческом этапе во всех странах Западной Европы, в межвоенный период, прослеживались общие закономерности в педагогической сфере. В связи с расширением производства встала необходимость в усиление социальной мобильности людей, и образование должно было приспосабливаться под такие обстоятельства.

Произошел ряд школьных реформ, посредством которых усиливались процессы централизации управления. Увеличился срок обучения бесплатного начального образование. Широкие массы получили возможность получить образование в средних учебных заведениях благодаря тому, что появилась промежуточная школа между начальным и традиционным средним звеном.

У школ появилась новая задача – реализовать идею активации методов обучения, которую выдвигала реформаторская педагогика. Таким образом, внедрялись в практику новейшие системы организации учебной работы в школах и предлагались новые методы и формы обучения. При этом наблюдался и ряд проблем, касающихся сферы нравственного воспитания. Одна из них заключалась в противостоянии между сторонниками индивидуалистической концепции и социальной. Последняя, в ряде случаев, перерастала в националистическую, что впоследствии проявилось в Германии перед второй мировой войной. На данный момент перед образовательной системой Германии встает сложная задача сохранить национальную идентичность и одновременно воспитать поликультурность [2].

В начале 1970 –х годов привлекали всеобщее внимание фундаментальные труды Л. Колберга, в которых рассматривалось моральное формирование личности. За основу брались теории стадиального становления психики детей [3]. Позднее ученые обосновали взаимосвязь морального, этического сознания личности и ее умственного развития.

В настоящий момент структура образования в Германии состоит из нескольких ступеней (дошкольное, начальное, среднее и высшее образование). Как и во многих других западных странах, обучение проходит в несколько этапов и в среднем составляет в среднем 13 лет, в Европе это один из самых длительных сроков.

Педагогическая система в этой стране имеет ряд своих особенностей. Одна из них заключается в том, что все учебные заведения, находящиеся на отдельной территории (административные единицы) имеют право устанавливать свои учебные программы с определенным набором. Одновременно самостоятельно устанавливаются и сроки каникул, периоды учебы. Также свои правила при поступлении [4]. На данный аспект, по нашему мнению, стоит обратить внимание и в российском обществе. При определенной централизованной структуре управления образовательные учреждения могут быть в большей степени самостоятельности (автономны). В таких условия появится возможность выбора путей, при помощи которых будут достигаться высокие результаты.

Дошкольное и высшее образование в Германии – по желанию, школьное обучение, как и во многих других странах, обязательное. Детей обучают как в государственных образовательных учреждениях, так и в частных, религиозных и иных заведениях. При этом в любое из них ведут прием иностранных граждан. Данный аспект связан с существующей политикой мультикультурности. Прием в частное заведение, зачастую, сложнее, чем в государственное.

Обучение в целом отчасти приближено к российской системе. Ступени 1- 10 и 11 - 12 классов соответствуют характерному для нашей страны получению неполного среднего и общего образования. На определённом этапе перед учащимися появляется ряд возможностей, и они выбирают работать или получать образование дальше.

Согласно статистическим данным, 10% обучающихся располагается в школах, которые объединяют основное и реальное обучение. Благодаря данной системе комбинированного образования можно получить подготовку профессионального характера.

Становлению сегодняшних педагогических концепций предшествовал ряд реформ, прошедших в образовательной системе в XX веке. Основой работы педагогов реформаторов стало признание того, что ребёнок – это главная ценность и центральная фигура в учебно-воспитательном процессе. Ряд реформаторских школ Германии, их модели, получили распространение по всему миру.

Общая суть педагогических реформ в Германии: за детьми необходимо наблюдать, познавать их и на основе этого вырабатывать педагогические методики. Вследствие вышесказанного происходит процесс самообразования. Важное место отведено процессу обучения детей посредством получения собственных впечатлений, то есть в первую очередь упор делался на их свою способность частично самостоятельно преодолевать определенную стадию созревания. Одной из основных задач воспитателя стало развитие и сохранение у детей имеющихся способностей. Если говорить о начальных стадиях образования, немалая роль стала отводиться игре, как средству осознания проблем способом соизмеримым с природой ребенка.

Таким образом, в школах стали использовать: метод наблюдения, метод дефиренциации в критериях оценки (за основу брать не только успеваемость), обучение курсами и периодами (Петерсен, Вальдорф), внимание к праздникам и их оформлению ( Вальдорф, Петерсен), формирование личности в процессе обучения ( Литц-школа, Вальдорфские школы), система дополнительных творческих занятий (Вальдорфские школы, УПК школа в Мерце) [6].

Также реформаторами выдвигался и ряд других инициатив, которые могут быть успешно применены и в российских школах. Особое внимание предлагалось уделять открытости школы, ориентации образовательного процесса на мир детей, включению трудовых занятий (Вальдороф, УПК Мерца, Оденвальская школа). Акцент ставится на воспитании больше чем на самом обучении (образовании) как таковом, в том числе и на социальном воспитание. Особое место отводится самостоятельности, при этом ответственность – один из главенствующих принципов (концепция Г. Гаудига). Уроки оживляются посредством игровой формы, внедряются такие элементы как издательская деятельность, стенные газеты, классная комната, конкретное пространство в классе для труда, творческой, интеллектуальной, познавательной деятельности.

Особое место в последние десятилетия в Германии отводится инклюзивному образованию, обучению мигрантов, их адаптации. Задача педагогов преодолеть барьеры, которые препятствуют полному и эффективному участию определённой группы детей в образовательной деятельности.

Начиная с 2006 года, дискурс на данную тему приобретает ряд новых акцентов, которые обратились в основном к гетерогенному принципу организации обучения детей в традиционных школах.

Во многих образовательных заведениях ставят главной задачей сформировать у детей в первую очередь практический опыт и убедить их в ценности и значимости собственных внутренних ресурсов, которые они самостоятельным образом будет использовать в преодолении жизненных трудностей [7].

Таким образом, основными концепциями педагогики в Германии вследствие реформ, стали демократизация и либерализация образования с учетом интересов развития личности и общества. Педагогика ориентирована на то, чтобы воспитать широко образованную и гармонично развитую личность.

Также особенностью немецкого образования является то, что нет единой системы подготовки педагогических кадров, и обучение может отличаться в отдельных учебных заведениях. Политика федеральных земель отличается, и университеты обладают автономностью в вопросах организации подготовки учителей [8].

Особое внимание в образовании уделяется проблеме поликультурного образования, так как в данной стране проживает огромное количество мигрантов. Германия является лидером по их количеству, если сравнивать с другими странами Европейского союза.

Содержание каждой из образовательных программ любого учебного заведения, учебные планы на всех уровнях отражают полиэтничность и поликультурность общества в Германии и призваны формировать поликультурную компетенцию на основе уважения к личности обучающихся любой национальности [9].

Отдельного внимания заслуживают Вальдофрские школы, в основу которых легли идеи Рудольф Штейна. Акцент в данных образовательных учреждениях делается на принятие детей (в том числе и имеющих определённые отставания в развитие либо физические недостатки) такими, какие они есть. Обучение проходит с учетом их индивидуальности. Таким образом, каждый ребенок развивается собственными темпами.

Также в данных школах, которых более 200 по все стране, особое внимание уделено духовному воспитанию обучающихся, тесной связи с родителями, заботе о здоровье подрастающего поколения (это отражается и в выборе материалов, как правило, натуральных, для отделки учреждения, и в цветовой гамме стен). Такие школы в настоящий момент являются одной из крупнейших систем образования Германии.

Вследствие проведенных реформ, несмотря на ряд существующих проблем, Германии удалось создать одну из лучших образовательных систем в мире. В настоящее время усилия педагогов и в целом образовательной системы в этой стране направлены на то, чтобы готовить всесторонне развитых личностей, которые самостоятельно умеют проводить анализ и применять на практике полученные знания. Широко распространена работа в группах, вне школы. Сама школа, таким образом, становится ближе к реальной жизни. При этом важно и то, что образование во многих учебных учреждениях идет с учетом индивидуальных характеристик личности ребенка в атмосфере толерантности и взаимного уважения.

Обучение в школах современной Германии открывает перед детьми возможность успешно поступить в престижные вузы Европы и получить высокооплачиваемую профессию.

Школы в Германии

Рассмотрим школы Германии, их типы, отличия и сильные стороны немецкого образования.

Виды школ в Германии

В стране предлагаются разные возможности получения образования. Школьное образование находится под контролем государства. Как правило, дети с ограниченными физическими возможностями учатся вместе со всеми. Для детей, испытывающих затруднения в коллективной учебе, открыты специальные школы Sonderschule.

Кроме бесплатных государственных школ, которые финансируются за счет налогоплательщиков, в стране действуют частные учебные заведения – Privatschulen. Около 70% бюджета частные учреждения получают от государства.

В разных федеральных землях Германии устанавливаются верхние границы на взимаемую с родителей сумму. Требования к преподавательскому составу в государственных и частных школах одинаковые.

В Германии открыто более 150-ти двуязычных начальных школ. Некоторые предметы здесь преподаются на родном языке родителей мигрантов. В таких учреждениях учатся и дети, для которых немецкий — родной язык.

Детям легальных мигрантов доступны любые школы, государственные и частные, если выполняются условия зачисления. При платных учреждениях действуют подготовительные курсы для иностранцев. Они помогают увеличить шансы на зачисление в выбранное учреждение.

Особенности обучения

Каникулы. Летние каникулы у немецких школьников длятся 1,5 месяца, рождественские — 3 недели, весенние и осенние — 2 недели.

Каждая Федеральная земля разрабатывает собственную концепцию обучения в государственных школах, определяет учебные программы, расписание каникул. Начало учебного года, как правило, приходится на вторую неделю сентября. Как и график каникул, в каждой Федеральной земле эти сроки разные.

Согласно законодательству Германии, ребенка до 9-ти лет нельзя оставлять одного дома, поэтому здесь большой популярностью пользуются группы продленного дня. Фото: Yan Krukov / Pexels.com

Ступени образования

Дети в Германии начинают посещать школу с 6‑ти лет. Перед этим они обычно ходят в дошкольное учреждение. Система школьного образования включает три основные ступени.

Начальное образование

Обучение детей от 6‑ти до 10–12 лет. Базовые предметы преподаются в комплексе в рамках одного предмета. Нагрузка составляет 20 – 30 часов в неделю. Первые два года оценки детям не ставят. По завершении Grundschule учащиеся переходят в среднюю школу. Выбор типа школы зависит от оценок.

Среднее I

Следующий основной период обучения — до 10-го класса. Ребенок может быть зачислен в гимназию, реальную, основную или объединенную школу.

Учреждения отличаются разным подходом к обучению и возможностями

  • В Gymnasium зачисляются по рекомендательным письмам учителей. Программа сложная, дети обучаются нескольким языкам. Выпускники 12-го класса имеют право поступить в технические институты, по завершении 13-го класса выпускники получают аттестат о полном среднем образовании. Это дает возможность поступать в европейские и американские вузы. В Realschule учатся с 5‑го по 10‑е классы по узконаправленной программе, где есть выбор определенной специальности. Аттестат об окончании реальной школы дает право поступить в технический колледж, ПТУ, перейти в гимназию, чтобы по окончании 13-го класса продолжить образование в высших учебных заведениях мира.
  • В Hauptschule учатся до 10-го класса. Базовое образование нацелено на выбор будущей рабочей профессии. Акцент делается на прикладные науки. После курса основной школы дети, как правило, поступают в профессиональные училища для получения рабочих профессий.
  • Gesamtschule включает признаки главных принципов обучения вышеперечисленных типов школ. Длительность обучения составляет 6 лет, в отдельных федеральных землях ученикам доступны 11–13 классы.

Среднее II

Ко 2‑й ступени среднего образования относится период 11–12 классов в гимназии. В 13‑м классе гимназистов уже называют абитуриентами и готовят к вузам.

Программа обучения в последних классах и требования к выпускным экзаменам более сложные. Фото: Ivan Samkov / Pexels.com

Вступительных экзаменов в вузах страны нет. Приём в вуз осуществляется на основании среднего балла аттестата и с учётом социальных факторов.

Система распределения по школам часто подвергается критике из-за неравенства доступа к высшему образованию. Поэтому в последнее время большое развитие получают школы типа Gesamtschule. При хорошей успеваемости у ученика появляется возможность претендовать на аттестат Abitur.

Государственные школы Германии: отличия от российских

В отличие от российской системы обучения, в школах Германии ученику предоставляется больше самостоятельности, но это не снимает с него ответственности. От учеников требуются серьёзное отношение к урокам, намерение в дальнейшем получить профессию и приносить пользу обществу. Если выяснится, что родители поощряют прогулы своих детей, их могут оштрафовать.

Школьные уроки длятся по 45 минут и проходят в форме дискуссии. Фото: Tima Miroshnichenko / Pexels.com

Школьники могут отказаться от изучения некоторых предметов, которые им не пригодятся. Но есть и список обязательных. В их числе – математика, немецкий и один иностранный язык.

Как поступить в государственную немецкую школу иностранцу?

Немецкие школы принимают иностранцев на обучение с 6‑ти лет, в любой период учебного года.

Документы, которые потребуются для зачисления:

  • удостоверение личности (зависит от возраста);
  • выписка из табеля с оценками из российской (или другой) школы;
  • результаты тестов, сертификаты, свидетельствующие о владении немецким языком;
  • характеристики с последнего места обучения.

Платные школы в Германии

Частные школы отличаются от государственных определенным видением методов и организации системы образования, уклоном на определенные ценности. Например, это может быть церковная школа или учреждение с упором на спорт.

Большой интерес у мигрантов вызывают частные Вальдорфские общеобразовательные школы Германии. Обучение в них ведётся без оценок с минимальным набором учебников. Программы опираются на возрастные особенности детей. Основная цель методики — помочь детям развить способности и таланты, стать личностью.

Состоятельные немцы предпочитают отдавать детей учиться в частные школы следующих типов.

Обучение в негосударственных общеобразовательных учреждениях Германии традиционно считается более престижным, чем в государственных. В стране насчитывается примерно 5900 таких учреждений. Фото: Max Fischer / Pexels.com

Иногда администрация школы может пригласить на собеседование.

Обучение в немецких школах открывает возможности личностно реализоваться, открыть себя в спорте и творчестве, жить в одной из самых безопасных стран мира.

В государственных школах платными будут школьные принадлежности, частично – учебники. За различные школьные туры, организуемые для учеников, родителям также нужно платить. Школьные расходы малоимущих семей в полной мере покрывает государство.

Условия поступления и стоимость

Проживание и обучение в платной школе должно соответствовать минимальному порогу требований. Для этого нужно собрать следующие документы:

  • сертификат на знание немецкого и английского языков (уровень определяется правилами учреждения);
  • выписку годовых оценок за два последних года обучения в российской школе (если это не начальная школа);
  • рекомендательное письмо от администрации бывшего учебного заведения.
  • В школе также могут быть предусмотрены проверочные экзамены по математике, английскому и немецкому языкам.

В месяц расходы на ученика Международной школы могут превысить 1000 евро.

Заявочный взнос может составить 100 евро, регистрационный сбор – порядка 3 000 евро.

В каждой школе свои расценки. Диапазон расценок на школы-пансионы составляет от 11 600 евро до 40 000 евро за семестр.

За всё время своей учебы в немецком ВУЗе мне удалось поближе познакомиться с немецкой школьной системой образования. Отличия от "нашей" системы колоссальны. Давайте расскажу обо всём поподробнее.

Начать хотелось бы с того, что обучение в школе является для каждого ребёнка обязательным. Обязанность вступает в силу, как правило, осенью того года, когда ребёнку исполняется шесть лет. Обучение в государственных школах является бесплатным. В Германии существуют также и частные школы, где родители обязаны оплачивать обучение своего ребёнка самостоятельно.

Помимо этого в каждой федеральной земле есть свои особенности, касающиеся, прежде всего, различий в названии видов школ. Однако сам процесс обучения детей и подростков во всех федеральных землях практически одинаковый.

Начальная школа

В течении первых четырёх лет (исключением являются федеральные земли Берлин и Бранденбург. В этих землях шесть лет) дети посещают начальную школу. Школа, в которую пойдёт ваше чадо, определяется по месту жительства. То есть, ваш ребёнок отправляется в близлежащую от дома школу. В некоторых федеральных землях родители в праве выбирать начальную школу своему ребёнку самостоятельно.

В последнем классе начальной школы принимается решение о том, в какую из школ дети пойдут после её окончания (называется это " вторая ступень образования - этап I "). Для этого каждый ребёнок получает от учителя рекомендацию. Как правило, учитель начальной школы закрепляется за одним классом и ведёт практически все уроки. Естественным образом, рекомендация учителя обсуждается лично с родителями. Родители, в свою очередь, имеют право самостоятельно определить школу, которую в дальнейшем будет посещать их ребёнок. Определяющим фактором рекомендательного письма ребёнка являются его оценки и индивидуальные способности.

Школы, предназначенные для продолжения образования

В некоторых федеральных землях ребёнок может посетить пробные занятия в той школе, в которую его захотели определить родители

Существует несколько различных видов школ, предназначенных для продолжения образования:

  • основная школа ( до 9 или 10 класса ) ( обычная средняя школа )
  • реальная школа ( до 10 класса ) ( средняя школа, в которой существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности )
  • школа с несколькими курсами обучения ( здесь могут быть получены свидетельства об окончании как основной, так и реальной школы )
  • гимназия ( до 12 или 13 класса )
  • объединённая школа ( с гимназическими классами либо без них, здесь могут быть получены свидетельства об окончании любого вида школы )

После окончания основной или реальной школы, подростки могут либо продолжать обучение в одной из школ второй ступени обучения на этапе II до получения общего аттестата зрелости или аттестат зрелости по определенным предметам, которые дают право на обучение в университетах и ВУЗах, либо начать профессиональное образование и посещать профессиональное училище.

После окончания реальной школы, подросток имеет больше шансов получить профессию, чем после окончания основной школы

Обучение в гимназии или в старших гимназических классах завершается после окончания 12-го или 13-го класса получением общего аттестата зрелости и дает право на дальнейшее обучение в университетах или ВУЗах.

Аттестат зрелости по определённым предметам дает право обучения в (специализированных) ВУЗах.

Во время обучения в одной из школ, в принципе, возможен переход в школу другого вида. Но только при условии того, что будут успешно сданы соответствующие экзамены

Если вам понравилась данная статья и вы хотите узнавать больше фактов о Германии, то советую ПОДПИСАТЬСЯ на мой канал. Спасибо!

Германия состоит из 16 федеральных земель. На каждой земле школьная система образования Германии будет немного отличаться.
Как и у нас в России, все дети с 6 лет идут в начальную школу (Grundschule), там они учатся 4 года. Далее учителя и родители уже решают в какую школу идти ребенку дальше.
В Германии существуют 3 типа школ или трехступенчатая школьная система: Hauptschule, Realschule, Gymnasium.

Система образования Германии

Альтернативой этой троичной системе выступает общеобразовательная единая школа Gesamtschule (школа без разделения по типам обучения и является экспериментальным типом школы в отличие от традиционной трехступенчатой системы, что указана выше).
После 6 класса дети могут поменять тип школы ( т.е., например, перейти из Hauptschule в Realschule, из Realschule в Gymnasium). Чтобы попасть в Гимназию (Gymnasium) нужно иметь очень хорошие оценки, т.к. с плохими оценками там делать нечего (система обучения очень интенсивная и сложная).
В Hauptschule ученик учится до 9 класса и после окончания 9 класса, если он хочет уйти, то получает аттестат об окончании Hauptschule — он называется Hauptschulabschluss.

Далее ученик решает либо учиться дальше, а это значит, что он переходит в Realschule и учится там до 10 класса и получает после этой школы аттестат Realschulabschluss. Либо идет учиться на профессию, делает проф.подготовку (в техникум, по-другому Berufschule/Ausbildung) и потом уже работает.
Но если ученик хочет поступать в Университет или Fachhochschule (высшая профессиональная школа), то он идет учиться либо сразу напрямую из Grundschule в Гимназию либо дальше по ступени после Realschule в Гимназию и до 12 класса.
После окончания Гимназии (это 12 классов) ученики получают Abitur (аттестат об окончании Гимназии). Это дает им право поступать и в техникумы, колледжи, и самое главное в Университет!
Вывод: В Университет/Институт/Fachhochschule имеют право поступать те, кто имеет диплом об окончании Гимназии. Также гимназисты могут идти учиться и на профессию в Berufschule. То есть для них открыты все двери образования.
А вот после Hauptschule и Realschule ученики могут идти учиться только на профессию — Университет им не светит (только после окончания Гимназии!).
Ну и естественно, после окончания Университета, молодые люди будут получать больше денег на работе, чем те, кто его не заканчивал. Это теоритически. А на практике — даже закончившие Университет люди не могут найти себе подходящую работу с достойной оплатой труда. Но все же надо пробовать — у всех есть шанс на хорошую работу с хорошей з/п.

Читайте также: