Как кино влияет на человека кратко

Обновлено: 06.07.2024

Кино в XX-XXI вв. стало доступной сферой развлечения. Люди перестали задумываться над тем, что кино – это искусство. За 50 лет человек может посмотреть около 18 тысяч кинолент. А это примерно 27 тысяч часов. И о том, сколько киноинформации воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферу зрителей, можно только догадываться [4]. Сегодня кино и Интернет, как средство получения информации, превзошли книги и общение. И проблема влияния кино на формирование личности представляет большой интерес, в связи с расширением возможностей кино и включения его в Интернет.

Целью нашего исследования является выявление, влияние кино на эмоциональную сферу людей. Исходя из цели исследования, были выделены следующие задачи:

1. Изучить историю зарождения кинематографа;

2. Рассмотреть классификации кинофильмов;

3. Раскрыть функции кино;

4. Выявить влияние кино на современного человека.

Кинематография–отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке и продолжает сохранять свое значение и в XXI в. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники, которая совершенствуется из года в год. Изучением кинематографа занимается наука киноведение.

- в течение 1896-1897 годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех мировых столицах;

Фильм (от англ. Film – плёнка), совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенный для воспроизведения на экране; произведение киноискусства, в узком смысле – фильмоскопия [1,1279]

Существующие классификации кинофильмов показывают не только их многообразие, но и их специфику.

Научно-просветительское, научно-популярное кино – посвящено демонстрации природных явлений, процессов в областях науки, промышленности, техники, сельского хозяйства. Задача такого фильма – обнародовать результаты испытаний, опытов, исследований, фактов и научных сведений на доступном для всех уровне. Известные режиссеры данного жанра: Д. Боголепов, В. Ловкова, Ф. Соболев, Г. Виллсмен и др.

Киноленты различают и по продолжительности экранного времени (короткометражный фильм, средний размер, полнометражный фильм). В России таковой считается продолжительность не меньше 52 минут [5, 609-613].

Характеристика по количеству серий: односерийные кинопроизведения; малосерийные (2-3 серии); многосерийные, мини-киносериалы (4-9 серий); киносериалы (10-15 выпусков); телесериалы (более 15); киножурнал (от 15 выпусков).

Характеристика кинофильмов по художественной форме, аудиовизуальному ряду: звук (немое и звуковое кино); изображение (черно-белое и цветное); мультипликация (анимационное или мультипликационное, кино – анимационное, музыкальное с элементами хореографии, в стихах и др.).

Анализ кинофильмов по степени инновационности: экспериментальный фильм, авангард, традиционный.

Критики классифицируют кино по следующим критериям: любительское или профессиональное, комедия, трагедия или трагикомедия, художественное или коммерческое и т. д.

Существуют самые разнообразные функции кино: познавательная, идеологическая, развлекательная, духовная, религиозная, экономическая, нормативная и т. д.

Познавательная функция кино заключается в распространении информации, передаче знаний людям. В современном кинематографе очень много образовательных фильмов и программ, например NationalGeographic HD – это всемирно популярный познавательный телеканал документальных фильмов о окружающем мире и природе, Тайны космоса и мир вокруг нас – это российский познавательный телеканал, который был создан 4 апреля 2010 года[2] .

Воспитательная функция ― формирование общественного мнения. Воспитательная функция является продолжением познавательной.

Также кино помогает общению людей ― это коммуникативная функция. Она дает возможность людям встречаться в студиях и обсуждать различные проблемы: музыку, фильмы, коммунальные проблемы и т. д.

По развитию кино в стране можно определить состояние общества. Кино — это социальный институт. Оно влияет на общество, формирует зрителя. Однако общество требует от кинематографии новых достижений, технических и творческих, т. е. между обществом и кино существует постоянная связь. В сферу экранного творчества входит:1) кино; 2) различные формы телевидения; 3) различные типы видеопродукции; 4) так называемые мультимедиа, основанные на синтезе телевизионной и компьютерной техники, в частности видеоигры. [1]

По результатам ороса мы сделали слудующие выводы:

– самые популярные фильмы, которые смотрит молодежь это мистика 25%; затем, по степени убывания криминал – 21, 9%, триллеры – 18, 8%, комедии – 15, 6%. Из этого можно сделать выводы, что молодежь предпочитает фильмы с сильным эмоциональным воздействием и увлекательными сюжетами, при этом их мало интересует достоверность и интелектуальность киномаграфического материала.

Изменилась форма проката кинокартины. Теперь люди предпочитают телевидение, видео, а в кинотеатры почти никто не ходит. Очень часто телевизор смотрят, занимаясь другими делами, например, готовя обед. Иногда просто включают для фона, чтобы не было скучно или одиноко. То есть восприятие фильма становится поверхностным. Переключая телевизор с канала на канал, вырабатывается привычка ни на чем не сосредотачиваться.

Таким образом, необходимо не только поддерживать талантливых актеров и режиссеров, но и способствовать росту духовности и нравственности человека. Очень большое количество фильмов снимается для зрителей, которые не ходят в кинотеатры, а сидят дома. Они ― главный источник денег для телекомпаний. Телевидение и кино ориентировано на массовый вкус. А люди, которые действительно хотят посмотреть хороший фильм, должны довольствоваться тем, что показывают по телевизору. Они, конечно, могут купить кассету или диск с фильмом, могут скачать видеозапись из интернета. Но подавляющее большинство смотрит те фильмы и передачи, которые нам показывают.


Для того, чтобы выяснить степень воздействия кино на мировоззрение зрителя, был проведен тест среди учащихся 10-11 классов.

33% респондентов ответили, что их взгляд на мир после просмотра фильма меняется положительно. Это является доказательством того, что фильмы действительно оказывают влияние на человека.

Все три уровня очень сильно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так, например, бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, сюда можно отнести ощущение равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Также можно выделить неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном и слуховом центрах нервной системы. Это доказывает нам, что нервная система не может быть разделена на три автономные составляющие, и ее необходимо воспринимать как одно целое, где происходит взаимовлияние или обмен информации на всех уровнях. То есть влияние фильмов на человека проявляется на всех уровнях психики. Если человек посмотрит агрессивные фильмы, то эта агрессия проникает через сознание на подсознательный уровень. Затем она может проявляться через агрессивное отношение к другим людям, животным и так далее. Частый просмотр таких фильмов приведет к тому, что постепенно на бессознательном уровне отложится своего рода пласт агрессивности, который будет влиять на жизнь человека.

Список использованной литературы

1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. – М., 1998. – С. 1279

3. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – С.179.

5. Первый век кино: Популярная энциклопедия / Гл. ред. Борсук Е. – М., 1996. – С. 609 - 613

Современное общество подвержено влиянию множества внешних факторов. Музыка, литература, живопись, кино имеют неоспоримое влияние на человека и его мировоззрение. Одним из самых молодых и актуально востребованных видов искусств является кино. И оно для большинства — самое понятное для восприятия искусство. В нем максимально явно и четко показаны готовые визуальные образы, которые вызывают эмоциональные реакции.

Степень влияния киноиндустрии сильно зависит от каждого человека персонально. Особо впечатлительные люди после просмотра очередного фильма почувствуют в себе изменения или тягу к ним. Именно поэтому диктаторы и правители использовали кинематограф как способ мотивации и пропаганды собственных идей. Сами же великие художники, зная силу своего влияния, относились и относятся к индустрии исключительно творчески или с научной точки зрения, оставляя в картинах интеллектуальный посыл.

Человек идет в кино за жизненным опытом, потому что кинематограф, как ни одно из искусств, расширяет, обогащает и концентрирует фактический опыт человека, и при этом не просто обогащает, но делает длиннее, значительно длиннее.

Существует теория отрицательного влияния кино на психику человека. Люди могут подсознательно пытаться быть похожими на персонажа, которого они видят в фильме, который им очень нравится, даже если у этого персонажа не самые добрые и искренние намерения. Человек чаще всего запоминает отрицательных персонажей.

В большинстве случаев кино все же оказывает положительное влияние, вызывая желание на новое полезное хобби и даже полноценную профессию. Мотивацию изучать языки, начать танцевать, петь или рисовать. Существует огромное количество фильмов, после которых молодое поколение начинает увлекаться спортом профессионально или на любительском уровне. В любом из этих случаев эффект от этого вида искусства есть и его не стоит недооценивать.

Фильмы влияют на человека — именно потому, кино перестало быть просто развлечением и стало рычагом влияния. Разбираемся как фильмы встраивают нам убеждения, романтизируют войны и заставляют страдать от собственной неидеальности.

Спор о том, чем же на самом деле является культура — рупором или отражением общества — не прекращается. Но предприимчивые продюсеры, маркетологи и политические лидеры уже давно смекнули, что современный человек подсел на иглу кинематографа. Они научились продавать через киношные истории все — от бутылочек Coca-Cola до кандидатов в президенты.

И мы покупаем, хотя даже не замечаем этого. Мы покупаем идеалы, ценности, увлечения и модель мира, влюбляясь и сопереживая главным героям.

Фильмы привлекают миллионы зрителей. Через культурные нормы, вплетенные в сценарий, они проникают в умы и сердца людей. Иногда лейтмотив картины бывает очевидным, и мы сразу можем распознать, какие ценности отстаивает фильм — либеральные или консервативные. Но в большинстве случаев, мы напитываемся идеями из фильма неосознанно — неизбежно погружаемся в историю, представленную на экране. Ведь иначе сидеть перед экраном несколько часов нет смысла.

Эми Клэр — антрополог и доктор социологических наук Технического университета Мюнхена в своей научной работе пишет, что часто, просматривая фильмы и сериалы, аудитория просто уходит от ответственности за свою собственную реальную жизнь.

Мы получаем иллюзию свободы, погружаемся в жизнь героев, идентифицируемся с ними, идеализируем их и не замечаем, в какой перекос при этом вступают наши собственные ценности и убеждения. Эти искажения, пишет антрополог, могут неосознанно ассимилироваться в наших умах, стать частью нашего мышления о реальности и жизни и соответственно — частью проблем.

Психолог Катерина Левин говорит , что идентификация — динамический процесс, не прекращающийся всю жизнь. А сама способность к идентификации обогащает личность. Психолог убеждена, что кино, особенно хорошее и гениальное кино, создает репрезентации. Они необходимы во взрослой жизни даже тем, кто может похвастать зрелость и сбалансированностью психики.

Двойные стандарты кинематографа

Когда мы смотрим фильм, то порой испытываем эмоции и переживания не менее, а иногда и более яркие, чем в реальной жизни. Мозг обрабатывает образы, с которыми мы уже успели себя идентифицировать. А организм вырабатывает гормоны, когда герой испытывает страх, ненависть или готов заняться любовью. На какой-то момент мы становимся единым целым с героем. И у этого явления есть две стороны — опасная и рациональная.

Опасность в том, что выбирая персонажа по душе и проникаясь его экранной жизнью, мы не замечаем немеренных логических искажений, допущенных в сценарии.

Эми Клэр пишет, что если проанализировать топовых мужских и женских персонажей в кино получится нереалистичный портрет личности. Чаще всего Голливуд эксплуатирует образ некоего альфа-самца или андердога, которому чужды социальные нормы и длительные отношения. Он — мизантроп, в которого часто влюбляется героиня-антипод — слабая, потакающая и беззащитная женщина.

В то же время сюжет часто разворачивается так, что холоднокровный герой рискует жизнью, чтобы спасти от физических и моральных угроз экранную пассию. А она же в свою очередь из целомудренной и уязвимой превращается в умелую искусительницу с сильным характером, силой воли и нередко завидной физической формой.

Стереотипное восприятие героя как успешного человека происходит только потому, что в кино лишь одна его социальная роль возводится в абсолют. А мы же воспринимаем его целостно, считая, что идеальный бизнесмен априори идеальный отец, муж, друг и сосед. Но это не так.

Что продают нам с экрана?

Обе эти стороны продают аудитории ценности, которые та либо принимает, идентифицируя себя с ними, либо отвергает, как нечто чужеродное.

В качестве рычага использует кино и правительство. На протяжении всей истории многие лидеры использовали силу кинематографа, чтобы добиться успехов в достижении своих целей. Например, во время Второй мировой войны и Гитлер, и Сталин использовали фильмы в качестве пропаганды и делали это эффективно. Но это не значит, что демократические режимы не делают то же самое.

Мишель выяснила, что после просмотра двух фильмов взгляды многих участников исследования изменились, и большинство из них выразили более высокий уровень доверия к правительству и стали более позитивно оценивать эффективность работы правительства.

Мыслить критически и смотреть кино осознанно

Это универсальный рецепт, который дают психологи. Да, никто не отменяет расслабленных вечеров и романтических комедий. Но специалисты все же советуют наблюдать, что именно нас очаровывает в героях и почему фильм так сильно увлекает.

Эксперты сходятся во мнении, что мы должны быть осторожны с тем, что черпаем из фильмов. Ведь даже самая незначительная вещь может для кого-то стать негативным триггером или карт-бланшем для поступков. Кинематограф формирует мир не меньше других институтов. Он двигает творчество, экономику, таланты, но одновременно вплетает в наше сознание целую плеяду разношёрстных убеждений.

Отследить все — практически нереально. Но подходить к контенту, который льется с экранов, осознанно — вполне возможно. Это значит, что всем нужно учиться мыслить критически и не позволять киноиндустрии полностью изменить то, кем мы являемся.


Из всех видов искусства кино занимает уникальное место в современном мире, а соответственно и в жизни человека. Кинематограф — это целый социальный институт. Он влияет на жизнь общества, формируя сознания зрителя. В свою очередь, общество требует от кинематографии новых достижений: усовершенствования технических приемов и креативности идей. Таким образом, между обществом и миром кино существует постоянная связь. И эта связь способна передавать наши чувства, привычки, обычаи и традиции, даже погружать человека в мир его иллюзий. Более того, можно сказать, что киноиндустрия способна охватывать почти все сферы общественного сознания. Кино дает возможность человеку воспринимать жизнь немножко под другим углом, чем он ее воспринимал до того. Но надо понимать и помнить, что кино не может заменить собой реальную жизнь, а превращает ее лишь в некую иллюзию. Поэтому кинолента неким образом освобождает зрителя от напряжений реального времени, от разного рода негативных чувств: тоски, вины, страха. Кино объединяет людей — в этом состоит одно из самых важных качеств кинематографа.

У нас, то есть зрителей, вызывает восхищение просмотренная кинолента: непревзойденная игра актеров и каскадеров, мастерство режиссеров, постановщиков и других членов съемочной команды. Но самой главной изюминкой кинофильма выступает его эмоциональность. Когда мы просматриваем кино, мы получаем большой заряд эмоций. Мы вместе с героями киноленты начинаем переживать, радоваться, удивляться и вообще как будто проживаем еще одну жизнь. Даже в том или ином фильме мы можем получить ответ на вопрос, который тревожил нас ранее. Хотя, с другой стороны, в этом может быть и подводный камень, ведь далеко не всегда эмоции бывают позитивными. Например, эмоции после просмотра фильма ужасов.


Кадр из фильма "Война миров Z"

Так, кинофильм формирует мировоззрение человека, обогащает или обкрадывает его душевно, насыщает эмоционально. Отсюда вырисовывается еще одна изюминка кинематографа — психологическое воздействие на человека. Ведь под его воздействием может возникать разнообразная гамма неповторимых чувств. Полнометражный фильм или целый телесериал может вызвать улыбку или слёзы, радость или грусть, возбуждение или ощущение душевного покоя. Кино может менять внутреннее состояние человека, его характер, поведение и даже привычки. И здесь мы можем найти очередную особенность кинематографа, а именно — передачу замысла создателя. Если намерение режиссёра было в том, чтобы человек задумался о некоторых идеях и проблемах, которые вложил в свою работу автор киноленты, и сделал для себя из этого вывод - так оно, как правило, и произойдет. Фильм — это мир идей, которые человек реализует в своем сознании.

Кинематограф действенно влияет на человека и занимает в его жизни определенное, важное место. И в этом моменте прослеживается некое отрицательное явление, которое рассмотрим ниже.


В настоящее время современное общество стало очень привязано к просмотру кинофильмов, особенно молодежь. Сейчас для многих даже не составит дилеммы такой вопрос: почитать книгу или просмотреть фильм? Ответ очевиден — фильм! Порой тратится очень много времени для просмотра очередной киноленты, но получает ли человек для себя взамен какую-то пользу, не считая удовольствия?

Как на это смотрит Церковь?

Православная Церковь не запрещает смотреть кинофильмы, проводить время в кинотеатрах, смотреть их в дома. Но нас волнует вопрос качества этой кинопродукции, то есть её прямое воздействие на человека, какие эмоции фильм пробуждает в душе человека.



Читайте также: