Как изображали человека в древнем риме кратко

Обновлено: 02.07.2024

В отличие от греческого изобразительного искусства, в котором преобладали произведения на мифологические темы, в Риме доминирующее значение приобрел портрет, прежде всего скульптурный. Типичными стали также картина повествовательного характера, рассказывающая о конкретных событиях, и исторический рельеф. Они изображали опре­деленные документальные эпизоды, обычно военные, точно воспроизводя местность, где происходила битва, расположение войск и так долее. Все это – непосредственное выражение трезвой римской рациональности.

Скульптурный портрет – одно из высших дости­жений римского искусства. Своими истоками этот жанр связан с обыча­ем почитания умерших предков, заимствованным у этрусков. С лица по­койного снималась маска, с бесстрастной точностью воспроизводящая внешний облик человека. Она не была художественным произведением, но приучала ценить в искусстве конкретную человеческую индивидуаль­ность.

Если греки обычно идеализировали, приукрашивали оригиналы, то римляне стремились максимально правдиво передать внешнюю и внутреннюю суть того, кого изображали. Они не стеснялись грубости и даже безобразия, если те были отличительной чертой данного человека. Отказ от идеализации, беспощадный реализм – характерная особенность римского искусства. Так, например, в скульптурном портрете императо­ра Веспасиана подчеркнуты неприятный сверлящий взгляд глубоко посаженных глаз, покрытый морщинами лоб, большие уши, массивный подборо­док и крепкая жилистая шея. В выражении лица чувствуется твердая воля, практицизм и хитрость. В портрете Каракаллы гневно сдвинутые брови, подозрительный взгляд исподлобья, резкий поворот головы обна­жают тиранический характер, беспощадную жестокость.

Исторические рельефы в Риме украшали общест­венные здания, городские ворота, храмы, мемориальные колонны. Блес­тящим образцом исторического рельефа является колонна императора Траяна на Римском форуме. Она облицована мраморными плитами с последо­вательным изображением главных событий похода римских войск против даков. Это настоящая энциклопедия жизни Древнего Рима: здесь запе­чатлены сцены битв, осады крепостей, постройки мостов, заседаний военных советов, жертвоприношений и так далее. Длина рельефной лен­ты, опоясывающей колонну – 200 метров.

Памятников древнеримской живописи сохранилось значи­тельно меньше, чем архитектурных и скульптурных произведений. Судя по этим образцам, римские художники достаточно уверенно решали раз­личные живописные проблемы, такие, как передача движения, глубины пространства в перспективе, раскрытия человеческого характера в портрете и так далее. Лучше всего римская живопись известна по настенным росписям и мозаикам, найденным при раскопках Помпей, горо­да, погибшего при извержении Везувия в 79 году н.э.

Есть росписи чисто декоративного характера, подражающие кладке стены из цветного мрамора. Другие, более поздние фрески носят пространственный характер: на них изображены различные архитектурные детали – колонны, карнизы, арки, создающие полную иллюзию реаль­ности и как бы расширяющие пространство помещения. Часто в центре стены размещались большие картины на мифологические сюжеты; встре­чаются и сцены быта, портреты, фантастические и реальные пейзажи.

Великолепным образцом римских настенных росписей являются фрес­ки виллы Мистерий в Помпеях с изображением религиозной церемонии (вследствие чего и саму виллу археологи назвали виллой Мистерий). На темно-красном фоне представлены участники действа: величавые матроны, стройные девушки, танцующая молодая вакханка.

Искусство Древнего Рима включает огромное количество произведений различных видов художественного творчества, датируемых периодом со II века до н. э. — по V век нашей эры. Созданные умелыми мастерами той эпохи шедевры до сих пор вызывают восхищение у миллионов людей. Не случайно, именно искусство Древнего Рима на протяжении многих столетий было неисчерпаемым источником вдохновения для художников разных исторических эпох, жанров и стилей.

Искусство Древнего Рима. Фрагмент позолоченного стеклянного медальона, III век нашей эры

Искусство в Древнем Риме не только играло в жизни людей важную эстетическую роль, но и широко использовалось богатыми слоями общества для подчеркивания своего высокого статуса. Дворцы римской элиты той эпохи были украшены скульптурами, росписями и всевозможным декором, а в убранстве знати неизменно присутствовали роскошные ювелирные изделия.

Искусство Древнего Рима. Александрова мозаика с изображением битвы при Иссе, I век до нашей эры

Особенности искусства Древнего Рима

Искусство возникло в Древнем Риме не на пустом месте. Напротив, оно впитало в себя многовековые достижения соседних культурных цивилизаций, главным образом — греческой и этрусской. Уникальная заслуга римлян заключается в том, что они сохранили для потомков и дополнили собственными шедеврами уже существующие формы искусства, а также сделали его более доступным для широких слоев населения.

Искусство Древнего Рима. Бюст императора Септимия Севера, начало III века нашей эры

Хотя Рим был основан еще в VIII веке до нашей эры, на протяжении многих столетий он оставался небольшим городком, в котором искусство развивалось очень медленно. Но уже к середине III века до н. э. римляне завоевали Апеннинский полуостров, затем разгромили Карфаген в ходе Пунических войн и постепенно установили господство практически над всем Средиземноморьем.

Активная захватническая политика привела к тому, что Рим в ту пору стал крупнейшим центром политической, социальной и культурной жизни Средиземноморского региона. Здесь жили самые богатые люди, которые вели роскошную жизнь и щедро оплачивали работу художников. Это привело к тому, что в Рим массово переезжали самые лучшие мастера искусств из разных уголков сначала республики, а затем и империи, которые постепенно растворились в местном обществе.

Искусство Древнего Рима. Римская мозаика на стене в Доме Нептуна и Амфитриты , I век нашей эры

Именно греческие художники познакомили римлян с достижениями в сфере живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, их работы долгое время оставались идеалами совершенства для местных мастеров. На протяжении многих столетий римляне не только копировали лучшие произведения древних греков, но и создавали собственные шедевры. Так в течение семи столетий формировалось уникальное древнеримское искусство, которое гораздо позже стало фундаментальной базой для зарождения грандиозной эпохи Ренессанса в мировой культуре.

Основные виды искусства Древнего Рима

Художники римской эпохи подарили потомкам множество уникальных образцов художественного творчества. К ним можно по праву причислить искусные работы ювелиров, стеклодувов, мастеров обработки металла. И все же, к основным видам искусства Древнего Рима относятся:

Искусство Древнего Рима. Пантеон — Храм всех богов, начало II века нашей эры

Наибольший вклад в развитие мировой культуры из древнеримских деятелей искусств несомненно внесли архитекторы. Именно в этой сфере римляне проявили себя смелыми новаторами и добились потрясающих результатов.

Искусство Древнего Рима. Акведук Сеговии, конец I века нашей эры

Среди главных достижений зодчих той поры можно особо выделить следующие изобретения:

  • Крещатый свод.
  • Полукруглые арки без связывающего раствора.
  • Купол (сводчатый потолок).

Искусство Древнего Рима. Колизей — Амфитеатр Флавиев, конец I века нашей эры

Римляне значительно усовершенствовали архитектурные наработки греческих коллег, благодаря чему началось грандиозное строительство всевозможных зданий и сооружений на огромной территории. Помимо роскошных храмов и дворцов, римские архитекторы создавали множество общественных построек:

  • термы (бани);
  • акведуки;
  • форумы;
  • очистные сооружения;
  • табуларии (архивы);
  • базилики (места для собраний знати);
  • театры и амфитеатры.

Искусство Древнего Рима. Скульптурный портрет императора Клавдия, I век нашей эры

Многие уникальные образцы древнеримской архитектуры сохранились до наших дней. Среди них — Амфитеатр Флавиев (Колизей), Термы Каракаллы и Пантеон (Храм всех богов).

Искусство Древнего Рима. Термы Каракаллы, начало III века нашей эры

В сфере скульптуры римляне не только переняли у древних греков традиции создания рельефов и объемных композиций, но и дополнили их собственными художественными нововведениями. Римский скульптурный портрет отличается необыкновенным реализмом изображения, до наших дней сохранились тысячи работ неизвестных авторов. Большинство скульптур и бюстов — это изображения реальных исторических личностей из мрамора или бронзы.

Уникальными разработками древнеримских скульпторов также являются триумфальные арки и рельефные колонны, увенчанные статуями императоров. А каменные саркофаги, украшенные искусной резьбой, заказывали у зодчих самые влиятельные люди того времени, чтобы отдать дань памяти умершим родственникам.

Искусство Древнего Рима. Часть Колонны Траяна, начало II века нашей эры

Римские живописцы значительно расширили жанровое разнообразие своих работ по сравнению с древнегреческими коллегами. Помимо традиционной мифологической тематики в их творчестве появились многочисленные жанровые сцены, анималистические композиции и натюрморты. Большое распространение также приобрели эротические изображения, а могущество державы художники часто возвеличивали в картинах, посвященных военным триумфам и завоеваниям.

К сожалению, до наших дней практически не сохранилось произведений станковой живописи, а подавляющее большинство фресок уцелело лишь благодаря тому, что они были погребены под толстым слоем вулканического пепла в Помпеях и обнаружены только в середине XVIII века в ходе раскопок.

Искусство Древнего Рима. Часть Арки Константина, начало IV века нашей эры

Искусство древнеримской мозаики также оказалось почти полностью утраченным на сегодняшний день. Немногие уцелевшие образцы явно свидетельствуют, что и этот вид искусства римляне позаимствовали у греков, а для изготовления панно мастера чаще всего использовали окрашенные кусочки камня и керамику. Мозаичными изображениями с обрамлением из орнаментов и геометрических узоров было принято украшать не только стены и полы, но и потолки всевозможных построек. Героями произведений были как мифические персонажи, так и реальные исторические личности.

Искусство Древнего Рима. Фреска из Виллы Мистерий, 80 год до нашей эры

Влияние искусства Древнего Рима на развитие мировой культуры сложно переоценить. Оно представляет огромный интерес для ученых и коллекционеров. Шедевры мастеров той поры уже несколько тысяч лет вызывают восхищение, а их стоимость на арт-аукционах нередко исчисляется астрономическими суммами.

Если говорить кратко об искусстве Древнего Рима — это эпоха ряда значимых художественных нововведений, дошедших до наших дней. К примеру, во времена Царского периода римляне создали собственный алфавит. Учёный Птолемей предложил геоцентрическую систему мира. Очень многое в искусстве было заимствовано у греков. Римляне переняли у этого народа ряд мифов и верований. Отдельно следует отметить великие достижения архитектуры.

Искусство древнего рима

Становление государства

  • жёсткая дисциплина войска;
  • твёрдые законы в стране.

Если обобщить кратко о культуре Древнего Рима, для каждой эпохи правления характерны свои культурные особенности. История Древнего Рима подразделяется на три периода:

  1. VIII — VI века до нашей эры — Царский;
  2. VI — I века до нашей эры — Республиканский;
  3. I век до нашей эры — V век — Имперский.

Особенности архитектуры

Технология возведения куполов, каменных арок, простых сводов первоначально зародилась в греческом государстве. Сооружения стали более разнообразными. В качестве примера следует привести круглый Пантеон, перекрытый огромным куполом, диаметр которого превышал 40 метров.

Круглый Пантеон

Пантеон возводился в 117−138 годах. Материалами для возведения храма служили камень, бетон и кирпич. Высота здания — 42,7 метра, диаметр купола — 43,2 метра. Сооружение декорировано портиком с коринфскими колоннами из красного гранита. Напольные поверхности выполнены из мраморных плит.

Другим заимствованием у греческого народа стало построение колонн. В честь полководцев возводились триумфальные арки. Римские акведуки строились в три уровня арок, нагроможденных друг на друга. Здания для развлечения знатных сословий отличались особой величественностью.

Колизей — главное наследие архитектуры того времени, огромный амфитеатр, который мог вместить около полусотни тысяч зрителей. На его арене размещались 3000 пар гладиаторов. Во время разыгрывания морских боёв арена полностью затапливалась.

Помимо этого, в Риме строились типичные для этого города здания и сооружения с разными назначениями:

  • Терма — традиционная римская баня. В просторных залах с мраморной облицовкой размещались помещения для банных процедур, раздевалки, прогулочные и библиотечные залы, спортплощадки.
  • Базилика представляла собой судебное или торговое здание, чаще всего сооружаемое на краю площади.
  • Атриум — это открытый двор с фонтаном и колоннами, окружающий жилую постройку. Инженерно-технические системы выполнялись из туфа, смешанного со строительным раствором.

Скульптура и живопись

Древнеримские скульптуры использовались главным образом для украшения зданий. Императоры, генералы и сенаторы изображались скульпторами весьма реалистично. Для скульптур Древнего Рима характерно изображение статуи с физическими изъянами. Изготавливались они из следующих материалов:

Древнеримские скульптуры

Живопись выполняла декоративную функцию.

Жители Помпеи украшали свои дома росписью по сырой штукатурке. Нередко при помощи фресок помещениям придавалась иллюзия глубины, визуальное увеличение. Комнаты без окон расписывались пасторальными пейзажами.

Различные элементы декора нередко раскрашивались. Среди наиболее используемых цветов следует выделить:

  • бело-кремовый;
  • черный;
  • красный.

Для древнеримского изобразительного искусства характерен выраженный натурализм, который достигался использованием светотеней. Среди самых частых сюжетов было создание природных пейзажей, написание портретов и тема религии.

Древнеримское изобразительное искусство

В сфере искусства древние римляне очень многое переняли у античной Греции. Самыми значительными считаются архитектурные достижения. Из различных докладов, научных характеристик и конспектов на сегодня известно 60 имён архитекторов того времени. Руины некоторых построек являются материальным культурным наследием, в сохранности дошедшим до наших дней.

Художник Владимир Пасичник. Волшебная русская зима Галерея пейзажей российского .

Женственные украшения канзаши от японской мастерицы Сакаэ (Sakae) .

Дворцы Франции:Фонтенбло(Château de Fontainebleau)Часть 1.Экстерьер дворца и парк &nb.

Был ветер в детстве вкусным, и снегом пахло мыло. Художница Настасья Чудакова. Сон в зимнюю ноч.

Царское Село. Музей-лицей А.С. Пушкина. Часть 5. Преподаватели, отдавая должное поэтическому .

-Поиск по дневнику

-Статистика

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Скульптура Древнего Рима - фото и описание

Главным достоинством Древнеримской скульптуры является реалистичность и достоверность образов. В первую очередь, это связано с тем, что у римлян был силен культ предков, и с самого раннего периода римской истории существовал обычай снимать посмертные восковые маски, которые позже за основу скульптурных портретов брали мастера скульптуры.

Скульптура Римской Волчицы

Но главное завоевание в скульптуре этой эпохи - реалистический скульптурный портрет. В отличии от Греции, где создавая портрет, мастер так или иначе подчинял законам гармонии и красоты все индивидуальные черты модели, римские мастера тщательно копировали все тонкости внешности моделей. С другой стороны, это часто приводило к упрощению образов, грубости линий и удалению от реализма.

Колонна Марка Аврелия

Спящий_Гермафродит, Палаццо_Массимо, Ermafrodite

Капитолийская волчица, скульптура, Капитолий, Рим, lupa capitolina

Одна из самых известных скульптур Рима находится в Музее Пио-Клементина, входящем в комплекс Музеев Ватикана. Данное произведение является мраморной римской копией, реализованной между I веком до н.э. и I веком н.э. по греческому бронзовому оригиналу. Скульптурная группа, изображающая сцену борьбы Лаокоона и его сыновей со змеями, предположительно украшала частную виллу императора Тита.

Пьета, Микеланджело, Буонарроти, Pieta_Michaelangelo

Моисей, Микеланджело, Сан_Пьетро_ин_ Винколи, Michelangelo, Moses, San_Pietro_in_Vincoli

Фонтан_четырех_рек, Бернини, fontana_dei_Quattro_fiumi_Rome

Фонтан, Четыре_реки, Бернини, fontana_dei_Quattro_Fiumi

Апполон и Дафна, Appolo_e_Dafna

Бернини, Экстаз, Людовики, Альбертони, Санта_Мария_ делла_Виктория

Экстаз_святой_Трезы, Бернини, Санта_Мария_делла_Виктория

Паолина, Галерея_Боргезе, Антонио_Канова, Pauline_Borghese

Скульптуры, описанные в данной статье – лишь ничтожно малая часть из многих находящихся в Риме мировых шедевров, гениальность исполнения которых не подлежит сомнениям и которые обязательно стоит увидеть хотя бы раз в жизни.

Читайте также: