Как изменился круг чтения современного человека кратко

Обновлено: 02.07.2024

Для многих людей чтение остается любимым занятием на всю жизнь. И это неудивительно! Читать очень полезно. Сколько всего можно почерпнуть из литературы… Хотя за всю свою жизнь человек может прочесть не более 2000 книг.

Даже в эпоху интернета у большинства дома имеется книжный шкаф с разнообразной литературой. Наличие хорошей библиотеки свидетельствует об интеллекте хозяина. Мозг следует постоянно нагружать, чтобы с годами он не утратил своей остроты. Наилучший тренажер для мозга — книга. Иногда нужна повышенная концентрация мышления, чтобы понять все скрытое между строк. В ходе чтения человек рассуждает о замысле писателя. Также у него тренируется логика, память.

Замечено, что чтение книг повышает грамотность. Если ты постоянно видишь, как пишутся слова, то и без правил будешь писать грамотно. У книголюбов в нужный момент срабатывает визуальная память. И не всегда так называемые ботаники скучные люди. Начитанный человек, как правило, интересен в общении, он красиво и логично излагает мысли. Только с бабушками на лавке перед домом можно говорить о погоде и последней телепередаче, а с книгочеем будет много других занимательных тем.

Детям сегодня проще погружаться в виртуальный мир перед экраном монитора с помощью компьютерных игр. Но у тех, кто предпочитает чтение бумажной книги, всегда больше шансов построить карьеру и иметь хорошие взаимоотношения. Добавим, что такие люди дольше живут.

Наши родители часто читали книги с фонариком под одеялом, когда вся семья уже спала. Теперь сложно ожидать от детей такой любви к литературе. Не всем известно, что чтение делает моложе и улучшает сон. Кстати, чтение предохраняет от такого грозного заболевания как болезнь Альцгеймера. А ведь организм стареет быстрее, если стареет мозг…

Если же регулярно читать перед сном, чтение может стать сигналом, напоминающем о скором отходе ко сну. Так можно и сон улучшить, и утром встать свежим и полным бодрости. Любопытно, что полезнее перед сном читать книгу, чем листать ленту в Фейсбуке или других социальных сетях. Вот сколько всего полезного можно получить от чтения, это неоспоримый опыт… Книгу следует всегда держать под рукой!

Сочинение 2

Испокон веков через книги человечество передает будущим поколениям свои знания и опыт. Такое изобретение цивилизации, как книга невозможно переоценить.

При чтении у человека активно работают определенные мозговые отделы, улучшается память, расширяется кругозор, обильно пополняется словарный запас и развивается речь, всё это только вершина огромного айсберга пользы книги.

Много читающий человек интересен в общении, с ним всегда есть о чём поговорить и можно многому у него научиться. Такие люди довольно часто являются творческими натурами, ведь у них активно работает воображение. Даже читая любимый приключенческий роман, или интригующий детектив, человек не только увлекательно проводит своё время, но и всесторонне развивается как личность. Индивид, не прочитавший за всю жизнь ни одной книги, является личностью не далёкой, с которой банально не о чем говорить.

К тому же книга может быть хорошим развлечением, ничуть не хуже, а возможно даже и лучше любого фильма. Человек может найти своих единомышленников, обсуждать и анализировать фрагменты из любимых произведений. В книге возможен любой, какой только возможно себе представить сюжет и каждый всегда сможет найти то, что ему по душе.

Начиная читать новую книгу, человек отправляется в путешествие и с головой погружается в мир созданный автором. Он может побывать на других континентах, планетах и даже мирах. Узнать о культуре других народов и многое другое.

Благодаря книге нам предоставляется возможность понять, как мыслил тот или иной автор абсолютно любой эпохи. Можно даже сказать, что книга является своеобразной машиной времени.

В наше время источники массовой информации продвигают однообразие, книга же способна развить собственное мнение и индивидуальность. Вспомнить только каким искусственным был без книг мир, в описанной антиутопии Рея Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”. По моему мнению, данное произведение отлично демонстрирует какое будущее, ждёт всё человечество, если оно потеряет дар книги.

В итоге, становиться понятно, что книги имеют неоценимое значение для человека. Они не только облегчают жизнь, делясь своим опытом, но и наполняют её касками, делая эмоционально насыщенной. К тому же чтение всесторонне развивает любую личность, делая её интересной и что немало важно образованной. Необходимо не забывать про книги и пользоваться знанием, что они в себе таят.

Оцените сочинение: Рейтинг 2.83 [76 Голоса (ов)]

Как бы это ни было прискорбно, но развитие новых технологий и переход к цифровой эпохе захватывают нашу жизнедеятельность по полной. Интернет и телевиденье способны затмить собой всю прелесть прочтения книг. Да, часть книг с каждым днем теряет свою актуальность, но другие до сих пор читаются с интересом в самых различных кругах общества.

Чтение всегда является актуальным способом расширить свой кругозор и понять, какой фантастический и загадочный мир скрыт от глаз большинства людей. На страницах многих книг есть ответы на различные вопросы и проблемы, которые помогут определиться с выбором достойного пути в жизни, отношениях к любимым и окружающим людям.

Чтение является не только интересным способом провести свободное от дел время, но и доступной всем возможностью саморазвития. С каждой прочтенной книгой человек повышает свою грамотность и словарный запас. Книги знакомят нас с былыми временами и народами, их традициями и культурой, учат вести себя в любых ситуациях, развивают наши личности в духовном плане.

Эволюция – эволюцией, но я считаю, что книга является основоположником всего в этом мире. Ее нужно беречь, ценить и почитать, ведь лишь благодаря книгам сегодняшний мир смог достичь таких высот. Знания, записанные в книгах, передаются и дополняются от поколения к поколению.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

Сочинение о пользе чтения книг

Каждый человек с самого детства стремится к достижению тех или иных целей. По мере взросления его потребности возрастают. Для того, чтобы препятствия на пути не становились помехой в приближении к желаемой цели, необходимы знания. Даже само формирование цели у каждого человека индивидуально и связано с тем, каков багаж знаний накоплен. Оно зависит от уровня начитанности и образованности каждого из нас. С этого момента начинает раскрываться значение чтения.

Книга – тот источник, из которого можно почерпнуть любую информацию. Поэтому процесс чтения имеет несколько функций.

— прежде всего, человек, имеющий доступ и желание читать книги, обладает необходимыми сведениями для того, чтобы расставить приоритеты в жизни верно;

— начитанность дает преимущества в любой сфере: образовании, трудоустройстве и т.д., так как дает дорогу к увеличению потенциала;

— чтение занимает много времени, в эти моменты мыслительная деятельность человека в движении. Это помогает в развитии памяти, внимательности, образного мышления, быть сосредоточенным;

— правильно выбранный текст может помочь справится с унынием, поднять настроение;

— на любом этапе жизни чтение способствует пониманию, более легкому контакту людей друг с другом. Это важнейшая роль чтения книг, так отношения в обществе строятся на взаимодействии людей, умении подать себя с позиции эрудированного человека;

— чтение дает нравственную поддержку людям, в них можно найти ответ на любой интересующий вопрос;

— времяпровождение с книгой дарит приятные мгновения, помогая окунуться в вымышленный мир героев. В жизни людей, предпочитающих проводить время за чтением, нет места скуки;

— кроме того, через книгу мы познаем себя, можем проанализировать свое поведение и изменить ненужные привычки.

Таким образом, сколько бы в современном мире не появлялось вещей, которые открывают нам доступ к информации, кропотливая работа с книгой не сможет заменить способ познания. Чтение предполагает самостоятельное повышение интеллекта, уровня культуры, что требует современное общество.

7 класс. 8 класс

Другие темы: ← Бедные и богатые люди↑ На свободную темуЖизненный путь — это постоянный выбор →

Сочинение рассуждение Любовь к чтению

Мы живем в современном мире, в век компьютерных технологий. Интернет, компьютерные игры, социальные сети – все это заменило людям простое чтение книг.

Читать нас учат с самых ранних лет. Но чем старше становится человек, тем реже он берет в руки книгу, находя этому тысячу оправданий: много дел, нет времени, завтра займусь.

Чтение – это залог широкого кругозора и интеллектуального развития. Книга раскрывает двери ко многим знаниям и сокровищам мудрости, накопленной не одним поколением. Тот, кто перестает читать – останавливается в своем развитии.

Для многих школьников чтение – это неприятная обязанность. И читают такие ученики только из страха получить плохую отметку. Я же думаю, что человеку, который не знает основных произведений русской и зарубежной литературы, должно быть, из-за этого стыдно.

Благодаря книгам мы можем многое узнать о мире, жизни и людях. Получить знания, которые помогут нам в будущем. Ведь никогда не знаешь заранее какая информация пригодится и когда. Литературные произведения описывают так много человеческих чувств и переживаний. Показывают хорошие и плохие поступки, учат отличать правду от лжи. Герои могут представлять для нас образец поведения, а могут вызывать осуждение и даже гнев. И то и другое становится ценным уроком. Каждая страница заставляет нас думать. Недаром говорил Д. Дидро о том, что когда человек перестает читать, он перестает мыслить.

Когда мы заняты чтением, мы начинаем мыслить глубоко, познаем что-то новое для себя, следовательно, расширяем свой кругозор и запас наших знаний. С помощью чтения мы тренируем нашу память. А также дисциплинируем ум. Словарный запас тех людей, которые мало читают скудный. Книги обогащают нас новыми словами. Помогают лучше формулировать свои мысли, быть интересным собеседником. Дарят эмоции, расширяют кругозор, наполняют внутренний мир. Посредством книг мы получаем разнообразные впечатления, что положительно влияет на эмоциональный фон. Компьютер и телевизор стимулируют нервную систему. Книги же успокаивают.

Чтение – это здоровая пища для ума. Я думаю, что помимо школьный программы надо обязательно читать что-то еще дополнительно. Лично я люблю серию книг о юном чародее Гарри Поттере.

ОГЭ 15.3 9 класс

Популярные сочинения

Несколько интересных сочинений

  • Сочинения по русскому языку
  • Сочинение Уместна ли жестокость на войне?
    Рассматривая историю человечества, можно утверждать, что войны – неотъемлемая часть взаимоотношений людей. С их помощью люди часто решают свои конфликты, которые могут возникать между государствами
  • Свита Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова описание членов свиты сочинение
    В выполнении собственных задач главе помогает его преосвященная свита. Состоит она из трёх основных персонажей
  • Анализ рассказа Бунина Дурочка
    Сын дьякона учился в семинарии и приезжал на каникулы в сельский дом родителей. Днем, около речки, он подглядывал за местными девушками, которые сбрасывали с себя всю одежду и, смеясь, бежали купаться в реке
  • Сочинение Молчалины блаженствуют на свете (Горе от ума Грибоедова) 9 класс с цитатами
    Умнейший человек своего времени А.С. Грибоедов к 1824 году заканчивает написание самого известного своего произведения Горе от ума, в котором, как на ладони показал картину устройства современного ему общества со всеми его пороками.

В-третьих, чтение — просто интересное занятие. Именно благодаря ему можно найти себе новых собеседников, друзей, единомышленников или темы для разговора с ними. А еще книголюбы очень дружелюбны, с ними всегда легко общаться. Можно приятно провести свое свободное время, при этом повышая настроение и вдохновляясь. На крайний случай – просто наслаждаться беседой с автором или его историей, рассказом. Чтение не надоедает, не становится пресным: книг-то очень много, и каждая из них по-своему уникальна.

Вообще чтение – неотъемлемый процесс на стадиях формирования взрослой личности. Процесс, начинающийся с младенчества, когда ребенку читают вслух его родители, родственники. И заканчивающийся зрелым возрастом, во время переживания личностных проблем и духовного роста, когда литература спасает от депрессий, задает нравственность и идеалы. Книги и чтение оказывают на всех нас огромное влияние, формируют нас. Они делают нас людьми. В этом – вся их польза!

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУГА ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МЛАДШНГО ШКОЛЬНИКА

Проблема формирование круга детского чтения существует давно. Умение правильно формировать круг детского чтения — основа профессиональной деятельности учителя. Не обладая этим умением, нельзя вырастить талантливого читателя в ребенке.

Понятие круга чтения школьника как компонента читательской компетентности

Проблема формирования младшего школьника как читателя была поставлена в 60-е годы XX века в работах Н.Н. Светловской [41]. В наше время проблемой формирования читательской компетентности младших школьников занимаются Е.Л. Гончарова [6], Н.Н. Сметанникова [42] и другие.

Е.Л. Гончарова рассматривает читательскую компетентность как психологическую систему. Она считает, что все компоненты этой системы подчинены ее главной функции: превращению содержания текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя [6,c.6].

Объективными показателями читательской компетентности являются устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя все знания, умения, навыки, которыми читатель располагает к моменту чтения.[7,c.19]

На наш взгляд, в данном определении названы не все существенные признаки читательской компетентности. Мы считаем, что помимо названных признаков читательской компетентности не менее важными следует считать эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе и сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведений. Одной из составляющих читательской компетентности является круг чтения.

Круг чтения — это круг тех произведений, которые читают (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Умение правильно формировать круг детского чтения основа профессиональной деятельности учителя. Не обладая этим умением, нельзя вырастить талантливого читателя в ребенке.

Проблема формирование круга детского чтения существует давно. Еще в античную эпоху своего развития человек заботился о том, что могут и что должны читать дети. Предметом внимания взрослых в первую очередь было содержание книг, читаемых младшим поколением. Уже тогда имелось устойчивое представление о том, что у детей и взрослых разный круг чтения.

Во все времена своего существования человечество проявляло внимание к нравственным проблемам произведений для детей, считая их первоосновой формирования человека в ребенке. Особой заботой взрослых было историческое чтение, так как без знания истории страны нельзя стать достойным гражданином. Постоянно шли споры о том, что считать детским произведением, каким критериям оно должно соответствовать.

Вопросы круга детского чтения были подняты в XVIII в. (И. Посошков, Н. Новиков) и подробно разработаны в XIX в. в трудах В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Л. Толстого, К. Ушинского. Но до сих пор эта проблема остается сложной в методике детского чтения ввиду своей многоаспектности: человек, занимающийся вопросами детского чтения, должен обладать одинаково глубокими и разносторонними знаниями в области русского и зарубежного фольклора, русской и зарубежной детской литературы и детского чтения. Ему необходимо иметь хорошую педагогическую и психологическую подготовку, так как круг детского чтения формируется с учетом возрастных особенностей восприятия ребенком художественного произведения. Тот, кто занимается вопросами круга детского чтения, должен постоянно следить за тенденциями развития детской литературы, детского книгоиздательства, уметь дать верную критическую оценку новинкам книжного рынка, знать, где можно получить информацию о том, что публикуется для детей определенного возраста. Ему самому нужно быть компетентным читателем, верить в силу воздействия художественного слова на человека и понимать, что формирование круга детского чтения — процесс, требующий к себе серьезного и кропотливого отношения. [3, c.55]

От чего зависит содержание круга детского чтения?

  • 1. От возраста читателя, его пристрастий и предпочтений. Уже в детстве проявляется интерес ребенка к определенному жанру (сказка), определенному виду литературы (поэзия), к определенному автору и книге. Запомнившиеся им произведения дети могут слушать без устали.
  • 2. Особую роль в формировании круга детского чтения играют знания человека в области литературы, его информированность. Поскольку младший школьник ни особо богат знаниями, ни обширной информацией, то здесь следует говорить о знаниях и представлениях взрослого человека о детской литературе. Чем шире и полнее они, тем интереснее детская книга будет преподнесена ребенку.
  • 3. От состояния и уровня развития самой литературы.
  • 4. Однообразие литературы сделало однообразным круг детского чтения. В детском чтении рубежа ХХ-ХХI вв. преобладают сказка и литература нонсенса, что не способствует воспитанию разностороннего читателя.
  • 5. От состояния фондов общественных и семейных библиотек. Чем полнее и разнообразнее они, тем правильнее можно будет сформировать круг детского чтения [43, c.111].

Большое влияние на формирование круга детского чтения оказывает то время, в которое живет читатель: его идеи, идеалы, запросы. Выбирая книгу для чтения, мы обязательно должны думать о формировании позитивных эмоций ребенка, его позитивной деятельности в результате осмысления содержания произведения.

Создание круга детского чтения предполагает руководство детским чтением. По этому поводу существуют полярные мнения. Одни считают, что руководство детским чтением лишает ребенка права свободного выбора книг для собственного чтения. Другие говорят о необходимости квалифицированной помощи ребенку.

Детский круг чтения не может и не должен быть одинаковым. Наряду с чтением, содержание которого зависит от образовательной программы, выполняемой в учреждении, существует домашнее, семейное чтение. Домашнее чтение — это вариативная часть чтения, содержание которой зависит от образования, знания детской литературы, вкуса и возможностей родителей. Вариативность чтения играет положительную роль, так как способствует сохранению уникальности ребенка-читателя.

Формирование детского круга чтения является серьезным теоретическим и практическим вопросом, требующим постоянного обновления. К его решению нельзя подходить только с педагогической точки зрения.

Очень часто на восприятие младшего школьника воздействуют морально — этические установки семьи, среды, времени, в которое он живет, и понимает произведение в зависимости от личного нравственного опыта.

Только тщательный подбор произведений для чтения и наблюдение за процессом восприятия книги со стороны взрослого приведут к достижению цели [1].

Таким образом, многоаспектность проблемы формирования круга детского чтения свидетельствует о необходимости самому взрослому человеку быть грамотным читателем, владеть практикой оценки художественных произведений, принципами и критериями их отбора.

Круг детского чтения


Курс повышения квалификации за 340 рублей!


Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Круг детского чтения.

Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке.

Но все же острота вопроса остается и в современной России 21-го века.

Человеку, занимающемуся вопросами детского чтения необходимо обладать разносторонними знаниями в области русского фольклора, и зарубежного творчества, писателей русской и иностранной детской литературы. А так же для формирования круга детского чтения, необходимо иметь отличную педагогическую и психологическую подготовку. Ему самому важно отслеживать тенденции развития рынка детской литературы, детского книгоиздательства, самому много читать и верить в то, что художественное слово может воздействовать и влиять на человека.

Так что же это-круг детского чтения? Это круг произведений, которые слушают, читают и воспринимают дети. Они писались, переходили от взрослых, были поняты и приняты детьми. В круг детского чтения входят:

— книги для детей,

— детские газеты и журналы,

— произведения юных авторов.

Как известно, что каждому году жизни ребенка соответствуют определенные произведения : потешки и пестушки четырехстрочные в раннем дошкольном возрасте, до сказок-романов в старшем дошкольном возрасте.

Из этого напрашивается вопрос — от чего зависит круг детского чтения?:

— от возраста ребенка, от его предпочтений. Так, в самые юные слушатели предпочитают сказки, потешки, стихи, написанные определенным автором, определенной книге.

— от развития самой литературы. Что говорить, состояние уровня развития детской литературы конца 20-го века оставалось на низком уровне, стихи для детей практически не печатались, очень мало исторических и реалистических произведений, что не способствовало воспитанию разностороннего читателя.

— от подбора литературы для детского чтения. В фондах городских и сельских библиотек, от книг находящихся в семьях, большое влияние оказывает само время, в котором живет ребенок.

Круг детского чтения не может быть одинаковым для всех, и не должен. Ведь ребенок в состоянии выбрать книгу себе сам, даже самый маленький, по привлекательной обложке, по иллюстрациям.

Образовательная программа, которая выполняется в дошкольном учреждении, содержит в себе определенный список рекомендуемой литературы для чтения детям, согласно возрастной категории.

Наряду с этим, существует семейное, домашнее чтение. Это вариативная часть чтения, которая зависит от знания детской литературы, вкуса, предпочтения, образования родителей и она играет положительную роль в сохранении уникальности ребенка-слушателя, ребенка-читателя.

В круге детского чтения существует ряд произведений, обязательных, без которых дошкольное детство не возможно себе представить. Это произведения прошедшие проверку многими поколениями читателей, классические произведения :

— произведения К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, Н.Носова,

— сказки Ш.Перро, Х.Андерсена, А.Линдгренд.

Читать еще: Детская литература. Литературный калейдоскоп по произведениям Б.С.Житкова Внеурочное занятие

Взрослые при чтении должны обращать на возрастные особенности детей, на быструю утомляемость, на концентрацию внимания и быстрое его переключение на другую деятельность. И не стоит забывать о том, что у детей недостаточно развит фонематический слух. Ребенок-дошкольник это слушающий читатель. Живо и эмоционально слушает стихи, труднее прозу. Ему свойственна наивность. Порой не дослушав окончания произведения, может изменить его, к примеру — плохой конец, на хороший или просто просит не читать дальше.

Дошкольники воспринимают искусство внеконтекстно: может одушевить неодушевленные предметы, изменяет произведения на свое усмотрение, делая его героем себя или своих друзей. Понравившаяся книга оказывает на ребенка сильное впечатление, и он использует сюжет в своих играх, живет ими, включает в свою реальную жизнь.

Литература, как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя, но следует помнить, что она будет лучше восприниматься в том случае, когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги.

У детей должно быть отведено время для чтения, и ни чего не должно мешать или отвлекать. Детям необходимо объяснить, что нельзя читать во время еды, в транспорте, на ходу. Не следует постоянно читать одну и ту же книгу. При чтении следует не торопиться, четко и ясно проговаривать звуки и буквы. Взрослые должны помнить, что недопустимо заставлять ребенка слушать, если он устал, отвлекается, желает сменить вид своей деятельности. Только внимательное заботливое отношение к дошкольникам, тщательный выбор для чтения того или иного произведения приведут к желаемому результату.

В подборе круга детского чтения должно уделяться особое внимание:

— воспитательной ценности произведения.

Так что же должно входить в круг детского чтения?

Все виды литературы:

— проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература;

— фольклорные жанры- народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, детские народные песенки, страшилки;

— авторские сказки, стихотворные миниатюры, рассказы, повести;

— научно-популярные жанры (энциклопедии);

— произведения литературы народов мира.

Тематика произведений должна быть настолько разнообразной, насколько требует читатель:

— детская игра, игрушки;

— природа, животный мир;

— взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед Родиной;

— война и героизм;

— человек и техника.

Важно учитывать и половые различия между детьми. Для девочек нужно читать книги о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам же будет интересна литература о смелости, о мужестве, о героях, о путешествии, изобретениях, о поведении людей в трудных ситуациях.

Круг чтения современного школьника


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

К Р У Г Ч Т Е Н И Я

К Р А С Н О Д А Р

Последнее десятилетие стало привычным сетовать на то, что новейшие достижения в информационных технологиях и, как следствие, повальное увлечение детей компьютерными играми и Интернетом свели на нет детское чтение. И в этом есть большая доля правды. Нельзя закрывать глаза и на объективные социальные процессы – коммерциализация литературы будет продолжаться, и библиотека сможет помочь только тем, кто захочет читать серьезные книги. Скудным фондам школьных библиотек непросто соперничать с Интернет-ресурсами, прилавками книжных магазинов и телевизионными развлечениями.

Задача школьных библиотек – это совместная работа с педагогами по осуществлению основных функций детской литературы. Конечно, в школе любой учитель скажет, что основными функциями литературы являются познавательная и воспитательная, детям больше по душе развлекательная, истинным книголюбам ближе эстетическая функция, направленная на привитие высокого художественного вкуса.

Школьные библиотекари не всегда правильно могут оценить круг чтения современных детей. Не имея возможности удовлетворить спрос читателей на ту или иную литературу, школьная библиотека не имеет достоверных данных об интенсивности чтения детей, о приоритетных изданиях, о вкусах и пристрастиях.

Читать еще: Как нарисовать русское народное. Нарисовать богатыря русского? Да легко! Где используют русские народные узоры

Круг чтения обширен: тут и сказки, народные и литературные; не потеряли своей актуальности стихи и рассказы советских писателей. Особенным спросом пользуются книга В. Осеевой, В. Драгунского, Н. Носова, Е. Пермяка, М. Зощенко, С. Маршака, С. Михалкова. Из более поздних авторов – Э. Успенский, Г. Остер.

Эта работа проводится на уроках литературного и внеклассного чтения, а также на библиотечных уроках. Это время знакомства с элитой классической литературы, как русской, так и зарубежной: А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Тургенев, Л. Толстой, А. Толстой, А. Чехов, Г.-Х. Андерсен, бр. Гримм, Ш. Перро. А дети, которым еще до школы известны эти замечательные авторы, закрепляют и углубляют свои знания. Начальная школа – это период, когда дети еще с удовольствием ходят в библиотеку,

приобщаясь к книжной культуре.

С точки зрения читательского развития – это переходный период от естественной детской любознательности к снижению интенсивности чтения. В системе ценностей подростка чтение перестает быть значимым, тем более необходимым. Это связано с изменением досуговых ориентаций (переход к аудиовизуальным и электронным формам культуры), с падением авторитета основных институтов воспитания – семьи и школы, с переориентацией на сверстников и улицу.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что выбор книг у подростков носит практически случайный характер: что-то задал учитель, что-то заставили прочесть родители, что-то подсказали друзья. И это в лучшем случае. В худшем – полное игнорирование чтения, замену которому подростки находят очень быстро.

ВложениеРазмер
Проектная работа по литературе ученицы 9 класса Садкиной Анастасии 41.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа №160”

Образовательная область: Литература

учитель русского языка и литературы

1.1. Изучение статей в интернете об отношении современных

1.2. Анализ собственного читательского интереса …………………………… 5

1.3. Опрос среди сверстников

2.1. Анализ полученных результатов. …………… ……………………..…… 8

Список использованной литературы и интернет-продуктов ……………….. 10

Рекомендации по расширению круга чтения. Продукт проекта – буклет «Что читать современным подросткам? (приложение 2). …12

Существует устойчивое мнение, что современные подростки потеряли интерес к чтению. Такое мнение базируется на наблюдении того, что обучающиеся без особого желания осваивают произведения классической русской литературы, предложенные школьной программой. С точки зрения других авторов, дети не стали читать меньше, но круг их чтения сузился, отчего старшему поколению кажется, что младшее перестало читать вовсе. Возник интерес, проверить, что читают современные подростки и каким книгам дают предпочтение.

изучение читательского интереса у подростков 13-17 лет.

1.1.Изучила статьи в интернете об отношении современных подростков к чтению . Многие авторы статей считают, что современные подростки почти ничего не читают, их читательская культура падает.

Узнала о пользе семейного чтения:

  1. Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения.
  2. Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения.
  3. Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи.
  4. Ребенок может спросить взрослого о непонятных метах в книге, задать вопросы по прочитанному.Это повышает у ребенка авторитет родителей.
  5. Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов.

2) Е. С. Романичева предлагает выбрать детям 12-17 лет литературу для чтения летом, не ограничиваясь школьной программой (причем и детям, и взрослым), из списка книг, составленного участниками олимпиады "PROчитай!". Какие книги читают подростки сегодня? Классику — или вышедшие совсем недавно? При этом представлен большой список книг, одобренных экспертами, и такой же большой список, не рекомендованный экспертами

Адамс Д. "Автостопом по галактике"

Айтматов Ч. "Пегий пёс, бегущий краем моря"

Аксенов В. "Остров Крым"

Ананян В. "Пленники Барсова ущелья"

Астафьев В. "Васюткино озеро" и другие.

Предложены также произведения зарубежных авторов:

Уэбстер Дж. "Весёлые проделки в школе"

Фармер Н. "Море троллей"

Харгрейв К. "Остров на краю всего"

Хейли А. "Аэропорт"

Хемингуэй Э. "Старик и море" и другие.

1.2. Провела анализ собственного читательского интереса .

Представлю несколько отзывов о книгах, которые прочла.

В романе поднимается проблема замкнутости и одиночества людей в мире людей. Автор показывает, что юные люди одиноки, им некому высказать свои проблемы и переживания. От этого люди еще больше уходят в себя. Подросткам, больным раком, еще хуже, чем обычным подросткам. Подростки больные раком не дают слабину и поддерживают друг друга. На грани смерти остаются сильными. Они отличаются от обычных людей, потому что ценят каждое мгновение в жизни, счастливы, несмотря на то,что болезнь неизбежна. Подростки, страдающие от тяжелой болезни, не собираются сдаваться. Они по-прежнему остаются подростками, ядовитыми, неугомонными, взрывными, бунтующими, равно готовыми и к ненависти, и к любви. Хейзел и Огастус бросают вызов судьбе. Они влюблены друг в друга, их терзает не столько нависшая над ними тень смерти, сколько обычная ревность, злость и непонимание.

Книга дает понимание того, что жизнь одна и нужно прожить ее насыщенно, в удовольствие. Мне понравился романс душещипательным сюжетом тем, что в нем присутствует глубокий смысл. Автор помогает осознать, насколько важна жизнь, вселяет надежду на то, что все проблемы и недуги, с которыми мы сталкиваемся, пройдут, и настанет белая, удачливая полоса в жизни. И нужно в это верить .главные герои: Хейзел ,Огастус).

- Эти книги мне посоветовали прочитать сверстники, друзья. Значит, в них есть что-то такое, что интересно многим подросткам. Я прочитала по советам, и мне эти книги тоже понравились.

- Книги, которые мне нравятся, переводная литература. Возможно, писатели Великобритании более близки к психологии подростков. Возможно, не осведомлена в полной мере обо всей современной литературе для подростков.

1.3. Провела опрос среди сверстников (учащихся 9-х классов нашей школы) и узнала, что читают современные подростки в 2019-2020 году.

Анкета (приложение 1).

Из анкетных данных и собственного читательского предпочтения сделала вывод о том, что русскую литературу учащиеся читают в основном в рамках школьной программы (произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,

Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ю. Казакова, А. Платонова, В. Астафьева,

Большинство подростков читают переводную литературу:

2) Провела анализ собственного читательского интереса.

3) Провела опрос среди сверстников и узнала, что читают современные подростки в 2019-2020 году.

4) Выяснила, какая литература пользуется спросом среди подростков.

5) Представила собственный рекомендованный список литературы, руководствуясь собственными предпочтениями, а также рекомендациями из литературного сообщества .

2.1. Анализ полученных результатов.

Данная работа позволила мне сделать следующие выводы:

1. Подростки читают, но мало. Привить интерес к чтению могут семейные чтения, уроки литературы.

2. Подростки читают. Русскую литературу читают в основном в рамках школьной программы. Читательские предпочтения ограничиваются не классической, а современной, чаще переводной литературой.

3. Подростки предпочитают психологическую литературу для подростков, потому что видят пути решения своих проблем, а также жанры фэнтези и ужасов, которые возбуждают фантазию, эмоции, дают встречу с чудом, которого не хватает в скучной обычной жизни.

2.2.Пути решения проблемы. Рекомендации по расширению круга чтения.

Хорошо читающий человек быстро улавливает смысл прочитанного, выявляет главное. Высокая техника чтения способствует его эмоциональной

выразительности, повышает степень восприятия и глубину понимания. Если человек много читает, то обладает большим объёмом информации.

Хорошая книга дает уроки высокой нравственности. Вера в доброе, светлое поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

Е. С. Романичева, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, руководитель московского отделения Российской ассоциации чтения. Какие книги читают подростки 12-16 лет – и другим советуют.

Полосухина Т.Д., завотделом библиотечного краеведения Кем ОНБ им. В. Д. Федорова.


Нужна ли литература в современном мире

Современная литература оказалась в очень несвойственных для себя обстоятельствах. Мы привыкли думать о книге и литературе как о чем-то обязательном и неизбежном. Большую часть истории человечества это было именно так: литература на протяжении сотен лет оставалась главным источником сведений о мире — исторических, культурных, естественно-научных, психологических. Чтение было и в самом деле абсолютно обязательным.

И что еще немаловажно — значительная часть людей читала примерно одно и то же. У людей в возрасте 35-50 лет будет почти одинаковый набор обязательных текстов, которые нам кажутся абсолютно очевидными, они формируют общий для всех культурный код.

Сегодня ситуация совершенно иная: чтение, по факту, перестало быть основным каналом, по которому течет информация. Сегодня можно быть прекрасно образованным человеком, не прочитав в своей жизни практически ничего.

Литературный канон

Какими представлениями о литературе мы руководствовались на протяжении почти всей человеческой истории? Во-первых, все читали примерно одно и то же: большой полноводный поток шел от производителей книг, авторов и издателей к читателю практически без изменений.

Основу его составлял, что называется, актуальный литературный канон. Мы привыкли думать, что литературный канон — это что-то неизменное, раз и навсегда. В действительности, каждое поколение читает свой канон, который существенно меняется с течением времени. Скажем, для людей моего поколения и старше Максим Горький был абсолютно обязательным классиком. Сегодня он в лучшем случае классик второго ряда, для следующего поколения он вполне может оказаться маргинальным писателем.

Добавлялись же в этот канон книги, которые либо были награждены большими и важными литературными премиями, либо были отмечены литературной критикой, которая всегда оставалась крайне влиятельной, крайне авторитетной. Именно критика, в сущности, и совершала процесс отбора: что попадет в актуальный канон, что будет читаться — если не всеми, то многими, — а чему место на свалке истории.

У такого представления был глубоко укорененный фундамент, он покоился на системе очень четких и важных представлений о том, что такое культура вообще, как она устроена.

Культура как иерархия

Культура и новый тип элиты

Вышеописанная устоявшаяся конструкция начала разваливаться в начале 80-х годов прошлого века. И для этого было две группы причин: с одной стороны, социальные, с другой — философско-концептуальные.

Основная социальная причина состояла в том, что на американском и европейском небосклоне взошел новый тип элиты.

Совершенно новым типом элиты стали яппи — young urban professional, молодые городские профессионалы. Их массовое появление в американской жизни было связано с тем, что престижные университеты начали активно давать стипендии для обучения способным молодым людям. Внезапно в стране появилось множество молодых выпускников с хорошими дипломами, с огромными амбициями и с полным правом и возможностью стать новой элитой.

Особенность яппи была в том, что они очень быстро добились успеха. Тот путь по социально-иерархической лестнице, который раньше занимал десятки лет, у них занял от силы лет пять-шесть. И, как следствие, они не успели адаптироваться к традиционным категориям культурного потребления. Эти люди начали взламывать систему соотношений между типом потребляемой культуры и позицией в социальной иерархии. Это было абсолютным новшеством и полным шоком для тогдашнего истеблишмента.

Вторая сторона этого же процесса, концептуально-философская, была связана с появлением и формированием двух важнейших тенденций в европейской мысли второй половины 20 века, а именно постструктурализма и постмодерна.

Смерть автора

Действительно, мы привыкли смотреть обзоры на стиральные машины, рестораны и отели, почему мы не должны смотреть отзывы, например, на Достоевского? Нам же нужно знать, во что мы собираемся инвестировать свое время.

Распался канон и распался контекст — люди теперь читают тексты как они есть, не видя и не зная, что стоит за литературным произведением. Роман о Румынии периода Чаушеску они прочитывают как антиутопию, фантастику, не считывая исторический контекст.

Кризис жанра

В этой конфигурации развлекательные жанры типа детектива, хоррора, любовного романа и так далее относились к категории низкой литературы.

Уже к концу 80-х журнал перестал приносить доход и стал катастрофически убыточным, а Уильям Шон ушел с поста главного редактора. Стивен Кинг же в 2003 году получил премию National Book Award за выдающийся вклад в американскую литературу — это премия, которой удостаиваются живые классики.

Распад канона

Google считает, что сейчас в мире существует 137 миллионов 165 тысяч книг. И эта цифра ежесекундно растет. Конечно, не все, но большая часть этих книг доступна каждому из нас прямо сейчас. Это число постоянно прирастает оцифрованными старыми книгами и новыми, которые регулярно издаются. Плюс к этому существует множество платформ, где пользователи могут разместить свою книгу, не прибегая к издательствам.

Каждый день нам становится доступно все больше и больше книг, а это значит, что любая систематика рушится. Не то что прочитать, а даже просто промаркировать весь этот объем не представляется возможным. Вся наша систематика становится крайне фрагментарной — мы имеем представление только о маленьком кусочке книжного мира.

В этой связи происходит распад единого канона — вещь, в принципе, вполне естественная. Мы уже не можем делить людей на своих и чужих, обмениваться цитатами и ссылками на литературные произведения. Это невозможно, ведь сегодня все люди читают совершенно разные книги.

Происходит и распад всей системы авторитетов. Стремительно снижается авторитет литературных премий. Самая эффективная в этом смысле британская Букеровская премия вот уже третий год практически не дает прироста в продажах. Люди перестают верить премиям и на них ориентироваться.

Происходит абсолютная девальвация профессии критиков. Их авторитет сейчас ничтожен. Раньше, если какой-то критик объявлял произведение гениальным и выдающимся, было стыдно признаться, что лично тебе оно не понравилось. Сейчас же мнение этих экспертов не имеет никакого значения.

Как люди выбирают книги сегодня

Как же читатель выбирает книгу в сегодняшнем пространстве? На что он ориентируется, если премии не работают, критиков никто не слушает, единая повестка распалась, систематики нет, жанров тоже, скорее, нет, а понятие классики обесценилось?

Казалось бы, самое очевидное, на что можно ориентироваться — это имя автора. Но статистика говорит о том, что 36% посетителей американских книжных магазинов и 32% российских просто не запоминают имена авторов понравившихся им книг.

Хороший книжный магазин, как правило, независимый, тоже может стать очагом экспертизы. Почему независимый? Большому сетевому магазину в общем-то все равно, придете вы к нему еще раз или нет. Маленький же магазин очень постарается продать вам что-то такое, что вам обязательно понравится, чтобы вы пришли еще.

Очень часто люди ориентируются на выбор блогеров — книжных, культурных, каких угодно. Огромное число людей подвержены влиянию селебрити. Компетентность селебрити, естестественно, совершенно при этом не важна.

Нам, людям другого поколения, это принять, конечно, трудно, но это реальность, в которой мы теперь живем.

Посмотреть полное видео лекции Галины Юзефович можно по ссылке.

Читайте также: