Почему аристотеля называют отцом науки кратко

Обновлено: 05.07.2024

В данной работе была поставлена цель - изучить биографию Аристотеля, его учения, выяснить какие учения Аристотеля опровергнуты, какие нашли подтверждение в трудах современников.

ВложениеРазмер
zhukova_aristotel.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕЛИЧАЙШИЙ УЧЕНЫЙ ДРЕВНОСТИ. АРИСТОТЕЛЬ.

ШМИДТ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА,

II.Основная часть. Величайший ученый древности. Аристотель.

1. Краткий исторический экскурс эпохи Аристотеля……………………………. 4

2. Общая характеристика античной науки………………………………………….4

5. Физические сочинения Аристотеля………………………………………………9

Знаменитые слова Аристотеля:

Истоки философской мысли следует искать в глубокой древности. В Китае еще в 6 веке до н.э. были известны 2 мыслителя, влияние которых чувствуется и в наше время: Конфуций и Лао-цзы. В Индии в это время жил Сиддхарха Гаутама (Будда), основатель одного из самых влиятельных религиозных учений.

Первым же европейским философом принято считать Фалеса из Милета, жившего 7-6 веках до н.э. Фалес и другие милетцы, не веря мифам, обращались к поискам первоначала мироздания.

Центральная фигур древнегреческой науки – Пифагор, основатель мистико-научного и религиозно-философского братства. Пифагорцы подразумевали под философствованием поиски в сфере мудрости, открытие тайн природы, установление ее законов.

Вершиной древнегреческой философии стали имена Сократа, Платона и Аристотеля.

Такую известнейшую, разносторонне развитую личность, как Аристотель, люди называют светилам науки. Знания, взгляды и выводы Аристотеля о мире, о явлениях природы, основанных только на наблюдениях, ученые современности доказали, используя эксперимент и математические вычисления, и вывели законы природы.

В данной работе поставлена цель - изучить биографию Аристотеля, его учения, выяснить какие учения Аристотеля опровергнуты, какие нашли подтверждение в трудах современников.

II. ВЕЛИЧАЙШИЙ УЧЕНЫЙ ДРЕВНОСТИ.

1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС ЭПОХИ АРИСТОТЕЛЯ.

Пелопонесская война 431 – 404 гг. до н. э. привела к упадку Афин и афинской демократии. Происходили глубокие изменения в идеологии. Материалистическая система ионийцев и атомистов вытиснилась идеалистической философией Сократа и его ученика Платона. Появились учителя диалектики – софисты, на которых был большой спрос в обострившейся политической борьбе в нутрии господствующего класса. Вместе с ним развивалось искусство диалога, умение логически мыслить, повышался интерес к строгим математическим доказательствам. Общество ощущало потребность в систематизированном научном знании и на долю ученика Платона, знаменитого мыслителя древности, Аристотеля выпала задача составить систематический свод знаний своего времени.

Македония далеко уступала Афинам в экономическом и культурном развитии. Афиняне презрительно называли македонцев варварами. Однако при Аминте и, особенно Филиппе, Македония превратилась в грозную в военном отношении державу, а политические распри были искусно использованы Филиппом.

В 338 г. до н. э. в битве при Хероне греческие войска были разбиты македонскими, а состоявшийся в 337 г до н. э.. Коринфский конгресс запретил гегемонию Македонии над Афинами и Грецией. Сам Филипп стал готовиться к походу на Персию, но в 316 г. до н. э. был убит, и этот поход начался под предводительством Александра Македонского. Александр в результате многолетних победоносных походов в Азию и Африку создал огромную империю, подчинив Персию, Египет, среднеазиатские государства, дойдя со своими войсками до Индии.

Наступила новая эпоха в развитии древнего мира.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ НАУКИ.

Низкий уровень техники, презрительное отношение к труду, незаинтересованность в повышении его производительности со стороны господствующего класса, представителям которого и была доступна наука, не привели и не могли привести к возникновению экспериментального исследования природы. Но с другой стороны условия жизни древнегреческих городов – государств создали уже возможность и необходимость научного обобщения накопленного человечеством естественно - научного материала. В этих условиях и возникла единая нерасчлененная античная наука.

Древнегреческие философы - мудрецы, не прибегая к систематическому исследованию и эксперименту, на основе еще бедного научного материала, пытались единым взглядом охватить и объяснить всю окружающую действительность. При этом они не ставили перед собой задачу разработать такую науку, которая направлялась бы на службу производству. Они рассматривали науку, лишь как средство для духовного развития и морального совершенствования.

Философия в древней Греции была определенной ступенью в познании человеком природы, которое заключалось в непосредственном созерцании окружающей материальной действительности, как единого целого.

Человек стремился одним взглядом сразу охватить посредством единых понятий самые общие черты, общий характер всех вещей и явлений окружающего мира и создать себе первую самую общую картину мира. Он еще не проникал за кулисы явлений, еще не изучал, а точно рассматривал и притом издали, сверху. Такое познание приводило к наивному, часто чисто фантастическому учению о явлениях природы.

Но такое познание одновременно способствовало созданию правильного воззрения на мир.

3. БИОГРАФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Величайший и самый разносторонний из ученых древности Аристотель родился в 384 г. до н. э. в Македонии, городе Стагира на Халкидонском полуострове, недалеко от современных Салоник. Отец его, Никомах, был придворным врачом македонского царя Аминты III ( правившего в 393-369 гг. до н. э.). Никомах происходил из семьи потомственных лекарей. Он был первым наставником Аристотеля и передал ему свои познания в естествознании и медицине. Вероятно, именно отец оставил Аристотелю в наследство интерес к живой природе – он позднее посвятил ей ряд своих больших книг. Детство Аристотель провел при дворе, общаясь со своим сверстником – сыном Аминты Филиппом, будущим македонским царем. В 369году до н.э. пятнадцатилетний Аристотель лишился родителей, и заботы о нем принял на себя его опекун, Проксен. Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством своего опекуна.

Значительное состояние, которое Аристотелю оставил отец, и содействие могущественного ученика, Александра Македонского, дали ему возможность собрать библиотеку, которую в последствии купил Птоламей Филадельф для александрийского музея. Подлинные же рукописи Аристотеля, не попали в александрийскую библиотеку, а были позднее перевезены Суллой в Рим.

Затем он пробыл некоторое время при дворе своего бывшего слушателя атариейского владетеля Гермия ,и женился на его приемной дочери Пифии, после того как Атарией был захвачен персами, а владетель изменнически убит.

В 355 г. Аристотель вернулся в Афины и здесь, в Ликейоне, основал свою знаменитую философскую школу, которая получила название перипатетической, вероятно, по тенистым аллеям, где Аристотель любил читать свои лекции. Тридцать лет излагал он здесь свое учение перед многочисленной толпой ревностных слушателей, полемизируя с представителями других философских школ и был руководителем своей школы, ученики и последователи которой стали называться перипатетиками.

Одно из преданий о смерти Аристотеля гласит, что он бросился с утёса, отчаявшись выяснить причину приливов и отливов. Такой вымысел заслуживает внимания потому, что свидетельствует о страстной любознательности ученного.

4. УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

Основе учения Аристотеля лежит представление о четырех стихиях. Аристотель учил, что существуют четыре первичных стихий: тепло и холод, сухость и влажность, эти стихии являются качествами. Парное их соединение и сочетание дает четыре основных элемента: сочетание сухого и жаркого дает огонь, жаркое и влажное – воздух, холодное и влажное – воду, холодное и сухое – землю. Из этих элементов образуется всё многообразие материального мира. Элементам по природе присущи свойства тяжести и легкости; земля по своей природе тяжелая, а огонь наоборот абсолютно легок. Поэтому в центре вселенной помещается земля, над нею вода, затем воздух и, наконец, огонь. Кроме этих четырех элементов Аристотель признает еще существование пятого элемента – эфира, который является небесным началом. Земля по Аристотелю имеет сферическую форму, и она не может двигаться, так как, состоит из более тяжелого начала. Окружность по Аристотелю равно 400 тыс. стадиям, или около 9970 географических миль, то есть почти вдвое больше действительного значения.

Что касается свободно падающих тел, Аристотель считает, что они падают с постепенно возрастающей скоростью, но о законе ускорения ему не было известно. Он предполагает, что скорости различных тел при падении соответствуют их тяжести: тело, которое вдвое тяжелее другого, падает вдвое быстрее. Ошибочность этих положении позже доказал Галилей.

Аристотеля удивляет, например, почему движение брошенного тела продолжается после того, как оно отделилось от бросившей его руки. В итоге он приходит к выводу, что брошенное тело оставляет после себя пустое пространство, в которое и устремляется воздух, сообщая телу новый толчок.

Теплоту Аристотель рассматривает как основное качество, присущее, огню как стихии, но вместе с ним и всем телам. Так как огонь по своей природе постоянно стремится кверху, то этим объясняется испарение воды, плавание тел. Насколько вредно отражается отсутствие точных измерений в физике, как мало разумного можно сказать относительно физических явлений, когда различные причины не изучены с точки зрения своего действия путем наблюдения, показывает следующее место, место относящееся к действию теплоты. Кипящая вода согревает сильнее пламени, но пламя сжигает горючее и плавит вещества, вода же нет. Далее, кипящая вода жарче слабого огня, но теплая вода охлаждает скорее и сильнее слабого огня, так как огонь не теряет жара, вода же постепенно охлаждается

Для Аристотеля материя не есть нечто определенное. Материя по Аристотелю – это лишь возможность, без которой не может существовать никакая вещь, она сама по себе не обладает никакими качествами и лишена всякой определенности. Для того, чтобы возникла конкретная вещь, необходимо соединение материй с неким другим активным началом, формой, которая придает материи определенность - качества этой вещи, превращает возможность в действительность. В каждом определении, по Аристотелю, можно видеть указание на материю или форму: «Лев – есть животное, имеющее определенное свойство; статуя есть мрамор, изваянный в определенную форму; и животное и мрамор - материя, оформленная во льва, в статую. Материя есть отношение, она меняется с формой, и другой форме соответствует другая материя. Процесс соединения материи с формой, по Аристотелю, оформление материи, превращения возможности в действительность есть движения.

5. ФИЗИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

Широтой, стройностью и логичностью своей системы Аристотель подчинил греческой философией мир, подобно тому, как Александр Македонский подчинил его греческому господству. Если еще учесть, что учение Аристотеля было признано и обработано церковью, то станет ясно, почему естествознание в течение почти 20 столетий изучалось по Аристотелю.

Память о нем на его родине осталась жива. Его именем уже в нашу эпоху назван университет в Салониках – крупнейшем центре культуры Северной Греции, неподалеку от родины Аристотеля – Стагиры.

Эрудиция Аристотеля, действительно, охватила такой обширный круг наук и проблем, который в наше время под силу разве что целому университету.

Думаю, потому, что он первым дал детальную и стройную классификацию наук соответственно предмету каждой науки.

Чёрт его знает.
Но, во всяком случае, логика Евклида,
реализованная им в "Началах", несравнимо конструктивнее логики Аристотеля.. .

вот мне тоже интересно, почему

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Философское наследие этих блестящих мыслителей обширно, а их влияние огромно и прослеживается во всех областях интеллектуальной и научной жизни на протяжении многих лет. Они внесли огромный вклад во многие области философии, а их идеи оказали множественное влияние на социальную мысль, например, на политологию и теории образования.

Труды Аристотеля являются самым важным источником наших знаний о доаристотелевской философии. Аристотель сумел охватить и обобщить огромный объем знаний, накопленных в ходе развития античной науки и философии. Смелость и глубина постановки вопросов, широта изложения, живое, творческое, ищущее мышление сделали Аристотеля одним из самых выдающихся мыслителей, известных истории философии. Благодаря Аристотелю все области знания, такие как политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, эпистемология, метафизика получили новую форму. Ища единство и систему в многообразии бытия, он в то же время пытался показать пути преобразования бытия из одного вида в другой и раскрыть противоречивые отношения и взаимосвязи бытия. По этой причине философы превозносили Аристотеля как самый всеобъемлющий ум среди греческих философов.

Работы Платона и Аристотеля актуальны и сегодня. Если бы не труды Платона и Аристотеля, мы бы не только меньше понимали, кем были древние греки, что они дали миру; мы бы меньше понимали самих себя, мы бы меньше понимали, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, каковы трудности его стремлений и достижений, какова их завораживающая сила!

История античной философии продолжилась в послеаристотелевский период, в эллинистический, а затем в римский период древней истории народов Средиземноморья. Эти периоды продолжались в общей сложности восемь веков. В ходе этого в Афинах возникла Академия Ликея, основанная Платоном и Аристотелем. Эти школы породили новые идеи, которые отсутствовали в предыдущем, классическом периоде истории античной философии.

Однако глубина, оригинальность и количество этих идей были вдвое больше, чем в предыдущий период. Философы и философские школы эллинистического и римского периодов античности отличались не столько выдвижением новых идей, сколько разъяснением, уточнением и комментированием идей и навыков, разработанных и сформулированных в предшествующий период, особенно идей и учений Демокрита, Платона и Аристотеля.

Это не означает, что историей эллинистической римской философии можно пренебречь. Нет, это очень важная и значительная страница в истории европейской и мировой философии.

Давайте подытожим основные черты античной философии.

Античная философия — это первая исторически известная форма философии в Европе. Почти все последующие типы философий уже находились на различных стадиях своего зарождения.

Античная философия основывалась на понимании живой природы, разумности космоса. Это понималось чисто по-человечески: Как человек является разумным и одушевленным телом, так и космос.

Характерной чертой античной философии является вера в то, что космос вечен и несотворен. Она абсолютна сама по себе.

Пантеизм также был важнейшей чертой античной философии.

Считалось, что если космос абсолютен, то в нем должно быть божество. Пантеизм возникает на фундаменте этого чувственно понимаемого объективистского космоса. Древние боги — это идеи, воплощенные в космосе, законы природы, управляющие им.

Основная античная проблематика имеет своим содержанием чувственно-материальный космос как абсолют. В самом общем виде античная проблематика сводилась к диалектике Идеи и Материи, развитой в форме чувственно-материального космоса, движимого космической душой, управляемого космическим разумом и созданного сверхразумным Первосуществом.

Аристотель как основатель системы наук - Краткая биография Аристотеля

Краткая биография Аристотеля

Аристотель родился в 384 году до н.э. в городе Стагира на северо-западном побережье Эгейского моря. Отцом Аристотеля был Никомах, придворный врач Аминты III, царя Македонии. В раннем возрасте Аристотель остался без родителей. Он получил образование в Атарнее у Проксена, своего родственника. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался до смерти Платона около 347 года до н.э. Во время учебы в Академии Аристотель изучал философию Платона, а также ее сократовские и досократовские источники и многие другие дисциплины. Очевидно, Аристотель преподавал в Академии риторику и другие предметы. Возможно, что труды по логике были написаны в этот период его творчества.

Аристотель и его ученики сделали множество важных наблюдений и открытий, которые оставили значительный след в истории многих наук и послужили основой для дальнейших исследований. Им помогли образцы и данные, собранные в дальних походах Александра. Однако директор школы все больше и больше посвящал себя фундаментальным философским проблемам. Большинство дошедших до нас философских работ Аристотеля были написаны в этот период.

В 323 году до н.э. Александр внезапно умер, и по Афинам и другим греческим городам прокатилась волна антимакедонских выступлений. Положение Аристотеля оказалось под угрозой из-за его дружбы с Филиппом и Александром, а также из-за его четко выраженных политических убеждений, которые вступили в конфликт с патриотическим энтузиазмом городов-государств. Под угрозой преследования Аристотель покинул город, чтобы, по его словам, не дать афинянам во второй раз совершить преступление против философии (в первый раз это была казнь Сократа). Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где находилось имение, унаследованное им от матери, и где он умер после непродолжительной болезни в 322 году до н.э.

Интересный факт: Существует мнение, что Аристотель, у которого были очень сложные отношения не только с македонскими правителями, но и с афинскими патриотами, отравил волчьим дустом не только Александра Македонского, но и себя, о чем сообщает Диоген Лаэрций.[1] Смерть Аристотеля была результатом отравления Александра Македонского.

Аристотель как основатель науки Логика

Любопытно, что название науке логики дал не Аристотель, а Александр Афродисийский 500 лет спустя, когда комментировал труды философа, хотя логика уже при жизни Аристотеля достигла почти совершенства. К тринадцатому веку влияние Аристотеля в области метафизики было утрачено, но его авторитет в логике остался. Интересно отметить, что и сегодня многие преподаватели логики как науки часто отвергают открытия современной логики и со странным постоянством придерживаются системы, которая устарела примерно так же, как птолемеевская астрономия. Хотя нельзя отрицать, что основы логики долгое время оставались неизменными, и именно Аристотель создал их.

Короче говоря, аристотелевская логика изучает:

  1. Основные способы бытия, которые подпадают под определенные понятия и определения;
  2. Связи и разделения этих способов бытия, которые выражаются в суждениях;
  3. Пути, по которым разум с помощью мысли может переходить от известной истины к неизвестной.

Мысль — это сущность логики. Согласно Аристотелю, мысль — это не конструирование или создание разумом новой сущности, а скорее визуализация чего-то внешнего по отношению к нему в акте мышления. Концепция — это отождествление разума с некоторым видом сущности, а суждение — это выражение связи таких видов сущности в действительности. К истинным выводам науку приводят правила умозаключения, законы противоречия и законы исключенного третьего, поскольку все сущее подчиняется этим принципам.

Классификация суждений

Аристотелю принадлежит первая в истории науки классификация суждений. Он проводит различие между суждениями:

1) по качеству — в зависимости от того, являются ли они утвердительными или отрицательными;

2) по объему понятий (или объектов), содержащихся в заключении;

3) по модальности. Особого внимания заслуживает рассмотрение суждений в соответствии с их истинностью.

Поскольку суждение является утвердительным или отрицательным, оно может быть истинным или ложным, ибо «всякое утверждение (или отрицание) представляется либо истинным, либо ложным. Истина будет там, где утверждение или отрицание в бытии будет точно совпадать с утверждением или отрицанием в суждении. Нарушение истины неизбежно, когда суждение утверждает то, что отрицается в бытии, и отрицает то, что утверждается в бытии.

Это признание возможности перехода к противоположному было выражением диалектического поиска и исследования живой, творческой мысли Аристотеля.

Систематизация философского знания Аристотелем

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) продолжил классический период философии античности. Ученик Платона и учитель А. Македонского. Основатель собственной философской школы. Систематизация. Энциклопедист.

Аристотель — основатель самой всеобъемлющей научной системы античности. Она была основана на обширном эмпирическом материале из области естественных и социальных наук, систематически собранном и обобщенном его учениками. Научная деятельность Аристотеля — не только вершина античной философской мысли, это был огромный вклад практически во все известные научные области того времени: были созданы новые научные направления, он вместе со своими учениками систематизировал науки, определил предмет и методы каждой науки.

Он написал более 150 научных работ и трактатов. Существующие работы можно разделить на логические, философские, физические, биологические, психологические, этические, политико-экономические и эстетические.

Каждая работа древнегреческого мыслителя начинается с анализа наследия прошлых поколений. Отбирая, систематизируя и обобщая положительные знания, Аристотель делает выводы:

  • Философия — это не продукт индивидуального творчества, а результат работы целых поколений. Отдельный философ оставляет очень мало информации для установления истины, но когда вы собираете все вместе, то получаете ценность, на которую стоит обратить внимание и изучить;
  • Философия всегда терпела неудачу из-за пустых абстракций, софистики и спекуляций;
  • Фундаментальная задача философии — придать смысл бытию, раскрыть его структуру, найти его сущность, определить его по отношению к небытию;
  • Философия имеет право на существование только в том случае, если в сфере бытия существуют нематериальные причины, а также сверхчувственные, вечные сущности. Если бы не существовало нематериальных причин, неизменных и вечных сущностей, а только природа, то первое место среди наук следовало бы отдать физике, а не философии.

В философии Платона главным было учение об идеях, которые тождественны понятиям логики, а последние существуют сами по себе, независимо и безусловно. Аристотель не принимает эту позицию. Для него каждая вещь — материя, и у каждой вещи есть своя причина и цель. Что касается идеи, то в своей независимости она есть не что иное, как мысленная каузальная конструкция вещи.

Другими словами, для Аристотеля понятие — это лишь инструмент (средство) для выявления существенных свойств исследуемого объекта. Независимость понятия от существования вещей абсурдна, ибо понятие — это свойство общего, а общее — принадлежность чувственного мира.

В своей физике Аристотель развивает учение о движении. Он выделяет четыре основных типа: движение как увеличение или уменьшение, движение как качественное изменение или трансформация, движение как создание или разрушение, движение как перемещение в пространстве. Бог является первопричиной космоса и всех его субстанций.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Бюст Аристотеля. Римська копія оригіналу Лісіппа

В 2016 г. исполнилось 2400 лет со дня рождения Аристотеля – гениального древнегреческого философа и ученого, вклад которого в развитие человеческой цивилизации невозможно переоценить. Логика, физика, биология, политология, социология, правоведение, педагогика, психология, этика, эстетика – вот неполный перечень наук, история которых начинается с трудов Аристотеля. Он и философию, которая до него являлась совокупностью многих учений, превратил в науку – систему знаний о природе, обществе и мышлении, которая основывается и развивается на единых принципах. Более того, именно он сформулировал и первым применил в своих исследованиях те принципы, которыми наука отличается от ремесла, искусства или религии.

Жизненный путь Аристотеля

Аристотель (Αριστοτέλης) родился в 384 г. до н.э. в городе Стагире. Его отец, Никомах, был врачом при дворе македонского царя Аминты III, где сын с детства общался со своим сверстником, будущим царем Филиппом II. Отец дал сыну некоторые медицинские знания и, очевидно, привил интерес к изучению живой природы. В 15-летнем возрасте Аристотель потерял родителей, и его воспитывал дядя по матери Проксен из Атарнея. В возрасте 17 лет Аристотель уехал в Афины, где поступил в Академию – философскую школу Платона. В Академии Аристотель пребывал 20 лет, сначала как слушатель, а затем как преподаватель риторики. Он на всю жизнь сохранил глубокое уважение к учителю и писал, что дурной человек не должен сметь даже хвалить Платона.

В 347 г. до н. э., после смерти Платона, Академию возглавил его племянник Спевсипп. Аристотель вместе с другом Ксенократом покинул Афины и переселился в город Ассос в Малой Азии. Этот город незадолго до того был основан Гермием – правителем Атарнея, бывшим слушателем школы Платона. Аристотель женился на племяннице (и приемной дочерью) Гермия – Пифиада. Через три года Гермий был убит. Аристотель с женой переселился на остров Лесбос, в город Митилену, куда его пригласил друг Теофраст, уроженец тех мест.

В 343 или 342 г. до н.э. Аристотель получил приглашение Филиппа II стать воспитателем его сына Александра, которому исполнилось тринадцать лет. Аристотель переселился в царскую резиденцию Пеллу, а затем – в Миезу. Он преподавал Александру историю Греции и Персии, географию, политику, поэзию, прежде всего произведения Гомера. Впоследствии Александр Македонский говорил, что от отца он получил жизнь, а от Аристотеля то, что придает ей ценность. В 339 г. до н.э. воспитательная деятельность Аристотеля закончилась. Он переселился в родной город Стагир, где прожил три года.

Произведения Аристотеля

Произведения Аристотеля охватывают почти все тогдашние научные (философские) знания. Известны его трактаты разделяют на восемь групп.

Следует сказать, что до нас дошли далеко не все труды Аристотеля. Античные авторы приводят списки из десятков и даже сотен его произведений.

Особенности философии Аристотеля

В своих трудах Аристотель подвел итоги более чем двухсотлетнего периода развития древнегреческой философии и дал свое решение всех главных проблем этой философии, касающихся познания природы, общества, мышления, над которыми размышляло не одно поколение философов.

Как известно, первые философы, которых называют физиками, или фисиологами (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), рассуждали о том, как устроен мир, из чего состоят вещи, почему они различные и как они изменяются. Впоследствии философы задумались над проблемами познания мира, в том числе над такой: если в мире все изменяется, то как можно познать то, что каждое мгновение другое? Сократ учил, что главное для человека – знать не то, как устроен мир, а в чем его благо. Он начал исследовать сам процесс познания и доказывать необходимость определения общих понятий, утверждал, что отличить хороший поступок от плохого можно только в тому случае, если известно, что такое благо. Платон, соглашаясь с мнением Парменида, что человек может познавать только то, что неизменно утверждал, что неизменное и вечное – это идеи, идеальные бестелесные образы (эйдосы), которые вечно пребывают в высшем мире и образуют реальные вещи, соединяясь с материей. Он считал, что человек познает идеи потому, что его душа до рождения находилась в мире идей, а теперь, когда видит те или иные вещи, вспоминает (узнает) те эйдосы, которые созерцала там.

В своей первой философии Аристотель всесторонне обсудил сущность познания, а в своих логических трактатах создал средства для поиска и доказательства истины. Тем самым он заложил философские основы науки, на которых основывалось ее дальнейшее развитие на протяжении многих веков.

Что ценное можно найти в философии Аристотеля сегодня

Не следует думать, что почти два с половиной тысячелетия, которые отдаляют нас от Аристотеля, сделали его философию непригодной для осмысления проблем современной науки. Евклид только на 60 лет ближе к нам во времени, чем Аристотель, но именно его геометрия (а не новейшие неевклидовы) применяется на практике.

На мой взгляд, важное значение для физики имеют и аристотелевские категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание. Их роль в научном познании можно проиллюстрировать следующим примером.

Читайте также: