Степень числа план урока
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
План-конспект урока по математике для 5 класса.
Тип урока: изучение нового материала.
- обучающая ( сформировать понятие степени, умение читать и записывать выражения со степенями, находить значение степени в примерах, тренировать вычислительные навыки ) ;
- развивающая (развитие внимания, познавательной активности, памяти, мышления);
- воспитательная (воспитание аккуратности и самостоятельности, построение продуктивного взаимодействия).
Характеристика контингента учащихся: 5 класс.
Уровень изучения дисциплины: базовый.
Время урока: 45 минут.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Форма обучения: коллективная.
Технические средства: доска, проектор, презентация.
Литература: математика 5 класс Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Организационный момент 2 мин.
Актуализация знаний 7 минут.
Изучение нового материала 10мин.
Первичное закрепление нового материала 20 мин.
Подведение итогов урока 4 мин.
1. Организационное начало урока.
Учитель: –Добрый день ребята! Меня зовут Анна Юрьевна, сегодня урок математики веду у вас я.
Учитель проверяет готовность учеников к уроку, отмечает отсутствующих.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа, оставьте строчку для записи темы урока.
- Вспомните, каким действием можно заменить сложение?
- Саша, как ты думаешь каким действием можно заменить сложение?
Саша: умножением;
Учитель: Коля, а как ты считаешь каким действием можно заменить сложение?
Коля : умножением;
Учитель: Ребята, все согласны с Сашей и Колей?
Ученики: да;
Учитель : Ребята, сейчас поднимаем руки, выходим к доске и приводим выражение к компактной записи, заменяя сложение умножением, просто вместо сложения ставим умножение!
-Молодцы ребята, справились с заданием!
-Ребята, посмотрите на доску:
-А есть ли способ, который позволяет заменить произведение равных сомножителей?
-Какие есть идеи, как сделать данное выражение компактным?
Ученики : мы не знаем, мы не умеем;
Учитель: Хорошо ребята, какие действия нам известны?
Ученики : сложение, вычитание, умножение, деление.
Учитель : отлично, но Если известных действий нам недостаточно, то какая учебная задача стоит перед нами?
Ученики : познакомиться с новым действием.
Учитель: Правильно ребята, для того чтобы узнать способ, который позволяет заменить произведение равных сомножителей необходимо познакомиться с новым действием!
- Ребята посмотрите на доску! На доске записаны примеры с повторяющимся умножением, которые нужно решить! Каждому примеру соответствует определенная буква! Решив пример, вы получите ответ (цифру). Когда решите все примеры, расположите получившиеся цифры в порядке возрастания. Не забывайте, с каждой цифрой писать соответствующую букву из примера. Тогда у вас получится слово – новое математическое понятие. //для того, чтобы узнать название нового действия, расшифруйте загаданное слово, решив примеры с повторяющимся умножением, которые видите на доске, и расположив получившиеся ответы в порядке возрастания.//
- Задание выполняем письменно в тетради!
С=1 Т=36 Е=64 П=81 Е=121 Н=128 Ь=625
Учитель: Ребята все справились?
Ученики: Да
Учитель : Нина, какое у тебя слово получилось?
Нина: Степень
Ученики : Да
Учитель: Молодцы, вот мы и познакомились с новым математическим понятием! // названием нового действия// !
Учитель записывает тему на доске.
-А теперь в тетрадь запишем тему урока: Степень числа.
- Итак, сейчас вы познакомитесь с понятием степени, сможете читать и записывать выражения со степенями, находить значение степени в примерах.
3. Закрепление изученного материала
Учитель: - Ребята, сейчас открываем учебник на странице 206.
- Рассмотрим правило возведения в степень и правило прочтения выражения со степенью!
Учитель: Миша, читай вслух.
Учитель: А теперь каждый прочтет это потихонечку про себя.
Учитель: Ребята, а теперь запишем в тетрадь правило!
(учитель записывает на доске)
Выражение a n называют степенью числа, где а- это основание степени, n - показатель степени.
Учитель: Ребята все записали правило? (учитель предварительно ходит по рядам и проверяет, чтобы все ученики записали правило в тетрадь)
Ученики: Да
Учитель: Ребята, а теперь запишем пример степени числа в тетрадь!
(учитель записывает на доске)
Учитель: Юля, прочитай вслух степень числа в данном примере!
Юля: три в степени четыре.
Учитель: Коля, прочитай вслух степень числа в данном примере!
Коля: три в четвёртой степени.
Учитель: Полина, какое основание степени в этом примере?
Учитель: Артем, какой показатель степени в этом примере?
Учитель: Ребята, все усвоили что такое степень числа, где основание, а где показатель степени?
Ученики: Да.
// Необходимо что-то записать в тетрадь, может одно из чисел в степени, пояснив, что основание степени, что ее показатель
Учитель: Ребята на доске записаны выражения, необходимо привести их к компактному виду, заменив умножение нескольких одинаковых множителей степенью числа. И наоборот степень записать умножением. // записав в виде степени .//
Учитель: Сейчас по цепочке выходим и выполняем задание, проговаривая вслух выражение, которое получается! Каждый выполняет по два задания. Начнем с тех примеров, которые были зашифрованы словом степень (они так же записаны на доске предварительно). // А может, стоило компактно записать те примеры, которые были зашифрованы словом СТЕПЕНЬ? //
Учитель: Все остальные вычисляют самостоятельно у себя в тетради и проверяют свой ответ с ответом на доске.
П 3*3*3*3 = 3 4 (три в четвертой степени)
Т 6*6=6 2 (шесть во второй степени)
Е 4*4*4=4 3 (четыре в третьей степени)
Е 11*11=11 2 (одиннадцать во второй степени)
С 1*1*1*1*1=1 5 (один в пятой степени)
Ь 25*25=25 2 (двадцать пять во второй степени)
Н 2*2*2*2*2*2*2=2 7 (два в седьмой степени)
2*2 =2 2 (два во второй степени)
3*3*3 =2 3 (два в третьей степени)
6*6*6*6*6 =6 4 (шесть в четвертой степени)
8*8*8 =8 3 (восемь в третьей степени)
6*6*6*6*6*6 = 6 6 (шесть в шестой степени)
9*9*9 =9 3 (девять в третьей степени)
5*5*5*5*5*5*5*5*5 =5 9 (пять в девятой степени)
4*4*4*4*4*4*4 =4 7 (четыре в седьмой степени)
7*7*7*7*7*7*7*7 =7 8 (семь в восьмой степени)
3*3*3*3*3 =3 5 (три в пятой степени)
9*9*9=9 3 (девять в третьей степени)
2*2*2*2*2=2 5 (два в пятой степени)
5*5=5 2 (пять во второй степени)
7*7*7*7*7=7 5 (семь в пятой степени)
// А где задания наоборот, расшифровать 5 4 = //
Учитель: Молодцы ребята! все справились!
Учитель: Ребята а кто-нибудь из вас знает как называется в математике вторая степень числа?
Ученики: нет.
Учитель: вторую степень числа в математике называют – квадратом этого числа. Квадрат числа 2 записывается 2 2 и он равен 4. Квадрат числа 3 записывается 3 2 и он равен 9. Запись 2 2 читают : “Два в квадрате”.
Ученики: А почему такое название – квадрат? Ведь у нас никаких геометрических фигур здесь.
Учитель: Фигура сейчас появится. И именно квадрат. Рассмотрим квадрат со стороной 2 см. его площадь равна 2*2 =2 2 (кв .см)
// ЛОГИЧНО ЗДЕСЬ СЧИТАТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ НЕСКОЛЬКО ВЫРАЖЕНИЙ ТОЛЬКО С КВАДРАТАМИ
Только 5·5= и наоборот 12 2 = //
Учитель: Ребята, на доске записано несколько выражений с квадратом числа, и несколько выражений с умножением двух одинаковых сомножителей. Сейчас вслух вы посчитаете и проговорите эти выражения. Задание выполняем с места.
Учитель: Поднимаем руки!
Учитель: Коля начинай с первого выражения!
Коля : два в квадрате равно два умножить на два.
Учитель: Рита продолжай!
Рита: три в квадрате равно три умножить на три.
Учитель: Молодцы ребята! Все усвоили квадрат числа?
Ученики: да!
Учитель: Кто не усвоил, подойдите ко мне после урока.
4.Закрепление нового материала.
Учитель: - Ребята теперь открываем учебник на странице 207 и выполняем №771-773. Ребята заметьте, мы не находим значение выражения, а только читаем выражение и заменяем выражением умножением.
Учитель: Поднимаем руки, выходим к доске и выполняем задание. Все остальные письменно выполняют задания в тетради!
Ученики по очереди выполняют задание у доски, проговаривая решение вслух
Учитель : Оксана выходи к доске, тебе достается пример под буквой а. Оксана, скажи, как читается это выражение?
Оксана: четырнадцать во второй степени
Учитель: правильно Оксана, а что нужно сделать чтобы найти значение этого выражения?
Оксана: нужно 14*14
Учитель : умница, Оксана, присаживайся на свое место. Ребята, у всех получилось так?
Ученики: да
( Далее ученики по очереди выходят к доске )
// Лучше, на мой взгляд, на 1 уроке брать простые выражения, чтобы акцент был на само новое действие и проговаривание выражения, а не на счет, может, даже без дробей, те //
5) Подведение итогов урока 4 мин.
- Учитель: Итак, сегодня на уроке мы изучили степень числа и сейчас мы обсудим что нового вы узнали на уроке.
Учитель проводит фронтальный опрос.
- Учитель: Дина, чем можно заменить произведение равных сомножителей?
Дина: степенью числа
Учитель: - Паша, что такое основание степени?
Паша: множитель
Учитель: - Рита, что такое показатель степени?
Рита : число множителей
Учитель: молодцы ребята, сегодня мы очень хорошо поработали, вам понравился сегодняшний урок?
Ученики : дааа
Учитель: возникали трудности на уроке?
Ученики: неет
6) Домашнее задание.
Учитель: Ребята открываем свои дневники и записываем д/з!
стр.207 №771-773 посчитать примеры
посчитать квадраты чисел от 1 до 9.
выучить правило на стр. 206
// ( мало, всего 6 примеров) //
- Учитель: Все записали?
Ученики: Даааа!
Учитель: - Открываем учебник на стр.207 и смотрим домашние номера.
Учитель: - У кого есть вопросы? Задавайте их сейчас или подходите на перемене!
– повторить и закрепить смысл умножения натуральных чисел, понятия простого и составного числа, зависимость между компонентами и результатами арифметических действий, тренировать вычислительные навыки, способность к анализу и решению задач
9. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
10.Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
11.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
12.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал ( карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point)
Обеспечить усвоение учащимися понятий степени числа, показателя степени, основания степени, выполнения порядка действий в выражении, содержащем степень.
- Создать условия для формирования умений оперировать понятиями степени числа, показателя степени, основания степени, выполнять порядка действий в выражении, содержащем степень, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
-
Степень числа, показатель степени, основание степени, квадрат числа, куб числа, возведение числа в степень, правило выполнений действий в выражении, содержащем степень.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Актуализация знаний | |
2 | Изучение нового материала | В первую очередь надо научить учащихся читать и записывать выражения вида an, представлять степень в виде произведения равных множителей и наоборот, записывать произведение равных множителей в виде степени. Желательно, чтобы учащиеся запомнили квадраты и кубы некоторых чисел (22 = 4, 32 = 9, 33 = 27 и т. п.). Надо добиться усвоения учащимися правильного порядка выполнения действий при вычислении значений выражений, содержащих степень. Этому будет способствовать решение упражнений 552-555, 558, 559 учебника, 240, 241 рабочей тетради, 138, 139, 140 дидактических материалов. |
3 | Первичное закрепление изученного материала | Для фронтальной работы на уроке рекомендуем задания из учебника: № 548, 549, 550, 552. № 549. 6), 7), 8). Запись с многоточием является новой для учащихся. Надо разъяснить её содержание. Для парной работы на уроке рекомендуем задания: № 1, 2. Для индивидуальной работы на уроке рекомендуем задания: № 3, 4, 5. |
4 | Повторение | Для повторения можно использовать задание из учебника. |
5 | Итоги урока | Для подведения итогов урока можно предложить учащимся ответить на вопросы. |
6 | Информация о домашнем задании | Для индивидуальной работы дома рекомендуем: § 20, вопросы 1– 6, № 551, 553, 561. |
Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.
Коммуникативные УУД: формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите число. Посмотрите на доску и скажите, можно ли перейти к более компактной записи выражений:
Учитель: (Какой у вас возник вопрос при выполнении этого задания? Попробуйте определить свои затруднения.)
Если известных действий нам недостаточно, то какая учебная задача стоит перед нами?(Познакомиться с новым действием)
Чем же мы должны заняться на уроке? (Познакомиться с новым действием, которое поможет перейти в задании к компактной записи, научиться его применять).
У нового действия есть и компоненты. Выражение называют степенью числа, где 2 – основание степени, 5 – показатель степени.
Давайте прочитаем степени и скажем, что нужно сделать, чтобы найти значения следующих выражений? Карточки
Вторую степень числа часто называют иначне. Произведение 5·5 называю квадратом числа и обозначают 5 2 .
Третью степень числа также имеет и иное название. Произведение 9·9·9 называют кубом числа и обозначают 9 3 .
Проверка по форзацу учебника
Как можно прочитать 3 4 и 2 3 ?
Тест (приложение 1)
Ключи к тесту
Слайд 18
Ребята, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении теста?
У кого допущена 1 ошибка? 2 ошибки? Более 2-х ошибок?
Ребята, а кто не справился с работой?
На следующем уроке мы проработаем еще раз те положения, которые вызвали у вас затруднения.
Читайте также: