Как изменилось представление о предпринимателе в современном мире кратко

Обновлено: 10.05.2024

Современное понимание теории предпринимательства невозможно без исторического анализа ее становления и развития. Экономическая наука в своем развитии прошла долгий и сложный путь к выявлению своих законов и категорий.

Разные этапы, объекты исследования, применяемая методология в целом смогли дать современные характеристики законов воспроизводства, потребления, распределения и обмена создаваемого общественного продукта. Точно так же, и наука о предпринимательстве в ее современном понимании есть своеобразный синтез наиболее отличительных ее черт, открытых на разных стадиях экономической мысли. Данный тезис невозможно рассматривать без воздействия синергетического подхода к предпринимательству, т.е. взгляду на предпринимательство как интегрированному явлению. По сути, современное предпринимательство это процесс соединения экономических условий деятельности (рыночных), личностных качеств предпринимателя, действующего в условиях неопределенности и факторов, определяющих роль человеческого прогресса ( науки, техники, технологий, научной картины мира). Важной составляющей современного предпринимательства является использование психологических, социальных и политических аспектов общества в достижении своих целей.

Значительный вклад в теорию предпринимательства внесли представители классической политэкономию и в первую очередь А.Смит (1723 – 1790). Высказав фундаментальную идею о том, что труд есть истинный источник богатства, он считал предпринимателями только собственников капитала и рассматривал частную собственность материальной основой предпринимательства. Другой заслугой А.Смита является его известная точка зрения на невмешательство государства в экономику, из чего вытекала мысль о необходимости свободы предпринимательской деятельности. Д.Риккардо считал предпринимательскую деятельность необходимым элементом эффективного хозяйствования, и он впервые отметил его, как и инвестора экономики. Определенный вклад в теорию предпринимательства внес К.Маркс.

Появление нового направления в экономической теории, неоклассического, определило свои новые взгляды на предпринимательство. Учитывая то, что в отличие от классического рынка как простой сферы обмена продуктами и услугами, неоклассики понимали рынок как сложную систему экономического обмена со встроенными механизмами саморегуляции. Английский экономист А.

Маршалл первым добавил к трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор - организацию. Маршалл использовал принцип комбинации факторов производства к индивидуальному воспроизводству в рамках отдельно развивающейся фирмы. Отсюда предпринимательству стала отводиться новая роль – способность соединять многих людей, пробуждать их интерес к конечной цели бизнеса, к росту прибыли, т.к. она единственный источник процветания и развития.

Значительный вклад в развитие понятий о сущности предпринимательства внес австрийский экономист Шумпетер Йозеф Алоис (1883-1950). [22] Он выделил три аспекта в предпринимательстве:

1. учение о сущности предпринимательства;

2. анализ личностных качеств предпринимателя;

3. обосновал поведенческую мотивацию предпринимателя.

Идея творческого содержания предпринимательства является ключевой в понимании движущих сил экономического развития. [25]

Рис.2.1. Система функциональных установок предпринимателя [27]

По мнению Лапаева А.П [28] ., фигура предпринимателя-инноватора как создателя новых комбинаций факторов производства, новых продуктов, рынков и технологий ставится Шумпетером в центр его теории экономического развития. Перечисленные факторы возмущают равновесие экономической системы (состояние "шумпетеровского шока") и стимулируют экономический рост как адаптацию к шоку. Благодаря трудам Шумпетера предпринимательская способность была признана специфическим хозяйственным ресурсом.

Как бы в дополнениям к мыслям Й.Шумпетера, американский ученый П.Друкер также характеризует предпринимателя, наделяя его особыми качествами. Относя его ни науке, ни к искусству. Это талант, применимый к практике. [29] Базой предпринимателя являются современные знания. Нововведения – это особый инструмент, средством которого используют изменения как осуществление своих замыслов в сфере бизнеса и услуг.

Учитывая, что предпринимательство это определенный риск и деятельность в условиях неопределенности, то ряд ученых И. Тюнен, Ф. Найт связывали возможность получения дохода с умением предпринимателя прогнозировать развитие рыночных тенденций.

Это и порождает состояние неопределенности, в котором приходится искать правильные решения, просчитывать множество вариантов и … опять рисковать.

И.Кирцнер отмечал, что свойства неравновесных ситуаций заслуживают не меньшего внимания, чем равновесных. Неравновесные ситуации базируются на расхождении между спросом и предложением как во времени, так и в пространстве. Отсюда возникают возможности для получения добавочной прибыли. Сущность предпринимателя по Кирцнеру состоит в его способности использовать такие источники для получения дополнительного дохода. И. Кирцнер в своей теории предпринимательства делает другой акцент по сравнению с Й. Шумпетером. Й. Шумпетер представляет предпринимателя как новатора, возмущающего сложившееся равновесие. И. Кирцнер считает, что предприниматель пользуется неравновесной ситуацией и объективно способствует восстановлению рыночного равновесия. [31]

Ф.Хайек соотносил предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя и менеджера не следует. Функциональная сущность того и другого различна. С одной стороны, предпринимательство шире управленческой деятельности, с другой - эффективное управление - менеджмент - по силам не каждому предпринимателю.

Взгляды на сущность и особенности предпринимательства были бы не полными, если не учесть, что ряд ученых открывали специфические характеристики этого явления. Так, Р. Барр выделял диффузию предпринимательской функции между различными работниками предприятия. Г. Брифс определил важную функцию предпринимателя – контроль за ценами и издержками, а также за рациональным их соотношением. Б. Карлоф, [32] характеризует современного предпринимателя как человека, располагающего капиталом, энергией и несущего расходы, необходимые для организации бизнеса, способного понять структуру потребностей, сочетать свое понимание со знаниями в области управления производством в целях создания благ и творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами. К. Макконел и С. Брю., [33] рассматривают предпринимателя как человека, обладающего набором отдельных качеств. 1. Как движущей силой процесса производства и процесса соединения всех необходимых ресурсов. 2. Как стратега бизнеса. 3. Новатора. 4. Способностью к риску.

Рассмотрев основные взгляды на предпринимательство, их эволюцию, можно сделать определенные обобщения, представленные в таблице 2.1.

Предприниматель это экономический агент, который комбинирует вышеназванные факторы с целью получения наибольшей прибыли и дохода.

1. учение о сущности предпринимательстве;

2.роль личностных качеств предпринимателя как новатора;

3. обосновал поведенческую мотивацию предпринимателя.

Охарактеризовал основные функциональные установки предпринимателя.

1. Как движущей силой процесса производства и процесса соединения всех необходимых ресурсов.

2. Как стратега бизнеса.

В целом, по результатам вышеприведенного анализа можно сделать следующий вывод. По мере развития экономического знания, новых представлений о сущности современной экономической системы формировались и новые знания о предпринимательстве, как необходимой, важной составляющей, движущем катализаторе любой экономики, построенной на принципах рынка. Вместе с тем, полной определенности в толковании теории предпринимательства среди зарубежных экономистов нет. Многие относят сущность предпринимательства к процессу, другие считают, что главный момент это личность предпринимателя, считая его особым ресурсом экономики. Третья позиция основывается на наличии не только его способностей, но и на разнообразных мотивах его поведения. Зарубежными экономистами и учеными раскрыты наиболее важные характеристики предпринимательства, но цельность этого явления, на наш взгляд, стоит определять из интегрированного подхода к этой категории.

Предпринимательство – это хозяйственная деятельность субъекта экономики, которая позволяет ему регулярно извлекать прибыль.

Эффективное использование факторов производства лежит в основе формирования экономического дохода. Для получения коммерческого результата могут применять капитал, труд, земля, информация и предпринимательский талант по отдельности, либо в совокупности. В основе любой экономической системы лежит производственный процесс, который включает в себя создание, распределение, сбыт и конечное потребление продукции и услуг. Предприятие становится объектом извлечения дохода. Оно позволяет реализовывать один из этапов производственного процесса или их совокупность для достижения запланированного результата.

Предприниматель является субъектом, который организует использование факторов производства наиболее выгодным способом с целью регулярного получения дохода. Учредители берут на себя риски неопределенности внешней среды, вероятного неисполнения обязательств. Предпринимательский талант необходим для того, чтобы находить выход из различных нестандартных ситуаций.

Считается, что если создаваемое субъектом благо не способно принести доход производителю и удовлетворить потребность покупателя, то такая деятельность не считается предпринимательской. Толчком к предпринимательству является создание идеи, реализация которой требует выработки идеи, ее тестирования и экспертной оценки. Далее проводится анализ рынка на предмет целесообразности реализации идеи. В случае удовлетворительного результата вырабатывается бизнес-план, проверяется на его эффективность, проводится экспертная оценка плана и осуществляется его претворение в жизнь.

Чтобы бизнес-план сработал, в нем должны быть учтены и проанализированы все факторы внешней и внутренней среды. Так же параллельно разрабатывается стратегия маркетинга, осуществляется постоянное исследование конъюнктуры рынка. Предпринимательство обычно имеет малые и средние формы. В крупных компаниях руководство осуществляется нанятыми менеджерами, а собственники получают доход, лишь изредка участвуя в управлении.

Готовые работы на аналогичную тему

Юридические аспекты предпринимательства в современной экономике

Предпринимательство помогает реализовать частные интересы лица, заинтересованного в систематическом получении дохода. Имущественные права и процесс перехода права собственности регулируется соответствующими законодательными нормами административного, финансового, налогового, уголовного, конституционного, гражданского права. В Российской Федерации основным законом является Конституция, которая гарантирует:

  • справедливое отношение ко всем субъектам хозяйствования;
  • предоставляет право на конкурентную борьбу;
  • обеспечивает свободу реализации предпринимательских интересов.

Каждый принимаемый Правительством закон не может противоречить Конституции. Она в общем виде определяет многообразие форм собственности, права, возникающие при передаче прав собственности от одного субъекта к другому.

Гражданский Кодекс РФ регулирует экономические отношения, которые возникают в ходе предпринимательской деятельности. Каждый шаг и обязательство фиксируется в официальных юридических документах, и являются обязательными к исполнению. Если стороны нарушают договор, то несут ответственность согласно действующим законам РФ. Чтобы законы были эффективными для предпринимателей, они должны быть понятными, четкими, доступными к изучению. Консультационная деятельность позволит снизить вероятность нарушения законов, ухода от них в теневой сектор экономики.

В современном мире предпринимательство проникло практически во все сферы жизни человека. Поэтому его регулирование является важным аспектом правовой деятельности государства. Прозрачность законодательства, защита интересов сторон сделки, поддержание справедливой конкуренции являются залогом стабильности национальной экономики, ее потенциала к росту и развитию.

Экономические аспекты предпринимательства в современной экономике

Предпринимательский талант подразумевает способность сочетать организационные, инновационные и коммерческие навыки. Субъект использует их для поиска идеи, способной принести регулярный доход. По сути, предпринимательство является экономическим поведением субъекта, с помощью которого достигается коммерческий результата и социальный эффект.

Предпринимательство в экономике формирует следующие особенности:

  1. Субъект самостоятелен в своей деятельности и исполнении обязательств.
  2. Субъект проявляет творческий подход и инициативу.
  3. Системность является залогом достижения цели.
  4. Предприниматель несет ответственность за риски.
  5. Независимое распоряжение прибылью.

Чтобы достигать результатов в условиях жесткой конкуренции предприниматель должен мыслить нестандартно, не бояться рисковать, а также действовать самостоятельно. Его цель – создание продукта, который сможет удерживать конкурентные преимущества в долгосрочном периоде. Новаторский подход поможет захватить рынок, а также повлиять на общественную жизнь.

Процесс реализации идеи начинается с мобилизации факторов производства, организации процесса создания блага, непосредственного его производства. С помощью маркетинговой программы субъект налаживает каналы сбыта, расширяет рынок потребителей. Выручка является основным источником дохода, поэтому предприниматель стремится к ее увеличению через сокращение расходов и увеличение продаж.

Предприниматель может быть занят в хозяйственной деятельности, либо осуществлять только ее управление. Он должен обладать не только экономическими знаниями, но и уметь руководить процессом и людьми.

Предпринимательство в современной экономике является двигателем экономического развития и роста. Благодаря ему новые идеи внедряются в производство и ведут к появлению принципиально новых продуктов и услуг, которые со временем становятся частью повседневной жизни общества.

Напомним, 26 мая страна отметила День российского предпринимательства. Праздник был введен президентом России Владимиром Путиным 18 октября 2007 года.

— Современный предприниматель, на мой взгляд, это, прежде всего, открытый и готовый к восприятию новой информации человек. Вообще требования к предпринимателю в связи с событиями последних лет в принципе ужесточились. Это объективные требования времени.

Современный предприниматель должен смотреть вокруг широко открытыми глазами. Зацикленность может привести к тому, что из фаворитов и лидеров в своем секторе, можно буквально за один-два года стать аутсайдером.

Кроме того, репутация предпринимателя сегодня начинает играть гораздо более важную роль, чем в докризисные годы. На первый план выходят вопросы порядочности. Сегодня проверенные годами партнеры, даже при условии, что их цены могут проигрывать конкурентам, ценятся гораздо больше. На мой взгляд, в современном российском бизнесе все большую популярность и актуальность приобретает американский ( по некоторым данным гангстерский) девиз: respect is everything ( уважение — это всё).

Тагир Назыров, партнер Казанского юридического центра, предприниматель:

Сегодня пришло то время, когда надо сделать выбор: остаешься со своими странными стереотипами, ныть и жаловаться или переходишь в новый формат работы, стараешься соответствовать времени и конкурировать на рынке.

В настоящее время особенно обострилась конкуренция в сфере торговли, которую составили федеральные и международные сетевики.
Многим приходится буквально бороться за выживание. Далеко не все, кто решился вступить на этот путь, знают, что открыть бизнес легко, сегодня на это нужны не большие недели, но что ждет в дальнейшем. Закрыть предприятие или компанию практически невозможно. Не зря же целые фирмы специализируются именно на оказании этой услуги.

Постоянно меняющееся законодательство требует наличия целого штата юристов, что нереально для небольших предприятий. В итоге, предприниматель оказывается лицом неосведомленным, отсюда и всевозможные штрафные санкции. Государство ослабило контроль, но это повлекло еще большую ответственность. Все-таки действия контролирующих органов были направлены на профилактику нарушений. А теперь, случись что, предприниматель не только понесет наказание по полной, но и рискует остаться без имущества.

— Успех предпринимательской деятельности всегда зависит от того, насколько уникальны механизмы ведения бизнеса. Но даже самая удачная бизнес-схема рано или поздно перестает быть актуальной ( меняется ситуация на рынке, раскрываются секреты и копируется конкурентами, падает отдача ). В наше время, эти изменения происходят еще более динамично.

Из-за своего нескудного опыта консультации стартапов, менеджмента организаций и работы в научной лаборатории при Институте Бизнеса и Делового Администрирования РАНХиГС, я дерзко решил написать для вас выжимку того, что на мой взгляд наука знает о предпринимателях. Если лень читать, главное я выделил.

Мы живем в век предпринимательской экономики . В нашей стране об этом много говорят. Вокруг бесчисленное количество программ поддержки, ярких речей политиков, тьма акселераторов и квази-деловых тусовок. Любят у нас обсуждать предпринимательство, его важность и конечно же давать советы, обычно без обоснования. Кроме такого подхода, есть область теоретических и практических исследований о предпринимательстве, которыми в мире занимается обширный список приличных кафедр и авторитетных организаций. По крайней мере люди работают, чтобы понять, кто такие предприниматели, какие они в конкретной стране или индустрии, как реализовывать экономический потенциал и кого стоит поддерживать и как.

Замечу, что наука массово занимается отвратительным академическим самовоспроизведением абстракций, но зато обладает рядом замечательных доказательных и логических свойств. Далее я постараюсь описать ряд общепринятых обоснованных взглядов и даже позволю себе упрощения в терминах. Ссылки не указываю, потому что их количество бы превысило объем самого текста, а сами научные материалы скучней чем этот, поэтому надеюсь на ваше доверие к моему доброму имени. Вы легко найдёте подтверждение моих слов, также как и опровержения, тем более если будете исходить исключительно из своего опыта. Заочно вам предоставляю для этого обширное поле. Настоящая наука присутствует только там, где тезис можно раскритиковать, тем более в социальных науках, где обычно нет ничего более истинного чем вероятностное знание.

Есть одна распространенная проблема, из-за скудности терминологии одним термином мы называем, как ITстартапера из Калифорнии, так и хозяина якутского лесхоза. В действительности разница в видах предпринимательства, индустрий, размеров организаций и стран настолько велика, что используя один термин мы говорим о значительно разных феноменах. Хотя ограниченное количество общих принципов конечно есть.

На вопрос, кто же может стать предпринимателем есть простой ответ — любой человек . Это не закрытая область деятельности, преимущественно не выдвигающая особые супер требования: образования, сертификата или уникальных навыков. Есть люди которые становятся бизнесменами из-за наследства, а кто-то вовсе вынужденно, а для кого-то это естественный жизненный путь. Заметьте, что человек становится предпринимателем, как только становится предпринимателем: открывает бизнес, учреждает организацию, получает ИП. По факту, бóльшая часть предпринимателей это развившаяся форма самозанятости. Вне зависимости от того, где человек находится, в стартап-нации израильтян или монгольской степи, обобщая, вот что может предсказывать решение стать предпринимателем :

  • легкая переносимость провалов;
  • общая жизненная рисковость;
  • уверенность, что он обладает необходимыми навыками и может быть успешен;
  • окружающая поддержка предпринимательства и его самого.

А вот более сложный вопрос, кто будет наиболее успешен в деловой среде? Ниже косвенным образом будут сформулированы ответы.

Мы определились, что предприниматель это в первую очередь деятельность , а не цвет кожи или тип личности. Значит самое интересное, что же он делает? Здесь есть некоторые сложности в множестве определений, однако выделим самое важное.

Крутость предпринимателя в том, что он берёт на себя риски . Никто кроме него этим в рыночной экономике толком не занимается, а без этого нет движения и развития. И как только он решает изменить состояние действительности: открыть частную компанию, которая бы многоразово использовала ступени ракет или казалось бы просто открывает маленькую булочную, он тем самым меняет состояние мира и создает новую неопределенность. Он оказывается в своих субъективных условиях, где он рискует временем, деньгами, ресурсами и здоровьем, а еще приводит туда окружающих. Предсказать развитие событий, абсолютно затруднительно. Организация изменений и создания оптимальных благ это главная ценность предпринимателя. Он проактивный элемент общественного благосостояния .
В теории есть серьезный вопрос, что первично личность (предприниматель) или технологическое развитие (обстоятельства), вопрос ситуативный и риторический, как об яйце и курице. Но как интеллектуальное упражнение, что первичнее и важнее: изобретение тачскрина в условиях роста экономики или руководитель компании, который добился создания первого массового продукта использующую эту технологию?

Есть ещё проблема, кого считать наиболее успешным предпринимателем?

Самый простой вариант мерить размером кошелька и попаданием в мнимый список Forbes. Другой вариант, смотреть на занятую долю рынка и разные финансовые показатели. А можно ещё измерить показатель темпа роста.

Но, деньги не всегда главное. Для кого-то продукт и его качество важней всего. Согласитесь, хозяин маленькой бургерной с лучшими в городе котлетами и обслуживанием, в чём то точно круче, чем хозяин большой сомнительной сети фастфуда (названия подберите сами).

Есть ещё четвертый экзистенциальный вариант, самый простой и сложный одновременно — мерить счастьем , то на сколько человек реально удовлетворен своей деятельности.

Простой ответ — ничем, они такие же люди . Более сложный подразумевает описание множество наиболее частых демографических, поведенческих и психологических факторов. Попробуем описать.

Во первых, он видит возможности , там где большинство не видят или куда вообще не смотрят. Простым языком он придумывает бизнес идеи или является их носителем. И поэтому, его доход это доля из прибыли после вычета всех расходов, а не зарплата или дивиденды (тут если что важнее суть, а не бухгалтерская запись).

Во вторых, он действует . Действует чаще и интенсивнее, выбирая обычно задачи, которые немного сложней, чем те что выбирает большинство. Но при этом адекватные, то есть их реально решить. Предприниматели обычно не азартны, обладают умеренной рациональностью. Они скорее ориентированы на достижение результатов и это для них важнее денег. Они выбирают воздержанный риск (не идут в ва банк, но готовы всё же вложить больше чем остальные) и переживают его легче, чем остальные. Для многих же обычных людей это непереносимое состояние. Кроме того, в случае неудач, они чаще не бросят, а наоборот более активно пытаются вернуться на прежний уровень . Можно сказать, выученные реакционные оптимисты, в этом они похожи на спортсменов и крутых профессионалов, которые каждый день упираются в мелкие неудачи.

Чтобы следовать таким поведенческими стратегиями, нужно обладать своеобразными свойствами. Совсем не обязательно, но в среднем по больнице выходит примерно так. Решительность и активность проявляется тем, что в обстоятельствах в которых другие бы оттормозились бы, стали бы искать опоры, слишком долго изучать, предприниматель будет действовать . Он таким образом безусловно прыгает в омут, придумывает на ходу тактику, получает синяки и суммарно делает больше попыток . Его настойчивость в бизнес намерениях может давать результат. Такое поведение обеспечивается, тем что предприниматели уверенней остальных в своих решениях и в том что их действия будут успешны . Это чувство зачастую гораздо сильнее, чем объективно обстоят дела. Они думают оптимистично, что в состоянии контролировать не зависящие от них обстоятельства . Ориентируются гораздо больше на себя, верят в свою способность влиять, менять реальность. И с таким набором, он конечно совсем не обязательно приятная личность. Скорее даже наоборот, в работе он весьма целеустремленный циничный манипулятор , заботящийся больше о своих интересах и вполне вероятно черствый и импульсивный.

Из предыдущего абзаца понятно, почему известны такие упёртые предприниматели, которые бросили ради своих идей колледжи и университеты — они супер яркие и добиваются своего. А вот из-за медиа сложился глупый поп-стереотип, что успешный предприниматель это легкомысленный почти что инфантильный типаж . Такие тоже есть, но скорее это исключительные кейсы. Так например, серийные предприниматели, которые серийно банкротятся и дальше будут это делать чаще, чем даже случайный человек начавший своё дело. Это не значит, что подросток или бросивший учёбу не может стать успешным предпринимателем, это значит, что в действительности они становятся успешными значительно реже.

Формула примерно такая: успех в предпринимательстве = компетенции + рациональная деловая проактивность + организационно/коммуникативный/эмоциональный интеллект + удача.

В России предприниматель, совсем недавно стал вообще уважительной профессией. И уже сегодня, родители массово хотели бы, чтобы их дети были предпринимателями, популярней только благородная карьера врача. Однако, по условиям ведения предпринимательской деятельности, развитости, культуре предпринимательства мы в 3-5 десятке стран. Помимо резкого отставания по условиям ведения бизнеса, количество предпринимателей и компаний на душу населения, а также количество работающих в организациях малого среднего бизнеса примерно в два раза меньше, чем в развитых странах. Кроме того, 90% населения не видит для себя возможности заниматься предпринимательством, хотя около половины потенциально была бы не против. И последние лет 5-10 прогнозы предпринимателей умеренно-пессимистичны. Лучше всех длительное время, на мировом уровне показывала себя индустрия IT. Мы почти могли бы гордиться гендерным равенством: у нас действительно много женщин руководителей и последние года все больше женщин предпринимателей. Играет в том числе роль, то что девушки в России сравнительно образованы (человеческий капитал). Но вот российские стереотипы в отношение к женщинам предпринимателям — откидывают Россию опять же за третий десяток стран. Наиболее частые проблемы, о которых говорят предприниматели: доступность капитала, непостоянство/неопределенность, инфраструктура, коррупция и всякие другие прелести российской действительности.

А ещё, у нас странная государственная политика. При планах развития, национальных программах, проектах поддержки, открытии образовательных бизнес программ, по моему скромному опыту, у нас, как-то не принято основываться на подготовленной аналитике, формальной логике, научных работах и даже хотя бы предварительно знакомиться с приличными профильными документами от GEM, PSED, World Bank, World Economic Forum, OECD, EBRD, ILO, Ernst&Young, KPMG, BCG, PWC, Deloitte, НАФИ и аналитиков институтов при правительствах стран на которые стоит равняться… Однако, радует, что всеми признается, что в России культура предпринимательства растёт и потенциал развития предпринимательства и улучшения климата в России действительно очень большой. Если бы это было реализовано, то появилось бы раза в два больше предпринимателей, естественным образом выросла бы гораздо более обширная диверсификация экономики, обеспечивающая устойчивость и бережливость развития.

Простыми словами, жили бы мы лучше и как это не показалось бы некоторым неожиданным, гораздо стабильнее.

Читайте также: