Какая связь между освоением железа и формированием военной демократии история кбр кратко

Обновлено: 05.07.2024


Ключевые слова: военная демократия, Северный Кавказ, горские народы, ныхас, военные организации, народное собрание, патриархальное рабство, первобытнообщинный строй, военный вождь, средневековые хроники

Abstract: The lifestyle and mentality of any nation form based on the geographical conditions, as well as economic, political, and sociocultural component of its existence. But they cannot always be consistent, and thus, depending on the living standards they vary, forcing people to adjust to the new circumstances. In this aspect, all native ethnoses of the North Caucasus were involuntarily subjected to a centuries-long challenge, because they often became an object of foreign attacks: Tatar Mongols, TImur, Iraq, England, etc. Namely under these conditions, an acute necessity for establishment of military democracy has emerged. The author concludes that the form of organization of authority characteristic to military democracy means that the power belongs to the leaders of the tribes. One of the external manifestations of the system of military democracy became the creation of the strong military organizations under the leadership of military chiefs, as well as plundering raids of the neighbors. Leaders for the campaign were chosen usually in a specially designated place. Within time, such democracy transformed from elected based on merits to inheritable, turning democracy into tyranny. This also bring changes into the system, content and forms of martial arts of the North Caucasian nations.

primitive communal system, Patriarchal slavery, national Assembly, military organizations, nychas, mountain people, North Caucasus, military democracy, military leader, medieval chronicles

История на наглядных примерах показывает нам, что народы любой страны несут ответственность за своё будущее, пытаясь достигнуть наилучших условий существования. Как известно, комиссионерами между этносами и необходимыми благами являются государство и власть, от взаимоотношений которых зависит состояние социума. Сегодня мы с гордостью отмечаем, что Россия становится поистине демократическим государством. Развитие демократизма в нашей стране влечет за собой повышенный интерес к его истории, особенно к ранним этапам развития последней. Наиболее спорным и интересным был и остается вопрос о военной демократии, которая являлась последним рубежом догосударственного развития общества. Она была характерна практически для всех этносов, переживавших переход от первобытнообщинного строя к государству, и играла ключевую роль в их судьбе.

Однако в этнографической науке еще слабо освещены особенности переходного периода от родового общества к классовому. Не совсем уточнены такие сложные проблемы этого этапа в истории че­ловеческого общества, как характер институтов и норм, сменяющих родовое устройство. Даже сейчас остаётся немало вопросов о причинах появления и трансформации военной демократии на Северном Кавказе. Постараемся ответить на один из них - что же послужило причиной появления и дальнейшей мутации этого института у горских народностей.

Вскоре патриархальное рабство появляется и на Северном Кавказе, так как и здесь назревает потребность в чужой рабочей силе. Обычно эту силу доставляли военные набеги и грабительские походы, реже - закабаление одного рода другим из-за невыполнения договорных обязательств. Письменные документы свидетельствуют о наличии рабов и даже работорговли у кавказских племен. Однако рабовладение на Кавказе имело свою специфику.

Первоначально, в условиях родового строя, рабы (в основном, военнопленные) не подвергались жестокой эксплуатации. Они были на положении младших членов патриархальных семей. Затем их обязанности изменились. Они стали являться безраздельной собственностью хозяина. Их эксплуатировали в хозяйстве, а чаще продавали. Военнопленные выполняли самую тяжелую работу по дому, их можно было продать, подарить и убить. Только позднее им разрешалось отделиться, обзавестись земельным участком, семьей. Они получали уже некоторые права, как младшие сыновья большой семьи. Участвуя в производстве, такие рабы в период патриархального рабства увеличивали богатства своих хозяев, тем самым повышая их социально-экономическую значимость.

Также в этот период прослеживается социальная дифференциация свободных дружинников, составляющих основу войска. Об этом говорят археологические памятники – огромные курганы высотой до 10 м, под которыми хоронили вождей племен и родов. При их раскопках выявлены просторные могильные ямы с остатками каменных или деревянных конструкций и дольменовидные гробницы из массивных туфовых плит, содержавшие богатый погребальный инвентарь (разнообразные глиняные и металлические сосуды, изделия из бронзы, золота и т.д.). Вместе с тем, на Северном Кавказе известны сотни относительно небольших курганов типа Дзуарикауских, в которых обнаруживаются обычные грунтовые могилы с очень бедным погребальным инвентарем, а то и вовсе без вещей. Можно предположить, что в них хоронили рядовых общинников [9, с. 23] .

«Матерей мы уважаем,

Но богатырей на хасе

Ныхас (хаса) являлся довольно значимым социальным институтом у горских этносов. Особенно большую роль он играл во времена средневековья. В памятниках народного фольклора перечисляются места, где заседали ныхасы. Например, часто упоминаются селения Бизинги в Кабарде, Лац в Осетии, Нохчи-Келой в Ингушетии, Эль-Тюбю в Балкарии, Кизилюрт в Дагестане и т.д. В некоторых из них даже сегодня можно увидеть большие камни-валуны, расположенные дугой. На них (по преданию) садились высокочтимые нарты Сослан, Урузмаг, Баратыр, Батраз и другие. Этот факт говорит по мнению проф. Б.А.Калоева о том, что «ныхасы различных горских народностей берут свое начало еще с далекой скифо-сарматской эпохи потому имеют много сходного в силу их исторической и этнографической общности" [5, с. 162-167] .

В нартском эпосе горцев мы видим, какое большое место мифология уделяет данному институту. Каждый год нарты собирают Ныхас. В кабардинском фольклоре (в сказании о Сосруко (Сослане)) это отражено так:

«…Собрали хасу, сильные мчались туда,

И малого мужа, молодого Сосруко,

Нарты пригласили на хасу.

Сел Сосруко на коня и прибыл на хасу… [15, с. 14] .

Здесь разбирались обычно межродовые конфликты, дела об убийствах, оскорблениях, похищениях невест, споры из-за имущества. Решения этих дел происходили обычно по адату. В качестве судей здесь были вожди.
Ныхас также являлся культурным центром, где горцы своё красноречие, упражнялись в стрельбе и рубке, сказители рассказывали сказки, легенды, предания. Негласное правило всех кавказцев гласило (по подобию законов греческих Олимпийских игр), что в период проведения Ныхаса нельзя было воевать друг с другом, убивать людей, т.е. это время у них считалось священным. Что подтверждает и черкесский нартский эпос:

«…Поправив шапку, Сосруко садится на коня.

На хасу нартов он едет.

И тут доблестный воин увидел Тотреша

И хотел снести голову своему обидчику,

Но один старец произнес:

«Сегодня у нартов винопитие,

Не замути им напиток.

Сегодня из нашего рода людей не убивают,

Как нами было упомянуто выше, выборы вождей производились на ныхасе. В разные периоды феодальной эпохи это голосование проходило по-разному. В начале становления и в период расцвета военной демократии избрание военачальника производились по личностным качествам претендента. Впоследствии мужество, силу и ловкость стали заменять знатность и родовитость. Такая деградация демократии военного времени вызвана тем, что племенная знать и главным образом военные предводители кочевых объединений сосредотачивали в своих руках богатства, скот и всевозможные драгоценности, награбленные во время походов или полученные в дар от союзников. Хорошо этот процесс прослежен на примере ингушского народа.

Как видим, военная демократия характеризуется такой формой организации власти, при которой последняя сосредотачивалась в руках у вождей племен. Военная демократия являла собой переход человеческого общества от первобытного этапа своего существования к более зрелому периоду, т.е. цивилизации, поэтому на определенной стадии развития играла позитивную роль в судьбе всех народов, в том числе и северокавказских. Причиной появления военного демократизма в крае явилась насущная потребность народов защищать себя от внешних и внутренних нападений. Для этого образовались и органы родового общества, состоящие из военачальника, совета и народного собрания.

Со временем война, которую раньше вели только для того, чтобы отомстить за нападения, или для того, чтобы расширить территорию, ставшую недостаточной, ведется теперь только ради грабежа, становится постоянным промыслом. Всё это со временем раскалывает родовую общину на две группы – богатых и бедных и способствует зарождению родовой аристократии. Если на заре становления военной демократии должность вождя была выборной, то затем она на протяжении нескольких веков трансформировалась в наследственную. Постепенно военный предводитель наделялся функциями правителя (феодала), а его приближенные становились советниками и наместниками, что и наложило отпечаток на последующую социальную структуру горского общества.

История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней /Под ред. Т.Х.Кумыкова.-М.: Наука, 1967. – 413 с.

Калоев Г.З. К вопросу об отражении мировоззрения древних осетин в Нартском эпосе //Осетинская мифология. Вып. 1.-Орджоникидзе, 1977. – 456 с.

Макалатия С.И. Хевсурети. Историко-этнографический очерк дореволюционного быта хевсуров.-Тифлис, 1940. – 224 с.

Харадзе Р.Л., Робакидзе А.И. Характер сословных отношений в горной Ингушетии //КЭС.-Вып. 2.-С. 120-139.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Собственно, каждая из указанных проблем заслуживает не только отдельной главы, но и отдельной книги. Однако мы обязаны остановиться на этих очень важных вопросах, чтобы дать хотя бы самое общее представление о тех процессах общечеловеческой истории, на фоне которых и под влиянием которых протекала история скифов. В итоге эти процессы привели к замене первобытно-общинного строя классовым.

Читателю, несомненно, известно деление истории человечества на несколько периодов, определяемых способом производства: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный и т.д. При этом первобытно-общинный период делится на две эпохи: дикость и варварство, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на три ступени — низшую, среднюю и высшую. Это деление известно в науке под названием периодизации Моргана — Энгельса.

Одновременно по раннему периоду истории существует и другая периодизация, основанная на развитии орудий труда, на последовательном освоении человечеством различных материалов для их изготовления. Эта периодизация, обычно называемая археологической, выделяет три эпохи: каменный век, бронзовый и железный, точнее, раннежелезный, так как позднейшие этапы железного века, который продолжается и в настоящее время, не являются предметом изучения археологии.

Если рассматривать историю человечества в целом, обобщенно, то между этими двумя периодизациями можно установить определенное соответствие. Так, начало железного века приблизительно совпадает с началом высшей ступени варварства, бронзовый век соответствует приблизительно средней ступени варварства. Однако в истории определенных территорий соотношение этих двух периодизаций бывает различным, и установить его трудно. При этом не следует забывать и того, что развитие происходит неравномерно, то есть различные, иногда даже соседние, народы достигают определенного уровня развития в разное время.

Появление скифов на мировой арене связано со многими процессами, происходившими в конце II и начале I тысячелетия до н. э. Еще в начале бронзового века (средняя ступень варварства по Моргану — Энгельсу) происходит очень важное в истории человечества событие — выделение пастушеских племен из остальной массы варваров, происходит первое крупное общественное разделение труда. Проходят века и тысячелетия, в продолжение которых пастушеское скотоводство развивается и совершенствуется, и в результате возникает кочевое скотоводство — более производительный вид хозяйства.

Уловить эти изменения в археологическом материале непосредственно невозможно. Но известно, что переход к новым видам хозяйства связан с совершенствованием орудий производства; по-видимому, в скотоводстве к орудиям производства следует отнести конскую сбрую. Действительно, в это время наблюдаются определенные сдвиги: появляются строгие удила. Они сменили более примитивные удила, сделанные из сыромятных ремней. Правда, появление их связывается не только с изменениями в организации скотоводства, но и с эволюцией военного дела. Такие удила найдены на Северном Кавказе, в Закавказье, на Украине, Дону и в Поволжье [12] . Датируются они VIII-VII веками, а может быть, и IX веком до н. э. Типы их довольно развиты. Новые типы удил делались из бронзы. По времени их появление совпадает с последним расцветом бронзовой индустрии, представленной разнообразным набором вещей: оружием, орудиями труда и утварью, но об этом подробнее мы будем говорить позже.

Второе событие, на котором необходимо остановиться, — это освоение железа. Тысячи, десятки тысяч вещей, окружающих нас, сделаны из этого металла и таких его разновидностей, как чугун и сталь. Нам он представляется сейчас невзрачным и не очень удобным: тяжел, подвержен коррозии. Часто мы просто не замечаем его — слишком привыкли. Гораздо больше нас волнуют новые материалы — продукты химии. Но так было не всегда.

Освоение железа, должно быть, возникло в разных местах земного шара самостоятельно. Первоначально из железа делались лишь украшения; новый металл считался драгоценностью. Такие украшения были найдены в египетских пирамидах IV тысячелетия до н. э. В XIV веке до н. э. о железных изделиях в Египте упоминают уже письменные документы из собрания знаменитого Амарнского архива[13].

Приблизительно к середине II тысячелетия до н. э. широко распространились железные изделия в странах Двуречья, на островах Эгейского моря и в Италии. Однако полное господство железных орудий и окончательное вытеснение бронзовых относятся к несколько более позднему времени, к началу I тысячелетия до н. э. [14]

Появление железа в Закавказье датируется XII веком до н. э. [15] Почти одновременно железо появилось и в Восточной Европе. На поселении Монастырщина эпохи поздней бронзы, расположенном в нынешних границах Воронежа, археолог Г. В. Подгаевский открыл мастерскую по производству железных орудий. От нее сохранились маловыразительные остатки печи, шлаки и небольшие куски руды.

Химический анализ шлаков дал возможность установить сыродутный способ выплавки железа. Там же были обнаружены следы плавки меди и литейные формы бронзовых изделий. Найденный каменный молот для размельчения руды сохранил следы ударов. На другой стоянке конца бронзовой эпохи (XIII-XI века до н. э.), расположенной у озера Моечного, на Самарской луке, Куйбышевской области, также были найдены железные орудия.

Весь материал, которым мы располагаем, показывает, что производство железных орудий началось на территории Восточной Европы еще в до скифский период [16] , но полное господство железных орудий установилось лишь с VIII-VII веков до н. э. и по времени совпадает с приходом скифов в степи Северного Причерноморья.

Военная демократия была переходной формой от родового общества к классовому, к государству. Именно в этот период идет процесс классообразования внутри племени, именно в это время возникает рабство. Рабов поставляла все та же война. Постоянная угроза нападения привела к необходимости возводить укрепления вокруг поселения.

Итак, мы напомнили читателю о трех вещах: возникновении кочевого скотоводства, освоении железа и возникновении общества военной демократии. Это было необходимо, так как именно эти черты отличали скифов, когда они появились в Северном Причерноморье.

СТАНОВЛЕНИЕ ОРДЫ — ВОЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ

Век железа

Век железа Но для следующей эпохи нам известны и названия тех народов, которые обитали на территории нашей страны. В I тысячелетии до н. э. появляются первые железные орудия. Наиболее развитые культуры раннего железа известны в причерноморских степях — они оставлены

Глава 3 ВЕК БРОНЗЫ И ЖЕЛЕЗА

§ 4. Оказание органами ВЧК — ОГПУ помощи командованию в проведении военной реформы и реализации 1-й военной пятилетки

§ 4. Оказание органами ВЧК — ОГПУ помощи командованию в проведении военной реформы и реализации 1-й военной пятилетки Победоносное окончание Гражданской войны и иностранной интервенции совсем не означало наступления длительного периода мирного развития нашей

Появление железа

Мосты из железа и стали

Мосты из железа и стали Чем лучше мосты из железа? Американский конструктор мостов Вашингтон Роблинг в результате кессонной болезни был парализован, однако продолжал руководить строительством Бруклинского моста в Нью-Йорке, сидя в инвалидной коляске и наблюдая за

Чем лучше мосты из железа?

Чем лучше мосты из железа? Американский конструктор мостов Вашингтон Роблинг в результате кессонной болезни был парализован, однако продолжал руководить строительством Бруклинского моста в Нью-Йорке, сидя в инвалидной коляске и наблюдая за работами в подзорную

Век железа

Век железа Это эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Представление о трех веках: каменном, бронзовом и железном — возникло еще в античном мире. Это хорошо

Распространение железа

Распространение железа Гомеровский период не являлся эпохой абсолютного регресса, и в материальной культуре гомеровского периода элементы упадка причудливо переплетаются с целым рядом технических новшеств. Важнейшим из них было освоение греками техники выплавки и

Сквозь ураган железа и огня

Сквозь ураган железа и огня Основным содержанием зимней кампании 1941–1942 гг. явилось контрнаступление советских войск под Москвой, Тихвином и в Крыму, а также общее наступление Красной Армии, развернувшееся с начала января на северо-западном, западном направлениях и под

Зарождение земледелия и появление железа

Зарождение земледелия и появление железа Когда-то здесь обитали кочевые группы охотников-собирателей, но они почти совсем исчезли, и основную массу населения составляют земледельцы и скотоводы. Трудно провести даже такое разделение, ибо многие земледельцы владеют

Век железа и нововведения в производстве

Век железа и нововведения в производстве Самым важным изменением в сфере производства был переход к веку железа. Вообще-то с мелкими привозными поделками из этого металла, в том числе, видимо, в метеоритной его форме, протокитайцы были знакомы уже в эпоху позднего

13. ПРОСТО ДЕМОКРАТИИ, ПРОГРЕССИВНЫЕ ДЕМОКРАТИИ, НАРОДНЫЕ ДЕМОКРАТИИ

13. ПРОСТО ДЕМОКРАТИИ, ПРОГРЕССИВНЫЕ ДЕМОКРАТИИ, НАРОДНЫЕ ДЕМОКРАТИИ Смена союзников, вылившаяся затем в ялтинский мир[480], выстроила с самого начала совершенно другую ситуацию, и не только в военно-политическом плане. Ситуацию, по отношению к которой все определения, все

Сакский период- период распада первобытнообщинного строя и формирования военной демократии .

Типом общественного устройства саков была военная демократия. Во главеплеиенног союза стоял – царь, которого избирали на совете вождей племен. Племенами управляли вожди, избиравшиеся всеми членами племени. Важные государственные дела обсуждались на народном собрании. Сакское общество состояло из трех групп, каждая из которых имела свой цвет одежды: воины – красный, жрецы – белый, общинники (скотоводы, земледельцы) - желтый и синий. Рабство носило патриархальный характер, рабы в основном использовались в домашнем хозяйстве. Женщины пользоались равными правами наравне с мужчинами.

3. Заполните таблицу:


Билет 10.

Сельское хозяйство в Казахстане в 1970 -1980 гг.

В первой половине 60-х годов реорганизация совхозов и колхозов возобновилась:\

- В 1965 году число совхозов достигло 1521, доля производимой ими продукциями составляла 57% от общего объема сельхозпродуктов;

- Совхозы республики производили 80% зерновых и 52,8% продукции животноводства;

- До 1970 года при научно-исследовательских институтах были созданы учебно-экспериментальные совхозы;

- 104 совхоза по откорму скота.

В результате преобразований колхозов и совхозов увеличены объемы производства сельскохозяйственной продукции.

На мартовском (1965г.) Пленуме ЦК КПСС была предпринята очередная попытка разработки эффективной аграрной политики. Его решения предусматривали меры направленные на подъем экономики колхозов и совхозов:

- Были составлены долгосрочные планы на развития;

- Введена дополнительная плата за сверхплановую продукцию;

- Увеличены объемы финансирования сельского хозяйства;

- Получили новую технику.

Более 50 предприятий нашей республики начали производить сельскохозяйственную

технику и запчасти. Строительство крупных тепловых и гидроэлектростанций позволило более плотно электрифицировать колхозы и совхозы. . Директор совхоза в Энбекшиказахском, а затем в Куртинском районе Алматинской области И. Худенко начал внедрять новые формы управления:

- Создавать фермерские хозяйства;

- Обеспечить условия для свободного труда крестьян;

- прекратить бумажную волокиту.

- темпы работы значительно увеличились

- производительность труда повысилась;

- его привлекли к суду, не дожидаясь оправдания, он умер в тюрьме.

Животноводство:

Казахстан стоял на втором месте по количеству овец и производству продукции овцеводства. В 1975 году насчитывалось 34,6 млн. овец и коз

1285 хозяйств республики занимались овцеводством

587 из них были специализированы на этой отрасли животноводства

В 1971г. Комсомольцы Шубартаускогорайона(Семипалатинская область) призвали выпускников школ поработать в овцеводстве.

Начали создаваться молодежно-комсомольские бригады. Компартия Казахстана поставила перед молодежью задачу: увеличить численность до 50млн. голов.

Эти бригады не справились с поставленными задачами. Во многих случаях комсомольцев вынуждали, у них не было ни желания, ни подготовки.

Охарактеризуйте личность Кенесары Касымова.

Кенесары Касымов (1802-1847) - государственный деятель, полководец, руководитель национально-освободительной борьбы казахского народа 1837-1847 против Российской империи, последний хан Казахского ханства (1841-1847). Чингизид, внук Абылай хана. В юные годы Кенесары прославился лидерскими и организаторскими качествами, выделялся среди своих многочисленных братьев и сверстников. Колонизация Казахстана вызывала массовые протесты казахов. Именно в этот период в ходе национально-освободительной борьбы казахов Кенесары выдвинулся в политические лидеры своего народа. В 1841 году Кенесары был избран ханом, главной целью его политики было - вернуть казахскому ханству прежнее величие. В управлении государством Кенесары внедрил основные правила шариата и вернул судебную систему на прежний уровень. Хан, хорошо знавший пути укрепления государства и армии, утвердил мусульманские юридические правила. Налоговая политика также была направлена на обеспечение эффективных сборов.

. В 1846 году российские войска и воинские соединения казахских султанов, принявших колонизаторскую политику, вытеснили его из земель, принадлежавших младшему и среднему жузу. Первые действия войск Кенесары начались с того, что они весной 1838 года окружили и сожгли укрепление Акмола. Затем Кенесары направился в Торгай. В письме к представителям царской власти он писал, что эти его действия имеют целью приблизиться к границе и тем самым облегчить процесс переговоров. На самом деле его целью было превратить национально-освободительное восстание младшего жуза, начатое ИсатаемТаймановым, в общенародное. После того, как в 1841 году Кенесары сел на престол, участники восстания активизировали военные действия, окружили крепости Жулек, Акмечеть, Жанакорган, Созак, занятые кокандскими войсками. Кенесары понимал, что свою главную задачу - добиться свободы сможет решить только в том случае, если три жуза объединятся в борьбе с общим врагом. Однако, даже в самые активные годы национально-освободительной борьбы, в 1844-1845 годах, казахи не были едины. Даже в самый разгар восстания казахи разделились на два противоположных лагеря: одни были на стороне Кенесары, другие поддерживали политику царя.

Кенесары Касымов погиб в неравной схватке в окрестностях Токмака. Историческая заслуга Кенесары Касымова в том, что он мобилизовал казахов на борьбу за свободу и независимость.

В развитии человеческого общества существовал период, когда были тесно переплетены черты отжившего родоплеменного строя и зарождавшегося государства. Такой период получил название военной демократии. Это такая форма организации власти, при которой власть концентрируется в руках у военного руководства родоплеменных объединений.

Главными предпосылками для перехода от самоуправления к военной демократии были:

1. Начало захватнических войн между племенами или племенными союзами для получения рабов и присвоения территорий.

2. Объединение родов в племена, а племен – в крупные, устойчивые союзы племен.

3. Усиление экономического неравенства членов рода.

4. Нежелание элиты решать вопросы управления коллективно, прекращение народного волеизъявления, переход власти к советам старейшин.

Определить уровень развития первобытного общества и найти в нем черты военной демократии можно по следующим признакам:

1. Отдельные племенные территории сливаются в единую территорию племенного союза.

2. Органы общественного самоуправления начинают утрачивать свое значение, из орудия народной воли они превращаются в орудие угнетения народа.

3. Война становится систематическим занятием.

4. Власть переходит от общего собрания к совету старейшин, а позже – к военачальнику.

5. Основные решения принимают вождь и совет старейшин или (на позднем этапе) только вождь, управляющий от имени совета старейшин; народное собрание существует, но практически не играет важной роли, хотя без одобрения решений народным собранием вождь не рискует вести завоевательные войны или решать внутриплеменные дела.

С укреплением власти военного вождя постепенно меняется его правовой статус: а) он становится постоянным (не сменяется); б) к нему переходят полномочия главного судьи и главного жреца; в) он опирается на силу послушной ему военной дружины; г) власть верховного вождя передается по наследству.

Таким образом, при военной демократии закладываются черты будущего государства с королевской властью и правами наследования среди знати.

В развитии человеческого общества существовал период, когда были тесно переплетены черты отжившего родоплеменного строя и зарождавшегося государства. Такой период получил название военной демократии. Это такая форма организации власти, при которой власть концентрируется в руках у военного руководства родоплеменных объединений.

Главными предпосылками для перехода от самоуправления к военной демократии были:

1. Начало захватнических войн между племенами или племенными союзами для получения рабов и присвоения территорий.

2. Объединение родов в племена, а племен – в крупные, устойчивые союзы племен.

3. Усиление экономического неравенства членов рода.

4. Нежелание элиты решать вопросы управления коллективно, прекращение народного волеизъявления, переход власти к советам старейшин.

Определить уровень развития первобытного общества и найти в нем черты военной демократии можно по следующим признакам:

1. Отдельные племенные территории сливаются в единую территорию племенного союза.

2. Органы общественного самоуправления начинают утрачивать свое значение, из орудия народной воли они превращаются в орудие угнетения народа.

3. Война становится систематическим занятием.

4. Власть переходит от общего собрания к совету старейшин, а позже – к военачальнику.

5. Основные решения принимают вождь и совет старейшин или (на позднем этапе) только вождь, управляющий от имени совета старейшин; народное собрание существует, но практически не играет важной роли, хотя без одобрения решений народным собранием вождь не рискует вести завоевательные войны или решать внутриплеменные дела.

С укреплением власти военного вождя постепенно меняется его правовой статус: а) он становится постоянным (не сменяется); б) к нему переходят полномочия главного судьи и главного жреца; в) он опирается на силу послушной ему военной дружины; г) власть верховного вождя передается по наследству.

Таким образом, при военной демократии закладываются черты будущего государства с королевской властью и правами наследования среди знати.

Особенности военной демократии славян

Характерным является и то, что все члены племенного союза (мужчины) участвовали в решении важных проблем общины; народное собрание было высшем органом власти.

Появляются зачатки формирования профессионального войска – княжеской дружины, что состояла из преданных только князю воинов. В ее функции входила защита племени и интересов князя. Князь обеспечивал дружину всем необходимым. За верную службу каждому дружиннику полагалась часть военной добычи, после службы его наделяли землей. Но дружина не была стабильной, поскольку ресурсы общества еще не позволяли содержать ее постоянно. Ниже князя располагались воеводы, что командовали племенным войском народным ополчением, что состояло из мобилизованных мужчин. В заботу воеводы не входило обеспечения мобилизованных оружием – каждый мужчина, идя в ополчение, приходил со своим. Наравне с формируется и племенная знать. Вместе с вече, знать занималась внутриплеменными делами. Материальное состояния формировало неравенство в обществе и отображало тех, кто был важен в политической жизни общины.

Читайте также: