Как изменилось геополитическое положение россии к началу 1992 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Какие новые черты приобрела российская внешняя политика в 1990-е гг.?

1. Новое место России в мире. Распад СССР привёл к серьёзному изменению расстановки сил на международной арене и места и роли России в мире.

Серьёзный удар был нанесён по обороноспособности страны. Основные ударные силы Советской армии находились вдоль границ СССР. Теперь укрепления и самая современная техника перешли в руки других стран — соседей России. Военно-морской флот России лишился своих хорошо оборудованных баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане, Туркменистане.

Оказалась разрушенной единая система противовоздушной (а самое главное — противоракетной) обороны страны. Были демонтированы станции раннего обнаружения средств ракетного нападения вероятного противника на территории Латвии, на Украине, в Красноярском крае.

Единый прежде военно-промышленный комплекс страны также перестал существовать. В результате к лету 1998 г. техника новейших образцов в российской армии составляла лишь 20% от общего числа, а к концу 1999 г. — лишь 7%.

Военная реформа в России, неподготовленный и ускоренный вывод российских войск с территорий стран Восточной Европы привели к значительному сокращению численности Вооружённых сил, в первую очередь на западном направлении. За 1992—1998 гг. была сокращена на 52 % численность военнослужащих Ленинградского военного округа, на 57 % — военнослужащих Калининградского особого района, на 29 % — личного состава Балтийского и на 19 % — Северного флота.

Вместе с тем если к середине 1980-х гг. соотношение обычных видов вооружений в Европе было 3 : 1 в пользу СССР, то к середине 1990-х гг. оно составило 1 : 3 в пользу стран НАТО, а после принятия в эту организацию Польши, Венгрии и Чехии — 1:4.

К концу 1990-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз, а по ВВП более чем в 50 раз.

Россия впервые за долгие годы практически лишилась военно-политических союзников, оказавшись в международной изоляции.

Разрастались военные конфликты вблизи границ России. Отсутствовали фиксированные границы со странами СНГ.

России предстояло выработать внешнеполитическую концепцию, отвечавшую её национальным интересам.

2. Взаимоотношения с США и странами Запада. У российского руководства в начале 1990-х гг. не было чёткого представления о сущности национальных интересов страны.


Встреча Б. Н. Ельцина с президентом США У. Клинтоном

Почему в начале 1990-х гг. был взят курс на тесное сотрудничество и партнёрство с США и развитыми западными странами?

К 1996 г. внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Российское руководство заявило о приверженности идее многополярного мира — мира, в котором безопасность строится не на силе, а на праве и ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера.

3. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада. Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал Балканский кризис 1999 г., когда страны НАТО во главе с США начали открытую агрессию против Югославии.

Вспомните о причинах и истории Балканского кризиса, роли России в его разрешении.

Отчуждение между Россией и странами Запада усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредниками в урегулировании чеченской проблемы.


Разрушения после натовских бомбардировок Югославии

Их действия напоминали о Балканском кризисе и роли, которую сыграли США и НАТО в Косове.

Вновь возникла потребность в уточнении внешнеполитического курса России.

События последующих лет показали, что подход, основанный на недооценке восточного направления российской внешней политики, ошибочен.

С 1996 г., когда министрами иностранных дел были Е. М. Примаков и И. С. Иванов, отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива.

Одним из крупнейших торговых партнёров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции.

Роль России заметно усилилась после её принятия в 1998 г. в Международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Членство в этой влиятельной организации не только дало нашей стране значительные преимущества в торговле, но и усилило её политические позиции.

В дни Балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнёрство, обеспечить многополярность современного мира.

5. Россия на постсоветском пространстве. Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла исторической важности задача — не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооружённые конфликты. Так произошло в Югославии: распад государства привёл здесь к кровопролитной гражданской войне.

Руководство России сумело избежать опасных крайностей — попытки силой восстановить союзное государство и полного отказа от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве — так называют страны СНГ.

С помощью российских войск были погашены очаги военных конфликтов в Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Приднестровье.

Только за первые 5 лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете (1994), Договор о коллективной безопасности (1992—1994).

Однако Содружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 г., создать не удалось. Большинство программ и планов осталось нереализованным. Объёмы торговли внутри СНГ неуклонно сокращались. Нарастали новые противоречия, охватившие все области сотрудничества — экономическую, политическую, юридическую, информационную. Свою роль сыграл и внешний фактор: не все страны мирового сообщества были готовы мириться с воссозданием на новой основе единого мощного государственного образования или союза государств.

Проблемы, которые не удавалось решить всем вместе, отдельные страны СНГ пытались решить на двусторонней и региональной основе. В 1997 г. образовался политический союз Украины, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Молдавии (ГУУАМ). Оформился Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В 1997 г. был подписан договор России и Белоруссии о создании единого союзного государства.

6. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг. Внешняя политика России в 1990-е гг. имела противоречивый характер. Были и серьёзные достижения. Снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 1990-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в СНГ.

Однако выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали её позицию и интересы. Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приёме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик.

Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.

Всё это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, её национальные интересы.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

С распадом СССР положение России в мире серьёзно осложнилось. Перед страной вновь встала задача укрепления своей обороноспособности и отстаивания национальных интересов.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какие внешние угрозы, сложившиеся в начале 1990-х гг., потребовали выработать новую внешнеполитическую концепцию России? 2. Как менялась политика России в отношении стран Запада в 1990-е гг.? 3. Расшифруйте аббревиатуры: НАТО, СНГ, ГУУАМ, АТЭС, ОБСЕ. Какие задачи ставили перед собой эти объединения?

4. Назовите достижения и противоречия в отношениях России со странами СНГ. 5. Охарактеризуйте результаты внешней политики России в 1990-е гг.

Изучаем документ

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. 1999 г.

Интересам международной стабильности и устойчивого развития отвечало бы геополитическое переустройство мира на путях утверждения принципа многополярности. Его основы уже заложены. Внешняя политика обязана быть государственной, отвечать интересам России.

Югославский кризис ещё раз показал обоснованность нашего последовательного неприятия расширения НАТО на Восток. Неприемлемы и попытки НАТО подменить собой ООН, ОБСЕ и навязать силовые решения в Европе и за её пределами.

1. Какой принцип внешней политики был заявлен Б. Н. Ельциным в качестве главного? 2. В чём причины возникшего в 1999 г. охлаждения в отношениях между Россией и Западом?

Думаем, сравниваем, размышляем


В уроке подробно проанализированы изменения в положении России на мировой арене после распада Советского Союза. С помощью схем, таблиц и карт рассмотрены основные этапы и направления внешней политики новой России. Рассмотрен переход от прозападной ориентации к многовекторному внешнеполитическому курсу. Описываются отношения Российской Федерации со странами-участницами СНГ. Структурированы итоги внешней политики России в 1990-х годах


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Российская Федерация в 1990-х годах. Геополитическое положение и внешняя политика"


Далее вы подробнее узнаете о внешней политике России в 1990-е годы.

Вопросы занятия: Геополитическое положение России после распада СССР. Прозападная внешняя политика России в первой половине 1990-х годов. Многовекторность внешней политики в 1996–1999 годах. Итоги внешней политики России 1990-х годов

Распад СССР изменил положение России на международной арене, её политические и экономические связи с внешним миром. Произошли и существенные изменения в расстановке сил и в Азии, и в Европе.

А последующая после распада СССР ликвидация военно-политического блока стран Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи ещё больше ухудшили геополитическое положение России.

Геополитическое положение государства — это его место на политической карте мира и его отношение к различным государствам или группам государств, военно-политическим блокам и зонам конфликтов.

Утратив значительные территории после распада СССР, Россия лишилась удобных выходов к морям, части месторождений полезных ископаемых, а также потеряла огромные фонды в виде заводов, военных баз, санаторно-курортных учреждений общесоюзного подчинения.

СССР по суше граничил с 12 странами, а после его распада Россия приобрела новые границы, которые были отодвинуты вглубь страны и установились на уровне российских рубежей XVII века.

Во многих соседних государствах к власти пришли националисты, которые были агрессивно настроены как к самой России, так и к русскоязычному населению в своих государствах. Среди таких стран особенно выделялись Эстония, Латвия и Литва.

Крах мировой системы социализма привёл к утрате союзников в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке.


В итоге таких геополитических изменений Россия по отношению к Западу практически вернулась к состоянию времён Ивана Грозного и впервые за долгие годы оказалась в международной изоляции.

В то же время Российская Федерация стала правопреемницей РСФСР и СССР после того, как Советский Союз как государство и субъект международного права прекратил своё существование.

То есть Россия взяла на себя выполнение обязательств по двусторонним и многосторонним договорам, которые ранее были заключены Советским Союзом. Так, 24 декабря 1991 года Россия заняла место СССР в ООН и стала постоянным членом Совета Безопасности ООН.

С развалом Советского Союза в полосу глубокого кризиса вступил и российский военно-промышленный комплекс, что привело к значительному ослаблению обороноспособности государства: современная военная техника и укрепления, расположенные вдоль границ бывшего СССР, остались во владении государств, на чьих территориях они находились; российский военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, Литве, Украине, Грузии, Азербайджане; перестала существовать единая система противоракетной обороны; была сокращена численность вооружённых сил.

военный потенциал государства был сильно ослаблен, даже несмотря на то, что по количеству ракетно-ядерных вооружений Россия занимала второе место в мире.

Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи российских границ со странами СНГ, которые в 1990-е годы были фактически открытыми.

России требовалась новая концепция внешней политики, отвечающая национальным интересам государства.

Концепция внешней политики — система взглядов на место и роль страны в мире и вытекающие из этого задачи на международной арене.

Внешнеполитическая концепция Российской Федерации исходила из следующих задач: сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики, включение России в мировое сообщество.

Исходя из этих позиций, основными направлениями внешней политики Российской Федерации были отношения со странами Запада, прежде всего с США, отношения с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, отношения со странами постсоветского пространства.

Выделяют два этапа в проведении внешней политики России – с 1991 по 1995 год, с 1996 по 2000 год.

С октября 1990 по январь 1996 года пост министра иностранных дел Российской Федерации занимал Андрей Владимирович Козырев.

В этот период внешняя политика России была построена на принципах прозападной ориентации и стратегического партнёрства с США и Европой, а внешнеполитические цели рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Они сводились к необходимости обеспечить финансово-политическую помощь в проведении российских реформ со стороны Запада.

В связи с этим в 1992–1994 годах важнейшим приоритетом внешней политики России являлось установление партнёрских взаимоотношений с США и развитыми странами Европы.


Содержание Декларации подтверждало, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников, а также провозглашало начало дружбы и партнёрства между ними.

В марте 1992 года Россия и остальные страны СНГ вступили в Совет Североатлантического сотрудничества. Это стало началом партнёрства между странами СНГ и НАТО.

Важным событием стало принятие Российской Федерации в Международный валютный фонд и Всемирный банк в апреле 1992 года. Эти организации, а также США и Германия приняли решение о выделении экономической помощи российским реформам.

В январе 1993 года Джорджем Бушем-старшим и Борисом Ельциным был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений.

Согласно ему к 2003 году ракетно-ядерные потенциалы России и США должны быть сокращены на 66 %.

В этом же году Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия, однако ратифицирована она была только в 1997 году.

Приоритеты в области национальной безопасности России были озвучены Борисом Ельциным 2 февраля 1994 года в его послании к Федеральному собранию. Среди них были: ликвидация очагов военных конфликтов у границ государства; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения; усиление контроля за международной торговлей оружием при соблюдении российских интересов в этой области.

Это программа военного сотрудничества НАТО с европейскими государствами и бывшими советскими республиками Закавказья и Центральной Азии, которые не являются членами организации.

В августе 1994 года российские войска были окончательно выведены из Германии.

Кроме этого, Борисом Ельциным был проведён ряд неформальных встреч без галстуков с мировыми лидерами. Это также способствовало стабилизации международной обстановки.

В то же время российская внешняя политика, построенная на уступчивости и готовности к компромиссам, порой воспринималась на Западе как признак слабости. Такого мнения придерживались и многие российские политики.

Российское руководство далеко не сразу пришло к выводу, что западные лидеры не собирались действовать в ущерб своим интересам ради дружбы с Россией.

В то же время из-за спорных вопросов, возникших после развала СССР, в начале 1990-х годов осложнились отношения между Россией и бывшими со­ветскими республиками: усилилась разобщённость между ними, росли взаимные претензии.

В первую очередь это касалось разногласий в области ядерного разоружения. Так, Украина весной 1992 года прекратила вывод ядерного оружия в Россию для его уничтожения, а Казахстан настаивал на своём праве распоряжаться ядерным оружием, нахо­дящимся на его территории. Только под на­жимом России и США Украина и Казахстан ратифицировали договор СНВ-1 и договор о нераспространении ядерного оружия.

Однако несмотря на противоречия, за первые пять лет существования СНГ его участники приняли более восьмисот соглашений, которые должны были помочь участникам преодолеть негативные последствия распада СССР.

Среди них Договор об экономическом союзе, Соглашение о межгосударственном экономическом комитете, Договор о коллективной безопасности. Но всё же Содружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 года, создать не удалось.


Большинство программ и планов остались нереализованными, внутри СНГ неуклонно сокращались объёмы торговли, во всех областях общественно-политической и экономической жизни нарастали новые противоречия.

Немаловажное значение в отношениях между бывшими странами Советского Союза играл внешний фактор. Многим государствам не понравилось воссоздание на новой основе единого мощного государственного образования.

Проблемы, которые не удавалось урегулировать совместно, отдельные страны СНГ пытались решить на региональной основе.

В 1995 году был подписан первый договор о создании Таможенного союза между Россией, Беларусью, Казахстаном. Чуть позже к нему присоединились Киргизия, Узбекистан, Таджикистан.

В 1998 году был образован политический союз ГУУАМ. В него вошли Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия.

В то же время в первой половине 1990-х годов в российском внешнеполитическом ведомстве отношениям со странами Содружества, равно как и отношениям со странами ближнего вырезать Востока отводилась второстепенная роль.

Однако уже через несколько лет стало очевидным, что российское правительство просчиталось с выбором внешнеполитического курса.

Серьёзный поворот в российской внешней политике произошёл только в 1996 году после назначения на пост министра иностранных дел Евгения Максимовича Примакова.

С его именем связан переход к многовекторному внешнеполитическому курсу новой России.

А целью российской внешней политики было провозглашено построение многополярного мира – мира, в котором присутствуют несколько полюсов силы, не превосходящих и не распространяющих своё влияние друг на друга.

В январе 1996 года Россия была принята в Совет Европы, а в ноябре 1996 года было подписано соглашение о партнёрстве России с Европейским Союзом.

Однако отношения между Россией и странами Запада постепенно начали становиться всё более прохладными. Российское руководство было недовольно намерением включить в состав НАТО бывшие страны Варшавского договора. Серьёзные разногласия России и Запада вызвал Балканский кризис 1999 года. Ещё большее усиление противоречий произошло после начала российской антитеррористической операции в Чечне в августе 1999 года.

Россию обвиняли в неприемлемых методах ведения войны и в больших жертвах среди мирного населения. Особенно непримиримую позицию заняла Франция. Недовольство Запада привело даже к приостановке деятельности российской делегации в Совете Европы.

С назначением Примакова на пост министра иностранных дел связана также активизация отношений России со странами Азии, а также Африки, Латинской Америки.

В то время, когда он возглавлял внешнеполитическое ведомство, Россия наладила контакты с Японией, Индией, Южной Кореей, странами Юго-Восточной Азии и Персидского залива. Одним из крупнейших торговых партнёров России на Востоке стал Китай. Развивалось сотрудничество с Вьетнамом в сфере нефтедобычи. Россия и Иран заключили соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии.

В сентябре 1998 года пост министра иностранных дел занял Игорь Сергеевич Иванов. При нём роль России на мировой арене заметно усилилась. В ноябре 1998 года Российская Федерация была принята в Международную организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

В отношениях со странами СНГ руководству России удалось избежать двух крайностей. Оно смогло не допустить силовых попыток восстановления союзного государства. В то же время российское правительство не отказалось от участия в решении проблем, возникших в СНГ.

Так, при содействии России были ликвидированы очаги военных конфликтов в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, Нагорном Карабахе, Таджикистане.

В рамках СНГ наиболее активно развивались отношения России и Беларуси. В апреле 1996 года ими был подписан Договор о создании Со­общества России и Беларуси. А 2 апреля 1997 года в Москве был подписан Договор о Союзе Беларуси и России.

Подводя итоги внешней политики России в 1990-е годы, важно отметить её противоречивый характер.

С одной стороны, ей удалось преодолеть изолированность от стран Запада; включиться в деятельность международных организаций, снизить уровень военного противостояния с Западом; активизировать восточное направление внешней политики; получить центральное место в СНГ.

С другой стороны, снизился политический вес России по сравнению с СССР. Запад не считал Россию равноправным партнёром. Это привело к обострению их отношений в конце XX века. В результате войны в Чечне, невыплаты долгов, множества коррупционных скандалов серьёзно пострадал международный имидж государства.

Такое положение дел требовало постоянной корректировки курса внешней политики. Необходимо было разработать новую концепцию, которая бы определила место России в мире и её национальные интересы.

Подведём итоги. После распада СССР перед Россией встала задача укрепления своей обороноспособности и отстаивания национальных интересов. В начале 1990-х российская внешняя политика основывалась на принципах интенсивного диалога на всех уровнях, уступчивости и готовности к компромиссам, а также носила ярко выраженный прозападный характер. Главным направлением внешней политики России во второй половине 1990-х годов стало соблюдение национальных интересов и обеспечение многополярности мира. Начало многовекторного курса российской внешней политики во второй половине 1990-х годов связана с именем Евгения Максимовича Примакова. В конце XX века перед Россией вновь стояла задача по пересмотру внешнеполитического курса.


В уроке рассматриваются основные задачи внешней политики Б. Ельцина и их реализация. Отношения России со странами Запада, Востока и СНГ. Анализируются результаты внешней политики.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Геополитическое положение и внешняя политика России"

О том, как проходила реализация этих планов сегодня и пойдёт речь.

Вопросы занятия будут такими:

новое место России в мире;

Россия и Восток;

результаты внешней политики в 1990-е годы.

После распада СССР изменились место и роль России в мире. Стал иным и сам мир.


Россия стала правопреемницей СССР, сохранила его место в международных организациях. В частности, постоянное место в Совете Безопасности ООН.


По количеству ракетно-ядерных вооружений Российская Федерация по-прежнему занимала второе место в мире. Но военный потенциал государства значительно ослаб. Перестала существовать единая система противоракетной обороны. Распался единый военно-промышленный комплекс.

ВМФ потерял базы в Прибалтике, Грузии, Азербайджане, на Украине.


Россия потеряла союзников в Восточной Европе, в Азии, Африке, Латинской Америке. Нехватка средств привела к сокращению армии.

В первую очередь на западном направлении. В середине 1980-х годов соотношение обычных видов вооружений между СССР и НАТО в Европе составляло три к одному в пользу СССР. К середине 1990-х годов стало один к трём. После расширения НАТО на Восток – принятия в эту организацию Чехии, Польши и Венгрии – один к четырём в пользу Североатлантического альянса. К концу 1990-х годов только европейские государства НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз.


Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов в ряде бывших советских республик. России требовалась новая концепция внешней политики, отвечающая национальным интересам государства.

В начале 1990-х годов в российском руководстве ещё не сложилось конкретных представлений о приоритетах национальных интересов страны.

Первостепенной задачей виделось обеспечение финансовой и политической помощи Запада реформам в России. Поэтому руководство приступило к налаживанию дружеских отношений с США и развитыми странами Европы. В начале 1992 года Борис Ельцин объявил, что ядерные ракеты

России больше не нацелены на США и другие страны НАТО.


Декларация содержала такие положения:

Россия и Соединённые Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников;

отношения стран характеризуются отныне дружбой и партнёрством;

в основе партнёрства России и США лежат взаимное доверие, уважении и общая приверженность демократии.

В январе 1993 года был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). В этом же году Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. В 1994 году были досрочно выведены российские войска из Германии.


Также президент озвучил приоритеты в области национальной безопасности России:

ликвидация очагов военных конфликтов у границ государства;

укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения;

усиление контроля за международной торговлей оружием, при соблюдении российских интересов в этой области.


Ряд неформальных встреч президента России с мировыми лидерами также помог нормализации международной обстановки.

Но российская уступчивость и готовность к компромиссам зачастую воспринималась на Западе как признак слабости.

Свидетельством этому служит такой факт.


Западные лидеры не собирались действовать в ущерб своим интересам ради дружбы с Россией. Правда, в России это поняли далеко не сразу.

Линия внешней политики страны существенно изменилась только к 1996 году.

Руководство России заявило о поддержке идеи многополярного мира – мира, в котором присутствуют несколько полюсов силы, не превосходящих и не распространяющих своё влияние друг на друга.

Поворотным моментом в развитии отношений Россия – Запад стал Балканский кризис 1999 года. Игнорирование мнения России по поводу операции НАТО против Югославии заставило руководство страны пересмотреть своё отношение к западным партнёрам.

В речи адресованной российскому парламенту Борис Ельцин сказал:

«Россия последовательно не приемлет расширение НАТО на Восток. Выступает против любых силовых решений в Европе и за её пределами.

Ещё больший разрыв в отношениях России и Запада произошёл после начала антитеррористической операции в Чечне в августе 1999 года.

Усилившееся давление на Россию со стороны международных организаций и отдельных стран по сути являлось попыткой вмешаться во внутрироссийские дела по Югославскому сценарию. В конце 20 века перед страной вновь стояла задача по пересмотру внешнеполитического курса.


Но по прошествии лет стало очевидно, что недооценка восточного направления ошибочна.


Расширение сотрудничества России со странами Азии, а также Африки, Латинской Америки началось после 1996 года. Оно было связано с назначением на пост министра иностранных дел Евгения Максимовича Примакова.


Во второй половине 1990-х годов Россия наладила контакты с Японией, Индией, Южной Кореей, странами Юго-Восточной Азии и Персидского залива.


Одним из крупнейших торговых партнёров России на Востоке стал Китай. Развивалось сотрудничество с Вьетнамом в сфере нефтедобычи.

Россия и Иран заключили соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии.


Заметное усиление роли России произошло в 1998 году после её вступления в АТЭС – организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

Членство в ней предоставило России значительные преимущества в торговле. Усилило её политические позиции. Во время Балканского кризиса Россия и Китай выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнёрство и обеспечить многополярность современного мира.

После распада СССР перед лидерами новых независимых государств стояла задача исторической важности – не допустить того, чтобы территориальные и политические споры переросли в вооружённые конфликты. Такое случилось в Югославии – распад государства вылился в кровопролитную гражданскую войну. Россия, оставаясь доминирующей силой на постсоветском пространстве, сумела избежать двух крайностей:

силовых попыток восстановления союзного государства, полного отказа от участия в решении проблем, возникших в СНГ.

При содействии России были ликвидированы очаги военных конфликтов в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, Нагорном Карабахе,


За первые 5 лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений.

Но большинство программ и планов остались нереализованными. Внутри СНГ неуклонно сокращались объёмы торговли.

Во всех областях сотрудничества нарастали новые противоречия. Не последнюю роль в этом сыграл и внешний фактор. Далеко не все страны мира были готовы мириться с воссозданием на новой основе единого мощного государственного образования.

Проблемы, которые не удавалось урегулировать совместно, отдельные страны СНГ пытались решить на региональной основе.


В 1998 году образовался политический союз ГУУАМ. В него вошли Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия.


В 1994 году Борис Ельцин назвал одним из приоритетных направлений внешней политики России поддержку россиян, оказавшихся за пределами Российской Федерации.


Внешняя политика России в 1990-е годы имела противоречивый характер.

Среди достижений можно отметить:

снижение уровня военного противостояния с Западом;

преодоление страной былой изолированности;

включение России в деятельность важных международных организаций.

Вместе с тем появились и новые проблемы. Политический вес государства, по сравнению с СССР, снизился. Поэтому ведущие страны Запада в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали позицию и интересы России. Такое положение дел требовало постоянной корректировки курса внешней политики, выработки новой концепции, определяющей место России в мире и её национальные интересы.

Таким образом, главным направлением внешней политики России стало соблюдение национальных интересов и обеспечение многополярности мира.

Запад не считал Россию равноправным партнёром. Это привело к обострению отношений в конце 20 века.

Восточное направление российской внешней политики активизировалось во второй половине 1990-х годов.

Политико-географическое положение России после распада СССР в 1991 г. очень сильно изменилось, причем в худшую сторону. Это привело к увеличению числа соседних государств, сокращению территории России, сокращению численности населения России и снижению объема ВВП. На мировой арене геополитические позиции России ослабли. Это связано с тем, что:

1) территориально расширилось геополитическое влияние США;

2) расширился блок НАТО;

3) появились новые мощные геополитические центры – Китай и Япония;

4) активизировались агрессивные устремления исламского фундаментализма;

5) снизился военный потенциал России.

Потеря ряда прежних территорий и акваторий более всего сказалась на ее западной границе, к которой и выходит Центральная Россия.

Аватар

Политико-географическое положение Центральной России ухудшилось, когда с распадом Советского Союза этот регион стал пограничным, и уже вполне зримой стала перспектива соседства с некогда враждебным блоком НАТО.

Читайте также: