Как изменились международные отношения после 90 х годов 20 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока : Геополитика и политическая география. Международные отношения.

Сформировать представление о политической географии как научном направлении.

углубить знания учащихся по теме: “Политическая карта мира” и довести до их сведения о новых понятиях как геополитика и политическая география.

Продолжить формировать умения анализировать и давать оценку важнейшим геополитическим проблемам в мире.

Помочь учащимся дать оценку геополитического положения отдельных стран.

Оборудование: политическая карта мира, материалы СМИ, атласы, учебник

Проверка домашнего задания по теме “Государственное устройство стран”.

1. Охарактеризовать формы правления в современном мире.

2. Охарактеризовать формы административно-территориального устройства.

3. Заполните схему

4. Почему стран с монархической формой правления больше всего в зарубежной Европе и зарубежной Азии, а в Америке их вообще нет .

5. По какому принципу выделены республики в составе РФ?

6. Какие проблемы могут возникать в федеративных государствах в связи с их делением на самоупраляющиеся образования?

Изучение нового материала:

Политическая география и геополитика”.

Политическая география.

Политическая география это ветвь политической и социальной географии. Это отдельная наука, которая изучает территориальное распределение политических сил и процессов преимущественно в пределах какой-либо страны.

Или же:

Политическая география – это пограничная наука, возникшая на стыке географии и политологии.

Политическая география изучает:

В сферу интересов политической географии входят изменения, происходящие на политической карте мира: образование новых государств, изменение их государственного строя, границ, изменение в соотношении сил политических, экономических, военных группировок, география очагов международной напряженности и военных конфликтов.

В сферу интересов политико-географического страноведения входят следующие вопросы: особенности общественного и государственного строя, формы правления и административно-территориального деления, внутренняя и внешняя политика. политико-географическое положение стран, оценка границ и пограничных районов, географические различия в социально-классовой структуре населения, религиозном, национальном составе населения и др.

Основным направлением политической географии является геополитика.

Главной ее задачей является исследование географии международных отношений, расстановки сил между великими державами.

Геополитическими факторами являются:

1. Географические (пространство, положение, природные ресурсы и условия).

3. Экономические (уровень жизни населения, уровень развития отраслей хозяйства, участие во внешних экономических связях).

4. Военные (уровень развития, боеспособность вооруженных сил, военные расходы).

5. Экологические (степень деградации природной среды и меры по ее охране).

6. Демографические (характер воспроизводства населения, состав и размещение населения).

7. Культурно-исторические (уровень развития науки, образования, здравоохранения, культурные и трудовые традиции, этнические и религиозные взаимоотношения, криминогенная обстановка).

Но наибольшее значение имеют географические и политические факторы.

Круг интересов геополитики выходит за рамки одной страны.

2. Международные отношения и их влияние на политическую карту мира.

Вопросы:

Как изменились международные отношения после 90-х годов 20 века?

2) региональные очаги конфликтов , которые представляют опасность миру;

3) происходит разрастание военного блока НАТО;

4) произошел процесс объединения в Европе и растет количество стран членов ЕС;

2. Какие обстоятельства в настоящее время отягчают международные политические отношения?

1) Международный терроризм.

2) Расширение НАТО на Восток.

3) Расползание ядерного оружия

4) Возникновение региональных конфликтов.

Учитель:

1. Международный терроризм.

Достаточно вспомнить трагедию Беслана.

Сегодня же мы являемся свидетелями процесса, когда терроризм становится угрозой всего человечества. Реальной угрозой. Свидетельство этому возникновение на территории Сирии государства ИГИЛ. Это самопровозглашенное государство создало на территории Сирии заводы производства оружия массового уничтожения, военные базы с современной боевой техникой и т.д. Здесь оказались террористы со всего мира. Создана огромная армия хорошо оснащенных и подготовленных террористов. Казалось, еще немного и весь мир погрузился бы в хаос.

Что предприняла Россия в связи со сложившейся ситуацией на Ближнем Востоке?

(По просьбе правительства Сирии Российская армия наносит авиаудары по объектам террористов).

(Видеоролик)

Это военный блок, который создавался в противовес СССР, сразу после Второй Мировой войны.

После распада Советского Союза Россия оказалась значительно ослабленной и экономически и в военном отношении. Конечно, этим не могли не воспользоваться Запад и Европа (мировое господство США).

(Военное и политическое влияние США распространилось на большую часть земного шара. Сферами жизненно важных интересов США давно объявлены страны Западной Европы, Япония, Ближний Восток, Восточная Европа, Закавказье, Пакистан, Юго-Восточная Азия).

Россия не принимает продвижение НАТО на восток в связи с приемом новых членов. Членами НАТО стали Польша, Венгрия, Чехия, Латвия, Литва, Эстония.

(цветные революции на Украине, Грузии).

Учитель:

3. Проблема борьбы за нераспространение ядерного оружия все еще остается актуальной!

Почему? Послушаем текст:

«Известно, что договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был заключен еще 1970г.

Согласно этому договору в “Ядерный клуб” получили право входить пять государств: США, СССР (теперь Россия), Великобритания, Франция и Китай.

В 1998г эти страны имели на вооружении около 6,5 тыс. ядерных боеголовок. (В том числе США – 3264 и Россия – 2272). ДНЯО подписали уже более 150 государств мира, но Индия, Пакистан, КНДР не входят в их число. Известно, что они давно уже разрабатывают системы ядерного оружия, а Индия провела его испытания в1974.

Учитель:

4. Возникновение региональных конфликтов.

Больше всего территориально-пограничных конфликтов и споров происходит на политической карте Азии. Индия и Пакистан из-за штата Джамму и Кашмир, Индией и Китаем из-за границы в Гималаях, между Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом, Кипром и Турцией, Россией и Японией из-за Курильских островов. Много их и на политической карте Африки, и на карте Латинской Америки.

Все эти проблемы, которые угрожают всему живому на планете, не могут решаться в одночасье и не могут решаться одним или даже несколькими государствами. В решении этих глобальных вопросов глобальная роль принадлежит Всемирным международным организациям.

Учитель: политическая карта мира находится в постоянном развитии. Приведите примеры, подтверждающие, что политическая карта изменяется, особенно сильно заметно это изменение в XX веке.

(Распад СССР на 15независимых государств: распад Югославии, Чехословакии и т.д.).

С распадом Советского Союза ухудшилось геополитическое положение России. Почему? Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: чтобы понимать сдвиги качественные и количественные на политической карте мира, проблемы экономического и политического сотрудничества стран, важно изучать политическую географию. Необходимо разработать новую международную систему безопасности, основанную на коллегиальном, а не на блоковом подходе.

Важными органами, которые призванызаниматься гуманитарными проблемами, вопросами обеспечения основных прав исвобод людей есть СБСЕ (с 1994 г. называется ОБСЕ - Организация побезопасности и сотрудничеству в Европе) и Совет Европы - региональная межправительственнаяорганизация, созданная в 1949 г.

Распад СССР и Югославии, образование новыхнезависимых государств, трудности стран бывшего социалистического лагеря, объединениеГермании и интеграция западных стран стали важными факторами построенияобщеевропейского дома и развитию международных отношений 90-х годов.

Рухнула прежняя стабильность,опирающейся на быструю реакцию сверхдержав на нарушение равновесия и насопоставление своих шагов с реакцией возможного врага, равно как и с собственнойвозможностью его нейтрализовать.

Вместе с тем распад двухполюснойсистемы вызвал потерю политических ориентиров в отдельных государств, крах идеологиитоталитаризма там, где она царила, хаос в мышлении многих людей. В образованнуюполость врывается национализм, вражда, безудержная агрессивность.

Миротворческиеусилия ООН, ЕС, НАТО и других международных структур не всегда являются эффективными иадекватными. Вместо опасности глобального столкновения в мире усилилась угрозалокальных войн.

Кардинальные изменения в мире сделалиактуальной задачу становления новой системы европейской безопасности. Решениюэтой задачи способствовали как различные многосторонние встречи, так идвусторонние контакты между государствами Европы.

Важным шагом к установлениюновой системы безопасности в Европе стало подписание в марте 1995 г. 52странами ОБСЕ "Пакта стабильности в Европе". Страны, подписавшиепакт, обязались развивать добрососедские отношения на основеглавных документов ООН, ОБСЕ и Совета Европы, согласно принципам суверенногоравенства, уважения прав, присущих суверенитету, нерушимости границ,территориальной целостности государств, уважения международно признанных границ,невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека, особенно лиц,Представители национальных меньшинств.

В 1993-1995 гг центр этническогопротивостояния на территории бывшей Югославии переместился из Хорватии вБоснию, где вели между собой борьбу три общины: сербский, хорватский имусульманская. Мировое сообщество всю вину за развязывание конфликта положилона Сербию и 25 апреля 1993 установило экономическую блокаду.

После четырех лет войны в Босниипод давлением мирового сообщества конфликтующие стороны наконец серьезно селиза стол переговоров и 15 декабря 1995 было заключено мирное соглашение. С цельювыполнение соглашения на территорию Боснии были введены войска НАТО численностью 60тыс. человек.

Утолив конфликт в Боснии,мировая общественность оказалась перед лицом проблемы Косово, вступившаявооруженного характера. Албанское меньшинство, проживающее на территории Сербии врайоне Косово, взялась за оружие с целью добиться присоединения края к Албании.Сербская армия, имея опыт антипартизанской борьбы, жестокими средствамистала подавлять партизанское движение албанцев. Чтобы потушить новую пожар наБалканах, в конфликт вмешались ООН, НАТО, ОБСЕ и другие организации. Оназаставили враждующие стороны сесть за стол переговоров и заключить соглашение(1998 г.). Но выполнение соглашения все время подвергается сопротивление ее противниковкак с одной, так и с другой стороны, что выливается в вспышки насилия. Чтобыположить конец кровопролитию, в феврале 1999 г. под угрозой применениясилы со стороны НАТО обе враждующие стороны сели за стол переговоров. Однакодоговоренности не было достигнуто. Вину за срыв переговоров был положен наСербию. НАТО, чтобы сделать Сербию более уступчивой, решили против нее войну. Течение 78 днейавиация НАТО бомбила Сербию. Наконец, сербы вывели свои войска из Косово,а в край были введены войска НАТО и России.

Война в Косово нестала последней в регионе. В следующем году вспыхнула война в Македонии, гдеалбанское меньшинство поддержана извне развернула войну против центрального правительства.Наконец, благодаря усилиям ООН, НАТО, ЕС, ОБСЕ конфликт удалось погасить.

Опасным и напряженным остаетсяположение на Ближнем Востоке (Палестина, Ирак, район проживания курдов и др.)и в ряде государств бывшего Советского Союза (Грузия, Армения, Азербайджан,Таджикистан). Обострилось противостояние между Индией и Пакистаном, которые сделалирешительные шаги в сторону превращения в ядерные государстве, осуществив подземные ядерныеиспытания. Серьезный удар по стабильности в мире нанесла азиатскаяфинансово-экономический кризис. Для решения острых конфликтных ситуаций в этихрегионах необходимы совместные усилия всех заинтересованных сторон и международныхмиротворческих организаций.

Появление новых независимых государствпривела к новой расстановке сил в мировой политике. США остались единственнойсверхдержавой. Вступила в новую фазу борьба за сферы влияния.

Политическая нестабильность в различныхрегионах мира угрожает взрывами новых локальных конфликтов. В конце 90-хлет Тропическая и Южная Африка стали регионом кровавых войн, переворотов,партизанских движений (Конго, Ангола, Руанда и др.).

Все больше дают о себе знатьсоциально-экономические проблемы стран "третьего мира". Чистая прибыль200 самых богатых людей превышает доход 40% населения мира (т.е. 2500000000человек).

Недоразумения между Россией и СШАпоставили под угрозу развитие общеевропейского процесса и процесса ядерногоразоружения. Разногласия возникли из разные позиции сторон в вопросахрасширение НАТО на Восток, в урегулировании ближневосточного и югославскогоконфликтов. Россия стремится играть доминирующую роль на территории бывшегоСоветского Союза. С такими проблемами мир вступил в третье тысячелетие.

2. Международные отношения в начале XXI векаМеждународный терроризм

Начало XXI века не принес мирана Земле. Из всех проблем, которые были унаследованы из предыдущего века наиболееопасной стала проблема международного терроризма.

Явление международного терроризма известночеловечеству еще со времен средневековья, но именно в настоящее время, когда завершаетсяформирование глобальной мировой цивилизации международный терроризм приобретает новуюкачества и места в мировой политике.

Причины существования международноготерроризма на современном этапе:

· нерешенностьнациональных проблем; проблем границ. Значительная часть народов лишена правана национальное самоопределение;

· отсутствие действенногомеханизма борьбы с терроризмом;

· доминирование США в мире,как единственной сверхдержавы;

· противоречие междухристианской, исламской, дальневосточной цивилизациями;

· стремление отдельных людей,организаций к дезорганизации установленного мирового порядка, их стремлениепосеять зерна страха и неуверенности.

Особенностимеждународного терроризма на современном этапе:

· направленность противведущих стран мира;

· использование регионовмеждународной нестабильности для развития сетей своих организаций и осуществления террористической деятельности;

· поддержкасепаратистских движений, попытка установить контроль над национально-освободительнымидвижениями;

· использованиясовременной техники и технологий;

· координация действий ивзаимная поддержка террористических организаций;

· организация финансированиятеррористической деятельности за счет легального бизнеса и контроля наднелегальным бизнесом;

· осуществленияширокомасштабных террористических акций, которые бы имели широкий мировой резонанс;

· значительное влияниеисламского фактора.

Террористический акт 11 сентября2001 в Нью-Йорке и Вашингтоне (захваченные террористами-смертникамипассажирские самолеты врезались в небоскребы Всемирного торгового центра издание Пентагона) побудил мировую общественность к объединению в борьбе стерроризмом. Была создана широкая антитеррористическая коалиция государств во главе сСША, развернула широкомасштабную борьбу с сетью террористическихорганизаций. Эта борьба ведется в экономической сфере (ликвидация источников,каналов финансирования террористических структур); военной (осуществление антитеррористических операций по уничтожению обнаруженных базтеррористов); политической и др. Важным на пути борьбы с терроризмом ликвидации регионов международнойнестабильности, свержения в некоторых странах тех режимов, которые способствуют деятельноститеррористов, урегулированию конфликтов в горячих точках.

02

Здания-близнецыВсемирного центра торговли в Нью-Йорке стали

объектомстрашного теракта 11 сентября 2001

Осенью 2002 г. обострилосьположение вокруг Ирака. США и Великобритания утверждали, что Ирак вопрекирезолюции ООН 1991 так и не разоружился (всего до 2003 г. былопринято 12 резолюций): у него есть химическое, бактериологическое оружие и его носители.Также Саддаму Хусейну забрасывались связи с международными террористическимиорганизациями, преступления против собственного народа.

Свержение режима Хусейну поставилона повестку дня вопрос о послевоенном Ираке и всего региона Ближнего Востока.После серии переговоров США и Великобритании пришлось смягчить свою позицию.ООН, ЕС тоже примут участие в восстановлении и формировании власти в послевоенном Ираке.

Обострением положения вокруг Иракарешила воспользоваться КНДР, которая заявила о своем выходе из Договора онераспространении ядерного оружия и возобновила работы по строительству ядерногореактора. Также была проведена серия испытательных пусков баллистических ракет исделано заявление о наличии ядерного оружия. США поначалу прореагировав на этодостаточно мягко, по завершению войны в Ираке, начали поиск выхода из угрожающейситуации и в этом регионе. Однако реальных достижений так и нет.

"Стратегия национальной безопасности США" (извлечение)

СегодняСША обладают беспрецедентной военной мощью, а такжебольшим экономическим и политическим влиянием. В соответствии с нашим прошлым ипринципами, мы не используем нашу силу для осуществления давления для полученияодносторонних преимуществ. Вместо этого мы стремимся создать баланс сил на благосвободы человечества - условия, при котором все страны и все общества смогут самивыбирать блага и проблемы политической и экономической свободы. В безопасном мирелюди смогут жить лучшей жизнью. Мы будем защищать мир, борясь с террористамии тиранами. Мы будем сохранять мир, строя хорошие отношения среди крупныхгосударств. Мы будем распространять зону мира. Поддерживая свободные и открытые обществана каждом континенте?

? И это путь не только для Америки. Он открыт для всех.Для достижения указанных целей США будут:

- защищать стремление кчеловеческого достоинства;

- укреплять союзы дляобеспечения победы над глобальным терроризмом и принимать меры по устранениюнападений на нас и наших друзей;

- работать с другимисторонами для урегулирования региональных конфликтов;

- препятствовать нашимврагам угрожать нам, нашим союзникам и нашим друзьям оружием массовогоуничтожения;

- инициировать новую эру глобальногоэкономического роста путем свободных рынков и свободной торговли;

- расширять сферуразвития, увеличивая открытость обществ и строя инфраструктуру безопасности;

- расширять областисовместных действий с другими основными глобальными центрами силы;

- реорганизовыватьинституты национальной безопасности Америки с учетом вызовов и возможностейXXI в.

Вопросы и задания:

1. Какие основные проблемы международных отношений довилося решать в 90-егоды?

3. Что такое международный терроризм? Каковы причины его существования?

4. Какова главная цель внешней политики США на современном этапе?

В целом произошло серьезное возрастание роли США, оказавшихся единственной сверхдержавой. Все международные процессы периода протекали на фоне этой магистральной тенденции. Американцы активизировали вмешательство в дела различных государств (самостоятельно или в рамках блока НАТО), поясняя это как борьбой за продвижение универсальных демократических ценностей, так и реализацией собственных стратегических интересов. Многие страны в тот момент не обладали ресурсом противостояния США, либо в принципе не желали выступать против. В лучшем случае та или иная держава была в состоянии защитить свою территорию или локальные, региональные интересы. США же стремились к установлению максимально выгодного для них международного порядка, пользуясь тактикой навязанного консенсуса и превращая прежних соперников в какой-то степени в партнеров, несогласие которых по отдельным вопросам допускалось ради их участия в глобальных внешнеполитических конструкциях США.

В сентябре 1993 г. Вашингтон провозгласил концепцию "расширения демократии", рассматривавшую содействие демократизации бывших социалистических стран в качестве приоритета внешней политики. Предполагалось, что прежние военные союзники Советского Союза превратятся в членов НАТО, между тем Россия не расценивалась как возможный участник блока. Первоначально российское руководство не выступало против расширения Североатлантического альянса на восток, однако впоследствии Москва оценила подобные меры как угрозу собственной национальной безопасности. Западные политики полагали Россию существенно ослабевшей и не приняли всерьез ее аргументы. В качестве компенсации России было предложено участвовать в программе "Партнерство ради мира", предполагавшей сотрудничество между альянсом и странами, возникшими после краха ОВД и СССР.

Международные отношения — явление, в котором отражается историческая эпоха. В XIX в. они были не такими, как в XVIII в., а во второй половине XX в. не такими, как в его начале.

Особенности международных отношений второй половины XX в.

Особенности международных отношений второй половины XX в. определялись целым рядом обстоятельств, в том числе расколом мира на две противостоявшие друг другу системы; созданием атомного и других видов оружия, способных мгновенно уничтожить все человечество; глобализацией международных конфликтов и др. Это вызывало, с одной стороны, повышенную напряженность в мире и, с другой стороны, стремление тысяч людей защитить себя от угрозы уничтожения. Большая часть рассматриваемого периода прошла под знаком двух тенденций: противоборства и (или) мирного сосуществования.

Стремление укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Первенство в этом принадлежало США.

Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жестких формах в других регионах мира, в первую очередь там, где народы, освободившиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это были государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлек внимание великих держав. СССР выступил в поддержку арабских стран. США встали на сторону Израиля. В 1956 г. произошел Суэцкий кризис. Поводом для него стала национализация Суэцкого канала правительством Египта. В ответ на это войска Израиля, Великобритании и Франции вторглись в Египет. СССР заявил о готовности оказать помощь Египту. Страны-агрессоры вынуждены были вывести свои войска.

  • 1949 г. — создан блок НАТО.
  • 1951 г. — образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).
  • 1954 г. — создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).
  • 1955 г. — заключен Багдадский пакт (Великобрита­ния, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО.
  • 1955 г. — образована Организация Варшавского договора.

События в юго-восточной Азии:

  • 1946—1954 гг. — война вьетнамского народа против французских колонизаторов.
  • 1950—1953 гг. — корейская война.
  • 1964—1973 гг. — участие США во вьетнамской войне.

За мир и безопасность

Люди, относившиеся к поколениям, прошедшим через войну, не хотели ее повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений, вспыхивали военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге состоялся Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов этого движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.

В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству.

В Бандунгской декларации были предложены следую­щие принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:

Уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН.

Уважение территориальной целостности всех стран.

Признание равенства всех рас и равенства всех на­ций, больших и малых.

Воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другой страны.

Уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН.

а) Воздержание от использования договоренности о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав; б) воздержание любой страны от оказания нажима на другие страны.

Воздержание от актов или угроз агрессии или применения силы против территориальной целостности или политической независимости другой страны.

Урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими, как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, так же как другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН.

Содействие взаимным интересам и сотрудничеству.

Уважение справедливости и международных обязательств.

В 1961 г. освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включилось около 100 государств.

Проблемы разоружения

В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность вопроса о разоружении была признана в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан Международный комитет по разоружению. Однако практическое решение поставленных вопросов оказалось делом сложным. Одним из достижений на этом пути стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Советским Союзом, США и Великобританией Договора о прекращении испытаний ядерного оружия в трех средах — атмосфере, космическом пространстве и под водой. Позже к договору присоединились свыше 100 государств. В 1972 г. началось подписание Международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и об их уничтожении.

Поворот к разрядке международной напряженности

Разрядка международной напряженности началась там же, где эта напряженность возникла, — в Европе. Ее отправным пунктом стало урегулирование отношений вокруг Германии. Следующим важным шагом явились советско-американские переговоры на высшем уровне, состоявшиеся в 1972—1974 гг. На них был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

Договоренности по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, стали предпосылками для развития общеевропейского сотрудничества. Для того чтобы прийти к названным соглашени­ям, каждой из сторон потребовалось приложить серьезные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особый вес достигнутому.

30 июля — 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Заключительный акт совещания, подписанный руководителями 33 европейских государств, США и Канады, содержал положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так было положено начало Хельсинкскому процессу, встречи руководителей государств — участников СБСЕ стали проводиться регулярно.

10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975):

суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

К концу 70-х гг. снизилась напряженность в Азии. Установился мир во Вьетнаме. Распались военно-политические блоки СЕАТО и СЕНТО.

Перемены 80—90-х гг

Перемена в международном климате началась с середины 80-х гг. после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачева, который предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Принципиальная позиция новой концепции состояла в том, что глобальной проблемой в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений.

Советский руководитель сумел установить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачев, Р. Рейган, Дж. Буш-старший), проведенные в 1985—1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и малой дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 80-х — начала 90-х гг. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз это было связано с объединением двух германских государств.

Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО.

Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, а в ряде случаев — возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 90-е гг. Эта и многие другие международные проблемы XX в. перешли в XXI столетие.

Читайте также: