Как изменилась российская культура в сравнении с советской кратко

Обновлено: 05.07.2024

С началом XXI столетия в жизни российского общества появилась относительная стабильность и постоянство, которые дали не только возможность тщательно проанализировать произошедшие изменения в культуре страны со времен распада СССР, но и оценить состояние нынешней культуры современной России.

Исторически сложилось так, что распад государственных структур или падение политических режимов не приводят к прерыванию процессов культурного развития. Российская культура за последние полтора десятилетия неразрывно связана с историей страны. Впрочем, вполне предсказуемо то, что изменения в политической, социальной и экономической сферах имели влияние и на ее культурную составляющую. Кроме того, перемены оказывали влияние на менталитет, общие стремления и интересы граждан, а также и на их мировоззрение.

Новое развитие российской культуры

С началом 90-х годов государство перестаёт управлять культурой и диктовать свои условия, результатом чего становится отсутствие гарантированного и постоянного заказчика. Тем не менее одновременно с появлением идеологической свободы появилась и необходимость становления культуры как самообеспечиваемой и самостоятельной единицы. Изменялась культура материальная и духовная, им приходилось приспосабливаться. Такая трансформация не могла не внести коррективы и в функционирование большинства институтов культуры, что привело к их глобальному переходу к более востребованной среднестатистическими гражданами массовой культуры.

После исчезновения с просторов России руководящей и направляющей партии, диктовавшей для всех одинаковые направления развития и интересов, перед обществом и культурой страны крайне актуальным стал вопрос выбора дальнейшего вектора развития и движения. Этот процесс осуществляется с периода распада СССР и по наши дни в крайне широком диапазоне (начиная от следования культурным образцам Западной Европы и заканчивая увлечениями Восточной культуры).

В таком поиске находились любые сферы жизни, элитарная и массовая культуры не стали здесь исключением. Неверно будет считать, что культура России в этом уникальна, так как появление и распространение таких средств массовой коммуникации, как телевидение и интернет привело к активизации мировых процессов взаимопроникновения различных культур. Несмотря на то, что эти процессы возникли еще в позапрошлом столетии, наиболее активно протекать они стали лишь в последнее время, что является культурным следствием мировых процессов глобализации.

Культура и рыночные отношения

Политика во многом стала развлечением для пенсионеров или же студентов, а остальные же активные труженики предпочли погрузиться в политическую апатию и тратить своё немногочисленное свободное время скорее на

  • развлечения,
  • посещение концертов, музыкальных фестивалей и других увеселительных массовых мероприятий.

Изобилие литературы и появившиеся многие новые авторы, которые ранее не были доступными советским читателям, привели к тому, что многие люди уже не могут нормально ориентироваться в книжных новинках. Всё это дает толчок к росту популярности различных книжных обзоров на телевидении и в интернете, газетах и журналах. Развиваются и ранее непопулярные жанры книг для отдыха или даже литературы для чтения в общественном транспорте.

Для таких книг даже формат особенный – обычно это небольшие, компактные книги из недорогой бумаги, которые легко можно переносить в сумке или даже кармане. Естественно, что и содержание такой книги должно быть подходящим для подобного чтения, включающим незамысловатый сюжет, не изобилующий сложными поворотами и не заставляющий читателя о чем-то глубоко задумываться. Манера письма тоже должна быть аналогичной, выполненной в форме простого и понятного языка обычного бытового уровня.

Также не стоит забывать и влиянии интернета на культуру современной России. Переоценить значение глобальной сети в современном мире практически невозможно, в том числе и в культурной сфере жизни. С помощью интернета культура становится более распространённой и доступной для многих отдалённых уголков страны.

Представляю Вам вариант сочинения на тему сравнения культуры СССР и современной России. Сочинение короткое, но я предлагаю Вам уловить суть и попробовать развить тему самостоятельно. Успехов!

Сравнение советского и современного этапов развития культуры

Что такое современная культура? Какая она? Какое влияние оказывает на современное общество? И какие веяния она принесла с собой? В своем рассуждении я попробую ответить на эти вопросы…

Современному этапу развития культуры предшествовал, как всем нам известно, советский этап. Для того чтобы говорить о временных изменениях в культуре, обществе, да и социуме в целом, считаю уместным сказать несколько слов именно о Советском этапе. Что было свойственно для культурной жизни Российского общества (а правильнее сказать, для СССР) в это с одной стороны непростое, но с другой – исторически важное время?

Как я к этому отношусь – сказать однозначно тоже сложно, но с уверенностью в 90% уверена, что это, безусловно, лучше по сравнению с тем, что происходит с культурой сейчас, на современном этапе ее развития. Как я провожу линия сравнения? Объясню. Здесь элементарно можно взять два критерия – цензура и телевидение. Как правило, это должны быть две неразрывные между собой черты культуры любого времени. Так и было. В Советское время, но не сейчас. Увы…

Ну это сугубо мое мнение… Что есть хорошо, а что плохо – судить не мне, я лишь высказала точку зрения. Возможно, кто-то считает иначе…

Посмотрите другие сочинения-рассуждения для ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию:

Советский период - это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства.
XX в. дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX в. в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.
Культура советского периода - сложное и неоднозначное явление. Ее нельзя показывать только как процесс бездумного воспевания коммунизма и руководящей роли Коммунистической партии. Духовная культура советского периода - это и "официально" признанная культура, и культура, находившаяся как бы "в тени", это культура диссидентства, наконец, это культура русского зарубежья.

Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.
Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики, как общее, особенное, единичное, можно отметить следующее.

Общее в культуре СССР характеризуется тем, что советская культура - закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами;

особенное в культуре советского периода заключается в том, что она не только выступает в качестве наследницы русской культуры, но и является главным реформатором социокультурных ценностей. Сохраняя основные черты русской культуры (дихотомичность, гибкость, адаптивность), которые находят отражение в развитии альтернативных культур (культура зарубежья, инакомыслие, диссидентство и др.) и народного творчества (художественная самодеятельность, народные промыслы и др.), советская культура создает новую духовность через столкновение великорусской, всероссийской и национальных культурных традиций (разрушение храмов, насаждение атеизма, уничтожение самобытных деревенских устоев и др.) или их искусственное объединение через подмену одной традиции другой (создание новой общности "советский народ", насильственные переселения и др.);

Единичное в советской культуре нашло отражение в развитии национальных культур народов СССР, в образовании общемировой системы социалистических ценностей, основу которой составляла советская культура, в обогащении и развитии мировой культуры выдающимися достижениями в области науки, техники, искусства.

2.2.7.1. Характеристика советской культуры

Советский период - это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства.
XX в. дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX в. в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.
Культура советского периода - сложное и неоднозначное явление. Ее нельзя показывать только как процесс бездумного воспевания коммунизма и руководящей роли Коммунистической партии. Духовная культура советского периода - это и "официально" признанная культура, и культура, находившаяся как бы "в тени", это культура диссидентства, наконец, это культура русского зарубежья.




Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.
Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики, как общее, особенное, единичное, можно отметить следующее.

Общее в культуре СССР характеризуется тем, что советская культура - закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами;

особенное в культуре советского периода заключается в том, что она не только выступает в качестве наследницы русской культуры, но и является главным реформатором социокультурных ценностей. Сохраняя основные черты русской культуры (дихотомичность, гибкость, адаптивность), которые находят отражение в развитии альтернативных культур (культура зарубежья, инакомыслие, диссидентство и др.) и народного творчества (художественная самодеятельность, народные промыслы и др.), советская культура создает новую духовность через столкновение великорусской, всероссийской и национальных культурных традиций (разрушение храмов, насаждение атеизма, уничтожение самобытных деревенских устоев и др.) или их искусственное объединение через подмену одной традиции другой (создание новой общности "советский народ", насильственные переселения и др.);

Единичное в советской культуре нашло отражение в развитии национальных культур народов СССР, в образовании общемировой системы социалистических ценностей, основу которой составляла советская культура, в обогащении и развитии мировой культуры выдающимися достижениями в области науки, техники, искусства.

В СССР больше было русской культуры - танцы, песни. Много говорилось о матери, о семье, Родине. Сейчас все западное или азиатское, не услышишь на ТВ русских народных песен, если только у Якубовича.

Культура СССР первична, а РФ вторична - паразитирует на оригинале римейками

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Вы используете Internet Explorer устаревшей и не поддерживаемой более версии. Чтобы не было проблем с отображением сайтов или форумов обновите его до версии 7.0 или более новой. Ещё лучше - поставьте браузер Opera или Mozilla Firefox.

Обсудить и задать вопросы можно в этой теме.


Клапауций

координатор

Разговор за мыло и грязь вовремя прикрыт, потому начну-ка я новую потенциально флудогонную 1 тему. это был не смайлик!!

Сначала - собственно повод к открытию, ответ на мнение, которое меня зацепило

>Balancer . исчезли фельетонисты, нет авторов уровня Высоцкого/Галича/Окуджавы/Визбора, нет старого рока и т.д. и т.п.

"нет старого рока" - и-ик! то есть. куда он делся-то? Машина Времени, ДДТ, Воскресенье, Чайф - тут они, смотри, слушай, не проблема. Даже (быстренько блеванув) Агата Кристи осталась, в семье не без урода
Что, не цепляет уже? Ну извините, всё изменчиво в этом мире.
Или вопрос в том, что не появилось рок-исполнителей такого уровня? Чиж, Земфира, Кашин. с некоторой натяжкой Ночные Снайперы. далее по вкусу 2

"нет авторов уровня Высоцкого/Галича/Окуджавы/Визбора" - с этим да, похуже. Сказать что совсем нет я не могу, но назову только одно имя - Олег Митяев.
Но! Бардовская песня, в общем-то, не есть некая непременная составляющая советского строя. Скажу крамольную вещь - барды умерли сорок лет назад.
Не, ну я, конечно, загнул, это так, для эпатажа. Но - ВСЕ зубры в этом жанре есть "продукт" очень узкого временного промежутка - середина 1950х годов - середина 1960х.
(начало активного творчества) Высоцкий начало 60х, Окуджава 1956, Визбор 1953-1954, Городницкий 1954, Галич конец 50х, Кукин начало 60х. достаточно?
И после этого, в течении двадцати лет в Союзе не появилось ни одного исполнителя, хотя бы приближающегося к этим авторам. Почему?
"Мы тоже дети страшных лет России –
Безвременье вливало водку в нас."
Слова, между прочим, Владимира Семеновича Высоцкого.
Так что сама по себе советская власть не дает никакой гарантии к расцвету талантов.

А, кстати, интересная вещь. Почему же именно в те годы был такой всплеск творчества? ИМХО - оттепель. Показалось что вот она, свобода, что начались глобальные перемены к лучшему. Перемены потом привели совсем не к тому, чего ждали, но "так оно всегда. но я не хочу показаться циником" (с) О'Генри.
Вторая подобная оттепель, горбачевская, тоже ведь дала такой же подъем в музыке, в другом уже жанре, роке. Всё повторяется.

Э, что-то я разогнался, закругляюсь.

Ну, напоследок, "исчезли фельетонисты" - между прочим, программа "Фитиль" снова снимается


1) темы про СССР vs Россия другими не бывают

2) эх. сейчас пойдет рубилово вкусов, "это отстой", "нет вот ЭТО отстой". ну, я предупреждал, в первой же фразе

Читайте также: