Как инновационные процессы в образовании влияют на требования к педагогу профессионалу кратко

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Дегтярева Екатерина Владимировна

Населенный пункт: п. Петропавловский

Автор: Шонин Максим Юрьевич

Населенный пункт: п. Петропавловский

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, исполнительностью и распространению новшеств.

Сейчас стало модным употреблять красивые современные понятия. Многие мои коллеги охотно используют в своей профессиональной деятельности слово инновация, но при этом каждый вкладывает в это понятие совершенно неповторимое, своё значение, порой не имеющее ничего общего с действительным смыслом этого слова. И нельзя утверждать, что вина в этом полностью ложится на педагога. Если еще 6 - 7 лет назад инновацией были компьютерные, интерактивные технологии, то сегодня это уже обычное явление для образовательных учреждений. И вот тут встает множество вопросов: А что же такое инновация сейчас? Готовы ли педагоги к стремительным преобразованиям образовательной системы, которые, судя по всему, только начинаются? Что нужно предпринять педагогическому сообществу, чтобы попасть в такт преобразованиям?

Конечно, даже среди проработавших долгое время педагогов есть креативные, гибкие, ищущие, но таких - единицы. Моё личное мнение – для инновационного развития нужны молодые педагоги, знающие основные технологии и методики, но не перегруженные системой и способные ещё творить. Ведь педагог остаётся педагогом только до тех пор, пока сам учится.

Так что же такое инновация? И нужны ли инновационные технологии педагогам?

Инновации - это и НОВЫЙ учитель, с новыми взглядами и задачами, способный использовать современные технологии, методы, подходы и УЧИТЬСЯ вместе со своими учениками.

Для нашей школы инновации - это переход на новое качественное обучение, это использование всех современных методов оценки качества знаний учащихся. Для этого необходимо использовать современные разработки отслеживания и корректировки знаний, умений, навыков и компетенций наших учеников - мониторинга качества. Новые формы целеполагания, направленные на обучающегося, технологические карты уроков, нетрадиционные формы и методы учебных и практических занятий и т.д.

Что такое инновации в современной школе? Это, в первую очередь, новые образовательные технологии: информационно-коммуникационные, интернет-технологии, технологии деятельностные, игровые, компетентностные. Это современные подходы и методы проведения урока. Уроки-игры, уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки интерактивные и нестандартные, НО (!) которые основываются на традиционной российской образовательной базе.

Одно из нововведений последнего времени является ЕГЭ! А также предметом многочисленных споров. С одной стороны это кажется разумным, замена двух экзаменов одним. С другой стороны происходит процесс обезличивания образования. ЕГЭ не требует от учащихся ни творческих достижений, ни портфолио, только ответы на общие и единые для всех тесты.

Также одним из нововведений является профильное обучение. Предполагается, что профильная школа позволяет преодолеть разрыв между требованиями вуза и возможностями системы образования. Однако у учеников, выбравших профиль, не остается возможности общения с талантливыми учителями непрофильных предметов; например, на физико– математическом профиле не будут вести занятия талантливые историки или литераторы.

Нужны ли инновации? Безусловно, да! Так как общество постоянно развивается и не может стоять на месте. Нужен ли опыт? Да, но не закостенелый и без оглядки назад. А также необходимо учитывать, что каждое нововведение имеет свои достоинства и недостатки, требует время на внедрение его в практику. А для молодого учителя, чтобы осуществлять свою инновационную деятельность на уровне школы, нужна поддержка коллег и директора, а также огромный внутренний потенциал.

Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетентности педагога.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Методический материал о влиянии инновационной деятельности педагогов на повышение их мобильности, активности, профессионализма. В нём раскрываются виды педагогических инноваций, раскрывается эффективность педагогического работника, его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках труда. Рассматриваются источники инновационных идей и отличительные черты инновационной деятельности педагога.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Влияние инновационной деятельности

на повышение профессиональной компетентности педагога.

Проблема качества образования в настоящее время встаёт со всей остротой в условиях модернизации системы образования.

Педагог - это ключевая фигура, от профессионализма которого зависит качество образовательного процесса. Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению уровня аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала.

Инновационная деятельность педагога позволяет перейти учреждению на более качественную ступень развития, а внедрение инноваций в работу образовательного учреждения есть важнейшее условие совершенствования и модернизации всей системы образования.

Инновационная деятельность педагогов влияет на повышение их мобильности, активности, профессионализма. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно - ориентированный подход к ним.

Инновация - это введение нового в цели, в содержание, в методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности педагога и учащегося.

Педагогическая инновация – это нововведение в педагогическую деятельность, ничто иное, как изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Каково же значение инновационной деятельности педагога?

Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала, и как следствие стимулирование интереса посещения его занятий учащимися. Что немало важно в системе дополнительного образования.

Различают следующие виды педагогических инноваций:

Новшества в образовании представляют собой творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения.

Эффективность педагогического работника, его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках труда обеспечивается постоянным поддержанием его профессионального уровня, что, в свою очередь, требует постоянных инвестиций в профессионально-квалификационный потенциал работника, т.е. в человеческий капитал.

Сегодня инновации в образовании это:

- новые методики преподавания, организация содержания образования;

- интеграционные межпредметные программы;

- переход на новые учебно-методические комплексы и внедрение авторских методических технологий;

- использование нетрадиционных педагогических технологий;

- новые методики оценивания образовательного результата;

- введение новых федеральных государственных образовательных стандартов;

- разработка образовательных программ в соответствии с ФГОС;

- внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс (дистанционное образование, кейс-технологии; компьютерные, сетевые, информационно-телекоммуникационные технологии);

- усовершенствование кадровой политики: (профессиональный рост, стажировка, посещение курсов лекций, практики, получение дополнительного образования, магистратура, аспирантура, участие в семинарах, дистанционное интерактивное обучение, в т.ч. мастер-классы, групповые тренинги, научно-исследовательская деятельность, самообразование);

- совершенствование вознаграждения и оценки результатов труда;

- новые законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений;

- повышение образования, культуры молодежи, рационализации умственного и физического труда, достижение высокого уровня нравственности, воспитанности;

- целевая поддержка лучших;

- опережающая поддержка вузовской науки;

- стажировки молодых исследователей, инженеров в ведущих зарубежных научных центрах, университетах и компаниях;

- участие педагогов и учащихся в конференциях, творческих семинарах и конкурсах, круглых столах, публикации научных статей;

- вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу (научные студенческие общества), подготовка их к участию в научно-практических студенческих конференциях с изданием статей в учебных заведениях.

Готовых технологий внедрения инновации не существует. Имеющиеся сегодня труды решают отдельные вопросы теории и практики инновационного движения. Современному обществу, как сказано в Концепции модернизации образования России, необходимы конкурентоспособные специалисты, отвечающие таким требованиям, как компетентность, профессионализм; обладающие способностью изменить свои трудовые функции в процессе деятельности. Важно помнить, что творчество педагога начинается со знаний того, что уже накоплено другими: опыт, репродукция, воспроизведение знаний. Это и процесс преобразования практики, известных педагогов – К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, Ш.А. Амонашвили, И.Г. Песталоцци, С.Т. Шацкого, В.Ф. Шаталова, М. Монтессори, А.С. Макаренко.

Характер инновационной деятельности педагога зависит от сложившихся условий в образовательном учреждении.

Составляющие готовности педагога к инновационной деятельности:

- существующий мотив включения в эту деятельность.

- имеющиеся знания об инновационных моделях, современных требованиях к результатам образования, о современных технологиях

- главное качество профессионального педагога – быть готовым к инновационной деятельности.

Источниками инновационных идей могут быть:

- неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);

- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);

- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

- появление новых образовательных моделей;

- изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения);

- новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).

Отличительные черты инновационной деятельности педагога:

- новизна в постановке целей и задач;

- оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;

- разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;

- способность сознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в профессию.

Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут объединяться в группы:

- методические объединения по определённой теме или направлению деятельности;

- проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединятся для определённых задач по организации и осуществлению образовательного процесса;

-группы, разрабатывающие отдельные методические аспекты образовательного процесса;

- группы, решающие задачи определённого возрастного этапа в обучении и воспитании детей.

И все же, главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом руководства является поддержка педагога различными средствами, как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так и материальными (различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных моментов является разворачивание среди педагогов процесса рефлексии и понимания относительно собственной педагогической деятельности.

Технологичность становится главной характеристикой деятельности педагога и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса. Обновление содержания педагогического процесса в учреждениях образования возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей. Поэтому, педагогическая технология, как специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используется в образовательном процессе. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Вот некоторые инновационные технологии, методы и формы.

сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.

интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.

Исследовательское занятие и практические работы:

их цель заключается в получении учебной информации из первоисточников. Учащиеся учатся работать с историческими документами, учебниками, периодической печатью.

к ним относятся компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентации по темам программы, мастер классы с поэтапным выполнением изделий ДПИ. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях.

Учение через обучение:

метод обучения, при котором учащиеся с помощью педагога готовят и проводят занятие. Один из видов педагогических технологий, при котором один учащийся учит другого. Коммуникация двух учащихся происходит в форме диалога.

Работа в малых группах:

одна из самых, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. К данной технологии относится Сингапурская система образования . Уроки по сингапурской методике проходят так: ученики сидят лицом к лицу, работа идет в команде по 4 человека, смена дислокации групп не один раз за урок, самостоятельный поиск информации. Каждый член команды в течение урока вносит свой вклад в работу. Многим уже не удается просто отсиживаться на задних партах, не обращая внимания и на учителя, и на то, что происходит в классе. Каждый ученик принимает участие в уроке, высказывая свое мнение или предположение по какому-либо вопросу.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия — умение учиться, то есть способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы. Ребенок самостоятельно приобретает определенный набор знаний, умений и навыков, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания.

Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой — инновация — деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития.

Считается, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога — как преподавателя-специалиста в предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец, как педагога-новатора — необходимы по крайней мере следующие два основных фактора:

- психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка;

- переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту.

Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста". С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.

Таким образом, инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.

Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности является формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта.

Инновации – это определенная система упорядоченных элементов, действий и отношений, направленных на обеспечение высокого прогрессивного результата, который находит широкое применение и способен привести к значительным изменениям в жизни общества и государства.

Инновационный процесс в образовании – это определенная комплексная деятельность, направленная на создание, освоение, использование и распространение новшеств в системе образования.

В настоящее время инновации в образовательном процессе имеют большое значение, так как они в первую очередь направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Разрабатываемые и внедряемые инновации в образование весьма разнообразны.

Характерными чертами инновационных процессов в образовании являются:

  1. Направленность на решение наиболее актуальных вопросов образования.
  2. Инновации содержат новое видение решения существующих в образовании проблем.
  3. Могут быть использованы в широкой образовательной практике.
  4. Способствуют обновлению педагогических процессов, получению высоких образовательных результатов.

В основе инновационных процессов заложены определенные образовательные новшества.

Новшество – это одна из характерных сторон содержания инноваций.

Новшества, в сфере образования представлены:

  • открытиями;
  • адаптированными, переоформленными или расширенными действиями и идеями;
  • решениями проблем, которые опираются не только на постановку цели, но и на реальные окружающие условия.

Инновации в образовании принято классифицировать по ряду признаков:

  1. В зависимости от предмета, который подлежит изменению.
  2. В зависимости от предполагаемой глубины преобразований.
  3. В зависимости от масштаба преобразований.
  4. В зависимости от ресурсоемкости включенных в него новшеств.
  5. В зависимости от уровня разработанности и готовности к внедрению.

Готовые работы на аналогичную тему

Этапы инновационного процесса в образовании

Этапы внедрения инноваций в образование:

  1. Обнаружение потребности в изменениях, на основании проведенного анализа информации из внешней среды.
  2. Осознание потребности в кардинальных изменениях в сфере образования, принятие того, что действующая система морально устарела и неэффективна в обучении, воспитании и развитии детей.
  3. Преодоление стереотипов и привычек, осознание выгод от внедрения новшеств.

Инновационные процессы в образовании реализуются на основании ряда законов, разработанных В.А. Сластениным и С.С. Подымовой:

  • Закон о необратимости и дистабилизации среды образования.
  • Закон о возникновении инноваций вне системы.
  • Закон о том, что инновации вызывают изменения по всех составных компонентах образовательного процесса.
  • Закон о том, что внедрение инноваций в образовательный процесс требует организованного взаимодействия педагогической теории и практики.

Таким образом, инновационный процесс в образовании представляет собой систему, имеющую все необходимые структурные элементы, которые находятся во взаимосвязи друг с другом.

Инновационный процесс в образовании как система имеет следующие характеристики:

  1. Наличие деятельной структуры, представляющей собой совокупность ряда компонентов (цель, мотив, задачи, форма, содержание и т.д.).
  2. Наличие субъективной структуры, которая состоит из совокупности всех субъектов инновационного процесса.
  3. Наличие уровневой структуры, отражающей взаимосвязь инновационной деятельности субъектов на различных уровнях (федеральный, региональный, муниципальный и т.д.).
  4. Наличие содержательной структур, предполагающей зарождение, разработку, освоение и внедрение инноваций во все сферы образования.
  5. Наличие структурированного жизненного цикла инноваций, который выражен последовательным прохождением всех этапов.
  6. Наличие управленческой структуры, которая предусматривает взаимодействие обязательных четырех видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль.
  7. Наличие организационной структуры, включающей в себя следующие этапы: диагностика – прогноз – обобщение – внедрение.

Характеристика педагогических новшеств, являющихся компонентам инновационных процессов в образовании

Внедрение инновационных процессов в систему образования предполагает осуществление инновационной деятельности.

Инновационная деятельность – это процесс, который направлен на разработку и практическое внедрение в образовательный процесс определенных новшеств.

Инновационная деятельность в образовании осуществляется с соблюдением ряда требований:

  1. Наличие конкретной новизны.
  2. Обладание определенным потенциалом, направленным на повышение эффективности процесса образования.
  3. Обеспечение долговременного полезного эффекта, который полностью будет оправдывать затраты, усилия и средства, потраченные на внедрение новшеств.
  4. Согласованность с иными новшествами в образовательном процессе.

Педагогические новшества делятся на несколько типов:

  1. Базовые или радикальные – это новшества, которые внедряют в образовательный процесс принципиально новые методы, средства, технологии и приемы.
  2. Комбинаторные – это новшества, которые предполагают использование разнообразных сочетаний и конструкций соединения элементов.
  3. Модифицирующие – направлены на улучшение и дополнение имеющихся исходных принципов, форм и конструкций.

Каждое базовое нововведение, как правило, продолжается в серии модифицирующих новшеств.

Читайте также: