Как играть на арфе кратко

Обновлено: 05.07.2024

В этой статье дается обзор техники игры на концертной арфе или арфе с двумя педалями .

Оглавление

Поза тела и рук

На концертной арфе играют сидя. Высота сиденья регулируется по размеру тела таким образом, чтобы регулировочные штифты в самой нижней точке шейки инструмента находились примерно на уровне глаз. Арфа слегка наклонена к игроку и поддерживается правым плечом и коленом. Стопы стоят на педалях, пятка или не касается земли. Правая рука обычно играет в верхних регистрах и опирается на звуковую коробку, в то время как левая рука перебирает басовые струны и свободно плавает перед струнами .

На арфе играют только первыми четырьмя пальцами каждой руки, а мизинец обычно не используется (за исключением глиссандо из 5 частей). Струны перебираются кончиками пальцев, а не ногтями, как на гитаре . Когда вы кладете пальцы на струны, большой палец должен указывать вверх, а остальные пальцы - вниз. Тыльная сторона кисти и предплечье образуют линию. При игре пальцы попадают в руку и образуют кулак, большой палец попадает на третье звено указательного пальца.

Техника игры

Основы

Вы записываете партию арфы так, как она должна звучать, т. Е. Не транспонируя ее. Он использует два посоха и соединяет их с Accolade . Как и в случае с фортепиано , каждая система обычно применяется к одной руке, нижняя (обычно в басовом ключе ) - для левой, верхняя (обычно в скрипичном ключе ) - для правой.

Согласно диатоническому строю, на каждую октаву предусмотрено семь струн. Диапазон простирается от контра- C или -D до g '' ''. Названия струн соответствуют белым клавишам фортепиано , но в базовой позиции все струны настроены на полтона ниже, то есть до-бемоль мажор. Каждую педаль можно использовать для настройки всех одноименных струн на один или два полутона выше одновременно.

Некоторые строки имеют цветовую кодировку: все строки C красные, все строки F синие.

Струны изготовлены из разных материалов. Большинство из них состоит из кишечника, покрытого слоем пластика; басовые струны от струны G вниз сделаны из стали. Для самых высоких нот некоторые арфисты используют нейлоновые струны, потому что они реже ломаются.

Педали


Смена педалей обычно отмечается между двумя системами. Любое изменение положения педали должно быть отмечено в примечаниях. Отмечается целевое положение педали, например B. F ♯ , H ♭ или G ♮ в точке фактического нажатия педали. Если на педаль наступили, а затем через короткое время вернули ее в исходное положение, это можно прояснить с помощью линии между инструкциями по педали (например: F ♯ - ♮ ). Это имеет то преимущество, что игрок может держать ногу на педали, и педаль не нужно выписывать повторно. Эта запись также используется , когда педаль будет шагнула из ♭ позиции непосредственно в ♯ положение, или наоборот.

Если нужно нажимать на две педали одновременно, это возможно только в том случае, если каждая нога может наступать на одну педаль. Педали отмечены одна над другой, педаль, на которую наступают правой ногой, находится вверху (т.е. ближе к системе правой руки). Для ясности, педали, на которые наступают одной ногой, отмечаются не одна над другой, а одна за другой.


В дополнение к этой маркировке также используются так называемые символы Салзедо . Символы Salzedo представляют собой схематические изображения текущего положения педали и используются в различных ситуациях:

  • В начале произведения
  • После долгого перерыва, например, в оркестровом сочинении
  • В любой момент для ориентации игрока во время тренировки
  • В начале нового раздела
  • На видном месте пьесы, например, в оркестровом произведении, где часто начинаются репетиции.
  • Для настройки тона глиссандо

Есть несколько способов изобразить персонажей Сальзедо. Все версии имеют общую базовую структуру: слева направо сначала отмечаются педали с левой стороны на линии, затем следует вертикальная линия, разделяющая их, затем отмечаются педали с правой стороны. Нейтральное положение ( ♮ ) отмечается вертикальной линией (|), горизонтальной линией (-) или кружком (o). В ♭ и ♯ позиции отмечены либо с вертикальной линией смещения вверх или вниз , или с треугольником (V, ^) , который открыт в верхней или нижней части . Версия с вертикальными полосами обычно встречается в программах для нотной записи .

Многие программы для нотной записи автоматически используют метки педалей и символы Salzedo. Однако они редко следуют стандартным правилам, упомянутым выше, и не всегда выбирают самый дешевый вариант. В частности, эти программы не могут реализовать упрощения за счет энгармонической путаницы .

Аппликатуры

Эти аппликатуры основаны на интервалах , т.е. размер ручки. Второй , третий и четвертый пальцы обрабатываются большим пальцем (обозначено цифрой 1) и указательным пальцем (2), пятый и шестой пальцы - большим и средним пальцами (3), а все большие пальцы - большим и безымянным пальцами (4). ). В отличие от фортепиано, верхняя нота также играется большим пальцем правой руки. В случае аккордов с более чем двумя нотами он в конечном итоге решает, насколько удобна аппликатура. В случае аккорда cg-e ', например, указательный палец выбран для g, хотя между 1-й и 2-й нотой сверху находится шестая. Максимальный размер, при котором еще можно играть, сильно зависит от размера руки. Но он не должен быть больше двенадцатиперстной кишки .


Отдельные ноты играются указательным пальцем. Это позволяет максимально контролировать мощность и звук.

Весы и арпеджио воспроизводятся последовательными пальцами независимо от интервалов, например, последовательность тонов CDEF воспроизводится с аппликатурой 4-3-2-1. Если нот меньше четырех, большой палец почти всегда включен (3-2-1).

Как и на фортепиано, арфа позволяет накладывать и накладывать друг на друга. 4-й, 3-й или 2-й палец располагается снизу, всегда под большим пальцем (в отличие от фортепиано). Таким образом, если вы играете восходящую гамму, содержащую более четырех тонов, вам необходимо перейти на более низкую ступень (например: CDEFGAHCD с аппликатурой 4-3-2-1-4-3-2-1). Для передачи используется 2-й, 3-й или 4-й палец, но не только большим, но в редких случаях и 2-м пальцем. Поэтому, если вы играете нисходящую шкалу, содержащую более четырех нот, вам придется переводить (например: DCHAGFEDC с аппликатурой 1-2-3-4-1-2-3-4). Эти правила также применимы к арпеджио, но не в любом темпе: чрезмерная скорость и, прежде всего, низкая скорость часто приводят к нечистоте и фоновым шумам.

Иногда большой палец не используется по причинам звука. Наиболее частые случаи: вторая играется с 3-2 вместо 2-1, пятая или шестая с 4-2 вместо 3-1 или три ноты гаммы играются с 4-3-2 вместо 3. -2-1.

Однако некоторые игровые приемы отклоняются от этих стандартных правил.

Звуковые эффекты

арпеджио

Флажолет


На арфе можно создавать гармоники на многих струнах . Теоретически струну можно укорачивать до бесконечности, но на практике в современной литературе используются только октавные флажолеты и очень редко пятый и третий флажолеты. Для этого струна нажимается посередине (для флажолета октавы) подушечкой большого пальца, краем руки или вторым звеном указательного пальца и ощипывается большим пальцем. Часть руки, которой нажимают на струну, также покидает струну, когда по ней играют. Если нажать на струны ребром руки, можно сыграть несколько струн в качестве флажеолета. Расстояние между струнами не должно превышать пятой части. Вы также можете играть на одной или нескольких струнах как на флажолете и на другой нормальной, например, Cc ° или Ca ° -c °. Струна, которая также защипывается, так как это почти всегда октавный флажеолет, обычно отмечается маленьким кружком над нотой. Для других обозначений следует добавить пояснения (например, Салзедо отмечает все звуки флажолетов). Звуки флажолета - это всего лишь звуковые эффекты арфы, и их нельзя сравнивать со звуковыми эффектами струнных инструментов. Это означает, что они требуют определенного времени на подготовку и что не все струны подходят для гармоник: их следует использовать только в пространстве основного тона от F до c '' '. Флажолетные тона ? / я

Энгармоническая путаница


На арфе есть возможность играть ноты с энгармонической путаницей . Это может быть необходимо, когда звуки быстро сменяют друг друга и требуют частой смены педали. Если, например, играть один за другим аккорды до мажор и мажор C ♯ , нужно будет поменять три педали, а именно C на C ♯ , E на E ♯ и G на G ♯ . Если вы играете D ♭ мажор вместо C ur мажор , вы можете заранее нажать D ♭ и A ♭, и вам больше не нужно менять педаль во время игры.

Некоторые композиторы используют возможность одновременно играть одну и ту же ноту на двух струнах (например, C и B ♯ ). Минимальная разница в высоте тона создает плавный, но в то же время более полный звук. Этот эффект также можно использовать, чтобы сделать ноты громче или выделить аккорды. Энгармоническая путаница ? / я

Энгармонические смешения позволяют воспроизводить повторение тона на большинстве тонов. Эта техника очень трудна или даже невозможна в быстрых темпах без энгармонической путаницы. Даже при путанице эту фигуру, как и трель, нельзя сыграть очень быстро, и ее нельзя сравнивать с трелями и повторениями тонов на других инструментах (например, фортепиано). Трели и повторения тона можно играть поочередно одной или двумя руками.

Все ноты, которые можно удвоить, просто увеличивая или уменьшая, можно энгармонично перепутать на арфе. Сюда не входят G, A и D, к ним относятся C / H ♯ , C ♯ / D ♭ , D ♯ / E ♭ , E / F ♭ , E ♯ / F, F ♯ / G ♭ , G ♯ / A ♭ , A ♯ / H ♭ и H / C ♭ .

Près de la table


Если струны перебирать не посередине, как в идеале, а внизу резонансного корпуса, звук становится тусклее и тише. Он больше напоминает лютню. В примечаниях обычно встречаются термины près de la table (pdlt) или bas dans les cordes. Для того, чтобы иметь возможность играть на струнах как можно глубже, лучше по возможности не использовать большой палец при аппликатуре. Près de la table ? / я

Ксило

При использовании ксило струна прижимается к деке, а затем другой рукой, обычно правой, выщипывает ее середину струны. В результате звук получается очень приглушенным и коротким, напоминающим, как следует из названия, ксилофон . С этой техникой игры мизинец также можно использовать для нажатия струны, большой палец следует использовать только осторожно, так как он слишком сильно меняет высоту тона. В нотах, например, реплики определяют, какие струны нажимаются. Ксило ? / я

Пинсе


В пинсе веревка берется между большим и указательным пальцами, а затем выщипывается. В результате получается резкий, яркий звук. Такой прием возможен только с индивидуальными тонами. Французский арфист и композитор Бернар Андрес заявляет об изобретении пинсе . Пинсе ? / я

Ногти

Вы можете перебирать веревку не только кончиками пальцев, но и ногтем . Здесь тоже есть резкий звук. Этот эффект представлен в нотах символом ногтя (символ полумесяца). Ногти ? / я

Есть множество способов постучать по арфе. Вы можете постучать пальцами, кончиками пальцев, ногтями, костяшками пальцев или ладонью, и арфа звучит по-разному в разных местах. Обычно по деке стучат. Композиторам лучше всего точно указать, как правильно нажимать. Примечания отмечаются знаком x вместо заголовка. Стучать ? / я


Педаль глиссандо

В глиссандо педали или педальном слайде струна выщипывается, и сразу после этого тон повышается или понижается путем нажатия на соответствующую педаль. Эта техника игры в основном используется в джазе и создает своего рода синюю ноту . Обозначения здесь противоречивы. Педаль глиссандо ? / я

Прочие звуковые эффекты

Есть множество других игровых техник. Современные композиторы особенно любят использовать ударные элементы. Струны и инструменты могут быть повреждены слишком твердыми молотками, а трение острых предметов о струны может быстро их износить.


Глиссанди

Ключ глиссанди


В отличие от фортепиано, на глиссандо можно играть в любой тональности арфы. Для этого вы либо записываете ноты гаммы (как 32-я или 16-я ноты), пишете желаемый тональность или тип аккорда рядом с глиссандо, либо используете диаграмму арфы, которая визуально показывает положение педали, необходимое для глиссандо.

Ключевые глиссанди с энгармонической путаницей

Аккорд глиссанди


В аккордовом глиссандо так много нот смешано так энгармонично, что остаются только ноты определенной гармонии. Можно сыграть многие доминирующие септаккорды и девятые, но особенно суженные септаккорды. Положение педали для уменьшенного септаккорда над солью G - D ♭ -C ♯ -H ♭ --EF ♭ -GA ♯ . Эти глиссанди можно записать разными способами:

  • Все ноты на шкале отмечены соответствующими случайностями (например, g-a-dy-b- . )
  • Вы записываете все звучащие тона ( например, gb-cis- . )
  • Вы отмечаете звучащие ноты и записываете ноты дважды, которые фактически воспроизводятся дважды ( т.е. gbb-cis-cis- . )
  • Вы пишете только глиссандо и то, какая гармония должна звучать ( например, глиссандо с уменьшением соль )
  • Просто обратите внимание на глиссандо и укажите положение педали с помощью знаков Салзедо ( т.е. глиссандо с ^ v ^ | - ^ - v)

Другой глиссанди

Есть много других гамм, на которых можно играть как глиссандо, например, цельнотональные гаммы и пентатонические гаммы. Важно, чтобы на весах были только единичные знаки, т.е. нет или .

Приготовление на пару

Поскольку каждая нота звучит долго ( теоретически даже бесконечно долго), время от времени необходимо приглушать струны. Для этого нужно надавливать ладонью на звучащие струны. Обе руки используются для пара, особенно в конце изделия. Обозначения здесь другие, в основном используется простой символ кода, если предполагается, что только одна рука должна отключать звук (в основном левая рука - басовые струны), два символа кода обозначают полное отключение звука обеими руками. Есть и другие техники пропаривания:

Этуффер

Стаккато

Если вы хотите играть ноты стаккато на арфе , вы можете сделать это, только если отключите их сразу после игры. Для этого вы либо вставляете тот же палец, которым вы играли ноту, обратно в струну, либо заглушаете звук другим пальцем, возможно, пальцем другой руки. Также можно использовать соседнюю струну и гасить все еще вибрирующую струну другой частью пальца. Например, звукоряд стаккато вверх можно играть вторым пальцем, так что последняя сыгранная струна приглушается вторым пальцем. Шкала стаккато ? / я


Приглушает отдельные тона

Если необходимо нажимать на педали или если гармония меняется, имеет смысл только приглушить отдельные тона. Для этого один или несколько пальцев кладут на отдельные струны, которые все еще вибрируют. Особенно когда басовые струны вибрируют, а затем настраиваются с помощью педалей, возникает неприятный шипящий шум . Ослабление отдельных тонов также отмечается с помощью символа кода, соответствующий тон отмечается.

разнообразный

Техника игры на арфе не сравнима с техникой игры на пианино ; многие последовательности тонов, которые можно сыграть на пианино, трудно или невозможно сыграть на арфе. На арфе невозможны быстрые аккордовые прогрессии и чрезмерно выраженная хроматика . Звуковые эффекты часто бывают слишком тихими при игре на других инструментах и ​​поэтому в основном используются только в сольной литературе. Особенно на сольных концертах арфа легко теряется в звуке оркестра.

Позиции арфы сильно отличаются друг от друга: на басовых струнах сложно играть быстрые последовательности тонов, такие как трели или гаммы; В высоких позициях вряд ли возможны очень широкие ручки и тона флажолетов. Самая большая разница между техникой игры и другими инструментами - это ограниченная способность артикулировать . В принципе, арфа всегда играет легато , другие артикуляции требуют особого приглушения (см. Выше). По этой причине некоторые композиторы не пишут артикуляции в партии арфы, хотя артикуляцию можно также прояснить с помощью музыкального выражения.

литература

веб ссылки

Индивидуальные доказательства

    Эта страница последний раз была отредактирована 12 мая 2021 в 08:28.

Музыкальный инструмент арфа

Арфа считается символом гармонии, изящества, спокойствия, поэзии. Один из самых красивых и загадочных инструментов, похожий на большое крыло бабочки, веками дарил поэтическое и музыкальное вдохновение своим мягким романтичным звучанием.

Что такое арфа

Музыкальный инструмент, выглядящий как большая рама треугольной формы, на которой закреплены струны, относится к струнной щипковой группе. Этот вид инструментов обязательно участвует в любом симфоническом выступлении, причем арфу используют для создания и сольной, и оркестровой музыки в разных жанрах.

Музыкальный инструмент арфа

Как звучит арфа

Звучание арфы роскошное, благородное, глубокое. Есть в нем что-то внеземное, небесное, у слушателя возникают ассоциации с древними богами Греции и Египта.

Звук арфы мягкий, негромкий. Регистры не выражены, тембровое разделение расплывчатое:

  • нижний регистр приглушенный;
  • средний – густой и звучный;
  • высокий – тонкий и легкий;
  • наивысший – короткий, слабый.

В арфовых звуках отмечаются незначительные шумовые оттенки, характерные для щипковой группы. Звуки извлекаются скользящими движениями пальцев обеих рук без использования ногтей.

В арфовой игре нередко применяется эффект глиссандо – быстрого движения пальцев по струнам, благодаря чему извлекается чудесный звуковой каскад.

Игра на арфе

Устройство инструмента

Треугольный инструмент состоит из:

  • резонансной коробки высотой около 1 м, расширяющейся к основанию;
  • плоской деки, чаще всего изготавливаемой из клена;
  • узкой рейки из твердой породы дерева, прикрепленной к середине деки на всю длину, имеющей отверстия для вдевания струн;
  • большого изогнутого грифа в верхней части корпуса;
  • панели с колками на грифе для закрепления и настройки струн;
  • передней колоннообразной стойки, предназначенной для сопротивления колебаниям струн, натянутых меж грифом и резонатором.

Количество струн у разных инструментов неодинаковое. Педальная разновидность 46-струнная, причем 11 струн выполнены из металла, 35 – из синтетического материала. А в небольшой леверсной арфе 20-38 жил.

Струны арфы

История арфы

Когда появилась арфа, неизвестно, но история ее возникновения уходит в глубокую древность. Считается, что прародитель инструмента – обыкновенный охотничий лук. Возможно, первобытные охотники подметили, что натянутая с разной силой тетива звучит неодинаково. Тогда кто-то из охотников решил вставить в лук много жил, чтобы сравнить их звучание в необычной конструкции.

В Европе компактный предок современной арфы появился в VIII веке. Его использовали бродячие артисты. В XVII веке европейская арфа стала выглядеть как тяжелая напольная конструкция. Средневековые монахи и служители храмов использовали инструмент для музыкального сопровождения богослужений.

В дальнейшем над строением инструмента многократно экспериментировали, стараясь расширить диапазон. Изобретенный в 1660 году механизм, позволяющий с помощью натяжения и отпускания струн ключами менять высоту звучания, был неудобен. Тогда в 1720 году немецкий мастер Якоб Хохбрукер создал педальное устройство, в котором педали давили на крюки, натягивающие струны.

В 1810 году во Франции ремесленник Себастьян Эрар запатентовал тип двойной арфы, воспроизводящий все тона. На основе этой разновидности началось создание современных инструментов.

В Россию арфа попала в XVIII веке, почти сразу стала популярной. Первый инструмент смогли привезти в Смольный институт, где был сформирован класс арфисток. А первой в стране арфисткой стала Глафира Алымова, портрет которой написал живописец Левицкий.

Арфист играет на арфе

Существуют следующие разновидности инструмента:

  1. Андская (или перуанская) – крупная конструкция с объемной декой, делающей зычным басовый регистр. Народный инструмент индейских племен Анд.
  2. Кельтская (она же ирландская) – небольшая конструкция. Играть следует, держа ее на коленях.
  3. Валлийская – трехрядная.
  4. Леверсная – разновидность без педалей. Регулировка осуществляется рычагами на колке.
  5. Педальная – классическая разновидность. Регулировка натянутой струны осуществляется давлением педалей.
  6. Саунг – дуговой инструмент, сделанный мастерами Бирмы и Мьянмы.
  7. Электроарфа – так стала называться разновидность классического изделия со встроенными звукоснимателями.

Интересные факты

Арфа имеет древнее происхождение, за многие века ее существования накопилось множество легенд и интересных фактов:

  1. Кельты считали, что бог огня и благоденствия Дагда меняет один сезон года на другой, играя на арфе.
  2. С XIII века арфа – часть государственной символики Ирландии. Инструмент есть на гербе, флаге, государственной печати и монетах.
  3. Существует инструмент, устроенный так, что на нем могут одновременно в четыре руки исполнять музыку два арфиста.
  4. Самая долгая игра арфистки заняла более 25 часов. Рекордсменка – американка Карла Сита, которой на момент рекорда (2010 год) было 17 лет.
  5. В неофициальной медицине есть направление арфотерапия, приверженцы которого считают звуки струнного инструмента целебными.
  6. Известной арфисткой была крепостная Прасковья Ковалева, в которую влюбился граф Николай Шереметьев, взял ее в жены.
  7. В СССР серийно производить арфы первой начала в 1948 году ленинградская фабрика имени Луначарского.

С античности до нашего времени арфа – волшебный инструмент, ее глубокие и проникновенные звуки очаровывают, завораживают, исцеляют. Ее звучание в оркестре нельзя назвать эмоциональным, сильным и первостепенным, но и в сольном, и в общем исполнении она создает настрой музыкального произведения.

Все об инструменте арфа

Такой музыкальный инструмент, как арфа, известен с давних времён, ведь он относится к числу самых древних. О том, что представляет собой этот инструмент, какие его разновидности существуют, как его выбрать, настроить и как научиться на нём играть, подробно расскажем этой статье.



Описание инструмента

Арфа относится к числу струнных щипковых музыкальных инструментов. Звук арфы часто называют благородным, он отличается мягкостью, из-за чего именно её считают одним из самых поэтичных музыкальных инструментов. А для звукоизвлечения музыканты, играя на этом инструменте, зачастую используют такой приём, как глиссандо. Он подразумевает активную переборку струн подушечками пальцев, что позволяет извлечь из инструмента звуки, которые чем-то напоминают водопад.

При этом, несмотря на всю видимую изысканность конструкции, весит она немало, около 30 килограммов. Однако это касается не всех моделей. Есть и такие арфы, которые являются ручными и легко помещаются на коленях играющего.

Считается, что происхождение данного музыкального инструмента датируется примерно 2700 годом до нашей эры.



Изначально арфа имела иной внешний вид. Она представляла собой раму в виде угла, на которую натягивали струны. Несмотря на внешнюю простоту, арфа уже на тот момент обладала значительным звуковым объёмом, который составлял пять октав. Однако со временем данная конструкция претерпела некоторые изменения.

В европейских странах арфа стала известна только ближе к VIII столетию, а популярность обрела и того позже – в XV-XVII веках. Уже на тот момент арфы могли быть разных разновидностей: угловые и дуговые, маленькие и большие. Кроме того, разниться могли не только форма арфы или её размер, но также строй и тип.



В России упоминания об этом музыкальном инструменте датируются XVIII столетием, а основоположником игры на нём стал петербуржский институт благородных девиц, который был основан Екатериной II. Изучению игры на арфе там отводилось большое количество времени. А для повышения качества обучения в институт приглашали лучших европейских музыкантов.

Уже к XX столетию арфа обрела особое значение для музыкальной индустрии. Её стали активно использовать и при одиночном, и при групповом исполнении произведений. Интересный факт: у кельтов бог, покровительствующий изобилию, с помощью игры на арфе осуществлял смену времён года. В греческих же мифах распространённой является близкая родственница арфы – лира. А вот для ирландцев такой инструмент, как арфа, долгие годы считался символом: ныне его можно увидеть на гербе, монетах, флаге и даже на государственных печатях.



Нельзя не сказать и о том, что в неофициальной медицине существует особое направление, которое носит название арфотерапия. Те, кто являются его приверженцами, всерьёз полагают, что звуки, которые можно извлечь из арфы, являются целебными и благотворно влияют на человеческий организм.

Кстати говоря, интересным является и то, что в фэнтезийных произведениях, включая книги и кино, существует и эльфийская арфа. Считается, что этот волшебный народ в совершенстве владеет данным музыкальным инструментом, извлекая из него прекрасные и завораживающие мелодии.



Устройство

Такой инструмент, как арфа, имеет треугольную форму. Основой данного треугольника можно считать резонансный корпус-ящик, размер которого, как правило, составляет около метра. Данная часть конструкции расширяется книзу, имеет закругление с одной стороны и снабжается плоской декой.


Закруглённая часть музыкального инструмента делается из клёна, а верхняя – из ели. А в середине данного устройства крепится узкая и тонкая рейка, её обычно делают из деревьев твёрдых пород. В ней же проделывают специальные отверстия, через которые проходят жильные струны. Самих струн в арфе обычно 46 штук, из них 35 сделаны из синтетического материала, а остальные 11 – из металла. Крепятся они к деке и колкам, что располагаются снизу и сверху, соответственно.



Арфа также имеет семь педалей: их количество соответствует числу диатонической звуковой схемы. Педали позволяют менять высоту звучания всех струн. По итогу каждая из них получает возможность для воспроизведения трёх звуков по полутонам.


Есть много видов арф: педальная, хрустальная, леверсная, русская, кристаллическая, стеклянная, валлийская, античная, греческая, классическая. Рассмотрим самые распространённые из них.

Педальная

Большая педальная арфа, как понятно из названия, отличается наличием педалей. У каждой из них есть 3 вида положения: бемоль, диез и бекар. Поставив педаль в то или иное положение, можно либо понизить, либо повысить звучание струн, что происходит за счет увеличения или уменьшения натяжки. Педальная арфа считается профессиональным инструментом. Он постоянно изменялся с течением времени: первая его версия появилась еще в XVIII столетии, однако нынешний свой вид он обрёл только к XIX веку.

Некоторые из разновидностей педальных арф являются электрическими и имеют дополнительное оборудование – звукосниматели. Вес такой арфы варьируется в пределах 30-50 килограммов, а её ширина обычно не превышает 2 метров. Обычно данная арфа используется и как сольный инструмент, и как устройство для ансамблей. Её даже можно назвать концертной, так как её часто задействуют в симфоническом оркестре.



Леверсная

Данная арфа также известна как кельтская, хотя называть так данный музыкальный инструмент будет с точки зрения истории ошибкой. Эта разновидность арфы обладает особым механизмом, с помощью которого можно изменить строй. В этом плане она несколько схожа с крючковой арфой, которая имела широкое распространение до того, как появились модели с педалями.



По виду леверсные арфы могут отличаться. Так, одни являются почти ручными, имеют 22 струны и их легко можно держать на коленях, другие же окажутся большими. В таком случае они имеют 38 струн. Однако есть и исключения в виде леверсных арф, число струн в которых может быть изменено до 27 или 34.

В симфонических оркестрах этот музыкальный инструмент используют значительно реже. А вот в XX столетии он был очень востребован в современной музыке, особенно в тот период, когда этническая музыка получила огромную популярность.




Ирландская

Ирландская арфа отличается тем, что имеет треугольную раму и металлические струны. Распространена она преимущественно в Ирландии и Шотландии: там музыкальный инструмент такого рода является традиционным и ранее вызывал ассоциации с шотландским правящим классом.

Данную разновидность арф можно по праву считать уникальной среди всех треугольных арф. Объясняется это тем, что у этого музыкального инструмента две струны, стоящие первыми, настраиваются на один и тот же шаг.


Электрическая

Электрическая арфа является достаточно современным музыкальным инструментом, который сделан на основе его акустического оригинала. Такие арфы появились только на рубеже 1970-1980-х годов. Их основной особенностью является то, что они могут иметь как полый корпус, так и цельный. В целом электронная арфа во многом походит на обычную. Однако есть и отличия, причём заметные. Так, у настоящей электрической арфы, которая имеет цельный корпус, обычно отсутствует полый звуковой ящик, что не даёт возможности играть акустически.


Другие

Есть множество других видов арф, которые имеют свои собственные отличительные особенности и черты.

Например, китайская кунхоу, которая на некоторое время даже прекращала своё существование, может быть вертикальной и горизонтальной. Данный музыкальный инструмент можно считать подвидом арфы, однако, в отличие от неё, он имеет два ряда струн, что облегчает музыканту задачу при исполнении музыкальных произведений с быстрым темпом и обертонов.


Встречаются и особые виды арф, на которых можно играть в четыре руки, то есть мелодию в таком случае будут исполнять два музыканта. Интересным музыкальным инструментом является и валлийская арфа. У неё имеется целых три ряда струн, в каждом из которых их по 30 штук. Данный подвид обрел особую популярность в Уэльсе, вследствие чего стал считаться национальным валлийским инструментом.


Как выбрать?

Арфа относится к числу тех музыкальных инструментов, игра на которых не кажется слишком сложной. Однако это не означает, что к выбору инструмента можно подойти без особого внимания. В идеале за советом лучше всего обратиться к профессионалу. Однако если такой возможности нет, то арфу нужно выбирать исходя из того, для чего вы планируете её приобрести.

Если вам просто нравится звучание данного музыкального инструмента, и вы планируете играть на нём в домашних условиях, то рекомендуем вам присмотреться к леверсным арфам небольшого размера. Они удобные, не отличаются громоздкостью и подходят для исполнения незамысловатых мелодий. А вот большая педальная арфа для таких целей вам будет точно ни к чему. Во-первых, такой инструмент требует много места. Во-вторых, стоит он немало – от 200 000 рублей.


Если речь идёт об арфе для ребёнка, который планирует пройти обучение игре на ней, то в этом случае лучше всего получить консультацию у педагога.

Объясняется это тем, что методики обучения детей могут разниться. Так, в Москве обучение начинается с игры на леверсной арфе, когда как в Санкт-Петербурге обычно начинают сразу учить игре на большом педальном инструменте. Однако и здесь есть исключения, поэтому без консультации не обойтись.


Как настроить?

Чтобы правильно настроить инструмент, рекомендуется обратиться за помощью к опытному музыканту. Но если такой возможности нет, то можно задействовать электрический тюнер.

Для настройки инструмента нужно расцепить педали, а если речь идёт о рычажном подвиде, то в таком случае необходимо осуществить установку всех рычагов в нейтральное положение. После этого можно приступать непосредственно к настройке арфы. Начинать это делать следует с до мажор, а дальше её можно опробовать и на бемоле.



Как научиться играть?

Не забывайте, что при игре, как правило, участвуют все пальцы, не считая мизинца. Однако здесь стоит отметить, что сам процесс звукоизвлечения может осуществляться с помощью ногтей или подушечек пальцев: здесь всё зависит от вида арфы.


Мастер-класс по игре на арфе в видео ниже.

Как играть на арфе

Для начала стоит определиться, какой тип арфы подходит именно вам. Если вы причисляете себя к любителям теплых мягких классических мелодий, выбирайте рычажный или педальный инструмент, если же вам по душе кельтские или готические мотивы - стоит присмотреться к струнным арфам. Существуют двухрядные арфы, декоративные, бывают арфы покрупнее и помельче.

Арфу следует положить так, чтобы ее корпус поместился между ног музыканта и лег на правое плечо. При этом инструмент не должен быть сильно приближен к телу, это способствует плохой видимости. Расположите руки перпендикулярно к телу, так чтобы они были параллельны полу. Для игры на арфе используйте подушечки четырех основных пальцев, мизинец в процессе мелодирования не участвует. Ногти должны быть коротко подстрижены. Сядьте ровно, ноги расположите на полу.

Старайтесь собирать пальцы во время игры - это классическая техника игры на инструменте, которую преподают большинство профессиональных учителей. По возможности расслабляйте пальцы, это способствует облегчению игры и предотвращает возможные травмы.

Присмотритесь к педалям: среднее положение соответствует тональности до мажор, поднятая педаль выдаст вам бемольные ноты, опущенная - обозначает диез. У рычажной арфы каждое отклонение от первоначального положения повышает звучание арфы на полутон.

Вытяните правую руку как можно дальше от себя и медленно пройдите от струны к струне, теперь вы можете услышать пение инструмента, почувствовать его отзыв. Первый шаг уже сделан, теперь вам необходимо пройти видеоуроки на сайтах-самоучителях или обратиться к профессиональному преподавателю или музыканту, который преподаст азы общения с инструментом. Верьте в себя, и вскоре вы сможете стать, возможно, единственным среди своих знакомых арфистом.

Читайте также: