Как характер человека влияет на безопасность труда кратко

Обновлено: 02.07.2024

Психическое состояние человека – это относительно устойчивая структурная организация всех элементов психики личности, которая служит для обеспечения взаимодействия с окружающим миром в данный момент времени.

Значительную роль в психологии труда играют определенные состояния работника, связанные со степенью физической либо психической напряженности его трудовой деятельности. Таким образом, обеспечение безопасности труда работников представляет собой предотвращение нагрузок, которые резко ухудшают функциональное состояние организма или негативно воздействуют на здоровье работника.

Следует отметить, что умеренное напряжение характерно для трудовой деятельности в оптимальном темпе. Оно всегда сопутствует реализации трудовой деятельности и является нормальным явлением.

Формированию оптимального режима труда способствуют комфортные условия трудовой деятельности и нормальная работа технических устройств. Если соблюдаются оптимальные условия труда, то достижение поставленных целей не требует высоких нервно-психических затрат, так как продолжительное время сохраняется высокая работоспособность, отсутствуют ошибки и т.д. Для такого режима свойственна высокая эффективность труда.

Трудовая деятельность в экстремальных условиях представляет собой работу при максимальном физиологическом и психическом напряжении.

К факторам, способствующим повышение напряжения в процессе трудовой деятельности, относят:

  • Физиологический дискомфорт;
  • Биологический страх;
  • Дефицит времени на обслуживание;
  • Повышенная трудность поставленных задач;
  • Повышенная значимость ошибочных действий;
  • Наличие релевантных помех;
  • Неуспех вследствие объективных обстоятельств;
  • Недостаток времени для принятия решения;
  • Недостаток информации;
  • Перегрузка информацией;
  • Конфликтные условия.

Существуют различные виды напряжения, среди них выделяют интеллектуальное, сенсорное, физическое, эмоциональное, мотивационное напряжение, напряжения ожидания, монотонию, политонию и утомление. Рассмотрим подробнее несколько из них.

Готовые работы на аналогичную тему

С чувством утомления сталкивался каждый субъект. Оно представляет собой психическое состояние, которое сопровождается снижением работоспособности, расстройством внимания, дефектами памяти и мышления, а также сонливостью.

Динамика утомления включает в себя несколько стадий. На первой стадии у человека возникает слабое чувство усталости, которое не влияет на производительность труда или влияет, но незначительно. На второй стадии существенно снижается производительность, ухудшается качество труда, а также количество выработки. На третьей стадии утомление обостряется. Производительность труда резко снижается, попытки человека противодействовать переутомлению не приводят к достижению результата. Человек чувствует себя болезненно и не может продолжать работу.

Здесь ключевую роль играют индивидуальные способности человека. От них зависит, как человек переживает утомление и справляется с ним. Также на утомление влияют обстоятельства протекания работы, качество выполнения, особенности трудового режима и т.д.

Отрицательное влияние на человека оказывает состояние монотонности. Оно возникает при выполнении однообразных движений или действий. Оно способствует снижению работоспособности, приводит к возникновению утомления, скуки и сонливости. Следует учесть, что состояние монотонности также возникает при выполнении легкой и неутомительной работы.

Эмоциональное напряжение может проявляться у разных людей в различных формах. У некоторых оно приводит к возбуждению и связано в повышением двигательных реакций, возникновению излишней суетливости и говорливости. У других же наблюдается торможение, которое характеризуется замедлением реакций. Также существует наиболее опасная форма, когда человек начинает вести себя агрессивно и бесконтрольно.

Влияние физической и социальной среды на безопасность труда

Особое влияние на состояние человека оказывают физические факторы среды, такие как освещенность, температура, скорость движения воздуха, его физико-химический состав, давление и т. д. Например, хорошая освещенность может повысить производительность труда. При этом стоит отметить, улучшение производительности труда достигается не только из-за повышения зрительной чувствительности, но и потому что человеку в светлом помещении работать более приятно.

Также стоит отметить отрицательное влияние на психику человека такого фактора как шум. Продолжительный и однообразный шум способствует возникновению монотонности.

Социальная среда, взаимоотношения в коллективе, состояние человека, его отношение к труду оказывают значительное влияние на эффективность трудовой деятельности.

Как правило, взаимоотношения между сотрудниками и социально-психологический климат оказывают влияние на психическое состояние работников. Благоприятное воздействие оказывают особенности личности руководителя, стиль руководства, наличие неформальных лидеров, отношение к производственным целям и задачам, совместимость членов коллектива по характеру и темпераменту и т.д.

Психологическая атмосфера в определенном коллективе обладает специфичностью, она отражает совокупность настроения, целеустремленности, сплоченности, дисциплинированности, самостоятельности конкретного коллектива.

Таким образом, рационализация условий труда помогает бороться с негативными психическими состояниями работников, и, следовательно, повышает безопасность труда.

Роль человеческого фактора в безопасности труда очень велика, особенно важны психофизиологические особенности участников трудового процесса. Психофизиологические основы безопасности базируются на психологии и физиологии человека. Психофизиоло­гия безопасности труда основывается на таких науках, как физиологиятруда, инженерная психология, эргономика.

Психология безопасности рассматривает применение психоло­гических знаний для обеспечения безопасности труда человека и со­ставляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению бе-аопасной деятельности человека. Проблемы безопасности и травма­тизма на современных производствах невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (от 60 до 90 % случаев в зависимости от вида трудовой деятельности) часто лежат не инженерно-конструк­торские ошибки, а организационно-психологические причины: низ­кий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на И соблюдение требований безопасности, допуск к опасным видам ра-I бот неподготовленных лиц, утомляемость людей, неудовлетворите-| льнос психическое состояние человека и т. д.

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда

Психология безопасности рассматривает психические процессы, свойства и анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых и процессе трудовой деятельности. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы составляют основу психической деятельности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы ( восприятия, память и др.).

Психические свойства (качества личности) — это качества личности (характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые Качества личности устойчивы и постоянны.

Психическое состояние человека — это структурная организация компонентов психики, выполняющих функцию взаимодействия человека со средой обитания (производственной средой). Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность производственного процесса.

Психические процессы, определяющие безопасность человека

Память — это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера.

Запоминание тесно связано с забыванием. Психологами установлено, что в среднем за первые 9 часов информация, которую] помнит человек, уменьшается на 65 %. Следовательно, для того чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить обучение, инструктажи и т. д.

Внимание — это направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышен­ный уровень умственной или двигательной активности.

В безопасности труда для привлечения внимания человека к опасностям используются различные средства — звуковые, зритель­ные, световые и т. д. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.

Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов (зри­тельного, слухового, тактильного).

Мышление — это процесс познания действительности, характе­ризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях че­ловека. Ошибочный выбор решения связан со следующими причи­нами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибоч­ное осмысление полученной информации. Ошибочное решение мо­жет привести к авариям, травмам, несчастным случаям.

При принятии решений важную роль имеет эмоционально-чув­ственная сфера человека, к которой можно отнести чувства, эмо­ции, настроение.

Чувства — это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и ряд других могут являться причинами создания опасных си­туаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение весьма важны для оценки реальной ситуации и обеспечения безопасности.

Чувственный тон — это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способству­ющим созданию опасных ситуаций, является идиосинкразия — бо­лезненное отвращение к определенным раздражителям. Положи­тельный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запа­хов, цвета уменьшает утомляемость человека и снижает степень риска возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство испо­льзуют при эстетическом оформлении рабочей зоны — световом, цветовом, звуковом.

Эмоции — это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа — стенические и астенические. Стенические эмоции — решимость, радость, воодушевление, азарт — побуждают человека к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции — боязнь, опасение, страх, испуг, ужас — ciioco6ctbют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе, необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с темпераментом, я характером человека. Поэтому темперамент и характер человека учитывается при его допуске к некоторым пилам работ, связанных в большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (летчики, авиадиспетчеры, операторы, управ­ляющие опасными производственными процессами).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпера­ментом человека, могут вызвать состояние аффекта - эмоционального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой самообладания. В состоянии аффекта, например отчаяния, может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или обморок. После состояния аффекта может наступить шок, характеризующий разбитостью, упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным опасным работам, т. к. аффект может являться основной причин, реализации опасной ситуации — аварии или травмы.

Настроение - это общее эмоциональное состояние человека формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение в некоторой степени может являться причиной возникновения опасных ситуаций. Например, длительное эмоционально-отрицатсльное настроение может привести человека к снижению, трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникающих трудностей, что может являться причиной несчастных случаев. Это обстоятельство необходимо учитывать, и человек, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных связанных с высокой опасностью операций.

Воля — это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения, ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели. Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемых реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекать­ся люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Людей с подобными качествами не следует использовать для выполнения от­ветственных работ, от результата которых зависят жизни людей, со­стояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, по­буждений, мотивов, установок и других побудительных сил лично­сти. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безо­пасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию. Создание безопасных для труда усло­вий, строгое соблюдение правил и требований безопасности должно всячески стимулироваться — морально, материально и т. д., чтобы формировать в трудовом коллективе устойчивые мотивы безопасно­го поведения, безопасного труда.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности деятельности — риском, который может быть мотивированным и не­мотивированным (бескорыстным). Причинами мотивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность ка­ких-либо потерь-проигрышей (карьерных, личностных и т. Д.). Го­товность к риску индивида определяется его психологическими свойствами, например характером, темпераментом, легкомыслием, боязливостью и т. д.

Психические свойства человека, влияющие на безопасность

Основными психическими свойствами, влияющими на безопас­ность человека, являются характер и темперамент.

Характер человека играет важную роль в обеспечении безопас­ности человека и является совокупностью индивидуально-психоло­гических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной лич­ности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Совокупность психологических свойств разует структуру характера. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. С понятием харак­тера неразрывно связано понятие темперамента.

Темперамент — это характеристика динамических психологических особенностей — интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент имеет определенное значение для безопасности тру Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик часто становится жертвой, чем холерик или сангвиник.

Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

Психологическое состояние человека и производственная безопасность

Психологическое состояние человека оказывает существенное влияние на безопасность, производительность и качество труда Психологические состояния, имеющие место в процессе трудовой деятельности человека, можно подразделить на: длительные, временные, периодические.

Тема: Защита человека от психологических факторов производственной среды.

Цель занятия: Изучитьпсихические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда.

Содержание отчёта.

1. Перечислите психические процессы, определяющие безопасность человека и дайте им краткую характеристику.

2. Рассмотрите психические свойства человека, влияющие на его безопасность.

3. Опишите, психологические методы повышения безопасности.

4. Рассмотрите виды психологических состояний человека.

5. Рассмотрите психические причины травматизма.

6. Напишите вывод по проделанной работе.

Методические указания.

Роль человеческого фактора в безопасности труда очень велика, особенно важны психофизиологические особенности участников трудового процесса. Психофизиологические основы безопасности базируются на психологии и физиологии человека. Психофизиология безопасности труда основывается на таких науках, как физиология труда, инженерная психология, эргономика и т. д.
Проблемы безопасности и травматизма на современных производствах невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (от 60 до 90% случаев в зависимости от вида трудовой деятельности) часто лежат не инженерно - конструкторские ошибки, а организационно - психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста несоблюдение требований безопасности, допуск к опасным видам работ неподготовленных лиц, утомляемость людей, неудовлетворительное психическое состояние человека и т. д.

Психология безопасности рассматривает психические процессы, свойства и анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов:

  • психические процессы;
  • психические свойства;
  • психические состояния.

Психические процессы составляют основу психической деятельности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).
Психические свойства (качества личности) - это качества личности (характер, темперамент).

Среди качеств личности выделяют:

  • интеллектуальные (внимание, речь, сообразительность, любознательность, наблюдательность)
  • эмоциональные (возбудимость, доброжелательность)
  • волевые (самообладание, уравновешенность, смелость, настойчивость, самостоятельность, решительность, энергичность)
  • моральные (ответственность, человечность, гордость, скромность)
  • трудовые (повышенная работоспособность, аналитическое мышление, стремление к профессиональному росту)

Качества личности устойчивы и постоянны.
Психическое состояние человека - это структурная организация компонентов психики, выполняющих функцию взаимодействия человека со средой обитания (производственной средой). Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность производственного процесса.

Психические процессы, определяющие безопасность человека

Настроение - это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение в некоторой степени может являться причиной воз­никновения опасных ситуаций. Например, длительное эмоционально-отрицательное настроение может привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникающих трудностей, что может являться причиной не­счастных случаев. Это обстоятельство необходимо учитывать, и человек, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.
Воля - это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения, ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели.

Психические свойства человека, влияющие на безопасность

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер и темперамент.
Характер человека играет важную роль в обеспечении безопасности человека и является совокупностью индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Совокупность психологических свойств образует структуру характера. Психологи классифицируют много структур характеров. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов. С понятием характера неразрывно связано понятие темперамента.
Темперамент - это характеристика динамических психологических особенностей - интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент имеет определенное значение для безопасности труда. Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой, чем холерик или сангвиник.
Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

Меню сайта

Полезные ссылки

Психологическое состояние человека и производственная безопасность

Психологические состояния человека
Психологическое состояние человека оказывает существенное влияние на безопасность, производительность и качество труда. Психологические состояния, имеющие место в процессе трудовой деятельности человека, можно подразделить на:
• длительные - определяющие отношение человека к выполняемой им работе и его общий психологический настрой. Это, прежде всего, удовлетворенность или неудовлетворенность выполняемой работой, наличие заинтересованности в труде или безразличие к нему, психологическая атмосфера в трудовом коллективе и т. д.;
•·временные - возникающие из-за различных нарушений в производственном процессе, неполадок, конфликтных ситуаций;
•·периодические - связанные с настроем на активную деятельность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлением, перенапряжением, сонливостью, апатией, скукой, вызванной однообразием и монотонностью работы.
Наиболее важным с точки зрения психофизиологических возможностей человека, влияющих на безопасность, является вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, а также условия, в которых осуществляется трудовая деятельность.

Виды трудовой деятельности

Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд.
Трудовая деятельности человека включает:
Виды физического труда:
- ручной;
- механизированный;
- труд на конвейере;
- труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве.
Виды умственного труда:
- управленческий;
- операторский;
- творческий;
- труд преподавателей, врачей, учащихся.
Смешанные формы трудовой деятельности, сочетающие физический и умственный труд.
Физический труд характеризуется, прежде всего, повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности - гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность - ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависит от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

Читайте также: