Как феврония убедила петра в своей мудрости кратко

Обновлено: 06.07.2024

(Скромный, кроткий, глубоко верующий, смиренно сознаёт своё несовершенство как писателя, но благодарит Бога за творческий дар).

2. Какие особенности стиля писателя можно отметить?

(Высокий стиль, много восклицательных предложений, восхваляет не только героев, но и Бога, много эпитетов, характерных для духовной литературы, много слов, употребляемой в духовной религиозной литературе).

3. Каков жанр этого произведения? ( житийная повесть )

4. А что называется повестью? ( Повесть — средний эпический жанр, объединяющий традиции устного и письменного повествования, фантастики и уважение к исторической достоверности, отражение действительности в непринужденной форме).

5. А что такое житие? ( Житие — один из основных эпических жанров церковной словесности, расцвет которого пришелся на средние века).

6. На сколько смысловых частей можно разделить произведение? (проверка Д\З, назвать заглавия)

(На две: первая часть — утверждение богоизбранничества братолюбивого князя змееборца. Вторая посвящена уже не воинскому подвигу и поединку с внешней силой зла, в ней главным оказывается духовная победа над своей греховностью и постепенное не физическое, а духовное исцеление).

7. С чего начинается сюжетное повествование? (С указания места действия).

8. Кто и каким образом пытается помешать князю мирскому служению Богу?

(Дьявол, который пытается действовать через его жену. В облике князя Павла посылает к ней летающего змея-оборотня — на блуд).

9. Как можно назвать отношения между Павлом и его женой?

(Доверительные, открытые, случившаяся беда — общая беда, пути преодоления ищут сообща).

10. С кем ещё у Павла были такие же доверительные отношения? (С его братом Петром)

11. Как можно оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со змеем-оборотнем? (Пётр действует самоотверженно)

12. Как попадает меч в руки Петра? За что он ему посылается? Подтвердите ответ текстом

13. Что этим подчёркивает автор повести? (Автор передаёт чувство глубокой веры, молитвенности князя. Уединившись в тихом храме, легче вознести свою горячую молитву, попросив о помощи в праве дном деле. По молитве и вере его приходит помощь).

14. Что случилось с Петром после победы над змеем? (Он заболел).

15. Прочитайте, как заканчивается первая часть.

Вторая часть повести.

16. Что стало поводом знакомства Петра и Февронии?

Вы знаете, что загадки — распространенный приём в устном народном творчестве.

Прочитайте в повести загадки Февронии.

- Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.

- С какой целью автор использует их здесь? (для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).

1. Прочитайте, как отвечает Феврония на просьбу юноши помочь князю.

2. Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться?

3. Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а значит, какой чертой характера он обладает?

4. Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смелость — настоящие качества мужского характера).

6. Как Феврония убедила Петра в своей мудрости?

7. Какие чувства испытывает Пётр, услышав подробный рассказ о необычной девушке? (Он не верит)

8. Думает ли он об обязательстве жениться?

9. Какое решение принимает? (Обмануть девушку, откупиться богатыми дарами).

10. Предполагает ли Феврония такое? Аргументируйте ответ.

11. Для чего князь испытывает мудрость Февронии хитрыми задачами?

13. Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах… Как об этом говорит автор? Прочитайте

14. Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине? (Злоба, зависть, спесь, чванливость, корысть — причины ненависти бояр и их жён).

15. Как и какую просьбу бояр выполнила Феврония?

16. Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по законам божиим).

17. Почему Петр и Феврония вернулись в город?

18. Литературовед Гудзий видит в Февронии “натуру одарённую, волевую”. Согласны ли вы с этим? Докажите. (В изгнании, когда Петра мучают сомнения: не напрасно ли он сам лишил себя самодержства, Феврония подбадривает его, укрепляет веру).

19. Как рисует автор образы правителей в лице князя Петра и его супруги? Прочитайте.

20. В чём же находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Умирают в один день и час и не разлучаются после смерти).

21. Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в одном гробу).

22. Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и даже смерти?

23. Как это характеризует Февронию и Петра?

24. Какие черты характера проявляются в поступках Февронии?

25. Нравится ли вам Феврония? Да или нет, и почему? Д.С. Лихачев отмечал:

- Какие человеческие качества ценились в древней Руси.

(Мудрость добросердечие, милосердие, смирение).

- А в современное время эти качества ценятся?

- О чём заставила задуматься повесть?

YII. Домашнее задание выразительное чтение, ответы на вопросы

- В “Повести” рассказывается, что в конце жизни Пётр и Феврония решили посвятить свои жизни Богу и ушли в монастырь, получив в монашестве новые имена. Значение имён в произведении тоже играет большую роль. После смерти Пётр и Феврония были канонизированы. Одно из значений глагола означает причислить к лику святых. С тех пор святые благоверные Пётр и Феврония почитаются русским народом хранителями семейного счастья, образцами супружеской верности. В Троицком монастыре города Мурома в Храме Вознесения Господня хранятся мощи святых Петра и Февронии. Здесь же и покров с их изображением. В этом же храме есть ещё одна святыня — икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семьи от несчастий, является покровительницей любви и брака и почитается верующими как символ супружеской любви и верности.

Похожие документы:

М. М. Дунаев Вера в горниле сомнений православие и русская литература в XVII xx вв

. , за всё благодарят Бога. В том (как убедил он своим жизненным опытом) помогает человеку его глубокая . перед нами не фанатик, но глубоко верующий и глубоко верный Церкви иерей. Должно согласиться, что если писатель со .

Body – бог, или месть неандертальца метакомедия Сатиры никого не исправляют, а только Озлобляют дураков

. Науму автор лично одолжил, А наш Наум её зажил, Писателя колбаской . как гниду, Единственную в своём роде гоминиду! ЛЮЦИФЕР (в зал). Благодарите Бога, рашки, Другим бы за . предавших первую? Пример наглядный перед нами: Святая Вера – первая Твоя любовь, .

Л. Н. Толстой жизнь и творчество Л. Н. Толстого

. нам служить всенощную: но я трогательно благодарила его за то, что он хотел, как . смиренный дух, любящее сердце и веру бог . несовершенство своих творений. Да и доходов это дело не приносило, а кусок хлеба даром . повести автор живописует перед читателем .

Книга I. Роза мира и её место в истории глава роза мира и её ближайшие задачи

. повесть. Все эти три дара (так же, как и дар родомысла, но . какого-то увековечивания его горячей веры, как бы благодарственной хвалы Богу за . скромные, литературой и искусством, творческая . перед нами - телесная ткань прекрасного лица, живущего глубоко .

Мировая история в свете Святого Грааля

. Даров лишь действию папского наместничества, а эпиклезу сводя лишь к благословению верующих. Но как раз верующие . как называет его Иеремия), Кроткий (как называют его надписи), за которого Бог . своё солнечное водительство. В Иисусе Навине перед нами .

Без страха и смущения делать то, что считаете правильным

Февронию невозможно ни оговорить, ни подкупить, ни уж, конечно, перехитрить. Почему? Один из секретов: она никогда не сворачивает со своего пути и не предает своих ценностей. На первом месте – Бог, на втором – муж, все остальное – частности.

Читателю житийного сказания Феврония может показаться нескромной. Как же так?

Без обиняков заявляет простая дева, что хочет выйти замуж за самого муромского князя!

Знать себя и слушать свое сердце

Когда любишь, недостатки другого перестают быть главными, уходят на второй план. Петр предстал перед Февронией в жутком виде: весь покрытый струпьями после битвы с драконом. И та полюбила его с первого взгляда. Она увидела его сердцем – и в этом ее мудрость. Ведь только увидев молодого князя, Феврония начинает говорить о замужестве, узнав в нем своего героя. И тут уже ничего не имеет значения: ни сословные различия, ни болезни, ни неприглядная внешность… Она любит – и это главное.

Можно возразить: но где же здесь мудрость? Сколько несчастных девиц падают жертвой своей самонадеянности, надеясь вылечить алкоголиков, притерпеться к богатым тиранам, смириться с тяготами ухода за больным!

Не давать повода сплетникам

Дева Феврония была простолюдинкой, вышедшей замуж за князя Петра. Само собой, знатным горожанам (и особенно – горожанкам) такое положение дел не понравилось. Чтобы как-то опорочить княгиню в глазах супруга, им пришлось немало постараться: Феврония вела себя так, что придраться было абсолютно не к чему. Вот настоящая женская мудрость: с одной стороны, она ни во что не ставит общественное мнение, а с другой – не дает этому самому мнению ни малейшего повода для злых слов.

Только так, лавируя между Сциллой и Харибдой, можно жить, не отступаясь от главных ценностей и ориентиров своей жизни. Пришлось сплетникам наскребать в буквальном смысле крохи: доложили Петру, что княгиня по-деревенски собирает после обеда хлебные крошки в ладошку.

Исключить из своей жизни ложь

Любовь способна творить чудеса с павшим его жертвой человеком – не так часто, как хотелось бы, но способна. Тому есть немало примеров. Но нередко случается так, что, избавившись (как ему кажется) от своей болезни-страсти, зависимый человек приписывает выздоровление себе и начинает жить так, как ему нравится.

Любящая женщина видит, что скоро все вернется на круги своя, предупреждает супруга об опасности, но он и слышать не хочет. И в итоге часто очень скоро вновь оказывается в начале пути – беспомощный, покрытый струпьями.

Не мстить

Увидев ее суженого в столь жалком положении, Феврония ни на секунду не дает волю гневу: а ее, между прочим, сильно обидели. Она лишь снова твердо повторяет свое условие. Феврония понимает, что упреками и скандалами нельзя добиться ничего – тем более, удержать рядом с собой любимого. Начни она уличать Петра во лжи, скорее всего, тот сел бы на своего добра коня и помчался бы дальше искать другого лекаря, коих, как гласит повесть, в рязанских краях было очень много в ту пору.

Действовать прямо и решительно

Неотъемлемым качеством женской мудрости считается хитрость. Не такова Феврония. Она всегда действует решительно и открыто – рискуя прослыть простодушной, нахальной или даже слегка не в себе.

Специалисты по семейным отношениям подтвердят: никогда нельзя ставить ультиматумы, если не собираешься их выполнять.

Это – крайняя мера, и разбрасываться словами нельзя.

Случай, описанный выше – тому свидетельство. Слово Февронии, даже сказанное тайно, никогда не расходится с делом. Она не колеблется в принятом решении – и потому по ее молитве за ночь вырастают деревья, а хлебные крошки превращаются в благоуханный ладан.

Избегать конфликтов и обид

Мудрость женщины не в умении отстаивать свою точку зрения, а в способности избежать споров и ссор – в любой ситуации. Вот пример из жития Петра и Февронии. К княгине начинает приставать некий незнакомец. Есть масса способов избавиться от домогательств: позвать мужа, стражу, отбрить острым словцом.

Речь, конечно, не идет о духовном или душевном естестве, о личности – исключительно о плотском. Только оно и интересовало речного путешественника.

Не тревожиться ни о чем раньше времени

Не выставлять напоказ свои способности

Феврония – женщина очень умная. Умнее большинства мужчин, окружающих ее. Она наделена невероятной интуицией (или даром предвидения), умеет читать мысли, по ее молитве Господь совершает чудеса. И все это – молча, со смирением, как бы исподволь. Сидит тихонько за своим бесконечным шитьем, а все необыкновенное происходит словно само собой.

Единственный раз нескромный глаз застал ее за сотворением смешного детского чуда.

Будучи уверена, что она одна, юная Феврония заставила зайца плясать, а тут откуда ни возьмись – посланник князя на пороге. Вот и сокрушается дева, что нет у нее сторожевой собаки, чтобы лаем предупредила о вторжении чужого.

Когда ей нужно утешить унывающего мужа, она просит Господа сотворить чудо ночью. Помните, из двух тоненьких прутиков наутро выросли два могучих дерева?

Знать цену молчанию

Прозорливая Феврония может сказать очень много, но словам она предпочитает молчание или дело. Вместо того, чтобы – по женской привычке – взять с Петра обещание, а лучше клятву, не обманывать, не бросать ее, просто оставляет на его теле одну невылеченную болячку. Та сама в случае подвоха образумит молодого князя. Вместо того, чтобы оправдываться, будучи оклеветанной боярами, молится. Вместо того, чтобы упрекать супруга в маловерии и унынии, сотворяет чудо.

Кстати, на чудеса способны большинство женщин. И для многих из них достаточно всего лишь обуздать свой язык. В тишине сами обстоятельства нашей жизни начинают дивным образом меняться.

Словесный поток, иссякнув, открывает место рефлексии, дает возможность окружающим – близким и дальним – увидеть нас, нашу неповторимость, а не только слышать щебетание (его, кстати, большинство мужчин очень часто пускают фоном, чтобы не засорять свой мозг лишней информацией и эмоциями).

Не забывать о чувстве юмора

Феврония молчалива и сосредоточенна. Но это не значит, что ей чуждо чувство юмора. Помните, как она ответила Петру, повелевшего ей исткать рубаху из льняной ниточки? Послала ему щепочку, чтобы сначала сделал из нее ткацкий станок! А ведь могла бы и обидеться, ведь дело происходило в самом начале их отношений, на той зыбкой почве, где переплелись правда и ложь, смущение и решительность, целомудрие и смелость.

Работать!

Мы видим Февронию практически все время с иглой в руках. Она сидит за рукоделием, оставшись без родительского пригляда девчонкой, а потом будучи княгиней, и, наконец, монахиней. Иглу оставляет только для самых важных дел: обсудить свою будущую судьбу или… отойти в мир иной. Быть может, в этой углубленности в дело заключается один из секретов несокрушимого спокойствия святой княгини?

Не бояться побыть в тени

Петр – князь, Петр – герой, Петр – глава семьи. И дело не только в историческом социальном контексте. Феврония все время подчеркивает, какой князь ценный и важный. А она – как нить, следующая за иголкой. Она исцеляет Петра, она творит для мужа чудеса, она вселяет в него бодрость духа, она может заставить подождать саму смерть. И при этом самым-самым-самым всегда остается Петр, совершивший самый великий подвиг своей жизни еще до знакомства с будущей женой.

Такое отношение не просто любовь, – подлинное уважение.

Такое отношение вселяет силу в любого мужчину и если он будет достаточно смел и решителен, то рано или поздно убьет своего дракона.

Строить семейную жизнь на вере

Уроки Петра и Февронии: о жизни святых супругов

В русской православной традиции святые Петр и Феврония Муромские играют особую роль. Их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемь столетий назад, актуальны и по сей день, — они лежат вне времени. Святые супруги являют нам именно те душевные и духовные качества человека, которые необходимы всем, кто пытается строить свои отношения с близким человеком. Неслучайно, что именно в день памяти Петра и Февронии, 8 июля, отмечается всероссийский День семьи, любви и верности.

Поиск предназначения

К сожалению, о встрече и знакомстве будущих супругов нам известно достаточно мало. Связано это с тем, что до нашего времени не сохранилось четких документальных свидетельств.

Видимо, не имея достаточных сведений о том, что предшествовало женитьбе князя Петра на простолюдинке Февронии (шаг совершенно невообразимый по меркам общества того времени), автор превращает первую главу в аллегорическую сказку на основе популярных фольклорных сюжетов. В ней говорится о битве Петра с чудовищем.

Петр, защищая жену своего брата, убивает змея-оборотня, пытавшегося искусить ее. Но во время битвы князь оказывается и сам ранен ядом и находится при смерти. Исцелить его удается лишь крестьянке Февронии, которая требует одного: чтобы он навсегда остался с ней. Петр не соглашается, пытается бежать от девушки, но в разлуке с ней снова заболевает…

Потому Феврония и не отпускает князя: она уже чувствует, что без нее он погибнет. Со временем понимает это и сам Петр. Так начинается их совместный жизненный путь и совместный путь к Богу.

На перекрестке

Лишним свидетельством тому может служить и то, что в жизнеописании супругов нет ничего из ряда вон выходящего. Напротив, их жизнь близка большинству из нас, а потому их история никогда не утратит своей актуальности.

С житейской точки зрения, в судьбе Петра и Февронии был только один по-настоящему трудный момент. Сразу же после свадьбы перед князем Петром встает дилемма: молодая супруга или все остальное, что было в его жизни. Женитьба на крестьянке не находит поддержки у городской элиты Мурома. Бояре откровенно заявляют об этом сперва князю, а потом и самой Февронии. Они предлагают князю выбор: отречение от своего звания (а значит, изгнание и бедность) или расторжение брака.

Эта история разрешается неожиданно быстро и благополучно. Оказывается, князь Петр был ключевой фигурой в политической жизни влиятельного города. Борьба за власть начинается сразу же, в первую ночь после его отречения представители боярских кланов пытаются нанести упреждающий удар по противникам, что перерастает в резню. Понимая, что все это может кончиться смутой и гражданской войной, правители Мурома зовут князя обратно.

Уроки Петра и Февронии: о жизни святых супругов
Навсегда

Заранее для супругов был приготовлен общий гроб, в котором они завещали похоронить себя. Однако люди не решаются исполнить эту последнюю волю. Ведь в конце жизни муж и жена добровольно расстались, выбрав монашеский путь, а значит, и после смерти им не приличествует лежать в одном гробу.

Вечером Петра и Февронью готовят к погребению отдельно друг от друга, но уже утром они лежат вместе, в том самом приготовленном гробу — одном на двоих. С тех пор святых супругов никто не тревожит. Им и сейчас можно поклониться в их усыпальнице в Свято-Троицком женском монастыре города Мурома…

Петр и Феврония прожили вместе долгие годы, и, наверное, им пришлось столкнуться с немалым количеством трудностей столь мелких и многочисленных, что ни один летописец никогда не стал бы фиксировать их. Однако именно мелочи, как правило, становятся причиной охлаждения отношений между супругами. Петр и Феврония — люди, прошедшие через эти трудности и сохранившие свое чувство, во многом потому, что оно перестало быть просто земной любовью двух людей. Любовь мужчины и женщины переросла в вечную Любовь, которая победила смерть.

Для Русской Церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение в первую очередь как символ особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей. Мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение — само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение невозможно, если человек не видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию.

Князь Петр мог отнестись к своей супруге как к вещи, а не как к человеку. Более того, в их положении подобный поворот был бы логичен и не встретил бы осуждения общества. Ведь их отношения строились за четыреста лет до Домостроя, во времена, когда его нормы показались бы ультра-либерализмом. Мужчина по факту был властителем женщины. И уж тем более властителем своей жены-крестьянки являлся влиятельный и могущественный аристократ — потомок древнего рода.

В повести есть короткие эпизоды, которые говорят о том, что князю Петру было непросто сломать эти стереотипы даже внутри себя. Он с трудом преодолел высокомерие в отношении жены, не знавшей этикета тогдашней элиты*. Однако он знает, зачем идет на это. Ведь для своей супруги он не князь, не представитель какого-то социального слоя или класса. Для Февронии Петр, в первую очередь, человек.

Жизнь во Христе становится для них настоящим счастьем, которое они находят в любви друг к другу.
Навеки соединяясь на земле, они обретают Вечность.

Анализируя загадку Февронии, сотрудник Муромского историко-художественного музея Ю.М.Смирнов пишет: "Демонические существа самого разного ранга нередко принимают облик собаки. Отсутствие собаки в доме Февронии подчеркнуто отрицает ее связь с хтоническим миром" [4] . Но вряд ли отсутствие собаки может указывать на суеверное отношение Февронии к этому животному. Напротив, слова мудрой девы "плохо, когда дом без ушей, а горница без очей" свидетельствуют о ее желании выйти замуж, родить детей, а также завести собаку, которая стережет дом. В одной из редакций повести святая Феврония говорит: "Пес в доме слышание и уши, а очи в доме - кошка" [3] .

Св. Мелангелла Уэльская
Св. Мелангелла Уэльская
Феврония Муромская не единственная в истории Христианства святая дева, имевшая ручного зайца. Иконография святой Мелангеллы Уэльской (VI век, память 17/30 мая) включает изображение спасенного от охотников зайца. В заповедной местности, где подвизалась святая Мелангелла, запрещена охота на зайцев, а святая Феврония хранит природный заказник "Муромский" и "Окландию" - экологически чистую зону вдоль Оки от Мурома до Рязани. По преданию, уэльская отшельница называла своего зайца "агнцем", поэтому на иконах заяц святой Мелангеллы похож на ягненка, а заяц в Уэльсе известен как "маленький агнец Мелангеллы" ("Oen bach Melangell"). Сходство зайца с агнцем отмечено и в русском фольклоре, где заяц именуется "лесным барашком". Правда, в муромской иконописи заяц святой Февронии чаще напоминает играющую собачку или спящего кота.

Став супругой князя, Феврония не оставила народного обычая собирать крошки после трапезы. Обычно остатками пищи сельские жители кормят домашних животных и птиц, а у Февронии был заяц. Но в средние века кормление зайца (а также змеи, жабы и др.) могло вызвать подозрения в колдовстве: "Дьявол в облике жабы, который нашептывал в ухо праматери Евы в раю, всегда сидит среди райских цветов около храма, ожидая, что кто-нибудь накормит его крошками просфоры" [7] . "В ряду животных с очевидными демоническими свойствами в славянской мифологии оказывается и заяц. Нечистая сила часто принимает облик зайца" [4] .

Повесть о святых Петре и Февронии рассказывает: "Однажды некто из прислуживающих княгине Февронии пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: "Каждый раз, - говорил он, - окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!" И вот благоверный князь Петр, желая ее испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку свою. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав ее, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он ее больше никогда не испытывал" [1] . Возможно, чудо превращения крошек в церковные благовония не только оправдало деревенскую привычку Февронии, но и спасло от подозрений зайца благоверной княгини. Как известно, бесы бегут от ладана и фимиама. Следовательно, заяц Февронии не был связан с магическими ритуалами [4] . Церковь прославляет Петра и Февронию как "обычаев злых и суемудрий языческих искоренителей" [1] .

Возвращаясь к беседам Февронии со слугой князя, отметим, что вторая загадка мудрой девы связана с темой памяти смертной: "Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть". Интуитивно предугадывая состояние князя Петра, православная целительница заговорила о грани между жизнью и смертью: "А то, что я сказала про отца и мать, что они пошли взаймы плакать - это пошли они на похороны и там оплакивают покойника. А когда за ними смерть придет, то другие их будут оплакивать: это - плач взаймы. Про брата же так сказала потому, что отец мой и брат - древолазы, в лесу по деревьям мед собирают. И сегодня брат мой пошел бортничать, и когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Поэтому я и сказала, что он пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть" [1] .

Ю.М. Смирнов указывает на факт, приведенный в "Повести о водворении христианства в Муроме": "И по мертвых ременная плетения древолазная с ним и в землю погребающии". Древолазные приспособление, как видим, напрямую связываются с образом смерти, а, поскольку погребальный инвентарь всегда имел определенное функционально-символическое значение, то первое, что приходит на ум в этой связи - эти "плетения" нужны покойнику, чтобы с их помощью взобраться на небо по стволу мирового древа" [4] .

Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева
Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева
История исцеления Петра содержит муромские и рязанские параллели к стихам Великого канона святого Андрея Критского (VII век). В покаянном "Андреевом стоянии" упоминаются и "яд змея", и "раны", и даже "целительная баня": "Облекохся в раздранную ризу, южа истка ми змий… Приложих язвам струпы себе… Омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег" [2] .

Снег, в церковной традиции символизирующий очищение и преображение (Пс 50. 9; Ис 1. 18; Мк 9. 3), на Руси издревле считался полезным для здоровья. В рязанских легендах о святой Февронии исцеление Петра завершается снегопадом в летнее время.

При встрече с посланцем князя юная Феврония ткала холст. В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг, Феврония вышивала лики святых на воздухе для соборного храма Пречистой Богородицы. Знаменательно, что покрытый язвами и струпьями от "крови змея" Петр попросил Февронию "учинить" ему новую одежду: "Послал он к ней с одним из своих слуг небольшой пучок льна, говоря так: "Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я буду лечиться в бане" [1] .

Смена одежд, "отравленных змеем", на ризы спасения - общепринятый в христианстве знак духовного исцеления. Тело Петра, во время болезни покрытое язвами и струпьями, было полностью исцелено при жизни, а во гробе - обретено нетленным и благоуханным. В Акафисте святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам, говорится: "Радуйтеся, багряницу княжескую на власяницу иноческую пременившии; радуйтеся, восприявшие святую схиму в броню спасения; радуйтеся, облеченные в ризу благодатного нетления" [1] .

Пучок льна, в шутку посланный Февронии князем Петром, стал золотой нитью, навеки связавшей жизни двух подвижников, к концу жизни по взаимному согласию облачившихся в ангельские ризы: "В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма Пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: "О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу". Она же ответила: "Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь". Он во второй раз послал сказать: "Недолго могу ждать тебя". И в третий раз прислал сказать: "Уже умираю и не могу больше ждать!" Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого лик уже вышила, а мантию еще не докончила: и остановилась, и воткнула в воздух иглу свою и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии" [1] .

Множество богомольцев посещают Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, чтобы поклониться честным мощам святых Петра и Февронии, которые по воле Божией покоятся во едином гробе. Богослужения у чтимой иконы благоверных Петра и Февронии совершаются в московском храме Вознесения Господня на Большой Никитской ("Малое Возненсение"). Храм и гробница святой девы-отшельницы Мелангеллы находятся в Уэльсе в поселке Pennant Melangell, где нередко можно услышать молитвы православных паломников.

Читайте также: