Как федеральное правительство распоряжается деньгами кратко
Обновлено: 05.07.2024
Код для вставки в блог
Государственное финансовое планирование на очередной год и плановый период. Исполнение федерального бюджета.
Федеральный бюджет
16 сентября 2020 , Федеральный бюджет Заседание Правительства В повестке: о прогнозе социально-экономического развития, проекте федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
2 сентября 2020 , Федеральный бюджет Михаил Мишустин провёл совещание по подготовке проекта нового трёхлетнего бюджета Председатель Правительства Михаил Мишустин провёл совещание, посвящённое прогнозу социально-экономического развития России и основным параметрам федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
12 декабря 2019 , Федеральный бюджет Брифинг Антона Силуанова по завершении заседания Правительства Основная тема брифинга – исполнение федерального бюджета за девять месяцев 2019 года.
12 декабря 2019 , Федеральный бюджет Доклад Антона Силуанова на заседании Правительства Об исполнении федерального бюджета за девять месяцев 2019 года.
12 декабря 2019 , Федеральный бюджет Заседание Правительства В повестке: об исполнении федерального бюджета, ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за 9 месяцев 2019 года.
Календарь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом "Поиск"
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы страны. Он утверждается в форме федерального закона.
Порядок формирования и исполнения бюджета регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Смотрите также
Вячеслав Володин направил поступивший в ГД проект федбюджета на 2022–2024 годы в профильный комитет
Проект бюджета вносится в Государственную Думу каждый год до 1 октября. Одновременно с этим он направляется Президенту РФ.
После внесения в Государственную Думу проект бюджета в течение трех дней направляется в комитеты ГД для внесения замечаний и предложений, Совет Федерации и в Счетную палату для подготовки заключения.
Рассмотрение документа в первом чтении.
На этом этапе обсуждается:
- концепция закона;
- прогноз социально-экономического развития страны, объем ВВП и уровень инфляции;
- направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики;
- объем доходов и расходов;
- предельный размер внутреннего и внешнего долга.
Прохождение второго чтения.
Во втором чтении рассматриваются текстовая часть проекта бюджета и приложения:
- бюджетные ассигнования по направлениям;
- основные показатели государственного оборонного заказа;
- перечень субсидий бюджетам субъектов РФ;
- программа государственных внутренних и внешних заимствований страны и др.
Принятие в третьем чтении.
В третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом с учетом бюджетных ассигнований, принятых во втором чтении.
Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня принятия Государственной Думой передается на рассмотрение Совета Федерации.
Рассмотрение в Совете Федерации.
Совет Федерации в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой рассматривает закон о бюджете.
Последний этап в утверждении главного финансового документа страны — подписание бюджета Президентом РФ.
Президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2020 год и плановые 2021−2022 годы.
Рассказываем о параметрах главного экономического документа страны.
Как формируется федеральный бюджет?
По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и траты государства на обязательства перед населением.
С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, сколько получит налогов, а сколько денег — потратит.
Часто еще можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный — значит общий, то есть деньги в него поступают и из федеральной, и из местной казны.
Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2020 год?
В 2020 году Россия, как и в 2019 году, планирует заработать больше, чем потратить.
Так, доходы составят 20,379 трлн рублей, расходы — 19,503 трлн рублей, а профицит — 876 млрд рублей. При этом траты вырастут на 0,5 процентных пункта — до 17,3% ВВП, который составит в следующем году 112,863 трлн рублей. Это должно оказать стимулирующий эффект, даже несмотря на общее замедление мировой экономики, утверждают в Минфине.
Цифры могут меняться. Власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения: в 2019 году власти дважды вносили поправки в закон на этот год. Так, изначально бюджет 2019 года закладывался с доходами 19,969 трлн рублей, расходами 18,037 трлн и профицитом 1,932 трлн. В итоге доходы составили 19,970 трлн, расходы — 18,489 трлн, а профицит соответственно меньше — 1,481 трлн рублей.
Что означает профицит бюджета? Это же хорошо?
Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.
Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.
И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.
Как и при дефиците, главным образом важно отношение уровня профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 0,8% ВВП, в 2021 году — 0,5% ВВП и в 2022 году — 0,2%.
А какой будет инфляция?
Это одна из самых интересных цифр — 3%. На столько, по мнению правительства, вырастут цены в 2020 году.
При этом ЦБ в октябре скорректировал прогноз по росту цен: с 4-4,5% до 3,2-3,7% по итогам 2019 года и 3,5-4% в 2020 году. А Минэкономразвития заложило в прогноз социально-экономического развития показатель в 3,8% по итогам текущего года.
Низкая инфляция позволит правительству сэкономить на переоценке обязательных расходов на следующий год, отметили российские СМИ.
Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько будет стоить нефть?
Нефтегазовые доходы составят 7,472 трлн рублей, ненефтегазовые — 12,907 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 36,7%.
Сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 4,508 трлн рублей, а импортного — 2,983 трлн рублей. Налог на прибыль — 1,210 трлн рублей.
Как и раньше, Минфин прогнозирует дальнейший рост доходов от дивидендов госкомпаний: 760 млрд рублей в 2020 году, 931 млрд рублей в 2021 году и 1,076 трлн рублей — в 2022 году. Хотя глава Счетной палаты Алексей Кудрин предупредил о рисках их недополучения и призвал правительство добиться выполнения поставленных целей. В целом же он назвал доходы бюджета сбалансированными.
При этом несмотря на общий рост доходов, по отношению к объему ВВП они будут постепенно снижаться — из-за сокращения доли нефтегазовых доходов.
Законопроект предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит в 2020 году $57 за баррель. При этом документ сверстан исходя из заложенной в бюджетном правиле стоимости Urals в $42,4. Все доходы выше этого уровня пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2018 году российская нефть стоила в среднем $70 за баррель, а в 2019 году — $62,2, по оценке Минэкономразвития в начале сентября.
На что государство потратит деньги?
В первую очередь больше всего средств получат программы, содействующие достижению национальных целей развития, а также выполнению задач, которые президент РФ Владимир Путин поставил перед Федеральным собранием в своем послании.
Так, финансирование нацпроектов вырастет на 10% — до 1,982 трлн в 2020 году, до 2,217 трлн рублей в 2021 году и до 2,692 трлн рублей в 2022 году. А все неиспользованные в этом году на нацпроекты деньги перенесут по тем же направлениям на следующий.
Самое масштабное увеличение расходов предусмотрено по статьям социальной сферы и программам повышения качества жизни россиян. Председатель правительства Дмитрий Медведев подчеркнул, что бюджет в первую очередь ориентирован на решение социальных вопросов. Всего на социальную политику государство потратит 5,01 трлн в 2020 году, 5,046 трлн в 2021 году и 4,827 трлн рублей в 2022 году.
На втором месте — национальная оборона с расходами 3,1 трлн в 2020 году. На третьем — экономика: 2,638 трлн в 2020 году. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность оказались на четвертом месте — 2,458 трлн рублей, и замыкает пятерку направлений здравоохранение — 1,022 трлн рублей.
Подробнее о том, сколько потратят на каждую госпрограмму, читайте в другом материале ТАСС.
Основой работы государства является его бюджет. Он формируется за счёт налогов и иных доходов государства, в том числе заимствований в виде облигаций или векселей казначейства Министерства финансов.
При формировании доходной части бюджета могут быть использованы специальные условия, которые называются бюджетным правилом. Оно вводится для гибкости формирования доходной и расходной части бюджета в зависимости от изменения экономической или социальной ситуации в государстве. На стадии формирования прогнозируются те или иные показатели экономики, которые будут оказывать влияние на налоговую базу и доход для бюджета. Но данные показатели при исполнении бюджета не статичны: они могут меняться под влиянием конъюнктуры рынка и в конечном итоге приводить к искажению доходной или расходной части бюджета. Правительство должно реагировать на такие изменения по определённому, заранее установленному алгоритму, который исключает принятие необоснованных решений.
Нефтегазовые и другие доходы бюджета
Бюджет России формируется в большей степени за счёт налога на добавленную стоимость (НДС), налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на прибыль организаций. Однако важнейшей частью бюджета являются доходы, связанные c добычей и переработкой ископаемого сырья, прежде всего нефти и газа — нефтегазовые доходы. Они составляют больше половины доходов бюджета и формируются за счёт НДПИ и экспортных пошлин на нефть, газ и продукты их переработки.
На сайте Казначейства Министерства финансов России можно посмотреть данные по структуре доходов.
Для формирования бюджета важен показатель стоимости нефти в мире: доходная часть сильно от него зависит. Однако показатель этот волатилен, следовательно, и рассчитываемая от цены нефти налоговая база также изменчива. Это создаёт неопределённости при исполнении бюджета. Чтобы исключить влияние колебания цены нефти на формирование доходной части бюджета (нефтегазовых доходов), и было использовано бюджетное правило.
Бюджетное правило МВФ предполагает понятие цены отсечения стоимости нефти. Она фиксирует цену нефти, выше которой доходы от добычи и экспорта нефти и газа попадают в специально созданные фонды и не принимают участия в формировании расходной части бюджета.
В соответствии с бюджетным правилом расходная часть бюджета не превышает:
- доходов выше цены отсечения цены нефти;
- нефтегазовых доходов;
- расходов по обслуживанию государственного долга.
История реализации бюджетного правила в России
Впервые бюджетное правило, а именно цена отсечения цены нефти, было введено в 2004 г. Цена отсечения тогда составляла всего 20 долл. за баррель. Цена отсечения росла вместе со стоимостью нефти: в 2013 г. она достигла 91 долл. за баррель. Бюджетное правило в РФ было отменено в 2015 г. и снова восстановлено 1 января 2018 г.
Бюджетное правило и курс рубля к доллару
Курс USD/RUB и стоимость нефти имеют большую корреляцию. Данная зависимость имеет вид линейной регрессии. До 2018 г. курс рубля испытывал большую волатильность в зависимости от стоимости нефти. Причём цена нефти, цена отсечения и курс рубля к доллару не были связаны между собой. Падение цены нефти в 2014 г. привело к отказу от валютного коридора ЦБ РФ и переходу к свободному курсообразованию рубля по отношению к иным валютам. В 2017 г. при росте цены нефти встал вопрос о конкурентоспособности экспортёров в России: укрепление рубля ниже 60 руб. за доллар приводило к падению прибылей и поступлению налоговых отчислений в бюджет. Поэтому в начале 2017 г. было принято решение о разработке нового бюджетного правила, основанного на принципе снижения зависимости курса рубля и стоимости нефти.
Принципиально отличие старого и нового бюджетного правила Минфина в покупках/продаже валюты на свободном рынке. Ранее доход бюджета сверх цены отсечения в рублях конвертировался в валюту по курсу ЦБ РФ путём обмена рублей на валюту внутри самого ЦБ РФ. Бюджетное правило с 2018 г. (фактически — годом ранее) предусматривало покупку валюты на свободном рынке (рынок СЭЛТ МосБиржи), когда цена нефти была больше цены отсечения, и продажу валюты, когда цена становилась меньше цены отсечения. Цена отсечения в 2018 г. составляла 40 долл. за баррель, и каждый год она увеличивается на 2%. На 2020 год цена отсечения установлена на уровне 42,4 долл. за баррель. При определении цены отсечения используется цена нефти сорта Urals, которая продаётся с дисконтом к цене Brent.
Данные операции на валютном рынке, которые выполняет ЦБ РФ, привели к снижению волатильности, т. е. сглаживанию валютного курса, и накоплению значительных сумм в золотовалютных резервах ЗВР ЦБ и Фонде народного благосостояния (ФНБ) под управлением Минфина РФ.
Объём покупки и продажи валюты в 2020 г. в зависимости от цены нефти приведён в таблице.
Читайте также:
- Что спросить у воспитателя при первом посещении детского сада
- Почему начальную школу называют важнейшим этапом в становлении экологической культуры общества
- Можно ли перманентным маркером подписать одежду в детский сад
- Почему структура правовой нормы должна быть подчинена строгой логической схеме кратко
- Сравнительный анализ трудового договора тренера спортивной школы и тренера преподавателя дюсш