Как древние евреи оказались в палестине с какими государствами граничило израильское царство кратко

Обновлено: 02.07.2024

Бог Яхве обещал евреям, что они придут в благодатную страну и смогут завоевать ее. Евреи искали эту страну целых 40 лет. Они странствовали по пустыне, побывали в разных странах, прежде, чем нашли Палестину. И, действительно, с помощью Бога им удалось захватить эту страну и превратить в государство Израиль.

Коллегия чужестранных (иностранных) дел — заменила Посольский приказ, то есть ведала внешней политикой.Военная коллегия (Воинская) — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ, то есть ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году.Камер-коллегия — сбор доходов государства.Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства.Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.Берг-коллегия — горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда).Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом.Духовная коллегия, или Святейший Правительствующий синод, — управляла церковными делами, заменила патриарха. Основана в 1721 году. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый царём. Особым указом Пётр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.Малороссийская коллегия — осуществляла контроль за действия гетмана, которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом. Коллегия возглавлялась царским офицером.

После того, как бояре-заговорщики во главе с Василием Шуйским в ночь с 16 на 17 мая 1606 года тайно выпустили из московских тюрем всех уголовников и раздали им оружие, на рассвете тревожно зазвонили колокола. Народ хлынул на Красную площадь, где в полнм вооружении уже ждали бояре. Они послали толпу на расправу с поляками, расквартированными в городе. Шуйский с ближайшими помощниками направлялся в Кремль. В поднявшейся суматохе стража не смогла оказать сопротивление, и заговорщики проникли в царские покои. Самозванец пытался бежать, но был схвачен и зарублен мечами. 1 июня 1606 года Василий венчался на царство, а 3 июня в Москву были спешны, привезены из Углича и выставлены на всеобщее обозрение в Архангельском соборе мощи царевича Дмитрия.

Однако все эти меры не внесли успокоения в общество. Мало того, спустя 2 месяца на юге разнесся слух, что Дмитрий вовсе не погиб в Москве. Хотя самого Дмитрия никто не видел, вскоре вся Северская земля, Белгород, Елец, Оскол провозгласили Дмитрия царем. Ратные люди, собранные под Ельцом отказывались подчиняться Шуйскому. На юго-западе даже появился человек, заявивший, что он – воевода Дмитрия, посланный им для организации нового войска. Казака этого звали Иван Исаевич Болотников (?-1608).

Центром нового похода на Москву стал Путивль. Именно оттуда в июле 1606 года отряды Болотникова направились к Москве. По пути он одерживает несколько побед под Кромами, Калугой, Серпуховом. Другое войско восставших во главе с Истомой Пашковым, веневским дворянином, идет, одерживая победы над Ельцом, Троицким, на Мценск, Тулу, Зарайск, Коломну, тоже на Москву. Ряды, восставших против Шуйского ширились, и восстание охватывало все большую территорию. За один год восстание охватило почти все города Курско-Орловского края. Оно начинало приобретать масштабы народной войны. В армии повстанцев были казаки, крестьяне и дворянские отряды.

В конце 1606 года обе повстанческие армии начали осаду Москвы. Продолжалась она 5 недель. Но быстро начались разногласия между лидерами Болотниковым и Пашковым. Закончилось все тем, что Пашков со своим отрядом перешел на сторону Шуйского. Это ослабило позиции Болотникова. В стычках и сражениях под стенами столицы перевес постепенно переходит на сторону Шуйского. В решающей битве у Кломенского 2 декабря они одерживают решительную победу.

Таким образом, остановить продвижение восставших к Москве удалось с большим трудом. Болотников отступил к Калуге и организовал оборону там.

Брат царя Дмитрий Шуйский безуспешно пытался взять Калугу. Но Болотников послал за помощью в соседние города, и решающее сражение в декабре 1606 года закончилось страшным разгромом войск Шуйского.

Через неделю, другой брат царя, Иван, пытается поджечь город, но планы срываются, и противник терпит новое поражение.

Другим центром повстанцев становится Тула. Сюда прибывает новое войско. Среди воевод этого войска был и князь Телятевский – бывший владелец Болотникова. В мае Болотников и Телятевский разгромили царскую армию под Калугой. Но погибли главнокомандующие и тысячи ратников. Повстанцы Болотникова и Телятевского, объединившись, уходят в Тулу.

После исхода из Египта и 40-летнего скитания по Синайской пустыне еврейский народ атаковал ханаанских князей и в течение семи лет разбил их войска одно за другим. Прошло около 300 лет, прежде чем на завоёванных землях образовалось Израильское царство во главе с первым царем по имени Самуил Саул. На севере оно граничило с Ассирией и Финикийскими государствами, на востоке с царством Аммоном и арамейскими племенами. С юга границу делили Моавитянское царство, Иудея и палестинские города-государства

Южную часть Восточного Средиземноморья – Палестину – в древности заселили евреи. История их необычна – мы не знаем другого примера, когда бы народ в течение более четырех тысячелетий сохранял религию, традиции, историческую память и чувство единства, тем более будучи в течение двух тысяч лет рассеянным по всему миру.

Главным источником по древнейшей истории евреев является Библия (Ветхий Завет), в еврейской традиции называемая Танах.

Жертвоприношение Авраамом Исаака. Картина Рембрандта, 1635 г., Эрмитаж

Для Египта это было время военных походов и строительства крепостей, поэтому вскоре евреев заставили тяжело работать. Спас евреев из рабства Моисей: по указанию Бога он вывел народ из Египта, а египетские колесницы, посланные вдогонку, утонули в Красном море. В еврейской традиции это переломное событие истории называется Исход.

В начале сорокалетнего странствия по пустыне Моисей на горе Синай получил от Яхве – бога-покровителя еврейских племен – каменные скрижали с заповедями, обязательными для исполнения. Был заключен договор (Завет) народа с Богом.

Цари Израиля

Первым царём народ утвердил Саула. Все его правление прошло в тяжёлой войне с филистимлянами, владевшими железным оружием. В одном из боев Саул погиб, но созданная им армия сумела освободить Ханаан от врагов.

Статуя Давида работы Николаса Кардье, 17 век. Базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим

Сын Давида Соломон продолжил дело отца и вошел в историю как великий и мудрый правитель. Поскольку ему досталось обширное царство с налаженной системой управления, он не стал вести новых войн, а все средства отдал на укрепление и развитие государства. Именно Соломон за семь лет построил в Иерусалиме единый религиозный центр для всех колен – Храм, куда поместили Ковчег Завета со скрижалями.

Реконструкция Града Давида. I век н. э.

Всем взрослым мужчинам страны вменялось в обязанность три раза в год приходить к Храму на праздничную службу – так поддерживалась общность народа и веры. Первый Храм стоял на горе Мория там, где, по преданию, Авраам связал своего сына Исаака, чтобы принести его в жертву, где приносили жертвы Каин и Авель.

Суд Соломона. Фреска в церкви в Австрии

Однако именно после его смерти – находясь на вершине могущества, богатства и объединения – государство Израиль распалось. Возникли северное царство Израиль со столицей Самарией и южная Иудея со столицей Иерусалимом. Споры между ними ослабляли еврейский народ и делали его беззащитным.

В 772 году до н.э. войско Ассирии уничтожило Израильское царство и разрушило Самарию, население было изгнано из Ханаана. Иудея осталась одна. Её правители попытались извлечь уроки из произошедшего и сплотить народ: на праздник в Храм пригласили избежавших плена израильтян, издали законы, облегчавшие положение бедняков.

После захвата Вавилона новые владыки Передней Азии — персы — разрешили евреям вернуться в Палестину, но не дали им независимости. В Иерусалиме был отстроен Второй Храм, вокруг священников которого и сплотился народ.

Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита, 70 год. Дэвид Робертс, масло, 1850

Спустя два столетия вместе во всей бывшей Персидской державой земли Палестины вошли в состав царства Александра Македонского, затем – эллинистических государств, а после короткого периода независимости в I в. до н.э. подчинились Риму. Именно римляне после ожесточенной Иудейской войны окончательно разрушили Храм в Иерусалиме и запретили евреям Палестины исповедовать свою религию и изгнали их из Иерусалима. Для еврейского народа началась эпоха рассеяния по миру (диаспоры).

Иудаизм – религия евреев

Иудаизм первым в истории запретил человеческие жертвы. Они были заменены жертвоприношением животных в Храме, а во времена плена в Вавилоне – молитвами. Для молитв иудеи собираются в синагоге: у евреев молельный дом – это место собраний, а не жилище Бога, как у христиан или язычников. Храм после второго разрушения не восстановили; от него сохранилась лишь западная стена его внешней ограды (часто ее называют Стена Плача). Иудеи верят, что, когда весь еврейский народ соберётся в Земле Израиля, будет отстроен Третий Храм и начнется Царство Божие на земле.

Израильское государство, по сравнению с империями того времени, было небольшим и просуществовало недолго.

Однако прародина израильского народа стала для евреев мощным духовным и политическим символом, помогла им пережить многовековое изгнание и рассеяние по миру, последовавшее после гибели их царства.

Если вам нравится история, тогда данная статья именно для вас. Перед вами краткая история древнего Израильского царства. О современном Израиле читайте здесь.

Drevniy-Izrail

Древний Израиль

Там они жили племенами до тех пор, пока их не объединил первый царь Саул (правил в 1020-1006 до н. э.).

Следующим царем Израиля (1006-995 до н. э.) стал Давид. Он завоевал город Иевус, дал ему новое имя Иерусалим и поместил там ковчег Завета, сделав город политическим и религиозным центром израильтян.

Сын Давида Соломон (965-928 до н. э.) построил в Иерусалиме величественный Храм, который был отделан золотыми и бронзовыми украшениями. Для того чтобы оплачивать строительство, царь взвинтил налоги, а его сын Ровоам продолжил жесткую финансовую политику.

Не желая мириться с таким тяжким бременем, северные племена отделились от царства, и образовалось два государства – Израиль на севере и Иудея на юге.

Между тем воинственные ассирийцы, обитавшие в долине реки Тигр, начали всерьез угрожать другим народам Месопотамии. У ассирийцев была мощная армия, где применялись такие нововведения, как осадные орудия и кольчужные доспехи.

Izrailskoe-tsarstvo

В 721 г. до н. э. ассирийцы захватили Израиль, ослабленный внутренними раздорами. Иудея пережила разгром и осталась существовать как вассал великой Вавилонской империи, второй из великих держав Месопотамии.

В 598 г. до н. э. Иудея восстала против вавилонской власти, но вавилонский царь Навуходоносор II подавил восстание. Через десять лет войска Навуходоносора заняли Иерусалим, уничтожили город и Храм и переселили тысячи евреев в Вавилон.

Вавилон был великолепным городом, но для изгнанников пленение оказалось тяжким испытанием. Поэтому они с восторгом встретили разгром Вавилонской державы персами (539 до н. э.) под предводительством Кира Великого.

Придя к власти в Вавилоне, Кир позволил евреям вернуться на родину, которая вошла в его империю. Одни вернулись домой, но другие так и остались в Вавилоне и Египте, положив начало рассеянию (диаспоре) еврейского народа, продолжающемуся и по сей день.

Храм Соломона

Согласно описанию в Книге Царств, Храм, построенный Соломоном в Иерусалиме для хранения ковчега Завета, состоял из трех помещений: притвор, святилище и святая святых, где и находился ковчег.

Pervyiy-Hram-Hram-Solomona

Первый Храм (Храм Соломона)

Царь Давид распространил свою власть на обширную территорию, но ок. 925 г. до н. э. она разделилась на два государства: Израиль (на севере) со столицей Самарией и Иудею (на юге) со столицей Иерусалимом.

Ковчег Завета

Согласно Библии, Бог дал Моисею точные указания, как сделать хранилище для скрижалей, где были записаны Десять заповедей. Когда израильтяне отправлялись на войну, ковчег всегда несли с войском; он служил высшим предметом религиозного культа, а также, по поверью, обладал способностью убивать людей.

Kovcheg-Zaveta

Ковчег Завета

Царь Давид перенес ковчег в Иерусалим, где он впоследствии хранился в Храме, построенном сыном Давида Соломоном. После того как вавилоняне в 586 г. до н. э. захватили Иерусалим и разрушили Храм, ковчег исчез.

Читайте также: