Как должна быть организована первая доврачебная помощь при несчастных случаях в доу

Обновлено: 19.05.2024

Настоящая инструкция разработана на основании законодательства РФ,нормативно-методических материалов Министерства здравоохранения РФ.

Принципы оказания первой помощи.

  1. Не навреди.
  2. Сохрани свою жизнь.
  3. Мысли мгновенно и на пять шагов вперёд
  4. Постоянно учись и нарабатывай практические навыки.

Обучение приёмам оказания первой помощи.

1.Для всех поступающих на работу работников рабочих профессий организуется обучение приёмам оказания первой помощи в течении первого месяца.

2.Эти же работники проходят периодическое, ежегодное обучение приёмам оказания первой помощи пострадавшим.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь.

2.Остановка дыхания и кровообращения.

4.Инородные тела в верхних дыхательных путях.

5.Травмы различных областей тела.

Перечень мероприятий по оказанию первой помощи пострадавшим.

1.Мерориятия по оценке обстановки.

1.1.Определение угрозы для собственной жизни.

1.2.Определение угрозы для жизни пострадавшего.

1.3.Устранение угрожающих факторов.

1.4.Прекращение действия угрожающих факторов на пострадавшего.

1.5.Оценка количества пострадавших.

1.6.Извлечение пострадавшего из труднодоступных мест.

2.Вызов скорой помощи и других служб.

3.Определение наличия сознания у пострадавшего.

4.Мероприятия по восстановлению проходимости верхних дыхательных путей и определению признаков жизни.

4.1.Запрокидывание головы с подъемом подбородка.

4.2.Выдвижение нижней челюсти.

4.3.Определение наличия дыхания.

4.4.Определение наличия кровообращения, проверка пульса.

  1. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации.

5.1.Давление руками на грудину пострадавшего.

5.4.Искусственное дыхание с помощью устройств для искусственного дыхания.

6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей.

6.1.Придание устойчивого бокового положения.

6.2.Запрокидывание головы с подъёмом подбородка.

6.3.Выдвижение нижней челюсти.

7.Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения.

7.1.Обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечения.

7.2.Пальцевое прижатие артерии.

7.4.Максимальное сгибание конечности в суставе.

7.5.Прмое давление на рану.

7.6.Наложение давящей повязки на рану.

8. Наложение повязок.

9. Проведение иммобилизации.

10.Фиксация шейного отдела позвоночника.

11.Преращение воздействия опасных химических веществ.

12.Местное охлаждение при ожогах и других воздействиях высоких температур.

13.Термоизоляция при отморожениях.

14. Придание телу пострадавшего оптимального положения.

15.Контроль состояния пострадавшего.

16.Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи

В соответствии с приказом МЗ РФ от 5 марта 2011г. № 169 н на всех объектах должны быть в наличии аптечки для оказания первой помощи работникам. Аптечки должны быть укомплектованы согласно приказа, работники должны уметь пользоваться аптечкой, а работодатель обязан организовать контроль за аптечками.

Сердечно-легочная реанимация у взрослых.

1. Отступите 3-4 см. выше мечевидного отростка грудины.

2. Повернув голову на бок, освободите дыхательные пути.

3. Выполните 2 вдоха ч/з специальное устройство.

-вызовите экстренные службы по № 112 до оказания помощи;

-освободите грудную клетку от одежды;

-чередуйте 30 компрессий и 2 вдоха;

-перед проведением вдохов зажмите нос пострадавшего и разогните голову.

-сжимайте грудную клетку на 4-5 см.;

-контролируйте пульс и дыхание;

-продолжайте реанимацию до прибытия медиков.

Способ остановки артериального кровотечения.

1.Артериальное кровотечение сопровождается пульсирующим излитием крови.

2.Прижмите через салфетку пальцами место кровотечения.

3.Затяните жгут выше места кровотечения на конечностях до прекращения кровотечения.

4.Наложите стерильную повязку на рану.

-накладывайте жгут только при артериальном кровотечении;

-подложите под жгут марлевую салфетку или ткань;

-отметьте время наложения жгута;

-время пребывания жгута на конечности не более 1 часа;

-при неправильном наложении жгута кровотечение продолжается, а конечность синеет;

Способ остановки венозного кровотечения.

1.При венозном кровотечение кровь стекает с краёв раны.

2.Закройте рану стерильными салфетками и туго забинтуйте.

-не накладывайте жгут при венозном кровотечении;

-не промывайте рану водой или другими растворами;

-придайте конечности возвышенное положение и приложите холод к ране.

Для проведения иммобилизации примените подручные средства (картон,журнал, ветки деревьев, спортивный инвентарь,пластиковая бутылка, валик из одежды), возможна фиксация повреждённой конечности к туловищу или к здоровой конечности.

-при иммобилизации переломов конечностей фиксируйте смежные суставы;

-не производите грубых и резких движений повреждённой конечностью;

-при иммобилизации шеи добейтесь неподвижности головы пострадавшего.

Первая помощь при ожогах.

1. При ожогах без нарушения целостности ожоговых пузырей – охладить прохладной

Водой и наложить стерильную повязку.

2. При ожогах с нарушением целостности пузырей – наложить стерильную повязку.

-не обрабатывайте ожоги маслом, кремом, жиром.

-не растирайте ожоговые поверхности снегом, не прикладывайте лёд;

-не пытайтесь удалить пригоревшую одежду.

Правила обесточивания пострадавшего.

1. Надеть диэлектрические перчатки, резиновые боты.

2. Взять изолирующую штангу и сбросить провод с пострадавшего, оттащить его за одежду на расстояние не менее 8 метров от провода.

-нельзя приступать к оказанию помощи, не освободив пострадавшего от действия электрического тока;

-нельзя отрывать подошвы от поверхности земли, делать широкие шаги, бежать(передвигайтесь гусиным шагом).

Первая помощь при отравлениях.

1. Препараты мышьяка. Пути проникновения: кожа, желудок, дыхательные пути. Симптомы: боли в животе, рвота, повышенная температура, падение артериального давления. Первая помощь: промыть желудок, вызвать скорую помощь.

2. Хлорорганические и фосфорорганические препараты: пути проникновения: желудочно-кишечный тракт, кожа, дыхательные пути. Симптомы: тошнота, рвота, боли в животе, головные боли, гиперсаливация, нервные расстройства, обморок, потеря сознания. Первая помощь: вызов скорой помощи, промывание желудка, активированный уголь, слабительное.

3. Ртутно-органические соединения. Пути проникновения: дыхательные пути, желудок, кожа. Симптомы: рвота, раздражение кожи, поражение печени и почек. Первая помощь: искусственная рвота, промывание желудка, скорая помощь.

В настоящих методических рекомендациях использованы материалы под редакцией А.В.Михалевича, П.В.Гриба.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2022 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Приемам оказания первой помощи нужно обучить всех работников без исключения: и новых сотрудников, и тех, кого перевели на другую работу (ст. 225 ТК РФ). Самое главное провести обучение не позже одного месяца с момента, когда сотрудник приступил к работе. Как провести обучение правильно вам помогут материалы в конце статьи, но сначала всё по порядку.

Уметь, но не оказывать помощь?

Если вы или ваши сотрудники не уверены в том, что смогут правильно оказать первую помощь, то лучше ограничиться вызовом экстренных служб. Подчеркну еще раз, работник обязан уметь, но не оказывать помощь. А пострадавший имеет право отказаться от помощи.

Не всегда оказание первой помощи сводится к остановке кровотечения, искусственному дыханию и реанимации пострадавшего. Бывает, что человеку просто нужна помощь встать или прийти в сознание. А для того, чтобы повысить шансы успешного оказания первой помощи, я рекомендую для больших коллективов приглашать мед.работников или инструкторов. И вот несколько советов для их подбора:

  1. Всегда спрашивайте стаж и сведения о подготовке инструктора.
  2. Практический опыт работы, например, медсестра или врач травматолог с практическим опытом подойдут как нельзя лучше.
  3. Уточняйте продолжительность занятий, 30 или 60 минут недостаточно.
  4. Договаривайтесь о практических тренировках, это важно.


Но мало просто пригласить инструктора или самостоятельно оформить лекцию. Обучение нужно документально оформить. Иначе как вы сможете доказать инспектору, что вы его проводили?

Для этого понадобится:

  • программа обучения (либо вопросы, включенные в программу обучения по охране труда);
  • протокол проверки знаний.

Если обучение первой помощи проходит в форме отдельного курса, создайте специальную программу (Пример из приложения Б к ГОСТ 12.0.004.2015).

Как часто нужно проводить обучение работников оказанию первой помощи?

Согласно п. 2.2.4 Порядка обучения, утв. постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29. При трудоустройстве, сотрудники проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим не позднее одного месяца после приема на работу. Проведение периодического обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим не реже одного раза в год.

Тот же Порядок обучения, утв. постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 п. 2.3.1. говорит о том, что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но периодичность — не реже одного раза в три года.

В п.2.3.1 Нет конкретного уточнения, касаемо обучения по оказанию первой помощи.

Как же быть с обучение для руководителей и специалистов?

Дабы избежать предписаний и штрафных санкций, проводить обучение всем работникам (независимо от профессии) организации ежегодно.

Для организации процедуры по обучению есть несколько вариантов:

  • Направлять всех сотрудников в специализированный учебный центр, для прохождения обучения по оказанию первой доврачебной помощи;
  • Для одного из членов постоянно действующей комиссии проверки знаний в области охраны труда организовать обучение как инструктора по оказанию первой помощи, остальных членов комиссии обучить по программе оказание первой доврачебной медицинской помощи в учебном центре и проводить обучение по оказанию первой помощи, а также проверку знаний своей комиссией внутри организации;
  • Если в Вашей организации имеется медицинский работник, вы можете создать отдельную комиссию по проверке знаний оказанию первой доврачебной помощи, состоящей не менее чем из 3-х человек, назначив медицинского работника ответственным за проведение обучения.

Для соблюдения пунктов 2 и 3 Вам понадобятся следующие документы:

  • программа обучения (либо вопросы, включенные в программу обучения по охране труда);
  • протокол проверки знаний.

Итак, получается, чтобы избежать предписаний и штрафов, рекомендуем проводить проверку знаний ежегодно, независимо от профессии.

Чтобы подтвердить, что ваши работники прошли обучение по оказанию первой помощи (внутри своей организации), у вас должна быть программа обучения, а также протокол, в котором своими подписями члены комиссии (заведомо обученные в специализированном учебном центре) подтверждают проведение проверку знаний, а работник ознакамливается с результатом прохождения проверки.

Оказывать первую помощь ребенку в детском саду и школе?

Уметь нужно, но с осторожностью. Принцип действий тот же. Однако будет не лишним разработать необходимую инструкцию, и включить в раздел детской безопасности. В нашем комплекте она называет так:

Инструкция по оказанию первой помощи воспитанникам до прихода медицинского работника и оформлена она примерно так


Оказание доврачебной помощи детям в ДОУ

По общему правилу обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи не является реализацией дополнительных профессиональных программ.

Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи осуществляется за счет средств образовательных организаций.

Для оказания первой доврачебной помощи в детских садах универсальная аптечка. Ниже перечислены препараты, которые должны в ней находиться.

  • Для обработки мелких ран и ожогов — бриллиантовый зеленый (зеленка), бактерицидный лейкопластырь, марганцовка. Последнюю хранят в виде 2-3%-го раствора который предназначен для обработки кожи. Для слизистых оболочек этот раствор разводят в 10 раз, для промывания желудка – в 100 раз.
  • Для промывания нагноившихся ран и отмачивания присохших повязок (при любых ранах на голове и лице желательно присутствие врача) — растворы перекиси водорода, таблетки фурацилина (одна таблетка 0,02 г растворяется в стакане кипятка).
  • Для промывания глаз — глазные капли.
  • Для первой помощи при растяжениях и ушибах- лед, эластичный бинт.
  • При обмороке — нашатырный спирт (осторожно дают понюхать на ватке).

Кроме того, в состав аптечки входят индивидуальный перевязочный пакет, стерильные бинты, вата, салфетки, пузырь для льда, стаканчик для приема лекарств (мерные мензурки) и ванночка для промывания глаз.

Оказывать первую помощь следует спокойно, без суетливости. К травмированному ребенку необходимо отнестись внимательно, сердечно, подбодрить и успокоить его. Всякое повреждение сопровождается резкой болью — при оказании доврачебной помощи, когда под рукой не имеется никаких успокаивающих боль лекарств, слово, обращенное к пострадавшему, является действенным средством, облегчающим страдания.

Спокойная обстановка, душевное отношение к пострадавшему — первое условие оказания доврачебной помощи при серьезных повреждениях. Разумеется, одновременно с этим должны осуществляться неотложные меры по вызову скорой помощи или обращение к медицинскому работнику.

В заключение хочется еще раз напомнить, что даже к легким, на первый взгляд, бытовым травмам надо относиться серьезно и при оказании помощи соблюдать определенные правила, предупреждающие различные осложнения. Необходимо всегда помнить, что от своевременной и правильно оказанной первой помощи на месте происшествия будет зависеть успех дальнейшего лечения.

Оказание первой помощи в ДОУ является одной из обязанностей воспитателя. Но оказывается не во всех ситуациях он имеет право проводить мероприятия по восстановлению здоровья воспитанника. На законодательном уровне указаны состояния и перечень мероприятий по оказанию первой помощи, которые может проводить воспитатель.

Первая помощь — это комплекс срочных простейших мероприятий по спасению жизни человека. Ее оказывает тот, кто находится рядом с пострадавшим до приезда медицинских работников. Также эти мероприятия может провести сам пострадавший, тогда это будет самопомощь. В детском саду ответственность за жизнь и здоровье детей несут воспитатели и организационный медицинский работник.

Оказать первую помощь ребенку должен любой сотрудник, находящийся рядом в этот момент. Однако, нужно понимать, что не все знают, какие действия следует предпринимать. Поэтому воспитатель раз в три года проходит обучение по оказанию первой доврачебной помощи.

Также эта обязанность педагогического работника указана в локальных нормативных актах ДОУ:

инструкциях по охране труда.

Со всеми документами воспитатели должны быть ознакомлены. Если сотрудник не оказал доврачебную помощь, находясь рядом с ребенком, он понесет ответственность за несоблюдение должностной инструкции. Поэтому воспитатели должны прослушать курс по оказанию первой помощи и проводить профилактические мероприятия, чтобы не допустить возникновения ситуаций, опасных для здоровья ребенка.

Также воспитатели должны уметь определять первые признаки заболеваний и симптомы опасных состояний, чтобы выбрать правильный алгоритм действий. С этой информацией в первую очередь должен ознакомить врач или медицинский работник ДОУ. В раздевалке или группе должны быть памятки с перечислением опасных симптомов и алгоритмом действий в определенной ситуации.

Общие рекомендации и алгоритм оказания первой помощи

С детьми могут происходить разные ситуации, но не всегда воспитатель имеет право проводить мероприятия по оказанию доврачебной помощи. Есть случаи, когда совершать какие-либо манипуляции может только медицинский сотрудник. Но в любой ситуации воспитатель обязан вызвать медработника ДОУ или бригаду скорой помощи. На законодательном уровне зафиксировано 8 ситуаций, когда воспитатель обязан оказать доврачебную помощь, и 11 мероприятий, которые он может провести.

Первую помощь педагог может оказывать при следующих состояниях:

остановке дыхания и кровообращения;

появлении наружного кровотечения;

попадания инородного тела в верхние дыхательные пути;

Если воспитанник жалуется на болезненные ощущения в области грудной клетки и животе, у него высокая температура или у него признаки состояний, не относящихся к этом списку, педагог должен вызвать медицинского сотрудника.

Если у ребенка одно из неотложных состояний, воспитатель обязан провести следующий комплекс мероприятий по оказанию медицинской помощи :

нужно проанализировать обстановку и организовать необходимые условия для оказания первой помощи;

определить ясность сознания;

восстановить проходимость верхних дыхательных путей и поддерживать их работу;

определить признаки жизни у пострадавшего;

остановить наружное кровотечение;

определить признаки травм;

придать пострадавшему правильное положение тела;

следить за его состоянием до приезда специалистов и психологически поддерживать его;

передать сотрудникам скорой помощи.

Все эти мероприятия нужно проводить в определенной последовательности в зависимости от состояния ребенка. Но в любом случае воспитатель должен сообщить медицинскому работнику ДОУ о состоянии здоровья ребенка.

Чтобы не допустить появления ситуаций, опасных для здоровья ребенка, нужно проводить профилактические мероприятия. Если соблюдать все рекомендации, то педагоги смогут создать все условия для безопасного пребывания ребенка в детском саду.

Алгоритм действий педагога

В каждой группе и у входа в детский сад должен быть оформлен уголок, посвященный оказанию доврачебной помощи ребенку.

Если возникла ситуация, угрожающая здоровью и жизни воспитанника, педагог должен выполнить следующие действия:

Оценить обстановку и создать для ребенка безопасные условия. Например, отключить электричество или переместить его с проезжей части на тротуар.

Проверить ясность сознания, задав вопрос или прикоснувшись к ребенку. При его отсутствии проверить наличие дыхания.

Если дыхание отсутствует, вызвать скорую помощь и до ее приезда провести сердечно-легочную реанимацию.

Если сознание отсутствует, но дыхание есть, ребенка нужно положить в устойчивое боковое положение. Это необходимо для поддержки проходимости дыхательных путей.

Если ребенок находится в сознании нужно провести осмотр на наличие повреждений и кровотечений. В зависимости от этого провести медицинские мероприятия.

Нужно обеспечить безопасное положение тела ребенка до приезда скорой и оказывать ему психологическую поддержку.

Если на момент происшествия рядом не было родителей или законных представителей, воспитатель может оказывать доврачебную помощь без их согласия. Если они находились рядом, то все действия педагог должен согласовывать с ними.

Транспортировка пострадавшего ребенка

Транспортировка должна быть организована в соответствии со всеми требованиями безопасности. Перемещение травмированного ребенка осуществляется одним из следующих способов:

При перемещении нужно следить за тем, чтобы состоянию ребенка ничего не угрожало. При использовании носилок нельзя идти в ногу, опускать и поднимать носилки нужно по команде. Выбирать положение необходимо исходя из состояния пострадавшего.

Психологическая помощь

Воспитатель должен создать спокойную обстановку, не допустить возникновения паники. Нельзя кричать на детей или совершать агрессивные действия. Следует разговаривать с ребенком, чтобы он чувствовал поддержку, желательно комментировать действия, акцентировав внимание на их положительном эффекте. Необходимо успокоить ребенка, чтобы не ухудшать его состояние.

Во время оказания первой помощи воспитатель должен сохранять спокойствие и проанализировать ситуацию перед проведением необходимых мер. Дошкольный работник не имеет права самостоятельно назначать ребенку препараты и обрабатывать сложные раны. Все это находится только в компетенции специалистов.

Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5–6 лет в детском саду Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду. Воспитатель – это, несомненно, творческая.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Ушибы - результат повреждения мягких тканей и органов тела тупым предметом.

Степень повреждения зависит от силы удара, площади поврежденной поверхности и от значения для организма ушибленной части тела. На месте ушиба быстро появляется припухлость, возможен и кровоподтек (синяк). При разрыве крупных сосудов под кожей могут образоваться скопления крови (гематомы).

•наличие ссадины и (или) синяка на месте ушиба, образование кровоподтека, нарастает припухлость (отек), боль.

Первая помощь:
1. Создать покой поврежденному органу.
2. Придать этой области возвышенное положение.
3. Применить холод (пузырь со льдом, полотенце, смоченное холодной водой), который вызывает местный спазм сосудов, значительно уменьшает кровоизлияние в мягкие ткани.

Раны - повреждения тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающиеся нарушением целости кожи и слизистых оболочек. Различают колотые, ушибленные, резаные, огнестрельные, укушенные раны. Они сопровождаются кровотечением, болью, нарушением функции поврежденного органа и могут осложняться инфекцией.

Раны бывают: Поверхностные, глубокие, закрытые, острые, колотые, резаные, рваные, рубленые, укушенные, ушибленные.

2.Наложить ватно-марлевую повязку из индивидуального пакета (можно наложить на рану несколько стерильных салфеток, накрыть их стерильной ватой и прибинтовать).

Ссадины и царапины – поверхностное повреждение наружных кожных покровов.

1. Удалить с кожи загрязнения марлевой салфеткой, смоченной в слабом растворе марганца или перекиси водорода.

2. Смазать йодом или зеленкой края раны.

3. Накрыть поврежденный участок стерильными бинтом, марлей или салфеткой, сложенной в 4 раза. Повреждения кожи, а тем более глубокие, нельзя засыпать порошками, покрывать мазями, закрывать изоляционной лентой и т.д.

4. Наложить на травмированное место давящуюся повязку.

Ожог – это повреждение кожи, иногда тканей, мышц и костей, связанное с воздействием на кожу огня, электричества или химических веществ. Чем дольше продолжался контакт, тем сильнее будет ожог.

Термический ожог- это повреждение тканей тела, вызванное воздействием высокой температуры (огня, кипятка, пламя, раскаленного утюга).

1 степень- покраснение кожи

2 степень - появились волдыри

3 степень - рана - волдыри лопнули

4 степень - обугливание и отсутствие чувствительности

Признаки термического ожога:

Тепловой и солнечные удары

Тепловой удар – это определенный симптомо-комплекс, возникающий вследствие сильного перегрева организма. Суть теплового удара заключается в ускорении процессов теплообразования и параллельном снижении теплоотдачи в организме. Тепловой удар может случиться как в жаркую погоду, так и в условиях повышенной температуры в душном помещении или транспорте.

Признаки теплового удара:

1.Расстройство сознания, изменения в поведении ребенка (сначала перевозбуждение, затем заторможенность, усталость, апатия и сонливость).

8.Сухая горячая кожа. параллельном снижении теплоотдачи в организме. Тепловой удар может случиться как в жаркую погоду, так и в условиях повышенной температуры в душном помещении или транспорте.

Солне чный удар – это разновидность или частный случай теплового удара, возникающий из-за воздействия прямых солнечных лучей. Вследствие перегрева возникает расширение сосудов головы, соответственно, увеличивается приток крови к этой области.

Признаки солнечного удара:

Первая помощь при тепловом или солнечном ударе:

Обморожение происходит под воздействием низких температур, а его результатом может стать повреждение частей тела или даже их омертвение. Достаточной для обморожения может стать температура ниже -10°С - -20°С. При этой температуре происходят сосудистые изменения, спазмируются мелкие кровеносные сосуды. При температуре ниже -30°С уже гибнут клетки. Ниже -34°С происходит общее охлаждение организма. Это более распространенные условия для обморожения, характерные для зимнего периода. Но даже весной или осенью, при температуре окружающей среды выше О°С, можно получить обморожение кожи. Причинами обморожения будут: сильный ветер, высокая влажность, длительное пребывание на улице.

Признаки обморожения у детей:

Первая помощь при обморожении:

•если на пальцах или запястьях ребенка есть какие-либо украшения – немедленно снять пока не развился отек, также нужно снять носки;

•если у ребенка слабость, сильные отеки в местах обморожения или появились волдыри – немедленно вызывайте скорую помощь;

ВложениеРазмер
Памятка для воспитателей 61.75 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

УШИБЫ РАНЫ ССАДИНЫ ЦАРАПИНЫ Ушибы - результат повреждения мягких тканей и органов тела тупым предметом . Степень повреждения зависит от силы удара, площади поврежденной поверхности и от значения для организма ушибленной части тела. На месте ушиба быстро появляется припухлость, возможен и кровоподтек (синяк). При разрыве крупных сосудов под кожей могут образоваться скопления крови (гематомы ). Симптомы : наличие ссадины и (или) синяка на месте ушиба, образование кровоподтека, нарастает припухлость (отек), боль. Первая помощь: 1. Создать покой поврежденному органу. 2. Придать этой области возвышенное положение. 3. Применить холод (пузырь со льдом, полотенце, смоченное холодной водой), который вызывает местный спазм сосудов, значительно уменьшает кровоизлияние в мягкие ткани. 4. Наложить на травмированное место давящуюся повязку. Раны - повреждения тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающиеся нарушением целости кожи и слизистых оболочек. Различают колотые, ушибленные, резаные, огнестрельные, укушенные раны. Они сопровождаются кровотечением, болью, нарушением функции поврежденного органа и могут осложняться инфекцией. Раны бывают: Поверхностные, глубокие, закрытые, острые, колотые, резаные, рваные, рубленые, укушенные, ушибленные. Первая помощь : Кожу вокруг раны обработать спиртом и зеленкой (1% раствор бриллиантовой зелени). Наложить ватно-марлевую повязку из индивидуального пакета (можно наложить на рану несколько стерильных салфеток, накрыть их стерильной ватой и прибинтовать). Ссадины и царапины – поверхностное повреждение наружных кожных покровов. Первая помощь: 1. Удалить с кожи загрязнения марлевой салфеткой, смоченной в слабом растворе марганца или перекиси водорода. 2. Смазать йодом или зеленкой края раны. 3. Накрыть поврежденный участок стерильными бинтом, марлей или салфеткой, сложенной в 4 раза. Повреждения кожи, а тем более глубокие, нельзя засыпать порошками, покрывать мазями, закрывать изоляционной лентой и т.д.

ОЖОГИ Ожог – это повреждение кожи, иногда тканей, мышц и костей, связанное с воздействием на кожу огня, электричества или химических веществ. Чем дольше продолжался контакт, тем сильнее будет ожог. Термические ожоги Термический ожог - это повреждение тканей тела, вызванное воздействием высокой температуры (огня, кипятка, пламя, раскаленного утюга). 1 степень- покраснение кожи 2 степень - появились волдыри 3 степень - рана - волдыри лопнули 4 степень - обугливание и отсутствие чувствительности Признаки термического ожога: Кружится голова; Кожа бледнеет, становится холодной и влажной; Дыхание поверхностное и учащенное; Пульс слабый и частый; Ребенок плохо реагирует на окружающее. Первая помощь: Прекратить действия поражающего фактора (погасить пламя, убрать раскаленный предмет); С нять одежду и обувь с пораженного участка ; О хладить место ожога водой, льдом, снегом в течение 10 мин; Н аложить сухую стерильную повязку на обожженный участок тела ; Д ать обильное питье; О бработать обожженный участок 30-40%- ным раствором спирта или водкой, или одеколоном. Нельзя: Т рогать руками обожженные участки кожи или смазывать их мазями, жирами; Вскрывать пузыри; У далять различные вещества, материалы, грязь приставшие к обожженному месту.

Тепловой удар – это определенный симптомо -комплекс, возникающий вследствие сильного перегрева организма. Суть теплового удара заключается в ускорении процессов теплообразования и параллельном снижении теплоотдачи в организме. Тепловой удар может случиться как в жаркую погоду, так и в условиях повышенной температуры в душном помещении или транспорте. Признаки теплового удара: Расстройство сознания, изменения в поведении ребенка (сначала перевозбуждение, затем заторможенность, усталость, апатия и сонливость). Расширение зрачков. Одышка, жажда, рвота. Температура более 39,6 градусов. Носовое кровотечение. Учащенный пульс. Мышечные боли. Сухая горячая кожа. Солнечный удар – это разновидность или частный случай теплового удара, возникающий из-за воздействия прямых солнечных лучей. Вследствие перегрева возникает расширение сосудов головы, соответственно, увеличивается приток крови к этой области. Признаки солнечного удара: Сильная головная боль. Покраснение лица. Головокружение. Потемнение в глазах. Тошнота. Первая помощь при тепловом или солнечном ударе: Найти комфортные условия для того, чтобы не продолжалась потеря влаги. Перейти в прохладное место. Освободить ребенка от одежды, уложить. Протереть лицо и конечности влажной тканью. Одновременно с этим небольшими глотками напоить ребенка водой или Регидроном . Если состояние ребенка не улучшается, срочно вызвать бригаду скорой помощи.

ОБМОРОЖЕНИЕ Обморожение происходит под воздействием низких температур, а его результатом может стать повреждение частей тела или даже их омертвение. Достаточной для обморожения может стать температура ниже -10°С - -20°С. При этой температуре происходят сосудистые изменения, спазмируются мелкие кровеносные сосуды. При температуре ниже -30°С уже гибнут клетки. Ниже -34°С происходит общее охлаждение организма. Это более распространенные условия для обморожения, характерные для зимнего периода. Но даже весной или осенью, при температуре окружающей среды выше О°С, можно получить обморожение кожи. Причинами обморожения будут: сильный ветер, высокая влажность, длительное пребывание на улице. Признаки обморожения у детей: бледная, холодная кожа с мурашками или белыми пятнами; дрожь; сонливость или излишняя разговорчивость; трудности с произношением слов, отрывистость речи; кожа теряет чувствительность, становиться твердой на ощупь; температура тела около 35С; потеря чувствительности, онемение; покалывание в онемевших участках тела; появление волдырей как при ожогах. Первая помощь при обморожении: срочно обеспечить ребенку теплое помещение; дать ребенку теплое питьё; не дать уснуть; если на пальцах или запястьях ребенка есть какие-либо украшения – немедленно снять пока не развился отек, также нужно снять носки; в тепле медленно отогревать обмороженные участки – укутайте ребенка одеялами и подложите грелки; если у ребенка слабость, сильные отеки в местах обморожения или появились волдыри – немедленно вызывайте скорую помощь; если произошло обморожение пальцев, то обязательно следует проложить между ними полоски бинта; напоите ребенка горячим чаем или молоком.

Читайте также: