Как должен вести себя соц педагог в школе

Обновлено: 02.07.2024

В школах должность социального педагога появилась недавно – в 2000-х годах. Ранее эти функции выполняли учителя и классные руководители. Социальный педагог должен обеспечивать безболезненное вхождение детей в общество. Специалист обязан уделять внимание контактам с родителями школьников, педагогическим составом, представителями различных молодежных и детских организаций. Школьный социальный педагог должен взаимодействовать с детьми, изучать их психологические и возрастные особенности. Он должен проявлять профессионализм в общении со сложными детьми. Необходимо направлять деятельность на недопущение негативного воздействия на развитие личности каждого школьника.

Социальный педагог – это тот человек в школе, который организует взаимодействие и объединяет усилия школы, семьи, общественности, для поддержки и всесторонней помощи в развитии и воспитании детей.

Деятельность социального педагога в школе

Цель социально-педагогической деятельности: создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.

Для достижения данной цели социальный педагог решает следующие задачи:

  • изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;
  • выявление причин возникновения у учащихся проблем в обучении, проблем в поведении, правонарушений и принятия мер по их устранению;
  • оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости.

Деятельность школьного социального педагога подразумевает взаимодействие с детьми, изучение возрастных и психологических особенностей всех учащихся, организацию различных видов социально-полезной деятельности. Кроме того, деятельность социального педагога направлена на социальную поддержку ребенка и семьи, помощь и направление действий родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей, а при необходимости помогает реализовать правовую защиту. Общение с сложными детьми требует от педагога особого такта и профессионализма.

Социальный педагог занимается своей учебно-воспитательной деятельностью не в классной комнате, как учитель-предметник, а во внеучебной обстановке, что дает ему возможность более близкого знакомства с поведенческими особенностями детей (в частности, девиантным поведением или поведением детей-аутсайдеров). Таким образом, педагог выявляет учащихся, у которых возникли сложности с адаптацией к внешним условиям существования, изучает особенности их характера и поведения, намечает меры и способы оказания помощи таким детям. В настоящее время, когда случаи алкогольной зависимости, наркомании и правонарушений в подростковой среде встречаются довольно часто, в школе обязательно должен проводить свою деятельность социальный педагог.

Функции социального педагога

Функции социального педагога в школе заключается во взаимодействии с:

Функция социального педагога заключается также и в выявлении учащихся, занятых работой (в учебное время). Он следит за тем, чтобы они посещали занятия, контролирует соответствие условий труда, установленных законом норм (в частности, относительно оплаты труда). Социальный педагог держит под контролем выплату пособий и выполнение других социальных льгот, которые положены многодетным семьям (бесплатные завтраки в школьной столовой, обеспечение школьной формой, покрытие транспортных расходов).

Задача такого педагога заниматься исследовательской работой, выявление демографической структуры района, а также социально неблагополучных семей, детей подросткового возраста, склонных к совершению правонарушений, детей, имеющих проблемы со здоровьем. Он должен организовывать проведение различных благотворительных мероприятий, в которых принимают участие дети-сироты и дети с ограниченными возможностями.

Не все подростки знакомы с нормами социального поведения. В этих случаях как раз и пригодится помощь школы и социального педагога, в частности, для того, чтобы познакомить детей с их правами, социальными гарантиями, которые распространяются как на обучение, так и на трудовую деятельность. К числу таких гарантий относятся: предоставление заработной платы, не ниже, чем установленный законом прожиточный уровень, право на получение бесплатного образования и медицинского обслуживания и другие.

Обязанности социального педагога в школе

Обязанности социального педагога заключаются в следующем:

  • создании нормальных доброжелательных взаимоотношений между членами классного коллектива;
  • гуманизации взаимоотношений между детьми;
  • содействии более полной реализации возможностей всех учеников;
  • мерах по защите прав каждого учащегося;
  • проведении общешкольных развлекательных мероприятий, привлечении детей к социально полезному труду;
  • поддержании контактов с семьями школьников;
  • выявлении случаев жестокого обращения с детьми в семьях и меры по защите детей от насилия и эгоизма родителей;
  • выполнении посреднических функций, связывающих ребенка с родителями, государственными органами, в задачи которых входит забота о развитии духовных, физических и психических составляющих ребенка;
  • установлении дружественных толерантных отношений отдельных людей и окружения;
  • способствовании эффективному взаимодействию организаций и институтов, занимающихся.

Деятельность социального педагога направлена на поддержку каждого ребенка, помощи решении возникшей проблемы. Он стремится к достижению школьником укрепление веры в себя, к обретению им чувства личности и дальнейшей реализации в жизни творческого и физического потенциала.

В своей работе социальный педагог школы руководствуется:

1.Конституцией Российской Федерации.

2.Международным документом - Конвенцией ООН о правах ребенка.

3.Международным документом - Декларацией прав ребенка.

4.Федеральным Законом РФ об образовании.

5.Семейным кодекс Российской Федерации.

9.Планом работы школы на текущий учебный год.

10.Школьными локальными актами.

Учитель остается один на один с учениками только на уроке. В остальное время ему помогают психолог, социальный педагог и другие специалисты. Разбираемся, как педагог может взаимодействовать с социальным педагогом и чем они должны друг другу помочь.

Зачем в школе нужен социальный педагог?

Социальный педагог в школе защищает детей от опасного влияния социальной среды — родителей, общества, сверстников, нарушения границ со стороны педагогов. Социальный педагог выявляет детей группы риска, работает с социально незащищенными семьями. Также он передает информацию о правонарушениях в правоохранительные органы и защищает права ребенка в общении с полицией. Учит педагогический коллектив не нарушать права ребенка. Учит родителей понимать ребенка, отстаивать права ребенка, самих себя и всей семьи в общении с государством и обществом.

Когда учитель может и должен обратиться к социальному педагогу?

Возможные и реальные правонарушения школьников. Если учитель был свидетелем правонарушения со стороны своих учеников, он должен рассказать об этом социальному педагогу и заместителю директора. Никто их педагогов не имеет права допрашивать виновного — этим занимается полиция. Учитель может случайно узнать о правонарушении: например, ребята хвастались, как украли чипсы из магазина.

Тогда он может рассказать социальному педагогу о поступке ребят или взять ребят под пристальное наблюдение. Учителю не нужно бояться и считать себя стукачом — социальный педагог не равен следователю. Он поймет, как помочь ребятам, как отучить их от противоправных действий или намерений.

Неправоправное обращение к ученикам со стороны коллег. Учителя стараются уважительно относиться к ученикам, но получается не у всех. Если учитель увидел, как его коллега оскорбил или ударил ученика, он должен поговорить с ним лично. Но стоит поставить в известность социального педагога. Тот может провести индивидуальную консультацию: не обвинять педагога, а понять, что ему помешало общаться с учеником конструктивно. Если таких учителей несколько, то социальный педагог может провести тренинг или лекцию для всех педагогов.

Если учитель сам унизил ученика словом или действием, он тоже может обратиться за помощью к психологу или социальному педагогу. Осознать неадекватность своего поведения и обратиться за помощью лучше, чем скрывать правду от себя, еще больше выгорать эмоционально и снова срываться на детей.

Проблемы в семье у школьников. Социальный педагог обязан работать с семьями учеников. Если учитель видит, что ребенок приходит на уроки с синяками или в постоянно плохом настроении, он должен бить тревогу. Даже если синяков нет, учителю стоит понимать, высыпается ли ребенок, кормят ли его, есть ли у него одежда на каждый сезон. Социальный педагог не только может навестить семью ребенка, он подскажет им, как получить материальную помощь от государства при необходимости.

Правоохранительные органы пытаются нарушить права ребенка. Если полиция задержала несовершеннолетнего, социальный педагог об этом узнает. Но они могут не сообщать ему, что допрашивали ученика без присутствия совершеннолетних. Если учитель узнал об этом, нужно срочно обращаться к социальному педагогу. Тот примет меры — свяжется с правоохранительными органами, подключит юриста школы или правозащитные организации.

С чем социальный педагог может прийти к учителю?

Результаты диагностики. Социальный педагог с помощью опросов и тестов исследует конфликтность детей, склонность к девиантному поведению, задает вопросы о семье, влиянии одноклассников. Чаще всего с результатами он идет к классному руководителю, но может дойти и до учителей-предметников . Стоит выслушать социального педагога и узнать, какие он предлагает пути решения проблем.

Помощь в общении с родителями. Иногда социальному педагогу сложней найти родителей, чем классному руководителю. Он может попросить о знакомстве, совместной встрече. Конечно, контакты родителей записаны в классном журнале, но классный руководитель лучше других знает, когда им можно звонить и как застать дома.

Предложение о проведении мероприятий. Социальный педагог может предложить как классное, так и общешкольное мероприятие. Если он предлагает провести классное мероприятия, скорее всего он видит проблемы в классе и знает, как их решить. Если речь об общешкольном, скорее всего от вас и учеников потребуются идеи и помощь в подготовке. Если мероприятия учтены в школьном плане внеурочной работы, то отказаться от помощи будет трудно. Если оно внеплановое и требует дополнительных усилий и временных затрат, то думайте прежде чем соглашаться. Даже дружба с социальным педагогом не должны привести вас к выгоранию.

Учет получения школьного питания, пособий и так далее. Почти во всех школах классные руководители должны контролировать доступ к бесплатному питанию и материальной помощи. Социальный педагог просто собирает информацию и справки от классного руководителя. С другой стороны, он может помочь донести информацию до родителей: как собрать документы, куда обратиться, что делать, если соцзащита отказывает в помощи. За информацией об отчисленных или выпускниках. Школа обязана отслеживать судьбу отчисленных и выпускников в течение 3-5 лет. Часто этим занимается несколько специалистов — социальный педагог, например, отчитывается перед КДН.

Социальный педагог – это относительно молодая должность, она была введена в 2000 году, но несмотря на это социальный педагог, особенно в крупных городах, есть в каждой школе. Но я не сказала бы, что данная должность является престижной, востребованной или интересной. В ней, как и в любой профессии, есть свои особенности, положительные и отрицательные стороны, о которых стоит рассказать.

Содержание

  • Для родителей
  • Для тех, кто хочет работать социальным педагогом
    • В чем суть работы
    • Особенности работы
    • Условия работы
    • Требования к образованию
    • Зарплата
    • Ведущие профессиональные ценности социального педагога
    • Принципы профессиональной деятельности социального педагога

    Для родителей

    Не секрет, что в школах учатся разные категории семей, разные дети и родители у этих детей тоже разные. В классах часто случаются конфликты, ссоры, драки, выяснения отношений между детьми и между родителями. Раньше всеми подобными вопросами занимался классный руководитель, а иногда подключали завучей или даже директора. Сейчас же система немного изменилась, хоть и сохранила основные моменты.

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Есть несколько основных случаев, когда социальный педагог начинает вести работу с семьей и ребенком:

    1. Систематические прогулы и опоздания;
    2. Неуспеваемость;
    3. Систематические нарушения дисциплины на уроках и переменах;
    4. Совершение правонарушения и вызов на КДН (комиссия по делам несовершеннолетних);
    5. Нанесение телесных повреждений, драки, причинение вреда здоровью других детей;
    6. Употребление алкоголя, наркотических веществ, курение (вейпы и жевательный табак в том числе);
    7. Невыполнение обязанностей родителями или плохое обращение с детьми;
    8. Конфликты между детьми и др.

    Любое из этих нарушений означает, что к разбору ситуации классным руководителем подключается социальный педагог, который будет беседовать как с детьми, так и с родителями. Он ведет определенную документацию, фиксирующую проступки учеников и проведенную работу по каждому случаю. Так, например, социальный педагог при беседе с родителями заполняет соответствующий акт, где необходима подпись всех присутствующих на беседе, также в арсенале имеется протокол и для беседы с детьми.

    Если вас в школу приглашает социальный педагог, не стоит сильно волноваться и приходить в школу с адвокатом. Это обычная беседа, на которой вас проинформируют о случившемся лично, опишут последствия и ответственность за проступок, расскажут о дальнейших путях решения данного вопроса, дадут вам рекомендации. Вы можете отказаться от выполнения рекомендаций, но вы должны понимать, что за все последствия вашего решения и действий вашего ребенка отвечать будете вы сами.

    Если беседы с родителями и ребенком ни к чему не приводят, социальный педагог организовывает Совет профилактики, на которых приглашают родителей и учеников, которые совершили тот или иной проступок. На данном Совете присутствует вся администрация школы, которая обсуждает дальнейшие действия с учеником. В результате беседы ученика могут поставить на внутришкольный контроль (ВШК).

    Если ребенок поставлен на ВШК, с ним работают социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог, завучи, специалисты других организаций, а положительной динамики нет, и ребенок продолжает совершать проступки и правонарушения, то школа (в лице социального педагога) может писать соответствующие письма с просьбой о помощи и содействии в решении вопроса в полицию, КДН, органы опеки и др. организации, сообщая о сложившейся ситуации. Тогда велика вероятность постановки ребенка на учет в полицию, постановка семьи на учет в различных организация и т.д. (зависит от ситуации).

    Для тех, кто хочет работать социальным педагогом

    Куда пойти работать психологу без опыта? В школу социальным педагогом!

    Психологам часто предлагают работу социальным педагогом, но это все-таки не совсем то, что нужно. Можно сказать, что смысл работы психолога и социального педагога чуть ли не противоположный. Даже если привести самый грубы пример, то сразу станет все ясно.

    Психолог ищет причины, чтобы разрешить конфликт, понять, что происходит с ребенком. Социальный педагог объясняет, какая ответственность будет у ребенка, если он что-то совершил, и в некоторых случаях он и реализует эту ответственность (например, постановка на ВШК). Но психологические моменты в работе найти можно, ведь не каждому дано найти верные рычаги для родителей, правильно объяснить им ситуацию, или найти причину поведения ребенка, дать ему верные рекомендации.

    Так что, если у вас совершенно нет опыта, работа социальным педагогом поможет вам многое переосмыслить и понять. Вы будете плотно сотрудничать с психологом школы, часто общаться с родителями, искать способы контакта с детьми. Это в любом случае вам будет полезно как психологу.

    В чем суть работы

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Грубо говоря, вам придется грозить всем пальцем и говорить, что их теперь ждет. Хоть социальный педагог (в теории) должен много общаться с детьми, узнавать, как у них дела в семье, с учебой, с друзьями, на деле все происходит иначе. Акцент делается на работу с документами и беседы с детьми по поводу совершенных ими проступков.

    Особенности работы

    По сути, 18 часов рабочего времени должно быть направленно на изучение документации, законов и положений, которых очень много, заполнению бумаг и отчетов, которых тоже не мало, т.е. на методическую работу. И остальные 18 часов на работу с детьми. Но в реальной жизни выходит все иначе.

    Нагрузка у социального педагога просто бешеная, очень часто он выполняет даже работу других сотрудников, особенно часто работу классных руководителей. При этом времени катастрофически не хватает, приходится регулярно перерабатывать, естественно, за это вам платить никто не будет.

    Это сложная и отчасти неблагодарная работа. Вы сразу же попадаете в эпицентр негатива и агрессии. К вам с добрыми вестями не придут, а придут жаловаться, грубить, упрекать, заявлять о совершенстве своего ребенка (даже если этот ребенок устроит драку). Со многими родителями очень сложно найти общий язык, потому что каждый из них убежден, что это школа должна воспитывать их ребенка, что это школа виновата в том, что происходит. Особенно сложно сейчас, когда школу лишили почти всех прав. Но это, конечно, мое субъективное мнение.

    В данной работе нет оценок качества или показателей (например, у учителей есть успеваемость). Вся ваша профилактическая работа с учениками не поддается оцениванию, вы можете только говорить, а человек сам решает, как ему поступать. Ничего плохого не сделал – ребенок молодец, сделал что-то плохое – школа виновата (и вы в том числе). И поверьте мне, любая организация или любая проверка вам об этом скажет или даст понять другим образом. В каждом случае, начиная от травмы в летнее время и заканчивая суицидом, будет виновата только школа, и вам со всем эти придется разбираться.

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Но не стоит пугаться. Возможно, вам понравится данная работа. Я знаю социальных педагогов, которые горят этим, помогают детям в сложных ситуациях, помогают родителям в вопросах воспитания. Как ни крути, работа с детьми приносит радость и удовлетворение.

    Условия работы

    Социальный педагог работает в отдельном кабинете, причем чаще всего его кабинет расположен на некотором расстоянии от администрации школы. Это связано с некоторыми особенностями работы.

    Соц. педагог работает 36 часов в неделю, имеет нормированный рабочий день, длительность которого обговаривается с директором школы. Например, можно сделать график таким образом, что будут 4 рабочих дня по 8 часов и 1 рабочий день будет сокращенным. В графики обязательно отражаются приемные часы для родителей, как правило, 1 час 1 раз в неделю. Но всем нужно понимать, что прием родителей ведется почти ежедневно в любое время.

    Требования к образованию

    Зарплата

    Это связано, как минимум, с тем, что зарплата социального педагога, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если вы молодой специалист и пошли работать в данную сферу (не имея опыта работы), ваша заработная плата будет около 15-17 тыс. рублей. Ставка социального педагога может увеличиваться, это связано с образованием (есть ли магистратура), опытом работы в данной области, квалификацией. Некоторые учреждения позволяют брать дополнительную нагрузку, например, ведение внеурочной деятельности. Молодым специалистам в течение нескольких лет при определенных условиях могут выплачивать пособия (1000-3500 руб).

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике социального педагога, но на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, классного руководителя, администрации, родителей, ближайших родственников .

    Можно выделить следующие основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении:

    помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

    помощь ребенку в устранении причин , негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы;

    привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению мероприятий, акций;

    распознавание и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка;

    индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей;

    выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

    помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе;

    разработка планов по различным направлениям деятельности школы;

    Я как социальный педагог образовательного учреждения – в первую очередь педагог , а во вторую- собственно социальный работник. Поэтому для меня актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и традиций школы, педагогическое стимулирование активности личности, использование таких социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность.

    Ежегодно в начале учебного года проводится работа по обновлению базы данных обучающихся, их социальной среды, условий жизни.

    Методические рекомендации по организации профилактической работы в отношении несовершеннолетних,

    совершивших противоправные деяния до достижения возраста уголовной ответственности

    Алгоритм деятельности по индивидуальному сопровождению развития ребенка с целью профилактики девиантного поведения строится на принципе опоры на внутренний потенциал развития субъекта, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.

    Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор необходимой информации о нем. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа и т.д.

    Второй этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждаются в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима экстренная социальная помощь и т. д.

    Третий этап - совместная разработка плана решения проблемы: выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого проблемного учащегося.

    Четвертый этап - консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

    Пятый этап - решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

    Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками (Что удалось? Что не получилось? Почему?).

    Седьмой этап - отслеживание и дальнейший анализ результатов выполнения плана решения проблемы, развития ребенка (Что мы делаем дальше?).

    Система комплексной помощи должна строиться по взаимодополняющей цепочке от педагогической поддержки к психолого-педагогическому сопровождению, специализированной помощи.

    Главные педагогические задачи:

    Для социального педагога - защита прав учащихся, регулирование их отношений с семьями.

    Для педагога-психолога - помочь учащимся в формировании оптимистической самооценки, в понимании себя и своих проблем.

    Для заместителя директора по воспитательной работе - создание условий для вовлечения учащихся в социально-значимую деятельность, занятия спортом, систему дополнительного образования, для организации полноценного досуга.

    Для директора образовательного учреждения - ориентация педагогического коллектива на индивидуальный (персонифицированный) подход к учащимся,. подключение к данным вопросам всех членов педагогического коллектива, представителей родительской общественности, Совета по профилактике правонарушений.

    Примерный координационный план работы с детьми "группы риска":

    Классный руководитель:

    1 . Организационная работа:

    Составляет социально-педагогический паспорт класса.

    Составляет характеристики на детей "группы риска".

    Составляет социально-педагогическую характеристику класса в начале и в конце учебного года.

    Выявляет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    2. Работа с родителями:

    Осуществляет связь с родителями.

    Посещает семьи детей "группы риска".

    Проводит консультации для родителей (совместно с социальным педагогом, психологом).

    Организует работу с родительским активом.

    Участвует в работе малого педагогического совета (2-3 раза в месяц).

    3. Работа с учащимися:

    Осуществляет контроль за посещаемостью занятий учащихся.

    Осуществляет контроль за текущей успеваемостью.

    Способствует вовлечению трудных подростков в кружки и секции.

    Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".

    Занимается трудоустройством учащихся.


    Социальный педагог:

    1 . Организационная работа:

    Проводит анкетирование учащихся.

    Организует встречи с родителями.

    Участвует в формировании классов.

    Участвует в подборе классного руководителя (совместно с администрацией школы).

    Составляет картотеки и сводные таблицы на трудных учащихся.

    2. Работа с педагогическим коллективом:

    Доводит до сведения учителей результаты тестирования.

    Проводит консультации для учителей-предметников.

    Разрабатывает рекомендации по работе с детьми "группы риска" и доводит их до сведения педагогов.

    Помогает классным руководителям в выборе тематики для классных часов.

    Участвует в сохранении контингента и предупреждении "отсева" учащихся.

    • Проводит деловые игры для отработки навыков и умений педагогов
    по работе с детьми "группы риска".

    3. Работа с родителями:

    Посещает семьи детей "группы риска" (совместно с классным руководителем) с последующим составлением акта посещения учащегося на дому.

    Приглашает детей "группы риска" и их родителей на малые педсоветы.

    Проводит консультации для родителей.

    Организует работу с родительским активом.

    Участвует в работе малого педагогического совета (2-3 раза в месяц).

    4. Работа с учащимися:

    Посещает уроки с целью наблюдения за учащимися.

    Курирует успеваемость детей "группы риска" совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

    Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".

    Направляет детей "группы риска" (при необходимости) на консультацию к психологу.

    Занимается трудоустройством учащихся. Психолог:

    Проводит консультации для детей и их родителей.

    Помогает в выборе дальнейшего образовательного маршрута.

    Дает рекомендации на районную медико-психолого-педагогическую комиссию (РМППК).

    Проводит индивидуальные беседы с родителями по тактике воспитания.

    Организует ролевые игры с участием родителей и детей (проигрывание конфликтов).

    Обучает родителей приемам коррекционной работы с детьми.


    Заместитель директора по воспитательной работе:

    Организует досуг и кружковую деятельность учащихся.

    Организует летние спортивные лагеря.

    Осуществляет связь с социальными приютами, общественными фондами.


    Малый педагогический совет:

    Приглашает для беседы родителей.

    Разбирает конфликтные ситуации детей "группы риска".

    Предлагает учащимся и их родителям формы дальнейшего обучения ребенка.

    Выходит (в случае необходимости) с административным письмом в ОППН.

    Направляет документацию в комиссию по дела несовершеннолетних и защите их прав, другие образовательные учреждения (специальные образовательные учреждения для детей с девиантным поведением).

    Осуществляет систему контроля за обучением учащихся в школе (классный руководитель, социальный педагог).

    Оформляет документы (при необходимости) в детский дом, социальные приюты.

    Ключевым специалистом "в первом круге помощи" выступает классный руководитель, оказывающий ребенку педагогическую поддержку. Эффективность помощи на этом уровне возрастает, если к ней подключается педагог-психолог, социальный педагог.

    Проблемы, не решенные в первом круге, становятся предметом заботы более специализированных структур - органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Если те или иные проблемы не удается решить на уровне образовательного учреждения, то они становятся предметом деятельности иных специализированных центров и служб (психолого-педагогические консилиумы, центры психолого-педагогической помощи и др.).

    Координатором действий комплексной группы специалистов по организации профилактической и коррекционной работы девиантного поведения несовершеннолетнего, совершившего общественно-опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности, является Совет по профилактике правонарушений образовательного учреждения.

    Алгоритм действий Совета по профилактике правонарушений по факту совершения подростком правонарушения:

    1. Поступление информации от субъектов профилактики о совершении подростком

    Информирование всех лиц, заинтересованных в профилактической работе, по данному факту (педагогический коллектив, родителей).

    Внесение полной информации о несовершеннолетнем, совершившем общественно-опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности, в карту учета.

    Постановка несовершеннолетнего на внутришкольный учет.

    Составление индивидуальной карты социального сопровождения несовершеннолетнего с привлечением всех специалистов системы профилактики.

    6. При необходимости подготовка и направление материала в комиссию по делам
    несовершеннолетних и защите их прав, личное участие в заседании - представление
    интересов подростка.

    Закрепление над несовершеннолетним общественного воспитателя.

    Ведение банка данных несовершеннолетних данной категории.


    Алгоритм действий классного руководителя:

    Сбор информации, характеризующей подростка, его окружение, семью.

    Подготовка необходимых документов для постановки подростка на внутришкольный учет.

    Разработка (корректировка) плана работы с классным коллективом по профилактике правонарушений с привлечением всех субъектов профилактики.

    Разработка (корректировка) плана работы с родителями обучающихся детей.

    5. Ходатайство перед администрацией школы, Советом по профилактике
    правонарушений о закреплении над несовершеннолетним общественного
    воспитателя.

    6. Внесение вопроса о снятии с внутришкольного учета.

    Алгоритм действий социального педагога образовательного учреждения:

    1 .Сбор информации о социальном неблагополучии подростков, обучающихся в образовательном учреждении, или подростках, совершивших правонарушения.

    Изучение социально-педагогических особенностей личности подростка, его микросреды (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы с подростком и родителями).

    Составление индивидуальной карты сопровождения подростка по оказанию социально-педагогической помощи и поддержки (постановка на бесплатное или льготное питание в школе, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью, организация занятости подростков во внеурочное время, индивидуальное трудоустройство и др.).

    4. Осуществление взаимодействия со всеми субъектами профилактики, при
    необходимости привлечение соответствующих служб для работы с подростком.

    При необходимости подготовка и направление материала в КДН, личное участие в заседании КДН - представление интересов подростков, вьшесение вопроса о снятии с внутришкольного учета.

    По необходимости внесение предложения и подготовка документов по устройству подростка в социальной приют, на лишение родительских прав, устройство в приемную семью.

    Анализ социальной адаптации обучающегося и отчет по результатам профилактической работы на Совете по профилактике правонарушений, педагогическом Совете.


    Алгоритм действий педагога-психолога образовательного учреждения:

    1 .Сбор информации о социальном неблагополучии подростков, обучающихся в образовательном учреждении, или подростках, совершивших правонарушения.

    2. Изучение психолого-педагогических особенностей личности подростка, его
    микросреды (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы с подростком и
    родителями), выявление интересов и потребностей и потребностей, трудностей и проблем,
    конфликтных ситуаций, отклонений и поведении обучающегося (анкетирование,
    индивидуальные беседы с подростком, классным руководителем)..

    3. Составление индивидуальной карты сопровождения подростка по оказанию психолого-

    педагогической помощи и поддержки (проведение тренингов, индивидуальных бесед,
    корректирующих занятий).

    4. Составление индивидуальной психолого-педагогической карты семьи подростка

    (коррекция взаимоотношений в семье, общение между родителями и ребенком, проведения
    индивидуальных консультаций, тестирования).

    5. Осуществление взаимодействия со всеми субъектами профилактики, при

    необходимости привлечение соответствующих служб для работы с подростком.

    Информирование педагогического коллектива школы, Совета по профилактике правонарушений о результатах психолого-педагогической коррекции подростка.

    Участие в заседаниях Совета по профилактике правонарушений школы и при необходимости внесение предложений о снятии с внутришкольного учета.

    Читайте также: