Антибиотики план урока 8 класс

Обновлено: 04.07.2024

Задачи урока: раскрыть роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма; познакомить с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека; сформировать представления о строении и функциях органов мочевыделительной системы: почек, мочевого пузыря, мочеточников и мочеиспускательного канала; об особенностях работы почек; о регуляции мочеиспускания. Раскрыть последствия нарушения работы почек, показать причины заболеваний мочевыделительной и основы их профилактики.

Вступительное слово учителя.

В процессе обмена веществ образуются продукты распада. Часть этих продуктов используется организмом, другие удаляются из него. Через лёгкие выводится из организма углекислый газ, вода, летучие вещества. Кишечник выделяет некоторые соли, потовые железы – воду, соли, органические вещества. Основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам. Почки выводят из организма воду, соли, аммиак, мочевину, мочевую кислоту. Через почки удаляются из организма многие чужеродные и ядовитые вещества, образующиеся в организме или принятые в виде лекарств. Почки способствуют поддержанию постоянства состава внутренней среды организма. Излишек воды или солей в крови способен вызвать изменения осмотического давления, что опасно для жизнедеятельности клеток нашего тела. Почки выводят из организма излишек воды и минеральных солей, восстанавливая постоянство осмотических свойств крови. Почки поддерживают определённую постоянную реакцию крови. При накоплении в крови кислых или щелочных продуктов обмена через почки увеличивается выделение излишков соответствующих солей. В поддержании постоянства реакции крови очень важную роль играет способность почек синтезировать аммиак, который связывает кислые продукты, замещая в них натрий и калий. При этом образуются аммонийные соли, которые выводятся в составе мочи, а натрий и калий сохраняются для нужд организма.

Мочевыделительная система состоит из мочеобразующих органов и мочевыводящих органов. К мочеобразующим органам относятся почки, а к мочевыводящим органам относятся мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.



Рис. 1

Почки – парные органы, бобовидной формы, расположенные в брюшной полости. Масса почек – 320 граммов. Почки – биологический фильтр. Правая почка ниже левой т.к. под почками находится печень – самая большая железа нашего организма. Снаружи почка покрыта прочной эластичной капсулой.



Рис. 2

От почки отходят мочеточники. Длина мочеточников – 30 см. Моча плавно по ним идёт в мочевой пузырь. Каждые 7 секунд из почек выходит очередная порция мочи. Мочевой пузырь – непарный орган, ёмкостью 300-500 мл. Выделение мочи происходит рефлекторно. Рефлекс этот вырабатывается к 2–3 годам.

Микроскопическое строение почек:

Структурной единицей почки является нефрон. В каждой почке их около 1 млн. Нефрон образно можно сравнить с жемчужиной, россыпь которой образно хранит в себе почка или драгоценным фильтром, вложенным в простой мундштук. Сверху почка покрыта корковым слоем, а под ним находится мозговой слой. В нём находятся капсулы Шумлянского, похожие на рюмочки. В рюмочках находится капиллярный клубочек, который окружён капсулой Боумена, которая переходит в почечный каналец.



Рис. 3

Почка дарит нам “чудесную сеть артерий”. Нигде в организме не встречается такая последовательность сосудов: артерия, капилляр, артерия. Моча образуется в нефроне. Образование мочи идёт в 2 этапа:

Этапы Процессы Где образуется Состав
Образование первичной мочи Фильтрация В капсуле Плазма без белка
Образование вторичной мочи Обратное всасывание В канальцах Мочевина, мочевая кислота, креатин.

Состав мочи определяется состоянием организма. Если человек страдает сахарным диабетом, то у него в моче появляется сахар. Если пища богата углеводами, то после тяжёлой физической работы в моче может появиться сахар. Почки синтезируют биологические активные вещества (ренин – фермент, участвующий в биохимических процессах). Всего за сутки образуется 1,5 л мочи.

Учащимся выдаются бланки с анализом мочи мнимого больного. Задание учащимся – есть ли отклонения в анализах мочи? (Приложение 2) Результаты записывают в таблицу:

Отклонения от нормы Что можно предпринять Симптомы
Наличие глюкозы Нарушение работы поджелудочной железы. Сахарный диабет. Сухость во рту. Большая потребность в питье.
Наличие белка Поражение почечных клубочков и капсул. Отёки
Наличие патогенных организмов Воспалительные заболевания мочевыделительной системы Повышенная температура, боль в пояснице.

Почки – жизненно важный орган и нарушение в их работе приводит к почечным заболеваниям.

Причины Профилактика
Переохлаждение организма Избегать переохлаждения, держать ноги в тепле.
Восходящая инфекция Соблюдение правил личной гигиены
Употребление алкоголя и курение Отказ от вредных привычек
Антибиотики Использование травянистых растений
Острая пища Рациональное питание

Почечные заболевания: энурез, пиелонефрит, цистит, мочекаменная болезнь. Энурез – недержание мочи; цистит – воспаление мочевого пузыря; пиелонефрит – воспаление почечной лоханки.

Предупреждение заболеваний требует соблюдения определённых гигиенических правил: правильное питание, своевременное лечение зубов, ангин, закаливания, осторожного обращения с лекарствами, ядами, соблюдение правил личной гигиены.

Они как два больших боба,
На связках закрепились.
У позвоночного столба,
Уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь,
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки,
Нефронов целый млн,
Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм
А что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть,
Что нам всего дороже
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже.

Разработка открытого мероприятия по теме "Антибиотики"даст возможность провести и открытое мероприятие, конкурсное занятие, урок по антибиотикам. Студенты познакомятся и закрепят знания по всем свойствам антибиотиков, познакомятся с правилами фарманализа, фармакологическим действием, применением.

Содержимое разработки

Павлодар облысының әкімдігі Павлодар облысы

Денсаулық сақтау басқарма сының

управления здравоохранения Павлодарской области,

акимата Павлодарской области

ПракТикалы қ сабақтың

әдістемелік өндеуі

Методическая разработка

практического занятия

Маковская И.А.

Павлодар, 2017 ж/г

Өткізу күні/ Дата проведения: 0 6.01.2017ж/г

Топ/ Группа: 310

Сабақтыңмақсаттары/ Цели занятия :

Б ілі мд ік / Образовательная :

ознакомиться с номенклатурой и классификационными группами антибиотиков;

изучить особенности фармакокинетики и фармакодинамики антибиотиков, в зависимости от групповой принадлежности;

изучить правила рациональной антибиотикотерапии и разведения препаратов;

Дамытушылық/Развивающая:

активизация познавательной деятельности;

развивать логическое клиническое мышление, память;

способность выделять главное в информативном тексте;

обобщать полученную оперативную информацию, делать оформленные выводы;

развивать межличностные навыки, адекватное отношение к критике;

развивать профессиональную речь.

Тәрбиелік/Воспитательная:

прививать интерес к изучаемому предмету, сознательное отношение к процессу обучения;

формировать коммуникативные способности, умение работать в группе;

формировать бережное, рациональное отношение к использованию лекарственных препаратов;

воспитание ответственного отношения к выполняемой работе, чувства милосердия, бережное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

воспитание этики и деонтологии среднего медицинского работника.

Сабақ типі/Тип занятия : Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

Сабақтың өткізу формасы/Форма проведения занятия: Работа в микрогруппах

Өткізу әдіс-тәсілдері/Методы обучения : Словесный, Практический, Частично-поисковый.

Пән аралық байланыс/ Межпредметн ые связи :

Патология- понимание протекания патологических процессов.

Основы латинского языка с медицинской терминологией- знание лекарственных форм и умение их выписать на латинском языке, понимание клинических терминов.

Микробиология - основные разделы микробиологии (виды возбудителей, отличия граммнегативных и граммпозитивных микроорганизмов, строение клеточной стенки и цитоплазматической мембраны возбудителей).

Биохимия - синтеза белка и нуклеиновых кислот.

Пән ішілік байланыс / В нутрипредметн ые связ и :

Общая рецептура- знание характеристик лекарственных форм, выписывание их в рецепте.

Общая фармакология- знание основных фармакокинетических и фармакодинамических характеристик лекарственных препаратов.

Са бақ ұзақтығы/ Время проведения занятия : 180 минут

Өткізілетін орны/ Место проведения: аудитория №

Әдебиет/Литература:

Основная: В.Н Виноградова, Каткова Е.Б, Мухин Е.А. Фармакология с рецептурой учебник для медицинских и фармацевтических училищ и колледжей/ под ред. В.М. Виноградова. – 5-е изд., испр.-СПб: СпецЛит, 2009.-864с.

Фармакология с общей рецептурой: учеб./ Майский В.В., Аляутдин Р.Н. – 3-е изд., доп. И перераб. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.-240с.

Дополнительная: Фармакология с общей рецептурой: учебник / Д.А. Харкевич.-3-е изд., испр. И доп.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010.-464с

Фармакология: Учебник для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов медицинских вузов / Под ред. Р. Н.Аляутдина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004-2008.

Харкевич Д. А. Фармакология: Учебник для студентов медицинских ВУЗов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002-2008..

Общая рецептура (учебное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов) / Под. ред. С. В.Скальского.- Омск: Изд-во ОмГМА, 2006.

Сборник задач по фармакологии : учебное пособие для вузов (рекомендован УМО) / под ред. Н. А.Пеньевской, С. В.Скальского. – Омск: Изд-во ОмГМА, 2007-2009.

Машковский М. Д. Лекарственные средства. - М., 2000 – в 2-х томах (можно пользоваться более поздними изданиями)

Сабақтін хронологиялық картасы / Хронокарта занятия

Сабақ бөлімдерінің атауы – Наименование раздела занятия

Уақыты /Время – 180 мин.

Ұйымдастыру –мақсаттық кезеңІ / организационн о-целевой этап

операция-танымдық кезеңі/ Операционно-познавательный этап

Теориялық білімнің актуализациясы/

Актуализация теоретических знаний

Оқу жұмысының мотивациясы /

Мотивация учебной деятельности

Жаңа білімді білік пен дағдыларды меңгеру/Этап усвоения новых знаний, умений, навыков

студенттердың өздіктерінен істейтін жұмыс/ Самостоятельная работа студентов

Жаңа білімді , білік пен дағдыларды бекіту кезеңі /Этап закрепления новых знаний, умений, навыков

Рефлексивті бағалау кезеңі / рефлексивно-оценочный этап

сабақтың қорытынды кезеңі/Заключительный этап занятия

Сабақты қорытындылау /Подведение итогов занятия

Үй тапсырмасы бойынша мәлімет беру /

Информация о домашнем задании

Сабақ барысы/Ход занятия

Ұйымдастыру –мақсаттық кезеңІ / организационно-целевой этап – 5 минут

Мақсаты / Цель: Создание рабочей обстановки для формирования новых знаний, умений и навыков .

Оқытушының іс-әрекеті/

Студенттердің іс әрекеті / Деятельность студентов

проверка посещаемости, готовности к занятию

проверка наличия оснащения

-ознакомить студентов с темой и цел ями занятия:

Ознакомиться с номенклатурой и классификацией антибактериальных препаратов , запомнить латинские названия и основные формы выпуска лекарственных средств

Ознакомиться с фармакодинамикой и фармакокинетикой препаратов, механизмом антибактериального действия, усвоить спектр действия.

Изучить показания к применению, особенности применения препаратов, побочное действие, противопоказания.

Изучить правила рациональной антибиотикотерапии.

Освоить элементы сравнительного анализа эффективности антибиотиков путем решения фармакотерапевтических задач

вовремя быть на рабочем месте

подготовить рабочее место

знакомятся с темой и целями занятия

подготовиться к актуализации пройденного материала

операция-танымдық кезеңі/ Операционно-познавательный этап – 30 минут

2.1 Теориялық білімнің актуализациясы/Актуализация теоретических знаний- минут

Мақсаты/Цель: контроль и оценка качества знаний студентов по теме практического занятия.

Оқытушының іс-әрекеті/

Студенттердің іс әрекеті / Деятельность студентов

Приложение № 1,3 (интерактивная доска)

Приложение № 2

Отвечают на заданные вопросы, выписывают рецепты, выполняют задания.

2.2 Оқу жұмысының мотивациясы / Мотивация учебной деятельности – 10 минут

Мақсаты/Цель: вызвать у студентов интерес к изучаемой теме, подготовить к активному усвоению новых знаний, умений и навыков .

Оқытушының іс-әрекеті/

Студенттердің іс әрекеті / Деятельность студентов

Подчеркнуть значимость данной темы. Заинтересовать студентов актуальностью темы. Создать положительный эмоциональный настрой на весь период занятия.

Вступительное слово преподавателя

Что такое химиотерапия?

Химиотерапия — этиотропный метод лечения. Поэтому одним из главных ее принципов является обязательное установление этиологии болезни до начала применения химиотерапевтических средств, чтобы выбрать из них препарат, обладающий наиболее высокой активностью в отношении возбудителя данной болезни.

Чем отличается химиотерапии от фармакотерапии?

В настоящее время антибиотики прочно заняли место в группе препаратов, обладающих этиотропным действием. Этиотропность антибиотикотерапии, выбор и назначение препарата с учетом свойств выделенного возбудителя являются основным принципом, которого необходимо придерживаться, особенно в связи с широким распространением устойчивых форм возбудителей. Имеющиеся антибиотические препараты по своей химической структуре относятся к различным соединениям и обладают отличающимся механизмом действия на микроорганизмы. Этиотропная терапия предполагает целенаправленное применение антимикробных препаратов против установленного возбудителя инфекции и является по своей сути более совершенной и наиболее предпочтительной. Обладать этиотропностью, т. е. подавлять жизнедеятельность и развитие возбудителя болезни или опухолевых клеток либо уничтожать его в тканях и средах организма.

Инфекционные болезни долгое время были бичом всего человечества. Даже после того, как было доказано, что инфекции вызываются болезнетворными бактериями, почти сто лет не существовало хороших антимикробных средств.

Три важных фактора повлиявших на продолжительность жизни человека:

Санитария и гигиена

Активизируется мыслительная деятельность, настрой на дальнейшую работу.

Предполагаемый ответ

Химиотерапи́я — лечение какого-либо инфекционного, паразитарного заболевания либо злокачественной опухоли (рака) с помощью ядов или токсинов, губительно воздействующих на инфекционный агент — возбудитель заболевания, на паразитов или на клетки злокачественных опухолей при сравнительно меньшем отрицательном воздействии на организм хозяина. Яд или токсин при этом называется химиопрепаратом, или химиотерапевтическим агентом.

Предполагаемый ответ

В отличие от фармакотерапии, в которой имеется всего два участника — фармакологический агент (лекарство) и подвергаемый его воздействию организм, в процессе химиотерапии имеется три участника — химиотерапевтический агент, организм хозяина и подлежащий убиению паразит, инфекционный агент или клон злокачественных опухолевых клеток.

3. Жаңа білімді білік пен дағдыларды меңгеру/Этап усвоения новых знаний, умений, навыков – 40 минут

Мақсаты/Цель: формирование у студентов системы знаний, практических умений и навыков по заданной теме, развитие логического клинического мышления, активизация познавательной деятельности.

Оқытушының іс-әрекеті/

Студенттердің іс әрекеті / Деятельность студентов

Презентация.

- знакомит со списком обязательных для запоминания препаратов.

-предлагает в соответствии с алгоритмом, изучить классификационные группы антибиотиков.

-инструктаж и демонстрация техники выполнения практической работы (дидактический материал, задания по подробной групповой характеристики препаратов антибиотиков, список обязательных к запоминанию препаратов).

Приложение № 4,5

-изучают и конспектируют базовую информацию по изучаемой теме, алгоритмы действия.

-дублируют действия преподавателя.

- выписывание рецептов на препараты антибиотиков с фармакологическим анализом лекарственных препаратов.

- один из членов группы презентует изученную группу антибиотиков, представляя информацию в соответствии с алгоритмом характеристики фармакологической группы.

Условие: студенты разбиваются на микрогруппы по 2-3 человека (6 групп)

4. студенттердың өздіктерінен істейтін жұмыс/ Самостоятельная работа студентов – 40 минут

Мақсаты/Цель: развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда. Развитие практических умений и навыков.

Оқытушының іс-әрекеті/

Студенттердің іс әрекеті / Деятельность студентов

- контроль и совместная работа по качеству усвоения умений и навыков.

-предлагает студентам провести сравнительный анализ препаратов по предложенным параметрам, результаты отразить в таблицах.

-решение задач по разведению антибиотиков и расчету доз.

- разбор затруднительных случаев расчетов у доски.

Приложение№ 6,9

- -используя справочную литературу и дидактический материал, информацию презентации, заполняют таблицы со сравнительным анализом препаратов.

-озвучивают результаты анализа по исследуемым параметрам.

-решение задач по разведению антибиотиков.

5. Жаңа білімді , білік пен дағдыларды бекіту кезеңі /Этап закрепления новых знаний, умений, навыков – 35 минут .

Мақсаты/Цель: закрепить, систематизировать знания по новой теме, активизировать мыслительную деятельность.

Оқытушының іс-әрекеті/

Студенттердің іс әрекеті / Деятельность студентов

-работает совместно со студентами над качеством усвоения умений и навыков

- предлагает студентам тестовое задание с последующим общим обсуждением

-предлагает студентам в малых группах (2-3 человека) ситуационные задачи по определению и обоснованию выбора антибактериального препарата, отвечающего заданным параметрам.

-фиксация основных правил антибиотикотерапии

Приложение № 7,8

-проводят самоконтроль и взаимоконтроль по качеству усвоения умений и навыков

-тестовый контроль: ответы на вопросы теста, общее обсуждение результатов.

-студенты в малых группах решают задачи, обосновывают выбранные варианты, аргументировано презентуют решения.

- конспект основных правил антибиотикотерапии.

6. Рефлексивті бағалау кезеңі / рефлексивно-оценочный этап – 10

Мақсаты/Цель: Обобщить знания студентов по данной теме, проверить усвоение темы, сделать выводы.

Оқытушының іс-әрекеті/

Студенттердің іс әрекеті / Деятельность студентов

-преподаватель задает вопросы, анализирует уровень и качество выполнения заданий студентами, исправляет допущенные ошибки, делает общее заключение по теме .

Аргументированно отрицают или подтверждают существующие утверждения, касающиеся антибиотиков.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Высказывают свое мнение об изученной теме, трудностях, возникших по ходу занятия, пожелания.

7. сабақтың қорытынды кезеңі/Заключительный этап занятия –10 минут.

7.1 Сабақты қорытындылау/подведение итогов занятия – 5 минут

Оқытушының іс-әрекеті/

Студенттердің іс әрекеті / Деятельность студентов

-п одводит итоги занятия, комментирует полученные оценки

Адекватно оценивают свои возможности, адекватно относятся к замечаниям и критике преподавателя.

Үй тапсырмасы бойынша мәлімет беру /Информация о домашнем задании – 5 минут

Оқытушы іс әрекеті /

Деятельность преподавателя

Оқушылар іс әрекеті /

Деятельностьстудентов

-с ообщает домашнее задание; список учебной, справочной литературы с указанием автора и страниц.

-отмечают в тетрадях домашнее задание

Приложение 3


Кроссворд по предмету "фармакологии" на тему "Антибиотики"


По горизонтали

1. Укажите противотуберкулезные средства с умеренной эффективностью.

2. Укажите наиболее эффективные противотуберкулезные.

3. Укажите препараты из группы фторхинолонов.

5. Укажите противотуберкулезные средства средней эффективности.

7. Укажите бактерицидные антибиотики.

9. Какие антибиотики угнетают синтез белка в микробной клетке.

10. Отметить противогрибковые средства, применяемые при дерматомикозах.

11. Какие антисептические и дезинфицирующие препараты относятся к галогенсодержащим.

14. Укажите сульфаниламиды резорбтивного действия.

15. Характерные побочные явления, которые могут возникать при использовании аминогликозидов.

17. Отметить сульфаниламиды, действующие в просвете кишечника.

18. Указать противовирусные средства, угнетающие адсорбцию вируса на клетку и процесс высвобождения вирусного генома.

19. Укажите препараты пенициллинов длительного действия.

20. Укажите комбинированные препараты сульфаниламидов с триметопримом.

21. Укажите противопоказания для применения офлоксацина.

22. Какие антибиотики влияют на проницаемость мембраны микробной клетке.

24. Отметить противовирусные средства, повышающие устойчивость клетки к вирусу.

По вертикали

1. Отметить противобластомныеалкилирующие соединения.

4. Какие антисептические и дезинфицирующие препараты относятся к органическим соединениям.

6. Какие антибиотики угнетают синтез клеточной стенки в микробной клетке.

8. Укажите побочные эффекты фторхинолонов.

12. Укажите антибиотики группы цефалоспоринов 1-го поколения.

13. Что применяется для лечения кандидомикозов.

16. Укажите бактерицидные антибиотики.

23. Укажите аминогликозиды 3-го поколения.

Критерии оценивания

неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение заданий;

неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, неправильное выполнение заданий.

Не удается найти данную запись в таблице context базы данных.

Debug info: SELECT * FROM WHERE />[array (
0 => 994683,
)]
Error code: invalidrecord

  • line 1451 of /lib/dml/moodle_database.php: dml_missing_record_exception thrown
  • line 1427 of /lib/dml/moodle_database.php: call to moodle_database->get_record_select()
  • line 5360 of /lib/accesslib.php: call to moodle_database->get_record()
  • line 1433 of /lib/accesslib.php: call to context::instance_by_id()
  • line 3875 of /lib/filelib.php: call to get_context_info_array()
  • line 37 of /pluginfile.php: call to file_pluginfile()

СДО Комплект Русский Moodle

На базе СДО Комплект Русский Moodle

- сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах:

- сформировать умения распределять витамины по группам : жирорастворимые, водорастворимые.

– сформировать умения описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и развития организма;

- сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе.

2. Деятельностные:

- сформировать умение ставить цель;
- научить выбирать способ решения поставленной задачи;
- научить сравнивать, анализировать, классифицировать;
- научить оценивать и корректировать свою деятельность;
- научить работать в группе;

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитее навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД : умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Тип урока и форма его организации - урок изучения нового материала

с элементами проблемной технологии.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация

пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего

лимона, горячая вода; раздаточный материал: инструктивные

карточки для проведения практической работы.

Без витаминов жить нельзя!
Они – надёжные друзья.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Вячеславовна. Я очень рада видеть вас. Все мы очень разные и вместе с тем чрезвычайно похожи. Сейчас мы это проверим.

Кто любит лакомиться мороженым – поднимите вверх правую руку, у кого дома есть домашние животные – левую. Кто любит свою семью – хлопните в ладоши, у кого есть друзья - улыбнитесь.

Вот видите, мы теперь больше знаем друг о друге.

Организм не может функционировать без органов, так и учитель – без своих учеников, поэтому я рассчитываю на вашу активную работу.

И надеюсь, что дух партнерства поможет нам в этом.

Теперь обратите внимание на доску. На ней записаны слова Генриха Форда, которые я предлагаю взять в качестве девиза урока:

Собраться вместе – это начало.

Держаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех.

Актуализация знаний.

Учитель. К вам на урок я пришла с гостинцами. В современном обществе, чтобы узнать, что то новое, может даже совершить открытие для себя, достаточно обратится к источникам информации (книга, интернет) а вот например в 19 для познания мира, отправлялись в экспедиции. Некоторые из которых заканчивались трагически. Во время экспедиции Васко да Гамы в Индию погибло 100 человек экипажа из 160. Как вы думаете есть ли связь между моими гостинцами и трагизмом экспедиции Васко да Гамы ?

Тема сегодняшнего урока: Витамины. (Слайд)

- Что вы слышали о витаминах? ( Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению ).

Значит сегодня на уроке у нас какая цель?

- узнать что за вещества витамины;

- значение витаминов для организма человека;

Поэтому цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов.

Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.

Изучение нового материала.

Ребята обратимся к вашим учебникам, страница 160. Найдите определение Что такое витамины?

Витамины - это органические вещества, поступающие в организмы человека и животных с пищей или синтезируемые ими, необходимые для нормального обмена веществ.

Витамины открыл русский ученый – врач Николай Иванович Лунин в 1881году.

Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь".

Сейчас известно около 50 видов витаминов, делятся на две группы

ЗАПИСЬ В МАРШРУТНОЙ КАРТЕ

Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

Ферменты- это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма.
Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ.

В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D ) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В 1 , В 6 , В 12 ). Сейчас их известно около 80 видов.

Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D , Е, К).

Наибольшее количество витаминов имеется в растительных продуктах, но некоторые содержатся только в животных продуктах.

При недостатке или избытке витаминов в организме развиваются заболевания .

При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина. Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.

Узнаем о некоторых витаминах подробнее .

Работа с информацией по группам. Научные лаборатории, выберите заведующего, консультант-биолог, диетолог, биохимик.

Инсерт . (Дать название витамину, суточную норму, функции и проявление авитаминоза.)

РАБОТА 3 МИНУТЫ

Характеристика витаминов

ВЫКЛЮЧИТЬ МУЛЬТИМЕДИА

Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.

ПОДНИМИТЕ ПРАВУЮ РУКУ, КТО СЧИТАЕТ, что Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

ПОДНИМИТЕ ЛЕВУЮ РУКУ, КТО СЧИТАЕТ, что Витамины есть не только в овощах и фруктах.

ВСТАНЬТЕ ТЕ, КТО СЧИТАЕТ, что не верным суждение чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

ПОКИВАЙТЕ, если вы согласны, что в период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

В связи с этим какой витамин самый важный?

Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.

Если бы мы отправлялись в экспедицию, какие продукты мы взяли - бы?

Практическая работа по определению витамина С.

А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне.

Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании.

Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.

“ Определение витамина С”

1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

3. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, по каплям добавьте его в раствор крахмального клейстера. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

4. Нагрейте сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте предыдущий опыт с остывшим соком.

6. Сделайте вывод.

После выполнения работы учащиеся делают выводы:

витамин С содержится в свежем лимоне, его соке;

витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.

Сохранение витаминов в продуктах питания, действительно проблема, попробуем её разрешить

Самостоятельно проанализируйте текст параграфа 38 стр.162 и разработайте правила

сохранения ВАШЕГО витамина в продуктах питания?

КАЖДЫЙ ЗАПИСЫВАЕТ СВОЕ, СОВЕТУЮТСЯ, САМОПРОВЕРКА, ВЫБИРАЮТ ГЛАВНОЕ ОЗВУЧИВАЮТ И РАЗМЕЩАЮТ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ВКЛЮЧИТЬ МУЛЬТИМЕДИА

ПОСМОТРИМ ЧТО У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ ---(Слайд)

Вывод: таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто – то любит выпить чашечку кофе?

- А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?

Мешает усвоению витаминов:

кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;

У кого-то дома есть курящие взрослые?

никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;

алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;

аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;

антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;

снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D , Е, В 12 , сильно снижают уровень кальция.

Закрепление изученного материала.

Ребята, на следующий год вы будите сдавать ОГЭ, так вот по биологии экзамен включает задания из темы Витамины, давайте познакомимся с некоторыми

Решение проблемной задачи

Группе А. Экспедиция В.Беринга закончилась трагически. Моряки и сам Беринг заболели, болезнь выражалась в том, что кровоточили десна, шатались и выпадали зубы, образовывались синяки на теле, что говорило о кровотечении из сосудов. Многие умерли. Что это была за болезнь? Как можно было спасти моряков? (Гиповитаминоз витамина С вызвало цингу. Были необходимы свежие овощи, отвар шиповника, варенье черной смородины).

Группе С. Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач? ( Гиповитаминоз витамина В).

Группе В. Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, темнеет, ногти крошатся, а волосы стали ломкие и секутся. Что бы вы ответили своей знакомой?

( Гиповитаминоз витамина А, необходимо есть овощи и фрукты, содержащие этот витамин).

Группе D. На одном из уроков ученик мне сказал, что съел сразу всю упаковку витаминов, и ничего с ним не было. Что бы вы ответили на моем месте? (Внешние симптомы могут сразу и не проявиться, но может быть нарушение работы внутренних органов, особенно почек и печени).

ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ

Закрепление материала урока.

1.Витамины – биологически активные вещества, они способствуют обмену веществ в организме.

2. Люди употребляют витамины в большом количестве, и это правильно.

3.Недостаток одного витамина не приводит к сбоям в работе нашего организма, не может вызвать тяжелую болезнь.

4.В организме человека витамины не образуются или образуются в очень небольших количествах.

5.Основным источником витаминов являются растения.

6.Витамины способствуют образованию ферментов.

7.Овощи для варки нужно класть не в кипящую, а в холодную воду.

8.Витамины разрушаются при контакте с кислородом.

В заключении урока давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.

Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.

Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.

Больше времени бывать на улице.

Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.

Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.

Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.

Не злоупотреблять витаминами.

Какие ассоциации возникают к термину ВИТАМИН

СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ-

Красная – было трудно

Желтая- проблемы были, ноя с ними справился

Зеленаая- все было интересно, справился со всеми заданиями.

Домашнее задание: (Слайд)

(Полезны любые витамины. Но все же лучше пить, так называемые нутрицевтики – витамины нового поколения, полученные из натуральных овощей и фруктов.)

1.Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой ?

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года? А – да Б – нет

.4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам ?А – да Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень? А – да Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе? А – да Б – нет

Подсчет результатов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни

Посмотрим на наши корзины, как они наполнены (подсчет витаминов и итог работы групп)

Я благодарю вас за работу на уроке. Результат работы виден по карзинам (считаем витамины-знаний). Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

За вашу активность, помощь реальные витамины, угоститесь мандаринами, источник витамина С. Будьте здоровы!

Список литературы

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методика для учителя. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2011.

Читайте также: